Психологический возраст и социальная зрелость личности. подходы к определению критериев социальной зрелости личности

Легкое взросление как историческая аномалия

Исследователь образования Роберт Хевигхерст утверждал, что существуют некоторые вполне конкретные «задачи развития», которые необходимо решить: найти партнера, научиться с ним / с ней жить, завести семью, воспитать детей, получить профессию, обзавестись домом. Это традиционные взрослые роли, которые можно увидеть в любом семейном ситкоме и которые, как считается, современная молодежь не разделяет и не ценит.

Хевигхерст разрабатывал свою теорию развития в 40–50-е годы, поэтому она ожидаемо была продуктом своего времени. Экономический послевоенный бум приблизил взросление, сделал его доступным: молодым мужчинам хватало работы, а образования для многих должностей не требовалось, и на эти деньги вполне можно было прокормить семью. А общественные взгляды того времени давали приоритет необходимым признакам благополучия: работа, жена, дом, детишки.

Однако этот период был лишь исторической аномалией. Минтц пишет:

А чтобы жениться, многим молодым мужчинам приходилось ждать смерти отца, чтобы получить наследство. По крайней мере, сегодня свадьба не требует летального исхода одного из родственников.

Золотой век простого взросления долго не продлился. Уже с 1960-х возраст вступления в брак стал увеличиваться, а законченное среднее образование стало необходимостью. Общество до сих пор ценит старые маркеры, но для их достижения уже нужно стараться гораздо больше.

Дженсен Арнетт подмечает удивительную вещь:

Признаки психологической зрелости

Психологическая зрелость и психологический возраст – тесно связанные понятия, но это не дает понимания и определения такой личности. Наиболее оптимально определять категории через признаки, в зависимости от научной концепции их насчитывается от четырех до пятнадцати. К основным признакам относят:

– естественное и спонтанное поведение, а также эмоциональное реагирование. Это подразумевает свободное и открытое самопредъявление, но при этом существует уважение к принятым общественным нормам. Зрелая личность будет проявлять свои желания и чувства, но выберет для этого такой способ, чтобы не травмировать психическое состояние окружающий, соблюдая этикет и толерантность;

– относительная вовлечённость в мировые процессы. Человек осведомлен об основных мировых событиях и в важных для него социальных группах, но достаточно независим в своих суждениях, чтобы не поддаваться на пропаганду и манипуляции. Доля юмора и отрешенности позволяют не сильно эмоционально вовлекаться в мировые социальные процессы, что дарит независимость;

– в отношениях отсутствуют меркантильные интересы и искусственные формы поведения. Вместо этого присутствует принятие себя и других людей в том состоянии, в котором они естественны и не пытаются переделать в более удобные и выгодные варианты;

– наличие глобальных целей и смыслов и постоянная работа над их реализацией. Это заставляет совершенствоваться, развиваться, постоянно двигаться и быть занятым. Среди подобных целей обычно что-то, имеющее высокую духовную ценность или практическое значение для многих людей, а не пользу в настоящем моменте;

– процесс достижения целей никак не корректирует моральные ценности и устремления личности. Чувствительность к несправедливости, невозможность предать собственные идеалы в сочетании с высоким уровнем развития позволяют выбирать пути достижения в рамках своей моральной концепции;

– отношения, выстраиваемые в узком личном кругу обычно долговременные, глубоки, открыты. В контексте подобного взаимодействия происходит совместное развитие партнеров и постоянное углубление в познание внутреннего мира, как своего, так и другого;

– креативность и чувство юмора. Данные проявления спонтанны и естественны, для их проявления подойдет и бытовая ситуация и профессиональные вопросы. Кроме того подобное восприятие касается собственных качеств и взаимоотношений с другими. Позволяет легче адаптироваться и быстрее переживать кризисные моменты, находить простые и неожиданные выходы из сложных ситуаций.

Естественно автоматически сюда включаются все факторы, определяющие взрослого человека, несущего полную материальную и уголовную ответственность. Зрелая личность способна нести ответственность, обусловленную любыми законодательными актами и документальными требованиями.

Периоды

Выделяют период зрелости: 25 – 65 лет. Существует градация: ранняя, средняя и поздняя зрелость. Ранняя: 25 – 35 лет — это период вхождения индивида в сферы жизнедеятельности, приобретение навыков построения собственной жизни, вступление в профессиональную среду и начало творчества.

Средний период зрелости длится дольше: до 55 лет. Период становления профессионалом в выбранном деле. В данном отрезке времени присутствуют: устойчивость в личных отношениях (семья, дети), переоценка ценностей, поиск новых путей достижения целей и ответов на вопросы о сущности жизни.

Поздний период зрелости длится до 65 лет. Сложившиеся ценности помогают видеть в это время картину устройства мира в реалии, не в желаниях. Выделяется период уровнем самопознания, активностью в семейных, социальных отношениях. Человек приобретает терпимость, демонстрирует психологическую устойчивость.

В свете увеличения продолжительности жизни на планете, научно — социальные исследования выявили факт “созревания” личности до 75 лет и дали возможность перегруппировки периодов. Любопытный факт: те, кому сегодня 55-65 лет, насыщенно проживают плодотворный отрезок времени первыми в истории человечества. Когда есть здоровье, силы, а жизненный опыт уже приобретён. Раньше люди старели намного раньше, после 65 лет происходило угасание активности.

Тождественны ли понятия «взрослость» и «зрелость»? Многие сталкивались с людьми преклонного возраста, инфантильными в решениях, безответственными в словах и поступках. Бесспорно, «взрослеть» и «зреть» человек способен только с течением времени.  Но очевидно и то, что дело не только в годах. Джон Роберт Фаулз писал: «Зрелость — это не годы, а состояние познания самого себя». Вернее рассматривать качественное определение личностной, психологической, социальной зрелости. Дата рождения в паспорте при этом не важна.

Определение понятия

Зрелость – это не совокупность физиологических качеств, не возраст и социальный статус и уж точно не диплом об образовании. На самом деле это более глубокое и цельное восприятие окружающей действительности, идущее вкупе с желанием развиваться как личность, стремление стать лучше, чем есть на данный момент.

Сегодня психологи пришли к выводу, что зрелую личность отличает уверенность в себе и общая эмоциональная стабильность, а также полная самостоятельность и жажда профессионального становления.

Временами подходы к определению этого понятия сменяли друг друга, в результате чего выработался некий перечень признаков психологической зрелости:

  • Самостоятельность выражается в способности вести автономное существование и решать возможные проблемы без постороннего участия. Зрелая личность готова принимать решения и нести за них всю ответственность, а также способна получать моральное удовлетворение от осознания того, что сама строит свою жизнь.
  • Терпение. В данном случае речь идет о понимании человеком того, что успешная реализация поставленной цели может занять долгое время, но это его не отталкивает. Он понимает, что надеяться на быстрые результаты глупо и готов продолжать действовать ради достижения своей мечты. При этом он совершенно спокойно относится к окружающим его людям с их сильными и слабыми сторонами. Он не испытывает желания переделать мир под свои критерии правильности.
  • Внутренняя гармония. Редкого человека устраивает в себе абсолютно все. Намного чаще бывает наоборот и человек постоянно стремится к тому, чтобы стать лучше, чтобы приблизиться к некому нарисованному сознанием идеалу. В некоторых случаях недовольство своими недостатками может стать причиной серьезных психологических отклонений. Но зрелая личность не мечется от внутреннего дискомфорта при созерцании собственного несовершенства. Он принимает и любит себя таким, как он есть.
  • Самодостаточность – способность жить в гармонии наедине с собой, не ощущая дискомфорта в психологическом и бытовом плане. Самодостаточная личность не нуждается в окружающих для решения каких-либо задач или удовлетворения своих потребностей. Такой человек совершенно спокойно может провести вечер выходного дня в одиночестве за просмотром любимого фильма, он просто не испытывает острой нужда в компании знакомых и друзей.
  • Жажда познания присуща любой зрелой личности. Динамически меняющийся мир диктует свои законы, вынуждая человека быстро адаптироваться к новым реалиям посредством освоения новой информации. Личность принимает необходимость саморазвития ради своего дальнейшего успешного существования и не испытывает по этому поводу никаких негативных эмоций.

Важно

Зрелость – есть совокупность физического, умственного и социального развития. Чаще всего уровень психологической зрелости достигается годам к 30

Но в случае трудных жизненных ситуаций и богатого опыта зрелость может наступить намного раньше.

Психологическая зрелость

Психологическая зрелость личности заключается в естественности. Зрелый человек не будет скрывать слёзы, когда невыносимо грустно. Не будет усилием воли сдерживать улыбку, когда смешно. Полное принятие себя рождает свободу проявления эмоций.

Стереотипы поведения не влияют на таких людей. Они ориентируются на внутренние ощущения, личные потребности. Принятие себя в мире, где присутствуют страдания, несовершенство людей, приводит к жизни в гармонии с собой. Вместо попыток изменить окружающих, они живут рационально. Осваивают новое, расширяют границы осознанности.

Психологически зрелые личности часто выделяются в обществе экстравагантной внешностью. Поддержание общепринятых норм и тенденций не входит в их мировосприятие. Не жалуются на скуку, поскольку интересы разносторонние и основное стремление — вкладывать время в результат.

Признаки психологической зрелости личности.

  1. Открытое, свободное само предъявление. Выражение чувств, не травмируя психического состояния окружающих с соблюдением толерантности и этикета.
  2. Независимость в суждениях о мировых процессах. Отрешённость и юмор помогают без эмоций вовлекаться в социальные процессы. Отсутствие воздействия пропаганды и манипуляций.
  3. Отсутствие искусственных форм поведения. В отношениях нет меркантильных интересов. Принятие людей в естественном состоянии. Без попыток общения в удобном варианте.
  4. Плодотворная занятость. Постановка целей, задач и работа над воплощением планов.
  5. Постоянное самосовершенствование, движение, развитие. Присутствие правильной моральной концепции, идеалов.
  6. Долговременность, глубина личных отношений. Изучение внутреннего мира партнёра в совместном развитии.
  7. Адаптация к кризисным моментам в бытовых ситуациях, в профессии. Юмор и креативность естественным образом помогают находить неожиданный выход из трудной ситуации.

Психологическая зрелость личности проявляется в социальной среде. Уровень социализации расширяет круг контактов: с конкретного человека, группы людей до широких масс.

Уровни зрелости личности (Души)

Описание этих уровней опирается на 7 тонких тел человека. Более подробно я описала 7 тонких тел ЗДЕСЬ, и там же есть схема, которую можно использовать для лучшего понимания, описанных ниже уровней.

Коротко 7 тонких тел / планов бытия можно описать так:

тело/план №7 — атманическое тело — моя миссия, предназначение, моя судьба
тело/план №6 — будхиальное тело — мои истинные желания, ценности — ЧТО ХОЧУ?
тело/план №5 — каузальное тело — событийные потоки — ЧТО ДЕЛАЮ?
тело/план №4 — ментальное тело (мысли, убеждения) ЧТО ДУМАЮ? ЧТО ПЛАНИРУЮ?
тело/план №3 — эмоциональное тело (астральное) ЧТО ЧУВСТВУЮ?
тело/план №2 — энергетическое тело (эфирное) — ощущение энергии в теле
тело/план №1 — физическое тело — ощущения в теле от 5 органов чувств

Инфантильная личность – взрослый человек, который ведет себя как (младенец). У такого человека жизнь идет на первых трех тонких уровнях физический, энергетический, и эмоциональный. Позитивная эмоция – это цель его дня, пивка попить, повеселиться. С ним даже сложно поговорить о чем-то, у него ментальный план не включен. Обсудить с таким человеком смысл его жизни, ценности, желания не возможно. У него в голове хаос. Такой человек обязательно попадает в отвержение. Его гонят, потому что он не несет ответственности за свои поступки. У него хорошее настроение, всем хорошо, плохое настроение, всем плохо. И он вынужден адаптироваться, потому что его гонят. Адаптация заключается в том, что он поднимается на следующий уровень – ментальный.

Адаптация – взрослый человек, который ведет себя как (ребенок). Он начинает узнавать, что правильно, что не правильно на уровне правил, узнает правила внешнего пространства. Начинает вести себя правильно, его начинают меньше гнать. Но это действия, которые он организовывает снизу, из правил. А их нужно организовывать сверху, из собственных желаний и чувств. Не чувствуешь, не делай. А он не чувствующее еще существо на ментальном плане. Он чувствует если его ущипнуть, но я про другие чувства говорю. Дальше он адаптируется более комфортно и переходит на уровень успешной адаптации. То есть у него событийный план начинает налаживаться.

Успешная адаптация – взрослый человек, который ведет себя как (подросток). Это люди, которые в социуме налаживают связи, получают специальность, доход. В общем, человек просто хорошо устроился. Событийный поток (каузеальный план) у него налажен, но он налажен опять снизу. А должен быть сверху. Поэтому когда ты с ним пытаешься поговорить, ты видишь, у него словно ничего за душой нет. Он всё время говорит, что правильно, что не правильно. Все друг другу враги. Ни на кого надеяться нельзя. Пахать надо, зарабатывать. Я вот как крут. И начинает рассказывать свои успехи в адаптации. А по душам поговорить нельзя. Потому что чувства не осознаны у него. Дальше происходит стадия само исследования, это переход во внутреннее пространство. До этого было осваивание внешнего пространства.

Как человек с эмоциональной зрелостью?

Эмоционально зрелый человек — это тот, кто развил в своем мышлении и поведении ряд установок, которые заставляют его преодолевать «инфантилизм» и относятся как к его личности, так и к окружающей среде..

Этот факт говорит нам о том, что эмоциональная зрелость не является чем-то врожденным, то есть никто не рождается зрелым, поэтому зрелость — это не то, что достигнуто или не достигнуто, а то, что развивается или не развивается.

Это показывает, что существует большое количество факторов, которые вмешиваются в развитие эмоциональной зрелости.

Главным из них, несомненно, является личность человека, то есть то, как человек должен функционировать и соотноситься с миром..

Первое требование для развития эмоциональной зрелости — это иметь высокие знания о себе, знать свою собственную личность, а также знать способы мышления и способы реагирования и поведения, которые мы имеем.

Люди никогда не могут проявить эмоциональную зрелость во внешних ситуациях, если мы не знаем, как применять себя в первую очередь.

Второй фактор, имеющий большое значение в развитии эмоциональной зрелости, обнаруживается в отношениях человека с окружающей средой..

Человек может многое знать о себе, знать, как он думает, как это работает и какие эмоциональные реакции он имеет, однако, это личное развитие не поможет, если он не применяет его к своим отношениям с другими людьми и различным элементам, которые составляют среду в это разворачивает.

Подводя итог, мы можем определить эмоционально зрелого человека как человека, который знает, как хорошо себя чувствовать, и способен адаптировать свои внутренние характеристики к отношениям, которые он устанавливает с внешними объектами..

Открытость разума

В наши дни почти каждый говорит об открытости своего ума. Это даже превратилось в привлекательную черту и комплимент. Но на самом деле такая черта присуща лишь немногим, ведь истинная открытость разума сводится к одному: готовности принять свою ошибку.

Многие из тех, кто говорит о своей открытости, в реальности всего лишь умеют слушать. Они рады выслушать новые и необычные идеи или точки зрения, но внутри отрицают их все до единой. У них есть внутренние барьеры, которые не позволяют другим мнениям как-нибудь изменить их мировоззрение. Такие люди улыбаются и кивают в ответ на ваши слова, но в их глазах видна только пустота и отстраненность.

Эмоциональная зрелость помогает познать себя настолько хорошо, что позволяет беспристрастно впустить в свой мир новое мнение. Они – истинные хозяева собственного разума. Смелые идеи ими всегда приветствуются, хотя многие из них сразу же стираются. Лишь некоторым суждено стать частью системы убеждения таких личностей.

Три стадии взрослой жизни

  • — Ранняя зрелость (молодость);
  • — средний зрелый возраст (зрелость);
  • — Поздний зрелый возраст (старение и старость).

Молодость — это, прежде всего, время для создания семьи.

Молодой возраст — это, прежде всего, время создания семьи и устройства семейной жизни, время овладения избранной профессией и первых значительных достижений в ней, определяющих отношение к общественной жизни и своей роли в ней. В молодости доступны самые сложные виды работы, общение наиболее полное и интенсивное, дружеские и любовные отношения легко устанавливаются и полностью развиваются.

Основная проблема в эмоциональной сфере, требующая обязательного решения в раннем взрослом возрасте, — это достижение идентичности и близости.

Эмоциональная близость в человеческих отношениях выступает основой любви. Чувство любви глубоко интимно и сопровождается ситуативно возникающими и меняющимися эмоциями нежности, восторга, ревности, которые часто выражаются в виде гнева, печали, гнева, обиды, разочарования и других эмоций. Любовь охватывает довольно широкий спектр эмоциональных явлений, различающихся по глубине, силе и другим характеристикам: от относительно слабо выраженных отношений (симпатий) до полностью волнующих человеческих переживаний, достигающих силы страсти.

Создание семьи чрезвычайно важно для личного развития. Человек приобретает новый статус, связанный с ответственностью за продолжение семьи и воспитание следующего поколения

С рождением первенца супруги начинают осваивать родительские роли отца и матери. Меняется весь образ жизни, появляются новые обязанности, новые аспекты ответственности друг перед другом и новая общая ответственность за человека, который родился. Развивается комплекс эмоций, связанных с отцовством, в том числе радость от общения с ребенком и переживания.

Привязанность и доверие, особая чуткость к потребностям ребенка, чувство интереса, восхищения и гордости за ребенка.

Создание семьи и рождение детей — очень важный шаг в жизни каждого человека, который обусловлен следующими мотивами: любовью, духовной близостью, материальным расчетом, психологической совместимостью и моральными соображениями. Будущее семьи будет зависеть от того, какими ценностями будет руководствоваться человек при создании семьи.

Второй важный аспект жизни в подростковом возрасте — освоение выбранной профессии. Человек в этом преуспевает, приобретает профессиональные навыки. В юности легче получить знания, умения и навыки, необходимые для работы по профессии; человек наиболее продуктивен, выдерживает величайшие физические и умственные нагрузки, наиболее способен овладеть сложными методами интеллектуальной деятельности. Развиваются требуемые особые личностные и функциональные качества: организаторские способности, инициативность, находчивость, точность и аккуратность, быстрая реакция и др.

Если человек выбирает успешный жизненный путь, то уже в подростковом возрасте он достигает достаточно высокого уровня мастерства в профессии и своего объективного признания. С чемпионатом обретается чувство профессиональной компетенции.

Замечено, что ближе к 30 годам романтические ценности на работе сменяются более практичными. Следующие предметы становятся основными.

Поздняя: причины

Запоздание зрелости называется выраженным несоответствием календарного возраста и социального положения психическому статусу.

Все же зрелость и возраст имеют определенную корреляцию: в каждый периоде развития человека характеризует свой социальный статус, характерные черты.

Нельзя ждать от ребенка профессионального устройства и самостоятельности в быту, однако в возрасте 30 лет такая ситуация будет являться ярким проявлением незрелости.

Задержку развития в этом отношении вызывают чаще внешние причины: гиперопека со стороны родителей, родственников, даже начальства.

Отсутствие трудностей, постоянная забота не дают возможности развиться самостоятельности и ответственности. Инфантильность может задержаться в человеке и до зрелого возраста, а иногда и на всю жизнь.

Причины психологической незрелости:

  • гиперопека со стороны родственников,
  • задержка психического развития ребенка,
  • ошибки в воспитании,
  • негативный пример в семье (инфантильное поведение одного из родителей),
  • поощрение незрелого поведения,
  • создание благоприятных условий , &#171,аквариума для развития&#187, (обстановка, способствующая уменьшению самостоятельных решений),
  • отсутствие стимулов для развития,
  • склонность к депрессивным состояниям.

Причин для психической незрелости можно выделить огромное количество, но все они так или иначе характеризуют отсутствие условий для нормальной реализации процесса взросления личности.

В этом важно соблюсти баланс между поощрением и положительными ситуациями и негативным и трудным опытом. Зрелость личности определяется ее автономностью существования и способностью функционировать в изменчивых условиях

Зрелость личности определяется ее автономностью существования и способностью функционировать в изменчивых условиях.

Развитие личности происходит естественным путем вместе с физическим развитием человека, когда каждый возрастной период характеризуется определенным психическим состоянием.

Нарушение этого пути как положительными факторами (чрезмерной заботой и любовью), так и негативными приведет к изменениям: раннему или позднему взрослению личности.

Для задержки личностной зрелости большое значение имеет создание &#171,тепличных&#187, условий существования, что в будущем сильно навредит человеку.

Как определить зрелость личности:

Куда уходит детство

Профессор Гриффин предлагает взглянуть на проблему детства и взросления с другой стороны и задать совсем иной вопрос: не «Когда можно считать меня взрослым?», а «Когда можно считать меня ребенком?».

Все так переживают за то, что молодежь слишком поздно взрослеет. Почему мы не волнуемся о тех, кто становится родителями в 15? Или за тех, кому приходится ухаживать за умирающими родителями еще ребенком? Порой случается так, что человеку приходится играть роль взрослого тогда, когда он еще к этому не готов. Интересно, такие люди переживают период формирующейся зрелости?

Эта привилегия может сработать по-разному: кто-то проедет весь мир в погоне за работой своей мечты, а кто-то спокойно поживет в родительском доме, чтобы немного поразмышлять.

Взросление не всегда бывает желанным. Независимость может превратиться в одиночество. Ответственность может обернуться стрессом и тревогой.

Минтц пишет о том, что некоторым образом взросление несколько обесценилось в культуре:

В сравнении с романами XIX столетия, полных томительного ожидания взросления, романы второй половины XX века полны разочарования. В них сквозит вопрос: а хотим ли мы становиться взрослыми?

Признаки

Но незрелую личность тоже можно определить по признакам, которые присущи только ей:

  • Неспособность принимать собственные ошибки.
  • Взрывной характер.
  • Тяга к соперничеству.
  • Неприятие проигрыша.
  • Эмоциональная нестабильность.
  • Капризы.
  • Неприятие критики.
  • Неумение прощать.
  • Боязнь перед изменениями.
  • Зависимость.
  • Необоснованная требовательность.
  • И довольно часто встречается неадекватность.

Это лишь основные из многих качеств, которые характеризуют незрелую личность. Если внимательно на них посмотреть, то можно сказать, что это черты, присущие ребенку: капризный, требующий внимания и не принимающий воспитания. Такое поведение может существенно осложнить жизнь в социальной среде.

Социальная зрелость наступит тогда, когда человек сможет преодолеть все черты характера, которые свойственны детскому мышлению. Незрелость может проявляться и в абсолютно зрелой личности – точнее, некоторые её признаки.

Рекомендуем: Гиперкомпенсация — это

Это не означает деградации развития, напротив, иногда обстоятельства принуждают проявить нетерпимость или же соперничество. А некоторые индивиды обладают азартным характером, что тоже может показать признаки незрелости.

Психология зрелости выявила некоторые моменты развития, которые могут охарактеризовать зрелую личность или же помогут понять, насколько правилен выбранный путь к зрелости

Здесь очень много второстепенных факторов, но мы обратим внимание на основные критерии

1. Любовь. Только зрелая личность может развить чувство безопасности при повышенной ранимости. Это сложное сочетание чувств содержит риск, который может разбить сердце. Однако только эти чувства в гармонии помогают человеку любить и быть любимым.

2. Реальность. Возможность отличать выдуманное от реального, видеть вещи в их истинном виде, не наделяя собственными качествами. Только зрелая личность сможет признать свои проблемы и разобраться в них – незрелая постарается избежать этого.

Рекомендуем: Как развить силу воли?

3. Отзывчивость. Это качество требует делиться не из расчетливых целей, а для блага остальных. Давать и принимать бывает очень сложно.

4. Положительное восприятие окружающего мира. Принимать все повороты судьбы такими, какие они есть, и уметь их проходить. При этом не просто преодолевать сложности, а становиться сильнее, извлекать жизненные уроки. Видеть причину изменений в себе, а не винить обстоятельства.

5. Конструктивность. Зрелый индивид не будет воспринимать критику враждебно. Он будет искать проблемы, которые можно решить и исправить сложившуюся ситуацию. Для него избавление от недругов означает, что их нужно сделать друзьями. И он достигнет этого путем преодоления неприязни.

6. Расслабление. Полноценная личность не будет никогда испытывать напряженность. Она может в любой момент расслабиться, ведь она сильна и достигнет своего, несмотря на преграды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector