Эмоциональный интеллект

Как развивать эмоциональный интеллект?

Важно понимать, что работа над эмоциональным интеллектом ждет и родителей подростков. В пубертате происходит гормональная перестройка, в результате которой дети становятся очень сложными для коммуникации: кажется, подростки совсем не слышат взрослых, а о передаче опыта речь почти не идет

Здесь потребуется развитый эмоциональный интеллект самих родителей.

Главное, не забывайте: намерения подростка всегда позитивны, какими бы негативными действиями они не проявлялись. Мудрость родителей в этот момент должна заключаться в том, чтобы не реагировать на резкие и, порой, неадекватные действия, а попытаться понять намерения, а также пересмотреть требования, предъявляемые к подростку.

Родительская помощь будет заключаться в выполнении вместе с ребенком заданий для развития эмоционального интеллекта. Вот несколько практик, которые я рекомендую. Предложите выполнить их своему подростку. Кстати, возрастных ограничений у этих практик нет: для многих взрослых они окажутся не менее полезными.

Экономика образования

Эмоциональный интеллект: как научиться понимать свои и чужие эмоции

Про понимание себя

Упражнение «Квадрат настроений»

Считывание настроения, в котором находится собеседник, позволяет оценить перспективы общения и быстро подобрать подход. Ниже представлена схема, которая наглядно покажет, почему иногда так сложно наладить коммуникацию и договориться о чем-то.

Фото: из книги «Коммуникация» Виктории Шиманской

Это квадрат эмоций или настроений. Настроение можно определить по двум критериям. Удовольствие — это эмоциональная составляющая. Энергия — физическая. Попробуйте сейчас оценить уровень своей энергии и уровень эмоций. В каком вы секторе?

Кстати, человек может действовать эффективно в любом из четырех состояний, примеры подходящих занятий для каждого находятся внутри цветных квадратов.

Постепенно можно научиться распознавать, в каком секторе настроения находится собеседник, и тогда общаться станет проще.

Про общение со сверстниками

Упражнение «Не обижайся!»

Когда кто-то говорит обидные слова или пытается задеть, важно помнить, что все прозвища, «обзывалки» к реальности никакого отношения не имеют. От того, что тебя назвали слоном, уши или хобот не вырастут

Это всего лишь «кривое зеркало», мимо которого всегда можно пройти, проигнорировав странное изображение. Игнорирование — еще один способ не обижаться и не «подпитывать» своей реакцией обидчика. Чтобы было проще, нужно задать себе вопрос: «Разве мне так важно мнение человека, который это говорит?» После этого полностью отстранитесь.

Фото: из книги «Коммуникация» Виктории Шиманской

Перейти в режим игнора помогает ассоциативная цепочка. Посмотрите вокруг себя. Что вы видите? Например, видите стол, стул, шкаф. Эмоций ноль. И продолжаете — обидчик. Стол–стул–шкаф-обидчик — никаких эмоций. А еще можно представить себе обидчика в какой-нибудь смешной или глупой ситуации, чтобы злиться на него просто не получалось. На самом деле придется еще постараться не засмеяться.

Про общение с родителями

Слова часто вызывают негативную реакцию только из-за своей окраски, хотя их смысл нейтральный или даже позитивный. Самая яркая реакция обычно бывает на слово «должен»: «ты должен учиться», «должен убраться в комнате», «должен гулять с собакой», «должен слушать, что тебе говорят».

Сказать по правде, никто никому ничего не должен. Ты — никому, но и тебе — никто и ничего. Осознание этого помогает по-новому взглянуть на многие вещи. Вот как можно расшифровать несколько привычных реплик родителей.

1. «Ты должен учиться» = «я беспокоюсь за твое будущее».

2. «Ты должен убраться в комнате» = «тебе будет комфортнее».

3. «Ты должен гулять с собакой» = «твой пес тоже живой, и он по тебе скучает».

Звучит куда более оптимистично! А теперь к каждому «должен» в левой колонке можно написать справа, почему этого стоит хотеть. Например, «Ты должен учиться» может значить «Я хочу хорошо учиться, чтобы в будущем иметь хорошую работу и достойный уровень жизни».

Социальная экономика

Дорогая, я испортил детей: чему могут научить нас сериалы для подростков

Я уверена, что осознанное развитие эмоционального интеллекта у подростков и взрослых улучшает качество жизни, отношения в семье, кроме того, развитые soft skills — хороший фундамент для успешной жизни ребенка, какую бы сферу деятельности он не выбрал.

EQ и мотивация

Одним из базовых драйверов эмоционального интеллекта наряду с осознанностью, самооценкой и адаптивностью является мотивация. Это, прежде всего, готовность идти вперёд, выходить из зоны дискомфорта, падать и вставать много раз. И каждый раз руководствоваться своим истинным желанием.

Давайте посмотрим на выдающихся людей, чтобы убедиться в том, насколько четкое понимание своих желаний и сильная мотивация могут изменить жизнь человека и сделать его выдающимся в своей профессии.

  • Уолт Дисней был уволен в 1919 году из Kansas City Star из-за отсутствия воображения и хороших идей.
  • После выступления Элвиса Пресли в Нэшвилле менеджер концертного зала велел ему отправляться обратно в Мемфис и продолжать водить грузовики.
  • Когда Мэрилин Монро предприняла попытку начать карьеру модели, агентства предложили ей попробовать себя в роли секретаря.
  • Стивен Спилберг не мог поступить в школу театра, кино и телевидения Университета Южной Калифорнии три раза.
  • Одну из самых первых и наиболее известных книг Стивена Кинга — «Кэрри» три раза отказывались печатать. Она увидела свет только благодаря жене писателя, которая достала рукопись из мусора и убедила его не сдаваться.
  • Эдисон, изобретатель электрической лампочки, провел около 2 тыс. экспериментов, прежде чем создать ее. А на пресс-конференции, посвященной новому изобретению, один весьма настойчивый журналист спросил:

Так и есть – выдающимся в своей профессии можно стать только раз за разом поднимаясь после неудачи. Или не воспринимать неудачей то, что другие считают неудачей, ведь развитый EQ – это способность человека воспринимать мир таким, каким он хочет его воспринимать. Конечно, в таком случае будет и внутренняя мотивация, которую связывают с интересом к профессиональной деятельности, значимостью выполняемой работы, свободой действий, возможностью реализовать себя, развить свои способности, умения и навыки.

Материалы по теме:

What makes a good Leader?

You may think of an excelling leader as someone who has a calm assuring demeanour and who is in control no matter what the situation. You may also think of someone who has complete trust in all around them; a compassionate listener, always speaking kindly and with clarity; is approachable and always seems to make the right informed decisions.

Effectively, these are all attributes of someone who has high levels of Emotional Intelligence. Referencing Salovey above: the leader is controlling his/her own emotions as well as those of the team to perform excelling results. It is, therefore an extremely important subject – Emotional Intelligence theory and Leadership have a deep embedded relationship that should not be underestimated or overlooked.

EQ и стрессы на работе

Современный ритм жизни и работы очень быстрый, условия постоянно меняются, уровень ответственности постоянно растет и количество стресса увеличивается изо дня в день. Из-за перенапряжения психики у человека могут развиться тревожные состояния, неуверенность в своих действиях, а также испортиться отношения с окружающими. Если люди не умеют управлять своими эмоциями, это влечет за собой неприятности во всем. 

Часто, столкнувшись с подобными ситуациями на работе, сотрудники прибегают к одному из трех путей:

  1. Просто увольняются и ищут что-то другое. Но это «что-то другое» может быть совсем не тем, чем им хочется заниматься. Так развивается внутреннее недовольство и новый каждодневный стресс.
  2. Второй вариант: человек находит новое место работы в своей профессиональной области и снова сталкивается с неприятными ситуациями, которые по большому счету неизбежны практически нигде.
  3. Или третий вариант, при котором постоянно повторяющиеся негативные ситуации на работе могут вызвать отвращение к своей профессии. 

Естественно, все это не способствует успеху в карьере. Когда человек охвачен негативными эмоциями и не может объективно оценить свои чувства, желания и возможности, разрушительный эффект обеспечен во всем. Это невыполненный в срок проект, это выбор не того делового партнера, это принятие неверного решения, это конфликты с коллегами, и, как следствие, отрицательные отзывы о работе этого сотрудника и карьерные провалы.

Сотрудник с высоким уровнем EQ не только способен к более объективной оценке сложной ситуации, но и обладает большей мотивацией к достижению поставленной цели. Поэтому он полон оптимизма по отношению к себе и другим, а это позволяет ему легко преодолевать негативные моменты, эффективно решать деловые задачи и в хорошем настроении подниматься по карьерной лестнице. 

Introduction to Emotional Intelligence

In this existing sceptical world, every human comes across success as well as failures while working with the diversified ideologies. As far as an employee is a novice, it will be evaluated for his individual performance.

This individual performance is mostly based on the analysis of intelligence and individual hard work that has been displayed during the course of time. Emotional intelligence and soft skills start playing a major role in defining success, as and when one becomes a leader.

The intelligence by which an individual gets into an organization is highly important to scale up and give climb to the career. The amount of success a person achieves ultimately depends on the basis of attained expertise in the relevant field.

As soon as the novice phase starts ripening, every organization expects some new skills, new attitudes, and a new approach. It’s the transition phase where the situation demands to learn some of the most vital life lessons. As it’s a widely accepted fact that none of the human beings would like to execute the same job for the entire life.

Change and up-gradation of living standards are the great aspects those every individual, it’s a sense of motivation for the working people.

Gradually to raise the standards to the utmost level one needs to get elevated in the workplace to the next position. The new roles and new responsibilities would demand some managerial skills to understand different kinds of workforce need that o be handled.

Why is emotional intelligence so important?

As we know, it’s not the smartest people who are the most successful or the most fulfilled in life. You probably know people who are academically brilliant and yet are socially inept and unsuccessful at work or in their personal relationships. Intellectual ability or your intelligence quotient (IQ) isn’t enough on its own to achieve success in life. Yes, your IQ can help you get into college, but it’s your EQ that will help you manage the stress and emotions when facing your final exams. IQ and EQ exist in tandem and are most effective when they build off one another.

Emotional intelligence affects:

Your performance at school or work. High emotional intelligence can help you navigate the social complexities of the workplace, lead and motivate others, and excel in your career. In fact, when it comes to gauging important job candidates, many companies now rate emotional intelligence as important as technical ability and employ EQ testing before hiring.

Your physical health. If you’re unable to manage your emotions, you are probably not managing your stress either. This can lead to serious health problems. Uncontrolled stress raises blood pressure, suppresses the immune system, increases the risk of heart attacks and strokes, contributes to infertility, and speeds up the aging process. The first step to improving emotional intelligence is to learn how to manage stress.

Your mental health. Uncontrolled emotions and stress can also impact your mental health, making you vulnerable to anxiety and depression. If you are unable to understand, get comfortable with, or manage your emotions, you’ll also struggle to form strong relationships. This in turn can leave you feeling lonely and isolated and further exacerbate any mental health problems.

Your relationships. By understanding your emotions and how to control them, you’re better able to express how you feel and understand how others are feeling. This allows you to communicate more effectively and forge stronger relationships, both at work and in your personal life.

Your social intelligence. Being in tune with your emotions serves a social purpose, connecting you to other people and the world around you. Social intelligence enables you to recognize friend from foe, measure another person’s interest in you, reduce stress, balance your nervous system through social communication, and feel loved and happy.

Emotional Intelligence, Social Skills, and You

As the above examples illustrate, Emotional Intelligence, social skills, and communication skills are inextricably linked. You’ve probably even had similar experiences, and hopefully, Lisa, Jan, and Daniel’s stories outline the connection between our emotional experiences, communication, and behaviors.

As Bar-On noted, research from recent decades has revealed that being aware of our emotions and handling our feelings can be more critical in determining the extent to which we succeed in many aspects of life. Unsurprisingly, relationships, emotional intelligence, and social skills definitely play a huge role in our happiness and family relationships (Gottman, 1998).

When it comes to EI skills, the ability to perceive and manage emotions helps us cope with conflict. It does this by allowing us to anticipate how others are feeling and adapt our responses so we can resolve them in a mutually beneficial way.

Interestingly, academics have noted a specific positive linkage between EI and increased relationship satisfaction (Malouff et al., 2012). And this has made it possible for us to develop actionable strategies to improve our relationships by growing our Emotional Intelligence skills. Here are some examples of how we can do this.

Проблема измерения

Таким образом, можно выделить два основных подхода к измерению ЭИ. Вокруг них в современной литературе разворачиваются острые дискуссии. Критики использования «объективных» тестов, состоящих из заданий с одним правильным ответом по аналогии с традиционными тестами интеллекта, отмечают,
что основная трудность этого подхода состоит в отсутствии убедительных оснований для определения правильного ответа. Например, на основании чего
можно утверждать, какую эмоцию испытывает персонаж рассказа или человек, изображённый на фотографии? Для ответа на вопросы подобного рода предлагается использовать следующие подходы: — оценки экспертов (но многие авторы считают, что нет убедительного критерия для отбора экспертов в этой области), — оценки большинства испытуемых (но это противоречит самой идее тестов интеллекта и способностей, особенно в случае трудных заданий, с которыми должна справляться меньшая часть выборки), — мнение разработчиков тестовых заданий, например, актёров, имитирующих эмоции при создании тестового материала, или художников, создающих изображения с теми или иными эмоциями (но возникает сомнение, что актёры или художники достаточно точно изображают эмоции, кроме того, высока вероятность, что они их утрируют и стереотипизируют, что снижает экологическую валидность тестового материала). Проблема выбора правильного ответа остаётся не решённой, при этом разные способы её решения на материале одно и того же теста нередко дают результаты, плохо согласующиеся друг с другом.

Другой методический подход к измерению ЭИ состоит в использовании опросников. Главный его недостаток – опора на самоотчёт, что входит в противоречие с попыткой измерять ЭИ как один из видов интеллектуальных способностей. Одна из проблем использования опросников на ЭИ состоит в том, что они, как правило, слабо коррелируют с интеллектуальными тестами и значительно более тесно – с личностными опросниками. В связи с этим критиками высказывается предположение, что опросники на ЭИ измеряют не что иное, как некоторую комбинацию личностных черт. Более подробный анализ психометрических свойств методик, представляющих два эти подхода к измерению ЭИ, показывает, что они слабо коррелируют друг с другом, а паттерны их корреляций с методиками, измеряющими другие конструкты, совпадают недостаточно. Следовательно, можно предположить, что эти два типа методик измеряют либо вообще довольно разные конструкты, либо, в лучшем случае, разные стороны ЭИ. Представляется, что в сложившейся ситуации оптимальным
является использование в практической и исследовательской работе одновременно разных методических подходов для оценки ЭИ.

Навыки эмоционального интеллекта

Навыкам EQ обучают даже детей. В детском возрасте прививать их лучше во время занятий для детей в садиках или школах. Во взрослой жизни такие навыки уже отрабатываются с практическими заданиями на работе или в кругу общения на тренинге. Для тех, кто очень хочет развить навыки у себя, но нет возможности ходить на тренинги, есть возможность пройти обучение онлайн или выполнять упражнения для развития самостоятельно.

Итак, что развивает наш эмоциональный интеллект? Структура таких навыков немного запутанная, поэтому ниже будем разбираться, что к чему.

Они делятся на две большие группы: личностные и социальные. Первые – это качества личности, вторые – это человек в социуме. В свою очередь эти две группы делятся на важные черты характера, воспитанные у человека.

Личностные

Под личностными навыками понимают самосознание и самоконтроль. Рассмотрим их подробнее.

Самосознание – как я себя представляю. У человека оно выражается тремя характеристиками:

Точная самооценка – человек не колеблется в оценке себя в зависимости от мнения других людей

Ему не важно, что думают о нем другие, он знает себя и свои потребности. Другими словами, плевать он хотел на мнение других

Эмоциональное самосознание – уравновешенный человек тоже реагирует на внешние раздражители, но он умеет распознать “опасные” эмоции и потушить их. Если проще – когда внутри все вскипает, он стискивает зубы, сжимает сзади в замке руки, но на лице все спокойно. Уверенность в себе – это основа успешной коммуникабельности, уверенность в себе развивается в семье и окружении.

Самоконтроль или сила воли у личности проявляется в таких чертах:

  1. Открытость – человек открыт к новым социальным контактам, он может говорить на разные темы с разными людьми.
  2. Воля к победе – желание достигать большего является мощным двигателем личностного роста, преодоление трудностей также помогает развиваться.
  3. Адаптивность – за счет понимания своих и чужих эмоций, настроения и психологических особенностей человек может чувствовать себя “в своей тарелке” везде.
  4. Обуздание эмоций – вовремя запретить истерику или проявить немного гнева для достижения целей, то есть использовать эмоциональные реакции во благо общего результата.
  5. Инициативность – поиск лучших решений, он не стесняется высказать все, что думает.
  6. Оптимизм – позитив всегда притягивает людей, негатива и без того хватает, если человек постоянно позитивный, он успешнее.

Социальные

Под социальными навыками у взрослого понимают чувствительность к изменениям настроений в группе и управление отношениями.

Социальная чувствительность состоит из:

сопереживания – эмоции, направленной на разделения переживаний другого; деловой осведомленности – невозможно понять человека, не зная о нем, важно задавать нужные вопросы, чтобы помочь; предупредительности – человек может предугадать дальнейшее развитие событий. Управление отношениями имеет такие составляющие:

Управление отношениями имеет такие составляющие:

  • влияние – ответственный, контролирующий свои эмоции человек может влиять на других;
  • воодушевление – человек с развитым EQ мотивирует себя и других, он харизматичный и яркий;
  • помощь в самосовершенствовании – эмпатийная личность заражает своим позитивом других;
  • урегулирование конфликтов – важная характеристика лидера группы;
  • содействие изменениям – вовремя обузданные эмоции помогают изменяться;
  • укрепление личностных отношений;
  • работа в команде, сотрудничество.

Это очень полезные качества и навыки. Как развивать их и как узнать, на каком уровне развития находитесь вы, поговорим далее.

Characteristics of Emotional Intelligence

In his book titled «Emotional Intelligence — Why It Can Matter More Than IQ» 1995, Daniel Goleman, an American psychologist, developed a framework of five elements that define emotional intelligence:

  1. Self-Awareness – People with high emotional intelligence are usually very self-aware. They understand their emotions, and because of this, they don’t let their feelings rule them. They’re confident – because they trust their intuition and don’t let their emotions get out of control.

    They’re also willing to take an honest look at themselves. They know their strengths and weaknesses, and they work on these areas so they can perform better. Many people believe that this self-awareness is the most important part of emotional intelligence.

  2. Self-Regulation – This is the ability to control emotions and impulses. People who self-regulate typically don’t allow themselves to become too angry or jealous, and they don’t make impulsive, careless decisions. They think before they act. Characteristics of self-regulation are thoughtfulness, comfort with change, integrity, and the ability to say no.
  3. Motivation – People with a high degree of emotional intelligence are usually motivated. They’re willing to defer immediate results for long-term success. They’re highly productive, love a challenge, and are very effective in whatever they do.
  4. Empathy – This is perhaps the second-most important element of emotional intelligence. Empathy is the ability to identify with and understand the wants, needs, and viewpoints of those around you. People with empathy are good at recognizing the feelings of others, even when those feelings may not be obvious. As a result, empathetic people are usually excellent at managing relationships, listening, and relating to others. They avoid stereotyping and judging too quickly, and they live their lives in a very open, honest way.
  5. Social Skills – It’s usually easy to talk to and like people with good social skills, another sign of high emotional intelligence. Those with strong social skills are typically team players. Rather than focus on their own success first, they help others develop and shine. They can manage disputes, are excellent communicators, and are masters at building and maintaining relationships.

As you’ve probably determined, emotional intelligence can be a key to success in your life – especially in your career. The ability to manage people and relationships is very important in all leaders, so developing and using your emotional intelligence can be a good way to show others the leader inside of you.

3 Emotional Intelligence Skills Worksheets

Developing your Emotional Intelligence skills doesn’t have to be difficult. Whether you prefer to learn from books, exercises, or videos, there’s something for everyone. The important thing is to find what works for you, as you’ll quickly discover that this makes it much easier to continue the great work over time.

Perceiving, understanding, and managing emotions

This worksheet is for everyone – no teams necessary, just recall. You’ll very soon see that a lot of Emotional Intelligence exercises are based on reflection. Whether it’s a reflection on your own experiences, your interactions with others, or part of a longer, ongoing journaling exercise, reflection and EI often go hand in hand.

The exercise starts with recalling a recent occasion when something unexpected occurred and caused you to feel certain emotions.

Think about:

The people who were there;
What happened;
The emotions you felt; and
The emotions you presently feel as you recall and reflect on the event.

Note down your reflections in answer to the following questions:

  1. What did you first become aware of, in yourself, as you remembered the situation?
  2. What physical sensations did you notice?
  3. How would you describe the first emotion you felt as you remembered this experience?
  4. When did you become aware of the emotion? (both during the situation itself and during the process of remembering)
  5. What were the signals that alerted you that this was the emotion you were experiencing?
  6. What triggered this particular emotion for you?

This exercise is part of a larger Emotional Intelligence Skills PDF from OPP.com. (The link is for an automatic download of the PDF.)

Understanding Triggers

The above exercise gave an in-depth look at how we can perceive emotions in response to a certain event. The Therapist Aid Understanding Triggers worksheet below starts from unwanted emotional responses – anger, frustration, jealousy, etc. – and helps us work on strategies. For adults, it can even be used to better understand potentially maladaptive coping mechanisms.

For this worksheet, a trigger is defined as “A stimulus – such as a person, place, situation, or thing – that contributes to an unwanted emotional or behavioral response.”

We start by identifying The Problem: something that our unwanted responses are contributing to. Maybe it’s snapping at others in the workplace, or it could be something like a bad reaction to negative feedback.

Describe the problem your triggers are contributing to. What’s the worst-case scenario, if you are exposed to your triggers?

We then explore these by sorting them into Trigger Categories. We think about each of the six categories below, and ask ourselves if any of these trigger the unwanted emotional response (The Problem, from above):

Emotional state – Is there a specific emotion that acts as a trigger for you?
People – How about a person?
Place – (you get the idea!);
Things;
Thoughts; or
Activities/Situations.

Ideally, we can start to identify our triggers and avoid them where possible. This step makes it easier for us to then fill out the following table, which is adapted from the original exercise at TherapistAid.com:

Trigger One Trigger Two Trigger Three
List your three biggest triggers in detail
Describe a strategy for avoiding or reducing exposure to each trigger
Describe your strategy for dealing with each trigger head on, when they cannot be avoided

Avoiding unnecessary triggers and learning to better handle those that are just part of life is also a welcome way to cut down on stress.

Self-Management Activity

The IFVS Self-Management Activity looks at how to better manage our own behavioral reactions to the emotions we feel. Because sometimes it’s natural to feel really angry – traffic jams come instantly to mind!

There are two super-simple steps to this activity. In the first, think back to a time you felt angry, and list your reactions and behaviors in response to the following statement:

The last time I was angry I…

For the second activity, describe some healthy management skills and behaviors – these are how you’d prefer to react to similar situations in the future. Some suggestions of healthy management skills include:

Breathing deeply;
Going for a walk;
Taking a break;
Taking a shower;
Lying down;
Thinking before you speak;
Distracting yourself; and
Writing about it.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector