Эксперимент милгрэма: палачи по приказу. как подчинение авторитету избавляет от ответственности
Содержание:
- Дискуссии и предположения[править | править код]
- Результаты не зависели от авторитета университетаправить | править код
- Пол испытуемого не влиял на результатыправить | править код
- Люди отдавали отчет в опасности тока для Ученикаправить | править код
- Испытуемые были обыкновенными людьмиправить | править код
- Испытуемые не были садистамиправить | править код
- Книги (3)
- Ссылки в СМИ [ править ]
- [править] Биографические сведения
- Третья волна
- биография
- «Потерянное письмо»
- Сираноиды
- Общая информация об эксперименте Милгрэма
- Дополнительные эксперименты
- Подчинение авторитету
- Интересные факты
- Описание эксперимента Милгрэма
- Выводы
Дискуссии и предположения[править | править код]
За несколько дней до начала своего эксперимента Милгрэм попросил нескольких своих коллег (студентов-выпускников, специализирующихся в области психологии в Йельском университете, где проводился данный эксперимент) ознакомиться с планом исследования и попробовать угадать, сколько испытуемых-Учителей будут, несмотря ни на что, увеличивать мощность посылаемого электрического разряда (предусматривалась возможность увеличения напряжения до 450 вольт) до тех пор, пока их не остановит экспериментатор. Большинство опрошенных психологов предположили, что таким образом поступят от одного до двух процентов всех испытуемых.
Также были опрошены 39 психиатров. Они дали еще менее верный прогноз, согласно которому не более 20 % испытуемых продолжат эксперимент до половины напряжения (225 В) и лишь один из тысячи нажмёт последнюю кнопку. Следовательно, никто не ожидал поразительных результатов, которые были получены – вопреки всем прогнозам, большинство испытуемых подчинились указаниям руководившего экспериментом учёного и наказывали Ученика электрошоком даже после того, как тот переставал кричать и бить в стенку ногами.
Как можно объяснить проявленную испытуемыми жестокость? На этот счет было высказано несколько предположений:
- Испытуемых гипнотизировал авторитет Йельского университета;
- Все испытуемые были мужчинами, имеющими склонность к агрессивным действиям;
- Испытуемые не понимали, насколько сильный вред, не говоря о боли, могли причинить Ученикам столь мощные электрические разряды;
- Испытуемые были просто моральными уродами, которые наслаждались возможностью причинить страдание.
При дальнейших экспериментах все эти предположения не подтвердились.
Результаты не зависели от авторитета университетаправить | править код
Милгрэм повторил эксперимент, сняв убогое помещение в Бриджпорте, Коннектикут под вывеской «Исследовательская Ассоциация Бриджпорта» и отказавшись от каких-либо ссылок на Йельский университет. «Исследовательская Ассоциация Бриджпорта» представлялась коммерческой организацией. Результаты качественно не сильно изменились: 48 % испытуемых согласились дойти до конца шкалы.
Пол испытуемого не влиял на результатыправить | править код
Другой эксперимент показал, что пол испытуемого не имеет решающего значения; Учителя-женщины вели себя точно так же, как и мужчины в первом эксперименте Милгрэма. Это развеяло миф о мягкосердии женщин.
Люди отдавали отчет в опасности тока для Ученикаправить | править код
Еще в одном эксперименте изучалось объяснение, согласно которому испытуемые недооценивали потенциальный физический вред, причиняемый ими жертве. Перед началом дополнительного эксперимента Учащемуся была дана инструкция объявить, что у него больное сердце и что он не выдержит сильных ударов напряжением. В процессе эксперимента он начинал кричать: «Все! Выпустите меня отсюда. Я говорил вам, что у меня больное сердце. Мое сердце начинает меня беспокоить. Я отказываюсь продолжать. Выпустите меня». Поведение Учителей не изменилось; 65 % испытуемых добросовестно выполняли свои обязанности, доводя разряды до максимума.
Испытуемые были обыкновенными людьмиправить | править код
Предположение о том, что испытуемые были моральными уродами, также было отвергнуто как не имеющее под собой реальности. Люди, откликнувшиеся на объявление Милгрэма и изъявившие желание принять участие в эксперименте по изучению влияния наказания на память, являлись среднестатистическими гражданами (учитывались их возраст, профессия и образовательный уровень). Более того, ответы испытуемых на вопросы специальных тестов, позволяющих дать оценку личности, показали, что эти люди были вполне нормальны и имели достаточно устойчивую психику. Фактически они ничем не отличались от нас с вами; или, как говорит Милгрэм: «они и есть мы с вами».
Испытуемые не были садистамиправить | править код
Предположение, что испытуемые получали наслаждение от страданий жертвы, было опровергнуто несколькими экспериментами.
- Когда экспериментатор уходил, а в комнате оставался его «ассистент» — лишь 20% соглашались на продолжение эксперимента.
- Когда испытуемому давали право самому выбирать напряжение, 95 % оставались в пределах 150 вольт.
- Когда указания давались по телефону, послушание сильно уменьшилось (до 20 %). При этом многие испытуемые притворялись, что продолжают эксперименты.
- Если испытуемый оказывался перед двумя исследователями, один из которых приказывал остановиться, а другой настаивал на продолжении эксперимента, испытуемый прекращал эксперимент (подробнее об этом см. )
Книги (3)
Как хороший человек становится негодяемРаздел библиотеки: Социальная психология
Эксперименты о механизмах подчинения. Индивид в сетях общества.
Услышав очередное сообщение о взрыве в метро или на улице, ужаснувшись числу жертв военных конфликтов, среди которых в основном не солдаты, а мирное население, мы задаем себе вопрос: как такое стало возможным?! Что движет человеком, надевшим военную форму и лишающим жизни простых людей — женщин, стариков, детей? Что двигало людьми, подвергавшими пыткам и отправляющими в газовые камеры во время Второй мировой войны тысячи жертв? Неужели все эти люди злодеи и садисты? Или «невинные» исполнители чужой воли и приказов?
Ответить на эти вопросы сумел американский психолог Стэнли Милгрэм, который провел и описал шокирующий эксперимент, ставший одним из самых знаменитых в социальной психологии. Ни одно исследование не дало науке такого понимания природы человека, ни одно не вызвало столько споров. В книге — не только описание этого эксперимента, но и множество других, позволяющих заглянуть в самые темные уголки человеческой души, увидеть, на что способен каждый из нас под давлением авторитета, общества, просто зрителей. Это знание даст вам понимание природы человека и позволит засомневаться и сказать «нет», когда кто-то захочет сделать вас «слепым орудием» в своих руках.
Читать »
Подчинение авторитету. Научный взгляд на власть и моральРаздел библиотеки: Социальная психология
Переводчик: Ястребов Г.Г.
На что способен пойти добропорядочный гражданин, повинуясь приказу?
Размышления о десятках тысяч людей в фашистской Германии, отправлявших на смерть себе подобных, просто выполняя свой долг, натолкнули Стэнли Милгрэма на мысль о провокационном эксперименте. Поведение испытуемых в ходе разных вариаций эксперимента неизменно подтверждало страшные догадки Милгрэма: одни участники испытаний сурово «наказывали» других, не пользуясь своим правом отказаться. Парадокс заключается в том, что такие добродетели, как верность, дисциплина и самопожертвование, которые мы так ценим в человеке, привязывают людей к самым бесчеловечным системам власти.
Но со времен нацистских лагерей смерти природа человека не изменилась. Вот почему актуальность концепции, которую со страшной убедительностью подтверждает эксперимент, можно оспаривать, но опасно недооценивать. Знаменитый эксперимент Милгрэма, поначалу вызвавший у многих протест и недоверие, позже был признан одним из самых нравственно значимых исследований в психологии.
Читать »
Эксперимент в социальной психологииРаздел библиотеки: Социальная психология
В книге «Эксперимент в социальной психологии» собраны основные работы одного из крупнейших социальных психологов Стенли Милграма, мастера эксперимента и наблюдения, создателя оригинальных методик исследования индивидуального и группового поведения.
Экспериментальное изучение подчинения авторитету принесло ему мировую славу. Он по-новому осветил в своих работах проблемы власти, подчинения и ответственности. Не меньшее влияние на развитие социальной психологии оказали его исследования по психологии анонимности и группового влияния, когнитивной психологии.
Читать »
Ссылки в СМИ [ править ]
Эта статья, кажется, содержит ссылки на . Пожалуйста , реорганизовать это содержание , чтобы объяснить воздействие субъекта на массовой культуре, предоставляя цитаты в , а не просто листинг выступлений. Материал, не полученный от источника, может быть оспорен и удален. ( Октябрь 2018 г. ) |
В 1975 году CBS представила созданный для телевидения фильм об экспериментах с послушанием «Десятый уровень» с Уильямом Шатнером в роли Стивена Хантера, ученого, похожего на Милгрэма. Милгрэм был консультантом фильма, хотя его личная жизнь не походила на жизнь персонажа Шатнера. В этом фильме были изображены инциденты, которые никогда не происходили после эксперимента в реальной жизни, включая психотический эпизод с субъектом и высказывание главного героя о том, что он сожалеет об эксперименте. Когда его спросили о фильме, Милгрэм сказал одной из своих аспирантов, Шэрон Пресли , что он недоволен фильмом, и сказал ей, что не хочет, чтобы его имя использовалось в титрах.
В 1986 году музыкант Питер Гэбриел написал песню под названием «We Do What We Told (Milgram’s 37)», ошибочно указав на процент испытуемых, которые отказались продолжать применять электрошок. Намерения Габриэля были оптимистичными: не все были готовы подчиняться авторитету и шокировать на высшем уровне. Фактический процент составлял 35. Цитата из статьи в журнале Spin в сентябре 1986 года:
Milgram 18 был воспроизведен для тестирования участников телевизионного специального выпуска 2008 года The Heist . Эксперимент Милгрэма, созданный Дерреном Брауном и Энди Найманом для британской станции Channel 4 , помог определить, какие кандидаты наиболее восприимчивы к авторитету. Четверо самых отзывчивых и психологически здоровых кандидатов в конце шоу косвенно получили возможность ограбить (поддельный) бронированный банковский фургон.
В марте 2010 года французский телеканал France 2 транслировал Jusqu’où va la télé , описывая результаты фальшивого игрового шоу, которое они запускали 80 раз (каждый раз независимо, с новым участником и аудиторией). Участники получили инструкции применить то, что, по их мнению, могло быть почти смертельным поражением электрическим током, другому «участнику» (на самом деле актеру), когда тот другой участник допустил ошибку в заученных словесных ассоциациях. Воодушевленные ведущим шоу и неподготовленной студийной аудиторией, подавляющее большинство следовало инструкциям, даже когда «жертва» кричала.
В 2010 году люксовый бренд Enfants Perdus выпустил коллекцию под названием «Milgram», в которой дизайнеры черпали темы и вдохновение из эксперимента Милграма. Команда дизайнеров ссылалась на дискуссии о человеческом состоянии и на откровения человеческого состояния в многочисленных интервью.
В 2015 году был выпущен экспериментальный биографический фильм о Милграме под названием Experimenter , режиссер Майкл Алмерейда . Питер Сарсгаард играет Стэнли Милгрэма.
[править] Биографические сведения
Родился 15 августа 1933 года в Нью-Йорке в семье еврейских эмигрантов Адель и Самуэля Милгрэм, прибывших из Румынии и Венгрии.
Закончил среднюю школу имени Джеймса Монро в Бронксе.
В 1954 году получил степень бакалавра в области политологии в Квинс-колледже в Нью-Йорке.
Затем изучал психологию личности и социальную психологию в Бруклинском колледже.
В 1954 поступил в аспирантуру в Гарварде.
В 1960 году получил степень доктора философии в области социальной психологии.
Осенью 1960 года поступил на работу доцентом в Йельский университет.
В 1963 году опубликовал статью «Подчинение: исследование поведения» (Behavioral Study of Obedience) с описанием своих экспериментов по подчинению власти. В результате развернувшейся полемики, американская психологическая Ассоциация на год задержала заявку Милгрэма на членство из-за вопросов об этичности его работы, но в итоге членство было предоставлено. В 1964 году его исследование социальных аспектов подчинения было отмечено премией Американской ассоциации содействия развитию науки. В 1974 году опубликовал книгу «Подчинение власти» (Obedience to Authority).
В 1967 году провёл ставший впоследствии знаменитым эксперимент, который он назвал «Мир тесен» (small world). Целью эксперимента была проверка гипотезы математика Манфреда Кохена и политолога Итиэля де Сола Пул относительно связности социальных сетей. В результате эксперимента оказалось, что среднее число знакомых между любыми двумя случайно взятыми людьми равно шести. Вывод Милгрэма известен как «теории шести рукопожатий».
В 1967—1984 годах — профессор в Центре подготовки аспирантов университета штата Нью-Йорк.
В 1970—1971 годах провёл эксперимент по проверке влияния медиапотребления (в данном случае, телевидения) на социальное поведение. Подопытным предоставлялась возможность присвоить деньги или пожертвовать на благотворительность, в зависимости от аналогичных действий героев специально снятого эпизода популярного сериала «Медицинский центр».
В начале 1970-х годов начал экспериментировать с «сираноидами».
Умер 20 декабря 1984 года в Нью-Йорке.
Третья волна
В 1967-м году калифорнийский учитель Рон Джонс решил провести небольшой эксперимент по психологии, чтобы показать ученикам в своем классе, каким именно образом жители Германии смогли выбрать такого человека как Адольф Гитлер своим лидером. Он обнаружил, что многие ученики с трудом способны вообразить, как можно, будучи взрослыми людьми, спокойно поддерживать настолько очевидно чудовищного политика. Объяснения через апелляцию к историческому контексту не встретило понимания, поэтому Джонс организовал практические занятия, призванные учащимся лучше понять логику немецкого населения в 1930-х.
В течение 5 дней Джонс создал и активно продвигал свое общественное движение под названием «Третья волна», целью которого было уничтожение демократии (о чем прямо говорилось всем желающим слушать). В ходе первого дня Джонс ввел лишь несколько базовых правил, слегка ужесточающих дисциплину в классе. На второй день Джонс разъяснил классу основные принципы движения и обязал всех использовать особое приветствие со вскинутой рукой. Подчинились все.
В течение третьего дня эксперимент начал выходить из-под контроля, поскольку слухи о нем расползлись по школе, и появились желающие поучаствовать в движении (или хотя бы посмотреть на импровизированный «съезд участников», из-за чего посещаемость класса резко возросла). Что особо удивило Джонса в этот момент, так это спонтанное появление стукачей, которые прилежно доносили учителю о всех нарушителях его правил. Кроме того, Джонс ввел новые элементы движения: знамя и членские карточки, а также запретил всем не-членам движения входить в класс.
Символ движения
К концу дня численность членов движения составляла около 200 человек (против 30 учеников одного класса в начале эксперимента). На четвертый день Джонс решил прервать эксперимент, поскольку он явно начал выходить из-под контроля, и чтобы сделать это, он объявил своим сторонникам о том, что завтра ожидается телевыступление кандидата в президенты от «Третьей волны». Когда на пятый день все пришли посмотреть на него по ТВ, Джонс показал им экран с черно-белыми полосами, и объявил о прекращении эксперимента и роспуске движения, а также показал фильм о приходе нацистов к власти, сопроводив его развернутым комментарием.
Видео, на котором Рон Джонс лично рассказывает о ходе эксперимента
Этот мини-эксперимент позднее стал не только предметом широкого обсуждения в медиа, но и породил несколько фильмов. Однако его главная задача, как ее видел Джонс, заключалась в том, чтобы показать людям, насколько быстро и легко можно создать чувство превосходства своей группы у самых обычных людей. При этом оно заставит их не только забыть о рациональном начале в человеке, но и добровольно передать власть над своей жизнью харизматическому вождю.
биография
Ранняя и личная жизнь
Милгрэм родился в 1933 году в Нью-Йорке ( Бронкс ) в семье евреев . Его родителями были Адель (урожденная Исраэль) и Сэмюэл Милграм (1898–1953), которые эмигрировали в Соединенные Штаты из Румынии и Венгрии соответственно во время Первой мировой войны. Он был вторым из трех детей. Ближайшие и дальние родственники Милграма пострадали от Холокоста . После войны его родственники, пережившие нацистские концлагеря и сделавшие какое-то время жили с семьей Милграма в Нью-Йорке.
Его речь бар-мицвы была посвящена тяжелому положению европейских евреев и влиянию событий Второй мировой войны на еврейский народ во всем мире. Он сказал, став мужчиной по еврейскому закону: «Поскольку я … нахожу счастье вступить в ряды Израиля, знание трагических страданий моих собратьев-евреев … делает это … поводом для размышлений о наследие моего народа, которое теперь становится моим … Я постараюсь понять свой народ и сделаю все возможное, чтобы разделить ответственность, которую история возложила на всех нас «. Позже он написал своему другу с детства: «Я должен был родиться в немецкоязычной еврейской общине Праги в 1922 году и умереть в газовой камере примерно через 20 лет. Как я родился в больнице Бронкса, я» Я никогда не пойму. »
Интерес Милгрэма к Холокосту был основан на том, что его биограф, профессор Томас Бласс , назвал «пожизненной идентификацией Милгрэма с еврейским народом ». Писательница Кирстен Фермаглих писала, что Милгрэм, будучи взрослым, имел «личный конфликт как еврей, который воспринимал себя как постороннего, жертву нацистского разрушения, так и инсайдера, как ученого». Александра заявила, что еврейская идентичность Милгрэма привела к тому, что он сосредоточился на Холокосте и его исследовании послушания авторитетам. Он поделился этим также с Гербертом Винером, одним из его испытуемых по послушанию, который после разговора с Милграмом об эксперименте заметил, что «Милгрэм был очень евреем. Я был евреем. Мы говорили об этом. Очевидно, что за нейтральным исследованием стоял мотив. »
Милгрэм женился на своей жене Александре на церемонии в синагоге Братства в Гринвич-Виллидж на Манхэттене 10 декабря 1961 года, и у них родилось двое детей, Мишель и Марк. На момент смерти Милгрэм жил в Нью-Рошель, штат Нью-Йорк .
Отец Милгрэма работал пекарем, обеспечивая скромный доход своей семье до своей смерти в 1953 году (после которой мать Стэнли взяла на себя пекарню). Милгрэм посещал PS 77 и среднюю школу Джеймса Монро в Бронксе (которую он окончил за три года), отличался в учебе и был великим лидером среди своих сверстников. Одним из одноклассников Милгрэма в средней школе Джеймса Монро был Филип Зимбардо , архитектор Стэнфордского тюремного эксперимента . Милгрэм и Зимбардо также разделяли симпатию к популярной телевизионной программе Candid Camera и восхищение ее создателем Алленом Фантом .
К тому времени, когда он учился в колледже, его семья переехала в соседний Квинс . В 1954 году Милгрэм получил степень бакалавра политических наук в Куинс-колледже в Нью-Йорке , где он учился бесплатно. Он также учился в Бруклинском колледже , где получил отличные оценки по специальностям «Психология личности» и «Эклектичный подход к социальной психологии». Он подал заявление на соискание докторской степени по социальной психологии в Гарвардском университете , но сначала был отклонен из-за недостаточного опыта в психологии (он не проходил никаких курсов по психологии в Куинс-колледже). В конце концов, он был принят в Гарвард в 1954 году после того, как сначала поступил в Гарвардское управление специальных студентов.
Профессиональная жизнь
В 1961 году Милгрэм получил в Гарварде докторскую степень по социальной психологии. Осенью 1960 года он стал доцентом Йельского университета. С 1963 по 1966 год он работал доцентом кафедры социальных отношений Гарварда по трехлетнему контракту. Затем контракт был продлен еще на один год, но с более низким рангом лектора. Скорее всего, из-за его спорного эксперимента с послушанием Милграму было отказано в работе в Гарварде.
В 1967 году он принял предложение стать штатным профессором в Центре выпускников Городского университета Нью-Йорка и преподавал в Городском университете до своей смерти в 1984 году. Милгрэм оказал большое влияние, в том числе на психологов Соломона Аша и Гордона Олпорта .
Смерть
Милгрэм умер 20 декабря 1984 года в возрасте 51 года от сердечного приступа в Нью-Йорке. Это был его пятый сердечный приступ. После него остались вдова Александра «Саша» Милграм, дочь Мишель Сара и сын Марк Даниэль.
«Потерянное письмо»
Другой известный эксперимент Милгрэма получил название «потерянное письмо». В ходе эксперимента в публичных местах были оставлены письма, адресованные как частным лицам, так и вымышленным организациям. Практически все письма, адресованные людям, были брошены в ящики; письма в организации дошли лишь в тех случаях, когда названия последних вызывали положительные ассоциации — прежде всего наименования таких корпораций, как исследовательские институты, медицинские учреждения и тому подобные объединения. Письма, адресованные вымышленным организациям с запятнанной репутацией, таким как «Друзья нацистской партии», до адресата не дошли. Таким образом, методика «потерянного письма» позволяет определить отношение общества к различным политическим течениям.
Сираноиды
В начале 70-х годов Милгрэм начал экспериментировать с т. н. «сираноидами». Эксперимент заключался в том, что группе испытуемых предъявлялся человек, в ухо которого был незаметно для испытуемых вставлен наушник, соединённый с миниатюрным радиоприёмником. Испытуемые, — часто это были школьные учителя, — могли задавать сираноиду (им, как правило, был ребёнок школьного возраста) различные вопросы. Получая ответы по радио, незаметно для испытуемых, сираноид демонстрировал необыкновенный уровень знаний. Эксперименты показали, что сираноид легко вводил испытуемых в заблуждение; учителя, как правило, не догадывались о том, что их водят за нос.
Общая информация об эксперименте Милгрэма
Цель эксперимента Милгрэма – понять, почему во Второй мировой войне жители Германии были так жестоки к узникам концлагерей. После того, как исследования были проведены в Америке, Стэнли хотел поехать с ними в Германию. Ему казалось, что немцы склонны подчиняться приказам авторитетных для них людей, несмотря ни на что. Но результаты опыта настолько ошеломили его, что он решил остаться в Нью-Хейвене, штат Коннектикут. По словам самого Милгрэма он обнаружил в своих согражданах столько повиновения и подчинения, что поездки за границу утратили всякий смысл.
Спустя несколько лет эксперимент все же провели в других странах (Голландия, Германия, Испания, Италия, Австрия, Иордания). Результаты были такими же ошеломляющими, как и в США. Подробнее узнать о них можно в книге Стэнли Милгрэма «Obedience to Authority».
Об исследованиях и результатах рассказывали и другие авторы. Но в своих суждениях они допускали ошибку. В зверствах против невинных людей участвовали не только оккупанты – граждане Германии. Часто подпись в документах о пытках или убийствах ставили их же сограждане, такие же жители оккупированных территорий. И очень часто немцы не имели к этому прямого отношения.
Получается, что в любой стране есть люди, готовые сделать больно и врагам, и своим соотечественникам. Речь не о том, что они слепо слушают приказы. Просто в их подсознании нет ограничений для проявления патологических наклонностей.
Дополнительные эксперименты
Для проверки первого предположения Милгрэм снял небольшое помещение в Бриджпорте – городе в другом штате США; при этом вывеска ничего не говорила о связи с Йельским университетом: организация представлялась просто коммерческой исследовательской компанией. Там учёный повторил эксперимент, и его результаты лишь незначительно отличались от первоначальных.
Следующий эксперимент показал, что женщины в роли «учителя» вели себя точно так же, как и мужчины.
В третьем опыте участники могли явственно слышать вопли «ученика», соответствующие силе подаваемого тока, и поэтому хорошо осознавали причиняемый ими вред. Но результаты снова оказались аналогичны первому испытанию.
Милгрэм проверил четвёртое предположение. Оказалось, что все участники были абсолютно нормальными людьми с устойчивой психикой, не страдавшими никакими психическими или умственными расстройствами. Сам исследователь вынужден был констатировать: «Они и есть мы с вами».
В частности, оказалось, что испытуемые не были садистами. В одном из опытов инструктор уходил, оставляя в комнате своего ассистента, и тогда лишь 20 процентов участников соглашались продолжать эксперимент.
Если участнику давалось право самому выбрать напряжение, почти все останавливались на 150 вольтах или даже меньшем напряжении
. Послушание уменьшалось, если распоряжения инструктор отдавал по телефону, при этом многие участники притворялись, что продолжают работу. Если инструкторов в комнате одновременно было двое, при этом один приказывал продолжать эксперимент, а второй требовал остановить его, большинство испытуемых прекращали эксперимент. Милгрэм заключил, что в сознании людей прочно закреплена необходимость подчиняться вышестоящему. Он заметил, что решающую роль во всех экспериментах играла неспособность участников открыто противостоять «начальнику», в качестве которого выступал инструктор. При этом испытуемые просили инструктора прекратить опыт, а когда тот отказывался, то они продолжали задавать вопросы и включать ток. Во время этих действий, однако, они дрожали, потели, что-то бормотали, хватались за голову и проявляли другие признаки обеспокоенности и смятения, однако покорно продолжали делать свою работу.
Один из очевидцев наблюдал, как за двадцать минут уверенный в себе солидный бизнесмен – один из участников – был доведён до нервного срыва. Он даже бил себя кулаком по голове и умолял инструктора остановиться, но тот отвечал отказом, и бизнесмен продолжал работать.
Милгрэм провёл дополнительные эксперименты, которые только подтвердили его предположения.
Подчинение авторитету
Установка эксперимента Милгрэма
В 1963 году Милгрэм представил результаты своих экспериментов с послушанием в статье «Поведенческое исследование послушания». В результате разногласий Американская психологическая ассоциация задержала его заявку на членство в течение года из-за вопросов об этичности его работы, но в конечном итоге предоставила ему полное членство. Десять лет спустя, в 1974 году, Милгрэм опубликовал « Послушание властям» . В 1964 году он получил премию AAAS за исследования в области наук о поведении, в основном за свою работу по социальным аспектам послушания. Частично вдохновленные судебным процессом над Адольфом Эйхманом в 1961 году , его модели позже также использовались для объяснения резни в Май Лай 1968 года (включая обучение власти в вооруженных силах, обезличивание «врага» посредством расовых и культурных различий и т. Д.). Он снял фильм о своих экспериментах, которые считаются классикой социальной психологии.
Статья в журнале American Psychologist подводит итоги экспериментов Милгрэма с послушанием:
Более поздние испытания эксперимента показали, что он работает только при определенных условиях; в частности, когда участники считают, что результаты необходимы для «блага науки».
Согласно Милграму, «сущность послушания состоит в том, что человек начинает рассматривать себя как инструмент для выполнения желаний другого человека, и поэтому он больше не считает себя ответственным за свои действия. произошли в человеке, все основные черты послушания следуют «. Таким образом, «главная проблема для субъекта состоит в том, чтобы вернуть себе контроль над своими собственными процессами управления, когда он посвятил их целям экспериментатора». Помимо этого гипотетического агентного состояния, Милгрэм предположил существование других факторов, объясняющих послушание субъекта: вежливость, неловкость отстранения, поглощенность техническими аспектами задачи, склонность приписывать безличностные качества силам, которые по своей сути являются человеческими, убеждение в том, что эксперимент служил желаемому результату, последовательному характеру действия и тревоге.
Конкурирующее объяснение результатов Милгрэма в качестве основного фактора использует стойкость убеждений . На что «нельзя рассчитывать, так это на осознание того, что внешне благожелательный авторитет на самом деле злонамерен, даже когда они сталкиваются с неопровержимыми доказательствами, которые предполагают, что этот авторитет действительно недоброжелателен. Следовательно, основная причина поразительного поведения подданных вполне может быть концептуальным, а не предполагаемой «способностью человека отказаться от своей человечности … по мере того, как он сливает свою уникальную личность с более крупными институциональными структурами».
Вдохновленные ужасающими событиями в нацистской Германии, эксперименты Милгрэма с повиновением использовались для объяснения ряда социальных влияний на человека, в том числе того, как полицейские следователи могут заставить невиновных признаться в преступлениях, которых они не совершали. В то же время эти эксперименты подверглись критике. Некоторые критики сомневались, чувствовали ли испытуемые нереальность ситуации. Другие ставили под сомнение соответствие лабораторных условий реальному миру.
Самая сокрушительная критика касалась этики основного плана эксперимента. Профессор Милгрэм, со своей стороны, считал, что такие опасения связаны с сомнительным характером его результатов: «В основе критики эксперимента, — писал Милгрэм, — лежит альтернативная модель человеческой натуры, которая считает, что, когда сталкивается с выбором. между причинением вреда другим и подчинением авторитету нормальные люди отвергают авторитет «.
Дэниел Рэйвер оглядывается:
Интересные факты
В 2002 году были опубликованы общие результаты всех экспериментов Милгрэма. Оказалось, что до наивысших показателей напряжения доходит 61-66% испытуемых. При этом место и время роли не играло.
В связи с этими данными возникает вопрос: что заставляет человека вести себя именно так? Откуда в людях такая жестокость? По мнению Милгрэма, виной всему прочно укоренившееся в подсознании желание находиться в подчинении у авторитетной личности. Испытуемые не находили в себе сил противоречить экспериментатору, дававшему жестокие указания.
Если бы ведущий не требовал продолжения «игры», «учитель» тотчас вышел бы из нее. Многие участники, видя страдания «ученика», нервничали, покрывались испариной, кусали до крови губы, умоляли освободить жертву. Наблюдатель рассказал об одном из испытуемых. Это был веселый, уверенный в себе человек. Буквально за треть часа его довели до нервного срыва. Он сильно переживал, бил себя, заламывал руки, но продолжал выполнять все указания экспериментатора.
Какой вывод после эксперимента сделал сам Милгрэм? У взрослых сознательных людей есть ярко выраженная готовность слепо следовать за авторитетом. И неизвестно, как далеко они могут зайти.
Описание эксперимента Милгрэма
Эксперимент под названием «Повинуемость» проходил в подвальном помещении Йельского университета. В этом опыте участвовали более 1000 человек разного пола и возраста. Изначально человеку предлагали широкий спектр действий, идущих вразрез с его принципами и моральными нормами.
Главный вопрос или задача эксперимента Милгрэма звучали следующим образом: как далеко может зайти человек, причиняя боль другому, пока подчинение руководителю не станет противоречивым для него?
Подопытным, смысл этого эксперимента объяснялся в совершенно другом свете: им говорилось о том, что целью опыта является исследование влияния телесной боли на функции человеческой памяти. В данном исследовании принимали участие наставник (экспериментатор), испытуемый (ученик) и подставной актер (в роли второго ученика).
Согласно правилам, от ученика требовалось выучить длинный список разных парных слов, а учителю надлежало проверять, насколько хорошо и точно ученик запомнил эти словосочетания.
Если ученик допускал ошибку, учитель должен был ударять его током. При каждой новой оплошности, учитель снова пропускал электрический заряд, который с каждым разом увеличивался.
Выводы
В результате экспериментов Милгрэм пришёл к заключению, что для «нормальных взрослых людей» характерна готовность делать всё что угодно, следуя велениям авторитета. Исследователь выдвинул в связи с этим две теории. Первая утверждает, что человек подчиняется правилам среды и её иерархии, когда не имеет возможности принять самостоятельное решение (например, чувствует нехватку знаний). Вторая теория говорит, что подчинённому свойственно рассматривать себя как инструмент для исполнения действий другого человека, что позволяет ему снять с себя всякую ответственность за собственные деяния.