Календарь развития ребенка: старший подростковый возраст 14–16 лет
Содержание:
- Разговаривайте про свою тревогу с подростком
- Самостоятельность — показатель взрослости
- Будка поцелуев (2018)
- Легкие игры
- Когда тревоги оправданы
- Взросление девочки
- Проблемы современных детей
- Каковы особенности психического развития в переходном возрасте?
- В каком возрасте и как развиваются отношения подростков?
- Как родителю вести себя с подростком
- Преодоление кризисного периода: советы психолога
- Простушка (2015)
- Презентация на тему: » Перипубертатный период: 1. Препубертатный период (adrenarche). Начинается в среднем в 6-7 лет у женщин и в 7-8 лет у мужчин. 2. Пубертатный период (gonadarche)» — Транскрипт:
- Формы и стадии пубертата
Разговаривайте про свою тревогу с подростком
Очень важно, если есть такая возможность, рассказывать ребенку о своей тревоге, потому что он сам ее не может считать. У кого-то из родителей есть тревога про дорогу, у кого-то про общение, у кого-то про замужество или про карьеру, у кого-то про внешность
И то, что попадает точно в тревогу родителей, вызывает очень бурный ответ. Подросток не понимает, почему мама начинает орать как потерпевшая, если он задержался на 20 минут или не прислал вовремя СМС.
Подросток не может догадаться, что вы вчера прочитали очередную масс-медийную историю, а они все в последнее время очень яркие, и примерили ее на себя и на его жизнь.
Фото: wiki24.net
Если вы ему в нейтральное время спокойно, без нотаций, на равных все расскажете, это будет ступенька к диалогу, шаг навстречу друг к другу.
Самостоятельность — показатель взрослости
Чем подросток самостоятельнее, тем он больше похож на взрослого.
Самостоятельность – это уверенность в своих силах и желание попробовать незнакомое дело, воспитание в себе стремления отказываться от помощи, использовать её только в крайних случаях, развивать волю и целеустремлённость, это любые действия, которые ребёнок осуществляет сам, без подсказки и помощи взрослых.
Дисциплинированность, умение выполнять разумные требования старшего поколения – это проявление самостоятельности. Но, будучи подростками, всего того, что вы научились делать в детстве, уже недостаточно, чтобы взрослые по праву считали вас самостоятельным.
Согласитесь, если пятилетний малыш взялся завязать шнурки на своих ботинках и преуспел в этом, взрослые, безусловно, порадуются его умению и самостоятельности. Но им не придёт в голову восхищаться подростком только за то, что он шнурует ботинки. Другое дело, если он самостоятельно сделает уроки или возьмёт на себя часть родительских забот по дому.
Главные особенности самостоятельности
- умение действовать по собственной инициативе;
- умение выполнять привычные дела, не обращаясь за помощью к взрослым, без контроля с их стороны;
- умение самостоятельно решать поставленные взрослыми задачи;
- умение правильно действовать в незнакомой ситуации (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);
- умение контролировать себя и давать оценку результатам своей деятельности;
- применять уже известные знания, умения и навыки в незнакомой ситуации.
Воспитанием самостоятельности необходимо начинать заниматься с раннего возраста своего ребенка.
Девиз | |
Помогите мне! | Я – сам! |
Проще и удобнее зависеть от других, реализовывать чужие решения, а не свои, но в то же время быть защищёнными от ошибок и неудач. Ведь если происходит что-то неблагоприятное, то всегда есть на кого переложить ответственность – «Не я же так решил!». |
Намного комфортнее делать то, что считаешь нужным, поступать так, как сам решил. Такие люди, прежде всего, несут ответственность перед самим собой, часто «набивают шишки», испытывают разочарования, переживают неудачи, но тем самым учатся на своих ошибках и стараются не совершать их впредь. |
Будка поцелуев (2018)
Захватывающий фильм про жизнь подростков в американской школе – нешаблонная экранизация романа Бет Риклз о внезапно превратившейся из гадкого утенка в прекрасного лебедя «пацанке». Эль Эванс родилась в один день со своим лучшим другом Ли Флинном и тайно влюблена в его старшего брата Ноа. Но по неписанному закону подростковой дружбы родственники друга неприкасаемы, да и шансов на взаимные чувства самого популярного мальчика в школе у Эль никаких. Но случай решает всё – для благотворительного бала Эль и Ли придумывают «будку поцелуев», где школьница получает свой первый поцелуй от Ноа.
Оригинальное названиеThe Kissing BoothЖанрМелодрама, комедияАктерыДжои Кинг, Джоэл Кортни, Джейкоб Элорди…СтранаВеликобритания, СШАРейтингКинопоиск – 6.4, IMDb – 6.0Возрастные ограничения12+
Легкие игры
— С чем ребенок должен выйти из подросткового возраста?
— По идее,после такой бури ребенок выходит уже со своим мировоззрением,с видением себя и мира,с целями на будущее. Он находит то,что более ценно и значимо,оставляя весь внешний эпатаж позади
Важно,чтобы к этому времени сформировался личностный багаж
— А если его нет?
— Да,некоторые застревают в подростковости. У меня в практике был такой мальчик,у него уже выпускной класс,а он понятия не имеет,что будет дальше,ему все равно
Важно посмотреть на ценности,интересы,склонности. И опять же рядом должен быть разумный,мудрый взрослый
Это главное условие,от которого зависит дальнейшая судьба ребенка.
Папа и сын.
Михаил Хаустов
Да,мы не можем отобрать гаджеты,но ребенок должен использовать их разумно. Почему для подростка так важны игры? Там можно легко стать победителем,не прикладывая усилий,добиться результата. А добиваться результата в школе можно только корпя над учебниками.
Когда тревоги оправданы
Но могут быть и реальные тревоги – если у ребенка систематически, не один день и не два дня, повышенная слезливость; не ситуативные, а постоянные перепады настроения; нарушения сна; плохое настроение.
Сложно описать, что такое плохое настроение. На самом деле в каждой семье это понятно – как запах, как погода в доме, как тональность музыки. Если у подростка систематически снижено настроение – это фактор риска. При этом очень часто родители видят мрачного, депрессивного, унылого подростка, но вот он вышел и с друзьями тут же веселый, разговорчивый, абсолютно открытый, доброжелательный. Это значит, что это настроение, обращенное к родителям. Надо выяснить, если настроение везде плохое – если друзья замечают, что он какой-то не такой, и учителя замечают то же.
Если ребенок стал хуже учиться, если он не хочет ходить в школу, то часто родители начинают подыскивать ему другую школу. Но дергать ребенка со сменой коллектива, не поняв, в чем причина состояния, – это только закреплять проблему и уходить на второй, на третий круг нерешенных задач.
Но если понятно, что стресс системный, то есть в школе травля, буллинг или какой-то глубокий конфликт с другом, предательство, и ребенка это сильно травмирует, то если он не против переходить в другое учебное заведение, то надо переходить. Мне кажется, все эти внешние скачки должны быть при условии исчерпанности внутренних ресурсов.
Взросление девочки
Половое развитие у девочек наступает раньше, чем у мальчиков, поэтому в подростковый период девочка вступает зачастую в 9 лет – а это раньше обозначенного срока. Оканчивается сложный период примерно в 15.
У ребенка появляются вторичные половые признаки: расширяются бедра, тело становится более округленным. Может увеличится масса тела. На лобке и подмышками появляются волосы. Нередко выскакивают угри, что приносит подростку массу комплексов. Физиологическое состояние девочки очень часто приводит к тому, что она не воспринимает свое тело. Другая сторона медали – повышенный интерес к противоположному полу.
Важно! Обязанность мамы – в доступной для дочки форме объяснить щекотливые моменты, связанные с физиологическими моментами. Необходимо помочь ребенку смягчить скачок «от детства к взрослости»
Как и у мальчиков, у взрослеющих девочек появляется потребность доказать всем, что они взрослые. Необходимость в самоутверждении лишает их возможности сохранять спокойствие все время, пока длится подростковая фаза жизни, принимать разумные решения. Характер девочки становится трудно-контролируемым.
Проблемы современных детей
Петр Дмитриевский родился в 1975 году в Ленинграде. В 1999 окончил Институт стран Азии и Африки при МГУ. Работал переводчиком с японского в федерации каратэ. С 1999 года на общественных началах руководит подростковым приходским клубом при храме святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине (Москва). В 2009 получил второе высшее образование в Московском городском психолого-педагогическом университете и на факультете гештальт-терапии с детьми и семьей МГИ. С 2010 года работает в Центре социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» при МГППУ.
Петр Дмитриевский
— Петр, на какие проблемы своих детей-подростков чаще всего жалуются родители, обращающиеся в ваш центр?
— Самая распространенная жалоба – он (она) «ничего не хочет». То есть родителям кажется, что их ребенок не интересуется ничем важным, слишком пассивен.
Мы пытаемся разобраться, почему подросток стал менее любопытным к миру. Иногда после одной или нескольких бесед оказывается, что любопытство осталось, просто то, к чему лежит душа подростка, не вписывается в систему ценностей родителей.
Конечно, интернет очень сильно поменял контекст развития подростка, и многие родители обеспокоены тем, что ребенок слишком много времени проводит за компьютером. Выясняем, что именно ищет подросток в интернете, в компьютерных играх — иногда ситуация сразу смягчается и члены семьи находят общий язык, а иногда проблема оказывается даже серьезней, чем представляли себе родители. В этих случаях требуется продолжительная и кропотливая работа с семьей.
Многим в подрастающем поколении интернет-общение почти полностью заменяет реальную жизнь, компьютер для таких детей становится единственным способом снять напряжение, справиться со сложными переживаниями.
Еще одна частая проблема, с которой к нам обращаются родители – сложности их ребенка в отношениях с одноклассниками. Причем это бывает как у детей стеснительных, робких, так и у импульсивных, физически очень крепких ребят, которым из-за своей импульсивности трудно регулировать свое поведение. Такие подростки часто признаются на консультациях, что не могут удержать себя в рамках. Их поведение создает дискомфорт и сверстникам, и учителям, но оно и им самим мешает.
У нас есть специальные группы, где в течение двух месяцев при модераторстве двух психологов ребята через череду игр и упражнений учатся выстраивать отношения со сверстниками. На первых занятиях многие зажаты, боятся, что если они поделятся своими переживаниями, другие их отвергнут
Но занятия помогают им стать более открытыми, что очень важно для общения со сверстниками
Участие в группе дает подростку отличную возможность научиться выстраивать доверительные отношения, замечать манипуляции и обходиться с ними, избавляться от стереотипов в отношении себя и других, договариваться в ситуации конфликта.
Каковы особенности психического развития в переходном возрасте?
Подросток — это какой возраст с точки зрения психического развития? В чем его важность? К сожалению, многие родители не осознают того, что в переходном возрасте формируется не только мужское или же женское естество, но и психика человека. Психологи выделяют три ключевые, главные характеристики переходного периода:
Психологи выделяют три ключевые, главные характеристики переходного периода:
- социальное развитие;
- деятельность;
- новообразования.
Под социальным развитием в этом возрастном периоде понимается в первую очередь общение со сверстниками. Если в детстве у человека в приоритете было мнение родителей, бабушек и дедушек, педагогов, то в отрочестве ситуация меняется
Наиболее важное значение в этом возрасте имеет мнение сверстников и ребят немного постарше. Именно их одобрения ищет тинейджер
Что понимается под деятельностью? Психологические процессы, происходящие при повседневных занятиях. Например, в школе тинейджер сравнивает себя с другими, у него формируется представление о собственной личности. Осваивая какой-либо предмет, подросток оценивает его уже не на уровне интереса, а с позиции того, готов он этим заниматься или нет.
Новообразования – это все те психические процессы, которые не были свойственны ребенку, но появились в сознании тинейджера. То есть к ним следует отнести как интерес к противоположному полу, так и понимание ценности вещей, денег.
В каком возрасте и как развиваются отношения подростков?
12-13 лет
Первая любовь у подростков появляется в относительно раннем возрасте. Примерно в двенадцать-тринадцать лет.
В это время подростки гуляют на улице. Ходят в кинотеатры. На выставки. В театры. Проводят все свободное время вместе. Обнимают друг друга и целуются в щеки.
В период 12-13 лет узнать о том, что сын/дочь встречаются с кем-либо — не сложно. Скорее всего, ребенок сам расскажет вам о том, что у него появились отношения. Ваша задача в 12-13 лет — поддержать ребенка. Не говорить, что отношения могут закончиться плохо. Что из-за них может пострадать учеба. И так далее. Это создаст серьезный барьер между вами.
14-16 лет
В четырнадцать и шестнадцать лет отношения подростков выходят на новый уровень. Они начинают гулять допоздна. Ходят не только в кинотеатры, на выставки, в театры, но и в кафе. Например, в кофейни. Или фаст-фуд рестораны.
Подростки 14-16 лет уже целуются не только в щеку. Но и дарят друг другу французские поцелуи
В этот период очень важно провести разговор о близости
Если у вас дочка, то поговорите с ней об интиме. Узнайте, не собирается ли она вступать с парнем в близость. Если окажется, что подобное намерение в планах есть, то проведите беседу. Скажите девочке, что 14-16 лет — еще очень ранний возраст для начала половой жизни.
16-17 лет
В период с шестнадцати до семнадцати лет подростки начинают выводить отношения на новый, более серьезный уровень. Они чувствуют настоящую любовь. Заботятся друг от друге. Ведут себя, как настоящая семейная пара.
В этот период у них с большой вероятностью произойдет физическая близость. Вам нужно провести разговор со своим ребенком. Объяснить ему то, какие средства контрацепции нужно использовать. Как нужно вести себя во время этого процесса. Как соблюдать гигиену. И так далее.
Ваша задача — рассказать подростку о близости как можно больше. Сделать так, чтобы она прошла у него радостно. Доставила удовольствие. А не венерические болезни или нежелательную беременность.
В период 16-17 лет вам нужно будет в обязательном порядке познакомиться с родителями парня/девушки своего ребенка. Обменяться с ними контактными телефонами. Для того, чтобы в случае экстренных ситуаций созваниваться. И решать возникшие проблемы ваших детей вместе.
Познакомьтесь и со второй половинкой вашего ребенка. Примите его. И относитесь к нему лояльно.
Даже если вторая половинка ребенка вам не нравится, не нужно говорить об этом. Учитывайте, что в этом возрасте отношения не очень серьезные. Через несколько месяцев (или лет) они могут закончиться. Но если вы вмешаетесь в них сейчас, то ребенок будет винить вас. И на всю жизнь запомнит, что вы, якобы, мешали его отношениям.
Как родителю вести себя с подростком
Любой родитель может сказать, что желает самого лучшего своему ребенку и хочет, чтобы тот был счастлив.
И вот ситуация: ребенок где-то отдыхал с друзьями, приходит на час позже оговоренного времени счастливый и довольный, но последние полтора часа его телефон был недоступен.
Довольны ли родители его счастьем в этой ситуации? Подросток может услышать, что у матери порваны все нервы, а у отца добавились седые волосы, – его позитивные эмоции сталкиваются с неприятием со стороны родителей
И здесь важно, чтобы взрослые разделяли, где их счастье, а где счастье их детей
Второй пример: ожидания родителей в отношении детей. Многие мечтают, чтобы их ребенок стал великим артистом, ученым или спортсменом. Но за этими ожиданиями родитель зачастую перестает видеть истинные потребности своего ребенка. Поэтому если взрослые мечтают слышать звук скрипки в своей квартире, то можно научиться играть самим, а не пытаться реализовать свои потребности за счет детей.
Часто родителям хочется выглядеть непоколебимыми и всезнающими, что делает их недосягаемыми. Это усиливает желание подростка еще больше отделиться
Поэтому перед подростком важно признавать свою человечность, свои страхи и переживания. Абсолютно нормально сказать: «Я переживаю, когда ты не берешь трубку», «Мне важно знать, что с тобой все хорошо»
Это лучше, чем претензия: «Где тебя носило?!»
С подростком важно быть честными, если вы ждете от него того же самого. Если вы будете создавать иллюзию своего образа, ребенок подсознательно заметит нестыковки, почувствует это противоречие
Если дела идут как-то не так, абсолютно нормально поделиться этим с подростком и выслушать его мнение. Это послужит для него примером того, как можно делиться своими переживаниями, покажет, что это нормально и может помочь. В этой ситуации важно не перегибать и не превращать ребенка в жилетку, в которую можно поплакаться. Все должно быть в рамках поддержки друг друга.
Важным вопросом является авторитет родителей. С одной стороны, ребенок подвергает его сомнению, а с другой – все еще продолжает зависеть от родителей и не может решить самостоятельно все вопросы.
Поэтому взрослому нужно выдерживать определенный баланс: строить отношения не допросами, которые усиливают авторитарную позицию родителя и провоцируют отдаляться, а интересоваться увлечениями подростка, важными для него взаимоотношениями. Дело в том, что в первой ситуации ребенок не чувствует, что им интересуются: родителям интересны какие-то побочные продукты его жизни.
Преодоление кризисного периода: советы психолога
Воспользуйтесь советами психолога. Что поможет преодолеть кризис?
Для этого ребенку предстоит выполнить ряд задач:
- Положительные отношения со сверстниками, дружеские связи.
- Принятие собственной внешности.
- Принятие своего пола, осознание, в чем заключена женская и мужская социальная роль.
- Дружеский, доверительный контакт с родителями.
- Приобретения ответственности, инициативности.
- Осознание своих способностей, выбор профессии.
Без помощи родителей сложно пройти кризис благополучно. Отцу и матери стоит признать, что их чадо – отдельная, самостоятельная личность. Поменяйте модель поведения, если видите острое неприятие предыдущей модели.
Вышеперечисленные выполненные задачи указывают на преодоление кризиса. Роль родителей в этом велика – немало зависит от их поведения. Сын или дочь нуждаются в совете, разговоре? Не отталкивайте их, считая проблему глупой и не стоящей внимания. То, что пустяково для вас, для старшеклассника может иметь невероятную значимость. Впоследствии он поймет незначительность ситуации, но сейчас она имеет для него огромное значение.
Нередко подросток неосознанно проверяет родителей на прочность. Хотите завоевать авторитет и уважение дочери или сына – все зависит от вашего поведения. Запреты должны быть обоснованными и соблюденными. Предупреждения реальными и осуществленными. Глупо говорить: «Убью тебя, если не вернешься вовремя и без предупреждения» или же угрозы «отключить интернет» без последующих осуществлений. Подросток начинает воспринимать все слова, произнесенные родителями, как пустые. Об авторитете и уважении речи уже не идет.
Ему следует заранее понимать, чем грозят нарушения. Озвучивайте угрозы, которые готовы и сможете осуществить – держите свое слово. К примеру, это может быть лишение чего-то на определенное время: компьютерные игры, просмотр телевизора, сокращенная прогулка с друзьями и другое.
Увлекаться не стоит. Санкции и наказания – крайние меры. Куда лучше если вы установите с ребенком отношения доверительного характера. Доверия, просьбы, дух поддержки, уважения и сотрудничества предпочтительнее приказов. Добиться тесных и теплых отношений сложно, если были допущены ошибки на предыдущем возрастном этапе.
Простушка (2015)
Следующая в подборке – хорошая американская комедия про неписанные правила школы, присущую подросткам жестокость и проблемы самоутверждения в социуме. Внешность умной и целеустремлённой 17-летней Бьянки не соответствуют глянцевым стандартам, но ей наплевать. Девочка твердо уверена в себе и верности двух лучших подружек.
Однажды первый школьный сердцеед Уэсли Раш рушит веру ученицы в настоящую дружбу. Правдолюб намекает, что девчонки используют Бьянку как ЖУПу – жутко уродливую подругу, подчёркивающую великолепие первых красоток школы. Поверив, Бьянка ссорится с предательницами и предлагает Уэсли взаимовыгодную сделку. Отличница помогает ловеласу в учёбе, а он ей – в личной жизни. Последствия подросткового «контракта» будут непредсказуемыми.
Оригинальное названиеThe DuffАктерыМэй Уитман, Робби Амелл, Белла Торн, Бьянка А. Сантос…СтранаСШАРейтингКинопоиск – 6.4, IMDb – 6.5Возрастные ограничения16+
Презентация на тему: » Перипубертатный период: 1. Препубертатный период (adrenarche). Начинается в среднем в 6-7 лет у женщин и в 7-8 лет у мужчин. 2. Пубертатный период (gonadarche)» — Транскрипт:
1
Перипубертатный период: 1. Препубертатный период (adrenarche). Начинается в среднем в 6-7 лет у женщин и в 7-8 лет у мужчин. 2. Пубертатный период (gonadarche) (время наступления – спустя 3-4 года после адренархе)
2
Препубертатный период – видоспецифичная для человека фаза развития adrenales – надпочечники Созревает андрогенная зона коры надпочечников, возрастает уровень секреции ДЭА (дегидроэпиандростерон), ДЭА- сульфата и 17-КС в целом. Надпочечниковые андрогены вызывают интенсификацию роста, стимулируют скелетное и начальное половое созревание (особенно у женщин)
3
Пубертатный период В этот период созревает система репродуктивного гомеостаза (гипоталамус- гипофиз-гонады) Гипоталамус — отдел промежуточного мозга, расположенный ниже таламуса
4
2 главных феномена, лежащих в основе дальнейших преобразований в пубертасе: 1.Снижение чувствительности центров гипоталамуса к тормозному действию половых гормонов 2.Повышение чувствительности гонад к гонадотропным гормонам гипофиза
5
К началу пубертатного периода усиливается секреция рилизинг- факторов (РФ) – пептидных гипоталамических гормонов, поступающих через портальную систему гипофиза в его переднюю долю и стимулирующих выделение гонадотропных гормонов
6
Гонадотропные гормоны гипофиза: Фоллитропин, фоликулстимулирующий гормон (ФСГ) Лютропин, лютеинезирующи гормон (ЛГ) Гормон, стимулирующий интерстициальные клетки (ГСИК) (у мужчин) Повышение уровня гонадотропинов ведет к увеличению секреции гормонов гонад – андрогенов (тестостерона) и эстрогенов (эстрадиола)
7
гипоталамус гипофиз гонады РФ Тропные гормоны Андрогены и эстрогены + + —
8
Количественная секреция тестостерона неоднократно ступенеобразно изменяется: увеличивается примерно с 13 лет, но даже к 17 не достигаются дефинитивные значения. У женщин, помимо тонической секреции гонадотропинов, существует еще и циклическая, обусловливающая наступление овуляции
9
Повышение уровня половых гормонов в пубертасе приводит к ряду морфофункциональных сдвигов: Развитию первичных и вторичных половых признаков Увеличению размеров тела Изменениям в пропорциях и составе тела – в частности, андрогены стимулируют развитие мышечного компонента и усиливают андроморфную, а эстрогены — гинекоморфную тенденцию в топографию подкожного жироотложения Формированию полового поведения
10
Мужские и женские пропорции:
11
Пубертатный спурт – скачкообразное увеличение роста Перекресты ростовых кривых У женщин спурт наблюдается в среднем в 11-13, у мужчин – в лет
12
Другие гормоны, играющие роль в половом созревании: СТГ – действует опосредованно, через соматомедины печени (в т.ч. ИПФР1). Повышение СТГ примерно на 1 год предшествует спурту. В начале пубертаса действует синергично с тестостероном, а затем – как антагонист Кортизол – важнейший глюкокортикоидный гормон человека. В ряде эффектов — антагонист тестостерона и СТГ. Тормозит синтез белка в костной и мышечной тканях Инсулин – универсальный анаболический гормон. Регулирует белковый и жировой обмен. Возможно, играет роль в инициации пубертаса и т.д.
13
В психологическом плане в пубертасе происходит интенсивное интеллектуальное развитие (самоанализ, самовоспитание), сочетающееся с личностной и эмоциональной нестабильностью.
Формы и стадии пубертата
Сколько времени длится половое созревание у девочек?
Его нормальная продолжительность составляет от 2 до 4 лет. Темпы развития у каждой девочки разные, поэтому все сроки начала и продолжительность полового созревания могут быть отложены на 1 год и более.
Признаки начала полового созревания — увеличение груди и рост волос на лобке. У некоторых девочек сначала развиваются молочные железы, и других заметных признаков полового созревания нет. У других вторичные волосы появляются рано, а грудь — позже. Это нормальный процесс. Задержка появления какого-либо из симптомов не обязательно означает, что в организме девушки есть патологические изменения.
Преждевременное половое созревание часто бывает нормальным явлением. Однако родителям стоит обратиться к врачу, если волосы на лобке у девочки начинают появляться уже в 7-8 лет.
В некоторых случаях половое созревание задерживается. Это может быть связано с болезнью или, например, с интересом подростков к низкокалорийным диетам и недоеданию. Если у девочки не наблюдается увеличения груди до 14 лет, обратитесь к врачу. Неблагоприятным симптомом также является отсутствие менструации через 5 лет после начала роста груди.
Подробнее о том, как проявляется задержка полового созревания у девочек, читайте в нашей специальной статье.
Раннее половое созревание
Начинается с увеличения размера рук и ног. В это же время начинает формироваться «грудной зачаток» — небольшой комок ткани под ареолой соска. Он может быть слегка болезненным, мягким или довольно плотным, возможно асимметричное развитие. Этот процесс занимает около 6 месяцев и контролируется эстрогенами.
После начального развития молочных желез появляются выделения из влагалища. Они обладают повышенной кислотностью и могут вызывать раздражение кожи половых органов и воспаление — вульвовагинит (про специфику течения и лечения этого заболевания у женщин, подростков и детей можно прочитать здесь)
Поэтому важно научить девочку правилам личной гигиены, начать пользоваться ежедневными прокладками, а в случае пеленочного дерматита или раздражения использовать кремы с пантенолом или оксидом цинка.
Второй период полового созревания
Скрывает активный рост волос в области лобка. Позже исчезают признаки раздражения кожи, вызванные дефекацией в более молодом возрасте. Одновременно с ростом волос на лобке могут появиться прыщи.
Прыщи — частый спутник подросткового возраста
Наблюдается стремительный рост, а также изменение черт лица. За шесть месяцев до начала второй стадии полового созревания девочки вырастают на 5-7 см, а их вес за это время может увеличиться на 4-5 кг. После этого начинается менструация. Обычно этот процесс происходит, когда подростку исполняется 11 лет.
Когда это закончится?
Половое созревание заканчивается, когда у девочки начинают регулярные менструации. Однако даже после этого девочка продолжит расти. За следующие 2 года он прибавит в росте примерно 5-10 см. Достигнутая длина тела будет практически окончательной, в последующие годы рост может быть не таким большим. Молочные железы развиваются до 18 лет.