Транзактный анализ в психотерапии

2 Концепция «эго-состояния» (структура личности)

Основу ТА составляет концепция «эго-состояния» (уровня), которое представляет собой систему связанных друг с другом действий, мыслей и чувств. Оно рассматривается как способ выражения личности в данный момент и отражает ее структуру. Последняя описывается с помощью трех состояний «Я»:

  1. 1. Родитель (Экстеропсихе);
  2. 2. Ребенок (Археопсихе);
  3. 3. Взрослый (Неопсихе).

Первый, самый «древний» уровень носит название «Я-Родитель». Это информация, полученная в детстве от родителей и других значимых для ребенка лиц. Сюда входят советы, правила поведения, различные социальные нормы, запреты — любые знания из разряда «что такое хорошо, и что такое плохо». Когда индивид ведет себя, подсознательно копируя поведение одного из близких людей, он находится в эго-состоянии Родителя.

Второй уровень получил название «Я-ребенок». Он раскрывает эмоциональное начало в человеке. Личность включает в себя все черты, характерные для ребенка: доверчивость, открытость, любопытство, тягу к знаниям, изобретательность. Благодаря этим характеристикам «Ребенок» приобретает огромную ценность, независимо от возраста субъекта: он придает индивиду обаяние и теплоту.

Третий, наиболее зрелый уровень обозначается как «Я-взрослый». Это способность личности объективно и беспристрастно оценивать действительность, основываясь на информации, полученной из собственного жизненного опыта. На этой базе человек способен принимать адекватные решения в той или иной ситуации, размышляя по принципу «здесь и сейчас».

Способы самодиагностики

Чтобы самостоятельно определить свое эго-состояние, нужно проследить за собственным поведением, поступками, манерой общения, мыслями. Для каждого из стилей характерны определенные преобладающие черты:

  1. Для «взрослого». В любом деле хочется получить личную выгоду. Прежде чем индивид приступает к решению какой-либо задачи он ищет все возможные варианты достижения цели, чтобы затратить минимум усилий, финансов.
  2. Для «родителя» Такой индивид контролирует окружающих, напоминает о долгах, указывает на недостатки. Они часто принимают нахмуренный вид, качают головой, скрещивают руки на груди.

Для «детей» характерны эгоистичные фразы, например, «Мне нет до этого дела», «Меня это сильно злит», или «Я хочу». Они не умеют скрывать эмоции, сразу выплескивают их. Не умеют врать, чаще говорят правду. Подвержены резким перепадам настроения.

Дополняющие или комплиментарные трансакции

Поскольку все мы разные, то в процессе общения какие-то из состояний остаются активными, взаимодействуя друг с другом, как основные или дополняющие, а какие-то заметно для нас себя не проявляют. На рисунках ниже простейшие дополняющие трансакции обозначены параллельными линиями.

Рис 1. Дополняющие трансакции РРе-РеР

На рис. 1, стрелками отображены активные эго-состояния между двумя супругами. Хотя в общении все три эго-состояния, активную роль от каждой стороны играет одна. Стимулирующее дополняющее воздействие (стимул) направлено из состояния мужа «Я-Родитель» – к состоянию «Ребёнка» жены (РРе). Её реакция, – в противоположном направлении, из состояния «Я-Ребёнок» – к состоянию «Родитель» мужа (РеР).

Таким образом, дополняющее воздействие в нашем примере – это параллельная трансакция, протекающая по сценарию РРе – РеР. В идеале такая трансакция схематически отражает отношения в семье, когда муж по-отечески заботится о жене, а она принимает такую заботу с благодарностью.

Дополняющими или комплиментарными Берн назвал трансакции, в которых стимулирующее воздействие исходящее от одного из собеседников дополняется соответствующей реакцией другого участника общения. При этом вектор стимула и вектор реакции совпадают. Пример: «Который час?» – стимул, «Без двадцати семь» – реакция. Дополняющие трансакции – обычное дело, когда контактируют «Взрослые» Я-состояния собеседников.

Важно: Пока трансакция исполняется как дополняющая, она может развиваться неограниченное время, вне зависимости от её содержания, поскольку ситуация полностью устраивает обе стороны и не содержит почвы для конфликта. Рис 2

Диаграмма девяти типов дополняющих трансакций

Рис 2. Диаграмма девяти типов дополняющих трансакций

Три базовых эго-состояния способны составить 9 различных типов простых дополняющих трансакций – РР, РВ, РРе, ВР, ВВ, ВРе, РеР, РеВ, РеРе. (рис. 2).

В практической работе психологи выделяют:

  1. Три типа дополняющих равноправных трансакций, в которых общение происходит между одними и теми же состояниями участников диалога (РР, ВВ, РеРе):

    • По линиям РР мы обычно чешим языки и повторяем банальности: …Молодежь потеряла всякий стыд — Полностью согласен…
    • По линиям ВВ – контактируем по работе: … Подай-ка вон тот шуруповерт — Возьми… или обмениваемся оперативной информацией: …Который час? — Полночь…
    • По линиям РеРе – любим и придаемся развлечениям: …Может сходим в кино? — Отличная идея…

    Линии, соединяющие Я-состояния во всех перечисленных случаях на рис. 2 параллельны друг другу.

  2. Неравноправные трансакции, возникающие в ситуациях опеки, заботы, подавления или восхищения.

Примеры несовпадения ролей

В жизни несовпадение ролей не редкость, от того и возникают конфликты. Вот как это может выглядеть в разных сферах.

Семья

Муж с позиции взрослого спрашивает: «Любимая, ты не знаешь, где мой галстук?» Жена с позиции родителя отвечает: «Там, где ты его оставил. Как маленький!»

В продажах

Покупатель с позиции взрослого интересуется: «Сколько стоит это платье?» Продавец раздраженно с позиции родителя отвечает: «У вас глаз нет, сами не видите?»

На работе

Молодой специалист обращается за помощью к коллеге или руководителю с позиции взрослого: «Не могли бы вы мне подсказать, какой алгоритм и программу лучше использовать для решения этой задачи?» А в ответ слышит раздраженное родительское: «Давно пора это самому понимать и знать».

Во всех трех случаях неподготовленный и не знающий теорию ролей человек тоже начнет играть роль родителя. В итоге с обеих сторон будут сыпаться бесконечные упреки и претензии. Но если научиться проводить трансактный анализ, выявлять позиции партнеров по общению, то можно вовремя предотвращать конфликты.

Теории

Главный краеугольный камень трансакционного анализа — теория сценариев. Ее создатель — Эрик Берн. Со временем она была улучшена Клодом Штайнером. Элементы теории:

  1. Контрсценарий — набор действий, выполняемых в определенной последовательности. Позволяет отойти от первоначального сценария. Начинает закладываться в стороннем эго-состоянии. Если по стандартному сценарию человек должен страдать, то по контрсценарию он становится счастливым.
  2. Сценарий — план жизни, который составляется с детства. Он выбирается детьми зависимо от основ, которые закладывают в него окружающие, родители. Выбор сценария зависит от воли ребенка, воздействия внешних факторов.
  3. Антисценарий — формируется, когда человек не может жить согласно сценарию, составленному в детстве. При этом субъект не может забыть про основной сценарий. Поэтому он продолжает действовать согласно ему.

Под сценарием подразумевается судьба индивида, под антисценарием — стиль жизни.

Виды эго-состояния

На протяжении жизни каждый человек находится в одном из трех эго-состояний — взрослый, родитель, ребенок.

Родитель

Чтобы понять, что такое находиться в состоянии эго-родитель, нужно знать, как ребенок перенимает знания, опыт от взрослых. Первые 3 года развитие ребенка зависит от действий родителей. На взрослых возлагается самая большая ответственность. Они должны научить малыша выражать эмоции, чувства, обучить безопасности.

Когда малыш наблюдает за взрослыми, их образы откладываются в его памяти. Данный прием психологи называют интроектом. У взрослых людей в сознании может быть множество интроектов, который напоминают образ родителей, братьев, сестер, других родственников.

Внутренние образы взрослых при эго-состоянии родителя делятся на 2 вида:

  1. Заботливые. Образы характеризуются добротой, заботой, любовью. Когда человек переходит в такое состояние, он успокаивается, расслабляется. Он поможет другому человеку, если ему будет плохо. Заботливый родитель более дипломатичен. Из спорных, конфликтных ситуаций он пытается выходить мирно, идя на компромиссы.
  2. Контролирующий. Характерная черта такого внутреннего Я — постоянная критика. Такие образы постоянно критикуют любые поступки, перечат начинаниям, не дают нормально развиваться, решать поставленные задачи. Индивид с преобладающим чувством контролирующего родителя быстро находит недостатки в других людях, проявляют злобу по отношению к окружающим.

Эго-состояние родителя помогает наладить контакт с окружающими, успешно общаться с ними. Иногда внутренние образы начинают доминировать. Они подавляют волю и происходит внутренний конфликт. Сам человек начинает жить как ему указывают запомнившиеся образы из детства.

Ребенок

Эго-состояние ребенка представляет собой эмоциональный опыт. Когда малыш находится в утробе, он уже начинает получать его. После рождения опыт приходит от родителей. Дети не умеют мыслить рационально. Малыши младше трех лет чувствуют изменения эмоционального состояния родителей, но не могут накапливать знания в большом количестве.

Если для родительского эго-состояния характерны запреты, контроль, то для состояния ребенка — чувства, эмоции. К ним относятся желания, потребности, мечты, фобии.

Этот вид эго-состояния делится на 3 подтипа:

  1. Бунтующий. Для таких людей характерна усталость от всего. Один из ярких примеров — подросток, который подался в неформальную субкультуру. Чаще такие дети остаются примерными до 14 лет. Потом они резко изменяются, стараются попробовать все, что раньше им было запрещено.
  2. Адаптивный. При таком состоянии человек чаще испытывает страх, подавленность, соглашается с чужим мнением, забывая про собственные принципы. Больше всего такие индивиды боятся, что их отвергнут.
  3. Свободный. Подобное состояние возникает у людей, которые в детстве было все дозволено. Такие индивиды воспитывались в семьях со средним или высоким социальным статусом. Обычно это креативные, жизнерадостные личности, обладающие развитым творческим мышлением. У них изменчивые интересы. При резких сменах настроения они могут забросить дела и уехать в никуда. Он часто генерируют новые идеи.

Достоинство подобного состояния — свобода, эмоциональность. Главный недостаток — состояние ребенка далеко от реальности, если сравнивать его с родителем.

Взрослый

Подобное эго-состояние называют промежуточным между родителем и ребенком. Такие люди игнорируют требования, запреты. Они адекватно воспринимают мир вокруг себя, контролируют свое поведение, взвешивают все риски при принятии решения.

Я-Ребёнок

В каждом из нас до седых волос продолжает жить ребёнок. Время от времени, он проявляет себя в зрелой жизни совершенно по-детски
– оперируя теми же чувствами, словами и мыслями, действуя, играя и реагируя так же, как в возрасте 2-6 лет.
В такие моменты мы проживаем жизнь в состоянии «Я-Ребёнок», вновь и вновь возвращаясь к своим детским переживаниям, но уже с позиции зрелой личности.
По сути, «Ребёнок» – это тот кусочек детства, который нам удается сохранить до глубокой старости.

Именно эту часть человеческой личности Эрик Берн считает наиболее ценной.
Пребывая в этом состоянии в любом возрасте мы позволяем себе счастье оставаться естественными – восторженными и милыми, радостными и печальными или упрямыми
и покладистыми – такими же, какими были в своём детстве. Спонтанность, интуицию, искру творчества – ярче всего проявляющиеся в
детском возрасте, мы переносим во взрослую жизнь и вновь проявляем в состоянии Ребёнка.

Что случается, если эго «Я-Ребёнок» с годами доминирует?

Жестко доминируя в зрелом возрасте, состояние Ребёнка может стать источником серьезных проблем. Потерпев даже мимолетную неудачу
человек в состоянии «Я-Ребёнок» тут же находит козла отпущения – несовершенный мир, неискренних друзей, тупое начальство, вечно
жалующуюся на жизнь семью или, за неимением более конкретных объектов, – карму и родовое проклятье. Следствие таких рассуждений
– обвинительный приговор, который он выносит людям, миру и самому себе, разочарование жизнью, пренебрежение возможностью
использовать полученный опыт для исключения подобных ошибок в будущем.

Как и в случае доминирования позиции «Я-Родитель», растянувшееся во времени постоянное пребывание в состоянии «Я-Ребёнок» и
накапливание отрицательных эмоций в виде обид и ожесточения – фундамент для серьезных психосоматических заболеваний.
Таких же последствий можно ждать, активно и систематически подавляя в себе «Ребёнка» из состояния «Я-Взрослый».

Свободный и адаптивный Ребёнок

В зависимости от той роли, которые сыграли родители в воспитании человека в его раннем детстве, его Ребёнок может сформироваться Свободным или Адаптивным.

Пока мы сохраняем в себе Свободного Ребёнка, мы способны не только воспринимать жизнь, но удивляться и искренне радоваться её проявлениям.
Мы способны забыть о возрасте, до слезинок хохотать над удачной доброй шуткой, испытывать детский восторг от ощущения единства с природой и её энергиями.
Мы готовы расплыться в широкой улыбке отыскав единомышленника, беспричинно любить окружающих, находить смысл во всем, что происходит с нами и вокруг нас.

Адаптивный Ребёнок – это постоянные сомнения и комплексы.
Его легко определить в окружении по «маске Жертвы» – постоянно озабоченному и тревожному выражению лица.
Обычно эта маска полностью соответствует его внутреннему состоянию – напряжения, боязни сделать лишний или неверный шаг, сомнения,
борьбы с самим собой по любому, даже самому незначительному поводу.
Жизнь для него – это движение по заранее определенной траектории, причем то, какой будет эта траектория чаще выбирает не он.

3 Трансакции (поглаживания)

Индивид в любой момент может обратиться к другому субъекту из одного из трех эго-состояний. В свою очередь, другой человек способен ответить одним из своих эго-состояний. Такой «обмен» называется трансакцией.

При взаимодействиях (трансакциях) двух людей могут активизироваться различные Я-состояния. Существуют дополнительные, перекрестные и скрытые трансакции:

  1. 1. Дополнительными называются трансакции, которые соответствуют ожиданиям контактирующих людей и отвечают нормальным человеческим отношениям. Эти взаимодействия не вызывают конфликтов и могут длиться сколько угодно долго.
  2. 2. Способностью порождать конфликты обладают перекрестные трансакции. В таких ситуациях возникает непредвиденная реакция на стимул, включается неадекватное Я-состояние.
  3. 3. Скрытые отличаются тем, что включают более двух Я-состояний. «Сообщение» в них «прячется» под социально приемлемым стимулом. Но ответная реакция ожидается в результате эффекта скрытого «сообщения». Такое взаимодействие составляет основу психологических игр. Подобную трансакцию можно наблюдать, к примеру, при покупке недвижимости. Агент с улыбкой говорит покупателю: «Это великолепная просторная квартира в престижном районе, но ее стоимость будет слишком высокой для Вас». В такой ситуации его слова могут быть услышаны как Взрослым, так и Ребенком. Когда их слышит Взрослый, ответ звучит так: «Да, Вы правы, я не могу сейчас себе позволить купить эту квартиру, учитывая мой уровень зарплаты». В то же время, Ребенок отвечает так: «Я беру ее — это как раз то, что я хочу». Самые изощренные и тонкие обманные комбинации создаются на основе базовой человеческой потребности в признании.

Перекрестная трансакция

Дополнительная трансакция

Скрытая трансакция

Трансакции – кирпичики наших отношений

Для того, чтобы анализировать наше вербальное или невербальное общение было проще, весь процесс взаимодействия между людьми Эрик Берн предложил разбить на элементарные кусочки – трансакции. Трансакция, как единица общения, описывает единичные взаимодействия между людьми с учетом трех эго-составляющих.

Согласно структурному анализу Берна, общение двух людей – это всегда контакт определенных состояний их Я. Когда один из участников диалога посылает стимул другому, а тот другой реагирует на этот стимул по крайней мере одним из своих Я-состояний – общение можно считать состоявшимся. Если для общения собеседникам оказывается достаточно по одному Я-состоянию от каждого, такую трансакцию называют простой.

Учитывая то, какие состояния нашего Я вовлечены в общение и как они взаимодействуют, трансакцию можно отнести к одному из трех типов:

  1. Дополняющая или комплиментарная
  2. Пересекающаяся или перекрестная
  3. Скрытая

Виды эго-состояния

На протяжении жизни каждый человек находится в одном из трех эго-состояний — взрослый, родитель, ребенок.

Родитель

Чтобы понять, что такое находиться в состоянии эго-родитель, нужно знать, как ребенок перенимает знания, опыт от взрослых. Первые 3 года развитие ребенка зависит от действий родителей. На взрослых возлагается самая большая ответственность. Они должны научить малыша выражать эмоции, чувства, обучить безопасности.

Когда малыш наблюдает за взрослыми, их образы откладываются в его памяти. Данный прием психологи называют интроектом. У взрослых людей в сознании может быть множество интроектов, который напоминают образ родителей, братьев, сестер, других родственников.

Внутренние образы взрослых при эго-состоянии родителя делятся на 2 вида:

  1. Заботливые. Образы характеризуются добротой, заботой, любовью. Когда человек переходит в такое состояние, он успокаивается, расслабляется. Он поможет другому человеку, если ему будет плохо. Заботливый родитель более дипломатичен. Из спорных, конфликтных ситуаций он пытается выходить мирно, идя на компромиссы.
  2. Контролирующий. Характерная черта такого внутреннего Я — постоянная критика. Такие образы постоянно критикуют любые поступки, перечат начинаниям, не дают нормально развиваться, решать поставленные задачи. Индивид с преобладающим чувством контролирующего родителя быстро находит недостатки в других людях, проявляют злобу по отношению к окружающим.

Эго-состояние родителя помогает наладить контакт с окружающими, успешно общаться с ними. Иногда внутренние образы начинают доминировать. Они подавляют волю и происходит внутренний конфликт. Сам человек начинает жить как ему указывают запомнившиеся образы из детства.

Ребенок

Эго-состояние ребенка представляет собой эмоциональный опыт. Когда малыш находится в утробе, он уже начинает получать его. После рождения опыт приходит от родителей. Дети не умеют мыслить рационально. Малыши младше трех лет чувствуют изменения эмоционального состояния родителей, но не могут накапливать знания в большом количестве.

Если для родительского эго-состояния характерны запреты, контроль, то для состояния ребенка — чувства, эмоции. К ним относятся желания, потребности, мечты, фобии.

Этот вид эго-состояния делится на 3 подтипа:

  1. Бунтующий. Для таких людей характерна усталость от всего. Один из ярких примеров — подросток, который подался в неформальную субкультуру. Чаще такие дети остаются примерными до 14 лет. Потом они резко изменяются, стараются попробовать все, что раньше им было запрещено.
  2. Адаптивный. При таком состоянии человек чаще испытывает страх, подавленность, соглашается с чужим мнением, забывая про собственные принципы. Больше всего такие индивиды боятся, что их отвергнут.
  3. Свободный. Подобное состояние возникает у людей, которые в детстве было все дозволено. Такие индивиды воспитывались в семьях со средним или высоким социальным статусом. Обычно это креативные, жизнерадостные личности, обладающие развитым творческим мышлением. У них изменчивые интересы. При резких сменах настроения они могут забросить дела и уехать в никуда. Он часто генерируют новые идеи.

Достоинство подобного состояния — свобода, эмоциональность. Главный недостаток — состояние ребенка далеко от реальности, если сравнивать его с родителем.

Взрослый

Подобное эго-состояние называют промежуточным между родителем и ребенком. Такие люди игнорируют требования, запреты. Они адекватно воспринимают мир вокруг себя, контролируют свое поведение, взвешивают все риски при принятии решения.

Виды эго-состояния

На протяжении жизни каждый человек находится в одном из трех эго-состояний — взрослый, родитель, ребенок.

Родитель

Чтобы понять, что такое находиться в состоянии эго-родитель, нужно знать, как ребенок перенимает знания, опыт от взрослых. Первые 3 года развитие ребенка зависит от действий родителей. На взрослых возлагается самая большая ответственность. Они должны научить малыша выражать эмоции, чувства, обучить безопасности.

Когда малыш наблюдает за взрослыми, их образы откладываются в его памяти. Данный прием психологи называют интроектом. У взрослых людей в сознании может быть множество интроектов, который напоминают образ родителей, братьев, сестер, других родственников.

Внутренние образы взрослых при эго-состоянии родителя делятся на 2 вида:

  1. Заботливые. Образы характеризуются добротой, заботой, любовью. Когда человек переходит в такое состояние, он успокаивается, расслабляется. Он поможет другому человеку, если ему будет плохо. Заботливый родитель более дипломатичен. Из спорных, конфликтных ситуаций он пытается выходить мирно, идя на компромиссы.
  2. Контролирующий. Характерная черта такого внутреннего Я — постоянная критика. Такие образы постоянно критикуют любые поступки, перечат начинаниям, не дают нормально развиваться, решать поставленные задачи. Индивид с преобладающим чувством контролирующего родителя быстро находит недостатки в других людях, проявляют злобу по отношению к окружающим.

Эго-состояние родителя помогает наладить контакт с окружающими, успешно общаться с ними. Иногда внутренние образы начинают доминировать. Они подавляют волю и происходит внутренний конфликт. Сам человек начинает жить как ему указывают запомнившиеся образы из детства.

Ребенок

Эго-состояние ребенка представляет собой эмоциональный опыт. Когда малыш находится в утробе, он уже начинает получать его. После рождения опыт приходит от родителей. Дети не умеют мыслить рационально. Малыши младше трех лет чувствуют изменения эмоционального состояния родителей, но не могут накапливать знания в большом количестве.

Если для родительского эго-состояния характерны запреты, контроль, то для состояния ребенка — чувства, эмоции. К ним относятся желания, потребности, мечты, фобии.

Этот вид эго-состояния делится на 3 подтипа:

  1. Бунтующий. Для таких людей характерна усталость от всего. Один из ярких примеров — подросток, который подался в неформальную субкультуру. Чаще такие дети остаются примерными до 14 лет. Потом они резко изменяются, стараются попробовать все, что раньше им было запрещено.
  2. Адаптивный. При таком состоянии человек чаще испытывает страх, подавленность, соглашается с чужим мнением, забывая про собственные принципы. Больше всего такие индивиды боятся, что их отвергнут.
  3. Свободный. Подобное состояние возникает у людей, которые в детстве было все дозволено. Такие индивиды воспитывались в семьях со средним или высоким социальным статусом. Обычно это креативные, жизнерадостные личности, обладающие развитым творческим мышлением. У них изменчивые интересы. При резких сменах настроения они могут забросить дела и уехать в никуда. Он часто генерируют новые идеи.

Достоинство подобного состояния — свобода, эмоциональность. Главный недостаток — состояние ребенка далеко от реальности, если сравнивать его с родителем.

Взрослый

Подобное эго-состояние называют промежуточным между родителем и ребенком. Такие люди игнорируют требования, запреты. Они адекватно воспринимают мир вокруг себя, контролируют свое поведение, взвешивают все риски при принятии решения.

Эмоциональный шантаж

Эмоциональный шантаж — это термин, придуманный психотерапевтом доктором Сьюзан Форвард , для обозначения контроля над людьми в отношениях и теории о том, что страх , обязательства и вина (ВОГ) — это транзакционная динамика, играющая между контролирующим и контролируемым человеком. Понимание этой динамики полезно для всех, кто пытается освободиться от контролирующего поведения другого человека и справляться со своими собственными побуждениями делать то, что неудобно, нежелательно, обременительно или самоотверженно для других.

Форвард и Фрейзер выделяют четыре типа шантажа, каждый со своим собственным стилем манипулирования сознанием:

Тип Пример
Угроза Карателя Ешьте еду, которую я приготовил для вас, или я причиню вам боль.
Угроза самоказателя Ешьте еду, которую я приготовил для вас, или я сам себе поранию.
Угроза страдальца Ешьте еду, которую я приготовил для вас. Сохранял для себя. Интересно, что теперь будет.
Угроза мучителя Ешьте еду, которую я приготовил для вас, и вы получите действительно вкусный десерт.

Существуют разные уровни требований — требования, которые не имеют большого значения, требования, затрагивающие важные вопросы или личную неприкосновенность , требования, влияющие на важные жизненные решения, и / или требования, которые являются опасными или незаконными.

Сценарный анализ

В зависимости от генного набора под влиянием воспитания в первые пять-семь лет жизни родители формируют у ребенка сценарий, по которому он потом живет всю жизнь. Поэтому, зная сценарий, можно довольно точно определить, какие события будут происходить в жизни больного вплоть до его смерти.

Сценарий Э.Берн определяет как психологическую силу, которая тянет человека к его судьбе, В основе сценария лежат позиции. Вначале их две: «Я» и «ВЫ». Когда социальные контакты расширяются, появляется и третья — «ОНИ». Все зависит от той комбинации благополучия (+) — неблагополучия (-) в этих позициях. Мною добавлена еще одна позиция — «ТРУД», что позволило модифицировать и конкретизировать технические приемы сценарного анализа.

При правильном воспитании у ребенка во всех четырех позициях сохраняется позитивное содержание, которое является единственным условием счастливой жизни. Психологически здоровым может быть только человек, который положительно оценивает себя («Я+»), умеет увидеть позитивное в своих близких («ВЫ+»), охотно идет на новые контакты («ОНИ+»), находит интересную работу или интерес в работе («ТРУД+»).

При «Я-» человек осознает себя неудачником, неблагополучной личностью. При «ВЫ-» он готов к конфликтам с членами своей микросоциосреды, которые рассматриваются им как неблагополучные личности. При этом отмечаются стремление их перевоспитывать, склонность к иронии и сарказму, придирчивость, готовность расстаться с ними по незначительному поводу. При «ОНИ—» человек старается избежать новых контактов, видит прежде всего негативные моменты в поступках и характере новых партнеров по общению. Его адаптация в незнакомой обстановке проходит медленно. При «ТРУД-» у личности основным ориентиром в его предметной деятельности являются материальные результаты труда (поиски выгодной работы, ожидание «настоящей жизни» после достижения результатов).

Появление минуса в одной из позиций гипертрофирует позитивное содержание других. Например, при исчезновении плюса в позиции «ВЫ» происходит гипертрофия позитивного содержания «Я», и человек становится высокомерным, общаясь с близкими.

Кроме того, личность может быть стабильной и нестабильной. Стабильной она считается тогда, когда практически во всех ситуациях выявляется один и тот же знак, нестабильной — когда в позиции в одних ситуациях проявляется плюс, в других минус. В зависимости от сочетания плюсов и минусов в позициях «Я», «ВЫ», «ОНИ» и «ТРУД» чисто теоретически можно выделить 16 вариантов стабильных личностей и неограниченное — нестабильных.

В практике лечения неврозов мне удалось описать пять стабильных личностных комплексов и два нестабильных, и выявить статистически достоверную корреляцию личностных комплексов с формами неврозов. Выявилась также следующая закономерность: появление хотя бы одного минуса в личностном комплекса приводит к тому, что появляется тенденция к возникновению минусов и в других позициях. Рано или поздно возникает невроз.

Знание структуры комплекса, который я назвал «социогеном», позволило целенаправленно проводить лечебную программу, стратегической целью которой являлось превращение малоадаптивного личностного комплекса с минусами в той или иной позиции в комплекс «Я+, ВЫ+, ОНИ+, ТРУД+», что делало стойкими и результаты лечения.

Определить личностный комплекс позволяют анализ биографических сведений или специальный тест определения социогена. При сценарном перепрограммировании используются психологическое айкидо, трансактный анализ, а также ряд других приемов.

Эрик Берн «Трансакционный анализ в психотерапии»

Структурный анализ

Для понимания феномена игр необходимо проводить структурный и транзакционный анализ ситуаций взаимодействия. Структурный анализ состоит в выявлении состояния Я, в котором находится человек. Набор этих состояний можно распределить так: 1) состояния Я, сходные с образами родителей; 2) состояния Я, автономно направленные на объективную оценку реальности, и 3) состояния Я, представляющие наиболее архаичные образцы чувств и поведения, зафиксированные в раннем детстве. В обычной речи их именуют Родитель (Р), Взрослый (В) и Ребёнок (Ре), причём эти простые термины используются даже в самых строгих и формальных обсуждениях.

4 Жизненный сценарий

В детстве каждый человек пишет уникальный, присущий только ему «сценарий жизни». Он определяется позициями, принятыми в этом возрасте, и записывается в Я-состояние Ребенка. Это происходит через трансакции между ребенком и его социальным окружением.

В сценарии существуют начало, середина и конец. Основа сюжета закладывается в раннем детстве до того, как ребенок начинает говорить. Первоначально он пишется невербально (позиции, принимаемые в детстве — «я о’кей», «я не о’кей». Потом дети получают от родителей вербальные (словесные) сценарные сообщения. Они могут относиться к общему жизненному плану («ты обязательно станешь знаменитостью», «ты никогда ничего не добьешься»), а могут касаться тех или иных сторон жизни ребенка: ему предписывается профессиональный сценарий («ты прирожденный артист»), сценарий применительно к половой принадлежности («ты такой слабый, ты никогда не будешь настоящим мужчиной»), относительно учебы, религии, спорта, хобби и т. п. В той или иной ситуации родительские сообщения («установки») могут быть конструктивными, разрушительными (в крайних случаях — ведущими к суициду) и непродуктивными.

Позднее на каждом этапе жизни к сценарию добавляются незначительные детали. К семи годам он уже полностью написан, а в юношеском возрасте индивид может его пересмотреть. Будучи взрослыми, люди обычно не осознают, что сами создали для себя «сценарий жизни». Они в точности ему следуют в любых ситуациях. Без осознания этого факта жизнь складывается таким образом, что личность движется к той финальной сцене, которая была заложена в детстве.

Концепции эго-состояний и «сценария жизни» являются центральными проблемами ТА. Дискуссии вокруг них продолжаются до сих пор. Тем не менее, модель «жизненного сценария» занимает центральное место в психотерапевтической практике. При анализе сценария специалист использует концепцию для понимания того, как люди способны подсознательно создавать себе проблемы и какие существуют способы их решения.

Три эго-состояния по Берну — Родитель, Взрослый, Ребенок

Берн различает три эго-состояния, с помощью которых индивидуум взаимодействует с окружающим миром. Они носят названия: Родитель, Взрослый, Ребенок.

Состояние «ребенка». Человек следует самым простым нуждам и потребностям. При этом, решения им принимаются спонтанно, беззаботно, порой импульсивно.

Состояние «внутреннего родителя», напротив же, имеет под собой установки поведения человека, перенятые извне (обычно от родителей). Такая роль обусловлена обдуманными поступками, и выражается в критическом отношении к окружению.

Состояние «взрослого» вовсе не зависимо от физического возраста человека. Проявляется в организованности, хорошем уровне адаптивности, критичной оценке, строгой рассудительности и самоконтроле.

Например, руководитель компании входит в эго-состояние Родителя и, по правилам принятой роли, обращается к своему подчиненному с указанием на совершенную им ошибку в работе. Следовательно, подчиненному ничего больше не остается, как взять на себя роль «ребенка», выслушать указания и приняться за решение возникших вопросов.

Когда собеседник принимает навязанную ему роль, контакт проходит благополучно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector