Трансперсональная психотерапия: как понять самого себя

Обучение

Получить знания по трансперсональной психологии может любой человек на эзотерических семинарах, либо пройти обучение в специализированном институте. Предпочтительнее обучатся в институте, так как информации в теоретическом и практическом плане больше, чем может предоставить семинар.

Основное требование в обучении трансперсонаьной психологии – это истинное и искреннее желание получить знания и научиться их правильно использовать, которое носит целостный характер и активизируется не поверхностным или мгновенным желанием получить сертификат или диплом, а опирается на непосредственную мотивацию изучения себя и мира, познание теоретических основ с желанием практиковаться в трансперсональной психологии.

Многие называют трансперсональную психологию не наукой, а недонаукой и открыто критикуют слабые стороны ненаучных оснований, подходов к изучению психики человека и психологии в целом, а также сомнительность полученных результатов и применение методов для их получения. Но, не смотря на все заявления, трансперсональная психология развивается и привлекает на свою сторону всё больше сторонников и единомышленников.

Применение трансперсональной психологии помогает просмотреть человека со всех сторон его жизни: поведения, реакций, эмоций и чувств, что в свою очередь дает возможность к развитию и самосовершенствованию, раскрытию в себе чего-то нового.

Трансперсональная психология раскрывает ресурс человеческого потенциала, его творческие возможности и способности к прозрению.

Как часто клиенты попадают в прошлые жизни?

По статистике терапевтов Интститута Тассо, около трети клиентов при поиске причин своих проблем уходят в прошлую жизнь, около трети остаются в событиях этой жизни, и ещё около трети обращаются к детским или пренатальным переживаниям (которые, возможно, связаны с прошлыми жизнями).

Брайен Уайсс

Брайен Уайсс считает, что около 40% его клиентов вынуждены обратиться к прошлым жизням, чтобы решить свои нынешние проблемы. Известный психиатр, Д-р Шакунтала Моди находит, что среди её наиболее сложных клиентов с более серьёзными проблемами, 70% имеют симптомы, появившиеся из прошлых жизней.

Трансперсональная Регрессионная Терапия — это расширенная специализированная форма Регрессионной Терапии.

Современная Трансперсональная Регрессионная Терапия развилась из Терапии Прошлых Жизней (или реинкарнационной терапии) в более общую и всеобъемлющую регрессионную терапию, а затем и в новый вид психотерапии: катарсический, интегрирующий, трансформирующий, трансперсональный.

“Трансперсональная регрессионная терапия – это психотерапия, но гораздо более действенная и значительно более быстрая.

Если вы не видели лазера, то не знаете, на что способен свет.”

Д-р Ханс ТенДам.

Новая школа

Спустя несколько месяцев после того, как Маслоу заявил о необходимости создания «четвертой силы», в штате Калифорния, в Менло-Парке, произошло собрание ученых, на котором присутствовали А. Маслоу, Э. Сутич, С. Гроф, М. Виз, Д. Фейдимен и С. Маргулис. Задача этой встречи – создать новую школу, которая могла бы заниматься изучением опыта, доступного человеку, включая и измененные состояния сознания. Сначала это направление получило название трансгуманистического, но после ученые пришли к общему согласию и дали ему современное имя.

Чтобы обозначить предмет трансперсональной психологии, ученые вывели два аспекта изучения: субъективный и объективный. В субъективном аспекте ученые исследуют опыт человека, которому удалось покинуть пределы собственной личности и соединиться с космосом и природой. В сегменте объективных исследований ученые изучают факторы, которые влияют на человеческое поведение и мышление.

Через два года после основания этой школы была создана Ассоциация трансперсональной психологии. После смерти А. Маслоу и Э. Сутича новое течение разделилось на три основных направления. Первое базировалось на исследованиях Станислава Грофа, второе было создано на основе учений Кена Уилбера. У третьего направления не было своего представителя, в нем были сосредоточены основные засады развития и достижения нового течения в психологии.

Становление как самостоятельной науки

После образования Ассоциации трансперсональное движение вышло за рамки США и распространилось в странах Европы и Азии. В 1987 году появилась Международная Ассоциация, которую возглавил С. Гроф. Среди сторонников движения было много национальных духовных лидеров: Мать Тереза, Далай-лама и другие. Также им заинтересовались политики.

Несмотря на интернациональность и постоянный обмен опытом между психологами разных стран, подходы к изучению трансперсональной психологии различались. В США и Великобритании сторонники трансперсонального подхода в психологии выделили смежные направления: экперинциальное и клиническое

В странах Азии больше внимание уделяли наблюдению и самонаблюдению, а не проведению практических опытов

В Америке у движения трансперсональной психологии было много сторонников и сильная финансовая поддержка со стороны государства, но ее статус как науки неоднозначен.

Методики трансперсональной психологии

Условно техники трансперсональной психологии их можно разделить на 2 группы: общие и для анализа изменений сознания. К первой группе относятся:

  • дыхательные практики;
  • психофизиологические эксперименты;
  • использование психоделических препаратов;
  • психодиагностика;
  • воздействие на осязание и другие органы чувств;
  • игры с воображением, визуализация.

Для того, чтобы инициализировать изменения в сознании, используют несколько методик:

  1. Концентрация внимания сначала на одном, а потом на другом предмете. Переключение происходит резко.
  2. Ограничение потребления жидкости при сильных физических нагрузках.
  3. Чрезмерная активность, например, бег без остановки на протяжении длительного промежутка времени.
  4. Чередование взаимодействия низких и высоких температур.
  5. Воздействие музыки.
  6. Пребывание в одиночестве.
  7. Нахождение в обездвиженном состоянии.
  8. Бессонница.
  9. Холотропное дыхание.

Также довольно популярными считаются такие методики трансперсональной психологии, как ребефинг и тета-хилинг.

Четыре силы психологии

Фото Karsten Winegeart on Unsplash

После того, как бихевиоризм и поведенческая терапия были разработаны как противодействие, основанное на строгих научных критериях интерпретативному и субъективистскому психоанализу, Карл Роджерс, Абрахам Маслоу и Фриц Перлз ответили контрдизайном, который стал известен как гуманистическая психология и психотерапия, и как третья сила вошел в историю терапевтических школ.

Как и К.Г. Юнг, они критиковали первую силу, психоанализ, за ​​сведение человека к подсознательной динамике аффектов и импульсов реакции, определяемых инстинктами.

Во второй силе бихевиоризма и поведенческой терапии они негативно оценивали исключение внутрипсихологических процессов, то есть отрицание субъективного. Вместо этого они разработали образ человека

Это должно отдавать должное важности субъективности и индивидуальности. Наблюдаемое поведение будет играть меньшую роль, чем субъективные потребности, чувства, переживания, восприятия и внутренние убеждения. . Абрахам Маслоу и Роберто Ассаджиоли, оба соучредители трансперсональной психологии (далее сокращенно TП), увидели необходимость больше не рассматривать людей как центр Вселенной, а скорее – как часть жизни на этой планете и, в этой степени, часть Вселенной

Абрахам Маслоу и Роберто Ассаджиоли, оба соучредители трансперсональной психологии (далее сокращенно TП), увидели необходимость больше не рассматривать людей как центр Вселенной, а скорее – как часть жизни на этой планете и, в этой степени, часть Вселенной.

Трансперсональная психотерапия

Методики трансперсональной психологии

Условно техники трансперсональной психологии их можно разделить на 2 группы: общие и для анализа изменений сознания. К первой группе относятся:

  • дыхательные практики;
  • психофизиологические эксперименты;
  • использование психоделических препаратов;
  • психодиагностика;
  • воздействие на осязание и другие органы чувств;
  • игры с воображением, визуализация.

Для того, чтобы инициализировать изменения в сознании, используют несколько методик:

  1. Концентрация внимания сначала на одном, а потом на другом предмете. Переключение происходит резко.
  2. Ограничение потребления жидкости при сильных физических нагрузках.
  3. Чрезмерная активность, например, бег без остановки на протяжении длительного промежутка времени.
  4. Чередование взаимодействия низких и высоких температур.
  5. Воздействие музыки.
  6. Пребывание в одиночестве.
  7. Нахождение в обездвиженном состоянии.
  8. Бессонница.
  9. Холотропное дыхание.

Также довольно популярными считаются такие методики трансперсональной психологии, как ребефинг и тета-хилинг.

Психология вне себя

Слово «трансперсональный» значит «выходящий за рамки конкретной персоны». Можно сказать, что это психология, существующая за пределами разумного опыта, за пределами человека. Первое упоминание о трансперсональной психологии датировано 1902 годом. О ней говорил на лекциях Уильям Джеймс. Именно его некоторые исследователи считают основателем трансперсональной психологии, хотя первым, кто заговорил о трансперсональном бессознательном, был Карл Юнг. Он использовал этот термин как синоним коллективного бессознательного.

В самостоятельную науку это направление оформилось в конце 60-х годов прошлого века как направление гуманистической психологии. Представителями трансперсональной психологии считаются Абрахам Маслоу, Энтони Сутич, Станислав Гроф, Мейлз Виз, Алан Уотс и другие.

Тета-хилинга

Основа тета-хилинга – сосредоточение и работа на обусловленной волне для достижения трансформации мозговой активности.

На помощь приходят постоянные тренировки и медитации, которые учат состояние человека прочувствовать в первую очередь свое энергетическое поле.

Техника исполнения тета-хилинга: человек визуализирует пульсирующий сгусток света и энергии у себя в груди, затем этот сгусток превращается в поток и стремиться подняться вверх над головой. Через установленное время поток необходимо вернуть назад и сгруппировать его в сгусток в изначальном положении. Техника повторяется до тех пор, пока не будет потеряна связь с мыслительными процессами – такое действие и приводитв состояние тета. Состояние тета характеризуется сосредоточенной работой на определенной волне.

Результат – спокойствие и умиротворенность от проделанных действий, наравне с этим возникает концентрация внимания.

Техника ребёфинга

Американский учёный Леонард Орро разработал 40 лет назад технику дыхания и назвал её ребёфинг. Благодаря дыхательным упражнениям индивид словно перерождается. Он избавляется от негативных переживаний, которые находятся в его подсознании в подавленном состоянии.

В момент рождения, а также на протяжении всей жизни индивид переживает ряд психотравмирующих событий, которые негативно сказываются на его психическом и телесном состоянии. Болезненные воспоминания сознательно подавляются и вытесняются в пласт неосознанного. У индивида появляются комплексы, фобии и боязни.

Техника ребёфинга способна устранить последствия индивидуальных подавленных душевных страданий. Индивид погружается в состояние, которое даже можно назвать вторым рождением. Благодаря дыхательным приёмам индивид вытесняет из подсознания отрицательные эмоции, ещё раз проживает все неприятные моменты своей жизни и трансформирует переживания в положительную энергию. Индивид погружается в состояние эйфории и гармонии. Дыхательная практика помогает избавиться от накопившихся в глубинах подсознания проблем, а также высвобождает психоэнергию, которая ранее «лелеяла» эти подавленные переживания.

Ребёфинг имеет много общего с холотропным дыханием. Обе эти дыхательные техники позволяют проникнуть в пласт бессознательного.

Элементы ребёфинга:

индивид производит дыхание носом или ртом, причём вдох может быть разным, а выдох всегда обыкновенный;
в момент расслабляющего дыхания тело следует полностью расслабить, при этом индивид лежит на спине, ноги не скрещивает и ни о чём не думает;
внимание должно быть приковано к ощущениям в собственном теле, если появилась боль или покалывание, значит, активировалось негативное воспоминание, его нужно прочувствовать;
негативные переживания следует трансформировать в положительные эмоции (отнестись к прошлому с юмором или просто наслаждать выходом негатива);
отнестись с доверием к дыхательной практике и процессам, происходящим с организмом и сознанием.

Отличие трансперсональной психологии от других наук

Большинство направлений психологии требуют факты, аргументы и доказательства. И они должны быть достоверными. Трансперсональное ответвление базируется исключительно на бессознательных проявлениях личности.
Выделяют 5 главных принципов трансперсональной психологии:

  1. Сознание безгранично, подобно космосу.
  2. Личность можно рассматривать с разных сторон, в разных контекстах.
  3. Сознание человека сочетается с разумом Вселенной.
  4. Личность человека определяется его душой и рассудком. А они, в свою очередь, составляют единое целое.
  5. Наука объединяет в себе знания даже из, казалось бы, совсем непохожих наук.

Психологам, работающим в трансперсональном направлении, до сих пор так и не удалось научным способом подтвердить достоверность своих исследований. Но одно можно сказать точно: наука способна объединить в себе психофизику и психофизиологию.

Рождение «четвертой волны»

Во вступлении ко второй части своего труда «К психологии Бытия» Маслоу сообщил о том, что полагает «гуманистическая третья психология есть некая переходная конфигурация, готовящая общество к наиболее «возвышенной» четвертой волне в психологии – трансперсональной, трансчеловеческой. Она в свою очередь будет в большей степени направлена к миру в целом, нежели к людским нуждам и заинтересованностям, в смотрящей далеко за границами людской натуры и самостоятельности в развитии человеческого индивида, его самоактуализации и так далее».

В процессе множества дискуссий о том, как охарактеризовать возникшее на этом фоне новейшее течение в 1968 году диапазоном его основоположников – А. Маслоу, Э. Сутичем, С. Грофом и другими было легитимировано название «трансперсональная психология». Необходимо выделить то, что в первый раз название «transpersonal» (трансперсональное) применялось ещё в 1905 году в области психологии североамериканским специалистом Уильямом Джеймсом в собственном направлении психологии в Гарвардском институте.

А также необходимо отметить и то, что свои истоки трансперсональная психология берет из исторических событий, связанных с развитием культуры и религии. Помимо Уильяма Джеймса к основоположникам данного направления до появления современного вида трансперсональной психологии можно отнести: Отто Ранка с его мыслями о полученных травмах при появлении на свет; К.Г. Юнга наполнившего психологическую науку концепцией архетипов, мифическими, общекультурными, культовыми и сверхъестественными фиксациями; Р. Ассаджиоли в прошлом психоаналитика, который в основанном им психосинтезе базировался на теоретической части оккультизма, религиозно-мистических и буддистских учениях, одолевая при их содействии европейские культурно-антропологические ограничения; помимо этого, необходимо упомянуть и трансценденталистов из Америки – Эмерсона и Торо.

Отличие трансперсональной психологии от других наук

Большинство направлений психологии требуют факты, аргументы и доказательства. И они должны быть достоверными. Трансперсональное ответвление базируется исключительно на бессознательных проявлениях личности. Выделяют 5 главных принципов трансперсональной психологии:

  1. Сознание безгранично, подобно космосу.
  2. Личность можно рассматривать с разных сторон, в разных контекстах.
  3. Сознание человека сочетается с разумом Вселенной.
  4. Личность человека определяется его душой и рассудком. А они, в свою очередь, составляют единое целое.
  5. Наука объединяет в себе знания даже из, казалось бы, совсем непохожих наук.

Психологам, работающим в трансперсональном направлении, до сих пор так и не удалось научным способом подтвердить достоверность своих исследований. Но одно можно сказать точно: наука способна объединить в себе психофизику и психофизиологию.

Что такое трансперсональная психология

Суть термина «трансперсональная психология» (ТП) напрямую можно свести к эквиваленту психологии «вне пределов личности», «сквозь личность». Она занимается рассмотрением особенных (трансперсональных) состояний нашей психики и сознания. Здесь создаются методы, способные решить проблемы, существующие вне и внутри личности, а также – методики познания себя, самосовершенствования и самореализации, обеспечения роста духовного потенциала.

ТП имеет интересный и широкий предмет изучения:

  • особенности расширенного состояния сознания;
  • феномены парапсихологии;
  • духовные практики в разрезе психиатрии и психологии, в т.ч., религиозные (в буддизме, индуизме, христианском мистицизме, шаманизме и т.п.);
  • психофармакология и действие препаратов психоделического плана;
  • методы дыхательного воздействия на психическое состояние (холотропное дыхание, ребефинг); исцеляющие практики народов (индейцев и проч.);
  • медитация и практика йоги;
  • процессы старения, смерти и умирания;
  • особенности духовного роста.

ТП «замахивается» именно на охват интегративной, полной картины всего сущего: ведь парадигма и все разработки различных наук описывают лишь ограниченную часть реальности.

История возникновения

Начало формирования данного течения психологии относится к концу 60-х годов XX века. Трансперсональная психология берет свои корни из психоаналитического направления (К.Юнг) и гуманистической психологии (А.Маслоу). Работы данных исследователей о существовании коллективного бессознательного, о том, что люди неосознанно (бессознательно) влияют друг на друга, о роли «пиковых переживаний» в формировании личности послужили толчком для открытия этого нового течения психологии.

Исследователи того времени всё яснее стали осознавать тот факт, что в психологии до сих пор не были учтены духовные пласты человеческой личности. Основатель гуманистической психологии А.Маслоу не был доволен тем категориальным аппаратом, который они имели на данный момент. С его точки зрения необходимо было изучать и трансперсональное, выходящее за рамки обыденного сознания человека, «надчеловеческое», космическое сознание и психоделические переживания. Так в 1967 году в США была организована группа психологов, создавшая новую психологию, изучающую необычные особенные состояния сознания, учитывающая всю широту переживаний человека. Новое течение психологии получило название «трансперсональная психология» от слова «трансперсональное» — выходящее за границы привычного Я, за рамки времени и пространства. Представителями данного направления стали А.Маслоу, Э.Сьютич, С. Гроф, Дж.Фейдиман, М.Вич, С.Маргулис.

Данными представителями была создана «Ассоциация трансперсональной психологии», а также выпущен «Журнал трансперсональной психологии». Позже (в 1975 году) Робертом Фрейджером был создан Институт трансперсональной психологии в Калифорнии. Однако признание в научных кругах трансперсональная психология долгое время не приобретала. Данное направление психологии считалось паранаучным. В 1996 году было открыто отделение трансперсональной психологии в Британском психологическом обществе. Благодаря этому трансперсональная психология всё же приобрела ограниченное признание в научных кругах .

Измененное сознание

Трансперсональные исследования изучают состояния измененного сознания, когда оно выходит за предел привычного «я». Основная часть материалов трансперсональной психологии взяты из толкований снов, опыта медитаций и паранормальных явлений.

Представители этого направления допускают существование высших сил, однако избегают прикрепления к какой-то определенной религии. Трансперсональная психология стремится к свободе, любви и всеобщему братству. Основная задача этого направления — преодолеть личную изоляцию, самодостаточность и центрированность. Что же говорили об этой науке ее представители?

Теория Кена Уилбера

И несмотря на все преграды и непонимание, методы трансперсональной психологии продолжают развиваться. В свое время К. Уилбер был основателем отдельного подхода в ней, который получил название интегрального. В своем первом научном труде «Спектр сознания» он пришел к выводу, что человеческое сознание состоит из нескольких уровней (спектров) самосознания. Эти спектры охватывают все возможные уровни сознания, начиная от безграничного единения с Вселенной и заканчивая уровнем маски, где индивид идентифицирует себя с чем-то, подавляя свои отрицательные характеристики.

Согласно Кену Уилберу существует 5 уровней:

  1. Спектр маски. Находясь в разной социальной среде и попадая под ее влияние, человек может подавлять, а то и вытеснять свои негативные качества, воспоминания, переживания, тем самым ограничивая себя. В результате человек теряет возможность осознавать себя в полной мере.
  2. Спектр тела и эго. На этом уровне человек четко понимает, что состоит из физической оболочки (тела) и души. Хотя понятие «душа» все еще остается чем-то абстрактным, а не пережитым опытом.
  3. Экзистенциальный спектр. Индивид начинает осознавать себя как некое психофизическое существо, которое живет в пространственно-временных измерениях. Человек осознает, что есть он – личность, а есть и внешний мир.
  4. Трансперсональный спектр. На этом уровне приходит осознание того, что жизнь человека не ограничивается физическим телом. Индивид осознает, что является чем-то большим, но все еще не ощущает единства с Вселенной.
  5. Единое сознание. На этом уровне подразумевается окончательное единение со всем, что существует вокруг. Человек становится неразделимым с существованием, то есть его можно считать всем сущим.

Сознание развивается в иерархической последовательности от самых низких уровней к более высоким.

Мракобесие и смертельная опасность

Трансперсональную психологию преподают в некоторых вузах (Институт трансперсональной психологии, Высшая школа Сэйбрука, российский Институт психотерапии и клинической психологии, Калифорнийский институт интегральных исследований, Университет Джона Ф. Кеннеди и др.). Ей посвящены конференции как в США, так и в других странах, книги и учебники, научные журналы.

Тем не менее это направление не признает как научное большинство психологических ассоциаций (кроме Британского психологического сообщества) и университетов. Главная причина — отсутствие убедительной базы исследований, доказывающих эффективность методов трансперсональной психологии. Профессиональное сообщество рекомендует людям с психологическими проблемами когнитивно-поведенческую терапию, механизмы которой хорошо изучены.

Также трансперсональную психологию критикуют за мистицизм, паранаучность, авторитарную систему убеждений и высокую вероятность того, что психотерапевт может превратиться в духовного гуру — а это грубое нарушение границ пациента, его автономии, это может его травмировать.

Холотропное дыхание и вовсе считают опасной для здоровья практикой. Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии МГУ Ольга Гордеева объясняет, что учащенное дыхание приводит к гипервентиляции легких, которая при определенных условиях может вызвать гипоксию мозга, то есть кислородное голодание — что, в свою очередь, может привести к значительным нарушениям физического и психологического здоровья человека.

Техника холотропного дыхания

Холотропная терапия направлена на пробуждение бессознательной части психики через технику дыхания, специальные физические упражнения и музыкальные произведения. Холотропное дыхание направлено на снятие блокировок, восполнение жизненных сил и энергетики, которая была подавлена или заглушена сознанием.

Дыханием активируется энергия, спонтанные неконтролируемые телодвижения открывают путь к трансформации и исцелению. Вновь приобретенная и открытая энергия пойдет по нужному направлению и в результате достигается обретение целостности своего «Я».

Итог холотропного дыхание – расслабление организма, нахождение решения для сложившейся ситуации.

Холотропное дыхание способно вызвать откровения и пробудить искренность, которое может быть невозможно или недоступно при интеллектуальном подходе и решении проблемы.

Критика трансперсональной психологии[править]

Одну из первых критических оценок трансперсонального направления психологии предоставил экзистенциальный психолог Ролло Мэй, поставивший под вопрос концептуальные основы трансперсональной психологии. В частности Мэй считал, что трансперсональные психологи уделяют мало внимания «тёмной стороне» человеческой природы и экзистенциальному страданию. Похожие критические высказывания опубликовал Алекзандер, считавший, что трансперсональная психология в свете философии Уильяма Джеймса представляет собой философию, не сумевшую «адекватно учесть природу зла»

Данные критические замечания впоследствии были учтены и большее внимание стало уделяться этим аспектам человеческого существования

Когнитивный психолог Альберт Эллис поставил вопрос о научном статусе трансперсональной психологии и её отношении к религии и мистике. Ответ на данную критику со стороны трансперсональных психологов был опубликован Уилбером и Уолшем.

Фридман критиковал трансперсональную психологию за то, что она, по его мнению, как наука недоразвита, и отмечал несколько факторов, которые он считает антинаучными убеждениями в данной области. Фридман предложил различать трансперсональную психологию как научную психологию и более широкую область трансперсональных исследований, которые, как он считает, включают в себя ненаучные подходы. Учения таких духовных лидеров Западного мира, как Гурджиев и Алиса Бейли, зачастую находят рассмотрение в трансперсональной психологии, что ставит под угрозу респектабельность трансперсональной психологии и её статус как академической науки. Некоторые исследователи предлагают всё же различать трансперсональную психологию как науку — с одной стороны, и популярное культурное движение, действующее вне академического контекста — с другой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector