Метод тестирования в психологии и педагогике: надежность, валидность, стандартизация (стандартизация, надежность и валидность теста)

См. также

  • Помимо надежности тестов, есть также надежность наблюдения — межнаблюдательская надежность. МН — это процент совпадения результатов наблюдения экспертов друг с другом.
  • Анализ надёжности
  • Item Response Theory

Надежность и валидность

Надежность показывает, что результаты проводимого исследования близки к истине, а валидность показывает, что результаты действительно относятся к тому явлению, которое изучается исследователем. Валидное исследование автоматически является надежным, однако обратное следствие не обязательно. Надежное исследование может и не быть валидным.

НАДЕЖНОСТЬ

НАДЕЖНОСТЬ КАК УСТОЙЧИВОСТЬ

Относительное постоянство, устойчивость, согласованность результатов теста. Независимость методики от действия случайных факторов

Устойчивость определяется с помощью повторного тестирования (ретеста) 1.1. Метод повторного тестирования (ретеста)

Ретестовая надежностьопределяется путем повторного обследования одних и тех же лиц при помощи одной и той же методики. Основан на подсчете корреляции индивидуальных баллов испытуемых, полученных в результате двукратного выполнения ими одного и того же теста. Чем выше коэффициент корреляции, тем выше надежность, и мы получаем примерно то же самое распределение. Обычно повторное тестирование проводится через 1-2 недели. Наименьшим удовлетворительным значением для ретестовой надежности является 0.76

Однако надежность не всех тестов можно проверять этим методом, так как оцениваемое качество, явление или эффект могут быть сами по себе нестабильны (например, наше настроение, которое может меняться от одного замера к следующему). Ещё один недостаток повторного тестирования — это эффект привыкания. Испытуемые уже знакомы с этим тестом, а может быть, даже помнят большую часть своих ответов после предыдущего заполнения.

1.2. Метод параллельных форм

Проверяется с помощью взаимозаменяемых форм теста (т.е. одни и те же обследуемые сначала обследуются с помощью одного теста, затем (через определенный интервал) с помощью другого теста). Метод эффективен, когда изначально разрабатываются параллельные варианты теста с целью ротации. Имеются трудности в доказательстве того, что обе формы — параллельные наборы заданий — являются действительно эквивалентными. Несмотря на это, на практике параллельные формы тестов оказываются полезными в установлении надежности тестов.

НАДЕЖНОСТЬ КАК СОГЛАСОВАННОСТЬВнутренняя согласованность (англ. — internal consistency) определяется связью каждого конкретного элемента теста с общим результатом, тем, насколько каждый элемент входит в противоречие с остальными, насколько каждый отдельный вопрос измеряет признак, на который направлен весь тест. Чаще всего тесты разрабатываются таким образом, чтобы у них была высокая степень внутренней согласованности, а связи с тем, что если одна переменная измеряется частью теста, то тогда в других частях, если они не согласованы с первой, эта же переменная измеряться не может. Таким образом, чтобы тест был валидным, необходимо, чтобы он был согласован.

Для проверки внутренней согласованности применяются различные методы:

1.3. Метод расщепления или метод автономных частей

Характеристика надежности осуществляется путем анализа устойчивости результатов отдельных совокупностей тестовых задач или единичных заданий теста. Для этого тест расщепляется/ разделяется на две равные части (например, четные и нечетные вопросы, первая и вторая половина), а затем находится корреляция между ними. Если корреляция высокая, тест можно считать надежным. Другие названия — одномоментная надежность, надежность-согласованность.

1.4. Метод эквивалентных бланков

Состоит в применении двух сопоставимых друг с другом форм теста для большой выборки. Результаты, полученные при выполнении двух форм, сравнивают и высчитывают корреляцию. Если коэффициент корреляции высокий, следовательно, тест надежен.

1.5. Метод альфа Кронбаха

В этом методе, предложенном Ли Кронбахом, сравнивается разброс каждого элемента с общим разбросом всей шкалы. Если разброс результатов теста меньше, чем разброс результатов для каждого отдельного вопроса, то каждый отдельный вопрос направлен на исследование одного и того же общего основания. Если все вопросы измеряют один и тот же признак, то тест надежен и коэффициент альфа Кронбаха будет равен 1. При случайном разбросе результатов ответов на вопросы, коэффициент альфа Кронбаха будет равен 0, и тест ненадежен.

Валидность психологических тестов

Валидность психологических тестов отражает соответствие их результатов сущности измеряемых психологических феноменов. Например, насколько результат теста агрессивности отражает реальный уровень агрессивности респондента.

Можно выделить два основных способа определения валидности психологических тестов.

Первый способ выявления валидности психологического теста предполагает соотнесение результатов теста с аналогичными показателями других тестов. Например, для проверки валидности теста на самооценку можно сделать следующее:

  • провести тестирование испытуемых по новому тесту;
  • выявить самооценку испытуемых по другому тесту (предполагается, что он валиден);
  • рассчитать корреляцию показателей самооценки по двум психодиагностическим методикам;
  • статистически значимая корреляция даст основания говорить о валидности нового теста.

Такой способ позволяет выявить так называемую конструктную валидность. Она отражает соответствие выявляемого психологического показателя психологическому конструкту.

Второй способ выявления валидности психологического теста предполагает соотнесение результатов теста с внешними критериями. Такая валидность называется критериальная валидность психологического теста.

Например, показателем критериальной валидности теста склонности к отклоняющемуся поведению может быть реальное число правонарушений подростка. Применительно к тесту мотивации достижений показателем критериальной валидности может быть успешность выполнения той или иной деятельности.

Типология личности DISC

DISC – четырехсекторная поведенческая модель, объясняющая поведение людей в определенных обстоятельствах

Данная модель не берет во внимание умственные способности человека, опыт, образование и прочие характеристики, а выделяет четыре аспекта, говорящих о предпочтениях личности:

  • dominance – доминирующий, «красный» (D);
  • inducement – влияющий, «желтый» (I);
  • steadiness – стабильный, «зеленый» (S);
  • compliance – добросовестный, «синий» (C).

Основоположником данной типологии личности является Уильям Моултон Марстон, психолог, автор комиксов и создатель полиграфа. Он считал, что поведение человека зависит от того, насколько позитивно он воспринимает окружающую среду, и от скорости его реакции на различные ситуации. Свои учения он описал в книге «Эмоции обыкновенных людей»; в дальнейшем они стали фундаментом для развития типологии DISC :

Чтобы лучше понимать, о чем идет речь, давайте рассмотрим подробнее каждый тип личности:

Доминирующий, «красный», (D): главная мотивация таких людей – победа. Они не терпят поражений и всегда стремятся быть лидерами. Ими движут азарт и конкуренция. Сильными сторонами являются умение работать на результат, активная жизненная позиция, целеустремленность, гибкость и выносливость. Но при этом они не всегда могут находить общий язык с окружающими, часто упускают из виду детали и склонны к агрессии, если находятся в состоянии стресса. Могут быть отличными руководителями и формальными лидерами.

Влияющий, «желтый» (I): их мотивируют новые возможности и признание

«Желтых» отличает энтузиазм, позитивный взгляд на жизнь и энергичность, им важно быть в центре внимания. Такие люди обладают нестандартным мышлением, доброжелательностью, креативностью

Импульсивность, непунктуальность и отсутствие внимания к деталям являются их недостатками. Из них получаются хорошие специалисты творческой сферы или hr-службы, ведь «желтые» умеют мотивировать людей и решать конфликты.

Стабильный, «зеленый» (S): люди такого типа стремятся к постоянству и очень не любят перемены. Они всегда готовы выслушать и поддержать, это прирожденные психологи. Главная ценность «зеленых» – хорошие взаимоотношения в семье, на работе, с друзьями
Порядок во всем, внимание к деталям, надежность – их конек. Но есть и минусы: им тяжело отказывать, они мало говорят о проблемах и часто обидчивы, что приводит к психосоматическим расстройствам.

Добросовестный, «синий», (C): это борцы за правоту и любители системности в делах
Допустить ошибку для них неприемлемо. «Синие» не выражают своих эмоций, они замкнуты и скрытны, предпочитают одиночество. Люди такого типа очень аккуратны, педантичны и совершенно не гибки, а при стрессе часто уходят в себя. Им подойдут любые должности, требующие точности, внимательности и скрупулезности (бухгалтерия, отдел кадров и т.д.) .

Как правило, каждый из нас содержит в себе все четыре типа личности, но один из них будет доминировать. Такая типология широко используется при подборе персонала, чтобы оценить, насколько имеющиеся природные качества кандидата соответствуют актуальной должности.

Основные черты характера

Направленность личности — что это такое в психологии, ее виды

Характер делает человека уникальным, помогает выделиться из толпы. Для любой личности характерно желание быть принятой обществом, стать частью коллектива, семьи или социальной группы.

Дополнительная информация. Никто не хочет быть изгоем. Поэтому необходимость находиться в кругу других людей – естественная потребность человека.

Чтобы стать частью какого-либо общества, индивиду нужно не только выполнять полезные функции, но и обладать определенным характером. Зная, какие гипотетические черты приветствуются в группе, а какие отвергаются, выстроить общение с людьми будет намного проще.

Негативные черты

Отрицательные личностные черты не приводят индивида к положительным результатам. Негативное проявление характера осуждается в обществе. Среди основных отрицательных качеств характера можно выделить следующие варианты:

  • эгоизм;
  • жадность;
  • мелочность;
  • завистливость;
  • злобность;
  • лживость;
  • самокритичность;
  • трусость;
  • лень;
  • упрямство.

Каждое из перечисленных свойств может диагностироваться у людей по-разному. У одних можно встретить весь «набор» отрицательных черт, у других – несколько самых неприятных «экземпляров».

Как побороть негативные свойства характера

Важно! Некоторые негативные качества могут трансформироваться в положительные, если личность будет работать над собой. Пример – жадный человек способен стать бережливым, упрямый – целеустремленным, самокритичный – творческим, а ленивый ученик – кропотливым

Пример – жадный человек способен стать бережливым, упрямый – целеустремленным, самокритичный – творческим, а ленивый ученик – кропотливым.

Положительные черты

Положительные черты личности позволяют индивиду быть полезным, надежным и ценным в обществе. В каждой эпохе есть «свой» список социально значимых свойств характера:

  • Если в обществе продвигаются идеи, ориентированные на индивидуальные успехи, то трудолюбие, инициативность, целеустремленность, самодостаточность и самостоятельность будут важными положительными качествами личности;
  • Если коллективизм является главной ценностью общества, то индивидуализм будет в нем порицаться и отвергаться. На «пьедестал» будут представлять такие качества, как верность, дружелюбность, стрессоустойчивость.

Несмотря на это, существует целый ряд общечеловеческих ценностей, среди которых можно выделить следующие положительные черты:

  • верность;
  • щедрость;
  • справедливость;
  • скромность;
  • доброжелательность;
  • надежность;
  • честность;
  • вежливость;
  • чувство ответственности;
  • решительность;
  • трудолюбие.

Некоторые положительные свойства могут трансформироваться в отрицательные. Например, не всегда человек может проследить момент, когда упорство становится упрямством, решительность преобразуется в агрессию, а толерантный индивид становится подвержен чужому мнению.

Важно! Чтобы проанализировать наличие положительных и отрицательных качеств характера, нужно обратить внимание на отношение окружающих к индивиду

Отношение окружающих – ключ к самосовершенствованию

Социум является своеобразным зеркалом, которое отражает настоящий облик личности.

Противоположность принципиальности: отрицательные качества

У любого индивидуума есть положительные и отрицательные качества. Не исключением стали и те люди, которые не придерживаются каких-либо принципов. Всего можно выделить несколько отрицательных сторон:

  • На такого человека сложно положиться. Например, вы попросили помощи: он ответил на эту просьбу, прибыл вовремя и качественно справился со своей задачи. Это вовсе не говорит о том, что если вы попросите его сделать что-то вновь, то он отреагирует также.
  • Мнение такого человека часто меняется. Он подвластен другим людям. Сегодня он будет твёрдо настаивать на своей точке зрения, а завтра изменит позицию.
  • Беспринципность – это достаточно опасное качество с психологической точки зрения. От такого человека можно ожидать чего угодно.

Таким образом, можно создать психологический портрет этой личности. Человек — «раб» своего настроения. В один день ему весело – он готов к новым открытиям и экспериментам. В другой день он превратится в скучного типа, которого не интересует ничего, что происходит вокруг.

Примеры

Чтобы лучше проиллюстрировать, из чего состоит эта психометрическая концепция, давайте рассмотрим следующий пример: мы используем термометр для измерения дневной температуры в классе. Мы проводим измерения в десять часов утра каждый день в течение недели.

Мы будем говорить, что градусник надежен (имеет высокую надежность), если при ежедневном измерении более или менее одной и той же температуры термометр показывает это так (то есть измерения близки друг к другу, больших скачков нет. или большие разницы).

Однако, если измерения полностью отличаются друг от друга (температура примерно одинакова каждый день), это будет означать, что указанный прибор не обладает хорошей надежностью (поскольку его измерения нестабильны или непротиворечивы во времени).

Другой пример для понимания концепции надежности в психометрии: представьте, что мы ежедневно в течение нескольких дней взвешиваем корзину с тремя яблоками и записываем результаты. Если эти результаты сильно различаются на протяжении последовательных измерений (то есть, когда мы их повторяем), это будет означать, что надежность шкалы невысока, поскольку измерения будут непоследовательными и нестабильными (антагонисты надежности).

Таким образом, надежный инструмент — это тот, который показывает последовательные и стабильные результаты в повторяющихся процессах измерения определенной переменной.

Исследования развития просоциального поведения

По этому вопросу нет исследовательских парадигм. И на то, есть веские обоснования, так как, с одной стороны, по понятным причинам, исследователи стараются избегать тех экспериментов, в которых за просоциальное поведение ребенка бы наказывали. А относительно исследований, в которых детей, за демонстрацию просоциального поведение поощряли, тоже есть свои нюансы:

в таких исследованиях результаты были получены путем подражания поведению другого.

Просоциальное поведение человека

По результатам одного исследования просоциального поведения —   из ряда других испытуемых, неожиданные результаты продемонстрировали этнические афроамериканские мальчики. Исследователи выдвинули следующее предположение:

поскольку многие мальчики росли без отцов, их матери часто обращались к ним за помощью и поддержкой с эмоциональной составляющей. В результате чего они очень рано научились утешать и помогать.

Как мы уже установили, истоки просоциального поведения идут из детства. Но оно продолжает развиваться в среднем, подростковом и уже зрелом возрасте.

Психологами высказывается мнение относительно причин демонстрации людьми просоциального поведения. Выше одну из причин мы уже раскрыли: безопасность и надежность, которые транслируют и «закладывают» в ребенка взрослые. Ещё, одной из причин является то, что взрослые демонстрируют одобрение и подкрепляют действия детей со знаком «+».

Но, как ни странно, просоциальное поведение осуждается эволюционными психологами. Они руководствуются принципами естественного отбора, с той позиции, что, когда человек рискует собой ради других, он находится в зоне риска, и вероятность передачи своих генов следующим поколениям, начиняет снижаться.

Несмотря на осуждение, сама по себе идея родственного отбора предусматривает то, что, когда мы помогаем членам своей семьи, мы, тем самым, содействуем передаче генов будущему поколению.

В ходе ряда исследований было установлено:

люди с большей вероятностью помогают тем, с кем связаны кровным родством.

У просоциального поведения есть еще один интересный аспект. Психологи выдвигают предположение, что, когда мы помогаем кому-то, мы, осознанно или нет, ждем ответной помощи.

Эволюционные психологи по этому поводу, дают следующее объяснение:

порождение данной нормы было вызвано тем, что, когда люди понимают — помощь может быть взаимной, они имеют больше шансов на выживание и следовательно, смогут передать свои гены будущему поколению.

Что такое надежность в психометрии?

Надежность — это понятие, охватываемое психометрикой, дисциплиной, отвечающей за измерение психологических переменных человека с помощью различных техник, методов и инструментов. Таким образом, надежность в психометрии, будь достоверной избыточность, состоит из психометрического свойства, которое подразумевает отсутствие погрешностей измерения определенного инструмента (например, тест).

Он также известен как степень согласованности и стабильности оценок, полученных при различных измерениях с помощью одного и того же инструмента или теста. Другой синоним надежности в психометрии — «точность».. Таким образом, мы говорим, что тест надежен, если он точен, не содержит ошибок, а его измерения стабильны и последовательны на протяжении повторных измерений.

Помимо надежности в психологии, в каких областях появляется и используется это понятие? В разных областях, таких как социальные исследования и образование.

Воля

Воля – это свойство личности совершать сознательное управление своей психикой и действиями.

Благодаря воле человек способен осознанно управлять собственным поведением и своими психическими состояниями и процессами. С помощью воли человек оказывает сознательное влияние на окружающий мир, внося в него необходимые (на его взгляд) изменения.

Основной признак воли связан с тем, что она, в большинстве случаев, сопряжена с принятием человеком разумных решений, преодолением препятствий и приложением усилий для реализации задуманного. Волевое решение принимается индивидом в условиях противопоставляемых друг другу разнонаправленных потребностей, влечений и мотивов, имеющих примерно одинаковую побудительную силу, благодаря чему человеку всегда нужно выбирать одно из двух/нескольких.

Воля всегда подразумевает самоограничение: поступая тем или иным образом для достижения определённых целей и результатов, реализуя определённые потребности, человек, действующий по своей воле, всегда должен лишать себя чего-то другого, что, возможно, видится ему более привлекательным и желаемым. Ещё одним признаком участия воли в поведении человека является наличие конкретного плана действий.

Важной особенностью волевого усилия является отсутствие эмоционального удовлетворения, но наличие морального, возникающего в результате осуществления задуманного (но не в процессе выполнения). Очень часто волевые усилия направляются не на то, чтобы преодолеть обстоятельства, а на то, чтобы «победить» самого себя, несмотря на свои естественные желания

Главным образом, воля – это то, что помогает человеку преодолевать жизненные трудности и препятствия на пути; то, что помогает добиваться новых результатов и развиваться. Как сказал один из величайших писателей XX века Карлос Кастанеда: «Воля – это то, что заставляет тебя побеждать, когда разум говорит тебе, что ты повержен». Можно сказать, что чем сильнее сила воли человека, тем сильнее и сам человек (подразумевается, конечно, не физическая, а внутренняя сила). Основной практикой по развитию силы воли является её тренировка и закалка. Начать развивать свою силу воли можно с вполне простых вещей.

Например, возьмите за правило замечать те дела, откладывание выполнения которых опустошает вас, «высасывает энергию» и выполнение которых, наоборот, бодрит, заряжает и оказывает положительное воздействие. Это те дела, выполнять которые вы ленитесь.К примеру, прибраться, когда совсем не хочется, сделать с утра зарядку, встав на полчаса раньше. Внутренний голос будет говорить вам, что это можно отложить или делать этого вовсе не нужно. Не слушайте его. Это голос вашей лени. Сделайте так, как задумали – после вы заметите, что чувствуете себя более энергичным и бодрым, более сильным. Или ещё пример: определите ваши слабости (это может быть бесцельное времяпрепровождение в Интернете, просмотр телепередач, лежание на диване, сладости и т.п.). Возьмите не самую сильную из них и откажитесь от неё на неделю, две, месяц. Пообещайте сами себе, что через назначенный срок вы снова вернётесь к своей привычке (если захотите, конечно). А дальше – самое главное: возьмите символ этой слабости и постоянно держите его при себе. Но не поддавайтесь на провокации «старого себя» и помните об обещании. Это и есть тренировка своей силы воли. Через время вы увидите, что стали сильнее и сможете перейти к отказу от более сильных слабостей.

Но ничто не может сравниться по силе воздействия на психику человека, как другое свойство его личности – эмоции.

Независимость от личности экспериментатора

Наиболее подвержены влиянию личности психолога, это важно учитывать, проективные методики. В них испытуемому отводится максимум свободы в действиях, а те или иные манеры поведения экспериментатора, его внешний вид могут натолкнуть на те или иные идеи, которые и выльются в проективный рассказ или рисунок.. Личностные опросники более свободны от влияния личности психолога

Но если психолог вслух зачитывает вопросы, это влияние сильно возрастает. С какой бы интонацией психолог не читал (бодрой или вялой, сухой или эмоциональной), это все равно может натолкнуть испытуемого на иной вариант ответа. В опросниках могут встречаться вопросы вроде «Нравятся ли вам громко разговаривающие люди?» Если психолог, проводящий опрос, говорит громко и несколько неприятно (может быть и так, что сам как личность неприятен), то можно предполагать, что многие испытуемые ответят «Нет», хотя в другой ситуации могли бы указать, что это им безразлично.

Личностные опросники более свободны от влияния личности психолога. Но если психолог вслух зачитывает вопросы, это влияние сильно возрастает. С какой бы интонацией психолог не читал (бодрой или вялой, сухой или эмоциональной), это все равно может натолкнуть испытуемого на иной вариант ответа. В опросниках могут встречаться вопросы вроде «Нравятся ли вам громко разговаривающие люди?» Если психолог, проводящий опрос, говорит громко и несколько неприятно (может быть и так, что сам как личность неприятен), то можно предполагать, что многие испытуемые ответят «Нет», хотя в другой ситуации могли бы указать, что это им безразлично.

Коэффициент константности здесь определяется путем корреляции результатов двух опытов, проведенных в относительно одинаковых условиях на одной и той же выборке испытуемых, но разными экспериментаторами. Коэффициент корреляции (константности) не должен быть ниже 0,80. Если получен низкий показатель константности, можно поработать с отдельными заданиями, по которым заметно влияние личности психолога. Эти задания также можно изменить или удалить вовсе.

Глава 1. Общая характеристика психологического тестирования

Психологическое тестирование – это метод измерения и оценки психологических характеристик человека с помощью специальных техник. Предметом тестирования могут быть любые психологические характеристики человека: психические процессы, состояния, свойства, отношения и т. п. Основой психологического тестирования является психологический тест. Психологический тест – стандартизированная система испытаний, позволяющая обнаружить и измерить качественные и количественные индивидуально-психологические различия.

Изначально тестирование рассматривалось как разновидность эксперимента. В настоящее время тестирование выделяют в отдельную категорию, так как у него имеется своя специфика и тест обладает самостоятельным значением.

Существует наука тестология, которая изучает тесты. Так же психологическая диагностика изучает тестирование. Обе дисциплины занимаются теорией и практикой тестирования. Поясним.

 Психологическая диагностика – это наука о способах выявления и измерения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека.

Тестология – это наука о разработке, конструировании тестов.[]

Процесс тестирования, как правило, включает в себя три этапа:

1) выбор методики, адекватной целям и задачам тестирования;

2) собственно тестирование, т. е. сбор данных в соответствии с инструкцией;

3) сравнение полученных данных с «нормой» или между собой и вынесение оценки.

В связи с этим, существуют и два типа психологического диагноза. Первый тип заключается в наличие или отсутствие какого-либо признака. В этом случае данные, полученные от тестирования, сравниваются с определенным критерием.

Второй тип диагноза позволяет соотносить нескольких тестируемых между собой. Тем самым определяется роль и место каждого из них.

При изучении и анализе тестов проводится разделение тестируемых на несколько категорий и распределяется по уровням изучаемых особенностей. Их три: высокий, средний и низкий.

Психологический диагноз определяется при квалифицированной интерпретации с учетом особых факторов. К ним относятся, например, психологическое состояние тестируемого, ситуация, при которой проходит тестирование и прочее.

Использование тестов – основная часть современной психодиагностики. Результаты психодиагностики используют в практических целях во многих сферах деятельности. К таким сферам можно отнести обучение и воспитание, профотбор и профориентацию, различные области экспертизы, сама психологическая и психотерапевтическая практика.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector