Гуманистическая психология — философские основы, методики и представители

Основоположники и последователи направления

Представители гуманистической психологии:

  1. Карл Роджерс. Создал теорию личности, которая строится на положениях гум-ой. Основой жизни по его теории является желание реализовать врожденные возможности. Основой личности ученый считает реальность.
  2. Бюлер Шарлотта. Психолог из Германии, которая создала собственную периодизацию жизненного пути личности. Главный мотив — самореализация.
  3. Гордон Виллард Олпорт. Психолог из Америки, который изучал психологию личности. Ученый развивал собственную теорию личности, которая основывалась на самоактуализации, стремлении любого человека к тому, чтобы добиться чего-то существенного в жизни.
  4. Ролло Мэй. Еще один психолог из Америки, который выпустил множество работ, касающихся гуманистической психологии.
  5. Франкл Виктор. Психолог из Австрии. Разработал отдельное психологическое учение, главный постулат которого говорит о том, что развиваться личность начинает когда ищет смысл жизни.
  6. Абрахам Харольд Маслоу. Это один из главных основателей гуманистического направления в психологии. Он создал иерархическую модель мотивации, согласно которой у человека на протяжении всей жизни появляются определенные потребности.

Маслоу выделял такие потребности индивидов:

Личная безопасность. Любой человек желает чувствовать себя защищенным, избавиться от излишней тревожности, спокойно заниматься любимым делом.
Желание самоактуализации. Потребность постоянно достигать поставленных целей, успешно развивать собственные сильные стороны.
Потребность в почитании
Многие хотят получать всеобщее внимание, одобрение влиятельных людей.
Физиологические потребности. К ним относятся жажда, голод, половое влечение.
Потребности в любви
Любой рано или поздно захочет находиться рядом с другими людьми, получить признание.
Эстетические потребности. Желание жить в гармонии, соблюдать симметрию, следовать красоте.
Потребность в новых знаниях

Это важно для саморазвития.

Главной потребностью Маслоу считал самоактуализацию.

Цели и задачи гуманистического воспитания

Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Для обозначения таких отношений употребляется термин «гуманное воспитание». Последний предполагает особую заботу общества об образовательных структурах.

Гуманистическое воспитание является одной из прогрессивных тенденций мирового образовательного процесса, охватившей и образовательную практику России. Осознание данной тенденции поставило педагогику перед необходимостью пересмотра сложившейся в ней ранее адаптивной парадигмы, апеллирующей к определенным личностным параметрам, среди которых наибольшую ценность представляли идейность, дисциплинированность, исполнительность, общественная направленность, коллективизм. Это и было основным содержанием «социального заказа», на который работала педагогическая наука в советский период своего существования.

Выход из «прокрустова ложа» такого социального заказа требует изучения и развития личности как целостного начала, интегрирующего в себе наиболее важные проявления ее духовности. При этом человек мыслится не как ведомый и управляемый, а как автор, творец своей субъектности и своей жизни. Такой выход как раз и связан с утверждением и развитием в российской педагогической науке и практике идей гуманистического воспитания, ведущей среди которых является развитие личности.

Гуманистическое воспитание осуществляется в актах социализации, собственно воспитания и саморазвития, каждый из которых вносит свой вклад в гармонизацию личности, формирует новый менталитет россиянина. Гуманистические перспективы возрождения делают востребованными не только такие качества личности, как практичность, динамичность, интеллектуальная развитость, но и прежде всего культурность, интеллигентность, образованность, планетарность мышления, профессиональная компетентность.

Общепринятой целью в мировой теории и практике гуманистического воспитания был и остается идущий из глубины веков идеал личности, всесторонне и гармонично развитой. Эта цель-идеал дает статичную характеристику личности. Динамическая же ее характеристика связана с понятиями саморазвития и самореализации. Поэтому именно эти процессы определяют специфику цели гуманистического воспитания: создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом.

Цель гуманистического воспитания позволяет поставить адекватные ей задачи:

философско-мировоззренческая ориентация личности в понимании смысла жизни, своего места в мире, своей уникальности и ценности;

оказание помощи в построении личностных концепций, отражающих перспективы и пределы развития физических, духовных задатков и способностей, творческого потенциала, а также в осознании ответственности за жизнетворчество;

приобщение личности к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры, и выработка своего отношения к ним;

раскрытие общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, сочувствия и др.) и культивирование интеллигентности как значимого личностного параметра;

развитие интеллектуально нравственной свободы личности, способности к адекватным самооценкам и оценкам, саморегуляции поведения и деятельности, мировоззренческой рефлексии;

возрождение традиций российской ментальности, чувства патриотизма в единстве этнических и общечеловеческих ценностей, воспитание уважения к законам страны и гражданским правам личности, стремления к сохранению и развитию престижа, славы и богатства отечества;

формирование отношения к труду как к социально и личностно значимой потребности и фактору, создающему материальные фонды страны и ее духовный потенциал, которые, в свою очередь, обеспечивают возможности личностного роста;

развитие валеологических установок и представлений о здоровом образе жизни.

Решение названных задач дает возможность заложить фундамент гуманитарной культуры личности, которая вызывает к жизни ее потребности строить и совершенствовать мир, общество, себя.

Критика

Гуманистическая психология – это популярное, но не универсальное направление. За время своего недолгого существования представители школы неоднократно сталкивались с критикой своих идей.

Некоторые ученые считают, что подход очень субъективен. Большое значение имеет личный опыт специалиста, который мешает объективному восприятию. Например, нельзя однозначно сказать, прошел ли индивид самоактуализацию или нет.

Создание разных теорий позволило сформировать новые понятия, например, самоактуализация или я-концепция. Подобное обилие терминов может осложнять исследования. Большинство методик основано на теоретических представлениях. В таком случае сложно проверить их обоснованность.

Некоторые специалисты считают, что подход западных психологов не подходит для всего мира из-за особенностей национального менталитета. На восточных территориях принято ставить во главу всего общество, а не отдельного индивида.

Современные психологи также полагают, что новые представители гуманистического течения превозносят идею заносчивости. Они считают, что человек должен быть ценным, но при этом не учитывается один факт: индивид живет среди людей. Поэтому чужие границы тоже нужно уважать.

Несмотря на критику, многие психологи предпочитают работать в гуманистическом направлении. Такой подход позволяет им понять ценность человеческой жизни.

Основные черты

Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.

В г. первый президент Ассоциации гуманистической психологии, Джеймс Бьюдженталь, выдвинул пять основополагающих положений данного направления психологии:

На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика.

Лечебными факторами в работе гуманистического психолога и психотерапевта являются, прежде всего, безусловное принятие клиента, поддержка, эмпатия, внимание к внутренним переживаниям, стимулирование осуществления выбора и принятия решений, подлинность. Однако, при кажущейся простоте, гуманистическая психотерапия основана на серьёзной феноменологической философской базе и использует чрезвычайно широкий набор терапевтических технологий и методов.

Принципы гуманистической психологии

Принципы гуманистической психологии

  • Человек — это особая сущность, наличие сознания выделяет его из окружающего мира, делает его уникальным.
  • Природа человека беспрерывно развивается и поэтому не может быть определена.
  • Человек един и целостен. Нельзя разделять органическое и целостное.

Самореализация — это неотъемлемая часть природы человека

Сам человек изначально добр или нейтрален, устремлен в будущее.
Творческая сила индивида, свобода воли и спонтанность — это то, на что нужно обращать внимание.
Экзистенциональное состояние человека — важнейший источник информации. Из этих принципов исходят нравственные жизненные принципы:

  • Ответственность за свои поступки. Человек не орудие бессознательного.
  • Отношения людей должны основываться на взаимном уважении и признании.
  • Каждый человек должен ощущать себя в настоящем.

Одно из базовых убеждений гуманистически-ориентированных специалистов заключается в том, что каждый человек содержит в себе потенциал выздоровления. При наличии определённых условий, человек может самостоятельно и в полной мере реализовать этот свой потенциал. Поэтому работа гуманистического психолога направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для реинтеграции личности в процессе терапевтических встреч[источник не указан 394 дня].

Теория Г. Олпорта

Один из основоположников гуманистической психологии — Гордон Олпорт. Он создал теорию личностных черт, согласно которой, у каждого человека есть врожденные предрасположенности реагировать на ту или иную ситуацию типичным образом. Его идеи направлены на выделение интегративных уровней взаимодействия личности с окружающим миром. К ним относятся условные рефлексы, системы черт и навыки, изменяющиеся в разных ситуациях.

Олпорт описал два уровня функционирования — высших мотивов и нужды. К последнему относится гомеостазис или стремление устранить напряжение. А высшие мотивы включают стремление к развитию, сопротивление равновесию, постановка новых целей и задач.

Особенности становления личности Олпорт аргументирует принципом функциональной автономии мотивов. Хотя человек развивается, он сохраняет связь между старыми и новыми стимулами. Это и было противопоставлено бихевиористической психологии, где все высшие мотивы связаны с физическими потребностями.

Черты характера ученый рассматривает как единицы анализа человека. Одни из них в процессе развития становятся второстепенными, другие выходят на первый план. Но в центре может находиться не более 5−10 разных качеств. Олпорт говорил о гуманистической психологии кратко и понятно. Это исследование уникальности каждого человека. Неповторимость описывается им как слияние разных черт в единую систему.

Олпорт выделял три стадии развития:

  • детская;
  • относительной дифференциации;
  • интегрированного единства.

Ребенок еще не подвергает себя самоанализу, поэтому требует от окружающих всего или ничего.

Тесты и другие методы

Метод гуманистической психологии, целью которого является интегральная, целостная диагностика личности – опросник «Чувства. Реакции. Убеждения», разработанный Д. Картрайтом. Еще один тест, который анализирует особенности самоактуализации личности, был разработан Э. Шостромом. Базируется опросник самоактуализации Шострома на основе теории Маслоу, Перлза и других. Нередко используется и «Тест эмпатических тенденций», авторство которого принадлежит Э. Мехрабиану.

Количество методик, используемых в гуманистическом направлении, достаточно велико. Еще в 1971 году в Америке С. Петерсоном был разработан так называемый «Каталог путей личностного роста», в котором на тот момент перечислялось порядка 40 методов, применяемых в гуманистической психологии. Кратко перечислим некоторые из них:

  • арт-терапия (рисование, музыка, танец);
  • визуализация;
  • восточные техники (медитация, йога);
  • гештальт-терапия;
  • психодрама;
  • трансактный анализ;
  • экзистенциальная психотерапия.

Теория К. Роджерс

Первое из гуманистических направлений принято называть психотерапией Карла Роджерса или клиент-центрированной терапией.

Идеи Карла Роджерса и практические подходы к максимальной реализации внутреннего потенциала человека нашли широкое применение не только в психологии и психотерапии, но и в образовании, социальной работе и юриспруденции. Они были приняты в политике, промышленности, армии, широко используются в религиозной деятельности и повлияли на развитие современной философии и теологии.

Как уже упоминалось выше, Карл Роджерс и его последователи исходят из утверждения, что тело и личность каждого нормального человека от природы наделены позитивными силами, которые способствуют здоровью, развитию и совершенствованию. Роджерс предполагает, что желание достичь своего уровня компетентности и саморазвития не всегда является осознанным, и что этот уровень может сильно различаться у разных людей из-за биологически обоснованной атрибуции.

Именно достижение своего уровня компетентности или хотя бы движение в этом направлении обеспечивает человеку чувство личной целостности и уверенности в себе и спасает его от многих психологических проблем, тревоги, неудовлетворенности и неврозов.

Роджерс отводит решающую роль в жизни и развитии человека Я-концепции, т.е. представлению о себе).

Именно эта Я-концепция (представление о себе) определяет поведение и действия человека в определенных ситуациях.

Каждый человек думает или чувствует, что он таков и должен вести себя так в подобной ситуации. При этом его мнение о себе обычно недостаточно объективно и порой по сути не соответствует действительности.

Сознание человека изначально не содержит объективной оценки себя. Однако это предубеждение в значительной степени компенсируется жизненным опытом, который постоянно вносит коррективы в самооценку человека и позволяет ему лучше чувствовать свои возможности, а также восприятие его другими людьми. Важным направляющим механизмом в объективации самооценки и своего поведения является чувство разрешения (или облегчения) внутреннего конфликта, которое сменяется внутренним удовлетворением, возникающим (или возрастающим) по мере самоактуализации.

Можно сказать, что суть процесса личностного роста (по Роджерсу) и состоит в постоянно совершенствующейся петле обратной связи, которая осуществляется как одновременный процесс корректировки своих отношений с другими и уточнения своей концепции себя в процессе этих отношений и принятия других.

В терапии Роджерса, как и в других формах гуманистической терапии, главная роль смещается с терапевта на клиента. Роджерс считает, что сам клиент является ключом к решению своих проблем. Терапевт может только помочь ему найти эти ключи и показать, как лучше их использовать.

Между тем, основная задача терапевта — установить дружеские и творческие рабочие отношения с клиентом и создать атмосферу психологического комфорта и безопасности, в которой клиент сам начнет «раскрывать» и реализовывать потенциальные возможности своего аутентичного «я». Именно эта атмосфера ускорит процесс объективизации и принятия реального образа себя и других.

Терапевту необходимо уметь поддерживать позитивное отношение к клиенту, точнее, веру в позитивное начало его/ее бытия, которое должно быть высвобождено из-под жизненных блокировок и ложных защит личности. Только в этом случае он/она сможет сохранить открытость естественного общения и в то же время не реагировать отрицательными эмоциями на негативные проявления личности клиента.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Здесь темы рефератов по психологии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Константин Николаевич ,Корнилов, отечественный психолог
  2. Принцип сознательности и активности в педагогике
  3. Маргиналы в истории
  4. Противоречия процесса обучения
  5. Понятие арт-терапии
  6. Жизненные ситуации и активность человека
  7. Возможности использования гипноза и внушения в терапии психосоматических расстройств
  8. Педагогика и методика начального образования
  9. Виды общей психологии
  10. Межличностные отношения в группе детей и их детерминанты

Методики консультирования и терапии

Гуманистическое направление ориентируется на постоянный рост клиента. Задача психолога состоит в том, чтобы понять его мир и поддержать во время принятия каких-либо решений. При этом требуется соблюдать некоторые условия:

  • психолог должен сохранять позитивное отношение к чувствам клиента;
  • необходимо быть эмпатом, то есть понимать и видеть мир глазами клиента;
  • терапевт должен быть аутентичным;
  • специалисту необходимо воздерживаться от подсказки решения проблем клиента. Надо выполнять функции зеркала, которое отражает мысли пациента. Такое отражение помогает клиенту понять и изучить свои внутренние эмоции и приводит к пониманию того, как его воспринимают окружающие.

В этом направлении психологии особое место занимает метод гештальттерапия, который отличается разнообразием техник воздействия на клиента. Вот некоторые приемы этого метода:

  • восприятие «здесь и сейчас»;
  • речевые изменения;
  • директивность;
  • фиксированное ощущение;
  • работа со снами.

Практическая работа психолога — это работа с индивидуальностью человека. Он не должен предвзято относиться к тому, как должен быть устроен мир его клиента. К тому же специалисту необходимо постоянно изучать свои профессиональные и личностные возможности, во избежание ригидности в развитии личных понятий. 

Актуальность гуманистических теорий

Говоря о теории Маслоу, мы уже упомянули, что его конструкцию нельзя рассматривать линейно как замещение удовлетворенной потребности следующей, пока что не удовлетворенной. Более того, истории известна масса фактов, когда великие ученые, художники и музыканты прозябали в глубокой бедности и нищете, что не отвлекало их от занятий наукой и творчеством. А ставшая расхожей фраза «художник должен быть голодным» и вовсе подразумевает, что избыточная сосредоточенность на решении бытовых проблем будет мешать думать о возвышенном.

Классикой жанра считается древнегреческий философ Диоген, живший в бочке и отказавшийся от идеи создания семьи, полагая, что это ограничит его свободу. Опровержения жесткой иерархии ценностей можно найти даже в истории самих гуманистических теорий личности. Психолог и невролог Виктор Эмиль Франкл, совершивший прорыв в понимании человека как высокодуховного существа, продолжал писать научные труды даже в условиях фашистского концлагеря, когда потребности в пище и безопасности не только не были удовлетворены, но не было даже шанса как-то вырваться из этого повседневного кошмара.

Жизнь преподносит и строго противоположные примеры, когда обеспечившие себя на 10 тысяч жизней вперед высшие чиновники продолжают брать взятки, причем отнюдь не с целью вложить их в свое духовное развитие или подарить миру уникальный научный эксперимент. Тем не менее стоит признать, что, применительно к среднестатистическому гражданину, гуманистические теории личности часто подтверждают свою актуальность.

Так, дефицитарная мотивация, действительно, многих заставляет работать на трех работах и забыть об отдыхе и книгах. Однако как только человек перестает нуждаться, ему требуется не просто жилье, а дом с красивым интерьером и экстерьером, не просто отдых, а поездка в экзотическую страну, где можно увидеть много нового и получить незабываемые впечатления. Часто появляются новые хобби, желание заняться благотворительностью, получить второе высшее образование, притом, что это требует затрат и времени, и денег.

Клиническое направление Карла Рэнсома Роджерса тоже, в целом, выдерживает испытание действительностью. Так или иначе, но большинство психотерапевтических методик сводится к тому, что человеку можно помочь только тогда, когда он сам желает себе помочь.

Таким образом, стоит взять из истории в современность оптимизм гуманистических теорий личности, по умолчанию полагающих, что человек социален и всегда стремится стать лучшей версией себя. Просто потому, что таких людей достаточно много для того, чтобы подтвердить теорию на практике.

Мы желаем, чтобы вас окружали исключительно высокодуховные и мотивированные на удачу люди, которые будут способствовать вашему разностороннему развитию!

Развитие теории гуманистической психологии

Определение 1 Гуманистическая психология – это одно из направлений в западной психологии (преимущественно американской), которое признает своим главным предметом изучения личность как целостную и уникальную систему, представляющую собой возможность открытой и свободной самоактуализации, присущей только человеку.

Гуманистическая психология берет свое начало в середине ХХ века. Именно в этот период психология впервые концентрируется на личности человека как целостной и уникальной системе. Ввиду централизации на личности человека, данное направление получает название гуманистического.

Гуманистическая психология появилась как направление, которое стало альтернативным тем психологическим школам, которые существовали в средние века. В первую очередь она стала альтернативой психоанализу и бихевиоризму, посредством формирования собственной концепции личности и ее развития.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Гуманистическая психология: Карл Роджерс 490 руб.
  • Реферат Гуманистическая психология: Карл Роджерс 240 руб.
  • Контрольная работа Гуманистическая психология: Карл Роджерс 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Замечание 1

Особую популярность гуманистическая психология имела в США. Видными учеными, внесшими вклад в ее развитие, являлись: А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс, Г. Олпорт и некоторые другие

Особый вклад в гуманистическую психологию внес К. Роджерс, который усмотрел неполноценность иных направлений психологий, ввиду того, что они избегали конфронтации с реальной действительностью и тем, как ее воспринимает и переживает человек. Кроме того, существующие психологические направления игнорировали различные конструктивные признаки личности, такие как единство, целостность и неповторимость. По мнению К. Роджерса, исследование общей картины личности может быть полным и объективным только в том случае, если она изучается не фрагментарно, а в единстве ролевых стереотипов.

Таким образом, гуманистическая психология К. Роджерса выступила в качестве призыва понять сущность человеческого бытия во всей его непосредственности на уровне, лежащем между субъектом и объектом. С самого своего начала гуманистическая психология была создана для того, чтобы всестороннее исследовать способности и возможности человека, которые не были исследованы в достаточной мере бихевиоризмом, позитивизмом, психоанализом.

Ищешь идеи для учебной работы по данному предмету? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Самоактуализация А. Маслоу

Маслоу проводил консультирование психически зрелых, взрослых людей. Он называл их растущей верхушкой общества. На исследования ученого повлияло множество известных личностей:

  • М. Мид;
  • А. Адлер;
  • Э. Фромм;
  • К. Хорни;
  • М. Вертгеймер;
  • К. Гольдштейн.

Его изучения были разнообразны: наблюдение за поведением приматов, антропологические исследования, изучения женской сексуальности. Маслоу предпочитал работать только со здоровыми людьми.

Особое внимание он уделял мотивации и рассматривал ее как движущую силу для развития. Потребность личности стать кем-либо является врожденным качеством, но человек не осознает это, пока не окажется в подходящих условиях

Основное условие — удовлетворенность всех нужд. Но если ребенок в детстве был лишен внимания и любви, то и в зрелом возрасте сможет без них обходиться.

Есть у самоактуализации свои плюсы и минусы. Положительная сторона выражается в независимости от окружающего мира, а отрицательная — в том, что личность в процессе эволюции может потерять некоторые качества. Из-за этого развиваются психические патологии. Маслоу считает, что главная черта здорового человека заключается в отстраненности от мнения общества. Оценивать свое поведение нужно самостоятельно, а не опираясь на суждения других.

Ученый объяснил роль психотерапии. У этого метода лечения нет ограничений, но он необходим для коррекции эмоций и поведения. Доктор не сможет восстановить качества, утраченные личностью еще в детстве. Именно поэтому на родителей возлагается серьезная задача, ведь воспитание имеет огромное влияние на дальнейшее развитие ребенка.

Абрахам Маслоу добавил много нового не только в сферу психологии. Благодаря ему усовершенствовались методы маркетинга, менеджмента, межличностных отношений, криминологии.

Теории: кратко

В гуманистической психологии выделены два основных направления:

Теория А. Маслоу, заключающаяся в том, что центральной проблемой психологии является мотивация человека.

При этом она представляется, как основная движущая сила, способная нарушить психическое равновесие личности , ведь только в таком случае возможен рост личности, ее стремление к развитию, иными словами , желанию стать тем, кем человек хочет.

Для этого должны возникнуть определенные условия, прежде всего , удовлетворение основных физиологических потребностей, а также необходимости в безопасности и защите.

И только в таком случае возможен дальнейший рост индивидуума и его развитие. До этих пор такая возможность остается лишь потенциальной.

Также согласно данной теории, неудовлетворенность базовых потребностей рассматривалась как причина неврозов и психозов.

Теория Карла Роджерса, заключающаяся в том, что в эпицентре меняющегося мира находится сам человек, его чувства и восприятие. В ее основу легли следующие принципы:

  1. Человеческое поведение нельзя объективно рассматривать, поскольку единственно верной будет позиция личности на основе ее субъективного опыта. С иных точек зрения понять другого человека невозможно.
  2. Человек свободен в своем выборе, он самостоятельно определяет свою судьбу и принимает решения.
  3. Человек стремится к совершенству.

По К. Роджерсу, в человеке от природы заложено стремление к самоактуализации и развитию. В качестве помех этому могут выступать соответствующее воспитание или нормы общества, в котором он находится, а также навязываемые ему ценности. Эти же факторы рассматривались, как причины отклонения в поведении.

Я-концепция К. Роджерса

Создаётся впечатление, что гуманистический подход в психологии представляет собой одно большое описание человека. Но непонятно, что конкретно ему делать для своей самоактуализации. Во многом это так, поскольку речь идёт о науке теоретической. Правда, иногда теория совершенно неожиданно превращается в практику. Гораздо ближе к ней концепция К. Роджерса, который тоже работал в рамках гуманитарной психологии. Он построил модель двух «Я». Личность по Роджерсу состоит из двух основных структур «Я-реальное» и «Я-идеальное». Реальное формируется на базе отношений с другими людьми и самооценки. Человек может оценивать себя не верно, думать о себе слишком хорошо или плохо, но всё равно речь идёт о том своём «Я», которое существует здесь и сейчас. Идеальным же является «Я», которого нет, но к которому следует стремиться. В реальности человек беден и запуган, он страдает, его девушки не любят. И в нём же продолжает жить кто-то сильный, умный, способный и яркий. В результате образуется внутренний конфликт. Для его решения Роджерс предлагает сокращать разрыв между структурными компонентами личности. Это происходит в пространстве, которое исследователь называет «поле опыта». Это все феномены, которые потенциально доступны сознанию. Они постоянно вносят корректировку в его самооценку

Роджерс большое внимание уделяет тому, что осознаётся человеком, поскольку видит в этом сырьё для его отношения к самому себе. Потенциальная готовность к самоактуализации видится им стремлением к более реалистичному функционированию

Целью Роджерса является построение модели консультирования, которая получила название клиентцентрированного подхода. Его задача — разрушить условные ценности. Говоря самым простым языком, если человек хочет написать книгу, но ему мешает бизнес, то условные ценности не дают ему стать счастливым, потому что его «Я-идеальное» содержит образ себя-писателя, а не биржевого маклера.

Тем не менее, «Я-идеальное» не осталось изученным в должной мере и гипотетически мы можем предположить, что оно имеет собственную силу, способную к устранению препятствий. Опишем один эксперимент.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector