Регрессия либидо, задержка и фиксация
Содержание:
- Генитальный тип личности
- Пятый этап
- Анальный тип личности
- Теория Лоуренса Колберга. Этапы развития
- Психоаналитическая теория развития
- Анальный этап: две подфазы
- Известные теории Фрейда и его вклады
- III. Фаллическая стадия
- Детская психология на сегодняшний день
- Оральная стадия
- Тория Эрика Эриксона. 8 этапов развития
- Этапы Эрика Эриксона
- Стадия 1. Младенчество. Доверие против недоверия(0-1 год )
- Стадия 2. Раннее детство. Автономия против стыда и сомнения(2-3 года)
- Стадия 3. Игровой возраст. Инициатива против вины(4 — 6 лет)
- Стадия 4. Школьный возраст. Комплекс неполноценности(7-12 лет)
- Стадия 5.Юность. Личность против ролевого замешательства(13-19 лет)
- Стадия 6. Ранняя зрелость. Интим против изоляции(20-34 года)
- Стадия 7. Средняя зрелость. Продуктивность – инертность и застой(35-65 лет)
- Стадия 8. Поздняя зрелость. Целостность эго против отчаяния (65+ лет)
- Этапы Эрика Эриксона
- Триангуляция
- Кризис развития идентичности (характеристики, источники)
- Регрессия как психологическая защита
- Критика
- Структурная модель психической жизни по Фрейду
Генитальный тип личности
Это период от зрелости (полового созревания) до старости. Генитальный тип — это тип во всех отношениях уравновешенный, с точки зрения 3. Фрейда, — идеальный тип. Человек такого типа смело смотрит фактам в лицо, берет ответственность за себя и окружающих, активен, проявляет заботу о близких, находит свое место в обществе, трудится и имеет активную жизненную позицию.
Если в раннем детстве была ситуация, связанная с фрустрацией или чрезмерной заботливостью, тогда личности бывает очень трудно перейти к генитальному типу. Развитие человека останавливается на том уровне, где была зафиксирована ситуация, связанная с фрустрацией или чрезмерной заботливостью, и чем сильнее была выражена эта ситуация, тем труднее переход к последней стадии, или к идеальной личности.
< Предыдущая | Следующая > |
Пятый этап
Эта психосексуальная стадия развития личности по З. Фрейду называется генитальной, начинается в половозрелый период и продолжается до самой смерти. Либидо пробуждается, становится активным. Завершающий этап развития дает человеку повышенную сексуальную активность относительно противоположного пола. Половозрелый период сопровождается развитием чувств, их нарастанием по мере взросления.
Если все указанные Фрейдом стадии психосексуального развития, фиксация и регрессия этих этапов пройдены успешно, благополучно, человек становится полноценным. Ему будет присуща нордическая личность, способность заботиться о других. Основная задача всех шагов вообще и заключительного в частности – добиться равновесного взаимодействия разных жизненных аспектов, гармонии.
Анальный тип личности
В возрасте от полутора до трех лет ребенка начинают приучать к туалету, к первым формам самоконтроля, и в зависимости от того, как это происходит (в условиях фрустрации или в атмосфере заботливости), получается два типа личности: анально-удерживающий и анально-выталкивающий.
Анально-удерживающий тип личности характеризуется упрямством, скупостью, чрезмерной аккуратностью, пунктуальностью. Он любит планировать свое поведение до мелочей и не любит беспорядка и неопределенности.
Анально-выталкивающий тип личности характеризуется импульсивностью, склонностью к беспокойству и разрушению, иногда к жестокости.
Теория Лоуренса Колберга. Этапы развития
Американский психолог Лоуренс Колберг (1927-1987) разработал теорию о том, как дети и взрослые проходят процесс нравственного развития.
Как и другие теоретики детской психологии, он хотел тщательно наметить стадии развития. И он был убежден, что дети переходят от одного уровня развития к другому.
Уровень 1. Ребенок служит своим собственным интересам
- Ориентация на послушание и наказание. Рассуждения ребенка основаны на подчинении родителям и страху наказания за непослушание. «Правильное» и «неправильное» не ставятся под сомнение, они заложены в правилах, которых он должен придерживаться.
- Индивидуализм и обмен: здесь ребенок признает, что у людей разные мнения и что каждый может преследовать свои собственные интересы.
Уровень 2. Ориентация ребенка
Хорошие межличностные отношения
Мотив здесь — быть хорошим человеком: быть хорошим для других людей. Это основаны на оценке «что такое этика» с точки зрения благополучия за других: «Мы обязаны сделать все возможное, чтобы помогать другим».
Поддержание общественного порядка. Здесь мотивом является ответственность за что-то вне себя, но основное внимание уделяется не отдельным людям, а нормальному функционированию общества в целом.
Уровень 3. Человек руководствуется этическими ценностями и абстрактными идеалами
- Индивидуальные права. Здесь ценности и принципы общества оцениваются в соответствии с тем, что считается основными правами человека.
- Универсальные принципы. Эта стадия характеризуется справедливостью. Здесь цель состоит в том, чтобы быть объективным, а решения оцениваются на основе принципов справедливости. Все люди равны и должны относиться с равным уважением.
Перспективы теории Колберга на сегодняшний день
Кольберг предполагает, что его теория применима ко всем культурам. Таким образом, его можно считать «этноцентричным».
Психоаналитическая теория развития
Фото Pascal Bernardon on Unsplash
Зигмунд Фрейд был убежден, что всеми нашими действиями движут две мощнейшие энергетические силы – либидо, то есть стремление получать удовольствие, и танатос, то есть стремление к смерти, агрессии.
Фрейд был убежден, что именно энергия либидо, удовольствия определяет не только отношения человека к другим людям и себе самому, но и его характер.
В зависимости от той потребности, которую в данный период жизни удовлетворяет ребенок и от «места» концентрации либидо, З. Фрейд выделил 5 стадий психосексуального развития:
- оральная стадия – от рождения и до 1,5 лет, то есть время кормления ребенка грудью;
- анальная стадия – от 1,5 до 3 лет, когда ребенок приучается к горшку;
- фаллическая стадия – от 3 до 6 лет, когда ребенок проявляет интерес к противоположному полу и узнает, чем девочки отличаются от мальчиков;
- латентная стадия – от 6 до 12 лет, когда либидо затихает, а энергия тратится на любопытство к миру, его познание, построение социальных связей;
Теория Зигмунда Фрейда о психосексуальном развитии
генитальная стадия – это время полового созревания, когда сексуальная энергия полностью развита и личность человека заканчивает свое формирование.
В идеальной картине мира ребенок нормально проживает каждую стадию, удовлетворяет свои потребности, развивается и переходит на следующую стадию. На генитальной стадии обретя внутреннюю целостность, он формирует нормальные, доверительные и открытые отношения с противоположным полом.
Анальный этап: две подфазы
Первая фаза анальной стадии развития личности по Фрейду называется анально-садистической и длится около полугода. В это время особенно активно выражено противостояние старших и младших. Боль, напряжение становятся для младшего источником удовольствия, в силу чего могут выработаться садомазохистские наклонности. Причина этому – попытка сопротивляться старшим.
Приблизительно с полутора лет начинается фаза удержания. Эта стадия развития личности по Фрейду называется анально-ретентивной. Ребенок уже может контролировать функциональность своего организма, а также окружающее, отпускать и удерживать его. Реальность начинает соотноситься с удовольствием, а эго становится методом контроля взаимоотношений со средой. Ребенок тестирует мир вокруг, исследуя его на предмет удовлетворения желаний.
При фиксации на этой фазе человек может стать упрямым, упорным, скупым, экономным, ему могут быть присущи любовь к коллекционированию и накоплению. Второй вариант – склонность противостоять, упрямиться, а также выраженный негативизм. Иногда фиксация становится причиной получения удовольствия от наказания. При этом искажается половое влечение. Как правило, наблюдается энурез.
Известные теории Фрейда и его вклады
В то время как современные теоретики критикуют Зигмунда Фрейда, он является одним из самых влиятельных психологов прошлого и настоящего. Многие утверждают, что его идеи были слишком ограничены, его исследования не завершены, а его теории не имеют доказательств. Но, несмотря на десятилетия критики, о нем все еще говорят, и его работы все еще изучаются почти во всех сферах общества — от воспитания детей до образования, консультирования, семинаров по взаимоотношениям и даже законов.
Важно! «Мало того, что З. Фрейд сильно повлиял на психологию и психиатрию, он также оказал огромное влияние на наше представление о себе и о нашем мире
Можно утверждать, что лишь немногие идеи в истории человечества имели такой широкий и глубокий смысл.»
III. Фаллическая стадия
Наконец, примерно в возрасте 4 лет эти частные влечения объединяются, начинает преобладать интерес к половым органам (фаллическая фаза).
Дети могут рассматривать свои половые органы, мастурбировать, проявлять заинтересованность в вопросах рождения и половых отношений, подсматривать за сексуальными отношениями родителей, испытывать сексуальные побуждения. Тогда же развивается комплекс Эдипа (или Электры у девочек), суть которого заключается в преимущественно положительном отношении к родителю противоположного пола и агрессивном поведении по отношению к родителю своего пола.
По мнению Фрейда, дети расстаются позднее с этими тенденциями из-за страха кастрации. В возрасте 5-7 лет мальчик подавляет, вытесняет из сознания свои сексуальные желания в отношении матери и начинает идентифицировать себя с отцом (перенимает его черты): осваивает нормы и модели мужского ролевого поведения, усваивает основные моральные нормы, т. е. формируется Сверх-Я как следствие преодоления эдипова комплекса. В случае чрезмерной любви, опеки мальчика со стороны матери, или неполной семьи, либо в случае материнской холодности, отчужденности мальчик испытывает затруднения в преодолении эдипова комплекса. В дальнейшей его жизни могут тогда проявиться психологические затруднения (синдром «маменькиного сынка», повышенная зависимость мальчика от матери, в результате чего мужчина даже не способен создать собственную семью, встретить свою любовь) или отклонения (синдром «Дон-Жуана», склонность к гомосексуализму, инцесту).
Девочки преодолевают комплекс Электры (по греческому мифу Электра уговаривает своего брата убить их мать и ее любовника и отомстить за смерть отца), подавляют тяготение к отцу и идентифицируются с матерью.
Взрослые мужчины с фиксацией на фаллической стадии ведут себя дерзко, хвастливо, опрометчиво, стремятся добиваться успеха, доказывать свою мужественность, что «они настоящие мужчины», через завоевание женщин, как это делал Дон-Жуан (проявляют фаллически-нарциссический характер).
У женщин фаллическая фиксация приводит к манере флиртовать, обольщать, к беспорядочным половым связям, к стремлению главенствовать над мужчиной, быть напористой и самоуверенной. Фаллическая фиксация обусловливает формирование у женщин истерического характера.
7 стр., 3305 слов
Кризис личности и психосексуальное развитие у детей по З. Фрейду
… не добрал на соответствующей стадии развития. И наоборот, если удовольствия, испытанные ребенком на предшествующей стадии развития, оказались намного более сильными, чем обещает последующая стадия, то у человека … за получение удовольствия, является зона рта. Поэтому 3. Фрейд назвал первую фазу психосексуального развития ребенка оральной. То, что младенец получает при грудном вскармливании …
Неразрешенные проблемы эдипова комплекса расценивались Фрейдом как основной источник последующих невротических моделей поведения, особенно связанных с импотенцией, фригидностью, гомосексуализмом, инцестом, поиском партнера, который был бы «заменой» родителей. По мнению этого психолога, самые важные периоды в жизни ребенка завершаются до 5 лет: тогда и формируются главные структуры личности (уже сформированы структуры Я и Сверх-Я).
Фаллической стадии соответствует зарождение таких черт, как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление, утрирование социальных проявлений поведения, свойственных тому или иному полу.
Детская психология на сегодняшний день
Как вы, возможно, заметили, многие из великих больших теорий психологии детей были сосредоточены на строгом хронологическом развитии:
Как мы изменяем наш способ мышления, восприятия, чувств, отношений и поведения по мере взросления.
А также большое внимание уделяется тому, что происходит, когда мы уходим с определенного «курса» .
Во второй половине 20-го века большие всеобъемлющие теории отошли на задний план, и на передний план вышли меньшие теории, основанные на реальных наблюдениях.
Исследователи показали, что идея иметь одну большую теорию детской психологии, объясняющую все это, была слишком амбициозной, и что эти теории, часто были слишком далеки от реальной жизни.
Старые теории детской психологии просто не были достаточно детализированы.
Поэтому сейчас исследователи детской психологии в основном занимаются изучением конкретных областей детской психологии, а не пытаются охватить все.
Оральная стадия
Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, выделил 5 стадий психосексуального развтия личности более века назад, тем не менее некоторые его постулаты актуальны и на сегодняшний день. Первой стадией является оральная стадия. Эти особенности тоже стоит учитывать, подбирая воспитательные тактики для контроля и надзора за «вредной привычкой».
0 месяцев – 1,5 года
Собственно, оральная стадия по Фрейду- охватывает возраст с рождения до полутора лет. По современным представлениям сюда относятся период младенчества (от 0 до года) и раннего детства ребенка (с 1 до 3 лет). Оба этапа — время активного сенсорного развития. Сейчас тренируются все органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание.
Параллельно малыш остро нуждается в тесном и искреннем эмоциональном контакте со значимым взрослым
Чаще всего с мамой, а если она отсутствует по каким-то причинам, то с замещающим ее человеком – папой, бабушкой или опекуном. В этот период очень важно целовать, обнимать, гладить ребенка. Если у мамы с малышом тесная связь не выстраивается, он может начать отставать в развитии
На этой стадии закладываются основные установки: зависимости/независимости, доверия/недоверия в отношениях с людьми, чувство опоры/уверенность в невозможности получить помощь от других людей. То есть идет закладка базисного доверия к миру и к людям. На этом этапе ребенок сосет мамину грудь, чувствует ее нежность и любовь по отношению к себе.
Если контакт с мамой слабый, вместо груди малыш может начать сосать палец. Цель одна: уменьшить напряжение, которое возникает в связи с нехваткой материнской заботы. Чтобы избежать подобных проблем, многие психологи рекомендуют длительное грудное вскармливание по требованию.
А еще на этой стадии важно избегать крайностей. Гипо- или гиперопека со стороны мамы негативно сказывается на психоэмоциональном развитии ребенка. В будущем он может стать, соответственно, чрезмерно зависимым или, наоборот, чрезмерно независимым (с отсутствием потребности в близких доверительных взаимоотношениях), доверчивым или недоверчивым
А ну-ка, укуси!
С 6 месяцев начинается вторая фаза оральной стадии – орально-садистическая. В этот период у малыша прорезываются первые зубки. Теперь жевание и кусание становится ответной реакцией на фрустрацию – чувство огорчения, печали, грусти, которые сопровождаются тревогой. Чаще всего малыша сильно расстраивает долгое отсутствие мамы или отказ в удовольствии. В этом возрасте ребенок, не видя маму, страдает так, как будто потерял ее навсегда. Ваша задача – помочь ребенку понять, что мама не пропадает, она всегда возвращается. Для этого идеально подходит простая игра в «ку-ку». Вы закрываете лицо руками, затем убираете их и говорите «Ку-ку». Потом выходите из комнаты, продолжая говорить с ребенком, чтобы он сумел понять, что даже если маму не видно, она все равно есть и скоро к нему вернется.
Если вы ответите агрессивно, то в дальнейшем малыш в случае недовольства будет кусаться. Правильнее отстранить ребенка на несколько секунд, сделать грустное лицо и сказать: «Мне больно», но только без ноток обвинения в голосе. Дальше надо выждать несколько секунд, взять ребенка на ручки и ласково с ним поговорить. Так будет формироваться правильный поведенческий паттерн добра и прощения.
Очень важно, чтобы в этот период расставания с мамой проходили плавно. Если вам нужно выйти на работу, постарайтесь сделать так, чтобы малыш привыкал к долгой разлуке с вами постепенно
И имейте в виду: если сбой приключается на второй оральной стадии, человек вырастает великим спорщиком, полным сарказма, с пессимистичным взглядом на жизнь и циничным отношением к миру, с потребностью доминировать и эксплуатировать других людей. Остаточное оральное поведение выражается в курении, необузданном аппетите, привычке грызть авторучки или ногти. Человек с оральным типом характера инфантилен и не способен откладывать свои сбережения.
Тория Эрика Эриксона. 8 этапов развития
Датско-немецко-американский психолог Эрик Эриксон (1902-1994) представляет нам психосоциальную теорию из 8 стадий развития.
Эти стадии также характеризуются положительным или отрицательным результатом.
Как и во многих других теориях детской психологии, каждый этап должен быть успешно завершен, прежде чем ребенок сможет перейти к следующему этапу.
Как и Фрейд, Эрик Эриксон считал, что если по какой-то причине ребенок не завершил определенную стадию, проблемы неизбежно возникнут в жизни в дальнейшем.
Этапы Эрика Эриксона
Теория Эрика Эриксона приведена в кратком содержании, наиболее подробно вы можете изучить в специальной литературе, которые вы увидите в конце статьи.
Стадия 1. Младенчество. Доверие против недоверия(0-1 год )
Младенец полностью зависит от своих родителей в получении удовлетворения и наслаждения. Если ребенок чувствует отзывчивость, заботу, то он понимает, что миру можно доверять. Если ребенок чувствует, что не может полагаться на своих родителей, существует риск развития недоверия к людям.
Стадия 2. Раннее детство. Автономия против стыда и сомнения(2-3 года)
Когда ребенок растет, он становится способным делать многие вещи самостоятельно. Если родители его независимое поведение, у ребенка развивается здоровая самостоятельность и позитивное самооценка. Если родители предъявляют слишком много требований к ребенку, а ребенок постоянно терпит неудачу — или если родители смеются над его усилиями, ребенок может испытывать стыд и начинает сомневаться в своих собственных силах.
Стадия 3. Игровой возраст. Инициатива против вины(4 — 6 лет)
В это время ребенок развивает более целенаправленные ориентации в своих действиях. Ребенок начинает больше планировать действия и судить о них. И если ребенок не преуспевает в своих усилиях, тогда ребенок будет чувствовать вину, что является новой эмоцией.
Стадия 4. Школьный возраст. Комплекс неполноценности(7-12 лет)
Способности и навыки ребенка все еще стремительно развиваются, и теперь ребенок способен прилагать больше усилий и целенаправленных действий для выполнения своих задач. Если ребенок получает в этом позитивную поддержку, то у него скорее всего, появится больше уверенности в себе, что снова заставляет ребенка хотеть учиться больше. Если же нет, ребенок может испытывать чувство неполноценности и неудачи.
Стадия 5.Юность. Личность против ролевого замешательства(13-19 лет)
Теперь ребенок больше заботится о том, кем он является по отношению к другим: «Как меня видят люди?» Он может играть с разными личностями и ролями, что может привести к путанице в идентичности, но это также может помочь создать чувство принадлежности.
Стадия 6. Ранняя зрелость. Интим против изоляции(20-34 года)
Теперь человек может начать развивать отношения на более глубоком уровне с партнерами и друзьями. Когда человек преуспевает в этом, он получает положительные эффекты глубокой связи и положительное чувство «кто-то хочет меня». Если человек испытывает неудачу, он или она может не хотеть близости из-за боязни отказа. Такой страх может привести к изоляции.
Стадия 7. Средняя зрелость. Продуктивность – инертность и застой(35-65 лет)
На этой стадии человек начинает спрашивать себя, полезен ли он для других в обществе? Если родители были добры в детстве по отношению к ребенку и поощряли его заслуги, то он будет стремится быть полезным для общества.
Стадия 8. Поздняя зрелость. Целостность эго против отчаяния (65+ лет)
Человек теперь оглядывается назад на свою жизнь и оценивает ее в свете счастья и продуктивности. Если перспектива будет позитивна, может возникнуть чувство смысла и целостности, в противном случае существует риск безнадежности.
Триангуляция
Гармоничной триангуляцией можно считать, когда мать может общаться с ребенком без отца, отец может общаться с ребенком без матери, и родители могут общаться без ребенка, и все вместе – втроем. Если все эти конфигурации ни у кого в этом треугольнике не вызывают сильной ревности – значит триангуляция оказывается успешной. А успешной она оказывается, если в треугольнике не возникает устойчивых диад, когда двое дружат против третьего (чаще такими диадами бывают мать-ребенок и отец-мать).
В современном психоанализе, при исследовании переживаний ребенка, делается акцент не только на эдипальных составляющих, когда ребенок хочет исключить из диадных отношений второго родителя, который оказывается лишним, но и на триангулярных взаимодействиях – когда ребенок чувствует себя лишним. При этом фокус внимания смещается с филогенетических прафантазий на переживание ребенком чувства исключенности из отношений родителей, ощущения ребенка, что его собственная любовь отвергается, потому что она плоха (Фэйрбейрн). Ревность рассматривается как естественная реакция на исключенность из отношений, которая неизменно произрастает в любом любовном треугольнике, не являясь дериватом агрессивного инстинкта или инстинкта смерти, как считалось ранее в классическом психоанализе (и как, до сих пор, считают современные кляйнианские психоаналитики).
Говоря иначе: не сексуальный инстинкт ребенка и не ревностная злобность порождает у него Эдипов комплекс, а неизбежность формирования парных взаимодействий внутри триангулярных отношений, из которых ребенок исключен. Причинами пренебрежительного отношения родителей к ребенку может служить и отсутствие их эмпатии, и возрождение эдипальных травм самих родителей. В конце концов, родители могут просто устать даже от психически здорового ребенка, который для взрослого человека нередко оказывается чрезмерно активным. И особенно родители устают от не вполне психически здорового ребенка, который гиперактивен и истеричен. Надо всегда помнить, что родителем быть тяжело, поэтому родитель должен общаться с ребенком ровно столько, сколько он его выдерживает. В помощь обязательно следует привлекать бабушек, тёть и нянь (убедившись предварительно, что они способны общаться с ребенком должным образом).
На самом деле, нормальный ребенок больше всего хочет, чтобы и мама, и папа были рядом, и уделяли внимание только ему, а вовсе не исключить из взаимоотношений третьего. Успешность триангуляции зависит оттого, насколько родители понимают эту повышенную потребность ребенка быть в центре внимания, в соответствии с его возрастными особенностями
Но это не значит, что нужно удовлетворять все желания ребенка, например, систематически спать втроем. Диалектика воспитания состоит не только в удовлетворении всех потребностей ребенка, но и в многих его желаний, иначе ребенок вырастет психопатом, неспособным выдерживать любые запреты и уважать границы других людей.
Способность находиться в триангулярных отношениях очень важна для взрослой жизни. Триангулярные отношения существуют повсюду. Так, например, Ваш друг общается не только с Вами, но и с другим своим другом и со своей девушкой – и если это будет вызывать невыносимую ревность, Вы не сможете дружить. Ваш начальник имеет отношения не только с Вами, но и с другими сотрудниками Вашего отдела, и если это будет вызывать невыносимую ревность – Вам будет очень тяжело работать в коллективе. Между прочим, дети, выросшие в семье матерей-одиночек, хуже адаптируются в рабочем коллективе, где всегда присутствует начальник-отец – образ эдипальной фигуры. И, конечно, рождение собственного ребенка не должно ввергать семью в ревностную конкуренцию.
Кризис развития идентичности (характеристики, источники)
Идентичность — это тождественность человека самому себе или твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя
Это субъективное вдохновенное ощущение тождества и целостности (Э.Эриксон). Почему важно изучение проблемы идентичности — потому что формирование идентичности младших поколений лежит на нашей совести
Характеристика возрастных стадий.
- (орально-сенсорная стадия) На первом этапе развития решается вопрос базового доверия или недоверия к миру. Ключевая роль матери в положительном решении задачи возраста. Критерий сформированности доверия к миру — способность ребенка спокойно переносить исчезновение матери из поля зрения.
- Обретение самостоятельности/ неуверенность в себе (до 4 лет) Негативный вариант в случае, когда взрослые сверхтребовательны/ берут на себя лишнее.
- (локомоторно-генитальная/эдипова стадия — 4-6 лет) инициатива/ чувство вины
- (6-11 лет) Овладение различными умениями, символиками культуры. Формирование чувства умения и компетенции/ неполноценности. Решающее значение имеет собственное одобрение деятельности.
- (11-20 лет) Ключевая для приобретения идентичности. Идентификация я/ смешанная идентичность. Задача стадии — объединение всего, что подросток знает о себе самом как о сыне, школьнике, спортсмене и т.д. в единое целое. Также он должен осмыслить и связать это с прошлым и спроецировать на будущее.
- (21-25 лет) Переход к решению уже собственно взрослых задач на базе сформировавшейся психосоциальной идентичности.
- (25/50-60 лет) Стадия противоречия между способностью человека к развитию и личностным застоем (медленный регресс личности в процессе обыденной жизни). Награда за овладение способностью к саморазвитию формирование человеческой индивидуальности и неповторимости.
- (свыше 60) Обретение покоя/ обречение на безысходное страдание как итог спутанной жизни.
Эпигенетический принцип психического развития. Жизненные циклы.
Смысл эпигенетического (от слова генез) принципа развития заключается в том, что человек в своей жизни проходит определенные фазы развития — последовательность новообразований. Эпигенетический принцип: все, что развивается имеет исходный план развития, в соответствии с которым появляются отдельные части — каждая из которых имеет свое время доминирования — покуда все эти части не составят способного к функционированию целого.
Регрессия как психологическая защита
Развиваясь, ребенок переходит с одной ступеньки своего развития на другую. Регрессией называется обратный шаг-другой на предыдущие ступеньки. Например, когда человек в экстремальной ситуации начинает вести себя как ребенок, можно говорить, что он регрессировал – это называется поведенческой регрессией. Более сложным и устойчивым процессом является регрессия либидо, чему посвящена эта статья.
Не путайте регрессию с регрессом, который происходит при возрастных изменениях в мозге и именуется инволюционным психозом, когда старый человек впадает в детство; в отличие от регресса, регрессия – процесс обратимый и не связан с мозговыми изменениями
Сосание большого пальца в стрессовых ситуациях детьми старше двух лет является ярким примером регрессии либидо в качестве . Сосание само по себе не может устранить стрессовую ситуацию, с которой столкнулся ребенок, но помогает регрессировать к стадии, на которой сосание было средством удовлетворения и успокоения. Таким образом сосание обеспечивает ослабление напряжения, вызванное стрессом. Посредством такой регрессии ребенок, сосущий палец, достигает иллюзии защищенности и дистанцируется от неудовольствия, вызванного окружающей средой.
Сосание пальца младенцем не является регрессией, так как он еще находится на оральной стадии развития, на которой сосание является основным видом деятельности.
Критика
Со времени представления Фрейдом теории психосексуального развития в 1905 году не было доказательств того, что продолжительное грудное вскармливание может привести к фиксации на оральной стадии или что оно способствует дезадаптации человека или развитию зависимостей (психологической, физиологической). Педиатр Джек Ньюман предположил, что грудное вскармливание ребенка до тех пор, пока он не решит отлучить ребенка от груди (возраст 2–4 года), как правило, дает более психологически безопасную и независимую личность. Вопреки фрейдистской концепции психосексуального развития фиксации оральной стадии , исследование « Продолжительность грудного вскармливания и частота курения» (2003 г.) с участием 87 участников не показало причинно-следственной связи между периодом кормления грудью и тем, становится ли ребенок взрослым. кто курит.
Структурная модель психической жизни по Фрейду
Психологическая концепция Фрейда состоит из трех структур – «Оно», «Я», «Сверх-Я».
Рисунок 1. Структура личности по З. Фрейду. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
«Оно» или «Ид» является бессознательной частью психики и его можно сравнить с котлом биологических врожденных инстинктов, агрессивных и сексуальных. Бессознательная часть психики насыщена сексуальной энергией (либидо). У каждого человека, который представляет собой замкнутую энергетическую систему, количество энергии является величиной постоянной. «Оно» подчиняется принципу удовольствия, будучи бессознательным и иррациональным. Удовольствие и счастье – это в жизни человека главная цель.
Вторым принципом поведения является гомеостаз, что означает тенденцию к сохранению примерного внутреннего равновесия.
«Я» или «Эго» – уровень сознания, который подавляет сексуальные влечения и находится в состоянии постоянного конфликта с «Оно». Формирование уровня сознания происходит под влиянием общества, которое вместе с «Оно» и «Сверх-Я» предъявляют свои требования к человеку. «Я» подчиняется принципу реальности и старается установить гармонию между «Оно» и «Сверх-Я».
Носителем моральных стандартов служит «Сверх-Я», которое является частью личности, выполняющей роль критика, совести, цензора. Когда «Я» совершает какое-либо действие в угоду «Оно», но, в противовес «Сверх-Я», Эго испытывает вину, стыд, укор совести.
Отвечая за принятие решений «Я» старается выразить и удовлетворить желание «Оно», но, с теми ограничениями, которые налагаются обществом и его правилами. Отсюда следует, что безопасность и самосохранение организма обеспечивает «Эго», рассуждая, анализируя и принимая соответствующее решение.
У детей становление «Сверх-Я» происходит через преодоление Эдипова комплекса.
Фрейд считал, что ключом к сексуальному комплексу, тяготеющему над каждым мужчиной, является греческий миф о царе Эдипе, который убил своего отца и женился на матери. Испытывая влечение к матери, мальчик видит в отце соперника, который одновременно вызывает у него страх, ненависть, восхищение. Ему хочется быть похожим на отца и хочется его смерти, а отсюда боязнь и чувство вины перед отцом. Сексуальное влечение к матери преодолевается страхом кастрации, т.е. преодолением эдипова комплекса и появлением «Сверх-Я», содержащим ценности и нормы, совместимые с окружением человека.
«Сверх-Я» дает возможность отличать хорошее от плохого, нравственное от безнравственного, оно не пускает инстинкты в сферу «Я».
В результате этого энергия инстинктов сублимируется, трансформируется и воплощается в приемлемых человеком и обществом видах деятельности.
Замечание 2
Отсюда, сублимация – это преобразование энергии подавленных желаний в разрешенные обществом виды деятельности.