Карл густав юнг

Книга №9. Писания о духовности и трансцендентности

Карл Густав Юнг не верил в Бога, он верил в духовность и то, как каждый из ее аспектов определяет и отслеживает сущность нашей культуры и, как следствие, самого человечества.

Это личная и страстная книга, идеальное чтение на выходных, если вы хотите лучше понять обширное видение аналитической психологии, которое Карл Густав Юнг поддержал и оставил как прекрасное наследие. Есть одна вещь, которую он всегда имел в виду, это то, что, чтобы понять чьи-то корни, мы не можем забывать о духовном плане. Согласно Юнгу, мы должны рассмотреть все явления и традиции, которые составляют корень психической жизни.

Итак, мы должны понимать, что книги Карла Юнга, в частности, «Писания о духовности и трансцендентности»,  являются отражением его непредубежденности. Он был восприимчив и чувствителен ко всему, что он наблюдал, и пытался смотреть за пределы обычного, чтобы найти смысл в реальности человеческой души. 

Эта книга представляет собой антологию, путешествие по антропологии, религии, искусству и духовности, которая окажет влияние на каждого читателя.

Образование

В гимназии Карл Юнг проводит довольно много времени в библиотеке, причем отдает предпочтение именно старинным книгам. Ему казалось, что через книги он находит себя и гармонизирует свой внутренний мир.

В 1895 году молодой Карл Юнг поступает в Базельский университет. Несмотря на то, что он все же отдавал предпочтение антропологии, Карл решил выбрать в качестве своего поприща именно естественные науки. Кроме того, во время учебы в университете, он серьезно увлекся медицинскими науками, а также стал интересоваться мистикой и нередко посещал спиритические сеансы.

В то время, когда Карл Юнг готовился к выпускным экзаменам, он случайно наткнулся на книгу Краффт-Эбинга, при помощи которой внезапно понял взаимосвязь между психологией и философией.

Синхронность или астрология в психоанализе Юнга

Юнг разработал концепцию «синхронности»,в его теории.Это постулат, который объединяет астрологию в психоанализ. Синхронность относится к событиям, которые порождают совпадение. Они встречаются, они происходят одновременно, но, по-видимому, отключены друг от друга. Например, когда мы думаем о чем-то необычном, как летучая мышь, и через час мы можем видеть его у окна.

Для Юнга эти совпадения подчиняются невидимым нитям, которые соединяют все, Это соответствует астрологическим принципам. Согласно этим знаниям, есть невидимые силы, которые исходят из вселенной. Эти силы постоянно сочетаются и уступают место событиям в жизни человека.

С тех пор влияние астрологии в юнгианском психоанализе очень ясно. Неизвестный универсальный порядок проявляется в конкретной ситуации.Движения Вселенной порождают определенные события в жизни человека, Эта точка зрения кажется ненаучной, но квантовая физика также рассматривала подобные предположения.

Юнг называет астрологию «интуитивным методом»Он неоднократно заявлял, что он смог проверить, что определенные психологические состояния или события были связаны с ходом планет.особенно, страдания Сатурна и Урана»  , сказал он в 1954 году во время интервью.

Книга №10. Воспоминания, сновидения, размышления

На этих страницах мы узнаем о его формирующих годах, о его напряженных, но продуктивных отношениях с Фрейдом и о том, как каждая поездка, беседа, открытие и опыт формировали то, что он называет «дном своей души».

Стоит отметить, что читатель не увидит простую книгу воспоминаний и личных размышлений о ком-то в сумерках своей жизни. Юнг в полной мере использует возможность вновь заложить основы своих теорий. Он описывает свои представления о человеческом разуме, о бессознательном, роли символизма и принципах психотерапии.

Эта книга поможет вам лучше понять мысли Карла Юнга и его личную работу психолога.

Том 17. Развитие личности

«Развитие личности» , том 17 в «Собрании сочинений» , содержит статьи по детской психологии , образованию и индивидуации

В книге подчеркивается чрезвычайная важность родителей и учителей в возникновении интеллектуальных, эмоциональных и эмоциональных расстройств в детстве. В заключительной статье брак рассматривается как средство или препятствие на пути к самореализации .

Юнг неоднократно подчеркивал важность психологии родителей и учителей в развитии ребенка. Он подчеркивает тот факт, что неудовлетворительные психологические отношения между родителями могут быть важной причиной расстройств в детстве

Он утверждал, что для обучения детей нужны учителя, которые не только знают об обучении, но также могут развивать свою личность. Большая часть этой книги посвящена изложению взглядов Юнга на эти важные темы. Также есть краткое изложение теории развития ребенка, снимок из жизни девушки по имени Анна и ее родителей, а также обсуждение брака как психологической связи. Наконец, есть глава о детском развитии и индивидуализации.

Редакции

  • 1954. Princeton, NJ: Princeton University Press. ISBN  978-0-691-09763-3 .
  • 1992. Лондон: Рутледж. ISBN  978-0-415-07174-1 .

Психология

В 1900 году Карл переехал в Цюрих и стал работать ассистентом у известного в то время врача-психиатра Юджина Блейлера в больнице для душевнобольных Бургхольцли (пригород Цюриха). Густав поселился на больничной территории. Вскоре он начал публиковать свои первые клинические работы, а также статьи по применению разработанного им же теста словесных ассоциаций.

«Красная книга» Карла Юнга

В 1907 году вышла его первая крупномасштабная работа «Психология раннего слабоумия», которую Юнг для ознакомления отправил Зигмунду Фрейду. Встреча с Фрейдом обозначила важную веху в научном развитии Карла. К моменту личного знакомства в феврале 1907 года в Вене, куда Юнг приехал после непродолжительной переписки, он был уже широко известен как своими опытами в словесных ассоциациях, так и открытием чувственных комплексов.

Карл Юнг

В 1909 году вместе с Фрейдом Юнг впервые приехал в Соединенные Штаты Америки, где прочел курс лекций. Международная известность, а с ней и частная практика, приносившая неплохой доход, позволили Густаву в 1910 году оставить пост в бургхольцльской клинике (к тому времени он уже занимал должность клинического директора), вернуться в родные края и погрузиться в глубинные исследования мифов, легенд, сказок в контексте их взаимодействия с миром психопатологии.

Иллюстрации к книге Карла Юнга

В этот же период появляются публикации, довольно четко обозначившие границу идеологической независимости Карла от Фрейда во взглядах обоих на природу бессознательного. В 1913 году гении психоанализа решили прекратить всяческое общение. Драма расставания обернулась для Юнга возможностью публикации работ «Символы трансформации» и «Красная книга».

Психиатр Карл Юнг

В 1920-е годы Юнг совершил ряд длительных увлекательных путешествий в районы Африки и Северной Америки. Своеобразное культурно-психологическое эссе составило основу одной из глав в автобиографической книге «Воспоминания, сновидения, размышления». В 1930-м Карл был удостоен титула почетного президента Психотерапевтического общества Германии, а также явил миру свое новое творение – книгу «Проблемы души нашего времени». Спустя два года цюрихский городской совет присудил ему премию по литературе, приложив к ней чек на 8 тыс. франков.

https://youtube.com/watch?v=PxXa9PWeo84

С 1933 по 1942 годы Юнг преподавал в Цюрихе, а с 1944 года – в Базеле. Также в 1933–1939 гг. ученый издавал «Журнал по психотерапии и смежным областям», который поддерживал внутреннюю политику нацистов по очищению расы, а выдержки из «Mein Kampf» стали обязательным прологом к любой публикации. Среди творений Юнга этого периода особенно выделялись статьи «Отношения между Я и бессознательным», «Психология и религия», «Психология и воспитание», «Образы бессознательного», «Символика духа» и «Об истоках сознания».

Карл Юнг в последние годы

В феврале 1944 года во время экскурсии Юнг сломал ногу и, находясь в больнице, перенес сердечный приступ, после которого несколько недель балансировал на грани жизни и смерти. Позже он подробно описал свои видения в автобиографии.

Автобиографическая книга Карла Юнга

В ноябре 1955 года, после пятидесяти двух лет совместной жизни умерла жена Юнга, Эмма, и эта утрата совершенно опустошила психотерапевта. Чтобы избавиться от горестных мыслей, Карл с головой погружался в работу. Автобиография, которую Юнг записывал с помощью секретаря, отнимала много времени, а количество корреспонденции выросло настолько, что иногда ему приходилось прятать связки приходящих писем за книжные полки.

Том 9. Часть 1 и 2

Часть 1 — Архетипы и коллективное бессознательное

Архетипы и коллективное бессознательное — это часть 1 тома 9 сборника сочинений , включающая множество полноцветных иллюстраций. В этом томе теория Юнга сначала обосновывается посредством трех эссе, за которыми следуют эссе о конкретных архетипах и, наконец, в разделе, посвященном процессу индивидуации .

Журнал аналитической психологии называет этот том:

Редакции

  • 1969. 1-е изд. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN  978-0-691-09761-9
  • 1991. 2-е изд. Лондон: Рутледж. ISBN  978-0-415-05139-2 .

Часть 2 — Aion: исследования феноменологии личности

«Айон: исследования феноменологии личности» , часть 2 тома 9 «Собрание сочинений» , первоначально была опубликована на немецком языке (1951 г.) и является основной работой Юнга последних лет.

Его центральной темой является символическое представление психической целостности через концепцию Самости , традиционным историческим эквивалентом которой является фигура Христа . Юнг демонстрирует свой тезис путем исследования христианского символа рыбы , а также гностического и алхимического символизма . Он считает это феноменом культурной ассимиляции . Главы, посвященные , тени , аниме и анимусу , дают ценное резюме этих элементарных концепций юнгианской психологии .

Многое в этом томе посвящено возникновению христианства и образу Христа

Юнг исследует, как возникло христианство, когда оно возникло, важность фигуры Христа и отождествление этой фигуры с архетипом Самости. В книге также обсуждается проблема противоположностей, особенно добра и зла.

Редакции

  • 1969. Princeton, NJ: Princeton University Press. ISBN  978-0-691-09759-6 .
  • 1991. 2-е изд. Лондон: Рутледж. ISBN  978-0-415-06476-7 .

Увлечение Юнга искусством толкования снов

Студентом в Цюрихе Юнг раздражался из-за «отсутствия обычного, здорового любопытства» со стороны «людей, занимающих высокое положение в науке и философии». Он ощущал опасность европейского раскола между религией (верой) и наукой, которая отказывалась от значения личности и субъекта, однако видел необходимость в эмпирических доказательствах его интуиции, чтобы можно было поспорить публично. Позже Юнг проанализировал около 67 тыс. снов и начал работать над теорией их значения и функций. Несмотря на строгость его наблюдений, большую часть жизни Юнга считали мистиком и не воспринимали серьезно.

С двенадцатого декабря 1900 года он работал в клинике для душевнобольных в Бургольце. Фрейд только что опубликовал «Толкование снов». Юнг изучал своих коллег (и себя), а также пациентов. Чувствуя патологию в том, что называлось «нормальным» поведением, он решил, что «безумие всегда скрывает зашифрованное значение и что ни одно замечание, ни одна фантазия не являются бессмысленными». Развивая тесты «слово-ассоциация» с целью довести скрытые данные до сознания, Юнг видел психоз исходящим из задержанного развития собственной истории или мифа личности. Он настаивал, что «целитель» и «пациент» наслаждаются священными отношениями взаимных исследований.

Используя слово «исцелять» в смысле «создание целого». Он поддерживал Фрейда, несмотря на сомнения относительно его концепции пола в качестве главной подсознательной движущей силы, ибо Фрейд открыл дверь, запертую на протяжении многих веков. Однако там, где Фрейд выступал против репрессии, Юнг стремился трансформировать ее, выявляя возражения. Фрейд считал эти возражения постоянными и фиксированными. Внешне они были союзниками, пока однажды Фрейд не отказался рассказать Юнгу о своем сне, опасаясь, что это «повредит» его репутации.

Потрясенный Юнг увидел во Фрейде злобного австрийского таможенника, устаревшего и зажимающего свободный психический обмен. Позже Юнг написал, как в Вене в 1909 году, когда Фрейд приводил доводы против парапсихологии, он внезапно почувствовал, будто «его» диафрагма оказалась сделанной из железа и стала до красноты раскаленной, превратившись в пылающее хранилище. И в тот момент раздался такой грохот в книжном шкафу, который стоял справа от нас, что мы вскочили в испуге. Я сказал Фрейду: «Вот пример так называемого каталитического, воплощенного в форму феномена». Фрейд назвал это «явным вздором». Юнг интуитивно предсказал, что через мгновение опять раздастся грохот. Так и случилось. Фрейд был ошеломлен. Юнг чувствовал, что «сделал что-то против него». Вскоре они разошлись.

Интересные факты из его биографии

В своем детстве Карл Юнг любил бродить среди могил и подолгу проводил время на кладбищах. Дело в том, что местность, где жил молодой будущий психолог, располагалась таким образом, что со всех сторон была окружена кладбищами. Однако Карл Юнг довольно комфортно чувствовал себя среди мертвых. Он нередко говорил о том, что с живыми не так интересно, как с мертвыми.

Его мать страдала раздвоением личности. В течение дня она была примерной хозяйкой дома и любящей женой, а в вечернее время превращалась в настоящую фурию. Эта загадка завораживала Карла Юнга. Пожалуй, именно этот момент и стал ключевым в его выборе будущего рода деятельности. Болезнь матери заставила его задавать самому себе вопросы о тайнах человеческого сознания, на которые позже он все же попытается найти ответы.

Чем занимался Карл Юнг на протяжении своей жизни?

Все книги, написанные знаменитым психологом, – результат его собственного жизненного опыта, сложного периода детства, отсутствия удовлетворенности окружающим миром. Сложно было предположить, что странный нелюдимый мальчик, объявленный преподавателями гимназии безынициативным и не проявляющий никакого интереса к преподаваемым наукам, станет настолько знаменитой личностью. В своих воспоминаниях о детском возрасте он отмечает очевидные странности поведения и наличие у себя двух разных личностей.

Однако в период окончательного становления взглядов, кроме литературы и рисования, он обнаруживает особый интерес к философии. Истоки своего научного мировоззрения он отыскал как в книгах древних мыслителей, так и в популярных трудах мистиков. Непостижимым кажется, как Гераклит, Платон, Сведенборг и Эшенмайер могли органично сочетаться и привести к теории свободных ассоциаций, вычленению двух основных человеческих психотипов.

Книги Карла Густава Юнга отличаются широким охватом тем, актуальных для человечества – диссертацию он написал по медицине, но стала она результатом увлечения спиритизмом. Материальные затруднения вынудили молодого Юнга заниматься репетиторством и это дало ему широкий материал для практических наблюдений. По собственному признанию, его обращение к психиатрии, стало результатом знакомства с трудами знаменитого Крафта-Эбинга. После чтения учебника этого автора и состоялось окончательное становление научных взглядов. Впоследствии он попал под влияние Фрейда, но в определенный период четко разграничил свои взгляды на природу бессознательного, стал разрабатывать собственные теории и получил всемирную известность, как оригинальный и самостоятельный исследователь и ученый.

Книга №5. Проблемы души нашего времени

Это одна из книг Карла Юнга, которая лучше всего представляет его работу. В то же время это чудесная экскурсия в мир бессознательного. Несмотря на то, что большая часть книги посвящена мечтам, именно здесь мы можем «отслеживать» часть нашего комплекса и ограничивающее поведение, которое мы склонны проявлять в нашей сознательной жизни.

Цель Юнга в интерпретации снов отличалась от цели Фрейда. Он не пытался определить классические сексуальные фиксации, разработанные в детстве. Напротив, он хотел увидеть «карту настоящего» и ситуации, в котором жили его пациенты, чтобы понять причину их поведения и эмоциональных страданий.

Это, без сомнения, одна из самых необходимых книг для понимания наследия Карла Юнга.

Архетип

Сам Юнг так объяснил термин «архетип» — это трансцендентные (то есть непознаваемые, не изученные до конца) по отношению к сознанию реальности, вызывающие к жизни целые комплексы разного рода представлений, которые выступают в виде мифологических мотивов.

Архетипы проявляются в сознании человека, но уловить их мы не можем, так как они невидимы, их невозможно обнаружить. Но они есть и мы можем наблюдать за их действием в нашей жизни.

Сам Юнг для того, чтобы объяснить этот загадочный феномен, приводит такой пример. Представьте себе кристалл, который растет в специальном растворе. Мы определенно точно знаем, что он развивается по вполне конкретным геометрическим осям. Кристалл растет по строгой закономерности, он не делает это произвольно, у него есть заданное направление. Но самих этих осей до того, как ответвления окончательно сформируются, в пространстве не видно. Мы их не обнаруживаем: их нет ни в камне, ни в этом растворе. И только по тому как растет кристалл, его причудливые, но всегда очень гармоничные и последовательные ответвления, мы можем проследить историю этих осей, не видимых на самом деле. Так и архетипы, по мысли Юнга, тоже нельзя обнаружить, но они в любом случае формируют, определяют наше сознание, воздействуют на него разного рода символами, которых может быть безграничное количество.

Юнг всю свою жизнь пытался понять феномен этих образов. Он считал, что основная задача психологии заключается в толковании архетипов, которые возникали у пациентов.

Карл Юнг: известный и неизвестный

Общепризнанны достижения швейцарского ученого Карла Юнга в области психологии и психиатрии. Он — основатель аналитической психологии, одного их направлений глубинной психологии, ему принадлежат идеи о существовании коллективного бессознательного, архетипических образов, оказывающих мощное влияние на подсознание человека, им разработана типология человеческих личностей. Годы его жизни охватывали один из самых сложных и трагичных периодов истории человечества – 1875-1961 года. Но, возможно, степень силы влияния Юнга на мышление наших современников мы еще до конца не осознали

Ведь до него внимание серьезных ученых не останавливалось на фактах или явлениях, которые хоть в какой-то степени можно было счесть сомнительными. Весьма рациональный принцип «картезианского сомнения» царил в научной среде

В соответствии с ним при поиске истины сомневаться нужно было во всем, и без колебания отбрасывать или вообще считать несуществующим абсолютно все, что давало хоть малейший повод к сомнению. А как же сны, смутные предчувствия и неясные ощущения? На них могли обращать внимание только не в меру эмоциональные дамы и экзальтированные мистики, а уж никак не серьезные ученые. Однако Фрейд, а за ним Юнг, даже в большей степени, чем Фрейд, строили свои теории на анализе именно этих весьма сомнительных явлений. Например, синхронности.

Обратим внимание, что гносеология, как направление в философии, изучающая процессы познания, в постюнговский период значительно изменилась. В поле её интересов вошли явления, на которые ранее серьезным ученым обращать внимание было просто неприлично

Картина мира у человека ХХ века менялась, не последнюю роль сыграли открытия в области естественных наук, в частности теория относительности Эйнштейна. В связи с этим вспоминается забавная эпиграмма, которая в шутливой форме передает впечатления современников от знаменитой «теории относительности»

Так что интерес к иррациональному был веянием времени, но и исследования Юнга сыграли свою роль. После выхода его трудов и ввода в научный обиход понятия «коллективное бессознательное» научная общественность не слишком удивилась тому, что доктор философии Станислав Гроф, создавая в 60-х годах ХХ века теорию трансперсональной психологии, основывался на изучении измененных состояний людей.   А этнолог и философ, профессор Чикагского университета Мирча Элиаде считал мифологическое восприятие мира шаманами не менее достойным внимания и изучения, чем историческое мышление европейских народов. Для жизненной и творческой судьбы Карла Юнга как раз влияние «субъективного фактора» и «сомнительных явлений» и было определяющим.

Роль для личности. Интеграция

По мнению Юнга, люди путают самопознание и знание своего Эго, отчего рождаются губительные иллюзии. Им кажется, что осознание явленных в Эго содержаний – уже достижение. Юнг сравнивал подобное мнение с тем, как средний человек, живущий в теле и с телом, практически ничего не знает о его анатомии и физиологии.

Чтобы узнать анатомию психики, познать Себя, необходимо прикоснуться к бессознательному – и не только личному, но и коллективному. Большинство же чаще отскакивает от бессознательного и не стремится проникнуть чуть глубже наивного мнения о себе.

Рассуждая, Юнг удивлялся тому, каким образом в представлении людей укладывается мысль о верховенстве сознания. Бессознательное вело человека долгие тысячелетия к сегодняшнему дню, оно явно обладает большей мудростью и отлично приспособлено к окружающей среде.

Рекомендуем: Высшие психические функции

Истинные мотивы, истинные желания, истинные страхи – вот что называет Юнг отличием истинного знания о себе от маски. Именно через него можно приблизиться к осознанному существованию и полноценной жизни.

Основное предназначение Эго – это налаживание контакта с архетипом цельности – Самостью. Последняя понимается как центральный принцип организации психики – фундаментальный и важный аспект личности человека, дающий единство, смысл, направление и цель.

Процесс индивидуации – ключевое понятие, которым оперирует аналитический подход Юнга. Это естественный процесс развития личности, включающий в себя постепенное движение к проявлению всех истинных элементов личности. Этот процесс никогда не бывает полным, так как личность – динамическая система.

Индивидуация позволяет наладить контакт между сознанием и бессознательным. Как только устанавливается первичная связь с оставленными далеко позади содержаниями бессознательного, начинает вырисовываться Самость. Если продолжать убегать от бессознательных содержаний, то они захватят человека и ниспровергнут его.

Но если попытаться интегрировать содержания, то обретается внутреннее единство, индивидуальность. Поэтому Юнг считал процесс индивидуации путем к себе, самореализацией. Примерно процесс индивидуации можно описать следующим образом:

  • Осознание и анализ Персоны.
  • Приближение к Тени, отказ от проекций.
  • Контакт с Анимой/Анимусом.
  • Интегрирование содержаний, развитие Самости.

Самым сложным этапом обретения себя Юнг считал раскрытие нашей Тени. С ней связаны элементы, которые мы считаем отрицательными. Мы не хотим взаимодействовать с этим, не хотим признавать Тень своей. Но вытесненные идеи и мысли не всегда негативны: к примеру, мы можем вытеснять то, что считаем слабостями – способность к сочувствию, переживанию, чувствительность, мягкость.

По Юнгу, человек не достигает интеграции одномоментно, это динамический процесс, в котором он постоянно перемещается с одного уровня на другой, все глубже постигая то, что находится за порогом сознания. В целом Юнг был уверен, что процессы трансформации уже находятся в нашем бессознательном, поэтому психологический кризис часто разрешается естественным путем. Чтобы расшифровать послания бессознательного и максимально успешно прийти к избавлению от проблем, следует просто прислушиваться к ощущениям, чувствам, побуждениям.

АНАЛИТИ́ЧЕСКАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ

АНАЛИТИ́ЧЕСКАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ, шко­ла глу­бин­ной пси­хо­ло­гии, ба­зи­рую­щая­ся на иде­ях К. Г. Юн­га, ко­то­рый рас­смат­ри­вал пси­хи­ку как взаи­мо­дей­ст­вие соз­на­ния с бес­соз­на­тель­ным – глу­бин­ной твор­че­ской си­лой, на­прав­ляю­щей раз­ви­тие лич­но­сти. Это раз­ви­тие (ин­ди­ви­дуа­ция), про­цесс об­ре­те­ния внут­рен­не­го един­ст­ва, рас­смат­ри­ва­ет­ся в А. п. как по­сте­пен­ное объ­е­ди­не­ние соз­на­ния с бес­соз­на­тель­ным во­круг са­мо­сти – транс­цен­дент­но­го цен­тра, ис­точ­ни­ка пси­хи­ки и соз­на­ния. В А. п. ин­ди­ви­ду­аль­ное бес­соз­на­тель­ное, ко­то­рое ис­сле­до­вал З. Фрейд, со­став­ля­ет лишь не­боль­шую часть кол­лек­тив­но­го бес­соз­на­тель­но­го, свя­зы­ваю­ще­го ин­ди­ви­да со всем че­ло­ве­че­ст­вом и кос­мо­сом че­рез ар­хе­ти­пы – уни­вер­саль­ные струк­тур­ные эле­мен­ты бес­соз­на­тель­но­го, схе­мы, на ос­но­ве ко­то­рых фор­ми­ру­ют­ся об­ра­зы, пе­ре­жи­ва­ния и со­бы­тия жиз­ни отд. лю­дей, ми­фы и куль­ту­ра це­лых на­ро­дов.

За­да­ча А. п. – по­стичь пси­хи­че­ское как ес­те­ст­вен­ное це­ло­ст­ное яв­ле­ние, жизнь ду­ши че­ло­ве­ка. Ду­ша опи­сы­ва­ет­ся в А. п. в ви­де ком­по­зи­ции взаи­мо­дей­ст­вую­щих ме­ж­ду со­бой пар­ци­аль­ных лич­но­стей (ав­то­ном­ных ком­плек­сов). Бес­соз­на­тель­ное струк­ту­ри­ро­ва­но как мно­же­ст­вен­ное соз­на­ние, рас­пре­де­лён­ное ме­ж­ду пар­ци­аль­ны­ми лич­но­стя­ми. Лю­бые меж­лич­но­ст­ные от­но­ше­ния ос­но­ва­ны на внут­ри­лич­но­ст­ных свя­зях.

Пси­хо­те­ра­пия в А. п. по­ни­ма­ет­ся не как ле­че­ние сим­пто­мов, а как по­мощь в ин­ди­ви­дуа­ции, раз­ви­тии лич­но­сти. В ос­но­ве пси­хо­те­ра­пев­тич. прак­ти­ки ле­жит ана­лиз пе­ре­но­са и контр­пе­ре­но­са, ис­сле­до­ва­ние об­раз­ной сис­те­мы с ак­цен­том на сим­во­лич. пе­ре­жи­ва­нии са­мо­сти.

Мож­но вы­де­лить два эта­па ста­нов­ле­ния и раз­ви­тия А. п.: юн­гов­ский (1902–1961) и по­стъюн­гов­ский (с 1961). Пер­вый этап пред­став­лен пре­ж­де все­го тру­да­ми са­мо­го К. Г. Юн­га и мно­го­числ. ра­бо­та­ми его уче­ни­ков и по­сле­до­ва­те­лей, а так­же раз­ра­бот­кой и рас­про­стра­не­ни­ем пре­им. в Зап. Ев­ро­пе и США пси­хо­те­ра­пев­тич. прак­ти­ки, име­нуе­мой юн­ги­ан­ским ана­ли­зом. Вто­рой этап ха­рак­те­ри­зу­ет­ся вы­де­ле­ни­ем неск. на­прав­ле­ний и школ на ос­но­ве пе­ре­смот­ра ряда осн. по­ло­же­ний А. п. (оп­ре­де­ле­ния ар­хе­ти­пи­че­ско­го, по­ня­тия са­мо­сти и прин­ци­пов раз­ви­тия лич­но­сти). На­ря­ду с «клас­си­че­ской шко­лой» по­сле­до­ва­те­лей Юн­га (Э. Эдин­гер, Э. Ной­манн, М. Л. фон Франц) с цен­тром в Цю­ри­хе сфор­ми­ро­ва­лась «шко­ла раз­ви­тия» (М. Форд­хам, Д. Хаб­бак, Х. Дик­манн, М. Яко­би) с цен­тром в Лон­до­не, ста­вящая ак­цент на раз­ви­тии пси­хи­ки и кли­нич. прак­ти­ке, а так­же «ар­хе­ти­пи­че­ская шко­ла» (Д. Хилл­ман, А. Гуг­ген­бюль-Крейг, В. Ги­ге­рих) с цен­тром в Дал­ла­се (США), ши­ро­ко ис­поль­зую­щая кон­цеп­цию ар­хе­ти­па для по­сти­же­ния глу­бин­ных из­ме­ре­ний лю­бо­го че­ло­ве­че­ско­го опы­та.

В 1948 при уча­стии К. Г. Юн­га был соз­дан пер­вый Ин-т ана­ли­тич. пси­хо­ло­гии в Цю­ри­хе, за­тем в Лон­до­не, Бер­ли­не, Нью-Йор­ке и др. Боль­шин­ст­во совр. по­сле­до­ва­те­лей Юн­га объ­е­ди­не­но в Ме­ж­ду­нар. ас­со­циа­цию ана­ли­тич. пси­хо­ло­гии (IAAP) со штаб-квар­ти­рой в Цю­ри­хе. Под влия­ни­ем А. п. сфор­ми­ро­вались гу­ма­ни­сти­че­ская пси­хо­ло­гия и транс­пер­со­наль­ная пси­хо­ло­гия и пси­хо­те­ра­пия. А. п. ока­за­ла боль­шое влия­ние на лит-ру (Г. Гес­се, Дж. Джойс, Т. Манн и др.) и иск-во, ре­ли­гио­ве­де­ние (М. Эли­а­де, Дж. Кэм­пбелл), фи­лос. ан­тро­по­ло­гию, эт­но­гра­фию.

Основные архетипы юнгианской аналитической психологии

Среди основных архетипов, к которым прибегают все люди, относятся:

  1. Самость — объединяющий компонент, который является центральной структурой сознательного и бессознательного.
  2. Тень — комплекс, в котором скапливаются вытесненные части личности. Они могут быть деструктивными и созидательными. Человек вытесняет те части, которые выходят за рамки его представления о себе. Тень часто появляется в сновидениях в виде темной человеческой фигуры.
  3. Анима и Анимус — представление об идеальном женском и мужском начале. Сущность архетипа зависит от пола пациента.

Помимо основных, общечеловеческих архетипов, человек также связан с семейными архетипами — сценариями, передающимися от родителей.

Истоки юнгианских идей: наследственность, детство, юность

В детстве он был замкнутым и странным ребенком. Карлу не давало покоя удивительное ощущение — в нем как будто живут два человека. Один — мальчик, которому не хочется ходить в школу и учить так надоевшую математику, другой – вполне взрослый и таинственный господин. Юнг вспоминал, а возможно выдумывал, что этот второй, живший в его воображении, был пожилым человеком, жил в 18 веке, носил белый парик и туфли с пряжками, ездил в наемном экипаже с высокими колесами. Эта загадка предопределила путь Юнга, с детства он пытался разобраться в явлении множественности личности. Не исключено, что истоки этой тайны в личностях предков будущего первооткрывателя коллективного бессознательного.

Карл Густав Юнг родился в 1875 году в семье протестантского священника. Его родина — небольшой швейцарский городок Кесвиль. История семьи Юнга очень интересна, в ней переплелись судьбы выдающихся врачей, богословов и мистиков. В детстве и юности Карл Густав остро чувствовал какую-то странную связь с ними. Наверное, он согласился бы со строками стихотворения русского поэта «Серебряного века» Михаила Кузьмина «Голос предков»:

…вы молчали ваш долгий век,и вот вы кричите сотнями голосов,погибшие, но живые,во мне: последнем, бедном,но имеющем язык за вас,и каждая капля кровиблизка вам, слышит вас,любит вас…

Корни семьи уходят в далекий XVIIвек. Первым выдающимся представителем рода был Карл Юнг — доктор медицины и юриспруденции, ректор университета в немецком городе Майнце. Прадед Юнга со стороны отца был врачом, руководил полевым госпиталем во время наполеоновских войн. Дед будущего известного психиатра — тоже Карл Густав Юнг переехал в Швейцарию по приглашению Александра фон Гумбольта. Со стороны матери предки были также замечательными людьми. Его дед — Самуэль Прайсверк — был доктором богословия, масоном, Великим мастером Швейцарской ложи. О нем известен довольно необычный факт: считая себя духовидцем, С. Прайсверк сохранял у себя в кабинете кресло для духа преждевременно ушедшей супруги, с которым он часто беседовал. Ну, с креслом или с духом — это уже на выбор читателей. Так что интерес Юнга к раздвоенности личности и мистике обусловлен особенностями семьи.

Поступив в гимназию в возрасте одиннадцати лет, Юнг больше увлекался чтением любимых книг, чем учебой, он очень рано научился читать, с шести лет изучал латынь. Ему не давалась математика, но мальчика это не слишком огорчало. За полное отсутствие способностей к рисованию его вообще освободили в школе от изучения этого предмета, а дома Карл Густав увлеченно рисовал баталии, старинные замки и карикатуры. Для него это было гораздо интереснее, чем на уроках копировать головы греческих богов. В гимназии Карл ясно осознал, что его семья очень небогата, ему приходилось ходить в гимназию в дырявых туфлях, теперь он стал лучше понимать заботы и проблемы своих родителей. Но совсем не эти обстоятельства волновали Юнга в детстве. Его не оставляло ощущение раздвоенности, с ровесниками он был таким же, как и они учеником, немного замкнутым, но обычным ребенком, а наедине с собой становился тем, вторым, мудрым и скептичным человеком из XVIIIвека. Он чувствовал, что владеет некой тайной и ему по-прежнему, как и в раннем детстве снились странные, вещие сны.

Всю мою юность можно понять лишь в свете этой тайны. Из-за нее я был невыносимо одинок. Моим единственным значительным достижением (как я сейчас понимаю) было то, что я устоял против искушения поговорить об этом с кем-нибудь. Таким образом, мои отношения с миром были предопределены: сегодня я одинок как никогда, потому что знаю вещи, о которых никто не знает и не хочет знать.

ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Глубинная психология — направление в психологии в традиции Карла ЮнгаГлубинная психология — один из многих терапевтических подходов, заимствованных из юнгианской психологии. Этот метод основан на обнаружении неявных мотивов психических проблем, как бы  скрываемых в глубине психики. Во время глубинной психологии терапевт работает с клиентом, чтобы выявить источник проблемы, а не симптомы, связанные с ней. После выявления скрытого смысла дезадаптивные мотивы можно сознательно преобразовать, что приведет к более здоровым и позитивным мыслям и поведению.Одним из феноменов, существующих в глубинной психологии, является феномен «раненого целителя» (термин ввел Ролло Мэй). Когда терапевт работает с клиентом, у которого есть подобные эмоциональные раны, терапевт осознает эту динамику и может непреднамеренно передать свои раны обратно клиенту. Этот процесс контрпереноса может быть вредным как для терапевта, так и для клиента, потому что он подвергает терапевта ранениям его клиента, таким образом потенциально заражая терапевтический процесс. Одним из существенных отличий юнгианского психоанализа от традиционного психоанализа, продолжающего идеи Зигмунда Фрейда, можно назвать отношения равенства психотерапевта и пациента. Юнг не считал людей, вынужденных прибегнуть к психологической помощи неполноценными, требующими излечения. Юнг рассматривал любые психические проявления как явления смысла и если клиенту и терапевту удастся понять послания души, то тем самым цель терапии будет достигнута, человек приблизится к обретению цельности и полноты, сознание будет в гармонии с бессознательным. Полнота — одно из важных понятий наряду с индивидуацией, которым Карл Юнг придавал большое значение в качестве цели не только психотерапии, но человеческой жизни вообще.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector