Как развить свой интеллект: эффективные способы и рекомендации

Экологическое мышление

Экологическое мышление — это способность осознанно относиться к происходящим событиям без вреда для себя и окружающих. Экологическое мышление предполагает ответственность за свои действия и позитивное отношение к миру. Навык помогает увлекаться своим делом и получать удовлетворение от результата. Например, если в проекте сдвигаются сроки — вы не паникуете, а ищете решение проблемы. Быстрее преодолеваете трудности и стремитесь закончить работу качественно.

Экономика образования

Экологичная корпоративная среда как рецепт от выгорания

Как развить. Развивайте в себе проактивное мышление, вместо реактивного. Например, если вам нагрубят в очереди, вы не грубите в ответ, а сначала думаете и решаете: стоит ли грубить в ответ. Если от этого никому лучше не станет, значит отвечать не стоит.

Экологично относитесь к ресурсам, которые расходуете дома: ведите раздельный сбор мусора, выключайте воду, когда чистите зубы, покупайте меньше пластика или сдавайте одежду в переработку.

Что изучить об экологическом мышлении:

Книги

  • Джон Миллер «Проактивное мышление» и книга «5 принципов проактивного мышления»
  • Тимоти Мортон «Стать экологичным»
  • Ютака Ядзава «Как живут японцы»
  • Джошуа Беккер «Меньше значит больше»

Как интеллект влияет на жизнь?

Обсуждения вокруг коэффициента интеллекта (IQ) часто очень бурные. Иметь IQ 120 хотят все (кстати, максимум среди зарегистрированных результатов равен 250-300). Но у большинства людей взрослого (и даже пожилого) возраста он составляет около 100. Люди, у которых уровень интеллекта меньше, считаются глупыми. Общественность часто воспринимает IQ неправильно. Знаете ли вы, что один не именуемый, но всемирно известный режиссер с репутацией гения в своей области, в тесте IQ достиг среднего результата? Объяснение простое. В своей работе режиссер использует совершенно иные навыки, которые тест не учитывает. Например, творчество и общение.

Альберт Эйнштейн, величайший гений человечества, имел посредственные знания в области французского языка. Следовательно, высокий уровень IQ не гарантирует успехов или счастья в жизни. Фактически, одинаково успешными могут быть люди с любым IQ, поэтому уровень интеллекта на качество жизни влияет менее, чем мы склонный считать.

Мифы об интеллекте

Есть мнение о том, что при наличии врожденного интеллекта нет смысла что-либо еще предпринимать для его роста, развития. Как мы уже знаем, случаи с гениальностью были и есть, но они встречаются очень редко

Поэтому нельзя уповать только на природный дар, важно работать над своими умственными способностями, тренировать их. Но даже в случаях с гениями нельзя полностью отбрасывать и фактор воспитания, развития в определенной среде, условиях, которые сложились в уникальный тандем с геномом человека и стали причиной его гениальности в будущем

Но и это еще не все.

Мы спешим развеять мифы о том, что невозможно повысить уровень интеллекта у зрелого человека, если не работали над его способностями в детстве и юности. Категорически возражаем, так как в этой жизни все возможно! Каждый из нас, в том числе и наши дорогие читатели могут дорасти до уровня если не гения, то умного и эрудированного человека, в какой бы среде он ни воспитывался ранее.

Помните произведение Бернарда Шоу «Моя прекрасная леди». Юная мисс Элиза Дулитл была обычной продавщицей цветов в бедном квартале, и соответственно, вела себя так, как и её окружение. Говорила грубо, материлась, была неухоженной. Короче говоря, банальной люмпеншей.

Гениальный специалист по языкам Генри Хиггинс, встретив её, был попросту ошарашен. И поспорил со своим другом о том, что сможет сделать из неряхи и грубиянки великосветскую леди со всеми соответствующими манерами за несколько недель. И что вы думаете, ему это удалось. Просто он создал все условия для того, что внутренний потенциал девушки нашел выход и проявился во всей красе.

Мы все можем достичь успехов на любом поприще. Для этого нужно работать, общаться с теми, кто стимулирует умственное развитие, проявить собственную силу воли, скрупулезность.

Следующее заблуждение – быть гениальным, не значит быть умным во всем. То есть, в отличие от тех, кто должен воспитывать и развивать в себе способности, существует типаж людей, которые и так уверены в своем умственном совершенстве. Они полагают, что если добились успехов, например, в математике, физике, то нет нужды подтягивать другие отрасли наук и даже не нужно обретать мудрость при общении с людьми.

В этом и заключается опасность, о которой мало кто из «умников» знает. Вот вам простой пример: человек, отлично понимающий в математических теориях. Способен в уме просчитать деление или умножение многозначных цифр. Но может растеряться при встрече с новым человеком, с трудностью дать оценку его действиям.

Или наоборот, отличный филолог, философ способный дать мудрые советы на разные случаи. Может растеряться при подсчитывании сдачи в магазине. Все это крайности, мешающие качеству жизни. Согласитесь, ведь намного лучше быть гармоничным, развивать способности во всех отраслях и не забывать получать новые познания в плане общего развития.

Определение интеллекта

Он представляет собой нечто вроде вкуса к идеям. Цепочка такова: мышление перерабатывает приобретаемый нами жизненный опыт и накапливает знания, с их помощью рождаются новые идеи, открытия, изобретения, инновации. Это мыслительный процесс, который невозможен без способностей. Кому-то их дано больше, у кого-то их меньше. Это и есть человеческий интеллект. Если его уровень низкий, пользы от знаний будет немного. Начитанность и осведомленность – это лишь инструменты, которые помогают ему проявляться. Иметь большой багаж знаний без умения их использовать то же самое, что играть на скрипке, не имея таланта.

Что характеризуют интеллектуальные навыки:

  • объем памяти;
  • навыки анализа, структурирования информации и прогноза;
  • логику;
  • внимательность;
  • усердие;
  • воспроизведение;
  • гибкость, глубину, пытливость ума;
  • любопытство.

Популярное

Математика
18 октября 2019

Как объяснить состав числа детям?

Знание состава чисел – это фундамент, на котором будет строиться дальнейшее обучение математике. Необходимо научить ребенка справляться с такими задачами и тогда в школе ему будет намного проще освоить сложение, вычитание, деление и умножение.

Любовь к учебе
25 сентября 2019

Игра найди лишнее: слово, фигуру, предмет.

Задачки и игры на поиск лишних предметов, слов и фигур позволяют тренировать навыки логики и внимания. Необходимо начинать развивать эти навыки с раннего детства. Предложите ребенку решить задачи, которые мы для вас подготовили и потренируйтесь!

Математика
26 августа 2019

Найди закономерность

Закономерность — это регулярные устойчивые взаимосвязи в количествах, свойствах и явлениях объектов. В математической закономерности нужно найти алгоритм, согласно которому в цепочке чисел происходит их повторение, изменение или замещение в соответствии с установленным правилом.

Принятие решений

Принятие решений — способность осознанно выбирать лучшее решение из возможных вариантов. Этот навык помогает быстро и с максимальной пользой достигать своих целей. Например, если вам предложили две интересные вакансии, но вы не знаете, какую выбрать — можете упустить обе.

Как развить. Чтобы развить навык принятия решений, нужно научиться видеть максимальное количество вариантов, верно расставлять приоритеты в каждой конкретной ситуации и выбирать лучшее из возможного. Если возникают сложности на работе, обращайтесь к руководителю с решением, а не проблемой.

Что изучить о принятии решений:

Книги

  • Чип Хиз и Дэн Хиз «Ловушка мышления. Как принимать решения, о которых вы не пожалеете» и книга «Переключайтесь»
  • Адам Фернер «Принятие решений. Освободись от стереотипов и управляй своей жизнью»
  • Тал-Бен Шахар «Что ты выберешь? Решения, от которых зависит твоя жизнь»
  • Дмитрий Чернышев «Как люди думают»

Курсы

  • 4brain курс «Принятие решений»
  • «Постнаука» курс «Теория принятия решений»
  • Лекториум курс «Принятие решений для родителей»
  • Coursera «Эффективное принятие решений и решения проблем»

Хайлайты разговора

Прикладная рациональность — история про то, как лучше всего смотреть на мир, чтобы понимать его и делать верные предсказания. Уметь в этом мире правильно действовать.

Усиление интеллекта — умение переложить то, чем ты хорошо овладел, из одной области в совершенно другую. Туда, где ты пока совсем ничего не умеешь. Это сильно пересекается с идеей непрерывного обучения в процессе всей жизни. Чем более фундаментален навык (например, soft skills), тем на более широкий круг ситуаций его можно переносить. Тем чаще можно его применять.

Экономика образования

Что такое soft skills и как их развивать. Полный гид

Мы понимаем интеллект не как тесты на IQ. В нашем понимании интеллект — способность решать незнакомые задачи. Чем сильнее интеллект, тем более незнакомую задачу вы можете решить. Когда вы решаете ту же задачу, что и раньше, у вас нет интеллекта — вы просто повторяете то, что уже умеете. Когда вы смогли сильно переработать, разложить на маленькие кусочки, пересобрать свои знания и с их помощью решить совсем незнакомую задачу — у вас сильный интеллект.

Моделирование мира — способность человека делать верные предсказания, которые важны для него. В зависимости от того, как человек моделирует мир и как хорошо он предсказывает результат, он может более или менее успешно достигаться к достижению своих целей.

Люди учатся анализировать причинно-следственные связи, которые стоят за их проблемами. Сначала вы наблюдаете проблему просто как событие. Потом она превращается в задачу, затем — в план, наконец — она решается. На заключительном этапе вы должны обучиться. Один из этапов этого цикла — это анализ причин возникновения проблемы.

Важная составляющая причинно-следственного анализа — контрфактическое моделирование. Это когда вы задаете себе вопрос: «Что было бы, если бы…» Если его не делать, у вас получается один сценарий реальности. А если делать — то много. А когда у вас много сценариев реальности, вы можете выбрать наилучший.

Нет ничего плохого, чтобы чувствовать сердцем. Но в некоторые моменты, особенно когда проблема повторяется, этого недостаточно. Нужно сесть и аккуратно разложить «А что, собственно, происходит? Какие у этого есть причины?»

Прежде чем принимать решение, нужно сориентироваться, где ты находишься. Принять решение — это шаг, когда уже все известно. Реализовав его, нужно проанализировать ошибки и научиться чему-то новому.

Когда не понятно, куда двигаться, можно запустить внутри себя беседу двух субагентов. Один говорит «куда мы хотим двигаться?» Другой выбирает план и движется по нему

Важно, чтобы две эти роли не пересекались

Большая часть усиления интеллекта состоит в том, чтобы выспаться, хорошо поесть, сходить в спортзал. Потому что так ты накапливаешь свой естественный ресурс. Многие проваливают перенос знаний из одной области в другую, потому что не высыпаются, не питаются нормально, не ходят в спортзал и не посещают врачей.

Ссылки эпизода

  • Дуглас Энгельбарт про усиление человеческого интеллекта
  • Видео о прикладном системном мышлении
  • Гид по софт скиллз (решение проблем тоже там)
  • Книга про интеллект-карты, которые могут пригодиться в прокачке интеллекта
  • Книга «Как мы принимаем решения»
  • Карта для усиления интеллекта

Развитие интеллекта у детей от 4-х до 6-ти месяцев

Уже до того, как малышу исполнится полгода, его можно назвать самым искренним и любознательным ученым, потому что всё новое, что попадается ему в руки, будь то погремушка, одежда или любые другие предметы, они сразу же будут исследованы всеми известными малышу на этот момент способами: он попробует их на вкус, будет сильно-сильно сжимать в своих ручках (заметьте, что в это время забрать что-либо у ребёнка просто невозможно), бить о стены, о перила кроватки, возможно, даже об себя, рассматривать со всех сторон — в общем, предмет будет исследован всесторонние с неподдельным интересом. К тому же, он уже начинает узнавать близких ему людей в лицо, он им улыбается, издает приветственные звуки, агукает, радостно шевелит ручками и ножкам, когда увидит маму.

Удовлетворяйте познавательные рвения ребенка, предоставляйте ему интересный материал, покупайте различные игрушки, обязательно разных цветов, и когда даете их малышу, называйте, что это за игрушка и какого она цвета. Можно позволить малышу игрушку звучащую или с двигающимися деталями, например, машину с двигающимися колесами или игрушку с кнопочками. Уже в полгода развитие интеллекта у детей начинает приобретать ощутимые формы — ребенок может догадаться, что колесики у машинки можно крутить или что нужно нажать на кнопочку, чтобы игрушка заиграла. Скорее всего, это произойдет в ходе эксперимента, но главное, чтобы малыш запомнил результат и в следующий раз провел те же операции ради получения желаемого итога. Обязательно хвалите малыша за любой прогрессивный шаг, даже за то, что он просто нажал на кнопочку, ведь для него ваша поддержка и познание этого мира является сейчас главными составляющими в жизни.

Гномик.ру рекомендует Rmh24.ruПрофессиональный ремонт холодильников с выездом

Ремонтируем холодильники всех марок. Бесплатный выезд мастера и диагностика! Используйте промокод: Гномик.ру и получите гарантированную скидку 10%

Работаем по Москве и области.

Звоните: +7 (495) 222-13-94

Как повысить интеллект?

Можно ли повысить интеллект? Специалисты давно отвечают на данный вопрос положительно. Развитие интеллекта считается систематичной привычкой, можно сказать, образом жизни. Повышая его, человек ежедневно постигает новые знания, применяя их на практике, и тренирует память. В данном списке собраны способы и советы, которые помогут повысить уровень интеллекта:

  • Решайте логические загадки и головоломки.
  • Играйте в интеллектуальные и настольные игры, такие как нарды, шахматы, покер.
  • Ежедневно тренируйте память. Существует множество книг, которые могут вам помочь в данном вопросе.
  • Как можно чаще размышляйте над сложными задачами.
  • Полюбите цифры и математические задачи. Математика помогает тренировать мозг, формирует умение анализировать и обобщать, а также находить решения и выбирать оптимальные варианты действий.
  • Изучение иностранных языков, по мнению специалистов, способствует развитию и сохранению ясности ума даже в зрелом возрасте.
  • Занимайтесь физическими упражнениями. Учеными выявлено, что спорт благоприятно сказывается на интеллектуальных способностях.
  • И, наконец, высыпайтесь. Качество и количество сна напрямую влияет на способность к обучению.

Какие факторы влияют на умственные способности?

У всех людей разный уровень интеллекта. Среди нас есть глупые индивиды, люди со средними интеллектуальными способностями, интеллектуалы. Отдельная группа людей — умственно отсталые индивиды с разными заболеваниями, дефектами развития.

Факторы, которые влияют на развитие интеллекта:

  1. Генетика.
  2. Воздействие внешней среды. Это собирательное определение, которое включает социальный уровень жизни семьи, характер, способы воспитания, уровень образования родителей, доступность образования в государственных учреждениях (детских садах, школах).
  3. Питание. Для активной работы и развития головному мозгу нужно постоянно получать определенное количество питательных элементов.
  4. Влияние сверстников, друзей.

При проведении исследований ученые выявили и другие факторы — взаимоотношение родителей, размеры дома, его стоимость, зарплата каждого члена семьи, доход за 1 год.

Игры и упражнения для повышения интеллекта

Родители должны знать, как развить интеллект у ребенка. в этом могут помочь специальные игры и упражнения. Классический перечень их составляют:

  • игры для развития (головоломки, логические, настольные игры и пр.);
  • математические науки (учат организации мышления, вырабатывают привычку к порядку);
  • чтение художественной литературы (книги — это основа для размышлений);
  • учебные курсы (польза занятий с квалифицированным преподавателем несомненна);
  • изучение иностранных языков (развивает память и активизирует мышление)
  • познавательный процесс (энциклопедии, справочники, образовательные передачи, познавательные сайты).

Главная цель всех методик – создать ребенку условия для ежедневного открытия нового.  Это способствует расширению кругозора и развития эрудиции.  В этом возрасте ребенку также понадобится профессиональная помощь учителя, который сможет грамотно оценить интеллектуальный потенциал школьника и направить его.

Изучение и осмысление Вселенной – отличный способ развития философского интеллекта

Люди современного мира с помощью исследований подтвердили существование черных дыр, изобрели прибор, позволяющий наблюдать за звездами с огромных расстояний. Но до сих пор нам достоверно неизвестно как появилась Вселенная, что было до ее появления, и когда наступит конец.

Современные науки позволяют решить множество важнейших медицинских и биологических проблем. Но они до сих пор не дают нам точное определение жизни и ее отличие от «неживого» состояния. Раздумья над этими вопросами с попытками их разгадать развивают философский интеллект. Чем больше вы думаете на эти темы, тем больше развиваете философское мышление. А это в свою очередь помогает осознать многое, переоценить и выкинуть из головы лишнее, то, что ранее только ухудшало жизнь. Для увеличения вашего списка вопросов о Вселенной, вот еще несколько:

  • Где заканчивается Вселенная?
  • Имеет ли начало время?
  • Машина времени – фантазия или реальность будущего?
  • Есть ли жизнь на других планетах?
  • Существуют ли другие вселенные?
  • Можем ли мы научиться читать мысли других людей?
  • Измерима ли бесконечность?

Также развивать философский интеллект можно, выполняя следующее:

  • Чтобы глубже прочувствовать жизнь, почитайте молитву, помедитируйте, наблюдая за своими внутренними ощущениями.
  • Читайте философские, духовные, религиозные или научные книги о происхождении жизни и Вселенной. Например: «Аристотель для всех», «Наедине с собой», «Мифы и легенды народов мира».
  • Смотрите философское кино. К примеру: «Убить пересмешника», «Валли».
  • Выражайте свое отношение к философским или духовным проблемам в творчестве.
  • Найдите единомышленников. Встречайтесь и обсуждайте свои мысли вместе.

А также развивайте и тренируйте мозг. Это поможет сделать его более открытым и способным к размышлениям. Для начала можете попробовать курс Викиум «Развитие мышления».

Что такое интеллект

Интеллект определяет, насколько следующая задача, которую вы едва-едва, но все же способны решить, отличается от предыдущей. В мировых масштабах все точно так же — насколько новая задача, встающая перед человечеством, сложнее предыдущей?

Человечество растет, но одновременно растут и проблемы, которые приходится превращать в задачи и затем решать. Некоторые связаны с последними достижениями научно-технического прогресса, другие — известны на протяжении тысячелетий. Кто-то борется с изменением климата, кто-то пытается победить нищету, а для кого-то противники — старость и смерть.

Хорошая новость в том, что проблем, которые в принципе невозможно решить, очень мало. Не верите — взгляните на основы ТРИЗ или достижения авиакосмической отрасли.

Есть и другая новость — существует класс проблем, которые сложно свести к техническим системам. Эти проблемы возникают из-за людей, которые не могут скоординироваться, регулярно принимают плохие решения, или просто сложного и запутанного общества. Чтобы решить такие проблемы, не отдельные люди, а человечество в целом должно стать намного умнее.

За последние десятилетия люди продвинулись в решении сложных задач, но колоссальный разрыв между ведущими учеными и обывателями в понимании того, как устроен мир, существует до сих пор. При этом с учеными тоже не все так просто: великолепный специалист в узкой области может иметь неразвитые взгляды в других сферах знания. Например, есть исследователи, пишущие о вреде вакцин; политики, практикующие магию; лингвисты, верящие, что пандемия SARS-CoV-2 — всемирный заговор. У этой проблемы есть как минимум две причины: недостаточно широкий кругозор и когнитивные искажения.

Социальная экономика

Почему люди верят в теории заговора

Недостаточно широкий кругозор. Начиная с XIX века, высшее образование становилось все более доступным. Согласно программному документу ЮНЕСКО, в период с 2000 по 2014 годы число студентов вузов по всему миру удвоилось — со 100 до 207 млн. Сумма человеческих знаний многократно возросла и продолжает расти, но очень немногие университеты научились загружать в среднестатистического студента совсем другие объемы информации. При этом согласно эффекту Флинна, интеллект студентов начал падать после 2000-х годов. Получается, что людей с высшим образованием больше, а научно-технического прогресса — меньше.

Когнитивные искажения. «Систематическая ошибка подтверждения» — когнитивное искажение, когда люди ищут то, что подтверждает их взгляды. Люди обычно игнорируют свидетельства, которые могли бы опровергнуть их точку зрения. О научном подтверждении задумываются единицы.

Более фундаментальное и даже классическое образование здесь уже не поможет, хотя преподавание логики частично закроет основные дыры. Необходим качественный переход от бытового к углубленному пониманию рациональности, к другому уровню интеллекта.

Виды и функции

Ученые с начала XX века пытались составить точную классификацию видов интеллекта, но это был сложный процесс. Самая популярная классификация, которую признали большинство ученых, была составлена Говардом Гарднером. Он выделил 8 видов интеллекта:

  1. Вербально-лингвистический. Подразумевает развитое умение принимать, передавать информацию с помощью грамотно поставленной речи. Такой вид интеллекта предполагает присутствие определенных качеств у индивида — умение осмысленно воспринимать и анализировать звуки речи, их комбинацию, составлять полноценные предложения зависимо от языковых требований, писать логические тексты в разных стилях.
  2. Логико-математический. Подразумевает развитые математические способности, логическое мышление. Характеризуется рядом качеств — умение упорядочивать мысли, выстраивать структуры понятий по иерархии значимости, работать с разными базами данных, оперировать цифрами, структурировать, систематизировать данные.
  3. Натуралистический. Характеризуется умением анализировать разные события, происходящие в окружающем мире, делать соответствующие выводы. С помощью этого интеллекта человек смог эволюционировать, адаптироваться к новым условиям существования.
  4. Визуально-пространственный. Характеризуется развитым умением ориентироваться в пространстве, воспринимать точную форму окружающих объектов, их расположение относительно других объектов, возможностью точно угадывать расстояние между отдельными предметами. Основные проявления — развитое воображение, умение создавать, обрабатывать, сохранять разные образы, способность переносить придуманные образы в рисунки, музыку, тексты.
  5. Межличностный. Подразумевает развитие коммуникационных навыков с другими людьми. Качества — способность подчиняться, работать в команде, руководить другими, владение разными методами вербальной, невербальной коммуникации, наличие организаторских способностей.
  6. Кинестетический. Его называют телесным или тактильным. Подразумевает результативное познание мира через движения, прикосновения, ощущения. Для людей с развитым кинестетическим интеллектом характерны достижения в кузнечном и столярном деле, изготовлении скульптур.
  7. Музыкально-ритмический. Человек имеет развитые умственные способности в определении разных звуков, нот, тонов, чувства ритма, понимании мелодий. Люди с высоким уровнем интеллекта становятся выдающимися музыкантами.
  8. Внутриличностный. Характеризуется сильной связью самосознания с умственными способностями. Для этого вида интеллекта характерны — готовность к одиночеству, склонность к рефлексии, самоанализу. Такие индивиды умеют, любят погружаться в свой внутренний мир, уходя от окружающих проблем.

Отдельный вид интеллекта, который не входит в классификацию, — эмоциональный

О его важности ученые начали говорить только к концу XX века. Он характеризуется способностями человека к эмоциональному познанию окружающего мира, других людей

Функции:

  1. Помощь в занятии определенного положения в обществе.
  2. Получение знаний, осваивание навыков, развитие существующих умений.
  3. Проявление талантов, достижение успеха в разных сферах деятельности.
  4. Самоутверждение, самореализация.

Интеллект помогает человеку выжить в разных реалиях окружающего мира, приспособиться к изменяющимся условиям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector