Психология личности: определение, что изучает, ключевые свойства и особенности
Содержание:
Понятие личности в философии
Этимология слова «личность» в русском языке связана с терминами «лицо» и «лик».
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
В то же время понимание сущности личности связано с рядом ее структурных качеств – деятельностью, психической направленностью, сознательной ориентированностью, индивидуальной культурой (знаниями, умениями и установками).
Определение 5
Под личностью понимают человека, который оценивается не только с позиции его базовых свойств (качеств), но и со стороны его духовных, социальных и физиологических особенностей.
Т.е. в данном контексте мы можем рассуждать о мере самой личности, проявляющейся в ее свойствах и особенностях и выражающейся в деятельности и различных общественных позициях. Наиболее часто встречается сочетание достоинств и скрытых наклонностей человека, что прямо и косвенно определяет протекание разных общественных явлений и процессов. Если мы говорим о мере личности, то можно связать и охарактеризовать такие социальные явления как диктатура и гуманизм, конформизм и авантюризм, революция и террор и т.д. Также в этом случае можно определить и классификацию личности. Например, с данной целью методологически возможно использовать персоны В.И. Ленина и императора Николая II, Фрунзе и Врангеля, Гитлера и Сталина, Ельцина и Хрущева и др.
Самое важное качество человека как личности – это его целеполагающая деятельность. Личность – это активно действующий социальный субъект, который может изменить среду своего обитания
Также личностью является мыслящий (обладающий интеллектом и функциональным сознанием) и психически здоровый человек, у которого есть своя культура. Данные качества неразрывно связаны между собой. Поэтому личностью является не только носитель общественных отношений, но и человек, оказывающий обратное влияние на них в соответствии со своими индивидуальными свойствами, особенностями и способностями, интеллектом и опытом, профессионализмом и организованностью, а также своей собственной культурой.
Вне зависимости от того, следует ли индивид мнению большинства или же предпочитает выяснять все самостоятельно эмпирически, в каждом отдельном случае он демонстрирует персональную позицию человека, которая соответствует его пониманию реальности вместе с условиями бытия.
Личность является общественно и социально-деятельным и индивидуально неповторимым человеком.
Потом был Шпрангер
Более ста лет назад немецкий философ Эдуард Шпрангер создал свою типологию
личности, заложив один из важнейших аспектов в социологии. Он выделил шесть
ключевых «идеальных» типов личности — в зависимости от их мотивационной направленности. Вот их базовые черты:
- социальный: стремится к общению и выстраиванию социальных связей;
- эстетический: склонен к самовыражению и самокопанию;
- экономический: все время ищет выгоду и все измеряет через призму полезности;
- теоретический: имеет ориентацию на приобретение новых знаний;
- религиозный: ищет высший смысл жизни;
- политический: нацелен на господство.
Были и другие попытки «всех посчитать»: Эрнст Кречмер разделял людей на типы по конституции тела, а Карл Густав Юнг первым разграничил всех на экстравертов и интровертов.
Ссылки
Учебники по психологии личности
- Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ
- Холл К., Линдсей Д. Теории личности
- Старовойтенко Е.Б., Психология личности в парадигме жизненных отношений
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии
- Щербатых Ю.В. Общая психология. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии
Теории личности
- Фрейд З. Введение в психоанализ лекции 1-14.
- Юнг К.Г. Проблема души современного человека
- Берн Э. Игры, в которые играют люди
- Фромм Э. Искусство любить
- Маслоу А. Основные допущения о природе человека
- Эриксон Э. Восемь возрастов жизни человека
- Роджерс К. Полноценно функционирующий человек
- Франкл В. Основные понятия логотерапии
- Лэнгле А. Психотерапия — научный метод или духовная практика?
- Мэй Р. Открытие бытия
- Уколова Е. М. Идея личности в учении Виктора Франкла. Дисс. канд. психологич. наук. – М.: 2020.
Научно-популярные ресурсы по психологии личности
- Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных
- Библиотека по психологии и саморазвитию
- Статьи по популярной психологии
- Статьи по психологии. Психология отношений
- всего от athene’s (Новое в неврологии, квантовой психологии -фильм)
- Статьи по психологии
Личность: характерные качества
Есть несколько основных качеств и индивидуальных особенностей, которые наиболее точно и полно могут охарактеризовать личность. Хотелось бы разобрать каждое качество личности отдельно. Каждая личность имеет характер, волю, эмоции и мотивацию. Эти качества способны хорошо и точно охарактеризовать личность.
Характер
Характером принято называть способ, с помощью которого личность взаимодействует с окружающим миром. Характер не является врождённым, он приобретается в процессе социализации и включает в себя реакции человека на разные ситуации, его манера говорить, общаться, поступки и действия.
Если речь идёт о сильной личности, значит, этот человек обладает сильным характером. Он заметно отличается от остальных своим упорством, целеустремлённостью, сильной волей, выдержкой. Личность всегда ставит перед собой цели и делает всё возможное, чтобы их достичь.
Воля
Воля – это способность личности управлять своим поступками, действиями, манерами поведения. Волевая личность будет делать то, что необходимо ради реализации задуманных планов. Если нужно похудеть, то такой человек полностью исключит еду после 6 вечера. Чтобы быть в отличной форме и хорошо выглядеть, личность будет заставлять себя вставать рано утром для пробежки. Личность будет экономить на всём для того, чтобы приобрести автомобиль своей мечты.
Воля неразрывно связана с ограничениями, соблюдением дисциплины и чётким планом действий. Именно воля помогает оправиться после жизненных кризисов, заставляет человека идти вперёд и не останавливаться.
Эмоции
Эмоциями называют субъективные положительные или негативные переживания личности. Базовыми эмоциями человека являются настроение, аффект, простые эмоции, чувства, страсть, стресс.
Эмоции присущи всем людям, однако, существует разница в силе их проявления
Независимо от силы реакций, важно уметь контролировать свои эмоции и управлять ими. В противном случае не избежать ситуаций, о которых потом придётся горько сожалеть
Мотивация
Мотивация – это причина, которая заставляет личность действовать и объясняет её поведение. Мотив может быть как осознанным, так и неосознанным. Основные составляющие мотивации – это потребность, стимул и намерение. Именно мотивация является секретом успеха, так как она стимулирует личность ставить перед собой цели и достигать высот.
Сильная мотивация помогает двигаться вперёд, не замечая никаких преград.
Значение в религии
Понятие личности в психологии различается, зависимо от утверждений представителей религиозных направлений.
Христианство
Христианство выделяет несколько типов личностей:
- люди, поскольку были сотворены Богом по своему подобию;
- демоны, ангелы.
- Святая Троица.
Христианские учения утверждают, что человек становится личностью в момент зачатия. Поскольку он появляется на свет по воле божьей, личность постоянно развивается, раскрывается с разных сторон, совершенствуется, обогащается. Люди от рождения свободны.
Индивид сам управляет своим развитием. Он может быть гениальный или бездарным, притягательным или отвратительным, эгоистичным или героическим, мнительным или самоотверженным, преступным или честным, добродушным или яростным, хитрым или прямолинейным, любящим или маниакальным.
Личностями нельзя назвать диких зверей, домашних животных. Они не имеют абстрактного суждения, самосознания, стремления к познанию сути происходящего. Христианство терпимо относится к умерщвлению животных, но запрещает аборты.
Буддизм
В буддизме это понятие соотносится с душой. Для ее обозначения используется другое слово — пудгала. Главная буддийская доктрина утверждает, что души, пудгалы не существует. Основные учения этого религиозного направления определяют личность, как совокупность пяти групп элементов, которая называется Скандхм Дхарм:
- чувство неприятного, приятного, нейтрального;
- умение образовывать понятия, проводить различия;
- наличие деятельности, воли;
- Сознание.
Пятая группа — физическая составляющая человека. Индивиды, которые верят в пудгалу, нарушают правила буддизма, считаются невеждами.
Другие религии
В индуизме запрещено убивать любых живых существ, поскольку эта религия считает животных потенциальными личностями, которые могут стать людьми в другой жизни, после перерождения.
Определение человека в психологии
В психологии человек определяется по-разному, например, субъект, индивид, индивидуальность, личность. Они позволяют установить разные стороны проявления его сущности.
В качестве субъекта психология рассматривает человека как исторический и общественный процесс в целом, определенной деятельности. Он считается источником познания и трансформации реального функционирования. Деятельность в данном случае представляется в виде формы активности человека, что дает возможность самосовершенствованию и улучшению окружающей среды.
В качестве индивида в психологии выступает человек, который является:
- особенным представителем других живых существ. От животных субъект отличается филогенетическим и онтогенетическим развитием;
- особым представителем общности человека, который имеет уникальный набор особенностей психики и поведения.
Эти две характеристики отражают своеобразие человека. К общим психологическим характеристикам индивида относят:
- целостность психофизиологической организации;
- уникальность, неповторимость;
- постоянство усилий в процессе взаимодействия.
В качестве индивидуальности человека психологи понимают оригинальность. Зачастую она отражается в какой-то ведущей особенности определенного человека, которая отличает его от других людей. Каждый индивидуален, но индивидуальность у кого-то проявляется ярко, а у кого-то почти незаметно.
В качестве личности в психологии рассматривают человека с выделенной общественной сущностью. Личностью становятся, а не рождаются. Поэтому вне общества, социальной или профессиональной группы человек ею стать не может.
Тема 6.1. Общее понятие о личности в психологии.
Предыдущая36Следующая
Определение и содержание понятия «личность».
В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий.
Личность — человек в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития.
К числу личностных характеристик не относятся:
1.Особенности человека, которые связаны с генотипической или физиологической организацией человека.
2.Качества человека, характеризующие особенности развития его познавательных психических процессов или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям и обществу в целом.
В содержание понятия«личность» включают устойчивые свойства человека, которые определяют значимые в отношении других людей поступки.
Личность— этоконкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.
Уровни иерархии человеческой организации.Соотношение понятий «индивид», «субъект», «личность» и «индивидуальность».
В научной литературе в содержание понятие«личность» включают все уровни иерархической организации человека, в том числе генетический и физиологический.
Четыре уровня человеческой организации (по Б. Г.Ананьеву):
1.Индивид.
2.Субъект деятельности.
3.Личность.
4.Индивидуальность.
Каждый человек как представитель биологического вида имеет определенные врожденные особенности — строение его тела обусловливает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает развитие интеллекта, строение руки предполагает возможность использования орудий труда и т. д. Всеми этими чертами младенец человека отличается от детеныша животного. Принадлежность конкретного человека к человеческому роду зафиксирована в понятии индивид.Понятие «индивид» характеризует человека как носителя определенных биологических свойств.
Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество — он становится личностью. Это происходит потому, что человек, включаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта— носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности.
Особенности развития всех этих трех уровней характеризуют неповторимость и своеобразие конкретного человека, определяют его индивидуальность. Понятие «личность» характеризует один из значимых уровней организации человека — особенности его развития как социального существа. В отечественной психологической литературе есть некоторое расхождение во взглядах на иерархию организации человека. Представители московской школы не выделяют уровень «субъекта деятельности», объединяя биологические и психические свойства человека в понятии «индивид». Понятие «личность» в отечественной психологии соотносится с социальной организацией человека.
Структура личности:направленность,способности, темперамент, характер.
В структуру личности включают способности, темперамент, характер, мотивацию и социальные установки.
Способности-это индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.
Темперамент— это динамическая характеристика психических процессов человека.
Характер содержит качества, определяющие отношение человека к другим людям.
Мотивация — это совокупность побуждений к деятельности.
Социальные установки— это убеждения людей.
Некоторые авторы включают в структуру личности такие понятия: воля и эмоции.
Предыдущая36Следующая
Дата добавления: 2016-06-05; просмотров: 6796;
Психология личности
Психология личности изучает непосредственно человека, его индивидуальность и поведение. Определение личности имеет несколько трактовок; психология же выделяет различные теории, концепции и гипотезы по этой теме. Наиболее популярными считаются пять теорий личности:
Психодинамическая. Ее основные пункты сформулировал Зигмунд Фрейд в рамках классического психоанализа. Он считал основным развивающим фактором человеческие инстинкты, связанные с жизнью и смертью
Важное место в развитии личности Фрейдом было отведено сексуальным потребностям (либидо). Согласно его теории, человек может проходить уровни развития личности «оно», «я», «сверх я»
При этом стадия «оно» является источником энергии побудительного характера и активности, которая лежит в основе всех влечений. Смысл существования человека в стадии «оно» заключается в получении удовольствий и избегании любой боли (физической или моральной).
За принятие решений в этой стадии отвечает человеческое эго. Оно ищет компромиссы, с помощью которых помогает уровню «оно» получить желаемое, не нарушая принципы уровня «сверх я». Если компромисс найти не удается, человек может заболеть психическими и нервными заболеваниями.
Противниками теории З. Фрейда выступили психологи А. Адлер и К. Юнг. По мнению Адлера, человек самостоятельно вырабатывает свой путь к достижению цели, используя собственные качества личности и характера. Целостность человека ученый считал непоколебимой и не делил личность по чувствам и интересам.
Человек самостоятельно занимается определением своего жизненного пути, он свободен в выборе, но одновременно несет полную ответственность за все, что происходит. Акцент теории делается на изначальную позитивность природы человека и его стремлений к самосовершенствованию.
- Диспозициональная. Основоположники теории (Г. Олпорт, Г. Айзенк) утверждают, что в любых ситуациях и событиях человек склонен к постоянности действий, чувств, мыслей. Понять личность человека можно, только зная отдельные черты ее характера, считают ученые.
- Поведенческая.Теория, считающая основой развития личности жизненный опыт, рефлексы, навыки в социальной сфере. В этой теории известны два направления, приверженцами которых являются соответственно Дж. Уотсон – Б. Скиннер и А. Бандура – Дж. Роттер. Первые считают, что поведение полностью зависит от внешних обстоятельств, а вторые – от внутренних целей и ожиданий.
- Когнитивная. Автором когнитивной теории является психолог Дж. Келли (США). По его мнению, человек является исследователем, который старается понять и предсказать происходящие события с помощью конструктов (неких универсальных моделей, придуманных для интерпретации мира). Он считал, что каждый человек обладает уникальным набором конструктов и отношения могут возникнуть только между людьми со схожими наборами.
Черты и свойства личности
Под чертами или свойствами личности подразумеваются человеческие характеристики, которые обозначают глубинные (внутренние) особенности конкретного индивида. Это касается как поведения в социуме и умения общаться, так и особого реагирования на различные жизненные ситуации в аспекте долговременных контактов. Природа личностных черт и биологическая (врождённая), и ситуативная (зависит от обстоятельств).
Создание полного и, тем более, правильного перечня личностных черт невозможно. Во-первых, потому что он может быть бесконечным, как количество людей на планете. Во-вторых, всегда возможен произвольный характер личностных свойств. Свойства личности с точки зрения видимости проявляются разными способами: через черты характера и темперамент, интересы и привычки, развитые способности и стиль деятельности конкретного человека.
Темперамент, как важное свойство личности, описывает то, как человек что-либо делает (а не то, что делает). Темперамент обусловлен типом высшей нервной деятельности. В зависимости от её устройства, специалисты выделяют 4 основных типа темперамента
В зависимости от её устройства, специалисты выделяют 4 основных типа темперамента.
Холерический — это быстрая, громкая речь, порывистость движений, хорошо выраженная мимика. Человек-сангвиник имеет те же самые черты, но в менее выраженной форме. Представители этих двух типов, как правило, оптимисты по жизни.
Флегматику требуется длительное время для ответной реакции. Представители этого типа темперамента хорошо переносят монотонные нагрузки (работа на конвейере). Установлено, что флегматики в браке совместимы со всеми темпераментами. Меланхолика можно узнать из целой толпы людей по выражению печали и скорби на лице (в народе его принято называть маска «Пьеро»). Меланхолики — вечные и неисправимые пессимисты.
Темперамент является физиологической основой характера. Характер же — приобретаемое качество. Характер описывается через систему отношений человека к 4 структурам:
к себе (себялюбие, эгоцентризм)к людям (общительность, агрессивность)к деятельности (трудолюбие, лень)к вещам (жадность, аккуратность)
Стержнем характера является воля — человеческая способность заставить себя делать то, что нужно в жизненной ситуации.
Способности — те индивидуальные психологические особенности, которые отличают одного человека от другого, позволяют быстро и легко выполнить определённый вид деятельности. Фундаментом способностей является соотношение наследственного и социального. Способности формируются, развиваются в процессе деятельности человека. Способности могут быть общими — мыслительные, речевые и пр. А также специальными (математические, музыкальные, творческие и т.п.).
Эмоции
Почему так важно понимать и познавать свои эмоции? Ответ прост: для того, чтобы ими управлять! Ведь переживание эмоций и их познание — понятия не тождественные. Переживание эмоций не даёт ключ к их управлению, в то время как их познание позволяет разобраться в себе. Для того, чтобы управлять эмоциями, человек должен знать, как они устроены, в результате каких актов души они появляются и продолжают существовать, несмотря на явные попытки их скрыть
Для того, чтобы управлять эмоциями, человек должен знать, как они устроены, в результате каких актов души они появляются и продолжают существовать, несмотря на явные попытки их скрыть.
Мотивы и потребности. Потребность — это состояние, переживаемое, как нужда организма в чём-то. Могут быть биологическими, физиологическими, социальными и пр. Когда появляется предмет, на который направлена человеческая потребность, то возникает мотив.
Мотив — это то, что побуждает нас к активности. Мотивы могут быть внешние («кнут и пряник») и внутренние (интерес, любопытство и пр.) Если человек принял решение серьёзно и внимательно подойти к вопросу изучения себя как личности, следует развивать свои способности управления потребностями. А для этого надо отчётливо понимать, какие потребности преобладают, что движет этими желаниями.
Направленность — устойчивая система целеполагания, которая определяет и регулирует жизнедеятельность человека. Направленность выражается несколькими формами: бессознательная направленность, склонности, интересы, цели и мотивы, взгляды и убеждения, мировоззрение.
Все вышеперечисленные понятия и есть психологические характеристики личности, её свойства. На их основе можно составить собственный психологический портрет, который поможет лучше узнать себя.
Структура
Структура состоит из ряда элементов – способностей личности, среди которых можно выделить следующие:
- Самосознание. То есть она отдает себе отчет в любых действиях, считает источником своей жизни только себя. Самосознание направлено на сознание собственного я, и рядом с этим понятием стоит самосовершенствование, которое также играет важную роль в формировании человеческой сущности.
- Направленность характеризует ее особенности характера, цели, направления для их достижения. Направленность является важнейшим элементом и характеризует социальное и духовное развитие. Направленность представляет собой ведущий элемент в структуре, а также позволяет при этом получать представление о личности в целом.
- Темперамент и характер. Данные качества формируются под воздействием общественного мнения, а также передаются генетически. Под темпераментом понимаются определенные свойства психики, которые выступают в качестве фундамента для формирования. Такие качества одинаково проявляются в любой деятельности человека, поскольку являются базовыми.
- Психические процессы и состояния. Могут передаваться генетически, но, как правило, формируются на протяжении жизни.
- Способности личности, а также ее задатки должны развиваться непрерывно, именно благодаря их развитию поддерживается рост. Способности любой личности являются приобретенными и формируются в зависимости от ряда факторов.
- Психический опыт. Этот фрагмент также является очень важным при формировании сущности.
Так, структура является достаточно обширной, уникальной, каждое звено должно быть реализовано в полной мере. Понятие личности является достаточно обширным и разносторонним, оно характеризуется такими факторами, как темперамент, поведение, способности, психическое здоровье. Проблема личности заключается в основных моментах ее формирования, которые связаны с поведением, развитием, навыками и способностями. Человеческая натура является разносторонне развитой и особенной, и основная задача – создать максимально комфортные условия для дальнейшего развития.