Карл рэнсом роджерс
Содержание:
- Personality Development
- Условия позитивного внимания
- The Fully Functioning Person
- Позитивное внимание без условий
- Различия во взглядах Маслоу и Роджерса
- Феноменология и теория личности Роджерса
- Self Actualization
- Positive Regard and Self Worth
- Главный мотив личности по Роджерсу
- Развитие личности во времени
- Потребность личности в позитивном внимании
- Carl Rogers Quotes
- Концепция личности Карла Роджерса
- Я-концепция
- Carl Rogers Theory
- Congruence
Personality Development
Personality Development
Central to Rogers’ personality theory is the notion of self or self-concept. This is defined as «the organized, consistent set of perceptions and beliefs about oneself.»
The self is the humanistic term for who we really are as a person. The self is our inner personality, and can be likened to the soul, or Freud’s psyche. The self is influenced by the experiences a person has in their life, and out interpretations of those experiences. Two primary sources that influence our self-concept are childhood experiences and evaluation by others.
According to Rogers (1959), we want to feel, experience and behave in ways which are consistent with our self-image and which reflect what we would like to be like, our ideal-self. The closer our self-image and ideal-self are to each other, the more consistent or congruent we are and the higher our sense of self-worth.
A person is said to be in a state of incongruence if some of the totality of their experience is unacceptable to them and is denied or distorted in the self-image.
The humanistic approach states that the self is composed of concepts unique to ourselves. The self-concept includes three components:
Self-worth
Self-worth (or self-esteem) comprises what we think about ourselves. Rogers believed feelings of self-worth developed in early childhood and were formed from the interaction of the child with the mother and father.
Self-image
How we see ourselves, which is important to good psychological health. Self-image includes the influence of our body image on inner personality.
At a simple level, we might perceive ourselves as a good or bad person, beautiful or ugly. Self-image affects how a person thinks, feels and behaves in the world.
Ideal-self
This is the person who we would like to be. It consists of our goals and ambitions in life, and is dynamic – i.e., forever changing.
The ideal self in childhood is not the ideal self in our teens or late twenties etc.
Условия позитивного внимания
Получается, что если ребенок ведет себя так, как желают того родители, то он получает так необходимое ему одобрение, если же нет, то происходит обратное.
И вот появляется фактор, который Роджерс назвал обусловленным позитивным вниманием, девиз которого — ты будешь любимым, принимаемым и уважаемым только при условии, что будешь таким каким я хочу тебя видеть. Такой фактор является весьма важным в выработке поведенческих стратегий личности, и если он в изобилии присутствовал в период вашего роста, то с большой степенью вероятности во взрослом возрасте вы будете «обменивать» одобрение окружающих на нужное им поведение
Нетрудно понять, что в этом случае человек рассматривает свою ценность лишь с точки зрения других людей
Такой фактор является весьма важным в выработке поведенческих стратегий личности, и если он в изобилии присутствовал в период вашего роста, то с большой степенью вероятности во взрослом возрасте вы будете «обменивать» одобрение окружающих на нужное им поведение. Нетрудно понять, что в этом случае человек рассматривает свою ценность лишь с точки зрения других людей.
Конечно, постановка ряда условий, при выполнении которых человеку гарантируется внимание, приводит к тому, что ребенок будет стараться соответствовать стандартам других людей, а вовсе не становится тем, кем он реально хотел бы быть. Кроме того, это приводит к деформации ценностной оценки самого себя, поскольку в такой системе координат ценностью становятся лишь те мысли, чувства и поступки, которые имеют шанс на одобрение и поддержку, а это приводит к появлению я-концепции, находящейся в НЕ соответствии с личными склонностями и порывами
Люди, воспитанные в подобных обстоятельствах, с высокой вероятностью будут ограничивать свое поведение и искажать внутреннюю реальность, потому, что даже мысли о неприемлемом поведении для них будут представлять угрозу их я-концепции
Кроме того, это приводит к деформации ценностной оценки самого себя, поскольку в такой системе координат ценностью становятся лишь те мысли, чувства и поступки, которые имеют шанс на одобрение и поддержку, а это приводит к появлению я-концепции, находящейся в НЕ соответствии с личными склонностями и порывами. Люди, воспитанные в подобных обстоятельствах, с высокой вероятностью будут ограничивать свое поведение и искажать внутреннюю реальность, потому, что даже мысли о неприемлемом поведении для них будут представлять угрозу их я-концепции.
The Fully Functioning Person
The Fully Functioning Person
Rogers believed that every person could achieve their goal. This means that the person is in touch with the here and now, his or her subjective experiences and feelings, continually growing and changing.
In many ways, Rogers regarded the fully functioning person as an ideal and one that people do not ultimately achieve. It is wrong to think of this as an end or completion of life’s journey; rather it is a process of always becoming and changing.
1. Open to experience: both positive and negative emotions accepted. Negative feelings are not denied, but worked through (rather than resorting to ego defense mechanisms).
2. Existential living: in touch with different experiences as they occur in life, avoiding prejudging and preconceptions. Being able to live and fully appreciate the present, not always looking back to the past or forward to the future (i.e., living for the moment).
3. Trust feelings: feeling, instincts, and gut-reactions are paid attention to and trusted. People’s own decisions are the right ones, and we should trust ourselves to make the right choices.
4. Creativity: creative thinking and risk-taking are features of a person’s life. A person does not play safe all the time. This involves the ability to adjust and change and seek new experiences.
5. Fulfilled life: a person is happy and satisfied with life, and always looking for new challenges and experiences.
For Rogers, fully functioning people are well adjusted, well balanced and interesting to know. Often such people are high achievers in society.
Critics claim that the fully functioning person is a product of Western culture. In other cultures, such as Eastern cultures, the achievement of the group is valued more highly than the achievement of any one person.
Позитивное внимание без условий
Сложно себе представить ситуацию при которой происходит развитие личности, получающей позитивное внимание без всяких условий
Однако Роджерс считал, что такое вполне возможно, если человек, воспитывающий ребенка, по крайней мере, старается принимать и уважать его просто за то, что он такой, какой есть, без всяких «но» и «если».Он считал, что единственный способ не препятствовать тенденции к самоактуализации человека в будущем, это дать ему безусловное позитивное внимание, любить его без всяких оговорок и условий.В этом походе важно понять, что позитивное внимание без условий не значит, что родителю необходимо одобрять и поддерживать любое поведение ребенка, это и не представляется возможным, хотя бы потому, что дети часто делают вещи, угрожающие им самим и в этом они должны быть ограничены. Но это означает отсутствие «торга» и условий в отношениях с ребенком и безусловное принятие его поведения, которое следует ограничивать, не обставляя эти ограничения условиями
Но это означает отсутствие «торга» и условий в отношениях с ребенком и безусловное принятие его поведения, которое следует ограничивать, не обставляя эти ограничения условиями.
Различия во взглядах Маслоу и Роджерса
— Первое: разница в интерпретации причин, результатом которых являлось поведение человека (его действия).
Поскольку Роджерс был сторонником феноменологического подхода, он считал, что истоки поведения лежат во внутреннем опыте индивида, который (условно) включал в себя интегрированное сочетание восприятий внешнего и внутреннего мира. По другому, субъективная интерпретация человеком внутренних и внешних событий приводила к намерению (мотиву), которое заканчивалось действием (поведением).
Что касается Абрахама Маслоу, то он был сторонником своей иерархической мотивационной теории, которая говорила о том, что исток поведения человека это его потребность.
— Второе: как и в случае с Фрейдом, теория Роджерса была создана, как результат его психологической работы с клиентами, а значит, все выводы были сделаны на основе изучения материала связанного с людьми, имеющими те или иные психологические проблемы.
Что касается Маслоу, который в отличие от Роджерса и Фрейда не занимался психологической помощью клиентам, то он всегда говорил о предвзятости их подхода в связи с акцентом на психологические аномалии, он настаивал на том, что в психологической теории личности должно ориентироваться именно на здорового индивида.
— Третье: Маслоу фактически игнорировал период развития личности и его влияние на способность человека к последующей самоактуализации, хотя и упоминал о том, что существуют критические моменты развития, когда личность наиболее подвержена фрустрациям со стороны внешних условий.Карл Роджерс также не делил развитие личности на какие то особые этапы, как это делал Фрейд. Вместо этого, он делал акцент на том, что каждый ребенок в процессе роста в наибольшей степени зависит от наличия или отсутствия позитивного внимания со стороны окружения и, в зависимости от этих условий вырастал либо в полноценно функционирующую личность, либо в личность обусловленную психопатологиями.
В главном же их взгляды ровно совпадали, и это было убеждение, что человек по факту рождения обладает стремлением к самоактуализации и при наступлении подходящих условий немедленно начинает реализовывать программу позитивного саморазвития.
Феноменология и теория личности Роджерса
Эдмунд Гуссерль
Немного информации о том, что такое феноменология.Моментом рождения учения можно считать публикацию книги Э. Гуссерля «Логические исследования», где центральной идеей выступает понятие ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТИ.
Под этим термином понималось свойство человеческого сознания (как имманентно ему присущее) быть всегда направленным на определенный объект. Это с неоспоримостью доказывает сам факт восприятия сознанием чего бы ни было, как существующего (то есть очевидный факт нашего постоянного мгновенного внимания к объекту). Под определенным объектом здесь понималось все что угодно, от фиксации на определенной идее или мыслях в сознании, до физического объекта, существующего во «внешнем» мире. Нетрудно понять, что понятие «внешний» в феноменологии было весьма и весьма субъективным, ибо очевидно, что каждый индивид самостоятельно проводит границу между субъектами и объектами.
Феноменология предполагала интенциональность, как единственно возможную основу для меры всех вещей (физических и психических феноменов), это означало, что такой мерой способно быть лишь человеческое сознание.
Интенциональность становится в каждый момент бытия непосредственным опытом, и это стало основной для феноменологической идеи, утверждающей идею тождества бытия и чистого сознания в состоянии его мгновенной интенциональности. В рамках такой системы координат сознание человека не могло быть предметом эмпирического изучения, но лишь непосредственным опытом самого познающего субъекта, что утверждалось, как чистый смысл или трансцендентальное Я.
Такая точка зрения на сознание человека, последовательно доведенная до логического завершения, означала, что и наша материальная (или, так называемая, объективная реальность) и внутренний мир (психическая реальность) есть ни что иное, как результат субъективной интерпретации индивидуальным сознанием человека в конкретный момент времени (здесь и сейчас).
А раз дело обстоит именно так, то из всего этого вытекает логичный вывод, что человек вполне свободен определять свою судьбу и оказывать влияние на свою жизнь, в полной мере используя свои врожденные возможности и способности, и эти возможности по определению заложены в нем самой природой.
Эти рассуждения и легли в основу личностного подхода Роджерса.
Помимо этого, принципиальной позицией Роджерса было то, что человек в своей основе несет позитивный заряд и стремится к совершенству, а конкретно — к все большей самостоятельности, зрелости и актуализации своих возможностей, что же касается деструктивного поведения, которое демонстрирует довольно много людей, то оно возникает вследствие игнорирования этими индивидами своей настоящей внутренней природы.
Такой взгляд, мог бы показаться весьма наивным, если бы не основывался на более чем 30 летнем опыте Роджерса в психологической работе с клиентами, а наибольшая ценность его теории и состоит именно в том, что как и в случае с Зигмундом Фрейдом, она основана на непосредственном опыте его работы как психотерапевта, то есть на наблюдениях за конкретными людьми.
Карл Роджерс, как и Маслоу, является одним из зачинателей направления гуманистическая психология, поэтому было бы уместно сказать, что вышеизложенное вполне согласуется с позицией последнего. Тем не менее, во взглядах ученых было по крайней мере три существенных различия.
Принято считать, что они заключаются в следующем.
Абрахам Маслоу
Self Actualization
Self Actualization
Rogers rejected the deterministic nature of both psychoanalysis and behaviorism and maintained that we behave as we do because of the way we perceive our situation. «As no one else can know how we perceive, we are the best experts on ourselves.»
Carl Rogers (1959) believed that humans have one basic motive, that is the tendency to self-actualize — i.e., to fulfill one’s potential and achieve the highest level of ‘human-beingness’ we can.
Like a flower that will grow to its full potential if the conditions are right, but which is constrained by its environment, so people will flourish and reach their potential if their environment is good enough.
However, unlike a flower, the potential of the individual human is unique, and we are meant to develop in different ways according to our personality. Rogers believed that people are inherently good and creative.
They become destructive only when a poor self-concept or external constraints override the valuing process. Carl Rogers believed that for a person to achieve self-actualization they must be in a state of congruence.
This means that self-actualization occurs when a person’s “” (i.e., who they would like to be) is congruent with their actual behavior ().
Rogers describes an individual who is actualizing as a fully functioning person. The main determinant of whether we will become self-actualized is childhood experience.
Positive Regard and Self Worth
Positive Regard and Self Worth
Carl Rogers (1951) viewed the child as having two basic needs: positive regard from other people and self-worth.
How we think about ourselves, our feelings of self-worth are of fundamental importance both to psychological health and to the likelihood that we can achieve goals and ambitions in life and achieve self-actualization.
Self-worth may be seen as a continuum from very high to very low. For Carl Rogers (1959) a person who has high self-worth, that is, has confidence and positive feelings about him or herself, faces challenges in life, accepts failure and unhappiness at times, and is open with people.
A person with low self-worth may avoid challenges in life, not accept that life can be painful and unhappy at times, and will be defensive and guarded with other people.
Rogers believed feelings of self-worth developed in early childhood and were formed from the interaction of the child with the mother and father. As a child grows older, interactions with significant others will affect feelings of self-worth.
Rogers believed that we need to be regarded positively by others; we need to feel valued, respected, treated with affection and loved. Positive regard is to do with how other people evaluate and judge us in social interaction. Rogers made a distinction between unconditional positive regard and conditional positive regard.
Unconditional Positive Regard
Unconditional positive regard is where parents, significant others (and the humanist therapist) accepts and loves the person for what he or she is. Positive regard is not withdrawn if the person does something wrong or makes a mistake.
The consequences of unconditional positive regard are that the person feels free to try things out and make mistakes, even though this may lead to getting it worse at times.
People who are able to self-actualize are more likely to have received unconditional positive regard from others, especially their parents in childhood.
Conditional Positive Regard
Conditional positive regard is where positive regard, praise, and approval, depend upon the child, for example, behaving in ways that the parents think correct.
Hence the child is not loved for the person he or she is, but on condition that he or she behaves only in ways approved by the parent(s).
At the extreme, a person who constantly seeks approval from other people is likely only to have experienced conditional positive regard as a child.
Главный мотив личности по Роджерсу
Как и в случае с Маслоу, Роджерсу для своей теории требовалась доказательная основа, ему нужно было обосновать, что именно является движущим мотивом индивида в его стремлении к саморазвитию. Таким мотивом для Роджерса стало то, что он назвал тенденцией к самоактуализации. Этот мотив представлялся Роджерсу неотъемлемо присущим человеку с рождения, то есть имел биологическую природу. Эта тенденция организма к развитию способностей и новых навыков несомненно имела смысл в контексте эволюционного развития организма.
Возможно, более понятно этот мотив смогут объяснить слова самого Роджерса, определившего свою тенденцию как «один центральный источник энергии в организме человека».
У этого источника было несколько отличительных особенностей.
Как уже было упомянуто, он брал свое начало в биологических процессах тела, это означало, что причина стремления к самоактуализации, лежала не в личной истории индивида и не была связана с его воспитанием, а имела биологическое происхождение, то есть была врожденной. Этот источник имел и очевидное биологическое предназначение, потому, что он напрямую влиял на сохранность организма. Во-первых, он был связан с удовлетворением дефицитарных потребностней, но кроме этого, имел и функцию развития его психических способностей, что и было той самой тенденцией к самоактуализации, которая, между прочим, обеспечивала эволюционную составляющую процесса развития организма, то есть была биологически целесообразной.Роджерс пошел еще дальше и объявил эту тенденцию присущей не только человеку, но и вообще, любому живому существу на планете.
Чтобы показать насколько очевиден такой подход, он приводил примеры, иллюстрирующие стремление человека к самоактуализации. Например ребенок, который только учится ходить постоянно падает, но несмотря на это, упорно продолжает этот процесс до тех пор, пока не встанет на ноги, спортсмен постоянно проводит время в тяжелых тренировках, чтобы улучшить свое время в беге на доли секунды, альпинист, невзирая на холод и опасности упорно идет к вершине. И это движение к саморазвитию часто бывает связано с борьбой и страданиями, но побудительный мотив настолько силен, что позволяет человеку проходить через все эти препятствия и достигать своей цели.
Таким образом для Роджерса главный мотив человека на протяжении всей его жизни, это стремление к самоактуализации с целью становления полноценной личности и, если человек действительно пытается достичь этого в своей жизни, то он живет, глубоко чувствуя свое существование и наслаждаясь каждым его моментом. И такой жизненный путь и есть истинное предназначение каждого человека и, только целеустремленно идя по нему, индивид может достичь того, что называют счастьем полной жизни. Однако, самоактуализация для Роджерса не была некой единственной и окончательной целью или конечным состоянием совершенства, достигнув которого можно было бы остановиться. Он считал, что это непрерывный процесс развития, в котором всегда остается то, куда можно и нужно стремиться.
Развитие личности во времени
В отличие от своих предшественников, Роджерс не выделял в процессе взросления личности каких то особых стадий
Он говорил о важности личной истории и ее влиянии на взрослого человека, особенно он выделял то, как в результате развития личность относится к самой себе, насколько это отношение позитивно или негативно
Можно рассмотреть развитие концепции «Я» Роджерса через призму феноменологии.
Изначально ребенок видит мир единым, не разделенным на части, для него это один «психокосм» или поле его сознания, в котором отсутствует элемент Я. Взаимодействие с окружающим миром приводит к появлению дифференциации, разделению поля сознания, где со временем начинает формироваться Я-концепт.
Согласно Роджерсу, в процессе формирования Я на индивида оказывает влияние, организмический оценочный процесс. Это значит, что ребенок оценивает свой внутренний опыт с позиций следующей целесообразности — насколько события способствуют или наоборот препятствуют его врожденному стремлению к самоактуализации.
Было высказано предположение, что пищевая депривация оценивается как негативное явление, поскольку препятствует развитию организма, в то время как питание, наоборот ему способствует и поэтому оценивается с точки зрения позитивного явления. Ребенок оценивает этот биологический процесс с позиций своих ощущений (по принципу нравится — не нравится) и эта оценка — его спонтанная реакция на непосредственные стимулы, то есть на окружающий мир — родителей, родственников, условия питания, температуру и т.п. В процессе этих взаимодействий и его реакции (хорошо-плохо) формируется его Я-концепция, частью которой является оценочное отношение к окружающему миру и своих отношений с ним (кто Я, какой Я по отношению к миру).Поэтому Я-концепция в большей степени является следствием отношений с социумом. И из этого же вытекают уже упомянутые важные различия в будущей самооценке себя.
На эту самооценку наибольшее влияние оказывали следующие факторы.
Потребность личности в позитивном внимании
Наиболее важным фактором считалось, насколько позитивно личность оценивает сама себя. Но что формирует эту оценку в процессе роста? Роджерс говорил, что основным для личности в процессе роста является то, насколько ее любят и принимают другие люди
Обобщенно это и есть то, что он называл позитивным вниманием. Одобрение приводит к позитивному внутреннему состоянию, а недовольство к фрустрации
Роджерс считал, что одобрение или неодобрение действий ребенка оказывает огромное влияние на формирование личности, ее будущих поведенческих стратегий и понимания идеального Я.
Это очень важный для понимания момент, на котором следует остановится подробнее. Например, почти любой ребенок гиперактивен и порой его активность, эмоциональные проявления и последующее поведение является раздражающим фактором для родителей. Такое поведение почти всегда не одобряется и подавляется. Это означает, что для того, чтобы получить одобрение значимого окружения ребенку необходимо подавить свои естественные порывы, что приводит к тому, что переживаемый им опыт идет в разрез с естественным состоянием Я. С точки зрения Роджерса, такие события в жизни ребенка представляли из себя самое существенное препятствие для формирования личности, оценивающей себя с позитивной стороны, а значит, никак не способствовали появлению психологически зрелого взрослого.
Carl Rogers Quotes
How to reference this article:
How to reference this article:
McLeod, S. A. (2014, Febuary 05). Carl Rogers. Simply Psychology. www.simplypsychology.org/carl-rogers.html
APA Style References
Rogers, C. (1951). Client-centered therapy: Its current practice, implications and theory. London: Constable.
Rogers, C. (1959). A theory of therapy, personality and interpersonal relationships as developed in the client-centered framework. In (ed.) S. Koch, Psychology: A study of a science. Vol. 3: Formulations of the person and the social context. New York: McGraw Hill.
Rogers, C. R. (1961). On Becoming a person: A psychotherapists view of psychotherapy. Houghton Mifflin.
Rogers, C. R., Stevens, B., Gendlin, E. T., Shlien, J. M., & Van Dusen, W. (1967). Person to person: The problem of being human: A new trend in psychology. Lafayette, CA: Real People Press.
Further Information
Carl Rogers Humanism Person Centered Therapy
Maslow‘s Hierarchy of NeedsSelf Concept
Listen to a BBC radio broadcast about Carl Rogers
How to reference this article:
How to reference this article:
McLeod, S. A. (2014, Febuary 05). Carl rogers. Simply Psychology. www.simplypsychology.org/carl-rogers.html
Home | About Us | Privacy Policy | Advertise | Contact Us
This workis licensed under a Creative Commons Attribution-Noncommercial-No Derivative Works 3.0 Unported License.
Company Registration no: 10521846
report this ad
Концепция личности Карла Роджерса
В рамках этой статьи мы уже говорили о том, что в основе его воззрений на человеческую личность лежал феноменологический поход, который утверждал господство субъективного опыта индивида. Это и стало главной основной для личностной концепции Роджерса, а в дальнейшем и для психологического метода работы с клиентами, который назывался клиент-центрированной терапией.
Главная идея, которая естественным образом легла в основу личностного подхода Роджерса, это связь субъективного опыта человека и его поведения. Это означало, что действия любого человека целиком и полностью определяются его же собственной интегральной интерпретацией событий внешнего (материального) и внутреннего (психического) мира, которые были ни чем иным, как единым полем сознания человека (психокосмом).
Здесь важнейшее значение имеет восприятие явлений и их интерпретация. Например, я сижу за столом, смотрю на море и пью кофе со сливками, при этом, внутри меня существует целая гамма чувств и мыслей, присущая только мне одному. Никто кроме меня, не может утверждать, что чувствует реальность лучше меня или противопоставлять свое чувство реальности моему.Это значит, что все истоки моего поведения, внутреннего эмоционального состояния и интенций находятся прямо здесь и сейчас. Здесь же находятся и весь мой опыт, и именно поэтому, значение имеет не он сам, как совокупный результат произошедших в прошлом событий, а то, как я интерпретирую это событие сейчас.
Так мы могли получить психологическую травму в детстве по причине того, что родители подавляли нашу физическую и эмоциональную активность, заставляя вести себя в соответствии с их собственными представлениями. Но со временем, эта травма претерпевает значительную трансформацию и во взрослом возрасте проявляется, например так — человек испытывает недоверие к окружающему миру и уже по этой причине избегает эмоционального контакта. По Роджерсу, именно сегодняшний опыт имеет подлинное значение, именно его и надо осознать и пережить, а вовсе не первоначальное событие, которое к нему привело и давно утратило свою актуальность.
Конечно же он не отрицал значение травматических событий прошлого, но считал их второстепенными в сравнении с актуальным опытом «здесь и сейчас».
И еще одна вещь для Роджерса имела огромное значение, он был уверен, что важнейшей бессознательной интенцией человека было стремление прогнозировать будущее. Например, истинной проблемой уже упомянутого нами выше индивида, являются вовсе не прошлые события его жизни, а тот факт, что он опасаетсся эмоциональных проявлений в будущем, так как автоматически просчитывает их возможные последствия, и именно эти будущие события для него важны. Поэтому, целесообразным будет изменение его отношения к миру, а именно, устранение страха эмоциональных реакций, через осознание того факта, что сегодняшний мир не несет для него угрозы.
Итак, с точки зрения Роджерса личность было целесообразно рассматривать в контексте связки «настоящее-будущее».
Я-концепция
Из того, что уже было сказано, легко сделать вывод, что концепция «Я» в подходе Роджерса была центральным элементом. И вот какое определение «Я» давал он сам.
«Организованный, последовательный концептуальный гештальт, составленный из восприятий свойств Я, или «меня» и восприятий взаимоотношений Я, или «меня» с другими людьми и с различными аспектами жизни, а также ценности, связанные с этими восприятиями. Это гештальт, который доступен сознаванию, хотя и не обязательно осознаваемый» (К.Роджерс 1959 год).
Эти слова можно представить и несколько по-другому, например вот так — Я это часть феноменального поля сознания (или восприятия) человека, которая им же самим определяется как Я. Другими словами Я, это представления самого человека о том, чем он является.
Но «Я» это не только то, что воспринимается мной как «Я» сегодня, это включает в себя также и мои представления о том, каким бы я хотел стать, то есть отражает те черты, которые я хотел бы иметь, но пока не имею. Поэтому, важная часть концепции личности Я — идеал. В теории Роджерса, это очень важная часть личности, поскольку именно Я-идеал определяет интенцию к ее развитию, а, как мы помним, самоактуализация (или развитие Я) является важнейшим мотивом для поведения человека.
Концепция Я находится постоянно в процессе перемен, но при этом, оно всегда сохраняется как целостная система. В качестве примера можно привести такой факт-с точки зрения личности, я-маленький ребенок много лет назад и я взрослый человек сегодня, одна и та же персона, несмотря на то, что со стороны это выглядит как две совершенно разных личности.
Carl Rogers Theory
By Dr. Saul McLeod, updated 2014
Carl Rogers (1902-1987) was a humanistic psychologist who agreed with the main assumptions of Abraham Maslow. However, Rogers (1959) added that for a person to «grow», they need an environment that provides them with genuineness (openness and self-disclosure), acceptance (being seen with unconditional positive regard), and empathy (being listened to and understood).
Without these, relationships and healthy personalities will not develop as they should, much like a tree will not grow without sunlight and water.
Rogers believed that every person could achieve their goals, wishes, and desires in life. When, or rather if they did so, self actualization took place.
This was one of Carl Rogers most important contributions to psychology, and for a person to reach their potential a number of factors must be satisfied.
Congruence
Congruence
A person’s may not be consistent with what actually happens in life and experiences of the person. Hence, a difference may exist between a person’s ideal self and actual experience. This is called incongruence.
Where a person’s ideal self and actual experience are consistent or very similar, a state of congruence exists. Rarely, if ever, does a total state of congruence exist; all people experience a certain amount of incongruence.
The development of congruence is dependent on unconditional positive regard. Carl Rogers believed that for a person to achieve self-actualization they must be in a state of congruence.
According to Rogers, we want to feel, experience and behave in ways which are consistent with our self-image and which reflect what we would like to be like, our ideal-self.
The closer our and ideal-self are to each other, the more consistent or congruent we are and the higher our sense of self-worth. A person is said to be in a state of incongruence if some of the totality of their experience is unacceptable to them and is denied or distorted in the self-image.
Incongruence is «a discrepancy between the actual experience of the organism and the self-picture of the individual insofar as it represents that experience.
As we prefer to see ourselves in ways that are consistent with our self-image, we may use defense mechanisms like denial or repression in order to feel less threatened by some of what we consider to be our undesirable feelings.
A person whose self-concept is incongruent with her or his real feelings and experiences will defend because the truth hurts.