Психология личности человека. понятие, теории, проблема и структура личности в психологии

Основные направления психологии

Психология началась с древних мифологических представлений о душе, когда люди верили, что мир наполнен душами-призраками, которые обитают в телах людей, животных, растений и даже в неживых предметах.

С тех пор многое изменилось. Оформившаяся как самостоятельная дисциплина (а не придаток философии) в 19 веке, психология с какой только стороны ни подходила к загадочному внутреннему миру человека.

Назовем только основные направления психологии 20 века:

  • Фрейдизм, или психоанализ

    Эта психологическая теория возникла на рубеже 19-20 веков благодаря Зигмунду Фрейду и позже легла в основу метода лечения психических расстройств.

    В основе теории лежит концепция бессознательного. Согласно ей, психические особенности и поведение человека объясняются подсознанием, опытом из его прошлого, чаще всего конфликтами и травмами из далекого детства. Неврозы – это результат сопротивления человека требованиям инстинктивной жизни. В основном, имеется в виду подавление сексуальных желаний и Эдипов комплекс (патологическое влечение к родителю противоположного пола).

    Психоанализ – самое популярное направление в психологии, которое вошло в народ в виде фразеологизмов, цитат, культурных кодов. Но многие современные психологи оспаривают универсальность психоанализа, его применимость к каждому человеку. Фрейд-то делал свои умозаключения, наблюдая за психическими патологиями.

  • Бихевиоризм

    Исследует поведение человека и не интересуется механизмами деятельности психики. Вырос из теории условных рефлексов И. П. Павлова: живое существо реагирует на раздражители внешнего мира при помощи определенного поведения. Согласно теории бихевиоризма, психическая организация человека определяется рефлексами, приобретенными навыками, реакциями на внешние стимулы и мотивацией.

  • Гештальт-психология

    Объясняет психическую жизнь, опираясь на понятие целостного образа (гештальта), который нельзя разложить на отдельные элементы восприятия. Хрестоматийным примером такого гештальта является мелодия, которую легко узнать, даже если она играется в другой тональности или в вариациях. То, что психика стремится организовать опыт в доступное пониманию целое, можно доказать примером слов с «дырами»: «пндльник» — понятно же, о чем?

  • Гуманистическая психология

    Ставит во главу угла стремление человека – активного и свободного субъекта – к самореализации.

Волевые черты людей

Регулировка поведенческих факторов, связанных с преодолением внутреннего и внешнего дискомфорта, позволяет определить личные качества: уровень усилий и планов для совершения действий, концентрации в заданном направлении. Воля проявляется в следующих свойствах:

  • сила воли – уровень усилий для достижения желаемого результата;
  • настойчивость – возможность мобилизации для преодоления неприятностей;
  • выдержка – способность ограничивать чувства, мышление и действия.

Смелость, самообладание, обязательность – личные качества волевых людей. Они классифицируются на простые и сложные акты. В простом случае побуждения к действию перетекают в его выполнение автоматически. Сложные акты осуществляются на основе мотивации, составлении плана и учета последствий.

Концепции и теории развития личности

Тема личности бередила умы психологов и философов всегда. Так как понятие это сложное и многогранное, существует несколько научных доктрин, объясняющих, как формируется личность. Давайте кратко рассмотрим основные из них.

Теория Зигмунда Фрейда

Основоположник психоанализа рассматривал личность как трехкомпонентную структуру, состоящую из:

  1. Ид (Оно) – неосознаваемая часть психики, в которой господствуют инстинкты, наследуемые особенности, глубинные влечения.
  2. Эго (Я) – психический компонент, находящийся в контакте с окружающим миром. Эго преобразует часть энергии Ид в социально приемлемую форму и обеспечивает успешную интеграцию человека в общество.
  3. Супер-эго (Сверх-Я) – компонент, связанный с системой ценностей, которая господствует в обществе. Это своеобразный судья, который ведет надзор за соответствием поведения человека общепринятым нормам.

Теория Зигмунда Фрейда снискала небывалую популярность как в научных, так и в обывательских кругах. Она раскрывает глубинные процессы, лежащие в основе человеческого поведения. Основная мысль концепции в том, что наше поведение во многом определяется иррациональными бессознательными влечениями, в частности сексуальным влечением.

Теория Карла Густава Юнга

В основе формирования личности по Юнгу лежат врожденные принципы, которые передаются из поколения в поколение. Их называют архетипами. В течение жизни эти архетипы обрастают индивидуальными особенностями и формируют личность.

Согласно концепции Юнга, “Я” человека все время стремится к единству и целостности. Достигается это единство путем уравновешивания различных элементов в процессе самореализации индивида.

Юнг выделял несколько основных сфер личности:

  1. Бессознательная коллегиальная. В ней хранится память обо всем историческом пути человечества.
  2. Бессознательная персональная. Затрагивает чувства, комплексы, стремления человека, которые вытесняются из сознания.
  3. Сознательная персональная. Та часть личности, которую человек осознает и на которую способен влиять. Состоит из мыслей, воспоминаний, чувств, желаний.

Гуманистическая теория личности

В основе данной теории лежит представление о человеке как о субъекте, который стремится реализовать свой потенциал. Созидательное начало и целенаправленная деятельность являются главной движущей силой развития личности.

Самыми яркими представителями гуманистической школы считаются Абрахам Маслоу и Карл Роджерс.

Маслоу создал знаменитую пирамиду потребностей. По его теории потребности делятся на низшие и высшие. Первые прекращают свое действие после их удовлетворения, а вторые усиливают свое действие.

Роджерс считал, что формирование личности – результат активного самопознания. Человек открывает свой врожденный потенциал и старается реализовать его.

Поведенческая (бихевиористская) теория личности

Согласно данной теории, основной движущей силой развития личности является среда, в которой находится человек. Личность является промежуточным звеном между стимулом и реакцией. Становление личности происходит в процессе научения.

Бихевиористы считали, что человек практически полностью лишен свободы воли. Все его действия и поступки определены внешними обстоятельствами, на которые он реагирует практически рефлекторно.

Соционические типы личности

Гипертимный тип личности — что это в психологии

Соционика – наука, призванная изучать личностные типы и отношения между ними. Она уделяет много внимания восприятию и использованию информации, с которой человеку приходится ежедневно сталкиваться.

Существуют следующие виды личности:

  • Достоевский. Отличается сильно развитой интуицией и способностью сопереживать. При этом никогда не поставит собеседника в неудобное положение. Врожденная вежливость и чувство такта не позволят ему обидеть человека;
  • Есенин способен заранее просчитать исход события, он действует на несколько шагов впереди остальных;
  • Дон Кихот живет вне рамок и времени. Он находит несколько путей решения задач и может оценить выгоду от каждого действия;
  • Джек Лондон. Человек этого типа холоден, действует, опираясь на логику. Для достижения цели замечает все, что его окружает, используя информацию и людей как ресурсы;
  • Штирлиц замечательно организует работу группы, выступив ее руководителем. Каждый при этом будет чувствовать себя комфортно. Штирлиц также сам способен выполнить стоящие перед ним задачи;
  • Гамлет живет эмоциями, искусно ими управляя, чтобы создать нужную ему атмосферу;
  • Робеспьер добросовестный, ответственный и исполнительный. Власть и слава находятся для него на последнем месте;
  • Бальзак способен подмечать детали и не забудет сделать колкое замечание, поэтому его часто считают циником;
  • Габен любит комфорт и размеренность во всем. Он выберет уют и спокойствие, оградится от шума и суеты;
  • Гексли любопытен и внимателен. Он может читать между строк и видеть то, что другим кажется фантазией. Он склонен мечтать, что помогает ему достигать небывалых высот;
  • Горький мыслит рационально, ставя во главу угла причинно-следственные связи;
  • Драйзер живет, опираясь на моральные принципы. Если что-то идет в разрез с ними, впадает в негодование, никогда не поступится своим мнением;
  • Дюма – истинный интроверт, создающий собственный уютный мир;
  • Наполеон – лидер, борец, стремящийся показать свое превосходство при каждой возможности. Он упрям и всегда добивается своего;
  • Жуков тоже уверенно идет к цели. Руководствуется хитростью, проявляя эгоизм, не считаясь с людьми и их желаниями;
  • Гюго харизматичный и позитивный. Он заряжает положительным настроем всех вокруг.


Наполеон как образ социотипа

Каждый из типов личности в психологии относится к одной из четырех групп:

  • родители;
  • инфантильные личности;
  • агрессоры или виктимы;
  • жертвы.

Обратите внимание! По мнению психологов, противоположности образуют крепкие пары, они притягиваются и дополняют друг друга. Например, Джек Лондон и Драйзер, как жертва и агрессор, или Дон Кихот и Дюма, инфантильная личность и родитель

Мотивация

Мотивация — это побуждение к выполнению действия. Этот процесс управляет поведением человека и определяет его направленность, устойчивость, активность и организованность. Благодаря мотивации человек может удовлетворять свои потребности.

Различают несколько видов мотивации:

  • Внешняя – обусловлена внешними условиями;
  • Внутренняя – обусловлена внутренними обстоятельствами (содержанием деятельности);
  • Положительная – основана на положительных стимулах;
  • Отрицательная – основана на отрицательных стимулах;
  • Устойчивая – определяется нуждами человека;
  • Неустойчивая – требует дополнительного стимула.

Мотивация бывает следующих типов:

  • От чего-либо (основной тип);
  • К чему-либо (основной тип);
  • Индивидуальная;
  • Групповая;
  • Познавательная.

Существуют определённые мотивы, которыми в большинстве случаев руководствуются люди:

  • Самоутверждение;
  • Идентификация с другими людьми;
  • Власть;
  • Саморазвитие;
  • Достижение чего-либо;
  • Общественная значимость;
  • Стремление быть в обществе определённых людей;
  • Негативные факторы.

Вопросы мотивации рассматриваются подробнее в четвертом уроке этого курса, а также в статье «Как работает мотивация».

Структура личности по Юнгу

Юнг выделяет три компоненты: сознание, индивидуальное бессознательное и коллективное бессознательное. В свою очередь, сознание имеет две подструктуры: персона, которая выражает человеческое «Я» для других и собственно я, какой есть – эго.

В структуре сознания персона является самым поверхностным уровнем (архетип конформности). Этот компонент структуры личности включает социальные роли и статусы, через которые человек социализируется в обществе. Это своего рода маска, которую человек надевает при взаимодействии с людьми

С помощью персоны люди обращают на себя внимание и производят впечатление на других. За внешними признаками, символами прикрытия себя одеждой, аксессуарами, человек может утаить истинные свои мысли, он прячется за внешними свойствами

Важное место также имеют символы подтверждения социального статуса, например, автомобиль, дорогая одежда, дом. Такие знаки могут появляться в символических снах беспокоящегося за свой статус человека, когда ему снится, например, тот предмет, что он боится потерять в реальной жизни, он теряет его во сне

С одной стороны, такие сны способствуют возрастанию тревожности, страха, но с другой стороны, они действуют таким образом, что человек начинает мыслить иначе, он начинает более серьезно относиться к потерянной во сне вещи, чтобы в жизни ее сохранить.

Эго является ядром личности в ее структуре и совмещает в себе всю известную человеку информацию, его мысли и переживания, и осознает сейчас себя, все свои поступки и решения. Эго обеспечивает ощущение связности, целесности происходящего, стойкость психической деятельности и непрерывность течения чувств и мыслей. Эго является продуктом бессознательного, но является самым сознательным компонентом, поскольку действует исходя из личного опыта и опираясь на полученные знания.

Индивидуальным бессознательным являются мысли, переживания, убеждения, желания, которые ранее были очень актуальными, но пережив их, человек стирает их из своего сознания. Таким образом, они отошли на второй план и остались в принципе забытыми, но их невозможно просто вытеснить, поэтому бессознательное есть хранилищем для всех переживаний, ненужных знаний и трансформирует их в воспоминания, которые иногда будут выходить наружу. Индивидуальное бессознательное имеет несколько составляющих архетипов: тень, анима и анимус, самость.

Тень – это темный нехороший двойник личности, в нем заключены все порочные желания, злобные чувства и аморальные идеи, которые личность считает очень низкими и пытается поменьше глядеть на свою тень, чтобы не сталкиваться со своими пороками в открытую. Хоть тень является центральным элементом индивидуального бессознательного, Юнг говорит о том, что тень не вытесняется, а является другим человеческим я. Личность не должна игнорировать тень, она должна принять свою темную сторону и уметь оценить свои хорошие черты в соответствии до тех негативных, скрывающихся в тени.

Архетипы представляющие начала женщины и мужчин – это анима, которая представлена у мужчин, анимус – у женщин. Анимус наделяет женщин мужскими чертами, например, твердей волей, рациональностью, сильным характером, анима позволяет мужчинам иногда проявлять слабости, нетвердость характера, иррациональность. Эта идея построена на том, что в организмах обоих полов имеются гормоны противоположных полов. Наличие таких архетипов позволяет мужчинам и женщинам легче находить общий язык и понимать друг друга.

Главным среди всех индивидуальных бессознательных архетипов является самость. Это стержень человека, вокруг которого собираются все другие компоненты и обеспечивается целостность личности.

Юнг говорил, что люди путают значение эго и самости и придают больше значения именно эго. Но самость не сможет состояться пока, не будет достигнута гармония всех компонентов личности. Самость и эго могут существовать вместе, но личности нужен определенный опыт, чтобы достигнуть сильной связи эго и самости. Достигнув этого, личность становиться по-настоящему целостной, гармоничной и реализованной. Если у человека нарушился процесс интеграции его личности, это может привести к неврозам. И в таком случае применяют аналитическую психотерапию, ориентированную на оптимизацию деятельности сознательного и бессознательного. В основном целью психотерапии является работа с «извлечением» из бессознательного эмоционального комплекса и работать с ним так, чтобы человек переосмыслил его и взглянул на вещи по-другому. Когда человек осознает этот бессознательный комплекс – он на пути к выздоровлению.

Ссылки

Учебники по психологии личности

  • Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ
  • Холл К., Линдсей Д. Теории личности
  • Старовойтенко Е.Б., Психология личности в парадигме жизненных отношений
  • Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии
  • Щербатых Ю.В. Общая психология. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009
  • Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии

Теории личности

  • Фрейд З. Введение в психоанализ лекции 1-14.
  • Юнг К.Г. Проблема души современного человека
  • Берн Э. Игры, в которые играют люди
  • Фромм Э. Искусство любить
  • Маслоу А. Основные допущения о природе человека
  • Эриксон Э. Восемь возрастов жизни человека
  • Роджерс К. Полноценно функционирующий человек
  • Франкл В. Основные понятия логотерапии
  • Лэнгле А. Психотерапия — научный метод или духовная практика?
  • Мэй Р. Открытие бытия
  • Уколова Е. М. Идея личности в учении Виктора Франкла. Дисс. канд. психологич. наук. – М.: 2020.


Научно-популярные ресурсы по психологии личности

  • Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных
  • Библиотека по психологии и саморазвитию
  • Статьи по популярной психологии
  • Статьи по психологии. Психология отношений
  • всего от athene’s (Новое в неврологии, квантовой психологии -фильм)
  • Статьи по психологии

Типология личности DISC

DISC – четырехсекторная поведенческая модель, объясняющая поведение людей в определенных обстоятельствах

Данная модель не берет во внимание умственные способности человека, опыт, образование и прочие характеристики, а выделяет четыре аспекта, говорящих о предпочтениях личности:

  • dominance – доминирующий, «красный» (D);
  • inducement – влияющий, «желтый» (I);
  • steadiness – стабильный, «зеленый» (S);
  • compliance – добросовестный, «синий» (C).

Основоположником данной типологии личности является Уильям Моултон Марстон, психолог, автор комиксов и создатель полиграфа. Он считал, что поведение человека зависит от того, насколько позитивно он воспринимает окружающую среду, и от скорости его реакции на различные ситуации. Свои учения он описал в книге «Эмоции обыкновенных людей»; в дальнейшем они стали фундаментом для развития типологии DISC :

Чтобы лучше понимать, о чем идет речь, давайте рассмотрим подробнее каждый тип личности:

Доминирующий, «красный», (D): главная мотивация таких людей – победа. Они не терпят поражений и всегда стремятся быть лидерами. Ими движут азарт и конкуренция. Сильными сторонами являются умение работать на результат, активная жизненная позиция, целеустремленность, гибкость и выносливость. Но при этом они не всегда могут находить общий язык с окружающими, часто упускают из виду детали и склонны к агрессии, если находятся в состоянии стресса. Могут быть отличными руководителями и формальными лидерами.

Влияющий, «желтый» (I): их мотивируют новые возможности и признание

«Желтых» отличает энтузиазм, позитивный взгляд на жизнь и энергичность, им важно быть в центре внимания. Такие люди обладают нестандартным мышлением, доброжелательностью, креативностью

Импульсивность, непунктуальность и отсутствие внимания к деталям являются их недостатками. Из них получаются хорошие специалисты творческой сферы или hr-службы, ведь «желтые» умеют мотивировать людей и решать конфликты.

Стабильный, «зеленый» (S): люди такого типа стремятся к постоянству и очень не любят перемены. Они всегда готовы выслушать и поддержать, это прирожденные психологи. Главная ценность «зеленых» – хорошие взаимоотношения в семье, на работе, с друзьями
Порядок во всем, внимание к деталям, надежность – их конек. Но есть и минусы: им тяжело отказывать, они мало говорят о проблемах и часто обидчивы, что приводит к психосоматическим расстройствам.

Добросовестный, «синий», (C): это борцы за правоту и любители системности в делах
Допустить ошибку для них неприемлемо. «Синие» не выражают своих эмоций, они замкнуты и скрытны, предпочитают одиночество. Люди такого типа очень аккуратны, педантичны и совершенно не гибки, а при стрессе часто уходят в себя. Им подойдут любые должности, требующие точности, внимательности и скрупулезности (бухгалтерия, отдел кадров и т.д.) .

Как правило, каждый из нас содержит в себе все четыре типа личности, но один из них будет доминировать. Такая типология широко используется при подборе персонала, чтобы оценить, насколько имеющиеся природные качества кандидата соответствуют актуальной должности.

Расстройство личности

Психология личности не только изучает, как развивается личность, но и интересуется различными проблемами, которые могут возникнуть. Был выявлен ряд различных расстройств личности, которые могут оказывать серьезное влияние на жизнь и функционирование человека.

Под расстройством личности понимаются хронические расстройства, которые влияют на мысли, поведение и межличностное функционирование человека.

В настоящее время известно 10 различных расстройств личности. Например, к ним относятся антисоциальное, пограничное, нарциссическое, обсессивно-компульсивное расстройство личности.

Диагноз расстройства личности часто может быть довольно неприятным, но важно помнить, что помощь доступна. Работая с профессионалами в области психического здоровья, вы можете найти способы распознать трудности, которые эти расстройства могут вызвать в вашей жизни, и изучить новые стратегии преодоления

В зависимости от конкретного диагноза, врач может рекомендовать какую-либо форму психотерапии, обучение навыкам, медикаментозное лечение или сочетание всех трех.

Берегите своё психическое и физическое здоровье!

Что такое личность?

Что же такое личность? Как понимание собственной личности помогает нам лучше понять свои эмоции и действия?

Личность – это совокупность наших уникальных качеств, которая делает нас тем, кто мы есть, влияет на всю нашу жизнь. Она включает в себя характерный образ мышления, чувств и поведения, а также охватывает настроение, установки и мнения, которые наиболее ярко выражаются во взаимодействии с другими людьми.

Понятие личности охватывает поведенческие характеристики, как врожденные, так и приобретенные, которые отличают одного человека от другого.

На то, кем мы являемся сегодня, включая нашу генетику, наше воспитание и наш жизненный опыт влияет множество факторов. Поэтому единого согласованного определения личности не существует. Её часто считают чем-то, что возникает внутри индивида и остается достаточно последовательным на протяжении всей жизни.

Понимание личности позволяет психологам предсказывать, как люди будут реагировать на определенные ситуации, и какие вещи они предпочитают и ценят.

Чтобы понять, как исследователи изучают психологию личности, важно начать с изучения некоторых наиболее влиятельных теорий личности

Вопрос 18.Формирование и развитие личности. Теории развития личности.

Формирование
личности
— это процесс освоения
специальной сферы общественного опыта,
но совершенно особый, отличный от
освоения знаний, умений и пр. Ведь в
результате этого освоения происходит
формирование новых мотивов и потребностей,
их преобразование и соподчинение.
Достичь этого простым усвоением
невозможно — это были бы мотивы знаемые,
но не реально действующие. Новые
потребности и мотивы, их соподчинение
возникают не при усвоении, а при
переживании или проживании: этот процесс
происходит только в реальной жизни,
всегда — эмоционально насыщенный, часто
— субъективно творческий.

Развитие
личности —
процесс
закономерного изменения личности как
системного качества индивида в результате
его социализации. Обладая природными
анатомо-физиологическими предпосылками
к становлению личности, в процессе
социализации ребенок вступает во
взаимодействие с окружающим миром,
овладевая достижениями человечества.
Складывающиеся в ходе этого процесса
способности и функции воспроизводят в
личности исторически сформировавшиеся
человеческие качества. Овладение
действительностью у ребенка осуществляется
в его деятельности при посредстве
взрослых: тем самым процесс воспитания
является ведущим в развитии его личности.

 На
формирование и развитие личности
человека большое значение оказывают
биологические факторы: наследственность,
физиологические особенности пребывания
в среде обитания, образа жизни. Однако
все же человек личностью не рождается,
а становится. Если предположить, что —
к примеру — Михайло Ломоносов родился
бы в восемнадцатом веке до нашей эры,
он был бы, скорее всего, простым рыболовом
(охотником, земледельцем), который не
оставил никакого следа в истории. Может
быть и так, что никому не известный
человек, родись он в другое время и в
другом месте, мог бы своей славой затмить
и Михайло Ломоносова, и Исаака Ньютона. 
  
Данное разумное соображение всем
понятно, и подавляющее большинство
современных психологов согласно с тем,
что личностью человек именно становится.
Однако существуют различные точки
зрения на то, как реализуется сам механизм
формирования и развития личности. Эти
расхождения вызваны различным пониманием
значения общества и социальных групп
для развития личности, а также
закономерностей и этапов развития,
кризисов развития личности, возможностей
ускорения процесса развития и других
вопросов.Теории
личности:
 Психодинамическая
теория:
Ни
одно из направлений теории личности не
приобрело такую громкую известность
за приделами психологической науки,
как фрейдизм (классический психоанализ).
Его основоположником был австрийский
ученый Зигмунд Фрейд (1856-1939), считавший
главным источником развития личности
врожденные биологические факторы
(инстинкты), порождающие энергию либидо
(влечение, желание). Эта биологическая
энергия направлена как на продолжение
рода (сексуальное влечение), так и на
разрушение (агрессия). По Фрейду,
происходит сложное динамическое
взаимодействие между инстинктами и
влечениями, с одной стороны, и мотивами,
сознанием, морально-этическими
императивами – с другой. Это взаимодействие
и регулирует поведение человека, причем
главенствующая роль принадлежит
бессознательному. Такое объяснение
послужило основанием для обозначения
целого направления в теории личности
– психодинамического (психоанализ).

Психоаналитическая
теория:
Щвейцарский
психолог Карл Густав Юнг (1875 – 1961) с 1906
по 1913 год сотрудничал с Зигмундом
Фрейдом, но в последствии создал свой
вариант психоаналитического учения –
аналитическую психологию.Структура личности,
по мнению Карла Юнга, состоит из трех
частей: индивидуального бессознательного,
коллективного бессознательного и
сознания.

Индивидуальная
теория:
Целостность
и уникальность личности, ее неповторимая
индивидуальность – краеугольный камень
и кредо индивидуальной психологии,
основоположником которой считается
австрийский психиатр и психолог
еврейского происхождения Альфред Адлер
(1870-1937). По Адлеру не врожденные инстинкты,
а чувство общности с другими людьми,
ориентация на них определяет все их
поступки и поведение. Поведенческая
теория, Гуманистическая теория,
Мотивационное направление (Маслоу),
Когнитивная теория, Деятельностная
теория и тд.

Что такое характер человека

В переводе с греческого языка характер переводится как «печать», «чеканка», то есть с одной стороны, это отличительный знак, а с другой – нечто устойчивое и присущее конкретному субъекту или объекту.

характер

Особенности характера, как черты личности, следующие:

  • его составляющие имеют долгосрочное действие, устойчивость, не подвергаются изменениям быстро и легко;
  • характер имеет прикладное значение, им обуславливаются поступки человека во всех сферах жизнедеятельности.

Человек может проявлять героизм, трусость, быть тревожным, агрессивным либо мягким, слабовольным. Если подобные проявления встречаются часто и явно выражаются во вне, то о человеке скажут: «У него такой характер».

Когда добросердечная и мягкая личность в определенных условиях вспылит, проявит агрессию, то характером это окружающие называть не станут, скорее, спишут на конкретные обстоятельства.

Знание характера личности позволяет прогнозировать его поведение и поступки в различных ситуациях, а также корректировать их при необходимости. Мы всегда заранее знаем к кому можно обратиться за помощью, с кем не страшно вступить в рискованные предприятия: «Он не может сделать по-другому, такой уж характер».

Воля

Воля – это свойство личности совершать сознательное управление своей психикой и действиями.

Благодаря воле человек способен осознанно управлять собственным поведением и своими психическими состояниями и процессами. С помощью воли человек оказывает сознательное влияние на окружающий мир, внося в него необходимые (на его взгляд) изменения.

Основной признак воли связан с тем, что она, в большинстве случаев, сопряжена с принятием человеком разумных решений, преодолением препятствий и приложением усилий для реализации задуманного. Волевое решение принимается индивидом в условиях противопоставляемых друг другу разнонаправленных потребностей, влечений и мотивов, имеющих примерно одинаковую побудительную силу, благодаря чему человеку всегда нужно выбирать одно из двух/нескольких.

Воля всегда подразумевает самоограничение: поступая тем или иным образом для достижения определённых целей и результатов, реализуя определённые потребности, человек, действующий по своей воле, всегда должен лишать себя чего-то другого, что, возможно, видится ему более привлекательным и желаемым. Ещё одним признаком участия воли в поведении человека является наличие конкретного плана действий.

Важной особенностью волевого усилия является отсутствие эмоционального удовлетворения, но наличие морального, возникающего в результате осуществления задуманного (но не в процессе выполнения). Очень часто волевые усилия направляются не на то, чтобы преодолеть обстоятельства, а на то, чтобы «победить» самого себя, несмотря на свои естественные желания

Главным образом, воля – это то, что помогает человеку преодолевать жизненные трудности и препятствия на пути; то, что помогает добиваться новых результатов и развиваться. Как сказал один из величайших писателей XX века Карлос Кастанеда: «Воля – это то, что заставляет тебя побеждать, когда разум говорит тебе, что ты повержен». Можно сказать, что чем сильнее сила воли человека, тем сильнее и сам человек (подразумевается, конечно, не физическая, а внутренняя сила). Основной практикой по развитию силы воли является её тренировка и закалка. Начать развивать свою силу воли можно с вполне простых вещей.

Например, возьмите за правило замечать те дела, откладывание выполнения которых опустошает вас, «высасывает энергию» и выполнение которых, наоборот, бодрит, заряжает и оказывает положительное воздействие. Это те дела, выполнять которые вы ленитесь.К примеру, прибраться, когда совсем не хочется, сделать с утра зарядку, встав на полчаса раньше. Внутренний голос будет говорить вам, что это можно отложить или делать этого вовсе не нужно. Не слушайте его. Это голос вашей лени. Сделайте так, как задумали – после вы заметите, что чувствуете себя более энергичным и бодрым, более сильным. Или ещё пример: определите ваши слабости (это может быть бесцельное времяпрепровождение в Интернете, просмотр телепередач, лежание на диване, сладости и т.п.). Возьмите не самую сильную из них и откажитесь от неё на неделю, две, месяц. Пообещайте сами себе, что через назначенный срок вы снова вернётесь к своей привычке (если захотите, конечно). А дальше – самое главное: возьмите символ этой слабости и постоянно держите его при себе. Но не поддавайтесь на провокации «старого себя» и помните об обещании. Это и есть тренировка своей силы воли. Через время вы увидите, что стали сильнее и сможете перейти к отказу от более сильных слабостей.

Но ничто не может сравниться по силе воздействия на психику человека, как другое свойство его личности – эмоции.

Путь в психологии развития личности

Природа человека и путь к личностному самовоспитанию

Природа человека имеет свою классификацию в психологии:

  • Безусловно позитивная;
  • Условно позитивная;
  • Нейтральная;
  • Повреждённая.

Уже исходя из выявленной природы человека, возможно построение пути к личностному росту.

Например, в “безусловно позитивной” природе человека, смыслом воспитания будет выступать помощь ему психолога в актуализации. При “условно позитивной” природе человека, смысл воспитания поменяется на экзистенциальный подход психолога в помощи при выборе.

Если же брать нейтральную человеческую природу, то здесь смыслом воспитания станет формирование и коррекция личности психологом. Что же касается последней вариации человеческой природы – поврежденной, то здесь уже на плечи психолога ляжет более сложная задача – исправление и компенсация.

Истоки психологии личностного роста

Если вернуться к истокам создания теории о психологии личностного роста, то здесь стоит поблагодарить её “отцов” американских психологов Карла Рэнсом Роджераса и Абрахама Харольда Маслоу. Именно они когда-то создали свою гуманистическую концепцию, в рамках которой сформировалась психология личностного роста.

Психология личностного роста в современном мире

Годы практики и трудов многих талантливых психологов по-своему “отшлифовали” психологию личностного роста, преобразовав её в удобный инструмент для проведения мотивационных тренингов по саморазвитию человека.

В современной практике проведение подобных тренингов особенно популярно среди психологов и их слушателей. Но стоит отметить, что изначальная теория психологии личностного роста со временем приобрела свои новые особенности.

Например, наш современник, бизнес-тренер Григорий Спижевой выступил автором новой книги по теме личностного роста. В его теории выступают такие понятия, как “внутренняя гармония”, “взаимоотношения с самим собой”, “отношения Я+Я”, “отношения Я+другие”, “отношения с окружающим миром” и, конечно же, “саморазвитие”. По замыслу Спижевой, все эти понятия и составляют всю психологию личностного роста.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector