Тема 8. индивид, индивидуальность, личность. социализация индивида

Понятия

Человек – главная тема литературы и искусства, смысловой центр любой философской системы. На протяжении всей истории своего существования он пытается постичь себя, и каждый раз открывает в себе что-то новое, неизведанное. Для выражения сущности человека мы используем слова:

Человек – существуют различные версии о происхождении этого слова из разных языков:

  • С древнерусского – соединяет в себе «чело» (возвышенность, верх) и «век» (сила), что вместе читается как «обладающий всей силой».
  • С литовского – «чело» (верх) и «вайкас» (юноша) – то есть взрослый мужчина.
  • Со старославянского – «цело» (целое) и «вече» (сбор), что можно трактовать как «собранный в единое целое».
  • Есть теория, что многие слова пришли в русский язык из санскрита, в переводе с которого «challi» означает потомок, детище.

Во всех теориях человек – уникальная целостность, объединяющая в себе материальное и духовное начала. Телом человек принадлежит к миру природы, а душа, дух – наделяют его разумом, свободой воли, индивидуальностью, социальностью. Итак, человек – это биосоциальное существо, обладающее сознанием, свободной волей и речью. Он является частью природы и в то же время обособлен от нее, он создает общество и меняется под его воздействием.

>> Виды развития, многовариантность обществ

Индивид (от лат. individuum – неделимое) – обозначение единичного в отличие от общей массы, отдельное живое существо в отличие от коллектива, стада. Индивидом называют человека как представителя своего вида, носителя присущих только ему черт (биологических, психических, личностных), человека как такового. Индивид является последним звеном в цепочке «род – вид – индивид», в которой род и вид обозначают общность, а индивид – обособленную, самостоятельную сущность. Но при этом индивид – один из многих, он обезличен. Термин применим не только к человеку, но и к высшим животным.

Индивидуальность – совокупность качеств и свойств, определяющих уникальность и неповторимость человека. Индивидуальность выражает собственный мир индивида, комплекс присущих только ему психических и поведенческих особенностей. Человек социален по своей сущности и индивидуален по способу существования. Индивидуальность формируется в процессе воспитания и самовоспитания и является вершиной развития человека и индивида.

Личность (от лат. persona – маска, роль актера) – человек как носитель отличительных, неповторимо сочетающихся духовных свойств и качеств, с присущим только ему восприятием окружающего мира. Личность – это субъект отношений и сознательной деятельности, обладатель индивидуального опыта и устойчивых поведенческих признаков, формирующихся в процессе взаимодействия с обществом. Личность является единичным воплощением культуры, конкретным выразителем всей совокупности общественных отношений.

На чем основан личный опыт

«Социальное зеркало» постоянно перед каждым из нас. В детстве при оценке собственных способностей человек основывается на мнении ближайшего окружения, с возрастом — на оценках компетентных специалистов. Зрелый человек понимает, что он — индивид, и индивидуальность его уникальна.

Нельзя недооценивать влияние личного опыта. Именно поэтому дети, воспитанные в одной семье, очень разные. У них имеется похожий групповой опыт (но не идентичный). Помимо семьи дети общаются во внешней среде и с разными людьми. Даже близнецы с одним набором генов не могут постоянно находиться в абсолютно одинаковых условиях, встречаться с одинаковыми людьми и испытывать идентичные эмоции.

Именно поэтому каждый личностный опыт уникален. По утверждениям психоаналитиков, определенные инциденты, происшедшие с людьми, вполне могут оказаться критическими, задавая тональность последующим эмоциональным реакциям.

Чем отличается индивид от личности

Термины «индивид», «личность» и «индивидуальность» широко применяются не только в психологии, но и в обычной жизни. Эти понятия используются для обозначения неких персональных качеств человека или его самого в целом. Несмотря на частоту употребления, разницу между индивидом и личностью могут объяснить немногие.

Индивид – это уникальный набор свойств, присущий конкретному человеку. Большая часть этих качеств была получена им при рождении, остальное – приобретено в течение жизни. Основное отличие индивида – целостность. Персональные свойства редко подвергаются изменению. К таковым характеристикам относятся пол, возраст, имя, цвет кожи и глаз, форма черепа и т.д.

Личностью называется уникальный представитель общества, проявивший себя в культурном и социальном развитии. Данная система черт актуальна только в процессе жизнедеятельности в обществе, так как требует признания социума. Один и тот же человек в разных обществах будет иметь отличные личностные качества, и оцениваться по-разному.

Следует понимать, что от природы каждый представитель человеческого рода является индивидом. Личностью можно стать только в процессе коммуникации с другими членами общества. Причем на становление не влияют физические качества человека. Личностью вполне может быть человек с ограниченными возможностями.

Важнейшим отличием индивида является невозможность утратиться. Вне общества личность достаточно быстро теряет приобретенные черты. Поведенческие нормы и даже способность общаться на родном языке со временем забываются. Кроме того, социум часто «награждает» личность признанием, популярностью, авторитетом. Все это может быть утрачено в течение нескольких лет при резкой смене общества или полном отказе от него. Свойства, присущие индивиду, сохраняются при любых условиях.

Выделяют такие качества личности, как социализация, самосознание, зрелость, направленность и привилегированность. Это означает, что личностные черты начинают развиваться при определенной степени зрелости психики и только тогда, когда человек самостоятельно осознает необходимость в этом. Развитие индивида является естественным биологическим процессом, который запускается при появлении на свет.

Направление развития личности зависит от убеждений и принципов конкретного общества и мировоззрения самого человека. Индивид развивается в силу природного интереса.

Выводы:

  1. Индивидуальные качества человеку достаются при рождении. Личностные качества приобретены в процессе взросления.
  2. Чтобы оставаться индивидом, человеку не нужно прилагать каких-либо усилий. Личностью становятся только во взаимодействии с социумом.
  3. Индивид остается целостным на протяжении всей жизни. Свойства личности меняются постоянно.
  4. Индивид одинаков в разных обществах. Личность оценивается по-разному.
  5. В отдалении от общества личность теряет свои черты и привилегии. Индивид остается неизменным в любых условиях.
  6. Становление личности начинается в зрелом возрасте и при осознании необходимости этого. Развитие индивида начинается при рождении.
  7. Направленность развития личности зависит от предпочтений и убеждений социума. Индивид развивает собственные интересы.
  8. Личность имеет авторитет и признание. Индивид ни чем не выделяется из общества.

А что говорят на этот счет западные психологи

В западной классической психологии понятие «индивидуальность» неразрывно связано с именем Альфреда Адлера. Его учение, кстати, так и называется – индивидуальная психология. В основе теории – идея о так называемом «комплексе неполноценности», который все люди стараются преодолеть. И делают они это по-разному, используя индивидуальные стили деятельности.

Именно работы Альфреда Адлера стали точкой отсчета, от которой началось изучение феномена индивидуальности психологами. Интересно, что этот термин употребляется не всегда. Иногда говорят о когнитивных стилях или личностных конструктах, но подразумевают под ними все же термин «индивидуальность».

Этот феномен изучался не только на Западе, большой вклад в психологическую науку внесли и именитые отечественные исследователи.

Развитие индивида

Развитие бывает личностным, биологическим и психическим. Биологическим развитием называется формирование анатомо-физиологических структур. Психическим – закономерные трансформации процессов психики. Психическое развитие выражается в качественных и количественных переустройствах. Личностным – образование личности в процессах социализации и воспитания.

Развитие индивида ведет к видоизменениям свойств личности, к зарождению новых качеств, которые психологи именуют новообразованиями. Трансформации личности от одного возраста к другому протекают в таких направлениях: психическое, физиологическое и социальное развитие. Развитие физиологическое заключается в формировании скелетно-мышечной массы и других систем организма. Психическое развитие заключается в становлении когнитивных процессов, таких как мышление, восприятие. Социальное развитие заключается в формировании нравственности, моральных ценностей, усвоении социальных ролей и др.

Развитие происходит в целостности социального и биологического в человеке. Также посредством перехода количественных трансформаций в качественные переустройства психических, физических и духовных качеств личности. Развитие характеризуется неравномерностью – каждый орган и система органов развиваются в своем темпе. Оно происходит более интенсивно в детстве и пубертатном периоде, во взрослом возрасте замедляется.

Развитие обусловлено внутренними и внешними факторами. Влияние среды и семейное воспитание – это внешние факторы развития. Склонности и влечения, совокупность чувств, волнений индивида, возникающих под воздействием внешних условий – это внутренние факторы. Развитие и становление индивида считается результатом взаимодействия внешних и внутренних факторов.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Немного теории

Уже много столетий умы ученых занимает вопрос: что такое индивидуальность? Наиболее известным специалистом в этом вопросе считается Альфред Адлер. Он является основоположником индивидуальной психологии, занимающейся исследованием данного феномена. Психолог утверждает, что человеку свойственно комплексовать, чувствуя свою мнимую неполноценность, и проявление индивидуальности есть способ избавления от недостатков.

Адлер считал, что индивидуальность человека – не просто результат воздействия внешних факторов. Каждый индивид обладает творческой силой, дающей ему способность формировать себя и распоряжаться собственной жизнью.

Психолог приводил многочисленные примеры из истории: заика Демосфен, ставший известнейшим оратором; Вильм Рудольф – легкоатлет, имевший физический недостаток; хиляк Теодор Рузвельт, ставший президентом США, и так далее. Все эти люди преодолели неполноценность и смогли закрепить чувство превосходства в качестве основной, мотивирующей к действию силы.

Рекомендуем: Гиперкомпенсация — это

Среди отечественных психологов, исследовавших индивидуальное сознание, наиболее знаменит Б. Ананьев. Он считал, что характеристика индивидуальности человека выражается через совокупность психологических, физических и деятельных качеств, иными словами, человек – это сложная система. Психолог впервые вводит понятие «структура индивидуальности», представляющее собой иерархию из трех уровней: психические процессы, состояния, свойства индивида.

Проявление психической зрелости – очень важный признак индивидуальности. Ананьев считал, что яркая индивидуальность может проявляться не только через различия, но и через целостность. Он видел в человеке творца культуры, рассматривал связь поколений и оценивал роль исторического наследия в индивидуальности. Такое антропологическое определение этого феномена позволяет глубже понять человека как продукт исторического процесса.

Итак, индивидуальность в психологии рассматривается с разных точек зрения. Выходит, что каждый из нас с вами и так особенный (даже самая обычная «серая мышка»), только один индивид смог проявить это качество для окружающих и заблистал как бриллиант, а другой оставил потенциал нереализованным. Сила мотивации заставляет совсем невзрачных людей добиваться потрясающих успехов в жизни, становиться звездами кино, телевидения, выдающимися учеными, знаменитыми спортсменами.

Рекомендуем: Психологическая зрелость человека

Индивид и группа

Группа – это относительно изолированная совокупность индивидов, которые находятся в довольно устойчивом взаимодействии, а также осуществляют совместные деяния на протяжении долгого промежутка времени. Группа – это также совокупность индивидов, которые разделяют социальные определенные характеристики. Совместное взаимодействие в группе основано на определенном общем интересе или связано с достижением конкретной общей цели. Она характеризуется групповым потенциалом, который ей позволяет вступать во взаимодействие с окружающей средой и приспосабливаться к трансформациям, которые происходят в окружении.

Характерные особенности группы заключаются в идентификации каждым ее членом себя, а также своих действий с коллективом в целом. Следовательно, во внешних обстоятельствах каждый выступает от имени группы. Еще одной особенностью является взаимодействие внутри группы, которое имеет характер прямых контактов, наблюдения действий друг друга и др. В любой группе вместе с формальным разделением ролей, обязательно будет складываться неформальное разделение ролей, которое обычно признается группой.

Выделяют два вида групп: неформальные и формальные. Вне зависимости от вида группы, она будет оказывать существенное воздействие на всех членов.

Взаимодействие индивида и группы будет всегда носить двойственный характер. С одной стороны, индивид своими действиями помогает решению групповых задач. С другой – группа оказывает огромное влияние на личность, помогая ей  удовлетворять свои определенные потребности, например, потребность в безопасности, уважении и т.п.

Психологами было замечено, что в коллективах с позитивным климатом и активной внутригрупповой жизнью, индивиды имеют хорошее здоровье и моральные ценности, они лучше предохранены от внешних влияний, работают активнее и действеннее, чем индивиды, которые находятся в обособленном состоянии, или же в группах с негативным климатом, которые поражены неразрешимыми конфликтными ситуациями и нестабильностью. Группа служит для защиты, поддержки, для обучения и умения решать задачи, и требуемым нормам поведения в группе.

Чем отличается индивид от личности, ключевые функции

Каждый представитель вида «Человек разумный» является индивидом. Он может отличаться от других ростом, весом, набором фенотипических признаков, а также характером и темпераментом.

Понятие «личность» включает в себя совокупность свойств, которые развились у человека при его нахождении в обществе. Эти свойства зависят от особенностей воспитания, традиций, образования, межличностных отношений. Еще в древние времена понятие «личности» ассоциировалось с социальным ликом, который связывался с конкретным человеком. 

Индивида можно охарактеризовать с точки зрения активности, устойчивости к окружающим событиям, постоянства психофизического равновесия в организме. Венцом развития индивида является формирование личности.

В понятии «личность» заключено свойство человека сопереживать окружающим, строить отношения в обществе, воздействовать на окружение и меняться самому.

Человек, живя в обществе, участвует в работе различных институтов и функционировании структур. Это его социальная функция. Кроме нее, он выполняет воспитательную функцию (воспитывает детей), образовательную (учится), может исполнять врачебную, судебную, законодательную функции.

Функции индивида отличаются. Они зависят от имеющихся прав и возложенных обязанностей. Их можно разделить на три группы:

  • половозрастные;
  • политические;
  • экономические.

Свои функции индивид исполняет намеренно либо случайно. Если его желания и результат действий совпадают, говорят о функции индивида. В случае, когда результат получился неожиданно, имеет место скрытая функция индивида.   

Понятие индивидуальность

Понятие индивидуальности вошло в несколько научных областей и строится на разных составляющих определения соответственно. В биологическом ракурсе в это понятие вкладывается уникальность и оригинальность каждой особи внутри вида, и самого вида среди остальных живых существ. К биологическим признакам индивидуальности относят генетически передающиеся параметры, такие как внешний вид, продолжительность жизни, возрастные изменения, внутривидовые и феминно-маскулинные особенности проявления.

Однако, касательно человеческого существа, стоит рассматривать индивидуальность, как особую уникальную форму пребывания в обществе, это позволяет отойти от исключительно биологического рассмотрения данного понятия, где все изначально закладывается природой

Так как невозможно считать индивидуальностью лишь уникальность сетчатки глаза или отпечатков пальцев, необходимо брать во внимание и общественные качества, психологический аспект; уникальность складывается из неповторимых сочетаний биологического и общественного

Остановимся на психологических особенностях. Индивидуальность человека предстает набором таких психологических категорий: темперамент, интеллект, характер, привычки и увлечения, общение и выбор деятельности, особенности перцептивных процессов

Однако, просто наличия неповторимых качеств для понимания индивидуальности недостаточно, является очень существенным обращать внимание на тип уникальных взаимосвязей между этими качествами

В психологии индивидуальность это анализ (качественный и количественный) уникальных характеристик человека. Проявляться индивидуальность может в одной или нескольких сферах одновременно. Различие в степени развития и преобладания каких-либо характеристик и качеств вместе с различными способами использовать заложенные данные и порождает неповторимость каждого.

Человек не изолированное, отдельное существо, а член коллектива. Индивидуум индивидуален, когда предпочитает не ограничиваться коллективными нормами, а преобразует их и собственную личность, чтобы достичь более высокого уровня сознания.

Индивидуальные черты личности в большей степени считаются приобретенными, за исключением тех немногих характеристик, которые свойственны каждому индивиду. Непохожесть каждого человека развивается и формируется из нескольких основных составляющих. Первая составляющая – это наследственность. Биологическое свойство живого организма, у человека предопределяет как внешние признаки, так и реакции поведения на определенные типы событий. Вторая составляющая – это окружение. Сюда относят культуру, в которой родился и воспитывался человек, нормы поведения, идеалы, ценности этой культуры; семью, где берут свое начало жизненные сценарии, стереотипы поведения, предубеждения относительно людей и явлений; принадлежность к определенным социальным группам. Третья составляющая – особенности темперамента, характера, т.е. сама индивидуальность человека также имеет не малое влияние на формирование дальнейшей индивидуальности.

Сейчас все чаще поднимается вопрос о стирании индивидуальности при помощи средств массовой информации, где реакции стандартизируются, способность к активному мышлению и анализу ослабевает, вариативность поведенческих реакций уменьшается, так все подается в готовом виде, с расставленными приоритетами и подсказками к необходимому выводу. Для людей, у которых не сформирована индивидуальность (дети, подростки) это может привести к стандартизации мышления и действий, отсутствию критики и остановке в формировании собственной личности. При навязывании обществом стандартов поведения и реагирования ставит под вопрос становление личности, как таковое. Происходит омассовление сознания, исчезновение индивидуальности, личной ответственности, собственных решений.

Человек со сформированной индивидуальностью являет собой зрелую личность, которая достаточно самостоятельна, полагается в решениях на собственное мнение, не зависящее от большинства, у которой развита мотивационная сфера.

Группа и индивид

Так как человек является социальным существом, невозможно представить его полноценную жизнь вне общества. Жизнь в социуме так организована, что каждый индивид является представителем самых разных социальных групп. Наиболее значимыми для индивида являются такие социальные группы, как:

  • семья;
  • группа детского сада;
  • компания сверстников во дворе;
  • школьный класс;
  • студенческая группа;
  • производственный коллектив;
  • клубы и объединения по интересам.

Для того, чтобы комфортно себя чувствовать, индивиду нужно быть принятым в группу. Для этого он должен выполнять правила, установленные в этой группе:

  • признавать авторитет лидера группы;
  • иметь соответствующие внешние атрибуты (конкретный стиль одежды, аксессуары, гаджеты);
  • разделять мнение группы, ее убеждения и ценностные ориентации;
  • отождествлять себя с этой группой.

Являясь членом группы, индивид постоянно находится в ситуации выбора: соглашаться с группой или показывать свое истинное лицо. Если индивид обладает харизмой и лидерскими способностями, он чувствует себя уверенно даже в те моменты, когда его личная позиция не совпадает с мнением большинства членов группы. Он не боится озвучить свое мнение. Так как свои мысли и убеждения он подкрепляет аргументами, члены группы прислушиваются к нему, а иногда даже встают на его сторону, меняя свои взгляды.

Если же индивид обладает низкой самооценкой, он опасается выражать свое несогласие с мнением большинства в группе. Он вынужден кривить душой, носить маску, льстить, желая произвести впечатление на лидера группы. Его поведение будет оставаться неискренним до тех пор, пока человеку выгодно быть членом данной социальной группы.

Влияние группы на индивида можно проследить на примере некоторых профессий:

  1. Продавец. Существуют определенные стандарты обслуживания покупателей, в соответствии с которым продавец должен быть доброжелательным, вежливым, улыбчивым. Этот профессиональный стандарт не позволяет продавцу на работе демонстрировать свое плохое настроение или негативное отношение к неопрятному покупателю.
  2. Учитель. В школьном классе могут оказаться совершенно разные дети. Некоторые из них обладают высокой учебной мотивацией, а другие – низкой. Учитель, как правило, видит детей, которые заинтересованы в получении знаний, но он не может учить только их. В соответствии с должностной инструкцией, педагог должен одинаково относиться ко всем ученикам. Профессиональный стандарт запрещает учителю выделять в классе любимчиков. Личностное отношение учителя к конкретному ребенку не должно накладывать отпечаток на его обучение.
  3. Работник конвейера. Данная процессия не предполагает проявления индивидуальности. Сотрудник фабрики или завода должен выполнять определенные операции в нужной последовательности. Группой для данного сотрудника будет являться производственный цех. Если индивид прекрасно справляется со своими обязанностями, то другие работники конвейера относятся к нему лояльно. Если же он допускает ошибку, его ждут санкции со стороны других работников, ведь его ошибка непременно отразится на их работе.

Группа оказывает влияние на индивида, формируя его систему жизненных ценностей и принципов. Но и индивид оказывает влияние на группу, если обладает достаточным личностным потенциалом. Получается, что не только группа формирует те или иные личностные характеристики своих членов, но и каждый индивид, который является членом группы, оказывает влияние на ее социально-психологические характеристики.

Социализация человека в современном обществе

Общество является достаточно сложным организмом, в котором все элементы очень тесно связаны друг с другом. От каждого элемента напрямую зависит эффективность жизнедеятельности как всего общества в целом, так и по отдельности каждого человека, который является неотъемлемой частью общества.

Замечание 1

Человек, становясь частью общества, нуждается в том, чтобы получить всевозможные знания о нормах и ценностях, а также об образцах поведения. Процесс усвоения индивидом норм и ценностей общества, к которому он принадлежит, называется его социализацией в обществе.

Социализация включает в себя передачу знаний, умений и навыков, формирование ценностей и общественных, а также личностных идеалов, правил социального поведения. Сегодня в социологической науке принято выделять два ключевых типа социализации:

  • Первичная социализация в обществе – это непосредственное усвоение норм и ценностей в детском возрасте. Здесь важную роль играет семья, поскольку от родителей напрямую зависит, какие нормы и как будут восприняты ребенком, и как они повлияют на его дальнейшую жизнь;
  • Вторичная социализация в обществе – это процесс усвоения норм и ценностей уже во взрослом возрасте. Здесь на человека оказывает влияние его положение в обществе, роль, которую он играет в том или ином трудовом коллективе, а также то, как к нему относятся другие члены общества.

Социализация – это взаимодействие агентов социализации и институтов, которые отвечают за формирование, направление и стимуляцию личности человека. Также агенты могут ограничивать становление личности человека, затормаживать эти процессы, что приведет к тому, что человек перестанет воспринимать нормы и ценности, будет проявлять признаки асоциального (девиантного) поведения.

Агенты первичной социализации и агенты вторичной социализации могут отличаться друг от друга. Агенты первичной социализации – это родители, братья и сестры человека, его бабушки и дедушки, а также другие родственники, которые играют не последнюю роль в становлении личности. Сюда же следует отнести друзей и педагогов, лидеров молодежных группировок, если человек состоит в них и социализируется за их счет. Что касается термина «первичная», то в этом случае он относится к тому, что составляет ближайшее окружение человека и влияет на него с самых первых дней жизни.

Вторичная социализация предполагает, что к этой группе будут относиться представители администрации школьного учебного заведения, высшего учебного заведения, предприятия, на котором осуществляет свою трудовую деятельность человек

Важно отметить, что не самую последнюю роль в социализации индивида играют средства массовой информации. Они выступают главным источником, из которого люди узнают последние события, и благодаря которым могут формировать свое мнение о происходящем

Итак, понятие человек и личность: в чем разница

На заре нашей цивилизации, не смотря на то, что все люди имели разные тела, в ощущениях у них не было разделения на личности. Они ощущали себя единым целым.

По мере развития общества, росло и ощущение себя, как отдельного от других тела. Сначала это было только на уровне ощущений. Потом это перешло на уровень ума. Люди начали не только чувствовать, что они разные, но также начали понимать, что они разные.

Вместе с этим рос и эгоизм. То есть ощущение и понимание моё, не моё. Поскольку эгоизм только зарождался, для того, чтобы люди не поубивали друг друга, был создан закон и придуманы правила поведения в обществе.

Каждый человек в обществе был назван отдельной личностью. Хотя на самом деле это иллюзия. На самом глубоком уровне мы все — единое сознание.

Сами подумайте, животное ведь не считает себя отдельной личностью. Это было одно из правил общества называть каждого человека индивидуальностью, личностью.

До того, как у человека начал расти эгоизм и появилось сначала ощущение, а потом понимание себя, как отдельного от других, человек был просто «живое существо», просто еще одно проявление природы.

На сегодняшний день нет единого взгляда на природу человека. Но я приверженец новых взглядов ученых квантовой физики и системного подхода к природе. Суть системного подхода в том, что весь мир – это фрактал. Мы живем в голографической Вселенной. Это значит, что всё едино и создано по одному принципу, «по образу и подобию», как сказано в Библии.

Из Википедии:

Личность — это понятие, выработанное для рассмотрения человека как субъекта социальной и культурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений и общения.

Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений («лицо» — в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.

Если личность – это условно придуманное социальное лицо, тогда человек выражен психикой. А что входит в понятие «человек», какова природа человека, поговорим в следующий раз.

Если подытожить.

Человек — это сознание, проявленное в виде психики/души в конкретном теле. То есть происходит идентификация себя НЕ с телом и, соответствующими ему, социальными масками, ролями, а с сознанием/душой. Ответ на вопрос «Я — это кто?», будет: «Я — это душа, проявленная в этом теле».

Личность — это идентификация себя с телом и, соответствующими ему, социальными масками, ролями. Ответ на вопрос: «Я — это кто?», будет: «Я — это женщина, мать, жена, учитель».

В видео я расскажу о своем опыте, который доказал мне, что я – это не тело.

Человеческая личность — объект изучения многих гуманитарных наук, таких как психология, философия, социология. Понятие «человек», «индивид», «личность» часто встречается как в научном, так и в повседневном языке. В обиходе данные слова считают синонимами, но на самом деле каждому присущ собственный смысловой оттенок. Попробуем подробнее в этом разобраться.

Кто такой индивид – понятие

У термина индивид латинское происхождение. Он произошел от слова individuum, что в переводе означает «неразделенный, неделимый». Оно означает единичного представителя человеческого рода.

Значению слова индивид всегда сопутствует конструкция «один из». То есть, это не просто отдельный человек, а конкретный представитель общества.

Проверьте себя. Индивид — это
носитель биологических качеств 71.93%

совокупность социальных качеств 21.05%

носитель активности 7.02%
Проголосовало: 114

Свойства и признаки индивида

Любой человек обладает определяющими признаками и свойствами, которые представляют из себя единство врожденного и приобретенного. Индивиды, прежде всего, рассматриваются с точки зрения их биологической составляющей:

  1. Стремление к продолжению рода.
  2. Половые и возрастные различия.
  3. Потребность в питании, сне, дыхании.
  4. Наличие наследственности.
  5. Присутствие рефлексов и инстинктов.
  6. Умение приспосабливаться к меняющимся факторам окружающей среды.
  7. Наличие психологических качеств и процессов (мышление, память, воображение, эмоциональная сфера).
  8. Строение рук усложненное, присутствует склонность к развитию мелкой моторики.
  9. Особое строение черепа и структура мозга.
  10. Способность к нахождению в стоячем положении и передвижению.
  11. Отсутствие ярко выраженного шерстяного покрова.
  12. Речевой аппарат развит.

Поведение индивида и его социальная активность обладают рядом свойств:

  1. Уровень активности, общительности, энергичности.
  2. Эмоциональная выразительность, проявление черт характера.
  3. Темп и динамичность индивидуального развития.
  4. Стабильность, постоянство поведения человека в различных жизненных ситуациях.
  5. Понимание своего поведения и его последствий.
  6. Целостность и устойчивость.
  7. Гибкость, умение меняться в соответствии с ситуацией и условиями окружающей среды.

Есть несколько характеристик индивида, которые выделяют человека среди других живых существ. К ним относятся:

  1. Способность к членораздельной, осмысленной речи.
  2. Умение совершать осознанную деятельность, преобразовывать уже имеющееся, улучшать самого себя.
  3. Возможность создавать орудия труда и активно использовать их в своей деятельности.
  4. Способность к творческой деятельности, созданию духовных и культурных ценностей.
  5. Умение примерять на себя чужую модель поведения.
  6. Отношение к миру с морально-нравственных позиций.

Выводы сайт

  1. Взаимодействие с социумом. Чтобы оставаться индивидом, человеку достаточно просто быть собой. А вот личностью он может стать лишь через социальное взаимодействие, которое проявляется либо в сотрудничестве, либо в противостоянии.
  2. Достаточность. Всякий человек рождается индивидом, а вот личностью он становится только в процессе сознательной жизни.
  3. Количество. Индивидов в мире – около 7 миллиардов, а личностей, по разным оценкам, от нескольких сотен до нескольких десятков миллионов.
  4. Признание. Каждый человек является равным в правах с другими людьми, то есть его право на индивидуальность – неотъемлемо. Однако личности выражают себя несколько ярче, получая определённые социальные привилегии (авторитет, власть, признание).
  5. Осознанность. Чтобы оставаться индивидом, достаточно просто жить, вписываясь в рамки социума либо изолировавшись от него. Путь к становлению личности – это осознанное действие, доступное лишь избранным.

Понятия «личность» и «индивид», широко используются людьми. Однако не все понимают, чем они отличаются друг от друга, поэтому часто путают их. Свойства личности и индивида изучает психология.

Отличие личности от индивида

Если вы хотите понять, чем личность отличается от индивида, вам необходимо узнать высказывание известного психолога А.Г. Асмолова: «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность – отстаивают

». Это изречение как нельзя лучше говорит об отличиях понятий «личность» и «индивид».

Индивид характеризуется уникальностью, которую человек получает от рождения (цвет кожи, волос, глаз, черты лица, телосложение). Согласно этому все люди являются индивидами: и несмышленый новорожденный, и абориген первобытного племени, и психически больной человек, и даже однояйцевые близнецы, которые при всей схожести имеют свои уникальные (например, родинки).

Личность, в отличие от индивида, не биологическое, а социально-психологическое понятие. Личностью индивид становится в процессе взросления, обучения, развития, общения. Личностные отличия особенно заметны у однояйцевых близнецов, выросших вдали друг от друга.

Свойства личности:

Еще одно важное качество личности, отличное от индивида – необходимость признания обществом. Например, в племенах индейцев имя человеку давали только тогда, когда он совершал некое важное деяние

Основной мотив, определяющий деятельность индивида — это интерес. Процесс познания в таком случае зависит от желания или нежелания человека узнать свойства предмета, понять его. Личность же чаще руководствуется убеждениями, которые являются основой принципов и мировоззрения человека.

Мыслители ещё с древних времён старались проникнуть в суть понятия «человек». Чтобы разобраться, они создавали различные концепции понимания его определения. В итоге пришли к общему выводу, что человек представляет собой биологическое, психологическое и социальное единство. Термин «человек» тесно взаимосвязано с понятиями – «индивид», «индивидуальность», «личность». Проведём некоторые разделения между этими терминами, чтобы понять их суть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector