Какая бывает память
Содержание:
Введение
Психология – это наука о психике человека, изучающая закономерности психических явлений.
Все психические явления условно делятся на три группы: психические свойства, психические состояния и психические процессы . Данные группы психических явлений отличаются друг от друга, в первую очередь, своей длительностью и устойчивостью в психической жизни человека. Психические процессы функционируют непосредственно в данный текущий момент времени, психические свойства являются наиболее устойчивыми психологическими характеристиками человека, а психические состояния кратковременны и занимают промежуточное положение между психическими процессами и психическими свойствами.
Все психические процессы, в свою очередь, могут быть разделены на познавательные, эмоциональные и волевые . К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации
В их число входят восприятие, память, мышление, внимание и др. Функционирование познавательных психических процессов позволяет человеку получать сведения об окружающем его мире и оперировать ими в своем сознании
Эмоциональные психические процессы связаны с потребностями человека: информация, поступающая от познавательных психических процессов, в зависимости от соответствия или несоответствия его потребностям и желаниям, становится значимой или не значимой для человека, вызывая такие психические процессы, как аффекты, чувства, эмоции и т.п. Они определяют отношение человека к отдельным явлениям окружающей действительности. В условиях необходимости принятия решений, преодоления трудностей выступают волевые психические процессы, связанные с сознательной регуляцией человеком своего поведения.
Данная контрольная работа посвящена изучению одного из познавательных психических процессов человека – изучению памяти.
Причины снижения памяти
На одно и то же время пообещали двум сотрудникам встречу? Или уже забыли, что кушали утром? А может, совсем не помните, выключили ли тот злосчастный утюг?! Дела ваши ухудшаются…
Действительно, у каждого человека бывают моменты ухудшения памяти, а у многих это уже тенденция.
Причины ухудшения этого когнитивного процесса:
- Нервное истощение, стрессы. Мозг направлен на защиту, а не на питание психических функций.
- Постоянная нехватка сна. Во сне мозг восстанавливает весь организм. Если мало сна, он не успевает это делать, да и сам теряет свою мощность.
- Злоупотребление алкогольными, наркотическими веществами. Запоминание – первое, что страдает из всех психических функций. Химические вещества оказывают негативное влияние.
- Перенесенный наркоз, лекарства.
- Нехватка витаминов группы B. Это важные вещества для нервной системы. При их недостатке будет страдать и память.
- Разные болезни.
Если ухудшается запоминание, нельзя пускать это на самотек. С этим срочно надо работать!
Образная память
Образная память – это хранилище звуков, запахов, зрительных представлений. Наглядно-образная память сохраняет материал в форме зрительных, слуховых и других образов. Поэтому выделяют несколько отдельных видов образной памяти, таких как слуховая (попробуйте вспомнить мурчание котёнка или потрескивание хвороста в костре), зрительная образная память (лицо близкого человека или любимая ваза – помните?), обонятельная (запах знакомого парфюма или просто свежесрезанной травы), тактильная (прикосновение тёплой руки или боль от укола), вкусовая (кислота ломтика лимона или сладость банана). Наглядно-образная память особенно важна в творческой деятельности.
Наш мозг предпочитает воспринимать мир, обрабатывая информацию обоими полушариями: правое воспринимает образ, а левое подбирает для него слова
Развивая образную память, мы восполняем пробел, вызванный дефицитом образов: в современном мире много информации, но основной её массив не задействует в работу правое полушарие, возникает дисбаланс, в результате которого нам все труднее запоминать, удерживать внимание, концентрироваться. Развитие образной памяти помогает включить в работу правое полушарие, задействуя воображение
Воображая, мы легко запоминаем. Поняв материал, мы создаём образ, закрепляющий понимание, и получаем знание.
Различают зрительную, слуховую, моторно-слуховую память, зрительно-моторно-слуховую память. Это виды так называемой сенсорной памяти, которая играет наиболее важную роль в обучении. Зная, какой тип памяти преобладает у ученика, можно дифференцированно подходить к процессу его обучения, достигая лучших результатов запоминания. Преподаватель должен позаботиться о том, чтобы в процессе усвоения материала принимало участие как можно больше органов чувств
В своё время на это обращал внимание известный педагог К.Д. Ушинский
Факторы, влияющие на качество памяти
Важным фактором, влияющим на работу памяти, является доверие к ней
Если человек уверен в том, что он все важное запомнит, не переживает из-за того, что забудет что-либо незначительное, то и память не будет его подводить
Основные факторы, оказывающие влияние на запоминание, лежат в области психологии. Как показывает практика, неудовлетворительная работа памяти в основном происходит из-за страхов, сильных переживаний. Нервное переутомление чревато негативными последствиями. Именно стресс и депрессия являются основными причинами забывчивости. При депрессии ум человека поглощен негативными мыслями. В таком состоянии трудно сконцентрироваться на чем-либо другом
В этом случае важно переключить внимание на какой-либо посторонний момент
На качество памяти оказывают влияние различные седативные препараты, антидепрессанты. Эти вещества тормозят работу нервной системы, что приводит к ухудшению работы памяти. Например, если человек принимает много снотворного, то он впоследствии начинает жаловаться на ухудшение внимания и заторможенность.
Пагубное влияние на работу головного мозга оказывает алкоголь. Употребление алкоголя негативно сказывается на усвоении и хранении нового и замедляет мыслительные процессы. Даже малая доза алкоголя негативно влияет на память, прежде всего, кратковременную.
Также негативное влияние на память оказывают курение и кофеин. Курение, также как и алкоголь, оказывает пагубное воздействие, прежде всего, на кратковременную память. А большое содержание в крови кофеина чревато нервозностью, учащенным сердцебиением
А эти факторы притупляют внимание
Еще ухудшение памяти может произойти при травмах головы, различных заболеваниях, авитаминозе и прочих факторах.
Как улучшить память
Важным моментом, влияющим на безупречную работу памяти, является размеренный образ жизни. Этому способствует спокойное, взвешенное отношение к любым жизненным обстоятельствам и позитивный образ мышления.
Для улучшения памяти существуют эффективные способы. Например, можно использовать «переключатель памяти»
Это значит, что в ситуации, когда нужно запомнить что-то важное, можно использовать какой-либо жест. Это могут быть скрещенные пальцы или что-то другое
Этот жест будет сигналом к повышению уровня внимания.
Если нужно вспомнить какую-нибудь ситуацию, следует представить себя в данной ситуации. При этом необходимо подробно описать обстановку, которая сопутствовала этой ситуации. Чтобы найти нужную вещь, необходимо вспомнить ситуацию, при которой последний раз была использована эта вещь. Надо подробно представить, как был использован этот предмет. А затем в памяти будет определено место, где находится нужная вещь.
Чтобы лучше концентрировать внимание, нужно заниматься каким-то одним делом, не распыляясь на несколько занятий сразу. А использование записной книжки помогает сделать все важные дела, не упустив из виду ни одно из них
Семь принципов качественной памяти
Принцип паузы позволяет сделать небольшой перерыв в делах
Он позволяет избежать какого-нибудь поспешного решения.
Используя принцип расслабления, человек повышает концентрацию внимания и снимает блокировку механизмов памяти, которая получилась в результате спешки или стресса.
Принцип осознания позволяет сконцентрироваться на наиболее важном. Этот метод также позволяет лучше запоминать окружающие обстоятельства.
Визуальная проработка дает возможность запомнить, например, расположение предметов
Это позволяет также обратить внимание на разные мелочи, которые могут играть важную роль.
Во время вербальной проработки человек как бы оставляет личный комментарий относительно окружающих событий
Такая собственная оценка событий помогает лучшему запоминанию обстоятельств.
Оценка событий с использованием категорий дает возможность классифицировать любое событие по нескольким признакам
Этот принцип позволяет затем лучше вспомнить эти события.
Просмотр и периодическое использование информации позволяет легче запомнить материал, а затем быстро извлечь его из памяти. Если постоянно обращаться к каким-либо фактам, они лучше запоминаются.
Как используется оперативная память
Данные поступают в рабочую память из кратковременной и сохраняются только на определенный краткий срок, ограниченный выполнением конкретной поставленной задачи.
Например, получив задание добраться по определенному адресу, чтобы купить с рук какой-то предмет, человек конечную точку путешествия заносит сначала в кратковременную память, после – в оперативную, рабочую. Съездив куда надо и забрав искомую вещь, через несколько дней адрес покупатель уже и не вспомнит. Ненужная информация сотрется.
Еще так бывает, когда выступающий на конференции школьник готовит доклад с презентацией. Обычно он запоминает доклад вплоть до мелочей, когда какой слайд нужно переключить, где какую интонацию выбрать. Но после защиты доклада его автору уже не нужно помнить все это, и такие тонкости забываются. Общий смысл доклада сохраняется долгосрочно, но мелкие подробности самого выступления так долго не хранятся.
Школьник с докладом
Классификация видов памяти
Классифицируют память по таким основным критериям:
- долгосрочность хранения материала;
- степень опосредованности задействованных механизмов;
- свойства психической активности в данном моменте.
Рис. 3. Процессы памяти
Психологическая активность
По сути и свойствам психологической активности выделяют такие типы памяти.
Образная
Вмещает в себя все базовые принципы запоминания, которые распространяются на уже знакомые предметы и явления.Отличительная черта данной памяти заключается в том, что материал во время хранения искажается и при воспроизведении отмечаются неточности. Выделяют такие метаморфозы, происходящие с образами:
- Гипертрофию некоторых деталей;
- Упрощение подробностей;
- Изменение цветовой палитры изображения;
- Стремление сделать образ более упрощенным, однообразным и симметричным;
- Изменение положения и ориентации фигуры в пространстве;
- Расширение и округление формы предмета.
Такие преобразования в памяти делают ее менее достоверной. С другой стороны — такая особенность может создать общую схему материала для эффективного запоминания.
Словесно-логическая
Этот вид памяти содержит в себе высказывания и мысли, помогает отслеживать закономерности и усваивать сложный материал.
Эмоциональная
Хранит в себе воспоминания о пережитых чувствах и эмоциях. Она делает личностную память сугубо индивидуальным явлением, придавая приобретенному опыту глубоко чувственный характер.
Двигательная
Данный вид памяти проявляет себя в запоминании, сохранении и осуществлении систем движений. Она предназначена для формирования двигательных навыков. Примером хорошей двигательной памяти является сноровка и ловкость.
Длительность хранения
Типология процессов памяти по продолжительности хранения выглядит следующим образом.
Мгновенная
Характеризуется удержанием только что полученного материала без дальнейшей обработки. После получения информации мозг начинает ее обрабатывать только при условии дальнейшего использования.
Кратковременная
Обеспечивает качественное и точное воспроизведение материала только на протяжении нескольких секунд с момента запоминания. Характеризуется неспособностью вмещать в себя большой объем информации и долго его удерживать.
Оперативная
Рассчитана на обслуживание конкретных действий, осуществляемых индивидом, когда необходимо разделить и выполнить работу по частям. В этой памяти хранятся промежуточные результаты до полного решения всей задачи. Впоследствии информация стирается из этого отдела за ненадобностью. Объем этой памяти предназначен для удержания информации из кратковременной памяти и материала из долговременной, который касается осуществляемого действия.
Долговременная
Характеризуется точностью и неограниченным сроком хранения информации. На этом уровне происходит накопление опыта и знаний. Когда человеку необходимо, нужная информация актуализируется в памяти на время, потом снова уходит в глубину сознания. Благодаря этой особенности, человек не осознает каждый момент своей жизни всю информацию, хранящуюся в отделах памяти, и тем самым не перегружает работу головного мозга.
Генетическая
Этот вид памяти воспроизводится в самом генотипе и передается по наследству. На него невозможно оказывать влияние через обучение или другие виды воздействия.
Рис. 4. Функции памяти
Осознанность
Различают такие виды памяти по степени осознанности человека в происходящем процессе.
Непроизвольная
Самый удобный и простой вид запоминания, когда сам процесс проходит автоматически и без усилий со стороны индивида. Чаще всего включается при сложной, но интересной интеллектуальной работе, и при важных событиях для человека.
Произвольная
Во включении данного вида памяти принимает участие воля человека, направленная на достижение желаемого результата. Произвольную память можно контролировать и тренировать.
Метапамять
Отличается осознанным включением человека в процессы запоминания и воспроизведения. Свойственна людям, которые знают об устройстве своей памяти, развивают ее и с успехом пользуются ее преимуществами. Таких людей называют интеллектуалами.
Физиология процесса запоминания
Способность сохранять информацию присуща не только человеку. Животные, имеющие развитую ЦНС, также могут запоминать и воспроизводить данные (перелетные птицы знают маршруты). Объем и длительность хранения данных зависит количества нервных клеток, задействованных в процессе.
Информация, зафиксированная кратковременной памятью, переходит в долговременную благодаря сложному биохимическому процессу. Нейроны, из которых состоит мозг, работают как записывающее устройство — они запоминают информацию, сохраняют ее. Данные записываются не на отдельные нейроны, а на нейронную сеть — устойчивое скопление клеток.
Когда человек запоминает информацию, нейроны активизируются. Данные переходят по волокнам, достигают скопления. Для информации увиденной ранее в мозгу существует готовое скопление. Для данных, которые человек узнал впервые, формируется новая нейронная сеть. Между сетями есть связи. Нарушение в работе хотя бы одной из них приводит к стиранию воспоминаний.
Функции
Согласно психологии, памяти человека свойственны функции, которые составляют её основу. Они напоминают действия, которые мы воспроизводим с обычным USB-носителем.
Запоминание / запись
USB-носитель: перекидываем информацию с одного носителя на другой (с одной флешки на другую).
Память: переводим материал из кратковременной перспективы в долгосрочную. Сначала — фильтрация нужной информации (с помощью сенсорной системы), затем — её обработка (многократные повторения, ассоциации и прочие методы). Выстраивание нового синаптического моста, развитие новых нейронных связей.
Сохранение / фиксация /архивация
USB-носитель: нажимаем кнопку «Сохранить», закрываем оба носителя.
Память: убеждаемся в том, что запомнили материал (повторили стихотворение, заученное наизусть) и перешли к обработке новой информации. Время от времени необходимо возвращаться к возведённому синаптическому мосту, чтобы убедиться в его крепкости. Здесь вступают в силу семантическая и эпизодическая памяти, о которых было рассказано выше.
Воспроизведение / извлечение
USB-носитель: в нужный момент включаем USB-носитель, открываем нужный документ и работаем с ним.
Память: на уроке литературы извлекаем из долговременной памяти заученное наизусть стихотворение. После сигнала в мозг нейроны обращаются к нужному синаптическому мосту. Чем он крепче, тем быстрее будет воспроизведение. Чтобы не допустить ошибок, хорошо использовать «опорные точки» и ассоциативные связи. Как именно это делать, можно узнать из дидактической теории развития памяти и мнемотехники.
Забывание / удаление
USB-носитель: если информация на флешке устарела или оказалась испорченной и мы уверены, что она больше не нужна, мы её удаляем.
Память: примерно то же самое делает мозг. Однако не всегда забывание связано с тем, что какие-то воспоминания теряют актуальность и оказываются невостребованными. Причины могут быть разными: например, недостаточная фиксация (плохо запомнили), возраст (у малышей и стариков это происходит непроизвольно), отсутствие мотивации.
К данной функции памяти в психологии сложилось неоднозначное мнение. Ряд специалистов считает, что она отрицательная, так как отражает общее ухудшение памяти. Чем больше материала забывается, тем меньше успехов можно добиться в обучении и карьере. Другие учёные наделяют процесс удаления информации из хранилищ положительными свойствами. Они сравнивают его с генеральной уборкой: там высвобождается место под новые впечатления и факты.
Что такое память и запоминание?
Память – это одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная для сохранения, накапливания и воспроизведения информации.
Таким образом, под памятью понимается система, состоящая из нескольких элементов:
1
Запоминание– процесс памяти, посредством которого происходит восприятие новой информации и запись этой информации в общую систему мышления и ассоциативных связей. Ключевой функцией запоминания является создание смысловых связей как результата работы нашего мышления и интеллекта над содержанием запоминаемого материала
Запоминание – очень важный процесс, развитию которого будет уделено ключевое внимание в нашем курсе. Однако этот процесс не является единственным.
2
Хранение– процесс системного накапливания информации в памяти, включающий переработку и усвоение этой информации
Без хранения информации в памяти невозможно обучение человека. Кроме того, именно от этого процесса напрямую зависят такие важнейшие способности, как мышление и речь.
3
Воспроизведение– это процесс репрезентации и узнавания хранимой в памяти информации, которая также называется воспоминаниями. Воспроизведение бывает непроизвольным и произвольным. В нашем курсе будет уделено особое внимание произвольному (специальному, осознанному) воспроизведению.
Также можно выделить забывание. Оно тоже является процессом памяти, а точнее проблемой ее развития. Потеря возможности воспроизводить выученную информацию может быть частичной (воспроизведение не полностью или с искажением) или полной (невозможность воспроизведения и узнавания). Подробнее о решении проблемы забывания вы тоже узнаете из этого курса.
Отличия краткосрочной от долговременной памяти
Кратковременная и долговременная виды памяти представляют собой две ступени одного развития. Долговременная память отлично функционирует только при хорошей кратковременной, которая является своеобразным буфером для продвижения отобранной информации.
Краткосрочная память позволяет без специальной цели и особых усилий запоминать услышанное и увиденное. Она имеет большое значение для формирования жизненного опыта и организации мышления.
Долговременная память наиболее сложная и важная из всех типов. В ее системе длительное время хранится все, что удерживается в поле внимания более нескольких минут. Туда попадают только переработанные и осознанные материалы. Все это напоминает работу современного компьютера, но более совершенного, с огромными объемами разнообразных данных.
Мозг как компьютер
Главное отличие краткосрочной и долгосрочной памяти – в объемах запоминаемого материала. Предельные возможности человеческого мозга остаются неизученными. Но даже то, что известно, поражает воображение – столько информации не содержится в самых крупных библиотеках. В обычной жизни человек не задействует все функции и возможности своего совершенного мозгового устройства. Из-за огромного количества информации есть серьезные проблемы с ее поиском.
Способы улучшения памяти
Чтобы натренировать память и начать мыслить продуктивно, сделать результаты всех процессов памяти совершенными, можно воспользоваться одним из представленных далее способов.
Впечатление
Любая ситуация оставляет свои впечатления, любое представление о чем-либо основано на них
Уделяя внимание впечатлениям и проявляя бдительность в отношении отдельных событий, их «послевкусия», можно натренировать память
Прокручивая в голове впечатления и проводя связи между опытом и полученными эмоциями, переживаниями, можно получить хорошие результаты.
Ассоциация
Это еще один хороший способ. Запоминая что-либо, заучивая материалы, совершая другую интеллектуальную работу, требующую запоминания, можно использовать ассоциации. Это секрет хорошей памяти. В контексте ее тренировки стоит рассматривать ассоциативный способ как замену сложных форм чего-либо на простые понятные компоненты, связанные между собой.
Повторение
Мать учения. Психологи считают повторение базисом запоминания. Это как изучение алфавита в детском саду или начальной школе: только регулярное его повторение позволяет детям запомнить последовательность букв, их количество и произношение.
Очевидно, к примеру, что любой специалист, регулярно работающий в одном из направлений профессиональной деятельности, вынужденный повторять определенные материалы или обращаться к ним вновь и вновь, со временем осознает, что вся необходимая информация хранится в его голове. Ему перестает требоваться обращение к источникам, раньше казавшимся необходимыми.
Специальные системы запоминания
Это о мнемотехнике. Если точнее, то о мнемотехниках. Развитие памяти с их помощью может осуществляться в рамках нескольких сценариев.
Запоминание лиц и имен
Суть в следующем: нужно, общаясь с людьми, проявляя к ним интерес, чаще называть их по имени, выстраивать ассоциации с уже знакомыми личностями, перебирать в голове все вариации имен (пример: Наташа, Наталья, Натали, Таня). То же с лицами: достаточно чаще смотреть на человека при общении, сравнивать его внешность со внешностью других. Заметить, выделить и запомнить характерные черты – это просто. Так же просто, как и запомнить лицо.
Следуя приведенному условному алгоритму действий, можно научиться запоминать лица и имена, натренировать память. Это не только интересно, но и полезно.
Запоминание необходимых дел
Чтобы не забывать, кому нужно было позвонить или написать, зачем и почему, что нужно было купить в магазине, следует научиться запоминать дела. Нужно переводить их в образы, мысленно накладывать на привычные маршруты.
Пример: здание, в котором есть 9 комнат. Первые семь – это дни недели с делами в них. Комната №8 – это дела на неделю (самоконтроль), №9 – дела на месяц (самоконтроль на дистанции). Простая и действенная техника.
Запоминание иностранных слов
Здесь лучше всего срабатывают ассоциации. Без углубления в теорию стоит перейти к примерам.
Есть английское слово «look» (смотреть). Запомнить его можно посредством ассоциации с русскоязычным словом «лук». «Смотреть» на «лук» почти невозможно: глаза начинают слезиться.
Еще один пример, основанный на ассоциациях – запоминание иностранных слов не в виде переводов на родной язык, а как определений тех или иных понятий, описаний объектов, явлений или процессов. «Cup» –чашка с ручкой. Зафиксировав в сознании образ, можно без труда запомнить это и любое другое слово.
Заключение
Хорошей памятью похвастаться может не каждый, но каждый может стремиться ее прокачать. Это в ваших силах! Вспомните Шерлока Холмса: этот человек стал таким ценным и известным именно благодаря хорошей памяти и наблюдательности, концентрации на мелочах.
Дорогие друзья, очень хочется, чтобы наше поколение было грамотным, развитым и с хорошей памятью! Уделяйте себе время, занимайтесь развитием. Абсолютно каждому под силу обучаться, тренировать психические процессы, развиваться.
Чтобы закрепить все, что я сказала выше, просмотрите видео с интересными практическими упражнениями.