Что такое гуманизм

Развитие гуманизма

Под гуманизмом принято понимать обширное определение с целой системой взглядов и ценностей, в центре окружающей действительности которой находится человек и его внутренний мир. Основным объектом исследований являются чувства, тогда как божественность отходит на второй план. Именно в эпоху Возрождения в Европе начинают формироваться гуманистические взгляды, это время развития науки и появления первых демократических законов.

Считается, что первым о гуманизме заговорил итальянский философ Витторино де Фельтре. Им была создана детская школа, в которой обучали малышей, вне зависимости от их сословия, тогда как ранее до XV века такая учеба была доступна лишь знати и богатым людям. Зарождение гуманизма пришлось на конец XIV и начало XV века — время, когда ещё была сильная церковь, поэтому за слишком вольные взгляды можно было запросто отправиться на костер

Великие гуманисты эпохи Возрождения и их взгляды часто привлекали внимание инквизиции, поэтому многие из таких философов были брошены в тюрьму и приговорены к казни

К первым гуманистам Европы относятся:

  • Витторино де Фельтре.
  • Никколо Макиавелли.
  • Эразм Роттердамский.
  • Томас Мор.

Одним из первых гуманистов принято считать Эразма Роттердамского, который не только написал множество философских трактатов, но и предложил свои мысли, касательно общения и поведения в социуме. В последующем разработанные им правила легли в основу этикета, который применяется и сегодня. Эразм Роттердамский жил на территории современной Голландии, в этом государстве в те времена были относительно свободные нравы, что позволяло ему, не опасаясь за свою жизнь, критиковать существующие устои в обществе.

В те времена гуманизм был неразрывно связан с наукой. Если ранее центрами изучения тех или иных дисциплин были монастыри и церкви, теперь пальму первенства перехватили созданные в больших европейских городах университеты. Многие учёные занимались физикой, химией, математикой и астрономией.

Теория Маслоу

Автор теории гуманистической психологии А. Маслоу утверждал, что каждый человек – уникальное целое. Гуманистическая психология представляет собой совокупность теоретических подходов к понятию личности и природы человека. Американский психолог рассматривал отдельного человека, как цельную индивидуальность, которую некорректно рассматривать как набор дифференцированных компонентов.

Маслоу утверждал, что мотивация влияет на поведение индивида в целом, а природа человека характеризуется, как нейтральное или положительное начало. В этом вопросе взгляды Маслоу кардинально противоположны мнению Фрейда, который относился к природе человека с пессимизмом, считал, что поведение индивида определяют бессознательные, иррациональные силы.

По мнению Маслоу, жестокость, бессердечие, желание крушить и разрушать возникают вследствие фрустрации – невозможности удовлетворить потребности. Индивид, осознающий самоценность, способен к самосовершенствованию и саморазвитию. Маслоу придерживался позитивного взгляда на человечество, возвышая личность, ведущую осмысленную, значительную жизнь.

В рамках мировоззренческой позиции Маслоу акцентировал внимание на творческом потенциале индивида. Он полагал, что творческие способности заложены в каждом человеке от рождения

Любая форма творчества ведет к самовыражению и самореализации

Чрезвычайно важной в теории Маслоу представляется мотивация, которая стимулирует определение личных целей и их достижение

Маслоу полагал, что человек редко достигает состояния полного удовлетворения. Индивиду свойственно желать, удовлетворять потребности и ставить перед собой новые задачи, обусловленные новыми желаниями и потребностями. В иерархии потребностей на первом месте находятся физиологические нужды (желание есть, пить, спать). Индивид нуждается в защите и чувстве безопасности, в любви и самоуважении, в личном самосовершенствовании.

Используемые методики

Существует несколько методик в гуманистической психологии. Какие являются актуальными, каждый клиент решает самостоятельно. Это позволяет раскрыть индивидуальность человека и понять его самовосприятие. С момента появления новой школы психологии было разработано множество методик работы с клиентами:

  • тесты;
  • визуализация;
  • арт-терапия (наиболее популярный сегодня);
  • психодрама;
  • восточные техники — йога или медитация;
  • экзистенциональная терапия;
  • трансактный анализ.

К. Роджерс изобрел еще один метод — недирективный. Его характеристика заключается в проявлении доброты по отношению к клиенту. Так как доброта заложена в каждом на генетическом уровне, необходимо ее извлечь наружу. Для этого нужно создать на консультации определенные условия, в которых человек сможет раскрыться.

Сеанс должен проходить в виде диалога, чтобы индивидуум не оказался в положении ученика или подчиненного. Функция психолога на таких занятиях заключается в подталкивании к открытому разговору, самовыражению.

Хотя природу личности невозможно определить полностью, можно изучить поведение и эмоции человека. Психология позволяет раскрыть потенциал и показать индивидууму, что он может самостоятельно принимать решения и давать себе характеристику.

Гуманизация учебно- воспитательного процесса

Гуманизм – это целостная концепция человека как наивысшей ценности в мире.

В центре концепции гуманизма — устремленность субъекта к свободной реализации своих творческих потенций А.Маслоу – основоположник гуманистической психологии.

Гуманизм (от лат. humanitas — человечность) есть система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей;

считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности — критерием оценки отношений между людьми.

Гуманистические представления не являются чем-то постоянным и неизменным. Они меняются в процессе исторического развития.

Гуманизм, как и любая другая система взглядов, преломляясь в сфере политики, т.е. переходя от идеальных представлений о том, что должно быть или желательно, чтобы было, к тому, что есть в реальной жизни, ставит немало трудных вопросов. Например, кто более прав, более гуманен — Л.Н.Толстой, проповедовавший теорию непротивления злу насилием, или И.А.Ильин с его теорией сопротивления злу силою? Вопрос остается открытым.

Гуманизация образования – это обращенность образования к человеку ,создание условий для проявления и развития его индивидуальности, на уважение прав участников образовательного процесса на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала.

Гуманистическая педагогика в противовес авторитарной педагогике воплощается в личностно-ориентированном подходе, где в центре внимания находится уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (само актуализации), способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных ситуациях. Гуманистическая педагогика – система научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося по своим возможностям.

Светский гуманизм

Светские идеалы становились все более популярными с развитием гуманизма. Этот процесс привел к разделению государства и церкви. Если в Средние века церковь контролировала все и властвовала над умами и поступками людей, то уже в эпоху Возрождения зазвучали в полную силу идеи о ценности свободы, разума, социального равенства и справедливости.

Сегодня светский гуманизм – это направление в современной философии, которое сохраняет все важные принципы классического учения, делая акцент на обязанности человека жить по совести, по этическим законам без обращения к религиозным заповедям.

Светский гуманизм (его еще называют секулярным) не признает веру, считая ее всего лишь иллюзорным ориентиром человека в мире. В этом, конечно, основное расхождение с религиозным гуманистическим учением. Да, последнее существует, так как мыслящему человеку сложно совсем отказаться от благородных во многом гуманистических идей.

Светский гуманизм не обожествляет человека, скорее наоборот, возлагает на него груз ответственности за этические последствия поступков и принимаемых решений.

Существуют десять фундаментальных принципов этого учения:

  1. Недопустимость цензуры в любом ее проявлении.
  2. Отделение церкви от государства.
  3. Недопустимость любой формы тоталитаризма, соблюдение власти закона и прав меньшинства.
  4. Формирование этических норм без влияния религии.
  5. Нравственное воспитание молодежи, недопустимость навязывания молодым какой-либо религии, пока они сами не смогут сделать осмысленный выбор.
  6. Скептическое отношение к религии.
  7. Применение рациональных методов исследования.
  8. Научный метод познания мира – самый достоверный.
  9. Безоговорочное признание эволюции.
  10. Необходимость образования в гуманистическом ключе.

Гуманизм в наши дни

Юрий Чёрный в своей работе «Современный гуманизм» предлагает следующую периодизацию развития современного гуманистического движения:

  • возникновение (середина XIX в. — начало 1930-х гг.);
  • становление и развитие организованного гуманистического движения (начало 1930-х гг. — начало 1980-х гг.);
  • выделение светского (секулярного) гуманизма в качестве самостоятельного идейного движения, его окончательное размежевание с религиозным гуманизмом (начало 1980-х гг. — настоящее время).

Современный гуманизм представляет собой многообразные идейные движения, процесс организационного оформления которых начался в период между двумя мировыми войнами и интенсивно продолжается в наши дни. Понятие «гуманизм» как определение собственных взглядов на жизнь применяют агностики, свободомыслящие, рационалисты, атеисты, участники этических обществ (стремящихся отделить нравственные идеалы от религиозных доктрин, метафизических систем и этических теорий с тем, чтобы придать им независимую силу в личной жизни и общественных отношениях).

Организации сторонников гуманистических течений, существующие во многих странах мира, объединены в Международный гуманистический и этический союз (МГЭС). Их деятельность строится на основе программных документов — деклараций, хартий и манифестов, наиболее известными из которых являются:

  • Гуманистический манифест I ();
  • Гуманистический манифест II ();
  • Декларация светского гуманизма ();
  • Гуманистический манифест 2000 ();
  • Амстердамская декларация (2002);
  • Гуманизм и его устремления (2003).

Основные идеи гуманистической педагогики

1. Личность – цель образовательной системы, а не средство для достижения внешних целей. Человек – это само ценность.

2. Приоритетные качества личности – высшие этические ценности.

3. Ребенок – субъект педагогического процесса.

 4. Ориентация на лучшие качества личности.

5. Каждый ребенок обладает способностями. «Все дети талантливы». Оптимистическая вера в ребенка, в его силы и возможности. «В каждом ребенке – чудо, ожидай его»!». Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее. 

6. В природе человека заложен потенциал к непрерывному развитию, стремление к само актуализации. Гуманистический подход предполагает раскрытие этого потенциала, культивирование импульса к самосовершенствованию.

7. Идея саморазвития, самовоспитания – ведущая в гуманистической педагогике. Ключевые процессы, протекающие в личности компоненты саморазвития личности: самопознание, самовыражение, самоутверждение, самоопределение, самореализация, само регуляция, само реабилитация, самоорганизация.

8. Отсутствие прямого принуждения. Уточнение: необходимое принуждение не должно вызывать отторжения. Любое воздействие на личность (педагогическое, терапевтическое)должно быть косвенным, исключающим прямое внушение. Замена принуждения желанием, порождающим успех. Требовательность, основанная на доверии.

9. Приоритет положительного стимулирования. Создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность приносила радость.

10. Любое взаимодействие основывается на принципах равноправия, уважения к личности.

11. Уравнивание ученика и педагога в правах. Соблюдение Конвенции о правах ребенка. Общение, основанное на взаимопонимании.

12. Ставка на самостоятельность и самодеятельность детей.

13. Право ребенка на свободный выбор. При возникновении проблемы следует создать для воспитуемого поле выбора, но оставить выбор за ним. Человек как личность должен уметь делать свой выбор и нести за него ответственность.

14. Право ребенка на ошибку.

15. Право ребенка на свободную точку зрения.

16. Принятие ребенка таким, каков он есть. Терпимость к детским недостаткам. Не акцентировать недостатки ребенка, понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству ребенка.

17.Индивидуальный подход.

18. Учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе. Исходить из возможностей, которыми располагает ребенок, учить с учетом его потенциальных возможностей. Конструирование индивидуальных программ развития. Отказ от ориентирования на среднего ученика.

19. Эмпатическое отношение к ученику (сочувствие, сопереживание, милосердие).

Базовые принципы

Принципы гуманизма

Светский гуманизм является одним из направлений гуманизма, и, соответственно, содержит его основные принципы. Главным признаком гуманизма является признание человека, его права на счастье высшей ценностью. При этом гуманизм не представляет человека стоящим над природой, не обожествляет его, напротив, гуманистическая жизненная позиция подразумевает особую ответственность перед человечеством и этические последствия человеческих решений.

Принципы светского гуманизма

Пол Куртц — автор манифеста светского гуманизма

Вместе с тем, согласно «Декларации светского гуманизма», десятью базовыми принципами мировоззрения также являются:

  1. Свободное исследование — недопустимость любого вида цензуры, догматизма; свобода прессы и средств коммуникации.
  2. Отделение церкви от государства — необходимость отделения религии от государства во избежание нарушения принципа свободного исследования.
  3. Идеал свободы — недопустимость любой формы тоталитаризма, идеал уважения прав меньшинства и власти закона.
  4. Этика, основанная на критическом мышлении — независимость этики от религии; возможность и необходимость вывода моральных норм без религиозного откровения.
  5. Моральное образование — необходимость нравственного воспитания и образования детей; недопустимость навязывания религии молодым людям, прежде чем они будут способны дать на это добровольное и осмысленное согласие.
  6. Религиозный скептицизм — скептическое отношение к претензиям сверхъестественного на реальность.
  7. Разум — использование рациональных методов исследования, логики и опыта в процессе накопления знания и установления критериев его истинности.
  8. Наука и техника — признание научного метода наиболее достоверным способом понимания мира.
  9. Эволюция — порицание попытки креационизма включать в учебники биологии религиозные доктрины, потому как «очевидность фактов настолько убедительно подтверждает само существование эволюции видов, что отрицать его слишком трудно».
  10. Образование. «Образование должно быть неотъемлемой составляющей созидания гуманных, свободных и демократических обществ». Передача знания, поощрение морального роста, обучение профессиям, помощь в выборе жизненного пути, преподавание правил поведения в демократическом обществе, стремление развивать способность к критическому мышлению. Опасность СМИ как средства навязывания догм.

В число важнейших методологических принципов светского гуманизма входит принцип свободного критического исследования, включающий идею приложения ресурсов разума и науки ко всем областям природы, общества и человеческого поведения. Это предполагает недопустимость каких-либо ограничений научного познания и экспериментальных исследований во всех областях, будь то этика, политика, религия, паранормальные явления или медицина. При этом такие исследования не должны противоречить закону и нарушать базовые этические и экологические стандарты, принятые в данном сообществе.

Джордж Якоб Холиок придумал термин «Секуляризм» в 1851 году

Светский гуманизм и атеизм

Несмотря на то, что светские гуманисты фактически отрицают существование сверхъестественных явлений, и среди них есть множество атеистов, они не считают борьбу с религией главной целью

Более важной для них является идея прав человека (п. 3 декларации светского гуманизма), в том числе свобода вероисповедания. Светские гуманисты стремятся продемонстрировать правоту собственной точки зрения не путём антирелигиозной деятельности, а путём создания реальной альтернативы религиозным культам и верованиям

Например, основывая этические общества, созданные для осуществления морального и нравственного образования.

Светские гуманисты стремятся продемонстрировать правоту собственной точки зрения не путём антирелигиозной деятельности, а путём создания реальной альтернативы религиозным культам и верованиям. Например, основывая этические общества, созданные для осуществления морального и нравственного образования.

Первые размышления о том, как обуздать старение и смерть

Термин «трансгуманизм» в современном значении одним из первых использовал и популяризовал биолог-эволюционист, первый генеральный директор ЮНЕСКО и брат писателя Олдоса Хаксли Джулиан Хаксли в 1957 году в своей работе «Новые бутылки для нового вина».

В ней он писал: «Человеческий вид может, если пожелает, выйти за пределы самого себя — не только спорадически (один индивид одним способом, другой индивид — другим), но и как человечество в целом. Нам нужно имя для этого нового убеждения. Возможно, подойдет трансгуманизм: человек остается человеком, но превосходит себя, осознавая новые возможности для своей человеческой природы».

Джулиан Хаксли, 1922 год

(Фото: wikipedia.org)

Сегодня принято определять трансгуманизм как философское и научное движение, которое пытается понять, как выйти за рамки биологической эволюции человека. Для этого изучаются возможности и последствия применения технологий, опасности и преимущества их использования, рассматриваются, в том числе, идеи слияния биологических, информационных, познавательных и нанотехнологий. Другими словами, трансгуманисты предлагают совершенствовать тело и разум человека при помощи технологий.

Трансгуманизм не монолитен и состоит из различных течений, но все они главной своей целью видят победу над старением и смертью. Основная мысль этой философии заключается в бесконечном совершенствовании возможностей и способностей во всех областях человеческой жизни.

Кроме этого, особое место в трансгуманизме занимает искусственный интеллект. Многие последователи считают, что непрерывно ускоряющийся технический прогресс позволит создать сверхчеловека, который будет принципиально отличаться от нынешних людей. Особенно в этом должны помочь генная инженерия, молекулярная нанотехнология, создание нейропротезов или прямых интерфейсов «мозг — компьютер».

Индустрия 4.0

Перепрошить мозг: что такое нейроинтерфейсы и на что они способны

Духовность

Это понятие довольно спорно для гуманистов, так как они отвергают существование трансцендентного царства, душ и духов. Однако этот опыт все же очень реальный, даже если он имеет естественное происхождение. Дело в том, что мистическое чувство расширения, союза не имеет конкретного интеллектуального содержания

Кроме того, следует принять во внимание широту гуманистической традиции, представленной некоторыми мыслителями, которые признаются как представители гуманизма, хотя этого понятия не было ранее. Эта традиция включает Конфуция, Эпикура, стоика Маркуса Аврелия, Дэвида Хьюма, Джона Локка, французских философов, Тома Пейне, Мэри Уолстонкрафт, Джорджа Элиота

Соответственно, духовность следует рассматривать как важную часть системы гуманистических ценностей.

Идеи трансгуманизма

Некоторые основные цели движения в 2017 году описал французский философ, врач и теолог Жан Бобок в своей книге «Расшифрованный трансгуманизм».

  1. Уменьшение смертности, увеличение продолжительности жизни, стремление к бессмертию (когда границы жизни отсутствуют) или вне-смертию (когда границы жизни не определены). Ключевая идея — перейти от человека исправленного (вылеченного) к человеку улучшенному, а затем — к бессмертному.

  2. Выращивание детей (от зачатия до момента рождения) в искусственной матке (так называемый эктогенез), которая будет «аналогом совершенного инкубатора, синтетически воспроизводящего и регулирующего с помощью компьютера естественные функции материнского организма (кормление плода, удаление отходов, поддержание нужной температуры тела, создание звука сердцебиения матери и так далее)». Так получится отделить процессы зачатия, вынашивания и деторождения в пользу чисто технического и десексуализированного человеческого воспроизводства.

  3. Редактирование генома и различного рода генетические манипуляции. Ключевая идея — создание «идеального ребенка» или устранение генетических заболеваний (предрасположенности к ним).

  4. Создание искусственного интеллекта. Основная цель — перенести сознание человека в цифровое пространство. Эта гипотетическая технология предполагает сканирование структур серого вещества и перенесения сознания из головного мозга на какой-то другой носитель (uploading, или «мозг на флешке»). По сути, в этом заключается перспектива цифрового бессмертия.

  5. Имплантация чипов и других технологических устройств в мозг и тело человека.

  6. Революция на общественном уровне, включающая в себя вопросы обязательности или добровольности улучшения человека, споры об эвтаназии, определение этических и научных границ редактирования генома и т.д.

Кроме этого, существует еще ряд направлений, рассматривающих методы достижения целей движения. Одно из них — развитие нанотехнологий, наномашин. Согласно представлениям трансгуманистов, когда-нибудь наномашины смогут выполнять множество разных задач и при этом будут обладать такой точностью, что человеческое вмешательство им больше не понадобится, а человек, наконец, сможет заняться другими, не менее важными вещами.

Следующее направление — развитие крионики. Это практика сохранения тела умершего человека или его частей (голова, мозг) при сверхнизких температурах с расчетом на то, что через много лет наука уйдет далеко вперед, и появятся технологии, позволяющие оживить и вылечить его. Адепты крионики идеальными условиями считают ситуацию, когда пациент умирает в присутствии персонала криофирмы, которые сразу же после объявления юридической смерти начинают процесс крионирования.

Фото: Unsplash

При этом можно предположить, что идея крионики берет свое начало в философии русского космизма Николая Федорова (другие известные представители — ученые Константин Циолковский, Владимир Вернадский, Александр Чижевский). Федоров был убежден, что смерть — это не какой-то неизбежный фатум: человек создан для вечной жизни, и мы должны переделать мир и победить смерть. Эту цель он считал вполне достижимой и верил, что развитие науки приведет к возможности воскрешения умерших.

Еще одно направление — это концепция «умной пыли»: передовая технология, которая стоит на стыке робототехники и нанотехнологий. Предполагается создание некой микроскопической сетки, электромеханических систем, устройств, связанных между собой, которые будут получать данные из окружающей среды, иметь собственные сенсоры, коммуникацию и питание и смогут выполнять абсолютно любые задачи — от диагностики организма до управления погодой.

Виды гуманизма.

Так как идеи гуманизма имеют достаточно древние корни, то и сама концепция постоянно развивалась и приобретала различные формы. На данный момент можно выделить такие виды гуманизма:

  • Литературный гуманизм;
  • Культурный гуманизм;
  • Философский гуманизм;
  • Христианский (Религиозный, Теистический) гуманизм;
  • Светский (Секулярный) гуманизм.

Литературный гуманизм – это преданность гуманитарным или литературным культурам.

Культурный гуманизм — это рациональная и эмпирическая традиция, которая взяла свое начало в Древней Греции и Риме, после чего получила развитие в европейской культуре. Так сейчас она составляет основную часть западного подхода к науке, политической теории, этике и праву.

Философский гуманизм – это любое мировоззрение или образ мышления и жизни, нацеленный на обеспечение человеческих потребностей и благ.

Христианский гуманизм – это достаточно своеобразная концепция, которая выстроена на предположении существовании Бога, и том что человек должен развиваться в согласии с религиозным учением.

Светский гуманизм.

Светский гуманизм – это современная атеистическая концепция, которая за основу берет научный подход и принципы рационального подхода к развитию человечества.

Принципы светского гуманизма:

  • Применение науки для решения проблем человечества и понимания Вселенной в целом;
  • Убежденность в том, что именно научные открытия и технологии могут способствовать улучшению жизни людей;
  • Уверенность в том, что только открытое демократическое общество с плюралистическими взглядами, может быть лучшей гарантией защиты прав человека от авторитарных элит и репрессивного большинства;
  • Глубокая убежденность в необходимости разделения церкви и государства;
  • Толерантное отношение к представителям любых рас, народов, вероисповеданий и взглядов;
  • Неприкосновенность частной жизни;
  • Поддержка таких моральных принципов как: честность, справедливость, альтруизм, ответственность, сострадание и так далее.
  • Сохранение Земли для будущих поколений;
  • Возможность развития творческих способностей у любого человека.
  • Нравственное воспитание детей;
  • Помощь обездоленным и инвалидам;

Получи плюсик к карме — поделись добром с друзьми: VK

Виды гуманизма

Основные идеи данной концепции можно найти в трудах Сократа, Аристотеля, Демокрита, Конфуция и других мыслителей древности. И всё же принято считать, что в относительно современном виде гуманизм зародился в эпоху Возрождения. С тех пор он менялся и развивался, в связи с чем можно выделить следующие его виды:

  • Классический. Это система взглядов, возникшая в период Ренессанса как возрождение и переосмысление идей упомянутых выше античных мыслителей. Авторами и сторонниками классического гуманизма были Мишель де Монтень, Джованни Боккаччо, Франческо Петрарка, Фрэнсис Бэкон, Томас Мор и Эразм Роттердамский.
  • Теистический. Это мировоззрение, основанное на вере в спасение человека Богом. Оно представляет собой альтернативную систему взглядов для верующих людей, поскольку остальные формы гуманизма в той или иной мере поддерживают атеизм.
  • Атеистический (светский). Создателем данной концепции считается Жан-Поль Сартр. Она противопоставляется религиозным учениям, подчёркивая, что человек должен делать всё для достижения счастья в этом мире, не рассчитывая на загробную жизнь. Все представления о добре и справедливости должны формироваться без привлечения идей о существовании божеств и сверхъестественных сил.
  • Коммунистический. Это форма гуманизма, основательно переработанная марксистами с целью показать, что именно коммунизм лучше всего воплощает гуманистические идеи.
  • Научный (натуралистический). Это современная форма гуманизма, идеи которой сосредоточены на необходимости развития личности, самосовершенствования, самоактуализации и самореализации.
  • Нормативный. Основной принцип данной формы гуманизма заключается в том, что каждый человек должен иметь возможность удовлетворить свои потребности. Он не должен подстраиваться под общество, поскольку общество существует для удовлетворения его потребностей, а не наоборот.

Израильский историк Юваль Харари предлагает свою классификацию, согласно которой существует 3 вида гуманизма:

  • Либеральный. По сути, либерализм – это и есть либеральный гуманизм. Важнейшими ценностями в нём считаются человеческая жизнь, права и свободы личности, в частности, право на личное счастье и самореализацию.
  • Социалистический. Эта концепция направлена на достижение общечеловеческого счастья, однако ограничивает свободу выбора отдельной личности. Объяснение этого ограничения состоит в том, что партия или профсоюз могут принять более правильное решение.
  • Эволюционный. Суть этой концепции заключается в «заботе» о потомках, которые должны стать сильнее, умнее и успешнее за счёт продолжающейся эволюции, включающей естественный, а иногда и искусственный отбор. Харари подчёркивает, что этот подход опасен, поскольку может генерировать фашистские идеи.

Нужно ли быть человечным

Разобравшись с определением гуманизма, поняв, что такое человечность, у некоторых возникает вопрос: «Всем ли нужно быть человечными и зачем?»

Чтобы ответить на него достаточно вспомнить самый яркий пример проявления бесчеловечности в истории –фашизм. В период Второй Мировой и Отечественной войны весь мир содрогнулся от жестокости фашистских захватчиков. За одну только принадлежность к неарийской расе фашисты стремились уничтожить и превратить в рабов все человечество. Полному уничтожению, согласно идеям фашизма подлежали евреи, цыгане,большая часть славянских народов.

Фашисты жестоко казнили невинных людей, лишь за их принадлежность к «неправильной» расе, национальности. Их сжигали в печах, расстреливали, отправляли в газовые камеры, подвергали бесчеловечным пыткам. После окончания Второй Мировой войны все человечество осознало, какое значение имеет гуманизм во всем мире.

В 1948 году была принята Всеобщая декларация прав человека, которая утверждала идеи гуманизма в письменной форме, закрепляла основные права человека на международном законодательном уровне. Главная цель принятия этого документа- признание высшей ценности человека, защита его прав и свобод независимо от пола, национальности, религиозной принадлежности.

()

Лите­ра­тура

  1. Геор­гий, архи­манд­рит, игумен мона­стыря пре­по­доб­ного Гри­го­рия на Святой Горе Афон. Пра­во­сла­вие и гума­низм. Пра­во­сла­вие и папизм. – Пермь: Пра­во­слав­ное обще­ство «Пана­гия», 2005. – 88 с.
  2. Осипов А. И. Путь разума в поис­ках истины. (Основ­ное бого­сло­вие). М.: Брат­ство во имя св. блгв. князя Алек­сандра Нев­ского, 1999. ? 384 с.
  3. Педа­го­гика: педа­го­ги­че­ские теории, системы, тех­но­ло­гии / С. А. Смир­нов ; . – 4‑е изд., испр. – М.: Academia, 2003. – 508 с.
  4. Про­то­и­е­рей Алек­сандр Доб­ро­сель­ский. «Педа­го­ги­че­ское дока­за­тель­ство» бытия Божия как пре­одо­ле­ние гума­ни­сти­че­ского кри­зиса в педа­го­гике / Рязан­ский бого­слов­ский вест­ник № 1(4) 2011 г. С. 40–55
  5. Платон (Игум­нов), архим. Пра­во­славно-нрав­ствен­ное бого­сло­вие. Свято-Тро­иц­кая Сер­ги­ева лавра, 1994. – 240 с.

Гуманизм в философии — что это такое

Как термин, слово «гуманизм» начало употребляться в начале XIX века немецким педагогом Ф. Нитхаммером. В переводе с латыни humanus – человеческий, человечный.

Гуманизм в философии – это тип мировоззрения, где в центре стоит человек со своими поступками и достижениями, мечтами и желаниями, поведением и отношениями.

Личность человека провозглашается самоценной. Во главе угла ставятся человеческое достоинство и свобода вне зависимости от социальной роли.

Попробуем кратко выделить основные принципы гуманизма.

  1. Человек – высшая ценность. Осознание мира возможно только через осознание себя.
  2. Человек равен человеку, а также природе, обществу, даже Богу.
  3. Человек – созидает себя сам, но невозможно обезличить сущность человека.
  4. Возможности самосовершенствования личности безграничны.
  5. Благо личности – цель любой деятельности.

Иммануил Кант сформулировал принцип гуманизма так:

«Относитесь к человеку всегда как к цели, но никогда – как к средству».

Конечно, гуманистические идеи пришли к нам из древности. Еще в I веке до н. э. Цицерон употреблял термин «humanitas», или человечность, подразумевая под этим воспитание человека в целях его возвышения.

Этика (что это такое?) крупнейших мировых религий во многом опирается на принципы человечности. Но все же, как культурное течение гуманизм зародился в эпоху Возрождения. Экономические и социальные изменения, расцвет городов породили совершенно новое восприятие мира и человека в нем.

Типы гуманистов

Сначала в основе классификации было отношение к религии. Но в дальнейшем оформились и другие течения. Гуманистов делят на следующие категории:

Литературные. Проповедуют человеческие ценности через создание сюжетных линий и образов в своем литературном творчестве.
Философские. Заставляют задуматься о смысле жизни, своей роли в обществе.
Религиозные. Трактуют религиозные учения как источник человеколюбия.
Светские. Верят в силу прогресса и науки. Выступают за то, чтобы вести праведный образ жизни можно без опоры на божественные заповеди.
Правозащитные. Отстаивают интересы тех, кто пострадал при взаимодействии с органами власти или другими людьми. Защищают личностные права и свободу.
Пацифистские

Акцентируют внимание на борьбе с войнами и прочими вооруженными столкновениями. Общественные

В основном это волонтеры и лица, занимающиеся благотворительностью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector