Гармоничное развитие личности ребенка. образ жизни человека. проблема формирования гармоничной личности

Отдавая получаешь.

Закон получения и отдачи энергии гласит: «получая отдаешь» и «отдавая получаешь» — это и есть закон гармонии жизни.

ГАРМОНИЯ ЖИЗНИ. Баланс энергии «отдать» и энергии «получить» в потоке жизни.

Однако, у большинства из моих Клиентов баланс получения и отдачи энергии нарушен в ту или иную сторону.

У Вас преобладает энергия «получить».

Этот паттерн мышления и поведения характерен для людей подверженных драйверу «Всё для меня» (за счет других). Люди с преобладающей энергией «получить» действуют из убеждения, что все ресурсы ограничены и нужно получить их как можно скорее, пока их не забрали другие. Это позиция «недостатка и нехватки для меня».

Типичные слова:

  • «Я могу себе это позволить».
  • «Налетай — подешевело».
  • «В жизни нужно все успеть».
  • «Мне нужно позаботиться прежде всего о себе».
  • «Остальные подождут».
  • «Нужно жить для себя».

У Вас преобладает энергия «отдать».

Этот паттерн мышления и поведения характерен для людей подверженных драйверу «Радуй других» (забудь о себе). Люди, с преобладающей энергией «отдать» действуют из убеждения, что чтобы получить любовь, нужно сперва ее заслужить, работая на благо других. А собственные желания могут и подождать. Это позиция «изобилия для других».

Типичные слова:

  • «Я не могу себе этого позволить».
  • «Я потерплю».
  • «Мне не нужно многого».
  • «Я привыкла довольствоваться малым».
  • «Нужно заботиться сперва о ближнем».
  • «Я живу ради других».

Гармония жизни. Как «получать отдавая».

Как Вы уже поняли, крайние варианты — это дисгармония.

Гармония — это серединный путь, постоянное балансирование энергий «отдать» и «получить».

Перекрывая поток энергии «получить», жертвуя собой ради других, Вы одновременно перекрываете и поток энергии «отдать».

Перекрывая поток энергии «отдать», забирая все ресурсы себе из-за страха их потерять», Вы перекрываете и поток «получения».

Упражнение.

Войдите в состояние сознания альфа методом «Вверх, Закрыть и Склеить» и насладитесь тишиной внутри.

Представьте себя стоящим в центре Вселенной с вытянутыми вперед ладонями. Пусть Ваша правая ладонь символизирует отдачу, и левая ладонь символизирует получение.

Вообразите, как поток энергии Вселенной проходит через Ваши ладони, смешиваясь внутри Вашего тела и выходит через макушку единым потоком уходя во Вселенную и снова возвращаясь в Ваши ладони.

Произнесите беззвучно внутри себя: «Я легко отдаю и получаю, я в едином потоке с гармонией жизни.»

Откройте глаза.

Прочитайте лучшие материалы психолога счастья на эту тему!

Сейчастье в отношениях. Счастье Сейчас. Виртуализация. Феномен сейчастья в отношениях. Если Вы не счастливы сейчас, то и потом счастье Вам не светит. Как соединить визуализацию с воображением —
Самовнушение для похудения. Худеем по формуле 5 шагов. Самовнушение работает во многих сферах. Самовнушение сработает и для похудения. Худеем по формуле 5 шагов. Задействуем силу мысли, закон притяжения,
Самовнушение новой жизни. Формула самовнушения. Вчера состоялся вебинар психолога счастья: «Как составить эффективную формулу самовнушения». Итак, самовнушение новой жизни, как внушить себе новые
Простить себя: 6 этапов и аффирмация прощения себя Простить себя просто если знаешь как. Универсальная формула прощения существует! Как простить себя и жить дальше? 6 этапов прощения себя. Аффирмация
Рецепт ментального шугаринга. Как избавиться от негативных мыслей в домашних условиях. Как провести ментальный шугаринг негативных мыслей в домашних условиях, не прибегая к помощи психолога? Как вырвать с корнем мысли-волосы, чтобы они
Ваша мантра-аффирмация на каждый день

Для усиления самотерапии и саморазвития важно, чтобы у Вас была Ваша мантра или аффирмация на каждый день. Аффирмации помогут укрепить веру в себя
Работа с проекцией

2 ежа выходят из тумана. В предыдущей статье я предложил Вам сыграть в игру-упражнение «Ежик в тумане». Это упражнение служит цели работы с проекцией. Положительной и

Принципы саморазвития

Как стать гармоничной личностью? В этом поможет система самосовершенствования. Но существуют факторы, тормозящие этот процесс. Это психологические травмы, полученные в детском возрасте, воспитание в семье, близкое окружение ребенка.

Есть много способов преодолеть эту проблему. Это психологические техники, как стать гармоничной личностью. Они помогают все элементы жизни привести к гармонии.

Психологи утверждают, что для гармоничного развития личности необходимо: заботиться о здоровье, быть физически крепким, постигать науки, уважать окружающих, самовыражаться путем развития своих талантов, духовно расти.

Принципы саморазвития

Как стать гармоничной личностью? В этом поможет система самосовершенствования. Но существуют факторы, тормозящие этот процесс. Это психологические травмы, полученные в детском возрасте, воспитание в семье, близкое окружение ребенка.

Есть много способов преодолеть эту проблему. Это психологические техники, как стать гармоничной личностью. Они помогают все элементы жизни привести к гармонии.

Психологи утверждают, что для гармоничного развития личности необходимо: заботиться о здоровье, быть физически крепким, постигать науки, уважать окружающих, самовыражаться путем развития своих талантов, духовно расти.

Качества гармоничных и дисгармоничных личностей

Человек может назвать себя гармонично развитым, если замечает в себе такие качества гармоничной личности:

  • спокойное настроение, основанное на положительных эмоциях;
  • отсутствуют попытки свалить все свои неудачи и проблемы на обстоятельства;
  • хорошее восприятие себя, даже при осознании наличия отдельных недостатков;
  • слаженность эмоций и действий;
  • здоровый образ жизни;
  • осознание, что в мире всегда присутствует как хорошее, так и плохое;
  • прагматичность и принятие реальности такой, каковой она является;
  • ровные взаимоотношения с окружением;
  • целенаправленность в своих стремлениях и действиях;
  • умиротворенность и довольство жизнью;
  • навык определять приоритеты в своих желаниях;
  • отсутствует излишняя эмоциональность;
  • уважение и доброжелательность в отношении незнакомых людей;
  • умение разумно расходовать внутреннюю энергию;
  • стремления к новым знаниям;
  • единение с природой, желание созерцать и познавать всю ее красоту;
  • развитие творческого потенциала.

Дисгармоничную же личность определяют такие особенности характера, как:

  • замкнутость;
  • эмоциональная нестабильность;
  • агрессия и вспыльчивость;
  • неадекватное поведение;
  • подозрительность;
  • постоянные страхи и сомнения.

Описанные выше черты приводят к формированию искаженной нездоровой самооценки.

Проблема дисгармонии

Важно также знать о характерных проявлениях дисгармоничной личности:

  • замкнутость;
  • нарушения в эмоциональной сфере;
  • немотивированная агрессия;
  • проблемы с поведением;
  • мнительность;
  • наличие сомнений и страхов.

Присутствие вышеизложенных черт характера приводит к развитию неадекватной самооценки.

У дисгармоничных индивидов осознанная жизнь и неосознанные аффекты препятствуют нормальной жизнедеятельности и развитию личности. Налицо внутриличностный конфликт, который приводит к невозможности правильно принимать решения, адекватно на них реагировать даже в элементарных ситуациях. Влиять на развитие подобных конфликтов могут, как внешние, так и внутренние условия.

Внешние характеризуются отсутствием возможности удовлетворить глубоко значимые мотивы. У человека появляется противоречивость между его желанием и тем, что он реально может сделать

Тут важно определиться с жизненными приоритетами. Иногда не будет лишним посетить психолога или психотерапевта, потому что проблема может скрываться глубоко, например, не исключено наличие детской психотравмы.
К внутренним может относиться субъективная неразрешимость, проблематичность появившейся ситуации

Разрешить такой внутриличностный конфликт можно только в том случае, если индивид поменяет свое отношение к конкретному случаю, и у него сформируются новые мотивы, позволяющие вернуться к нормальной жизнедеятельности.

Эгограмма Ваших эго-состояний.

Распределение энергии между 5 эго-состояниями личности. Допустим, Вы составили эгограмму эго-состояний Вашей личности и у Вас получилась, подобная той, которая изображена на рисунке.

Подобную работу мы недавно проделали совместно с участниками субботней группы по изменению Сценария Жизни. Каждый участник группы составил под руководством 2-х психологов собственную эгограмму.

Мы видим, что в этой структуре личности наибольшее количество энергии приходится на эго-состояния: Контролирующий (Критикующий) Родитель (КР), Адаптивное (Приспосабливающееся) Дитя (АД) и Воспитывающий (Заботливый) Родитель (ВР).

А такие эго-состояния структуры личности, как Свободное (Естественное) Дитя (СД) и Взрослый (В) энергезированны меньше.

Это означает, что в этой структуре личности наиболее развит Родитель, который часто зашумляет Взрослое начало (высокие требования к себе и людям, критика), Дитя подавлено и подчиняется правилам (неуверенность), творческая часть личности (СД).

Конечно, данная эгограмма не учитывает позитивные и негативные аспекты эго-состояний — тогда столбиков гистограммы было бы не 5 а 9. Такую работу я делаю, как правило, совместно с моими Клиентами, если в этом есть необходимость.

У участников группы возник закономерный вопрос, как можно изменить структуру личности, не прибегая к глубинным психотерапевтическим техникам, основанным на терапии новых решений.

Развитие и гармонизация структуры личности.

Немалых изменений в жизни можно добиться самостоятельно, сознательно перераспределяя психическую энергию с избыточно развитых эго-состояний на «недоразвитые» части Вашей личности.

Стратегия гармонизации — это стратегия осознанного культивирования ранее игнорируемых эго-состояний, ориентированная на решение проблем.

Особенности дисгармоничной личности

Характеризуя особенности дисгармоничной личности важно отметить следующие черты:

  • различного рода нарушения эмоциональной сферы;
  • нарушение поведения;
  • немотивированная агрессивность;
  • страхи и сомнения, мнительность;
  • замкнутость и т.д.

Все вышеперечисленные нарушения приводят к возникновению гиперкомпенсаций, неадекватной самооценке и уровню притязаний индивида.

Психокоррекционная и терапевтическая работа с человеком в данном случае должна включать в себя следующие направления:

  • привлечение дисгармоничной личности к деятельности, имеющей внешне регулируемый уровень трудности задач и ярко выраженными результатами;
  • использование высоко эмпатийных отношений;
  • применение приемов интенсивного социального одобрения.

Для людей с дисгармонической организацией личности характерна не просто узкая направленность на себя и свой внутренний мир, а конфликт с самим собой. Человек не просто замкнут и живет своей жизнью внутри себя, не транслируя чувства во внешний мир, он находится в постоянном противоречии с самим собой. У таких людей сознательная психическая жизнь и жизнь неосознанных аффектов постоянно противоборствуют и мешают развитию личности и жизнедеятельности в целом.

Преобладание мотиваций во время данного внутреннего конфликта может быть совершенно различным на сознательной и бессознательном уровне сознания человека. Как результат – постоянный внутренний конфликт и невозможность принятия адекватных ситуации решений, трудности при разрешении порой элементарных жизненных ситуаций. Конфликты подобного рода могут возникать только при определенных условиях, которые могут быть внешними и внутренними.

Внешние условия конфликта характеризуются тем, что процесс удовлетворения каких-либо глубоко значимых, активных мотивов и отношений индивида либо находится под угрозой, либо совершенно невозможен. Возникает противоречие между «хочу» и «могу сделать», между различными мотивами и отношениями личности, или между реальными возможностями и стремлениями индивида. При этом необходимо иметь ввиду, что имеющиеся внутренние условия психологического конфликта у человека редко возникают спонтанно. Они напрямую зависят от той внешней ситуации, в которой находится человек, истории становления личности, ее психофизиологическими особенностями.

Вторым условием возникновения психологического конфликта личности может выступать субъективная, независящая от индивида неразрешимость и сложность возникшей ситуации. Конфликт возникает тогда, когда человеку кажется, что он не в состоянии изменить объективные условия, которые породили конфликт. Разрешение психологического конфликта возможно лишь в том случае, если человек меняет свое отношение к ситуации и формируются новые мотивы к деятельности.

Несмотря на все вышеописанные сложности и проблемы при развитии внутреннего конфликта личности нельзя не отметить, что именно конфликт является мощным толчком к развитию самосознания и гармоничному развитию личности. Главное здесь уметь распознавать сущность конфликта и находить конструктивные пути его разрешения.

Сам факт возможности таких конфликтов на всех этапах жизнедеятельности человека является обязательным элементом ее функционирования, что позволяет говорить о гармонии как динамическом состоянии бытия личности.

Критика программ личностных тренингов

К сожалению, для жителей России тренинговые практики – новейшее открытие, соответственно, они вызывают сомнения в глазах людей. Почему так происходит? Ответ довольно прост, человеку всегда сложно поверить в обещания со стороны, пока он самостоятельно не увидит наглядный результат.

Основной проблемой тренингов стала человеческая лень. Тренер способен вложить знания, мотивацию в головы слушателей, но только от их самостоятельной работы будет зависеть достижение поставленных целей. Сколько бы коуч не старался донести до слушателя необходимость тех или иных действий, пока слушатель сам не попробует их осуществить, изменений не наступит. Отсюда и зарождается критика тренингов. Многие люди, кто приходят на них, ждут моментальных изменений, но далеко не всегда их получают, так как не хотят особо напрягаться и прикладывать какие-либо усилия.

Положительный итог и польза тренингов личностного роста наступят только тогда, когда сами участники станут прикладывать собственные силы для их достижения.

Примеры дисгармонично развитой личности

Описание проблемы Основные противоречия
Человек ведет откровенно делинквентный образ жизни: крадет, хулиганит и т.д. Противоречие между личностью и социумом
У человека слишком много конфликтов на работе. Он очень общительный, но общение слишком часто выливается в открытое противостояние: со скандалом, интригами и прочим. Противоречие между направленностью и характером: склонность к общению и к трудовой деятельности типа «Человек-Человек» накладывается на плохой, мизантропический характер (негативное отношение к окружающим).
Все говорят человеку, что у него выдающиеся способности, он далеко пойдет и т.д. Однако все, за что он берется, кончается ничем. Колебания самооценки, несдержанные обещания и т.д. Противоречие между способностями и характером: высокие способности не реализуются благодаря тому, что человек негативно относится к любому труду – труд ему кажется недостойным занятием.
Человеку очень нравится общаться, но он не умеет: постоянно попадает впросак, выставляет себя в дурацком виде, раскрывает чужие секреты и т.п. Противоречие между направленностью (нравится общение) и способностями (низкая коммуникативная компетенция).
Человек который год занимается врачебной деятельностью (и довольно охотно), но квалификация его весьма низка, часто допускает фатальные ошибки. Противоречие внутри направленности: склонности к медицине не подкрепляются интересами к ней.
Человек испытывает проблемы с общением: он любит окружающим «в глаза резать правду-матку». Каждый раз сильно переживает при этом. Противоречие внутри характера: человек одновременно и любит истину, и боится травмировать окружающих.
Человек сильно переживает из-за того, что не может реализовать свои технические способности по причине слабого здоровья. Противоречие внутри способностей.

Разностороннее развитие

Гармонично развитых людей отличает любознательность. Они многим интересуются, причем не формально, а всерьез. У таких людей отлично получается заниматься, например, и музыкой, и спортом, и кулинарией.

С разносторонними людьми можно поговорить на самые различные темы, будь это экономика или культура, политика или бытовые вопросы. Такие личности искусно умеют находить тему для беседы и давать ей развитие.

Гармонично развитые люди могут быть хорошими друзьями, значит, их круг знакомства достаточно широк. Ведь у них находится что-то общее и с коллегой, и с однокурсником, и с соседом.

Как стать гармонично развитой личностью?

Я задумался об этом не зря, так как сам люблю часами сидеть в Интернете или играть в компьютерные игры. И я сам себе задал вышеперечисленные вопросы. Честно говоря, я не смог ответить на них однозначно… Мне даже стыдно стало. Поэтому я решил, во что бы то ни стало, стать гармонично развитой личностью. Присоединяйтесь, будем самосовершенствоваться вместе. Но с чего же начать?

В первую очередь давайте разберемся, кто же это — гармонично развитый человек? Это, безусловно, эрудированный, воспитанный, умеющий анализировать происходящее и адекватно к этому относящийся человек, хороший семьянин, деловой партнер, интересный собеседник и верный друг.

Стать таким человеком непросто, но попробовать все же стоит. А вдруг получится?

Итак, гармонично развитая личность — это в первую очередь интеллектуально развитый человек. Без интеллекта о гармонии и говорить нечего. Также основанием для развития гармоничной личности является нравственность, духовная сила и ум. Чтобы стать гармонично развитым человеком, необходимо жить в гармонии с собой, со своими мыслями, телом, с окружающими людьми и всем миром. Нужно быть духовно богатым, физически и всесторонне развитым человеком, который умеет ценить свое время, не растрачивая его по пустякам. И каждый час проживает во благо себе и своим близким.

Такой человек должен не только найти свое призвание в жизни, но и успешно в нем совершенствоваться, сохраняя в себе все душевные качества: сострадание, способность любить, ценить все прекрасное и приносить в мир только добро. Нужно постоянно стремиться к знаниям, читать книги, расширять свой кругозор. Не обязательно знать все и быть в курсе всех событий, человек учится и узнает что-то на протяжении всей своей жизни.

Конечно же, лучше, если развивать в себе все эти положительные качества с самого детства. Но если вы немного опоздали — не беда, измениться в лучшую сторону никогда не поздно.

Подведем итог. Чтобы стать гармонично развитой личностью, нужно:

• мыслить позитивно; • расширять свой кругозор; • заниматься спортом; • не сидеть, сложа руки; • постоянно самосовершенствоваться; • ценить свое время; • помогать близким; • много учиться; • любить и быть любимым.

Каждый может для себя добавить еще пару пунктов. Но помните: мы все — просто люди. Каждый человек — индивидуальная личность, не похожая на других. В этом и вся прелесть. Каким именно человеком быть вам — решаете только вы

И не важно, гармонично развитые мы или нет, главное — во всем и всегда оставаться людьми

P. S. Для написания этой статьи я провел целый опрос, подходил к людям на улице и спрашивал: «Кем для вас является гармонично развитая личность и являетесь ли вы таковой?» Этот опрос помог мне составить портрет этой самой личности. И еще открою вам секрет. На вторую часть вопроса — «являетесь ли вы таковой?» — люди с гордостью отвечали «Конечно!» Это радует. Значит, мир катится в нужном направлении и есть еще надежда на светлое будущее.

Теги: развитие личности, самосовершенствование, самоанализ, личностная психология, личностный рост, гармония, личность, гармоничная личность

Умение очерчивать границы.

Человек должен ценить свое персональное пространство. Окружению нужно давать понять, что есть определенные границы, а умение сказать вежливое, но твердое «нет» значительно облегчает жизнь.
Не нужно надевать маску, стараясь, понравится другим. Быть «щедрым», «добрым» для кого-то и в ущерб себе крайне нежелательно, это разрушает личность, отрывает от нее кусочки. Ценя собственные границы, не стоит забывать и об уважении к личному пространству других людей.

5. Проявление эмоций.

Часто люди прячут в себе свои эмоции, страхи и сомнения, боясь, что окружающие обвинят их в слабости или посмеются над ними. Подобные комплексы навязываются еще в детстве родителями, учителями, культурными или религиозными особенностями.
На самом деле эмоции нужно выпускать, просто делать это не причиняя дискомфорт другим.

6. Умение радоваться даже мелочам.

Радость и приятное волнение по маленькому поводу не означает, что в жизни не должно быть позитивных событий большого масштаба

Важно и большое и малое.
Здоровая личность светится счастьем не только от покупки нового автомобиля, но и потому что после дождя вышла радуга или на дачном участке расцвели долгожданные цветы. Уже сама возможность жить должна радовать человека.

7. Здоровый юмор.

Юмор, помогающий жить, является полной противоположностью черного юмора, сарказма и юмора «ниже плинтуса».
То над чем смеется индивид не должно ранить чувства других и унижать их достоинство.

8. Осознанное сознание.

Уравновешенный человек четко отдает себе отчет в своих действиях. Он также видит и мотивы поступков других людей. Зная реальную картину происходящего личность, может разумно оценивать ситуацию и не копить негатив

Очень важно не прощать всем и все, а именно видеть суть и не пускать в сердце обиду.
Чем лучше человек познал себя, тем больше глубины он находит в действиях других.

9. Житейская гармония.

Здоровый человек не впадает в крайности, называя себя пессимистом или оптимистом, он реалист. Развитая в правильном направлении личность знает, что в мире есть зло и добро, красивое и отвратительное. Такой человек спокойно реагирует на неудачи и конечно радуется успехам. После бури всегда выглядывает солнце, так зачем лишний раз нервничать?

10. Спокойное восприятие новизны.

В процессе жизни у человека могут меняться взгляды, вкусы, стремления и даже жизненные устои. Не нужно рассматривать новое, как предательство былого. Все течет, все меняется, а, следовательно, должна развиваться и личность вместе со своими внутренними составляющими.

Методы воспитания

В процессе гармоничного развития детей применяются следующие методы воспитания:

  1. Внушение. Метод предполагает воздействие на эмоции, чувства ребенка, а через них на его волю и ум. В результате внушения или самовнушения человек начинает переживать за свои поступки, анализировать их.
  2. Убеждение. В основе этого метода лежат логические выводы, сделанные ребенком. Убеждение способствует формированию взглядов или понятий. Для реализации метода используются басни, отрывки из литературных произведений, исторические аналогии.
  3. Упражнение. Цель этого метода — формирование навыков и привычек в результате многократного повторения аналогичных действий, доведения их до автоматизма.
  4. Поощрение. Метод представляет собой положительную оценку действиям ребенка. Это одобрение, похвала, благодарность, награда. Поощрение воспитывает уверенность в себе и в собственных силах.

При выборе того или иного метода воспитания важно учитывать возраст ребенка, его возрастные и личностные особенности

Гармония представляет собой развитие всех сторон деятельности человека. И тело, и душа должны развиваться в равной степени

Если родители хотят, чтобы их малыш был здоров, умен и жизнерадостен, в процессе его воспитания они обязательно должны уделить внимание его гармоничному физическому развитию

Ребенок, которые получает посильные физические нагрузки, увеличивает свои функциональные возможности. Он учится рационально использовать свои внутренние запасы энергии и успевать гораздо больше сверстников. Одновременно с физическими нагрузками происходит развитие интеллекта. Совсем необязательно (хотя это пойдет только на пользу) отдавать ребенка на спортивные секции. Достаточно заменить их ежедневной зарядкой и активными прогулками (с велосипедом, самокатом, роликовыми коньками и т. д.).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector