Скиннер, беррес фредерик

Кто же это такой, и какие его заслуги перед научным миром?

Беррес Фредерик Скиннер

Беррес Фридерик Скиннер родился в 1904 году в Пенсильвании. C детства отличался склонностью к изобретениям. Прошел обучение в колледже Гамильтона. Сначала писал рассказы, пробовал себя в литературе, но вскоре понял, что интересы и способности его лежат в другой сфере. Несмотря на это, в 1948 году издал роман-утопию «Уолден 2». Затем учился на кафедре психологии в Гарвардском университете, и под влиянием ученого У.Дж.Крозье пришел к бихевиоризму. В последующие годы Скиннер читал лекции в Миннесотском, Индианском и Гарвардском университетах. В последнем он стал профессором и работал до конца своей жизни. За свой огромный вклад в изучение психологии поведения был награжден многими наградами. Самыми важными можно считать «Президентскую медаль за науку» и золотую медаль Американской психологической ассоциации.

Личная жизнь ученого сложилась достаточно удачно. В 1936 Скиннер женился на Ивонн Блю, которая родила ему двоих дочерей – Джулию Варгас, которая впоследствии стала выдающимся педагогом и психологом, и Дебору Бузан, муж которой, Барри Бузан, является известным ученым-политологом.

Умер Беррес Скиннер в 1990 году от лейкемии.

Для начала стоит отметить, что Скиннер всю свою научную деятельность посвятил изучению влияния внешних факторов на поведение человека и животных. В результате своих исследований Скиннер написал несколько книг. Самый главный его труд – «Поведение организмов» (1938). Другие его книги: «Наука и поведение», «О бихевиоризме», «Вербальное поведение».

Суть учения Скиннера можно описать следующими словами: все, что делает человек или животное, обусловлено последующим результатом. То есть, зная, какая реакция последует после определенных действий, человек (животное) будет или не будет делать задуманное. Не стоит путать бихевиоризм с учением о рефлексах. Оперантная реакция, которую изучал Скиннер, имеет определенную цель.

В ходе научной работы, американский психолог сформулировал режимы подкрепления, которые влияют на поведение:

  • С постоянным соотношением. Чем больше выполнено работы или правильных действий, тем больше уровень положительного подкрепления. Наглядным примером этого вида подкрепления может быть сдельно-премиальная оплата труда. Чем больше качественной работы сделано, тем выше заработная плата.
  • С постоянным интервалом. Новое подкрепление возникает строго по времени. Например, работающий человек всегда знает, что раз в месяц определенного числа он получит зарплату.
    • С вариативным соотношением. Когда наступит новое подкрепление неизвестно. Это подкрепление возникает, например, в случае покупки лотерейного билета. Человек точно не знает, что он выиграет.
  • С вариативным интервалом. Новое подкрепление поступает через неопределенный отрезок времени. Например, неожиданная прибавка к заработной плате.
    Скиннер предполагал, что положительные подкрепления удовлетворительно сказываются на поведении человека.

Согласно Скиннеру, оперантное обусловливание может применяться не только для контроля поведения других людей, но и для контроля собственного поведения. Самоконтроля можно добиться, создав условия для того, чтобы желательное поведение получало подкрепление.

Несмотря на критику скиннеровского подхода к изучению поведения человека (ученый полностью нивелировал влияние сознания, силы воли и свободного выбора), его подход в бихевиоризме активно используется. И именно теория оперантного обусловливания работает в таких, казалось бы, сложных случаях как аддиктивное поведение (зависимости разного рода), девиантное поведение (отклоняющееся от нормы), обсессивно-компульсивные расстройства и т.д.

Автор Марина Воробьева

Критика необихевиоризма.

Несмотря на успешные и революционные для своего времени находки, немало ученых скептически относятся к научному творчеству Скиннера, утверждая, что тот не открыл ничего нового и лишь немного развил идеи Ивана Павлова. Кроме того, его эксперименты касались лишь механизмов выработки условных рефлексов, пусть и более сложных, однако не объясняли появления у людей таких явлений, как творческое мышление, чувство вины и стыда, а также поведения, основанного на альтруизме.

Справедливой критике подвергаются и идеи Скиннера о возможностях обучения человека любому поведению. Современные эксперименты доказывают, что оперантное обучение применимо далеко не всегда, и это отчасти обесценивает миф о возможности тотального контроля за человечеством.

На сегодняшний день, несмотря на очевидную утопичность многих идей Скиннера, его методы активно используются в психиатрии и обучении. Так, уже начиная с середины ХХ века, они успешно применяются при коррекции поведения больных шизофренией, когда под воздействием стимула (сигареты) пациенты начинали выполнять требуемые действия — одеваться, принимать еду и т.п., а позднее эти методы стали применять и при коррекции различных фобий. Так идеи Скиннера проникли в область практической психологии, где известны в основном под брендом когнитивно-поведенческой психотерапии.

Плюсы и минусы теории оперантного обучения Скиннера

Рассмотрим основные достоинства и недостатки концепции Скиннера. Ее плюсы заключаются в следующем:

Строгая проверка гипотез, контроль дополнительных факторов, влияющих на эксперимент.
Признание важности ситуативных факторов, параметров внешней среды.
Прагматический подход, который позволил создать эффективные психотерапевтические процедуры для преобразования поведения.

Минусы теории Скиннера:

Редукционизм. Поведение, демонстрируемое животными, полностью сводится к анализу поведения человека.
Низкая валидность по причине проведения опытов в лабораторных условиях

Результаты экспериментов сложно перенести в условия естественной среды.
Не уделяется внимание когнитивным процессам в процессе формирования определенного вида поведения.
Теория Скиннера не дает стабильных, устойчивых результатов на практике.

Исследования Скиннера и его теория

В 1931 году Скиннер заканчивает обучение в Гарварде и получает диплом, он продолжает заниматься исследованиями в университете. Наиболее значительной теорией для психологии бихевиоризма стало разработанное Скиннером учение об оперантном обусловливании или теория оперантного научения. Её возникновение не в последнюю очередь стало возможно благодаря многочисленным опытам с так называемым «ящиком Скиннера». Само приспособление представляло собой прозрачную, небольших размеров коробку со специальной педалью внутри . В коробку помещалась лабораторная крыса, которой предоставлялась полная свобода действий. В результате хаотичных и случайных движений в коробке каждая новая крыса раз за разом непременно задевала педаль. После нажатия на педаль из-за срабатывания специального механизма в коробке появлялась пища. Через несколько случайных нажатий у крысы вырабатывался новый паттерн поведения: когда крыса хотела есть, она нажимала на педаль и появлялась пища. Причём такое поведение формировалось без участия каких-либо дополнительных стимулов.

Скиннер назвал подобные паттерны поведения оперантами, то есть формами поведения, которые представляют собой выработанный механизм: крыса проголодалась – нажала на педаль. При этом положительные последствия такого поведения учёный обозначил как «подкрепления». В ходе многочисленных опытов с различными видами подкреплений Скиннер выяснил, что прослеживается закономерность с оперантами, после которых следуют положительные последствия. Она заключается в том, что такие формы поведения встречаются гораздо чаще других. Получается, что, если крыса «знает», что после нажатия на педаль она получит пищу, то подобное действие она будет повторять чаще других.

Похожее поведение характерно и для голубей, с которыми очень любил экспериментировать Скиннер. Если голубь случайно клюнет в красное пятно, расположенное на полу клетки и получит зёрнышко, то этот оперант (действие с расчётом на успех) будет в будущем повторяться чаще других. Такой же паттерн поведения верен и для человека — если его накормили очень вкусно в одном из ресторанов, то он обязательно туда вернётся, даже если заведение расположено на другом конце города. В некоторых источниках описанную закономерность именуют не иначе как «первый закон оперантного обусловливания». Хотя сам Скиннер назвал его «закон выгоды» .

Практическая ценность этого закона не подвергается сомнению. Ведь теперь, если преподавателю или терапевту потребуется коррекция поведения путём формирования новых привычек или новой формы поведения, то достаточно использования положительного подкрепления для «целевого» поведения. Постоянно подкрепляя это поведение, преподаватель добьётся от ученика или терапевт от пациента, что это поведение будет неоднократно повторяться в будущем .

Что касается негативных последствий поведения, то здесь Скиннер расходится во мнении со многими другими психологами. Они считают, что, наложив «штраф» на такое поведение, от него можно со временем избавиться вовсе. Но Скиннер говорит о том, что подобный «штраф» ведёт к поиску индивидом других форм поведения, которые могут быть ещё более нежелательными, чем та форма, которая вела к наказанию.

Положительное подкрепление

Оперантное научение в теории подкрепления Скиннера базируется на активных действиях субъекта («операциях»), осуществляемых в определенной среде. Если некое спонтанное действие становится полезным для восполнения определенной потребности или достижения цели, оно подкрепляется позитивным результатом. Например, голубь может научиться комплексному действию — игре в пинг-понг. Но только в том случае, если эта игра становится средством получить пищу. Поощрение в теории Скиннера получило название подкрепления, поскольку именно оно подкрепляет наиболее желаемое поведение.

Что такое теория армирования?

Теория подкрепления, разработанная Скиннером, также известная как оперантное или инструментальное обусловливание, пытается объяснить поведение человека в соответствии с окружающей средой или стимулами, которые ее окружают.

Используя экспериментальный метод, Скиннер приходит к выводу, что появление стимула вызывает у человека реакцию. Если эта реакция обусловлена ​​использованием положительных или отрицательных подкреплений, на указанную оперантную реакцию или поведение может быть оказано влияние, которое может быть усилено или подавлено.

Скиннер установил, что поведение сохраняется от одного контекста или ситуации к другой до тех пор, пока последствия, то есть подкрепления, не меняются или делают это в соответствии с определенной логикой, «правилами», которые необходимо обнаружить. Должный, поведение человека и животных может быть обусловлено или модифицированы с помощью серии стимулов, которые субъект может счесть удовлетворительными или нет.

Проще говоря, теория подкрепления подчеркивает, что человек с большей вероятностью будет повторять поведение, которое получает положительное подкрепление, а также с большей вероятностью повторяет поведение, связанное с отрицательными стимулами или подкреплением.

Вам может быть интересно: «Б. Ф. Скиннер: жизнь и творчество радикального бихевиориста»

Психологические опыты Скиннера.

Ученый со своими птицами

В одном из опытов голодные птицы помещались в ящик, куда через определенные промежутки времени вбрасывалась порция еды. Хотя выдача корма не была связана с поведением птиц, тем не менее они запоминали, какие движения они выполняли в этот момент. Через некоторое время они начинали пытаться выполнять похожие действия, поскольку надеялись, что определенное поведение вызовет появление корма. Эти действия для каждой птицы были разными и в некоторых случаях напоминали настоящий ритуальный танец.Так было показано, что живое существо вовсе не является неким абстрактным поведенческим «черным ящиком» — автоматом, но принимает непосредственное участие в выработке собственного и довольно сложного поведения.

Несколько позднее этот способ получил название оперантного научения, и с его помощью студенты Скиннера выделывали настоящие фокусы, обучая свинью пользоваться пылесосом, а кроликов складывать деньги в ящик.

В 1948 году Скиннер пишет роман «Уолден Два», являющийся поведенческой утопией, в котором мировое правительство в лице ученых-бихевиористов довольно успешно управляет всем миром, пользуясь методами социального программирования населения. При этом эта книга вовсе не является романом ужасов о зомбировании людей, в ней утверждается, по мнению автора, довольно прогрессивная идея о всеобщем счастье под управлением ученых — психологов. Вопреки возможным ожиданиям автора, его идеи вовсе не были приняты с распростертыми объятиями. Особенно негативной была общественная реакция после публикации книги «За пределы свободы и достоинства», когда один из журналистов заметил, что в ней фактически говорится о приручении человечества по законам собачьего воспитания.

Несмотря на такие отклики, Скиннер полон радужных надежд на будущее. Он мечтает получить инструмент для программирования поведения любого живого существа, включая и человека, для этого он пытается преобразовывать простые условные рефлексы в нечто более сложное, и эксперимент с птицами был только началом.

Работая с экспериментальной популяцией крыс, Скиннер открывает новые, ранее неизвестные законы поведения. Так, выработав у животных условный рефлекс, когда, нажимая на рычаг, они каждый раз получали еду, он несколько меняет правила игры, с некоторого момента крысы начинают получать корм не так регулярно — иногда рычаг срабатывает, а иногда и нет. При этом корм мог появляться как после 2-3 нажатий, так и после 10. И тем не менее крысы продолжали все время нажимать на рычаг, надеясь получить питание, ведь рано или поздно, но еда появлялась. Так он доказывает, что более редкое подкрепление вовсе не вызывает угасание рефлекса, но, напротив, активирует его с новой силой.

Некоторые психологи этим законом объясняют стойкость деструктивных браков, когда люди стойко переносят негативное и даже унизительное отношение, в надежде время от времени получать позитивное подкрепление от партнера.

Legacy: Radical positivism

Skinner’s positivism has consistently advocated a methodological emphasis and return to the study of behavior defined in terms of peripheral events. Skinner argued against speculating about central mediating agencies of behavior, whether cognitive or physiological. Rather, behavior for Skinner was completely subject to environmental determinacy. If the environment is controlled, behavior is controlled. For this reason, Skinner accepted the validity of exhaustive study of a single subject, because variability arises not from individual differences inherent in the organism but from differential environmental contingencies.

In the spirit of positivism, Skinner argued that the so-called humanistic characteristics of species, which presumably set Homo sapiens off from the rest of living evolutionary products, are in fact an illusion, created over history to give humans a sense of security. In fact, for Skinner, to be human meant to be in control, to understand and use environmental contingencies to self benefit.

A natural outgrowth of behaviorism is behavior therapy, a technique of altering an individual’s maladaptive reactions to particular stimuli. It involves the most basic of methods to alter human behavior, such as reward and punishment, reinforcement, and even biofeedback, using conditioning techniques. The cultivation of life skills is often a central focus. While founded in behaviorism, such forms of behavior modification are used by psychotherapists, parents, and caretakers of the disabled, generally without any underlying behaviorist philosophy.

Skinner’s work has also been applied to the field of education. He formulated principles of programmed learning, in which reinforcement of small, incremental steps with immediate reinforcement, or reward, for the correct responses would presumably lead to learning not only of sensori-motor responses but also of verbal responses and conceptual knowledge. In fact, his ideas have been successfully incorporated in «teaching machines» as well as computer assisted instruction.

Основные работы

Все наработки по теории оперантного научения Скиннер включил в свою первую опубликованную работу «TheBehaviorofOrganisms» («Поведение организмов»). Эта книга многими сравнивалась с работами И. П. Павлова, но если Павлов сосредоточился на реакциях на разнообразные стимулы, то Скиннер на ответных реакциях на окружающую среду.

С появлением собственных детей он всё больше стал интересоваться образованием, что нашло отражение в его книге «TechnologyofTeaching» («Методики преподавания»). Книга была опубликована в 1968 году. Тремя годами позднее была издана его работа «BeyondFreedomandDignity» («По ту сторону свободы и достоинства»). Она серьёзно подверглась критики из-за того, что Скиннер намекал в работе на отсутствие у человека свободной воли и индивидуального сознания. Поэтому позднее ему пришлось для сглаживания возможных ложных интерпретаций опубликовать работу «AboutBehaviorism» («О Бихевиоризме») .

Однако помимо основной ранней работы «Поведение организмов» часто имя Скиннера ассоциируют с другим его произведением: «WaldenTwo» («Второй Уолден»). Это художественное произведение, роман, с помощью которого учёный хотел удовлетворить свою извечную потребность в сочинительстве. По сути это роман-утопия. Несмотря на вымышленность сюжета, Скиннер применил при описании событий некоторые положения теории оперантного обусловливания. Люди сообщества, описанного в романе, с детства воспитываются с помощью системы поощрений и наказаний, чтобы, повзрослев, стать хорошими людьми. Что подразумевает полностью равное положение всех индивидов, как по социальному статусу: будь то уборщик или управленец они равны, так и по материальному: как таковая валюта отсутствует, а дневная норма пользования любыми благами общества – 4 кредита, которые зарабатываются согласно плану и распределению управленцев .

Роман несколько подорвал репутацию Скиннера как учёного среди некоторых его коллег, другие отмечали его сомнительный упор на научный подход, не учитывающий другие аспекты человеческого существования. Однако известны несколько попыток создать похожее сообщество в современных условиях. Например, сообщество Твин Оакс («TwinOaks»), которое существует и поныне. Впрочем, оно ушло от большинства принципов вымышленного Скиннером общества, но продолжает использовать его идею планирования и кредитов.

Награды

  • 1942 — Стипендия Гуггенхайма
  • 1942 — Медаль Говарда Кросби Уоррена от Общества экспериментальных психологов
  • 1958 — Награда АПА за значительный научный вклад в психологию
  • 1966 — Премия Торндайка
  • 1968 — Национальная научная медаль США в номинации «Биологические науки», «For basic and imaginative contributions to the study of behavior which have had profound influence upon all of psychology and many related areas»
  • 1971 — Золотая медаль Американского психологического фонда
  • 1972 — Назван Американской гуманистической ассоциацией «Гуманистом года»
  • 1972 — Награда Массачусетской психологической ассоциации за карьерный вклад
  • 1989 — Стипендия Уильяма Джемса
  • 1990 — Премия АПА за пожизненный вклад в психологию

Criticism

B. F. Skinner’s view of behavior has drawn the often harsh criticism of many who are offended by his mechanical conception of human nature. Moreover, whether one considers Skinner’s environmental determinacy or Pavlov’s physiological reductionism, the net conceptualization of human activity precludes any attributes of personal freedom, self-determinacy, or the dynamics of consciousness. Skinner earned more scorn from critics because he articulated the social controls that are derived from the principles of operant behavior.

As are most people with grand ideas, strong convictions, and tenacious efforts to enlarge their influence, B. F. Skinner was constantly attacked by adversaries, criticizing his views and attempting to establish in every possible way that his ideas were fatally flawed. Although Sigmund Freud and Skinner were opposites on the importance of introspection, Skinner used to consider the two of them fundamental allies in propagandizing for the primacy of environmental influences on human behavior.

В начале жизни

Беррес Фредерик Скиннер родился 20 марта 1904 года в маленьком городке Саскуэханна, штат Пенсильвания, где он также вырос. Его отец был адвокатом, а мать осталась дома, чтобы ухаживать за Скиннером и его младшим братом. В раннем возрасте Скиннер проявил интерес к созданию различных приспособлений и изобритений.

Будучи студентом Гамильтон-колледжа, Скиннер развил в себе страсть к писательству. Он пытался стать профессиональным писателем после окончания университета в 1926 году, но без особого успеха. Двумя годами позже, Скиннер решил продолжить новое направление для своей жизни. Он поступил в Гарвардский университет, чтобы изучать психологию.

В Гарварде Скиннер искал более объективный и взвешенный способ изучения поведения. Для этого он разработал так называемый оперантный аппарат кондиционирования, который стал более известен как шкатулка Скиннера. С помощью этого устройства Скиннер мог изучать животное, взаимодействующее с окружающей средой. Сначала он изучал крыс в своих экспериментах, наблюдая, как грызуны обнаруживали и использовали уровень в ящике, который раздавал пищу через различные промежутки времени.

Позже Скиннер исследовал, какие модели поведения развиваются у голубей, использующих коробку. Голуби клевали диск, чтобы получить доступ к пище. Из этих исследований Скиннер пришел к выводу, что некоторая форма подкрепления имеет решающее значение для изучения нового поведения.

Окончив докторскую степень и работая исследователем в Гарварде, Скиннер опубликовал результаты своих экспериментов по оперантному кондиционированию в «Поведение организмов» (1938). Его работы сравнивали с работами Ивана Павлова, но работа Скиннера включала в себя усвоенные реакции на окружающую среду, а не непроизвольные реакции на стимулы.

Ящик Скиннера и игры

Вознаграждением за какие-то действия может быть не только еда, но и что-то другое. Например, социальный рост или деньги — то есть то, чего не бывает много. У человека просто нет физического лимита на уважение и сумму на банковском счёте.

Это можно использовать как неплохой инструмент геймификации, чтобы сделать работу более увлекательной. Но проблема в том, что работа — это стабильность. Я нажимаю на кнопки на клавиатуре и точно знаю, что получу за это деньги. Головой я понимаю, что это хорошо, но в то же время мне очень скучно.

Время от времени я окидываю статью взглядом, чтобы понять, сколько я уже сделал и сколько мне осталось. Я вижу прогресс, и это добавляет кое-какой азарт. Но он невелик.

Гораздо охотнее я бы сейчас убивал монстров в игре, чтобы получить лут. Не потому, что мне нравится раз за разом выполнять однообразные действия, а потому что лут выпадает разный. Сейчас мне досталась горстка монет, но из следующего монстра ведь может выпасть легендарный меч!

Думаю, вы уже догадались, о чём я хотел сказать. Ящик Скиннера — отличный инструмент для формирования зависимости. Именно поэтому многие выбирают тянуть рычаги в казино, а не нажимать на кнопки клавиатуры в офисе.

Плохие (и с профессиональной, и с моральной точки зрения) геймдизайнеры прибегают к таким приёмам, чтобы сделать игру более захватывающей. И у них получается. Но этим они часто наносят ущерб своим игрокам. Иногда это просто потраченное время, но часто люди теряют деньги, разрушают отношения, упускают возможности.

В лучшем случае Ящик Скиннера даёт ежедневные бонусы, а в худшем — лутбоксы. Многие просто не могут остановиться, пока не потратят на них все деньги.

Библиография

Основные публикации

  • 1931 The concept of the reflex in the description of behavior. Journal of General Psychology, 5, 427—458.
  • 1938 Behavior of Organisms: An experimental analysis. New York: Appleton-Century.
  • 1948 Walden Two. New York: Macmillan,.
  • 1953 Наука и поведение человека (Science and Human Behavior). New York: Macmillan.
  • 1957 Schedules of Reinforcement. New York: Appleton-Century-Crofts (with С. В. Ferster).
  • 1957 Вербальное поведение (Verbal Behavior). New York: Appleton-Century-Crofts.
  • 1959 Cumulative Record. New York: Appleton-Century-Crofts (Enlarged edition, 1961. Third edition, 1972).
  • 1968 The Technology of Teaching. New York: Appleton-Century-Crofts.
  • 1969 The Contingencies of Reinforcement: A theoretical analysis. New York: Appleton-Century-Crofts.
  • 1971 Beyond Freedom and Dignity. New York: Knopf.
  • 1974 About Behaviorism. New York: Knopf.
  • 1976 Particulars of my Life. New York: Knopf.
  • 1978 Reflections on Behaviorism and Society. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.
  • 1979 The shaping of a behaviorist: Part two of an autobiography. New York: Knopf.
  • 1980 Notebooks. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall (edited by R. Epstein).
  • 1983 Enjoy old age: A program of self management. New York: W. W. Norton (with M. E. Vaughan).
  • 1983 A matter of consequences. New York: Knopf.
  • 1987 Upon further reflection. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.
  • 1989 Recent issues in the analysis of behavior. Columbus, OH: Merrill.

Rumors

One often-repeated story claims that Skinner ventured into human experimentation by raising his daughter Deborah in a «Skinner box,» which led to her life-long mental illness and a bitter resentment towards her father.

In fact, the «Heir Conditioner,» a term for Skinner’s baby crib, was heated, cooled, had filtered air, allowed plenty of space to walk around in, and was much like a miniature version of a modern home. It was designed to make the baby more confident, more comfortable, less sick, less prone to cry, and so on. Reportedly it had some success in these goals.

In 2004, psychologist and author Lauren Slater published a book, Opening Skinner’s Box, which mentioned claims that Deborah Skinner (now Deborah Skinner Buzan) unsuccessfully sued her father for abuse, and later committed suicide. In response, Buzan herself came forward to publicly denounce the story as nothing more than hearsay and presumably to vouch for her own continued existence. She blasted Lauren Slater’s book for repeating this urban legend as being vicious and harmful.

Описание сорта кустарника

Листопадный кустарник обладает высотой около 1,5-2 м, и такой же шириной. Нестандартная расцветка делает культуру одной из самых желанных украшений приусадебного участка. Объемная, разветвленная крона имеет пурпурный оттенок листьев с небольшими белыми и серыми пятнышками. Воздействие летнего солнца придает листве белый оттенок, который сменяется красными, янтарными и золотистыми оттенками с наступлением первых осенних холодов.

Характеристики цветоносов и плодов

Соцветия появляются в начале мая и имеют желтый цвет, небольшие и незаметные на фоне яркой кроны. Ярко-красные овальные плоды могут держаться всю зиму на голых ветвях. В отличие от обыкновенного барбариса, декоративные сорта дают несъедобные ягоды, которые обладают горьким терпким вкусом. Особенностью сорта является наличие небольшого количества острых шипов на побегах.

Нюансы культивации

Перед высадкой сорта Арлекин рекомендуют обращать внимание на его характеристики. Растение отличается неприхотливостью и другими характеристиками:

  • предпочитает кислые или слегка щелочные почвы;
  • высадка производится на хорошо осветленных и проветриваемых местах;
  • морозоустойчив, не требует укрытия на зиму;
  • не требует регулярного полива;
  • иногда нужно проводить обрезку и подкормку растения.

Создание условий

Эти условия, согласно бихевиоризму Скиннера, создаются с помощью положительных или отрицательных усилений (подкреплений). Положительное подкрепление усиливает проявление того или иного поведения в дальнейшем. Отрицательное, наоборот, гасит его.

К примеру, ребенок постоянно капризничает в магазине. Мама покупает ему шоколадку или игрушку, малыш прекращает свои капризы. Шоколадка и есть положительное подкрепление в данной ситуации для маленького капризули. У него уже выработался четкий алгоритм поведения, и ребенок знает, что стоит ему начать истерику в магазине, он получит за это своеобразное усиление.

Иной пример. Ребенок закатывает истерику в магазине. Мама игнорирует. Ребенок еще сильнее кричит, пытается упасть на пол и биться в истерике. Мама сильно шлепает его и уводит из магазина, ничего не купив. Во второй раз малыш опять включает такую систему поведения, и опять получает шлепок. Вряд ли на третий раз ему захочется быть отшлепанным. Ребенок начинает вести себя спокойно в магазине, не пытаясь капризничать. А почему? Потому что шлепок — отрицательное подкрепление. И малышу не нравится этот метод, поэтому он будет стараться избежать его в дальнейшем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector