Валидность в психологии. что это, определение, виды, примеры
Содержание:
- Основной тип валидности: внешняя
- Валидация пользователя
- Кто занимается вопросами валидации
- Валидация производственных процессов
- Разница между валидацией и верификацией [ править | править код ]
- Психометрические свойства методик психодиагностики
- Как проверить валидность?
- Что такое валидность
- Способы оценки надежности теста
- Тестовые нормы. Корреляция качественных признаков
- Валидность методики это
- Прогностическая
- Валидность это в психологии
- Что такое валидность теста
- Валидность в психологии
- 4 типа внешних критериев:
- Способы установления валидности
Основной тип валидности: внешняя
Характеризуется мерой соответствия результатов, полученных в эксперименте, самой первообразной жизненной ситуации, взятой для исследования. На внешнюю валидность влияют дополнительные переменные. От нее зависит возможность обобщения выводов и перенесение результатов эксперимента из лабораторных условий в реальные на всю категорию подобных объектов и явлений.
Больше заботятся о внешней валидности специалисты, работающие в прикладных областях: организационной, клинической и педагогической психологии. Они часто прибегают к постановке экспериментов, близких к реальности, для решения каждодневных задач.
Невозможно говорить об абсолютном соблюдении внешней валидности, как и любой другой. Поэтому ученые говорят лишь о степени ее соблюдения.
В исследованиях могут использоваться помимо экспериментального и другие методы (например, наблюдение) для увеличения степени внешней валидности.
Валидация пользователя
Это понятие используется чаще всего в интернете и при использовании платежных систем. Пользователь, который зарегистрировался в системе, должен подтвердить, что это он, с помощью определенных кодов. Это можно увидеть как в онлайн-играх, где нужно вводить логин-пароль, а иногда даже четырехзначный код, а также при использовании банкоматов, когда каждый раз нужно вводить пин-код карты.
Если код введен неправильно, то пользователь не проходит валидацию, и ему не дают доступ к аккаунту.
Валидация пользователя применяется даже в общественном транспорте. Вы покупаете билет, прикладываете его к электронному устройству (валидатору), а оно считывает все данные и дает разрешение на поездку. Так можно себя валидировать как пассажира.
С валидацией пользователя 5-7 лет назад были связаны неприятные вещи. Если пользователь ПК ловил вирусную программу, выскакивало окно валидации, где нужно было ввести свои данные, чаще всего кошелька или банковской карты. После чего выскакивает ошибка валидации, а у злоумышленников остаются все данные.
Недавно я тоже поймал подобную штуку на компьютер. Открывал браузер и высветилась страница с призами от Гугла. Нужно было ввести номер карты и CVC-код.
Еще есть несколько более редких видов валидации — валидация данных и валидация очистки.
Валидация данных — это определение, являются ли эти данные релевантными в определенном исследовании, споре или доказательстве. Если да, то их можно использовать, они валидные. Если нет — это ошибочные данные, которые не относятся к предмету изучения или дискуссии
Определять валидность данных важно для составления правильных статистических отчетов и прогнозов, а также при работе с историческими документами
Валидация очистки — оценка чистоты оборудования. Она необходима для тех сфер, где нужно тщательно следить за всеми мелкими деталями и чистотой параметров. Важна в науке и наукоемком производстве, например, в создании компьютерных деталей, телефонов и прочего. Валидация очистки позволяет оценить, насколько важна чистота оборудования при производстве конечного продукта.
Кто занимается вопросами валидации
На крупных предприятиях, как правило, предусмотрен специализированный отдел контроля и менеджмента, занимающийся проверкой соответствия качества и потребительских свойств выпускаемой продукции. Именно он является ответственным за проведение валидации.
Другой способ — привлечь специалистов из других компаний на аутсорсинговой основе. В любом из двух вариантов основной задачей профессионалов по контролю является именно организация процесса. Выполнение отдельных задач валидации может быть делегировано другим сотрудникам предприятия.
Руководство валидационными процессами возлагается на непосредственного руководителя компании или руководителя данного направления. Именно он обозначает цели, контролирует выделение средств на процедуру, а также отвечает за контроль результатов.
Следующая ступень — специалисты контроля качества. Они, независимо от того, являются ли сотрудниками компании или привлечены со стороны, определяют категории продукции и технологические процессы, которые необходимо валидировать. Этим обусловлен набор требований к таким специалистам — знания в профильной области, а также наличие опыта аудита и знаний в финансовой аналитике. Дополнительно необходимы способности управленческого характера, так как от специалистов потребуется мотивировать других сотрудников к выполнению операций, не входящих в должностную инструкцию и перечень повседневных обязанностей. Наличие авторитета среди работников также приветствуется, так как это позволит ориентировать коллектив на приоритеты валидационного процесса, чтобы последние не отодвигались в сроках по остаточному принципу.
Чаще всего основные обязанности по организации проведения валидации делегируются коммерческому директору, который располагает наиболее полной базой знаний и качеств, перечисленных выше.
Валидация производственных процессов
Вот здесь сложная процедура валидации. Касается она в основном медицинской сферы, но также применяется и в других областях, где результат зависит от того, как соблюдается процесс производства. Насколько хорошо себя показывает та самая пошаговая инструкция, которая изначально используется для создания продукта.
Валидацию проводит либо сама компания и сверяет соответствие своих ожиданий и норм, либо специальная проверяющая компания по согласованию с производителем. Причем валидация чаще всего проводится для процессов, которые не поддаются верификации. То есть какие-то бетонные перекрытия можно проверить уже после того, как они были сделаны. Даже через несколько лет. А вот еду уже вряд ли, потому что она испортится. Значит, придется повторять тот же самый процесс производства, что был изначально, при готовке.
Разница между валидацией и верификацией [ править | править код ]
Верификация — обычно внутренний процесс управления качеством, обеспечивающий согласие с правилами, стандартами или спецификацией. Простой способ запомнить разницу между валидацией и верификацией заключается в том, что валидация подтверждает, что «вы создали правильный продукт», а верификация подтверждает, что «вы создали продукт таким, каким и намеревались его сделать» . Ещё один пример типичной верификации: проведение испытания оборудования. Имея определенные требования на руках, мы проводим испытание продукта и фиксируем, соблюдены ли требования. Результат верификации — ответ на вопрос «Соответствует ли продукт требованиям?».
Но далеко не всегда продукт, соответствующий установленным требованиям, можно применять в конкретной ситуации. Например, лекарство прошло все положенные испытания и поступило в продажу. Значит ли это, что оно может быть применено каким-то конкретным больным? Нет, так как каждый организм имеет свои особенности и конкретно для него, это лекарство может быть губительным, то есть кто-то (врач) должен подтвердить: да, этому больному можно принимать это лекарство. То есть врач должен выполнить валидацию: придать законную силу конкретному применению.
Другой пример: предприятие выпускает трубы, предназначенные для закладки в землю, в соответствии с некоторыми ТУ (Техническими условиями). Продукция этим ТУ соответствует, но поступил заказ, предполагающий укладку труб по дну моря. Могут ли трубы, соответствующие имеющимся ТУ, быть применены в данном случае? Именно валидация и дает ответ на этот вопрос.
Можно видеть, что еще одно отличие состоит в том, что верификация производится всегда, а вот необходимость в валидации может и отсутствовать. Она появляется только тогда, когда возникают требования, связанные с конкретным применением продукции. Если фармацевтический завод выпускает лекарства, то он будет проверять лишь их соответствие требованиям, а проблемами применения конкретных лекарств конкретными пациентами заниматься не будет.
Таким образом, можно констатировать следующее:
- верификация — проводится практически всегда, выполняется методом проверки (сличения) характеристик продукции с заданными требованиями, результатом является вывод о соответствии (или несоответствии) продукции,
- валидация — проводится при необходимости, выполняется методом анализа заданных условий применения и оценки соответствия характеристик продукции этим требованиям, результатом является вывод о возможности применения продукции для конкретных условий .
Исходя из вышеописанного, валидация должна быть определена как подтверждение на основе представления объективных свидетельств того, что требования, предназначенные для конкретного использования или применения, точно и в полном объёме предопределены, а цель достигнута.
Такие слова, как «верификация» и «валидация», довольно часто можно услышать в различных телепередачах, но мало кто из людей знает, что они означают. Их звучание довольно сходное, и те, кто произносят эти слова, часто сами путаются в них. Из контекста слушатель догадывается, что дело и там, и там связано с проверкой чего-то. Что же в действительности означают эти слова, что у них общего и чем отличается валидация от верификации?
Психометрические свойства методик психодиагностики
Психометрической основой любой методики являются шкалы. Понятие «шкала» трактуется в широком и узком значении: в первом случае шкала – это конкретная методика, во втором случае – это измерительная шкала, фиксирующая исследуемые признаки. Каждому элементу методики соответствует определенный балл или индекс, который формирует выраженность того или иного психического явления.
Измерительные шкалы разделяют на:
- Метрические: интервальные, шкалы отношений.
- Неметрические: номинативные, порядковые.
Название шкалы | Пояснение, примеры |
Номинативная (шкала наименований) | На основе общего свойства или символа относит наблюдаемое явление к соответствующему классу. Шкала наименований самая распространенная в исследовательских психодиагностических методиках.
Эта шкала используется, например, в тест-опросниках. Отрицание или утверждение испытуемого сравнивается с ответами в ключе. Также номинативная шкала может предполагать выбор одного или нескольких признаков из предложенных. |
Порядковая | Разделяет сумму признаков на элементы, исходя из принципа «больше – меньше». Таким образом, она расставляет результаты в порядке возрастания или убывания. Порядковая шкала используется в тесте цветового выбора. Испытуемому предлагается выбрать один из квадратов на белом фоне, после чего выбранная фигура откладывается в сторону, и процедура повторяется. Результат: расставленные по степени привлекательности для испытуемого цвета. Каждой фигуре присваивается свой порядковый номер. |
Интервальная | Элементы упорядочены не только по принципу выраженности измеряемого признака, но и на основе распределения признаков по размеру, что выражается интервалами между числами, приписываемыми степени выраженности измеряемого признака. Интервальные шкалы часто используются при стандартизации первичных тестовых показателей. |
Отношений | Упорядочивает элементы по числовому значению, соблюдая между ними пропорциональность. Объекты разделены согласно измеряемому свойству. Числа, которые приравниваются к классам объектов, пропорциональны степени выраженности исследуемых свойств. Используется, например, при определении порогов чувствительности анализаторов. Часто применяется в психофизике. |
После определения используемой шкалы для формирования теста, нужно определить коэффициент психометрических свойств методики.
К ним относятся:
- Репрезентативность.
- Стандартность.
- Надежность.
- Валидность.
Репрезентативность – это свойство, которое распространяется на выборку испытуемых. Оно может характеризовать как популяцию, так и генеральную совокупность. Репрезентативность имеет два параметра: качественный и количественный. Качественный параметр характеризует выбор испытуемых и способы построения выборки.
В психологических исследованиях это свойство определяет, насколько возможно обобщение результатов. Например, изучаются отношения мужчин и женщин. Если взять испытуемых разного возраста (школьников, студентов, взрослых, пенсионеров), то репрезентативность такой выборки будет низкой.
Однако, если испытуемые будут примерно одного возраста и сферы деятельности (только школьники, студенты, взрослые, пенсионеры обоих полов), то репрезентативность будет высокой. В психодиагностике репрезентативность используется для того, чтобы обозначить возможность применения методики на всю генеральную совокупность.
Стандартность – это упрощение методики, приведение частей ПДМ и процедуры применения к единым нормам. ПДМ должны быть универсальны и применимы разными специалистами в различных ситуациях. При отклонении структуры ПДМ от стандартов, её результаты будет невозможно сравнить с результатами других исследований. Нестандартизованные методики используются в основном для научных исследований.
С их помощью изучаются новые психические явления. Но такой методикой нельзя пользоваться в психодиагностических целях. Ещё один важный параметр ПДМ – надежность. Она характеризует точность, устойчивость и стабильность результатов, полученных с помощью конкретной методики.
Высокая надежность методики исключает действие посторонних факторов и существенно приближает эксперимент к «чистому». Критерий надежности и валидности – это разные понятия. Причем надежность трактуется шире, чем валидность: надежность > валидность.
Например, в выходной день человек получает возможность провести время либо на рыбалке, либо на охоте. Если он решает идти на охоту, но берёт с собой удочку, то его выбор не будет валиден. Однако, если человек пошел на охоту с ружьем, и оно дало осечку, значит, выбранный метод ненадежен.
Как проверить валидность?
Существует три способа, позволяющих определить, насколько методика валидна:
- Содержательная сторона
Проверка выявляет, насколько методика соответствует действительности, в которой реализуется изучаемое свойство. Через призму содержательности рассматривают и лицевую (очевидную) валидность. Лицевая валидность характеризует, насколько тест соответствует ожиданиям тех, кто его проходил.
- Конструктная валидность
Если методика валидна, она будет проверять научно обоснованные конструкты. Здесь же можно пойти по двум направлениям. Конвергентная валидность требует сопоставления нескольких методик, проверяющих идентичные показатели. Если между результатами будет наблюдаться корреляция, методику можно считать валидной.
При дискриминантном подходе проверяют, диагностирует ли методика только заданные характеристики и не затрагивает ли те, с которыми нет зависимости у исходных параметров.
- Критериальная проверка
Здесь используются статистические методы. Чтобы протестировать валидность, проверяют, соответствуют ли результаты испытания заранее заданным критериям.
Рассматривая критериальную валидность, также говорят о прогностической составляющей. Такие методики применяют, когда хотят предсказать поведение. Если прогноз, сделанный с помощью методики, со временем оправдывается, экспериментальный комплекс получает статус прогностически валидного.
Что такое валидность
Валидность теста — это критерий, который определяет достоверность измерения. Можно сказать, что это пригодность того или иного инструментария к оценке определенной психологической характеристики. Стоит отметить, что валидность, надежность теста — это взаимодополняемые критерии, по отдельности они являются несущественными.
Валидность может рассматриваться с точки зрения теоретического и прагматического аспекта. В первом случае речь идет о методе оценки или же измерительном инструменте. Что касается второго понимания валидности, то оно касается цели проведения исследовательских мероприятий. Стоит отметить, что данный критерий может существенно отличаться для одного и того же теста, в зависимости от круга испытуемых. Наивысшая оценка может колебаться в районе 80%.
Валидность психологического теста может оцениваться в соответствии с количественными или качественными показателями. В первом случае речь идет о проведении математических расчетов. Качественная оценка производится описательно, на основании логических выводов.
Способы оценки надежности теста
При определении надежности теста могут быть использованы следующие методики.
Метод повторного тестирования является одним из самых распространенных. Он позволяет установить степень корреляции между результатами исследований, а также временем, в которое они были проведены. Данная методика отличается простотой и эффективностью. Тем не менее у испытуемых, как правило, повторные исследования вызывают раздражение и негативные реакции.
Метод проверки внутренней согласованности не берет во внимание постоянство получаемых при повторном исследовании результатов. Он устанавливает взаимосвязь ответов, которые были даны в рамках одного эксперимента
Вопросы теста делятся на два перечня (по определенному принципу), после чего рассчитывается коэффициент корреляции между результатами.
Метод эквивалентных форм заключается в использовании двух или более тестов с разными формулировками заданий, но с одинаковой сутью, формой и степенью сложности выполнения. О надежности теста свидетельствуют одинаковые или приближенные результаты, которые были получены с использованием одного и того же измерительного прибора или вычислительной формулы. Если же итоги сильно расходятся, то, скорее всего, они были искажены намеренно или же испытуемый не очень ответственно подошел к процессу опроса.
Тестовые нормы. Корреляция качественных признаков
Что, несомненно, должен знать и уметь делать каждый грамотный пользователь теста – это понимать, что такое тестовые нормы и как ими пользоваться.
Первоначальный суммарный балл, подсчитанный с помощью ключа, не является показателем, который можно диагностически интерпретировать. Его называют в те-стологии «сырым тестовым баллом». Применение тестовых норм в профессионально организованной психодиагностике основывается на переводе тестовых баллов из «сырой» шкалы в «стандартную». Эта процедура называется «стандартизацией тестового балла».
Допустим, мы провели тест из 20 заданий и испытуемый дал 12 правильных ответов. Можно ли при этом сказать, что способность у испытуемого выражена лучше или хуже, чем в среднем? Нет. Для такого вывода нужно сравнить балл 12 со средним баллом по представительной выборке испытуемых.
Выборка, на которой определяются статистические тестовые нормы, называется выборкой стандартизации. Ее численность, как правило, не меньше 200 человек. Такое количество человек должно принять участие в психометрическом эксперименте по определению тестовых норм – в эксперименте по стандартизации теста.
Корреляция качественных признаков – метод анализа связи переменных, измеряемых в порядковых шкалах и шкалах наименований (см. шкалы измерительные). Наиболее часто такой корреляционный анализ проводят с помощью коэффициентов ранговой корреляции, используемых в случаях, когда обе переменные измеряются в шкалах порядка или легко могут быть преобразованы в ранги. При измерении сравниваемых переменных в шкалах наименований широко применяются коэффициенты сопряженности, в которых в качестве промежуточной расчетной величины используется критерий согласия Пирсона (см. критерий X2). Наиболее часто в таких расчетах пользуются коэффициентом сопряженности Пирсона:
Значение P всегда положительно и измеряется от нуля до единицы. Особенностью коэффициента сопряженности Пирсона является то, что максимальное его значение всегда меньше + 1 и в значительной степени зависит от количества наблюдений (размера таблицы). В случае квадратной таблицы (k x k):
Так, в таблице размером (5 x 5) Pmax = 0,894; в таблице (10 x 10) Рmax = 0,949. Поэтому окончательной формой выражения связи между переменными с помощью коэффициента Пирсона является его отношение к величине Рmax для данного случая (P/Pmax).
При расчете сопряженности находит применение также коэффициент Чупрова:
где t – число столбцов таблицы;
k – число строк таблицы.
В психологической диагностике описанные коэффициенты используются относительно редко
Валидность методики это
Валидность методики определяет соответствие того, что изучается данной методикой, тому для изучения чего именно она предназначена.
Например, если психологическая методика, которая основана на осведомленном самоотчете, назначена для исследования некого качества личности, такого качества, которое не может быть верно, оцененным самим человеком, то такая методика не будет валидной.
В большинстве случаев ответы, которые дает испытуемый на вопросы о наличии или отсутствии развитости в нем этого качества, может выражать то, как сам испытуемый воспринимает себя, или каким бы ему хотелось быть в глазах других людей.
Валидность также является основным требованием к психологической методике изучения психологических конструктов. Существует масса разных видов данного критерия, и нет пока единственного мнения о том, как правильно назвать эти виды и неизвестно каким именно видам методика обязана соответствовать. Если же методика оказывается невалидной внешне или внутренне, не рекомендуется ее использовать. Существуют два подхода к валидизации методики.
Теоретический подход выявляется в том, чтобы показать насколько действительно методика измеряет именно то качество, которое, как придумал исследователь, и обязана измерять. Это доказывается через составление с родственными показателями и теми, где связей не могло бы быть. Поэтому для подтверждения теоретического валидного критерия нужно определить степень связей с родственной методикой, имеется в виду конвергентный критерий и отсутствие такой связи с методиками, которые имеют иную теоретическую базу (дискриминантная валидность).
Оценивание валидности методики может быть количественной или качественной. За прагматическим подходом оценивается эффективность и практическая значимость методики, и для ее проведения используется независимый критерий извне, как показатель встречаемости данного качества в повседневной жизни. Таким критерием, например, может быть успеваемость (для методик на достижения, тестов на интеллект), субъективные оценки (для личностных методик), специфические способности, рисование, моделирование (для методик специальных особенностей).
Для доказательства валидности внешних критериев, выделяется четыре типа: критерии исполнения – это критерии такие, как количество выполненных заданий, время, потраченное на обучение; субъективные критерии получают вместе с опросниками, интервью или анкетами; физиологические – частота пульса, давление, физические симптомы; критерии случайности – используются, когда к цели имеет касательство или влияние определенного случая или обстоятельств.
При выборе методики исследования имеет теоретическое и практическое значение определение охвата изучаемых характеристик, как важной составляющей валидности. Информация, которая содержится в названии методики практически всегда не является достаточной для суждения об области ее применения
Это просто имя методики, но под ним всегда кроется еще много чего. Хорошим примером будет методика корректурной пробы. Здесь в сферу изучаемых свойств включаются концентрация внимания, устойчивость и психомоторная скорость процессов. Такая методика дает оценку выраженности этих качеств в личности, хорошо соотноситься со значениями, полученными из других методов и обладает хорошей валидностью. Вместе с тем полученные в результате проведения корректурной пробы значения подвержены большему влиянию других факторов, относительно которых методика будет неспецифичной. Если применить корректурную пробу, чтобы измерить их, то валидность будет невысокая. Выходит,что определяя область применения методики, валидный критерий отображает уровень обоснованности результатов исследования. При небольшом количестве сопровождающих факторов, которые имеют влияние на результаты, достоверность оценок, полученных в методике будет выше. Еще достоверность результатов определяется с помощью набора измеряемых свойств, их важностью при осуществлении диагностики сложной деятельности, существенностью отображения в материале методики предмета измерения. Например, для удовлетворения требований достоверности и надежности, методика, назначенная на профотбор, должна иметь анализ большого круга различных показателей, которые наиболее важные при достижении успеха в профессии.
Прогностическая
Продолжаем рассматривать методы валидизации. Прогностическая валидность устанавливается также по внешнему, достаточно надежному критерию. Но сведения о нем собираются спустя некоторое время после проверки.
Внешним мерилом обычно бывает проявленное в каких-либо оценках призвание индивидуума к тому виду занятий, для которых он отбирался по итогам диагностических тестов.
Хотя эта метода наиболее отвечает задаче диагностических средств – предсказанию грядущей успешности, его применять весьма сложно. Точность прогноза пребывает в обратной подчиненности от времени, назначенного для такого предсказания. Чем больше после измерения проходит времени, тем большее число факторов нужно учитывать, оценивая прогностическую значимость технологии. Однако учесть все факторы, воздействующие на предсказание, почти невозможно.
Валидность это в психологии
В психологии понятие валидности обозначает уверенность экспериментатора в том, что он измерял именно то, что хотел с помощью определенной методики, показывает меру соответствия результатов и самой методики относительно поставленных задач. Валидное измерение – это то значение, которое измеряет именно то, для чего было создано. Например, методика, направлена на определение темперамента, должна измерять именно темперамент, а не нечто другое.
Валидность в экспериментальной психологии очень важный аспект, является важным показателем, который обеспечивает достоверность результатов, и с ним иногда больше всего возникает проблем. Совершенный эксперимент должен обладать безупречной валидностью, то есть он должен демонстрировать, что экспериментальный эффект вызван модификациями независимой переменной и полностью соответствовать действительности. Полученные результаты без ограничений можно обобщать. Если речь идет о степени данного критерия, то предполагается, что результаты будут соответствовать поставленным задачам.
Проверка на валидность осуществляется тремя способами.
Оценивание содержательной валидности, проводится, чтобы узнать уровень соответствия использованной методики и реальной действительности, в которой выражается исследуемое свойство в методике. Существует здесь также такой компонент, как очевидная, еще ее называют лицевая валидность, она характеризует степень соответствия теста к ожиданиям оцениваемых. В большинстве методик считается очень важным, чтобы участник оценки видел очевидную связь содержания процедуры оценки и действительности того объекта оценки.
Оценивание конструктной валидности исполняется для получения степени обоснованности, что тест реально вычисляет те конструкты, которые заданные и научно обоснованные.
В конструктной валидности имеются два направления. Первый называется конвергентной валидизацией, с его помощью проверяется ожидаемая связь результатов методики с характеристиками из других методик, которые измеряют исходные свойства. Если для измерения какой-то характеристики необходимо несколько методик, то рациональным решением было бы проведение экспериментов минимум двух методик, чтобы при сопоставлении результатов обнаружив высокую положительную корреляцию, можно было утверждать о валидном критерии.
Конвергентная валидизация определяет вероятность вариации оценки теста с ожиданиями. Второй подход, называется дискриминантная валидизация, в ней заключается, что методика не должна измерять никаких характеристик, с которой теоретически не должно быть корреляции.
Проверка на валидность, также бывает критериальной, она, руководствуясь статистическими методами, определяет степень соответствия результатов к заранее определенным внешним критериям. Такими критериями могут быть: непосредственные меры, независимые от результатов методики или значение социально-организационных значимых показателей деятельности. В критериальной валидности также выделяют прогностическую, она применяется при потребности прогнозирования поведения. И если получается, что этот прогноз осуществляется со временем, значит методика прогностически валидна.
Что такое валидность теста
Психологический тест – разновидность психодиагностических методик. Тест пользуется наибольшей популярностью среди экспериментаторов из-за простоты применения. В комплектацию исследователя входит стимульный материал, бланки ответов и инструкции.
Тест-опросники могут исследовать такие психические характеристики испытуемого, как стрессоустойчивость, интеллект, мотивация и толерантность. Вопросы формулируются с учетом специфики целевых выборок и цели исследования.
Они могут быть закрытыми – испытуемому предлагается выбрать одно из утверждений; открытыми – испытуемый должен сам ответить на вопрос или прокомментировать утверждение; косвенными – являющимися общеизвестными фактами или мнением; прямыми – которые непосредственно оппонируют мнению индивида.
Валидность теста обеспечивает достоверность полученных с его помощью данных о психических явлениях. Без экспериментально доказанной высокой валидности тест нельзя считать эффективным. Если выполнение отдельного задания или самого теста фиксирует измеряемое психическое явление, то валидность принимает высокие значение.
Это значит, что тест валиден и надежен, так как исключены воздействия на испытуемого. Валидность теста можно подтвердить, не обладая глубочайшими познаниями в психологии.
Например, студенты 1 курса могут проверить тест с помощью испытуемых. Экспертам предлагается оценить понятность формулировок вопросов или утверждений, исходя из личного жизненного опыта. На основе полученных данных можно говорить о валидности опросника.
Валидность в психологии
Валидность используется во многих сферах жизни, где происходят измерения различных показателей. В психологии валидность также становится нужной, особенно в экспериментальной психологии. Валидность в психологии – это:
- уверенность экспериментатора в том, что он измеряет нужное ему качество;
- достоверность показателей, которые измеряют данное качество.
Если читатель хоть раз проходил психологические тесты, то он знает о внутреннем желании получить конкретный ответ на поставленный вопрос. Валидность теста показывает экспериментатору конкретный результат, которого он достигает путем тестирования. Здесь стоит конкретная задача, ответ на которую он должен получить после совершения всех нужных действий.
Методики и тесты должны быть полезными и достоверными, что и измеряется путем их валидности.
Существует три способа проверки на валидность:
- Оценивание содержательной валидности – соответствие результатам оценивания испытуемого реальным качествам, которые проявляются в действительности. Здесь используется такое понятие, как лицевая валидность – человек должен видеть реальную связь между содержанием самой методики и ее результатами и действительностью, в которой проявляется измеряемое качество.
- Оценивание конструктной валидности – определение того, что методика вычисляет научно обоснованные и заданные конструкты. Конвергентная валидизация позволяет использовать несколько методик, которые рассматривает схожие характеристики и дают более точные результаты рассматриваемого качества. Дискриминантная валидизация исключает другие методики, которые рассматривают качества, не имеющие корреляции с нужным качеством.
- Оценивание критериальной валидности – это соответствие результатам ожидаемым показателям, которые выявляются другими способами. Здесь используется прогностическая валидность, которая помогает спрогнозировать дальнейшее поведение.
4 типа внешних критериев:
- критерии исполнения (в их число могут входить такие, как количество выполненной работы, успеваемость, время, затраченное на обучение, темп роста квалификации и т. п.);
- субъективные критерии (они включают различные виды ответов, которые отражают отношение человека к чему-либо или к кому-либо, его мнение, взгляды, предпочтения; обычно субъективные критерии получают с помощью интервью, опросников, анкет);
- физиологические критерии (они используются при изучении влияния окружающей среды и других ситуационных переменных на организм и психику человека; замеряется частота пульса, давление крови, электросопротивление кожи, симптомы утомления и т.д.);
- критерии случайностей (применяются, когда цель исследования касается, например, проблемы отбора для работы таких лиц, которые менее подвержены несчастным случаям).
Способы установления валидности
Проверка валидности тестов может осуществляться несколькими способами.
Оценка очевидной валидности подразумевает проверку соответствия теста его предназначению.
Оценка содержательной валидности — это проверка методики на наличие в ней всех составляющих, необходимых для всестороннего исследования того или иного явления или фактора.
Оценка конструктивной валидности проводится в том случае, когда для изучения определенного сложного показателя проводится ряд экспериментов. Она включает в себя:
- конвергентную валидизацию — проверку взаимосвязи оценок, полученных с использованием различных комплексных методик;
- дивергентную валидизацию, которая состоит в том, чтобы методика не подразумевала оценки посторонних показателей, не касающихся основного исследования.
Оценка прогностической валидности подразумевает установление возможности предвидения перспективного колебания изучаемого показателя.