Работа с убеждениями: рэпт

Подробно про С – следствие

Обратите внимание, что мы сначала успеваем принять какое-то решение, а потом уже вести себя, в соответствии с этим решением. В случае с изменой, мы успеваем подумать, что изменять нельзя,а потом расстраиваемся и впадаем в депрессию

Или хлопаем дверью или уходим.

Человек обычно обращается к психологу именно после случившегося события. Если вы хотите разобраться в том, что происходит, придется докопаться до веры и активизирующего события. Но причина обращения – это именно следствие. Такая вот дорога из конца в начало.

Зато, когда будет найдено А и В, можно будет поменять и С. Такова задача терапии.

Чтобы освоить самостоятельно РЭПТ, понаблюдайте за собой и постройте несколько цепочек АВС. Начинайте наблюдение с конца (да-да!). То есть с С.

Например. Вы обнаружили, что вас обуревает страх.

А В С
Мне страшно.

Начинаете прислушиваться к себе. Что именно порождает страх? Начинаем искать активирующее событие, триггер.

А В С
Мне стало страшно, когда я подумала, что могу заболеть коронавирусом. Вот я представила, что мне ставят диагноз – и мне сразу стало страшно. Мне страшно.

Хорошо, мы нашли аспект. Мысль о диагнозе сразу пугает. А какое-то же тут убеждение?

А В С
Мне стало страшно, когда я подумала, что могу заболеть коронавирусом. Вот я представила, что мне ставят диагноз – и мне сразу стало страшно. Если я заболею короновирусом, то точно умру. Мне страшно.

Вот вы выявили убеждение! Как вы думаете,  к какому типу относится убеждение? Проверьте себя по таблице выше.

В нашем примере явно катастрофизирующее убеждение. «Если я заболею корона вирусом, то это будет ужасно!»

Интригует? Дальше будет интереснее.

Виды терапии

Рациональная психотерапия может быть групповой и индивидуальной. Также она включает в себя сразу несколько ответвлений.

Рационально-эмоциональная

Год создания: 1955.

Другие названия: рационально-эмоционально-поведенческая терапия (РЭПТ), рационально-эмотивная психотерапия.

Суть: негативные эмоции и дисфункциональное поведение — результат ошибочной интерпретации пережитого опыта, неверных когнитивных установок. Поэтому лечение должно заключаться в их исправлении.

Показания:

  • низкая самооценка;
  • преувеличение негатива;
  • подавленное состояние;
  • фрустрация;
  • отрешённость;
  • навязчивые идеи.

Действия рационально-эмоционального психотерапевта:

  • объясняет суть заболевания;
  • корректирует личностные установки, переориентирует;
  • убеждает;
  • воспитывает.

Основной аспект — направленность на положительные и созидающие эмоции, искоренение отрицательных и разрушающих.

Рационально-когнитивная

Соединение рационального и когнитивного направлений в психотерапии. Когнитивизм (автор — американский психотерапевт Аарон Тёмкин-Бек) привнёс в рационализм новые методы и техники. Они более структурированы, работа с клиентом отличается последовательностью. Основной аспект — коррекция когнитивных способностей, а не эмоций:

  • внимания;
  • гнозиса;
  • восприятия;
  • речи;
  • праксиса;
  • интеллекта.

В ходе лечения клиент осознаёт ошибочность своих суждений, меняет их на правильные, становится ответственным за собственные поступки и избавляется от проблем. Рационально-когнитивный психотерапевт должен владеть приёмами логики и современной теорией аргументации.

Музыкально-рациональная

Соединение музыкотерапии и рациональной психотерапии. Суть — коррекция неправильных (разрушающих и негативных) эмоций посредством конкретных музыкальных произведений. Согласно исследованиям, в моделировании психонастроя главную функцию выполняют лад и темп, вспомогательными являются мелодия, ритм, гармония, динамика, тембр.

На их основе была составлена сетка классических произведений, эффективно регулирующих психо-эмоциональный настрой клиента:

Сеанс музыкально-рациональной психотерапии строится по следующей схеме:

  • описание клиентом своих ведущих эмоций;
  • психотерапевт в диалоге указывает ему на их разрушающее, отрицательное действие и убеждает в том, что от них необходимо освобождаться;
  • прослушивание музыкального произведения;
  • анализ тех эмоций, которое оно вызвало;
  • вывод о том, какие эмоции лучше, приятнее, полезнее: те, что владели клиентом в начале сеанса или в конце.

Музыкально-рациональная психотерапия отлично справляется с такими диагнозами, как депрессия, гипомания, ипохондрия, истерия, интроверсия, паранойя, психастения и даже шизофрения.

Следующий шаг — D. Проверяем иррациональные мысли на прочность: портим себе удовольствие

А что теперь? Теперь надо работать. Негативное мышление — это почти всегда привычка, а привычки — вещь упрямая, того и гляди, опять попадешь к ним в ловушку. Как только вы осознаете некоторые из своих иррациональных мыслей, постарайтесь испортить для себя «удовольствие» от их привычного течения. Вам нужно перестать видеть в таких мыслях приятное и притягательное, чтобы автоматически включился поиск более продуктивных и рациональных идей.

В РЭПТ это называется проверкой на прочность. Это и есть шаг D, к которому можно переходить после того, как вы проработали пункты А, В и С.

Как можно «испортить себе удовольствие»? Научитесь отслеживать свои иррациональные суждения и критически их оценивать. Вы можете, подобно ученому, поискать подтверждения иррациональным мыслям, и если они в самом деле иррациональные, то вы не найдете им никаких доказательств.

Проверку мыслей можно осуществлять в нескольких направлениях.

❍ Проверка на соответствие реальности. Возьмем, к примеру, мысль «моя воля — закон». Вы можете проверить, соответствует она ли фактам или действительности в целом. Спросите себя: «Когда я ожидаю, что нечто обязательно должно произойти (“Я должен получить это повышение”), значит ли это, что так оно и будет? Могу ли я добиться этого собственными силами?»

❍ Проверка на логичность и философскую стройность. Посмотрите, насколько мысль последовательна. Или задайте себе один из философских вопросов. Например: «Логично ли утверждать, что работа не должна быть такой сложной, потому что это несправедливо по отношению ко мне? Есть ли тот, кто решает, что “справедливо”, а что нет?» Или: «Где связь между тем, что я совер- шил ошибку, и тем, что я неудачник?»

❍ Проверка на прагматичность (помогающая это мысль или нет). Обычно иррациональные мысли, хотя мы этого не осознаем, возникают как попытка нашей психики справиться с трудностями или неприятностями. Поэтому можно проверить свои мысли на то, помогают ли они или мешают. Например, спросить себя: «Как мне поможет мысль, что я обязательно должен сдать этот экзамен? Посоветовал бы я своим друзьям так думать в подобной ситуации? И если нет, то почему?»

Проверка мыслей на прочность — трудоемкий процесс. Вряд ли вам удастся сразу прочувствовать всю «вредоносность» своих мыслей. Обычно требуются силы и время, чтобы заменить привычные иррациональные установки на более гибкую и продуктивную жизненную позицию.

И тогда вы перейдете к шагу Е и будете учиться формулировать такие мысли, которые помогут вам твердо стоять на ногах и адекватно реагировать на необходимость выполнения важных дел.

Маргрит проверила свои мысли на прочность и заменила их более рациональными и реалистичными. Но она не сразу сможет полностью их принять. Старые иррациональные мысли будут регулярно возвращаться. Главное — не уделять им большого внимания.

Можно натренироваться распознавать негативное мышление: «А вот они, мои иррациональные мысли. Интересно, сколько они продержатся на этот раз?» Одновременно развивайте в себе рациональное мышление и повторяйте про себя рациональные мысли почаще.

История

Терапия рационального эмоционального поведения (REBT) была создана и разработана американским психотерапевтом и психологом Альбертом Эллисом , вдохновленным многими учениями азиатских , греческих , римских и современных философов. REBT — это первая форма когнитивно-поведенческой терапии (CBT), впервые изложенная Эллисом в середине 1950-х годов; Развитие продолжалось до его смерти в 2007 году. Эллис стал синонимом очень влиятельной терапии. «Психология сегодня» отметила: «Ни один человек — даже сам Фрейд — не оказал большего влияния на современную психотерапию».

REBT — это одновременно психотерапевтическая система теории и практики, а также школа мысли, основанная Эллисом. Он впервые представил свои идеи на конференции Американской психологической ассоциации в 1956 году, а затем опубликовал основополагающую статью в 1957 году под названием «Рациональная психотерапия и индивидуальная психология», в которой он заложил основы того, что он называл рациональной терапией (РТ), и тщательно ответил. на вопросы Дрейкурса и другие о сходстве и различиях с Alfred Adler «s индивидуальной психологией . Это было примерно за десять лет до того, как психиатр Аарон Бек впервые изложил свою « когнитивную терапию » после того, как Эллис связался с ним в середине 1960-х годов. Собственный подход Эллиса был переименован в рациональную эмоциональную терапию в 1959 году, а в 1992 году — нынешний термин.

Предшественники некоторых фундаментальных аспектов рациональной эмоциональной поведенческой терапии были идентифицированы в древних философских традициях, в частности, у стоиков Марка Аврелия , Эпиктета , Зенона Китийского , Хрисиппа , Панэция Родосского , Цицерона и Сенеки , а также у ранних азиатских философов Конфуция и Гаутамы Будды . В своей первой крупной книге по рациональной терапии Эллис написал, что центральный принцип его подхода, заключающийся в том, что люди редко эмоционально подвержены влиянию внешних событий, а скорее их размышления о таких событиях, «был первоначально открыт и заявлен древними философами-стоиками». Ellis иллюстрирует это цитата из Enchiridion из Эпиктета : «Мужчины обеспокоены не вещами, но по взглядам , которые они принимают от них.» Эллис отметил, что Шекспир выразил аналогичную мысль в « Гамлете» : «Нет ничего хорошего или плохого, но мышление делает это так». Эллис также признает терапевтов начала 20-го века, особенно Пола Чарльза Дюбуа , хотя он прочитал его работы только через несколько лет после того, как начал свою терапию.

Принципы рационально-эмотивной терапии

Фото автора SHVETS production: Pexels

Часто человек не может справиться с проблемами из-за того, что не верит, что это в его силах. На пути успеха стоят страхи, неуверенность в себе, привычка сдаваться, родительские установки. Представь, что ты встала утром в прекрасном настроении и отправилась на работу.

По дороге сломался автобус, в котором ты ехала, всех пассажиров высадили посреди улицы, до ближайшей остановки – 3 км. Кто-то бодро пошел вперед, успел на следующий автобус и не опоздал на работу. Кто-то вызвал такси. Третьи же начали брюзжать, что у них испорчен весь день, они не смогут вовремя прийти на работу, за это их уволят.

Медленно двигаясь вперед, переговариваясь, возмущаясь, они, действительно, опаздывают и вступают в конфликт с шефом. Настроение испорчено, отношения с руководством тоже.

Неважно, кто виноват в сложившейся ситуации – техника, водитель, транспортная компания. Важно, как по-разному отреагировали на нее люди – кто-то сумел решить проблемы, другие ее раздули до конфликта

Именно этот момент был тонко отмечен психологом из США А. Эллисом. Он же стал одной из краеугольных проблем рационально-эмотивной терапии. Иногда название ее расширяется до рационально-эмотивно-поведенческой терапии и вот почему.

Рационально-Эмоциональная Поведенческая Терапия

С точки зрения А. Эллиса, человек функционирует в трех полях:

Когниции (мысли) – то, какую информацию имеет человек о реальности, в которой существует

Это не объективная информация, а то, как он ее внутренне переработал, воспринял и, что очень важно, оценил. Она содержит отношение к миру, установки

Последние могут иметь различную окраску – долженствование (ты должна), рекомендации (тебе следует, ты можешь).

Например, ты плохо себя чувствуешь. Хорошо бы денек полежать дома. Но в голове у тебя сформирована установка, что ты должна встать и идти на работу вне зависимости от своего состояния. Ты автоматически расставляешь приоритеты в пользу работы. Приходя в офис, падаешь в обморок. Вопрос – правильная ли была установка, что ты должна работать.

Эмоциональная оценка. Она может быть положительной – «это хорошо для меня» или отрицательной – «а вот это для меня плохо». Обычно эмоции обладают временным характером, они могут быстро меняться. Но, с точки зрения РЭТ, одно и то же эмоциональное отношение может возникать в разных ситуациях автоматически, т.е. без осмысления их плохого или хорошего характера. Такое отношение носит характер ярлыка.

Интересно, что Эллис даже сформировал своеобразный «кодекс невротика», который отражает типичные отношения к тем или иным явлениям.  Например, неадекватное поведение можно ожидать от людей, которые привыкли считать окружающих подлыми или ленивыми.

Но есть и еще одна особенность – эмоции могут исполнять и свою непосредственную роль, т.е. быть сиюминутной реакцией на события.

Поведение – собственно действия, которые выливаются из установок, управляющих отношением к ситуации.

Построенная таким образом матрица позволяет выявить ключевые моменты реагирования человека на ту или иную ситуацию, и в дальнейшем заняться их решением.

Цели и задачи

Общая цель — решить проблему, вылечить расстройство путём разъяснения истинных причин болезни, коррекции ошибочных суждений и установок.

Цель рациопсихотерапевта — сначала самому понять механизмы формирования субъективной картины заболевания, чтобы потом доступно объяснить их клиенту.

Цель пациента — осознать, что он неправильно оценивает собственное поведение и вследствие этого неадекватно себя ведёт. Переориентироваться.

На пути к достижению конечной цели решаются следующие задачи:

  • установить близкий контакт между психотерапевтом и клиентом;
  • понять психологические механизмы соматической болезни;
  • выработать правильное отношение к болезни;
  • реконструировать нарушенные отношения личности;
  • корректировать неадекватные реакции и поведения;
  • укоренить новую систему ценностей;
  • научить, как вести себя в сложных жизненных ситуациях, чтобы болезнь больше не прогрессировала.

Последовательное решение задач имеет важное значение для обеих сторон процесса. И пациент, и специалист должны стремиться к их выполнению

Основные положения

Исходной посылкой РЭПТ является то, что люди наиболее счастливы тогда, когда они ставят перед собой важные жизненные цели и задачи и активно стараются их осуществить, однако при этом человек должен иметь в виду тот факт, что он живёт в обществе: отстаивая свои собственные интересы, необходимо учитывать и интересы окружающих людей.

РЭПТ гедонистична в том смысле, что люди могут получить удовольствие от настоящего момента и от будущего и могут прийти к этому на максимуме свободы и дисциплины, поскольку человеческая натура воспринимается как сложная и изменчивая. Отсюда и тезис о том, что, вероятно, ничего сверхчеловеческого не существует и что набожная вера в сверхчеловеческие силы обычно приводит к зависимости и росту эмоциональной нестабильности. Особое значение РЭПТ придает воле и выбору во всех человеческих делах, принимая при этом вероятность того, что некоторые поступки людей частично определяются биологическими, социальными и другими силами. Но, каким бы неприемлемым и антисоциальным ни было поведение некоторых личностей, нет людей «низшего сорта» или достойных проклятия. И хотя человеческой натуре свойственна биологическая тенденция мыслить иррационально и дисфункционально, присуща ей и конструктивная биологическая тенденция пользоваться волей к выбору и работать над изменением своего дисфункционального мышления и образа действий.

Как следствие, РЭПТ имеет в основном дело с оценочными, эмоциональными и поведенческими нарушениями. По РЭПТ психологические проблемы возникают вследствие неудовлетворения в прошлом, настоящем, будущем требований, которые человек выдвинул себе и окружающему миру, окружающим людям. И есть два основных типа психологических проблем:

  1. третирование, самоуничижение себя («я плохой», «я недостойный») — проблемы эго; рациональной и здоровой альтернативой самоуничижению является безусловное принятие, которое включает в себя отказ отдавать собственному «Я» однозначную оценку и признание своей подверженности ошибкам;
  2. преувеличение негативных сторон ситуации и реакция «я этого не вынесу» — проблемы дискомфорта, или низкая толерантность к фрустрации; Терпимость к дискомфорту ради достижения цели и будущего счастья является здоровой и рациональной альтернативой требованиям немедленного исполнения желаний.

Таким образом, по РЭПТ два главных компонента рационально-эмоционального образа психологически здорового человека — это самопринятие и высокая толерантность к фрустрации.

А. Эллис, рассматривая вопрос как закрепляются психологические расстройства, постулирует для человека необходимость прийти к 3 основным инсайтам:.

Люди склонны решать свои психологические проблемы, следуя своим «наивным» теориям, относительно природы этих проблем. Им не хватает того, что в РЭПТ называется инсайт № 1: понимания, что психологические нарушения зачастую определяются главным образом теми абсолютистскими взглядами, которые складываются у людей по поводу негативных жизненных событий («B» обуславливает «С»). Люди делают неверные предположения о причинах своих проблем и пытаются изменить скорее «А», чем «В».

У людей может случиться инсайт № 1, но не случиться инсайт № 2: Люди остаются при своём расстройстве за счёт того, что заново убеждают себя в своих абсолютистских взглядах в настоящем.

Даже если у человека случились оба названных инсайта, он всё ещё может страдать от своих проблем, из-за того что у него не было инсайта № 3: только если человек будет усердно работать и тренироваться думать, чувствовать и поступать вопреки своим иррациональным взглядам и убеждениям как в настоящем, так и в будущем, он сможет измениться и стать значительно спокойнее. Чтобы различить патологический цикл, в который они попали, им нужно усиленно и непрерывно бросать вызов своим деструктивным идеям в когнитивном, эмоциональном и поведенческом планах.

Так как РЭПТ — это когнитивный вид консультирования и психотерапии, то в нём большое место отводится работе с когнитивными детерминантами проблемы, а также со вторичными и третичными конструктами — в мыслях, эмоциях и поведении, которые укрепляют проблему клиента (например, тревога по поводу тревоги, чувство вины за свой гнев), с которыми из-за этого, желательно работать в первую очередь. Это позволяет работать с достаточно сложными случаями.

Психологическая дисфункция

Один из основных столпов REBT заключается в том, что иррациональные и дисфункциональные способы и модели мышления, чувств и поведения способствуют человеческому беспокойству, эмоциональному и поведенческому саморазрушению и социальному пораженчеству. REBT обычно учит, что, когда люди превращают гибкие предпочтения, желания и желания в грандиозные, абсолютистские и фаталистические предписания, это имеет тенденцию вносить свой вклад в беспокойство и расстройство. Эти дисфункциональные модели являются примерами когнитивных искажений .

Основные убеждения, которые беспокоят людей

Альберт Эллис предложил три основных убеждения или философии, которыми люди склонны беспокоить себя:

«Я ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖЕН практически при любых условиях и в любое время работать хорошо (или исключительно хорошо) и завоевывать одобрение (или полную любовь) значимых других. Если я не справлюсь с этим важным — и священным — уважением, это ужасно и ужасно. Я плохой, некомпетентный, недостойный человек, который, вероятно, всегда будет терпеть неудачу и заслуживает страданий ». «Другие люди, с которыми я общаюсь или общаюсь, ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНЫ практически при любых условиях и всегда относиться ко мне хорошо, внимательно и справедливо. В противном случае это ужасно, и они гнилые, плохие, недостойные люди, которые всегда будут плохо со мной обращаться. и не заслуживают хорошей жизни и должны быть сурово наказаны за столь отвратительные поступки по отношению ко мне «. «Условия, в которых я живу, ОБЯЗАТЕЛЬНО, практически всегда, ДОЛЖНЫ быть благоприятными, безопасными, беспроблемными, быстро и легко приносящими удовольствие, а если они не такие, это ужасно и ужасно, и я не могу этого вынести. Я я никогда не могу получить удовольствие. Моя жизнь невозможна и вряд ли стоит того, чтобы жить ».
Удержание этой веры при столкновении с невзгодами способствует возникновению чувства тревоги , паники , депрессии , отчаяния и никчемности. Удержание этой веры при столкновении с невзгодами имеет тенденцию вызывать чувства гнева, ярости, ярости и мстительности. Сохранение этой веры при столкновении с невзгодами, как правило, способствует разочарованию и дискомфорту, нетерпимости , жалости к себе, гневу , депрессии и таким формам поведения, как прокрастинация , избегание , вызывающее привыкание поведение и бездействие.

Жесткие требования, предъявляемые людьми

REBT обычно постулирует, что в основе иррациональных убеждений часто лежат явные или неявные жесткие требования и приказы, и что им сопровождаются крайние производные, такие как ужасание , низкая терпимость к разочарованию , осуждение людей и чрезмерные обобщения. Согласно REBT, основные дисфункциональные философии в оценочной эмоциональной и поведенческой системе убеждений человека также с большой вероятностью способствуют нереалистичным, произвольным и искаженным выводам и искажениям в мышлении. Поэтому REBT сначала учит, что, когда люди бесчувственным и набожным образом злоупотребляют абсолютистскими, догматическими и жесткими «обязанностями», «обязанностями» и «обязанностями», они имеют тенденцию беспокоить и расстраивать себя.

Чрезмерное обобщение

Кроме того, REBT обычно утверждает, что искаженные оценки в значительной степени происходят из-за чрезмерного обобщения, когда люди преувеличивают и глобализируют события или черты характера, обычно нежелательные события, черты или поведение, вне контекста, при этом почти всегда игнорируя положительные события, черты или поведение

Например, awfulizing частично умственная увеличение важности нежелательной ситуации к катастрофе или ужас , поднимая рейтинг что — то от плохого к худшему , чем это должно быть, за совсем плохо, хуже , чем плох к невыносимым и к » холокост »

Такое же преувеличение и чрезмерное обобщение происходит с человеческим рейтингом, когда люди становятся произвольно и аксиоматически определяемыми их предполагаемыми недостатками или проступками. Непереносимость фрустрации возникает тогда, когда человек воспринимает что-то как слишком сложное, болезненное или утомительное, и тем самым преувеличивает эти качества до невозможности справиться с ними.

Вторичные нарушения

Существенное значение для теории REBT также имеет концепция вторичных нарушений, которые люди иногда создают поверх своего первичного нарушения. Как подчеркивает Эллис:

КПТ в лечении наркомании и психического здоровья

Исследования успеха когнитивно-поведенческой терапии показали, что когнитивно-поведенческая терапия эффективна для лечения психических расстройств . Когнитивно-поведенческая терапия используется для лечения многих психических заболеваний, в том числе:

  • Депрессия
  • Тревожные расстройства
  • Шизофрения и другие психотические расстройства
  • Булимия и другие расстройства пищевого поведения
  • Расстройства личности
  • Биполярное расстройство
  • Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
  • Обсессивно-компульсивное расстройство
  • Нарушения употребления вещества
  • Связанные с беременностью расстройства
  • Расстройства управления гневом
  • Фобии
  • Бессонница
  • Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)

Когнитивно-поведенческая терапия также может быть использована для лечения зависимости:

  • марихуана
  • Алкоголь
  • Кокаин
  • Амфетамины
  • Опиаты
  • Другие вещества

На индивидуальных консультациях терапевт может использовать когнитивно-поведенческую терапию, чтобы помочь человеку определить автоматические мысли, которые удерживают их в цикле аддиктивного поведения или способствуют расстройству их психического здоровья.

В групповом консультировании люди могут активно практиковать свои навыки межличностного общения и совладать со своими сверстниками. На тренингах по профилактике рецидивов они могут научиться распознавать свои триггеры токсикомании и распознавать признаки раннего предупреждения потенциального рецидива .

Навыки, приобретенные в когнитивно-поведенческой терапии, предлагают практический способ заменить деструктивные мысли позитивными, самоутверждающимися убеждениями. Для людей, находящихся на выздоровлении, или людей с психическими расстройствами, которые утратили чувство контроля над собственной жизнью, когнитивно-поведенческая терапия дает надежду на свободу от цикла разрушительного поведения.

В лечении наркомании и расстройств психического здоровья когнитивно-поведенческая терапия дает пациентам следующие возможности:

  • Предоставление им простых, практических инструментов для изменения негативных убеждений
  • Укрепление их уверенности и чувства самоопределения
  • Помогая им визуализировать будущее в позитивном ключе
  • Помогая им развивать более крепкие, более доверительные отношения
  • Обучение их практическим способам предотвращения рецидивов
  • Помогая им развивать трезвую деятельность, чтобы заменить употребление психоактивных веществ

Хотя когнитивно-поведенческая терапия является важным компонентом программ лечения психического здоровья и расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ , одной лишь терапии может быть недостаточно, чтобы помочь каждому в достижении целей восстановления. Сочетание когнитивной поведенческой терапии с другими методами лечения может дать даже лучшие результаты, чем одна только терапия.

В Наркоздраве мы используем когнитивно-поведенческую терапию, чтобы помочь нашим пациентам вести здоровый и значимый образ жизни. Если вы или кто-то, кого вы любите, боретесь с расстройством, связанным с употреблением психоактивных веществ, мы можем предоставить все условия, необходимые для выздоровления. 

Методы работы РЭПТ

Методы работы РЭПТ с мышлением можно разделить на три основных стадии:

  • анализ мышления и выявление иррациональных верований;
  • конфронтация с этими убеждениями и их пересмотр;
  • смягчение этих убеждений и требований и появление новых, рациональных.

Основной вопрос, с помощью которого производится оспаривание любой мысли или верования: «какие у меня есть доказательства того, что эта мысль верна?». При использовании такого подхода со временем человек вырабатывает новые, более эмоционально здоровые убеждения. Задача специалиста, практикующего это направление, сделать так, чтобы клиент со временем стал сам себе терапевтом. Только в том случае, если он научится подвергать своё мышление критическому анализу, можно будет заменить иррациональные верования. Кроме того, риск необходимости повторного лечения в таком случае будет сведён к минимуму.

Для этого следует регулярно заниматься развитием навыка оспаривания мыслей и рационального ответа на них. Терапевт может задавать направление движения, помогать увидеть иррациональные верования, но основная работа должна проводиться клиентом самостоятельно.

ABC-схема

Рационально-эмоциональная поведенческая терапия предполагает использование ABC-схемы для анализа мышления и поведения.

  • A – любые события, чувства или мысли, связанные с ними, воспоминания о нашем прошлом опыте;
  • B – наши верования, убеждения и правила;
  • C – следствия, включающие в себя эмоции, поведенческие и телесные реакции.

События, верования и следствия находятся в прямой зависимости друг от друга. Для того чтобы повлиять на эмоции, иногда есть возможность воздействовать непосредственно на «A». Или же можно осознать, что верования и убеждения иррациональны и нужно работать с ними, постепенно заменяя их на рациональные. Идеальным результатом терапии будет такое изменение жизненных установок, которое позволит жить в гармонии с собой и окружающими.

РЭПТилоиды 🙂

Применение или обучение РЭПТ в условиях недостаточной квалификации, отсутствия фундаментальных познаний в психологии и личной непроработанности формируют очень характерный и легко узнаваемый типаж РЭПТилоида — «умного» человека, у которого есть ответы на любые вопросы и есть вопросы на любые ответы.

Гибкость мышления, тренируемая в процессе работы с убеждениями, из полезного навыка превращается у него в эффективный механизм психологической защиты. Поверхностная, выхолощенная, лишенная ценностных установок психическая структура и отсутствие какой какой-либо смысловой направленности превращают его жизнь в пустое гедонистическое существование — в ложном соответствии с принципами РЭПТ.

Размножаются путем вербального инфицирования — распространяют свое деструктивное мировоззрение под видом психологического консультирования. Часто берут за это деньги, но могут лечить и бесплатно — из болезненной потребности подтверждать и закреплять свою систему псевдофункциональных убеждений. 

В первые недели после инфицирования будущий РЭПТилоид испытывает значительное снижение психической напряженности, не теряя при этом человеческого облика. Но затем болезнь быстро прогрессирует, подавляя когнитивные функции и снижая эмоциональную восприимчивость. Невротические установки, через «лечение» которых произошло заражение, постепенно замещаются псевдорациональной убежденностью в полном своем психическом здоровье. Заболевание, таким образом, становится практически неизлечимым и цикл психофизической трансформации в новую форму жизни на этом завершается.

В повседневной жизни РЭПТилоид практически неотличим от обычного человека. Более того, в силу произошедшей в нем трансформации и лишения некоторых свойственных здоровому человеку психических функций, он может выглядеть по-своему привлекательно — как энергичный, позитивный и очень разумный человек. При более близком знакомстве, однако, быстро выявляются характерные для этой формы жизни черты: токсичный скептицизм, навязчивая тенденция умничать и давать советы, демонстративная моральная и ментальная гибкость, подмена и пересиливание эмоций рациональными конструктами, пустующий ценностный уровень, отсутствие глубоких интересов и привязанностей, неспособность к близости. 

Прогноз — неутешительный.  

p. s.

Большая часть проблем в РЭПТ все-таки связана с недостаточной компетентностью специалистов ее применяющих. Остальные возникают из-за узкой специализации данной системы и могут быть отнесены к когнитивной психотерапии в целом. Невозможно создать простой и универсальный терапевтический инструмент. Получаться будет одно из двух — либо простой, либо универсальный. В РЭПТ выбор сделан в пользу простоты, а универсальность принесена в жертву.

Но если к методологии РЭПТ относиться трезво, с четким пониманием ее сильных и слабых сторон, это отличный инструмент, который хорошо ляжет в руку тем, кому в целом нравятся и подходят когнитивные методы психотерапии. Систематически практикуемый здравый смысл — это, безусловно, целительная штука!

Сам я с РЭПТ знаком не особенно глубоко и исхожу, в основном, из того, как описывает эту технологию сам Альберт Эллис. Мне, в общем и целом, очень близок и понятен когнитивный подход, но свои взгляды на работу с убеждениями несколько отличаются. Согласен, что в основе любой психологической проблемы лежат ошибочные убеждения, но позиция Эллиса по этому вопросу мне кажется поверхностной.

РЭПТ — очень земная и прагматичная штука, и в этом ее сила. Но в этом же и ее слабость, поскольку работая с убеждениями можно докопаться до гораздо более интересных результатов, чем банальное решение частных психологических проблем. Микроскоп и гвозди.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector