Трансперсональная психотерапия: как понять самого себя
Содержание:
- Обучение
- Как часто клиенты попадают в прошлые жизни?
- Новая школа
- Становление как самостоятельной науки
- Методики трансперсональной психологии
- Четыре силы психологии
- Методики трансперсональной психологии
- Психология вне себя
- Тета-хилинга
- Техника ребёфинга
- Отличие трансперсональной психологии от других наук
- Рождение «четвертой волны»
- Отличие трансперсональной психологии от других наук
- Что такое трансперсональная психология
- История возникновения
- Измененное сознание
- Теория Кена Уилбера
- Мракобесие и смертельная опасность
- Техника холотропного дыхания
- Критика трансперсональной психологии[править]
Обучение
Получить знания по трансперсональной психологии может любой человек на эзотерических семинарах, либо пройти обучение в специализированном институте. Предпочтительнее обучатся в институте, так как информации в теоретическом и практическом плане больше, чем может предоставить семинар.
Основное требование в обучении трансперсонаьной психологии – это истинное и искреннее желание получить знания и научиться их правильно использовать, которое носит целостный характер и активизируется не поверхностным или мгновенным желанием получить сертификат или диплом, а опирается на непосредственную мотивацию изучения себя и мира, познание теоретических основ с желанием практиковаться в трансперсональной психологии.
Многие называют трансперсональную психологию не наукой, а недонаукой и открыто критикуют слабые стороны ненаучных оснований, подходов к изучению психики человека и психологии в целом, а также сомнительность полученных результатов и применение методов для их получения. Но, не смотря на все заявления, трансперсональная психология развивается и привлекает на свою сторону всё больше сторонников и единомышленников.
Применение трансперсональной психологии помогает просмотреть человека со всех сторон его жизни: поведения, реакций, эмоций и чувств, что в свою очередь дает возможность к развитию и самосовершенствованию, раскрытию в себе чего-то нового.
Трансперсональная психология раскрывает ресурс человеческого потенциала, его творческие возможности и способности к прозрению.
Как часто клиенты попадают в прошлые жизни?
По статистике терапевтов Интститута Тассо, около трети клиентов при поиске причин своих проблем уходят в прошлую жизнь, около трети остаются в событиях этой жизни, и ещё около трети обращаются к детским или пренатальным переживаниям (которые, возможно, связаны с прошлыми жизнями).
Брайен Уайсс
Брайен Уайсс считает, что около 40% его клиентов вынуждены обратиться к прошлым жизням, чтобы решить свои нынешние проблемы. Известный психиатр, Д-р Шакунтала Моди находит, что среди её наиболее сложных клиентов с более серьёзными проблемами, 70% имеют симптомы, появившиеся из прошлых жизней.
Трансперсональная Регрессионная Терапия — это расширенная специализированная форма Регрессионной Терапии.
Современная Трансперсональная Регрессионная Терапия развилась из Терапии Прошлых Жизней (или реинкарнационной терапии) в более общую и всеобъемлющую регрессионную терапию, а затем и в новый вид психотерапии: катарсический, интегрирующий, трансформирующий, трансперсональный.
“Трансперсональная регрессионная терапия – это психотерапия, но гораздо более действенная и значительно более быстрая.
Если вы не видели лазера, то не знаете, на что способен свет.”
Д-р Ханс ТенДам.
Новая школа
Спустя несколько месяцев после того, как Маслоу заявил о необходимости создания «четвертой силы», в штате Калифорния, в Менло-Парке, произошло собрание ученых, на котором присутствовали А. Маслоу, Э. Сутич, С. Гроф, М. Виз, Д. Фейдимен и С. Маргулис. Задача этой встречи – создать новую школу, которая могла бы заниматься изучением опыта, доступного человеку, включая и измененные состояния сознания. Сначала это направление получило название трансгуманистического, но после ученые пришли к общему согласию и дали ему современное имя.
Чтобы обозначить предмет трансперсональной психологии, ученые вывели два аспекта изучения: субъективный и объективный. В субъективном аспекте ученые исследуют опыт человека, которому удалось покинуть пределы собственной личности и соединиться с космосом и природой. В сегменте объективных исследований ученые изучают факторы, которые влияют на человеческое поведение и мышление.
Через два года после основания этой школы была создана Ассоциация трансперсональной психологии. После смерти А. Маслоу и Э. Сутича новое течение разделилось на три основных направления. Первое базировалось на исследованиях Станислава Грофа, второе было создано на основе учений Кена Уилбера. У третьего направления не было своего представителя, в нем были сосредоточены основные засады развития и достижения нового течения в психологии.
Становление как самостоятельной науки
После образования Ассоциации трансперсональное движение вышло за рамки США и распространилось в странах Европы и Азии. В 1987 году появилась Международная Ассоциация, которую возглавил С. Гроф. Среди сторонников движения было много национальных духовных лидеров: Мать Тереза, Далай-лама и другие. Также им заинтересовались политики.
Несмотря на интернациональность и постоянный обмен опытом между психологами разных стран, подходы к изучению трансперсональной психологии различались. В США и Великобритании сторонники трансперсонального подхода в психологии выделили смежные направления: экперинциальное и клиническое
В странах Азии больше внимание уделяли наблюдению и самонаблюдению, а не проведению практических опытов
В Америке у движения трансперсональной психологии было много сторонников и сильная финансовая поддержка со стороны государства, но ее статус как науки неоднозначен.
Методики трансперсональной психологии
Условно техники трансперсональной психологии их можно разделить на 2 группы: общие и для анализа изменений сознания. К первой группе относятся:
- дыхательные практики;
- психофизиологические эксперименты;
- использование психоделических препаратов;
- психодиагностика;
- воздействие на осязание и другие органы чувств;
- игры с воображением, визуализация.
Для того, чтобы инициализировать изменения в сознании, используют несколько методик:
- Концентрация внимания сначала на одном, а потом на другом предмете. Переключение происходит резко.
- Ограничение потребления жидкости при сильных физических нагрузках.
- Чрезмерная активность, например, бег без остановки на протяжении длительного промежутка времени.
- Чередование взаимодействия низких и высоких температур.
- Воздействие музыки.
- Пребывание в одиночестве.
- Нахождение в обездвиженном состоянии.
- Бессонница.
- Холотропное дыхание.
Также довольно популярными считаются такие методики трансперсональной психологии, как ребефинг и тета-хилинг.
Четыре силы психологии
Фото Karsten Winegeart on Unsplash
После того, как бихевиоризм и поведенческая терапия были разработаны как противодействие, основанное на строгих научных критериях интерпретативному и субъективистскому психоанализу, Карл Роджерс, Абрахам Маслоу и Фриц Перлз ответили контрдизайном, который стал известен как гуманистическая психология и психотерапия, и как третья сила вошел в историю терапевтических школ.
Как и К.Г. Юнг, они критиковали первую силу, психоанализ, за сведение человека к подсознательной динамике аффектов и импульсов реакции, определяемых инстинктами.
Во второй силе бихевиоризма и поведенческой терапии они негативно оценивали исключение внутрипсихологических процессов, то есть отрицание субъективного. Вместо этого они разработали образ человека
Это должно отдавать должное важности субъективности и индивидуальности. Наблюдаемое поведение будет играть меньшую роль, чем субъективные потребности, чувства, переживания, восприятия и внутренние убеждения. . Абрахам Маслоу и Роберто Ассаджиоли, оба соучредители трансперсональной психологии (далее сокращенно TП), увидели необходимость больше не рассматривать людей как центр Вселенной, а скорее – как часть жизни на этой планете и, в этой степени, часть Вселенной
Абрахам Маслоу и Роберто Ассаджиоли, оба соучредители трансперсональной психологии (далее сокращенно TП), увидели необходимость больше не рассматривать людей как центр Вселенной, а скорее – как часть жизни на этой планете и, в этой степени, часть Вселенной.
Трансперсональная психотерапия
Методики трансперсональной психологии
Условно техники трансперсональной психологии их можно разделить на 2 группы: общие и для анализа изменений сознания. К первой группе относятся:
- дыхательные практики;
- психофизиологические эксперименты;
- использование психоделических препаратов;
- психодиагностика;
- воздействие на осязание и другие органы чувств;
- игры с воображением, визуализация.
Для того, чтобы инициализировать изменения в сознании, используют несколько методик:
- Концентрация внимания сначала на одном, а потом на другом предмете. Переключение происходит резко.
- Ограничение потребления жидкости при сильных физических нагрузках.
- Чрезмерная активность, например, бег без остановки на протяжении длительного промежутка времени.
- Чередование взаимодействия низких и высоких температур.
- Воздействие музыки.
- Пребывание в одиночестве.
- Нахождение в обездвиженном состоянии.
- Бессонница.
- Холотропное дыхание.
Также довольно популярными считаются такие методики трансперсональной психологии, как ребефинг и тета-хилинг.
Психология вне себя
Слово «трансперсональный» значит «выходящий за рамки конкретной персоны». Можно сказать, что это психология, существующая за пределами разумного опыта, за пределами человека. Первое упоминание о трансперсональной психологии датировано 1902 годом. О ней говорил на лекциях Уильям Джеймс. Именно его некоторые исследователи считают основателем трансперсональной психологии, хотя первым, кто заговорил о трансперсональном бессознательном, был Карл Юнг. Он использовал этот термин как синоним коллективного бессознательного.
В самостоятельную науку это направление оформилось в конце 60-х годов прошлого века как направление гуманистической психологии. Представителями трансперсональной психологии считаются Абрахам Маслоу, Энтони Сутич, Станислав Гроф, Мейлз Виз, Алан Уотс и другие.
Тета-хилинга
Основа тета-хилинга – сосредоточение и работа на обусловленной волне для достижения трансформации мозговой активности.
На помощь приходят постоянные тренировки и медитации, которые учат состояние человека прочувствовать в первую очередь свое энергетическое поле.
Техника исполнения тета-хилинга: человек визуализирует пульсирующий сгусток света и энергии у себя в груди, затем этот сгусток превращается в поток и стремиться подняться вверх над головой. Через установленное время поток необходимо вернуть назад и сгруппировать его в сгусток в изначальном положении. Техника повторяется до тех пор, пока не будет потеряна связь с мыслительными процессами – такое действие и приводитв состояние тета. Состояние тета характеризуется сосредоточенной работой на определенной волне.
Результат – спокойствие и умиротворенность от проделанных действий, наравне с этим возникает концентрация внимания.
Техника ребёфинга
Американский учёный Леонард Орро разработал 40 лет назад технику дыхания и назвал её ребёфинг. Благодаря дыхательным упражнениям индивид словно перерождается. Он избавляется от негативных переживаний, которые находятся в его подсознании в подавленном состоянии.
В момент рождения, а также на протяжении всей жизни индивид переживает ряд психотравмирующих событий, которые негативно сказываются на его психическом и телесном состоянии. Болезненные воспоминания сознательно подавляются и вытесняются в пласт неосознанного. У индивида появляются комплексы, фобии и боязни.
Техника ребёфинга способна устранить последствия индивидуальных подавленных душевных страданий. Индивид погружается в состояние, которое даже можно назвать вторым рождением. Благодаря дыхательным приёмам индивид вытесняет из подсознания отрицательные эмоции, ещё раз проживает все неприятные моменты своей жизни и трансформирует переживания в положительную энергию. Индивид погружается в состояние эйфории и гармонии. Дыхательная практика помогает избавиться от накопившихся в глубинах подсознания проблем, а также высвобождает психоэнергию, которая ранее «лелеяла» эти подавленные переживания.
Ребёфинг имеет много общего с холотропным дыханием. Обе эти дыхательные техники позволяют проникнуть в пласт бессознательного.
Элементы ребёфинга:
индивид производит дыхание носом или ртом, причём вдох может быть разным, а выдох всегда обыкновенный;
в момент расслабляющего дыхания тело следует полностью расслабить, при этом индивид лежит на спине, ноги не скрещивает и ни о чём не думает;
внимание должно быть приковано к ощущениям в собственном теле, если появилась боль или покалывание, значит, активировалось негативное воспоминание, его нужно прочувствовать;
негативные переживания следует трансформировать в положительные эмоции (отнестись к прошлому с юмором или просто наслаждать выходом негатива);
отнестись с доверием к дыхательной практике и процессам, происходящим с организмом и сознанием.
Отличие трансперсональной психологии от других наук
Большинство направлений психологии требуют факты, аргументы и доказательства. И они должны быть достоверными. Трансперсональное ответвление базируется исключительно на бессознательных проявлениях личности.
Выделяют 5 главных принципов трансперсональной психологии:
- Сознание безгранично, подобно космосу.
- Личность можно рассматривать с разных сторон, в разных контекстах.
- Сознание человека сочетается с разумом Вселенной.
- Личность человека определяется его душой и рассудком. А они, в свою очередь, составляют единое целое.
- Наука объединяет в себе знания даже из, казалось бы, совсем непохожих наук.
Психологам, работающим в трансперсональном направлении, до сих пор так и не удалось научным способом подтвердить достоверность своих исследований. Но одно можно сказать точно: наука способна объединить в себе психофизику и психофизиологию.
Рождение «четвертой волны»
Во вступлении ко второй части своего труда «К психологии Бытия» Маслоу сообщил о том, что полагает «гуманистическая третья психология есть некая переходная конфигурация, готовящая общество к наиболее «возвышенной» четвертой волне в психологии – трансперсональной, трансчеловеческой. Она в свою очередь будет в большей степени направлена к миру в целом, нежели к людским нуждам и заинтересованностям, в смотрящей далеко за границами людской натуры и самостоятельности в развитии человеческого индивида, его самоактуализации и так далее».
В процессе множества дискуссий о том, как охарактеризовать возникшее на этом фоне новейшее течение в 1968 году диапазоном его основоположников – А. Маслоу, Э. Сутичем, С. Грофом и другими было легитимировано название «трансперсональная психология». Необходимо выделить то, что в первый раз название «transpersonal» (трансперсональное) применялось ещё в 1905 году в области психологии североамериканским специалистом Уильямом Джеймсом в собственном направлении психологии в Гарвардском институте.
А также необходимо отметить и то, что свои истоки трансперсональная психология берет из исторических событий, связанных с развитием культуры и религии. Помимо Уильяма Джеймса к основоположникам данного направления до появления современного вида трансперсональной психологии можно отнести: Отто Ранка с его мыслями о полученных травмах при появлении на свет; К.Г. Юнга наполнившего психологическую науку концепцией архетипов, мифическими, общекультурными, культовыми и сверхъестественными фиксациями; Р. Ассаджиоли в прошлом психоаналитика, который в основанном им психосинтезе базировался на теоретической части оккультизма, религиозно-мистических и буддистских учениях, одолевая при их содействии европейские культурно-антропологические ограничения; помимо этого, необходимо упомянуть и трансценденталистов из Америки – Эмерсона и Торо.
Отличие трансперсональной психологии от других наук
Большинство направлений психологии требуют факты, аргументы и доказательства. И они должны быть достоверными. Трансперсональное ответвление базируется исключительно на бессознательных проявлениях личности. Выделяют 5 главных принципов трансперсональной психологии:
- Сознание безгранично, подобно космосу.
- Личность можно рассматривать с разных сторон, в разных контекстах.
- Сознание человека сочетается с разумом Вселенной.
- Личность человека определяется его душой и рассудком. А они, в свою очередь, составляют единое целое.
- Наука объединяет в себе знания даже из, казалось бы, совсем непохожих наук.
Психологам, работающим в трансперсональном направлении, до сих пор так и не удалось научным способом подтвердить достоверность своих исследований. Но одно можно сказать точно: наука способна объединить в себе психофизику и психофизиологию.
Что такое трансперсональная психология
Суть термина «трансперсональная психология» (ТП) напрямую можно свести к эквиваленту психологии «вне пределов личности», «сквозь личность». Она занимается рассмотрением особенных (трансперсональных) состояний нашей психики и сознания. Здесь создаются методы, способные решить проблемы, существующие вне и внутри личности, а также – методики познания себя, самосовершенствования и самореализации, обеспечения роста духовного потенциала.
ТП имеет интересный и широкий предмет изучения:
- особенности расширенного состояния сознания;
- феномены парапсихологии;
- духовные практики в разрезе психиатрии и психологии, в т.ч., религиозные (в буддизме, индуизме, христианском мистицизме, шаманизме и т.п.);
- психофармакология и действие препаратов психоделического плана;
- методы дыхательного воздействия на психическое состояние (холотропное дыхание, ребефинг); исцеляющие практики народов (индейцев и проч.);
- медитация и практика йоги;
- процессы старения, смерти и умирания;
- особенности духовного роста.
ТП «замахивается» именно на охват интегративной, полной картины всего сущего: ведь парадигма и все разработки различных наук описывают лишь ограниченную часть реальности.
История возникновения
Начало формирования данного течения психологии относится к концу 60-х годов XX века. Трансперсональная психология берет свои корни из психоаналитического направления (К.Юнг) и гуманистической психологии (А.Маслоу). Работы данных исследователей о существовании коллективного бессознательного, о том, что люди неосознанно (бессознательно) влияют друг на друга, о роли «пиковых переживаний» в формировании личности послужили толчком для открытия этого нового течения психологии.
Исследователи того времени всё яснее стали осознавать тот факт, что в психологии до сих пор не были учтены духовные пласты человеческой личности. Основатель гуманистической психологии А.Маслоу не был доволен тем категориальным аппаратом, который они имели на данный момент. С его точки зрения необходимо было изучать и трансперсональное, выходящее за рамки обыденного сознания человека, «надчеловеческое», космическое сознание и психоделические переживания. Так в 1967 году в США была организована группа психологов, создавшая новую психологию, изучающую необычные особенные состояния сознания, учитывающая всю широту переживаний человека. Новое течение психологии получило название «трансперсональная психология» от слова «трансперсональное» — выходящее за границы привычного Я, за рамки времени и пространства. Представителями данного направления стали А.Маслоу, Э.Сьютич, С. Гроф, Дж.Фейдиман, М.Вич, С.Маргулис.
Данными представителями была создана «Ассоциация трансперсональной психологии», а также выпущен «Журнал трансперсональной психологии». Позже (в 1975 году) Робертом Фрейджером был создан Институт трансперсональной психологии в Калифорнии. Однако признание в научных кругах трансперсональная психология долгое время не приобретала. Данное направление психологии считалось паранаучным. В 1996 году было открыто отделение трансперсональной психологии в Британском психологическом обществе. Благодаря этому трансперсональная психология всё же приобрела ограниченное признание в научных кругах .
Измененное сознание
Трансперсональные исследования изучают состояния измененного сознания, когда оно выходит за предел привычного «я». Основная часть материалов трансперсональной психологии взяты из толкований снов, опыта медитаций и паранормальных явлений.
Представители этого направления допускают существование высших сил, однако избегают прикрепления к какой-то определенной религии. Трансперсональная психология стремится к свободе, любви и всеобщему братству. Основная задача этого направления — преодолеть личную изоляцию, самодостаточность и центрированность. Что же говорили об этой науке ее представители?
Теория Кена Уилбера
И несмотря на все преграды и непонимание, методы трансперсональной психологии продолжают развиваться. В свое время К. Уилбер был основателем отдельного подхода в ней, который получил название интегрального. В своем первом научном труде «Спектр сознания» он пришел к выводу, что человеческое сознание состоит из нескольких уровней (спектров) самосознания. Эти спектры охватывают все возможные уровни сознания, начиная от безграничного единения с Вселенной и заканчивая уровнем маски, где индивид идентифицирует себя с чем-то, подавляя свои отрицательные характеристики.
Согласно Кену Уилберу существует 5 уровней:
- Спектр маски. Находясь в разной социальной среде и попадая под ее влияние, человек может подавлять, а то и вытеснять свои негативные качества, воспоминания, переживания, тем самым ограничивая себя. В результате человек теряет возможность осознавать себя в полной мере.
- Спектр тела и эго. На этом уровне человек четко понимает, что состоит из физической оболочки (тела) и души. Хотя понятие «душа» все еще остается чем-то абстрактным, а не пережитым опытом.
- Экзистенциальный спектр. Индивид начинает осознавать себя как некое психофизическое существо, которое живет в пространственно-временных измерениях. Человек осознает, что есть он – личность, а есть и внешний мир.
- Трансперсональный спектр. На этом уровне приходит осознание того, что жизнь человека не ограничивается физическим телом. Индивид осознает, что является чем-то большим, но все еще не ощущает единства с Вселенной.
- Единое сознание. На этом уровне подразумевается окончательное единение со всем, что существует вокруг. Человек становится неразделимым с существованием, то есть его можно считать всем сущим.
Сознание развивается в иерархической последовательности от самых низких уровней к более высоким.
Мракобесие и смертельная опасность
Трансперсональную психологию преподают в некоторых вузах (Институт трансперсональной психологии, Высшая школа Сэйбрука, российский Институт психотерапии и клинической психологии, Калифорнийский институт интегральных исследований, Университет Джона Ф. Кеннеди и др.). Ей посвящены конференции как в США, так и в других странах, книги и учебники, научные журналы.
Тем не менее это направление не признает как научное большинство психологических ассоциаций (кроме Британского психологического сообщества) и университетов. Главная причина — отсутствие убедительной базы исследований, доказывающих эффективность методов трансперсональной психологии. Профессиональное сообщество рекомендует людям с психологическими проблемами когнитивно-поведенческую терапию, механизмы которой хорошо изучены.
Также трансперсональную психологию критикуют за мистицизм, паранаучность, авторитарную систему убеждений и высокую вероятность того, что психотерапевт может превратиться в духовного гуру — а это грубое нарушение границ пациента, его автономии, это может его травмировать.
Холотропное дыхание и вовсе считают опасной для здоровья практикой. Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии МГУ Ольга Гордеева объясняет, что учащенное дыхание приводит к гипервентиляции легких, которая при определенных условиях может вызвать гипоксию мозга, то есть кислородное голодание — что, в свою очередь, может привести к значительным нарушениям физического и психологического здоровья человека.
Техника холотропного дыхания
Холотропная терапия направлена на пробуждение бессознательной части психики через технику дыхания, специальные физические упражнения и музыкальные произведения. Холотропное дыхание направлено на снятие блокировок, восполнение жизненных сил и энергетики, которая была подавлена или заглушена сознанием.
Дыханием активируется энергия, спонтанные неконтролируемые телодвижения открывают путь к трансформации и исцелению. Вновь приобретенная и открытая энергия пойдет по нужному направлению и в результате достигается обретение целостности своего «Я».
Итог холотропного дыхание – расслабление организма, нахождение решения для сложившейся ситуации.
Холотропное дыхание способно вызвать откровения и пробудить искренность, которое может быть невозможно или недоступно при интеллектуальном подходе и решении проблемы.
Критика трансперсональной психологии[править]
Одну из первых критических оценок трансперсонального направления психологии предоставил экзистенциальный психолог Ролло Мэй, поставивший под вопрос концептуальные основы трансперсональной психологии. В частности Мэй считал, что трансперсональные психологи уделяют мало внимания «тёмной стороне» человеческой природы и экзистенциальному страданию. Похожие критические высказывания опубликовал Алекзандер, считавший, что трансперсональная психология в свете философии Уильяма Джеймса представляет собой философию, не сумевшую «адекватно учесть природу зла»
Данные критические замечания впоследствии были учтены и большее внимание стало уделяться этим аспектам человеческого существования
Когнитивный психолог Альберт Эллис поставил вопрос о научном статусе трансперсональной психологии и её отношении к религии и мистике. Ответ на данную критику со стороны трансперсональных психологов был опубликован Уилбером и Уолшем.
Фридман критиковал трансперсональную психологию за то, что она, по его мнению, как наука недоразвита, и отмечал несколько факторов, которые он считает антинаучными убеждениями в данной области. Фридман предложил различать трансперсональную психологию как научную психологию и более широкую область трансперсональных исследований, которые, как он считает, включают в себя ненаучные подходы. Учения таких духовных лидеров Западного мира, как Гурджиев и Алиса Бейли, зачастую находят рассмотрение в трансперсональной психологии, что ставит под угрозу респектабельность трансперсональной психологии и её статус как академической науки. Некоторые исследователи предлагают всё же различать трансперсональную психологию как науку — с одной стороны, и популярное культурное движение, действующее вне академического контекста — с другой.