Этапы развития психологии. история развития психологических знаний
Содержание:
- История психологии
- Курт Левин – социальный психолог
- Вильгельм Вундт – основатель экспериментальной психологии
- Начало психологии как дисциплины
- Жан Пиаже
- Направления исторической психологии
- Прогресс науки
- Жан Пиаже – детский психолог
- Психологическое знание в рамках других научных дисциплин (V—IV века до нашей эры — 60-е годы XIX века)
- Контекстный метод
- Б. Ф. Скиннер
- История развития психологии
- Карл Роджерс
- Психологи
- Учеба
- Этапы развития интеллекта
- Как давно и где появилось это направление?
История психологии
В философском контексте психология существовала около тысячи лет назад в Древней Греции, Египте, Индии, Персии и Китае.
В 387 г. до н.э. Платон предположил, что в мозгу происходят умственные процессы, а в 335 г. до н. э. Аристотель предположил, что в сердце.
Авиценна, известный мусульманский врач, родившийся в 980 году нашей эры, изучал и лечил эпилепсию, ночные кошмары и плохую память. Утверждалось, что первые больницы для лечения психиатрических заболеваний были созданы исламскими врачами в средневековье.
В 1774 году Франц Месмер предположил, что гипноз, или «месмеризм», может помочь в лечении некоторых видов психических заболеваний.
В 1793 году Филипп Пинель освободил первых пациентов с проблемами психического здоровья из заключения, что стало сигналом к более гуманному обращению.
В 1879 году Вильгельм Вундт, Германия, основал психологию как самостоятельную экспериментальную область исследования. Он создал первую лабораторию, которая проводила психологические исследования исключительно в Лейпцигском университете. Вундт известен сегодня как основатель психологии.
В 1890 году американский философ Уильям Джеймс опубликовал книгу под названием «Основы психологии». Это обсуждалось психологами по всему миру на протяжении многих десятилетий. В том же году штат Нью-Йорк принял Закон о государственной помощи, в соответствии с которым люди с проблемами психического здоровья должны были покинуть свои дома и направиться в больницу для лечения.
Герман Аббингаус, который жил с 1850 по 1909 год и работал в Берлинском университете, был первым психологом, который интенсивно изучал память.
Иван Павлов, живший с 1849 по 1936 год, провел знаменитый эксперимент, который показал, что собаки выделяют слюну в ожидании пищи, вводя понятие условного рефлекса.
Зигмунд Фрейд, живший с 1856 по 1939 год, разработал область психоанализа, типа психотерапии. Он использовал интерпретирующие методы, самоанализ и клинические наблюдения.
Он сосредоточился на разрешении бессознательных конфликтов, психических расстройств и психопатологии. Фрейд утверждал, что бессознательное было причиной большинства мыслей и поведения людей, а также проблем психического здоровья.
Э. Б. Титченер, твердо верил в структурализм, который фокусируется на вопросе: «Что такое сознание?». Уильям Джеймс и Джон Дьюи были убежденными сторонниками функционализма, в котором говорилось: «Для чего нужно сознание?». Дискуссия между функционалистами и структуралистами привела к быстрому росту интереса к психологии.
Бихевиоризм
В 1913 году американский психолог Джон Б. Уотсон основал новое направление, которое изменило всю психологию. Поведение, утверждал он, является не результатом внутренних психических процессов, а результатом того, как мы реагируем на окружающую среду. Бихевиоризм сосредоточен на том, как люди формируют новое поведение из окружающей среды.
Гуманизм
Гуманисты рассматривали бихевиоризм и психоаналитическую теорию как слишком бесчеловечные. Вместо того, чтобы быть жертвами окружающей среды или бессознательного, они предположили, что люди изначально совершенны и что наши собственные психические процессы играют активную роль в нашем поведении. Гуманистическое движение много внимания уделяет эмоциям, свободной воле и субъективной оценке опыта.
Когнитивная теория
Появившаяся в 1970-х годах, она считается самой последней школой в психологии. Когнитивные теоретики полагают, что мы воспринимаем информацию из окружающей среды через наши чувства, а затем обрабатываем данные мысленно, организуя их, манипулируя ими, запоминая их и связывая с информацией, которую мы уже знаем. Когнитивная теория применяется к языку, памяти, обучению, системам восприятия, психическим расстройствам и сновидениям.
В настоящее время психологи изучают все эти подходы и выбирают то, что кажется наилучшим из каждого подхода для конкретной ситуации.
Курт Левин – социальный психолог
Курт Левин – великий психолог, родился и вырос в Германии, но из-за своего еврейского происхождения ему пришлось иммигрировать в Америку. Здесь он создал идеи, которые легли в основу социальной психологии. Основное его достижение – теория поля, она доказывает, что человек проживающий в социуме подсознательно не контролирует свои поступки и большую часть из них он делает исходя из того в каком обществе он находится и рос.
Курт Левин провел множество практических исследований, опирающихся на развитие социального поведения человека. Список вопросов, которыми он занимался в дальнейшем, стали основополагающими для многих профессионалов:
- уровень притязаний;
- динамика в группе;
- игровые ситуации;
- временная перспектива;
- теория поля;
- стремление к успеху.
Работы этого психолога позволили объединить поведение окружающих, выделить нормы для каждого человека, а также разработать основы решения возникающих проблем, отталкиваясь от поведения в обществе.
Вильгельм Вундт – основатель экспериментальной психологии
В. Вундт стал основателем экспериментальной психологии. Психолог разработал методы исследования психики, опираясь на элементарную физиологию. По его мнению, все проявления сознания опираются на полученный ранее опыт, культурные особенности народа и физиологию. Его основной вклад в развитие психологии в том, что он в 1879 году открыл первую лабораторию, занимающуюся экспериментальным исследованием психологии человека. Именно это событие считается основополагающим в отделении психологии от других естественных наук. Это способствовало формированию основных понятий изучения сознания человека. Список его достижений не ограничивается только этим, за свою жизнь он публиковал работы по философии, физиологии, физике и психологии. Это был разносторонне развитый человек, добившийся всемирного признания, в его честь был даже назван астероид.
Начало психологии как дисциплины
В первые дни психологии были две доминирующие теоретические школы. Американский психолог по имени Уильям Джеймс (1842-1910) разработал подход, который стал известен как функционализм. Он утверждал, что ум постоянно меняется, и бессмысленно искать фундаментальные блоки. Вместо этого следует сосредоточиться на том, как и почему организм что-то делает. Было предложено, чтобы психологи искали основную причину поведения и происходящих психические процессы. Этот акцент на причинах и последствиях поведения оказал влияние на современную психологию.
Структурализм был названием, данным подходу, впервые предложенному Вильгельмом Вундтом. Термин произошел от Эдварда Титченера, американского психолога, которого обучал Вундт. Структурализм полагался на самоанализ, метод исследования, посредством которого субъекты связывали то, что происходило в их умах, выполняя определенную задачу. Тем не менее, это оказалось ненадежным методом, потому что было слишком много индивидуальных различий в опыте и отчетах субъектов исследования.
Несмотря на провал самоанализа, Вундт является важной фигурой в истории психологии, поскольку он открыл первую лабораторию, посвященную психологии в 1879 году, и ее открытие обычно считается началом современной психологии. Вундт был важен, потому что он отделил психологию от философии, анализируя работу ума, используя более объективные и стандартизированные процедуры. Поскольку психология является наукой, она пытается исследовать причины поведения, используя систематические и объективные процедуры наблюдения, измерения и анализа, подкрепленные теоретическими интерпретациями, обобщениями, объяснениями и предсказаниями
Поскольку психология является наукой, она пытается исследовать причины поведения, используя систематические и объективные процедуры наблюдения, измерения и анализа, подкрепленные теоретическими интерпретациями, обобщениями, объяснениями и предсказаниями.
Жан Пиаже
Жан Пиаже — психолог, написавший множество работ по детской психологии и создавший теорию когнитивного развития. Является основателем Женевской школы генетической психологии.
Родился 9 августа 1896 года в Невшателе (Швейцария). Его научная карьера началась еще в детстве. Тогда он начал интересоваться биологией и уже написал несколько работ по малакологии (изучению моллюсков). К 20 годам он защитил диссертацию в естественнонаучной сфере и получил степень доктора философии в университете Невшателя. В это время он начал интересоваться психоанализом.
После получения степени Пиаже переехал в Париж и начал преподавать в одной из школ, директором которой был А.Бине, создавший тест IQ. Пиаже помогал обрабатывать результаты тестов и заметил одну странную закономерность: дети всегда отвечали неверно на определенные вопросы. Они совершали одинаковые ошибки, которые обычно не свойственны взрослым людям. На основании этих наблюдений Пиаже написал работу под названием «Теория стадий развития», в которой утверждалось, что люди, находящиеся на одной стадии развития, проявляют похожие формы познавательных способностей. То есть он сделал открытие: дети не глупее, чем взрослые, просто они мыслят по-другому.
Согласно теории Пиаже, в ходе развития интеллект человека проходит несколько стадий:
- Сенсомоторная стадия (0-2 года) — малыши получают знания через чувственный опыт и ограничиваются врожденными рефлексами;
- Дооперационная стадия (2-7 лет) — дети познают мир через игру, за которой кроется сложный процесс становления логики и восприятия точки зрения других людей;
- Стадия конкретных операций (7-11 лет) — дети обладают хорошей логикой, но не обладают той гибкостью мышления, которая характерна для взрослого. На этой стадии детям сложно понимать абстрактные и гипотетические понятия;
- Стадия формальных операций (11-15 лет) — этап, на котором развивается логика, дедуктивные способности и способность принимать и понимать абстрактные идеи.
Свои познания в вопросах теории развития Пиаже перевел в книгу «Речь и мышление ребенка». В этой книге он изучил эгоцентризм, соположение, логику отношений. Мировая психология детского мышления основана на работах Жана Пиаже. А книга «Психология интеллекта» охватила большую половину всего предмета психологии.
Направления исторической психологии
В настоящее время в исторической психологии выделяют три направления. Первое, герменевтическое-феноменологическое, основано на прочтении, истолковании, а также интерпретации посредством психологии источников индивидуальной истории (писем и дневников). Второе направление предусматривает выведение причин поведения человека непосредственно из социальных, а также культурных феноменов, которые с ним связаны. Его называют психолого-генетическим. Третье — неофрейдистское. Оно базируется на выявлении сознательного и бессознательного в истории человека.
От истории ментальностей, от исторической антропологии, от истории частной жизнии прочих направлений исторической науки, изучающих примерно те же процессы и явления, историческую психологию отличает так называемая междисциплинарность. То есть обращение к методам медицины, биологии, психологии. Именно в этом и заключается ее преимущество. Использование методов биологических и медицинских наук о человеке позволяет эффективно интерпретировать сведения источников.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Психология ставит своей первоначальной целью получение научного знания о личности человека. В этой комплексности и есть главное отличие исторической психологии от истории ментальностей, от истории частной жизни. Ведь последние рассматривают некий отдельный, особый аспект человеческого существования в историческом контексте. Но вот психология пытается его целиком охватить.
Объяснение событий прошлого, а также тенденций исторического развития посредством исторической психологии позволяет выявить культурные традиции, историко-психологические, национальные и социальные типы. Результаты подобных исследований не только полезны для последующей реконструкции исторических смыслов, но и для целенаправленной выработки рекомендаций современным политикам и политтехнологам, а также социальным службам.
Прогресс науки
Изучаемый предмет в истории психологии существенно прогрессировал в свете выкладок советских ученых. Их работы позволили осознать основной недостаток капиталистического подхода: представители таких школ не уделяли внимания зависимости активности социума и научного прогресса. Недооцененными были также противостояния разных мировоззренческих взглядов. Познавательный процесс – это всегда диалектика, но во многих работах иностранных ученых этому вовсе не уделяется никакого внимания. В других трудах оценка есть, но она не соответствует историческим реалиям. Связь описания и объяснения в трудах капиталистических ученых имеет ряд несовершенств, которые в настоящее время заметны любому психологу-теоретику.
В истории социальной психологии капиталистического строя продолжительное время применялось два основных подхода: контекстный и персонализированный.
Жан Пиаже – детский психолог
Жан Пиаже прославился своим глубоким изучением детской психологии
Он уделил особое внимание развитию детского мышления и интеллекта, которые лежат в основе формирования личности любого взрослого. Жан Пиаже изучал такие направления:
- особенности психики ребенка;
- адаптивная природа интеллекта;
- развитие структур интеллекта;
- развитие мышления ребенка.
До него разум ребенка считался примитивной структурой, постепенно взрослеющей и набирающейся опыта, Пиаже доказал что все намного сложнее. Общая теория стадий развития помогла разобраться в становлении мышления маленького ребенка в разном возрасте и понять, почему они совершают одни и те же поступки, ошибки и как они помогают личности сформироваться. Кроме того, рассматривались отклонения и способы их лечения. Он разработал технику беседы и диагностики, список вопросов, которые помогут обнаружить симптоматику нарушений развития, а также выявить причины их возникновения. Исходя из полученных данных, психолог разрабатывает мероприятия для адаптации и восстановления ребенка.
Психологическое знание в рамках других научных дисциплин (V—IV века до нашей эры — 60-е годы XIX века)
Как отмечают Д. Шульц и С. Шульц, психология является одновременно одной из самых древних и одной из самых молодых наук. Духовной предтечей психологии стали многие науки древности, однако исходная точка формирования современного научного подхода относится к 1879 году.
Учение о душе (V век до нашей эры — начало XVII века)
Учение о душе (др.-греч. ψυχή) складывалось в рамках древнегреческой философии и медицины. Новые представления о душе были не религиозными, а светскими, открытыми для всех, доступными для рациональной критики. Цель построения учения о душе состояла в выявлении свойств и закономерностей её существования.
Важнейшие направления развития представлений о душе связаны с учениями Платона (— года до нашей эры) и Аристотеля (— года до нашей эры). Платон провёл границу между материальным, вещественным, смертным телом и нематериальной, невещественной, бессмертной душой. Индивидуальные души — несовершенные образы единой универсальной мировой души — обладают частью универсального духовного опыта, припоминание которого составляет суть процесса индивидуального познания. Это учение заложило основы философской теории познания и определило ориентацию психологического знания на решение собственно философских, этических, педагогических и религиозных проблем.
Согласно Аристотелю, душа — форма живого органического тела, обеспечивающая его предназначение. Душа есть основа всех жизненных проявлений, она неотделима от тела. Это положение противоречит учению Платона о вселении душ при рождении и истечении их при смерти. Но оба учения едины в том, что душа определяет цель активности живого тела. Аристотель говорил о трёх типах души — растительной, животной и разумной (человеческой), которые представляют три ступени жизни, обладающие преемственностью. Человеческая душа позволяет строить умозаключения, лежащие в основе выше памяти, произвольного, свободного выбора.
Ученик Платона, последователь Аристотеля Теофраст (— года до нашей эры) дал описание 30 различных характеров, и положил начало отдельной линии в популярной психологии, представителем которой в наше время является Дейл Карнеги.
Гиппократ (примерно — года до нашей эры) сформулировал положение, что органом мышления и ощущений является мозг. Он разработал учение о темпераментах и первым предложил типологию темпераментов, основанную на особенностях смешения жидкостей в организме человека (крови, слизи, жёлтой и чёрной желчи).
В III—V века нашей эры в работах Плотина (— годы), Аврелия Августина (—430 годы) и раннехристианских философов и теологов в качестве предмета исследования выделяется внутренний мир человека, возможности самопознания, впервые появляются описания феноменов сознания.
Фрэнсис Бэкон (— годы) впервые отказался от умозрительных заключений о природе души и пришёл к выводу о необходимости эмпирических исследований. Бэкон отделил науку о теле от науки о душе, а в учении о душе выделил науку о рациональной божественной душе и душе нерациональной, чувствующей, телесной, общей для человека и животных. Важнейшие новые составляющие о душе, введённые Бэконом, — представление о роли общества и орудий в процессах познания.
Философская теория познания (середина XVII века — середина XIX века)
Новый период в развитии психологического знания наступил с учением Рене Декарта (— годы), в котором впервые был использован термин «сознание». Сознание рассматривалось как критерий, разделяющий тело и душу. Критерием существования была названа интроспекция. Согласно критерию интроспекции душой обладает только человек, а животные не имеют души и действуют подобно механическим устройствам. Для объяснения собственно телесных действий у животных и человека Декарт ввёл представление о рефлексе, в котором был реализован принцип механистического детерминизма. Суть рефлекса, по Декарту, состоит в том, что внешние воздействия посредством перемещения животных духов по нервам приводят к напряжению определенных мышц, которое и представляет собой действие организма. По Декарту, душа приводит тело в движение, а тело поставляет душе чувственные впечатления.
Контекстный метод
Анализ истории юридической психологии, социальной, криминальной и прочих подвидов наук в рамках единой психологии позволяет понять, что любая идея всегда тесно связана с интеллектуальным климатом, в котором существовал ее автор. Это доказывают многочисленные факторы. В частности, нередко некоторое открытие одновременно происходит в разных странах, разными учеными, не имеющими связи друг с другом. Подтверждают теорию контекстного подхода и случаи, когда открытия были признаны лишь спустя годы, то есть общество развилось достаточно, чтобы понять и принять их. Можно смело говорить, что научное развитие имеет некоторую закономерность. Каждый отельный автор – представитель эпохи, которой он поддерживается, но ею же и ограничен.
Из истории возникновения психологии видно, что невозможно открыть нечто, если к этому нет предпосылок, своеобразного идейного фундамента. Не окажет это открытие и серьезное влияние на дисциплину, если нет адекватной атмосферы (научной, социальной). Впрочем, нельзя при этом отрицать и значимость отдельных личностей.
Б. Ф. Скиннер
Беррес Фредерик Скиннер — выдающийся американский психолог, внесший большой вклад в развитие бихевиоризма.
Родился 20-го марта 1904 года в Саскуэханне штата Пенсильвания. В детстве увлекался поэзией и литературой, а также проводил эксперименты с механическими устройствами. По окончании колледжа Гамильтона, где психолог получил высшее образование, Беррес Скиннер в 1928 году поступил в Гарвардский университет. В 1931 году Скиннеру присудили докторскую степень в области психологии. В этом же году он опубликовал свое первое серьезное исследование о понятии рефлекса в описаниях поведения.
Скиннер называл свои взгляды радикальным бихевиоризмом. Он считал, что любые человеческие действия всего лишь следствие обусловливания. То есть в ходе оперантного обусловливания положительное последствие определенного действия являются подкреплением, и, скорее всего, это действие повторится в будущем. Поведение, приводящее к негативным последствиям, со временем становится менее вероятным.
В 1948 году он стал профессором в Гарвардском университете и в этом же году создал утопическую новеллу «Вальден Два», описывающий жизнь вымышленной сельской общины, в которой применялось оперантное обусловливание для создания идеальных граждан этой общины.
Также в своей известной книге «За пределами свободы и достоинства» (1971) Скиннер утверждает, что человек на самом деле не обладает свободой воли, а работу «О бихевиоризме» (1971) психолог написал, чтобы развеять многочисленные слухи и споры о его исследованиях.
Фредерик Беррес Скиннер назван самым влиятельным психологом 20 века.
История развития психологии
Сам термин «психология» впервые был употреблен в 16 веке в писаниях Западной Европы на латыни. Он состоит из двух античных слов: psyche— душа, и logia— понимание, знание. Со временем понятие психологии и психолога стало обыденным и применяется в повседневной жизни.
В периодзарождения психология не являлась отдельным направлением науки. Психологами считались те, кто изучал человеческую душу, личностные черты и эмоции. С научной точки зрения понимание имеет различия с житейским: оно опирается на абстрактные вещи и опыт человечества в целом. На основе этого выводятся законы, правящие миром. Для естествознания это понятно. На основе изучения законов можно предугадывать грядущие явления — от природных явлений до событий, которые случаются на основе действий человека.
Психологические явления значительно превосходят даже точные науки (например, физику) по сложности и возможности понимания.
Только к середине 19 века психология превратилась в отдельную науку, собранную из различных сфер знаний. Конечно, в предыдущие эпохи психика человека также подвергалась изучению. Черты психологии прослеживались в глубинах философии, педагогики, медицины и многих других науках.
На протяжении многих столетий люди пытались осознать проблемы, выдвигать гипотезы и строить концепции, подготавливая основу для создания науки о психической стороне человека.
Карл Роджерс
Карл Роджерс — психолог, педагог, основатель недирективного подхода в психотерапии.
Родился в 1902 году в штате Иллинойс. В 1919 году поступил в университет в штате Висконсин и в 1924 году закончил его со степенью бакалавра в области истории. Далее он получил степень магистра в педагогическом колледже при университете Колумбии, а доктора наук получил в самом Колумбийском университете в 1931 году. Несколько лет он занимался преподавательской деятельностью.
В этот период Карл Роджерс разработал метод в терапии, который назвал недирективным консультированием. Он считал, что терапевт является посредником, а не руководителем в процессе лечения
Очень важно также, что психолог целенаправленно использовал термин «клиент». Он считал, что, называя клиента «пациентом», предполагается, что он болеет и ищет лекарство
А при использовании термина «клиент» подчеркивается важность именно личности человека в преодолении трудностей и поиске помощи.
Ключевыми подходами клиент-центрированной терапии являются ее недирективность (терапевт не пытается направить клиента в определенную сторону размышлений, а позволяет ему вести дискуссию) и безусловное положительное отношение (терапевты оказывают клиенту безусловную поддержку и признание независимо от того, с чем столкнулся клиент и что он испытывает).
В 1954 году вышла книга Карла Роджерса «Психотерапия и личностное изменение» — отчет о ряде исследований факторов изменения в терапии. Также одной из крупных его работ была книга «Терапевтические отношения с больными шизофренией» (1967), где описано его пятилетнее исследование психотерапевтической работы с шизофрениками.
Таким образом, Карл Роджерс внес несомненный вклад в психологию, психотерапию и образование.
Психологи
Работа психолога может варьироваться от консультирования людей с беспокойством до консультирования организаций о том, как создавать лучшие коллективы.
Сознание очень сложно, и состояния, связанные с ним, трудно поддаются лечению. Мыслительные процессы, эмоции, воспоминания, сны, восприятия и т. д. Не могут быть видны физически, как кожная сыпь или порок сердца. Хотя можно наблюдать физические признаки некоторых проблем психического здоровья. Многие теории психологии основаны на наблюдении за поведением человека.
Практикующий психолог встречается с пациентами, проводит оценку, чтобы выяснить, что их беспокоит и что вызывает какие-либо трудности, и рекомендует определенное лечение, например, посредством консультирования и психотерапии.
У психологов могут быть и другие роли. Они могут проводить исследования, чтобы консультировать органы здравоохранения и другие органы по социальным и другим вопросам, оценивать детей, которым трудно учиться в школе, проводить семинары о том, как предотвратить издевательства, работать с группами по подбору персонала в компаниях и многое другое.
Хотите устранить причину проблемы быстро и эффективно? Записаться на прием
Учеба
В 1851 году он окончил школу и начал восхождение к научному познанию ступень за ступенью; в Тюбингенском, Берлинском и Гейдельбергском университетах.
После получения диплома по медицине в Гейдельберге (1858 -1864), Вундт учится у Иоганна Мюллера и вскоре становится сотрудником Университета – ассистентом выдающегося физика и физиолога Германа фон Гельмгольца. Помимо своего руководителя, столь жадную тягу к неизведанной науке Вильгельм Вундт испытывал под влиянием трудов Густава Фехнера (психолог) и Иоганна Петера Мюллера (биолог). В своей книге «К теории чувственного восприятия» (1858-1862) Вильгельм впервые вводит понятие «экспериментальная психология».
Этапы развития интеллекта
В рамках генетической психологии Жан Пиаже рассматривал несколько этапов развития интеллекта. По аналогии с названием каждого их этих этапов обозначают и виды интеллекта, которые развиваются у детей по мере их взросления.
Особенности сенсомоторной стадии
Только родившийся ребенок воспринимает себя, как единое целое с матерью, окружающим миром. В процессе взаимодействия с другими людьми, с игрушками, он начинает понимать, что является отдельным от них. Также приходит понимание того, что его собственные действия могут влиять на объекты.
Прикасаясь к подвешенной над кроваткой игрушке, младенец видит как она раскачивается. Размахивая погремушкой, слышит звук. Так маленький ребенок знакомится с миром, параллельно у него формируются схемы действия, понятия. Они базируются на механизмах аккомодации и ассимиляции.
На сенсомоторной стадии ребенок усваивает принцип постоянства. Он заключается в том, что объект существует даже тогда, когда становится недоступным для органов чувств (пропадает из поля зрения или становится неслышным).
У малыша формируется способность предвосхищать место, где должен появиться объект, который движется, но скрыт от глаз.
Важным приобретением сенсомоторной стадии развития является переход от деятельности рефлекторной к поведению, которое вызвано любознательностью, желанием экспериментировать.
Ребенок активно исследует окружающее его пространство, экспериментирует с воздействием на внешние объекты с разной интенсивностью. Это необходимо ему чтобы расширить базу схем, знаний, развить мышление.
На завершающем этапе сенсомоторного периода ребенок может справляться с несложными задачами, при этом он опирается на уже имеющуюся у него сенсорную информацию. Постепенно происходит переход от мышления конкретно-чувственного типа к символическому.
Особенности операциональной стадии
Эта стадия развития характеризуется появлением у ребенка речи, образного мышления. Малыш уже может притворяться, представлять, пользоваться словами, за которыми скрыт определенный смысл.
В дооперациональный период еще не сформирована способность мыслить логически, манипулировать информацией и использовать ее в процессе мышления. Именно поэтому эта стадия развития называется допонятийной.
Особенности операциональной стадии
На операциональную стадию развития ребенок переходит ближе к семилетнему возрасту. Мышление малыша уже развито достаточно, чтобы выполнять несложные логические задания. Но использовать логику для мыслительных действий ребенку еще сложно — для этого ему необходимо физическое взаимодействие с объектом. Понять абстрактную ситуацию или идею ребенку сложно.
Длится операциональная стадия до начала подросткового возраста (12 лет). Отечественные психологи, занимавшиеся изучением процесса развития, объединяли операциональную стадию с формально-операциональной. Но Жан Пиаже рассматривал еще один важный период развития личности, ее интеллекта.
Особенности стадии формальных операций
В этот период у ребенка возникает способность абстрактно мыслить, активно использовать логику. Личность переходит на следующую, более высокую ступень развития (по мнению Пиаже, высочайшую).
Ребенок уже способен активно мыслить, осмысливать информацию объективно, использует имеющиеся у него знания для создания абстрактных представлений. Важным приобретением этого этапа становится способность прогнозировать результат определенной деятельности, ставить цель (абстрактную) и действовать для ее достижения.
Как давно и где появилось это направление?
Впервые понятие «историческая психология» в обиход ввел в середине прошедшего столетия Эмиль Мейерсон. Случилось это в 1948 году во Франции. Однако назвать данную науку западноевропейской нельзя.
В основе этого направления лежат работы советского ученого Льва Выготского. Большая часть его трудов, в которых рассматривается взаимосвязь исторических эпох и психологических аспектов личности, относятся к 20-м годам прошлого столетия. Однако терминология, сочетающая слова «культура», «история», «психология», в работах ученого не использовалась.
Название «культурно-историческая теория» возникло только в 30-е годы ушедшего столетия, причем не среди последователей Выготского и ученых, разделяющих его взгляды, а в разоблачительной критике. По какой причине психологическая теория, не несущая никакой антисоветской или антикоммунистической мысли, подверглась различным обвинениям и гонениям, не совсем ясно. Но как бы там ни было, критики работ Выготского и его последователей принесли пользу исторической психологии, практически введя в обиход термин, максимально точно определяющий стык областей, в котором находится круг ее интересов.
Начиная с 30-х годов это направление науки нашло своих последователей в западноевропейских странах и, конечно же, в США. К середине прошлого столетия это научное направление оформилось, определились сферы его интересов и предметы изучения.