Работы а.р.лурия

Биография А.Р. Лурии

История жизни потомственного русского интеллектуала А.Р. Лурии. Родился в Казани, в семье известного врача и терапевта Р.А. Лурии. В 1921 году окончил факультет общественных наук Казанского университета, а затем переехал в Москву. В студенческие годы, которые совпали с гражданской войной, он заинтересовался психоанализом. В 1937 году окончил 1-й Московский медицинский институт и начал работать в Институте психологии Московского университета. Здесь он встретил Льва Семеновича Выготского и Алексея Николаевича Леонтьева, которые стали его самыми близкими друзьями и товарищами по оружию. Будучи студентом Л.С. Выготского, А.Р. Лурия участвовала в создании отечественной психологической науки, в разработке теории культурно-исторического развития психических процессов, основанной на позиции о социально-историческом определении психических процессов человека. Его работа по объективному изучению аффективных состояний положила начало серии аналогичных исследований как в России, так и за рубежом. Диссертация Лурии по педагогике, которую он подготовил и защитил в 1930-е годы, была посвящена проблеме конфликта. С 1940 г. А.Р. Лурия проводила исследования по анализу мозговых механизмов психических процессов. Во время Великой Отечественной войны Лурия изучала нарушения психических процессов при различных поражениях головного мозга в больнице выздоровления Клиники нервных болезней Всесоюзного НИИ экспериментальной медицины в Кисегаче. А после войны он продолжил свои исследования на московском Н.Н. Институт нейрохирургии имени Бурденко. Н.Н. Бурденко Академии медицинских наук СССР. На основе результатов этих многолетних исследований Лурия создала новое направление в психологии — нейропсихологию, которое будет рассмотрено ниже. Поражает точность, с которой ему удалось описать функции различных структур мозга, особенно фронтальных долей — за десятилетия до современных биофизических методов трехмерного картирования мозга, с помощью которых можно было в буквальном смысле слова увидеть предсказанные процессы и связи. Каждая другая обзорная статья по нейропсихологии высших, а именно психических функций человека, по-прежнему начинается с обязательных ссылок на эти работы. Он разработал новую теорию локализации высших психических функций, которая представляет собой значительный шаг вперед по сравнению с предыдущими теориями; он внес важный вклад в понимание природы языковых расстройств и создал новую классификацию афазии.

С 1923 г. Лурия проделала большую воспитательную работу: преподавал в Академии коммунистического образования имени Н.К. Крупской. С 1968 по 1977 год возглавлял кафедру нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. В течение многих лет он читал курс общей психологии и создал ряд специальных курсов. Под руководством А.Р. Лурия было защищено более 50 докторских диссертаций, многие из его учеников стали докторами наук.

Александр Романович связал нас с Г.И. Челпановым, И.П. Павловым, Г.Г. Шпепетом, Р.О. Якобсон, С.М. Эйзенштейн, В.М. Мясищев, С.Г. Левит, Л.А. Орбели, Б.Г. Ананъев, Е.А. Асратян, В.М. Черниговский, П.К. Анохин, Н.И.Гращенков, Н.И.Бурденко, Н.В.Коновалов, М.Ю.Коновалов. Рапопорт, А.А. Маркосян, И.А. Соколянский, Д.Н. Узнадзе, И.С. Бериташвили. Все они отдали дань его великому человеческому и научному таланту. Достойно, например, признания когда-то выраженного Б.М. Тепловым, исключительным по интеллекту и таланту, что А.Р. Лурия более одарен, чем он. В молодые, еще казанские годы А.Р. Лурия вела переписку с В.М. Бехтеревым и З.З. Фрейд. Дж. Брунер, К. Прибрам и М. Коул могли бы многое рассказать о его обширных контактах с западными учеными.

Примечательно, что А.Р. Лурия была «неофициальным человеком», но очень авторитетным человеком, пользующимся безоговорочным доверием. Несмотря на то, что он обладал многими собственными открытиями, Александр Романович не уставал делать открытия в творчестве западных и отечественных ученых и знакомить друг друга со своими коллегами и друзьями. Например, А.Р. Лурия уговорила Н.А. Бернштейна перевести некоторые из его работ на английский язык и способствовать их публикации в Англии. После встречи с ними Ж. Брунер написал в письме к А.Р. Лурии, что Н.А. Бернштейн был человеком на грани гениальности, и выразил сожаление, что он не встретил его при жизни.

Внешние ссылки [ править ]

  • at marxists.org
  • на lchc.ucsd.edu
  • Вольный перевод с русского оригинала доступен в формате PDF.
  • Джером Бруннер 1987 Издательство Гарвардского университета
  • . Иллюстрированное изложение книги Лурии «Травматическая афазия».
  • и другие материалы на

vтеНейропсихологияТемы
Интерфейс мозг – компьютер
Области мозга
Клиническая нейропсихология
Когнитивная нейробиология
Человеческий мозг
Заблуждения
Нейроанатомия
Нейрофизиология
Френология
Травматическое повреждение мозга

Функции мозга
Возбуждение
Внимание
Сознание
Принимать решение
Исполнительные функции
Учусь
объем памяти
Моторная координация
Естественный язык
Восприятие
Планирование
Решение проблем
Мысль

Люди
Артур Лестер Бентон
Дэвид Бом
Антониу Дамасио
Финеас Гейдж
Норман Гешвинд
Эльхонон Гольдберг
Курт Гольдштейн
Дональд О. Хебб
Кеннет Хейлман
Эдит Каплан
Мюриэль Лезак
Бенджамин Либет
Родольфо Ллинас
Бренда Милнер
Карл Х

Прибрам
Оливер Сакс
Роджер Уолкотт Сперри
HM
KC

Тесты
Бендер-гештальт-тест
Тест визуального удерживания Бентона
Рейтинг клинической деменции
Задача непрерывной производительности
Шкала комы Глазго
Тесты Хейлинга и Брикстона
Окно Джохари
Лексическое решение задачи
Краткое обследование психического состояния
Эффект Струпа
Шкала интеллекта взрослых Векслера
Сортировка карт в Висконсине

 Философский портал

Авторитетный контроль
  • BNE :
  • BNF :
  • CiNii :
  • GND :
  • ICCU :
  • ISNI :
  • LCCN :
  • NDL :
  • NKC :
  • NLG :
  • NLK :
  • NTA :
  • PLWABN :
  • SELIBR :
  • SUDOC :
  • VIAF :
  • WorldCat Identities :

[править] Источники

  1. Российская Еврейская Энциклопедия
Разделы Общая психология • Акмеология • Дифференциальная психология • Психогенетика • Психодиагностика • Психолингвистика • Психология восприятия (запаха, цвета, звука, вкуса, тактильного восприятия) • Психология личности • Психология развития • Психофизиология • Социальная психология • Специальная психология • Сравнительная психология • Эволюционная психология • Экспериментальная психология • Гендерная психология 
Прикладная Инженерная психология • Клиническая психология • Музыкальная психология • Нейропсихология • Патопсихология • Психологическая помощь • Психология денег • Психология здоровья • Психосоматика • Психотерапия • Педагогическая психология • Психология спорта • Психология труда • Психология управления • Семейная психология • Экономическая психология • Юридическая психология • Психология родительства • Психографика 
Направления (школы) Ассоцианизм • Бихевиоризм • Функционализм • Структурализм • Психоанализ • Аналитическая психология • Гештальтпсихология • Культурно-историческая психология • Теория деятельности • Когнитивная психология • Гуманистическая психология • Экзистенциальная психотерапия • Рационально-эмоционально-поведенческая терапияТрансперсональная психологияТрансакционный анализ • Киберакмеология 
Выдающиеся психологи Альфред Адлер • Гордон Олпорт • Альберт Бандура • Джордж Келли • Рэймонд Кеттел • Эрик Эриксон • Ганс Айзенк • Леон Фестингер • Виктор Франкл • Зигмунд Фрейд • Дональд Хебб • Уильям Джемс • Карл Юнг • Курт Левин • Абрахам Маслоу • Стэнли Милгрэм • Джордж Миллер • Иван Павлов • Лев Выготский • Алексей Леонтьев • Александр Лурия • Жан Пиаже • Карл Роджерс • Эдвард Торндайк • Джон Уотсон • Беррес Скиннер • Вильгельм Вундт • Макс Вертгеймер • Вольфганг Кёлер • Курт Коффка • Фредерик Перлз • Эрик Берн

Личная жизнь

В молодости Александр дружил с Сергеем Эйзенштейном. Автор «Броненосца Потемкина» консультировался с ученым по вопросам психоэмоционального воздействия видеоряда на зрителей. Невропатолог любил элегантно одеваться и дарить подарки родственникам и коллегам. С юношеских лет и до старости Лурия увлекался любительским фото.

Александр Лурия в последние годы

Первая жена Лурии Вера Благовидова — актриса травести, переехавшая вместе с психологом из Казани в Москву и служившая в Камерном театре Таирова. В 1931 году она полюбила другого мужчину и ушла от Александра.

Счастье и покой в личной жизни Лурия нашел со второй женой — микробиологом Ланой Пименовной Линчиной, с которой прожил 44 года, пока смерть не разлучила супругов. Лана родила Александру единственную дочь Лену, впоследствии ставшую ученым-биологом и занимавшуюся исследованием клеток мозга.

Исследователь памяти Лурия быстро запоминал иностранные слова — владел немецким, английским, французским и фарси, мог объясниться на грузинском и узбекском языках. Когда в период оттепели ученый получил возможность выезжать на международные форумы, из-за рубежа Александр Романович привозил детективы, не издававшиеся в СССР, и читал их в подлиннике.

Ссылки [ править ]

  1. ^ Ясницкий А. (2018). . Лондон и Нью-Йорк: ПРЕДПРОСМОТР Routledge
  2. ^ Ясницкий, А., и Р. ван дер Вир (редакторы) (2015). . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж
  3. ^ Ясницкий, А., Р. ван дер Вир, Э. Агилар, и Л. Н. Гарсия (редакторы) (2016). . Буэнос-Айрес: Миньо и Давила Editores.
  4. , Вальтер де Грюйтер, 1993, стр. 162.
  5. , Джонс, Рассел Т., 1982, стр.112.
  6. ^ Хомская, с. 25.
  7. Haggbloom, Стивен Дж .; Варник, Рене; Варник, Джейсон Э .; Джонс, Винесса К .; Ярбро, Гэри Л .; Russell, Tenea M .; Борецки, Крис М .; МакГаххи, Рейган; и другие. (2002). . Обзор общей психологии . 6 (2): 139–152. CiteSeerX . DOI . S2CID .
  8. Evgenia Хомский (2001). Александр Романович Лурия: научная биография , издательство Plenum Publishers, Нью-Йорк, Нью-Йорк, с. 9.
  9. Kostyanaya, Мария; Россоу, Питер (9 октября 2013 г.). «Александр Лурия: жизнь, исследования и вклад в нейробиологию». Нейропсихотерапевт . 1 (2): 47–55. DOI .
  10. Хомская, стр. 9.
  11. Хомская, стр. 9-10.
  12. Онг, Уолтер Дж. (2002). Устность и грамотность: технологизация слова (второе изд.). Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. С. 49–54. ISBN 978-0415281294.
  13. Инж, Саймон (21 февраля 2017 г.). . Атлантическая ежемесячная пресса. ISBN 978-0-8021-8986-8. Проверено 22 июня 2018 . цитируя мемуары дочери Лурии Елены Александровны: «Меня обвиняли во всех смертных грехах, вплоть до расизма, и я был вынужден покинуть Институт психологии».
  14. . Полный словарь научной биографии . Сыновья Чарльза Скрибнера . Проверено 22 июня 2018 .
  15. Хомская, стр. 31.
  16. ^ Хомская, с. 33.
  17. ^ Хомская, с. 36.
  18. Хомская, стр. 38.
  19. Хомская, стр. 39.
  20. Хомская, стр. 41-42.
  21. Хомская, стр. 42.
  22. ^ Хомская, с. 48.
  23. Хомская, стр. 46.
  24. Хомская, стр. 45.
  25. Хомская, стр. 47.
  26. Хомская, стр. 55.
  27. Хомская, стр. 61.
  28. Хомская, стр. 62.
  29. Хомская, стр. 70-71.
  30. Какутани , , The New York Times , 30 августа 2015 года.
  31. Хомская, стр. 77.
  32. ^ Хомская, с. 79.
  33. Хомская, стр. 82.
  34. Хомские, Глава VIII, стр. 82-101.
  35. ^ Лурия, Александр. Нейропсихология нейролингвистики .
  36. Хомский, закрытие главы.
  37. ^ Хомская, с. 108.

ЧАСТЬ 1. Психология познавательных процессов

Проблема

Основным
источником наших знаний о внешнем мире и о собственном теле являются ощущения. Они составляют основные каналы, по
которым информация о явлениях внешнего мира и состоянии организма доходит до
мозга, давая человеку возможность ориентироваться в окружающей среде и в своем
теле. Если бы эти каналы были закрыты и органы чувств не приносили нужной
информации, никакая сознательная жизнь не была бы возможной.

Известны факты, говорящие о том, что человек, лишенный постоянного
притока информации, впадает в сонное состояние. Такие случаи имеют место, когда
человек внезапно лишается зрения, слуха, обоняния и когда осязательные ощущения
его ограничиваются каким-либо патологическим процессом.

Близкий к этому результат достигается, когда человека на некоторое время
помещают в свето- и звуконепроницаемую камеру, изолирующую его от внешних
воздействий, и он сохраняет некоторое время одно и то же (лежачее) положение.
Такое состояние сначала вызывало сон, а затем становилось трудно переносимым
для испытуемых.

Многочисленные наблюдения показали, что нарушение притока информации в раннем
детстве, связанное с глухотой и слепотой, вызывает резкие задержки психического
развития. Если детей, рожденных слепо-глухими или лишенных слуха и зрения в
раннем возрасте, не обучать специальным приемам, компенсирующим эти дефекты за
счет осязания, их нормальное психическое развитие станет невозможным, и они не
смогут самостоятельно развиваться.

Ощущение как источник познания

Ощущения
позволяют человеку воспринимать сигналы и отражать свойства и признаки вещей
внешнего мира и состояний организма. Они связывают человека с внешним миром и
являются как основным источником познания, так и основным условием его
психического развития.

Однако несмотря на очевидность этого положения, в истории
идеалистической философии неоднократно высказывались сомнения в этом основном
утверждении.

Нейролингвистика и ее связи с психологией в наследии А. Лурии

Как опосредуются высшие психические функции через семиотические знаки, включая речь? Ряд работ А. Лурии в данной отрасли выявил, что формирование речи изменяет строение базовых психических процессов; речетворчество – путь к осознанию и произвольной их координации. Характерно, что и современная психология активно применяет этот принцип: сегодня для практикующих психологов общим местом стал тезис о том, что речь клиента – это путь к пониманию его модели мира. Изменение речи – путь к изменению поведенческих стратегий.

А. Р. Лурия занимался вопросами речи с точки зрения нарушений и доказал, что разновидности речевого регулирования движения (запуск, торможение, неспецифическое, семантическое регулирование) формируются в разном возрасте по-разному. Если с момента рождения ребенка доминируют аффекты, то с ходом времени вначале появляется способность к наглядно-предметным действиям, и лишь затем они обретают абстрактно-логический характер.

Получается, что развитие сознания связано с углублением понимания семантики лексем, с развитием способности понимать абстрактные понятия. Важным выводом А. Лурии стало и то, что ассоциации – более позднее образование, по сравнению с предикативными ответами. На ранних этапах речь нацелена на предмет и означает предмет (это знают все, у кого маленькие дети: мы обучаем их вначале номинации объектов на первичном уровне овладения речью, и только потом идут обозначения аффектов, освоение понятий, которые незнакомы ребенку в конкретном освоении и личном эмпирическом опыте).

Принцип системности высших психических функций – основополагающий для учения Лурии, и исследованию ее закономерностей на основе нормы и патологии были посвящены многие работы ученого.

Поскольку сознание трактовалось ученым в качестве главной методологической проблемы психологической науки, изучение разных форм сознательной психической деятельности стало базовым направлением его работ. Сознание Лурия тесно связывал с языком.

А. Лурия создал ряд разработок для отечественной дефектологии. Он исследовал умственно отсталых детей с разными диагнозами и выявлял в каждом случае искажение процессов оформления и реализации высших психических функций, отвечающих за речетворчество .

С точки зрения психофизиологии исследователя интересовали моторные возможности глазодвигательной системы. Он вывел ряд закономерностей, касающихся этого феномена.

Говоря об А. Р. Лурии, невозможно не признать разносторонность его научных исследований и фундаментальность выводов. Он практически создал новую область знания – нейропсихологию, углубил знания в общей психологии, психологии развития, дефектологии, психофизиологии. Работы А. Р. Лурии стали шагом вперед в разработке базовых общепсихологических концепций, которые актуальны и сегодня. Особое уважение вызывает междисциплинарный характер его исследовательских работ: Лурия рассматривал все области психологического знания как единое целое, и такой подход не раз доказал свою эффективность. Сегодня его работы стали подлинной классикой психологии, нейропсихологии, психолингвистики и интересны даже мало подготовленному читателю, интересующемуся различными аспектами психологии.

Литература:
  • 1. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. Электронный ресурс: Режим доступа: http://knigosite.org/library/read/19337. дата доступа: 19.03.2018.
  • 2. Лурия А. Р. О месте психологии в ряду социальных и биологических наук. — Вопросы психологии, 1977. №9.
  • 3. Лурия A.Р. Язык и сознание: Электронный ресурс: Режим доступа: https://www.libfox.ru/369427-aleksandr-luriya-yazyk-i-soznanie.html. Дата доступа: 17. 03. 2018.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Концепция трех структурно-функциональных блоков головного мозга

Головной мозг человека – это сложная высокоорганизованная система. Высшая нервная деятельность осуществляется благодаря интеграции трех блоков головного мозга. Каждый блок – звено в цепи единого процесса. Нарушение каждой из структурных единиц приводит к сбою и патологическим изменениям. Любая разновидность психической деятельности возможна при последовательном включении трех функционально-структурных блоков:

  1. Первый несет ответственность за активацию мозговых структур в состоянии бодрствования.
  2. Второй перерабатывает информационный поток из внешней среды и хранит полученные данные.
  3. Третий блок отвечает за планирование предполагаемых действий, регулирует и контролирует психическую деятельность.

Благодаря блокам головной мозг человека функционирует как единая интегральная система, которая превосходит по эффективности самый совершенный компьютер.

Все звенья перечисленной функциональной системы пластичны и взаимозаменяемы. На формирование связей между ними оказывают влияние как внутренние, так и внешние факторы. Интегральная система головного мозга не несет на себе печать детерминированности, это расширяет возможности педагогики и медицины.

ЧАСТЬ 2. Речь и мышление. Интеллектуальное поведение

ГЛАВА 1. Интеллектуальное поведение

До сих пор мы останавливались на основных условиях сознательной
деятельности человека — получении информации, выделении существенных элементов,
запечатлении полученной информации в памяти.

Сейчас мы перейдем к рассмотрению того, как построена сознательная
деятельность человека в целом и остановимся на строении сложных форм его
интеллектуальной деятельности. Рассмотрим, прежде всего, строение
интеллектуального акта в тех формах, которые наиболее близки к актам наглядного
анализа и синтеза той информации, которую человек непосредственно получает от
окружающего мира, чтобы затем обратиться к основным законам наиболее сложных
форм его мышления, осуществляемого человеком на основе его речи.

Интеллектуальный акт и его строение

Как
уже отмечалось выше, существуют три основные формы поведения, наблюдаемые уже у
животных и претерпевающие существенное развитие с переходом к человеку.

1.Наиболее элементарный характер носят простейшие формы элементарного сензомоторного поведения. Они проявляются в
том, что у животного непосредственно возникают простые формы поведения,
появляющиеся под влиянием его основных врожденных влечений или потребностей
(голод, половая потребность), или в том, что оно реагирует нужными
рефлекторными движениями в ответ на непосредственные внешние воздействия. В
наиболее сложной и развернутой форме этот вид поведения принимает форму
поведения, при котором восприятие признаков какой-либо ситуации пускает в ход
врожденные программы поведения, в некоторых случаях очень сложные. Такие
сензомоторные и инстинктивные акты поведения сохраняются и у человека, у
которого они, однако, отодвигаются на задний план, оттесняясь более сложными
формами психической деятельности.

2.Следующей основной формой является перцепторное
поведение.
Оно возникает с развитием сложных органов чувств,
усложнением ориентировочно-исследовательской деятельности и возникновением
высших уровней мозгового аппарата — коры головного мозга. Эта форма поведения
основана на анализе той наглядной ситуации, в которой находится животное,
выделении

Немного истории

Эта книга – настоящий кладезь психологических знаний. Казалось бы, работать над таким фундаментальным трудом можно до бесконечности долго. Однако у данной книги немного другая история появления на свет. Александр Романович читал лекции своим студентам на факультете психологии МГУ вместе с А. Н. Леонтьевым (в период с 1960 по 1970 гг.). Затем их пути разошлись: ученые стали читать лекции каждый своему потоку студентов. Через некоторое время они решили вновь объединиться, но разделить курс по частям: Алексей Николаевич читал разделы из первой части «Эволюционное введение в психологию» и «Познавательные процессы». Александр Романович взял на себя вторую часть и читал «Мотивы, потребности, эмоции, личность».

Оба ученых уже тогда предполагали, что на основе этих материалов в будущем будет составлен полноценный учебник для студентов, обучающихся на психологических факультетах. Однако судьба распорядилась иначе: А. Н. Леонтьев спустя время отказался от этой идеи, поэтому А. Р. Лурия издал лишь свою часть лекций, но это был не большой учебник, а отдельные брошюры.

Эти лекции не были законченными текстами, хотя и написаны они весьма профессионально. Не осталось незамеченным и качество подачи материала: лекции были прекрасно структурированы, многие сложные термины объяснялись простым языком, а в качестве подтверждения теоретических положений и фактов использовались вполне конкретные примеры из жизни или практики.

Лишь в начале ХХI века эти лекции получили новую жизнь. Издательство «Питер» объединило их в один большой и невероятно полезный учебник. Примечательно, что с тех пор книга несколько раз переиздавалась вновь.

Структура лекций

Вся книга делится на 2 большие части: «Эволюционное введение в психологию» и «Психология познания».

Первый раздел достаточно общий, он дает представление о психологии в целом. Здесь рассматриваются вопросы становления психологической науки, эволюции психики, сознательной деятельности. Также автор рассуждает о вопросах соотношения мозга и психических процессов.

Второй раздел дает конкретные знания по основным психологическим вопросам. Так, Лурия знакомит читателя с познавательными процессами (первая часть второго раздела) и с особенностями речи, мышления, интеллектуального поведения.

Изложение материала идет по нарастающей, или от простого к сложному. Благодаря этому студент не просто изучает новую информацию, он формирует собственную строгую систему психологических знаний.

Проработана и подача каждой главы: сначала дается общее представление о психологическом явлении (важно, что присутствуют ссылки на конкретные эксперименты), затем идет речь о методах исследования и только после этого автор подводит читателя к материалам о развитии данного явления в онтогенезе и его патологических состояниях. «Лекции по общей психологии» — то учебное пособие, которое смогут по достоинству оценить многие читатели

Александр Романович серьезно относился к подготовке лекционного материала. Так, Е. Д. Хомская отмечала, что записи он делал в толстые тетради красивым почерком. Эти записи бесценны, они характеризуют А. Р. Лурию как невероятно ответственного и увлеченного человека. Словом, учиться нужно у таких учителей, которые «горят» своим делом и транслируют эту увлеченность ученикам. Лекции Александра Романовича – яркий образец столь великой самоотдачи

«Лекции по общей психологии» — то учебное пособие, которое смогут по достоинству оценить многие читатели. Александр Романович серьезно относился к подготовке лекционного материала. Так, Е. Д. Хомская отмечала, что записи он делал в толстые тетради красивым почерком. Эти записи бесценны, они характеризуют А. Р. Лурию как невероятно ответственного и увлеченного человека. Словом, учиться нужно у таких учителей, которые «горят» своим делом и транслируют эту увлеченность ученикам. Лекции Александра Романовича – яркий образец столь великой самоотдачи.

Список использованных источников:
  • 1. Ахутина Т.В. А.Р. Лурия: жизненный путь // Культурно-историческая психология. – 2012. — №2.
  • 2. Зинченко В. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М.: АСТ, 2009. – 816с.
  • 3. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии / СПб.: Питер, 2006. – 320с. (серия «Мастера психологии»).

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector