Виды адаптации

Цели и задачи социальной адаптации

Социальная адаптация – важная составляющая процесса социализации. Социализация обеспечивает обучение, а цель адаптации – найти актуальные способы для самореализации, изменить полученные знания, усвоить новые знания, которые отвечают конкретной среде.

Социальная адаптация подразумевает способность субъекта к эффективному формированию взаимодействия с группой, где будет проходить его жизнь и развитие. Всю свою жизнь индивид будет находиться в разных социальных группах, будут происходить разные ситуации, состоятся встречи с разными людьми. Благодаря социальной адаптации человек будет быстро и с успехом ориентироваться в новых для себя условиях, сможет построить взаимоотношения с другими индивидами в составе конкретной социальной группы. Основной мотив личности – это стремление самореализоваться, а не приспособиться к новым условиям.

Чтобы достичь этого, нужно:

  • принять изменения привычного для себя жизненного уклада, сформировать новые установки для развития личности;
  • активно налаживать коммуникации с участниками профессионального и социального окружения;
  • применять условия социума, чтобы развивать свою личность, самореализоваться;
  • повышать уровень устойчивости к стрессовым ситуациям;
  • налаживать адекватные взаимоотношения с другими индивидами;
  • принимать и соответствовать нормам и ценностям среды;
  • достигать поставленные цели и удовлетворять свои потребности без вреда окружающим.

Социальная адаптация

Социальное привыкание — это включение личности в определённую социальную группу:

  • семью;
  • учебный курс;
  • коллектив;
  • класс;
  • кружок по интересам;
  • сообщество.

Такой процесс, как социальная адаптация включает:

  • принятие правил и норм группы;
  • обучение новому поведению;
  • соблюдение моральных и нравственных ценностей.

Индивид за период адаптации должен гармонично слиться с новой группой.

Пример из жизни

Пример, мама устраивает ребёнка в детский садик. Она постепенно увеличивает время пребывания малыша в новом окружении. Затем она приспосабливает ребёнка, находится в детском саду без её присутствия.

В это время малыш налаживает связи с другими детьми, и учиться самостоятельности. Так он привыкает быть без мамы и вливается в окружение детского сада.

Подходы к пониманию адаптации в современной психологической науке

Изучению адаптационных процессов в обществе посвящены работы:

  • Н.Е. Введенского;
  • И.П. Павлова;
  • И.В. Давыдовского;
  • Л.М. Сеченова и др.

В их основе — теория о единстве среды и организма, которую выдвинул И.М. Сеченов.

В трудах Ухтомского развиваются идеи И.П. Павлова по выработке условного и безусловного рефлексов.

Основополагающими моментами являются позиции теории Л.С. Выготского, которая характеризуется, как культурно-историческая. Автор утверждает, что во время исторического развития человек способен менять свой характер, усовершенствовать способы поведения, чем приспосабливаться к новым условиям жизни.

А.Н. Леонтьев утверждает, что окружающие социальные объекты не даны человеку от рождения. Попадая в незнакомый мир, человек осуществляет практическую (познавательную) деятельность, используя при этом свой психический потенциал.

Существует еще одна модель адаптации. Ее основа — в системном анализе, который демонстрирует принцип динамического равновесия. Такая теория была выдвинута Л. фон Берталанфи.

Причины нарушения адаптации

Расстройство приспособительных реакций — это результат эмоционального расстройства, связанного с чрезмерно сильным влиянием на человека негативных событий, которые происходят в жизни. Нарушение адаптации приводит к социальной дисфункции, снижению трудоспособности и коммуникационных навыков под влиянием стрессовой ситуации. Чаще всего расстройство проходит самостоятельно с прекращением влияния на индивида раздражающих факторов.

Нарушение адаптации может произойти под влиянием многих событий и личных переживаний, основные из которых:

  • насилие;
  • сложная жизненная ситуация;
  • нервное расстройство;
  • длительная психическая нагрузка.

Насилие и в физической, и в эмоциональной форме очень негативно отражается на самоценности и мировоззрении человека, создавая сложности в процессах социальной и психологической адаптации. Если индивид с самого детства подвержен насилию, ему будет непросто приспособиться к требованиям и нормам социальной среды. Часто дезадаптация приводит к депрессивному расстройству, которое требует лечения.

Сложная жизненная ситуация обусловлена неожиданными и незапланированными изменениями привычного уклада жизни и неспособностью человека решить возникшую ситуацию путем привычных методов. Трудности в жизни приводят к возникновению стресса, эмоционального напряжения, которые не дают индивиду развиваться. Нередко такое состояние человека приводит к разрушению социальных связей, что усугубляет его положение. К сложным ситуациям в жизни можно отнести утрату близкого человека, потерю работы, развод, материальные неурядицы, наличие серьезного заболевания и другие.

Нервное расстройство — одно из самых распространенных нарушений адаптации, которое характеризуется высоким уровнем тревоги. Причиной расстройства может стать как влияние внешних факторов, так и внутренние причины. Человек обычно начинает вести себя настороженно и нервно, проявляет признаки рассеянности и несобранности, будущее для него перестает иметь значение. Продолжительное нахождение человека в таком состоянии может вызвать физиологические проблемы, которые могут проявляться в виде головных болей, расстройством пищеварения, одышкой и другими.

Длительная психическая нагрузка — это особое состояние психики, которое отражает чрезмерную нагрузку на нервную систему и органы чувств человека. Она возникает под влиянием сложных стрессовых условий, к которым организму необходимо адаптироваться. В особенности такой нагрузке подвергаются люди, в профессиональную деятельность которых входит напряженный интеллектуальный труд, нерациональный режим работы, монотонность и чрезмерная стрессовость нагрузок.

Что такое социальная адаптация

Каждый человек является частью общества, которое его окружает. С детства он осваивает его правила и ценности, взаимодействует с остальными членами и выстраивает свою жизнь в согласии с принятыми нормами. Этот процесс проходит в рамках адаптационного развития и продолжается в течение всей жизни индивида. Адаптация имеет три формы: физиологическую, психологическую и социальную.

Определение

Социальная адаптация — это непрерывный процесс активной интеграции индивида или группы в общество и приспособление к условиям и требованиям социальной среды.

В результате социальной адаптации развивается самосознание личности, формируются паттерны поведения, приобретаются способности к самореализации. Человек учится выстраивать гармоничное взаимодействие с другими индивидами, природой и социальной средой. Индивид на протяжении своей жизни не просто осваивает и принимает социально значимые нормы и установки, но также передает их другим членам общества.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

В зависимости от личных качеств человека, его ценностных ориентаций, индивидуально-психологических особенностей, целей и возможностей их достижения, формируются способности индивида к адаптации. Отсутствие у индивида навыков социального привыкания и приспособления приводит к дезадаптации, то есть к частичной или полной утрате способности взаимодействовать с окружающей средой.

Факторы адаптации

Адаптироваться человеку приходится ко многим факторам, одни из них являются естественными, другие – созданными искусственно:

  • Природные факторы: живая природа, климатические факторы, природные катаклизмы.
  • Материальная среда: окружающие предметы, автомобили, техника и прочие искусственные элементы, работа, дом.
  • Социальная среда: государство, этнос, люди.

Адаптивностью называется способность человека приспосабливаться к новым условиям. Все привыкают к одним условиям с разным темпом. Одни приспосабливаются быстро, другие  — медленнее. На это влияют два фактора:

  1. Субъективные. Включают физиологию, возраст и психику человека. Психологический фактор включает умение человека познавать, эмоционально реагировать на ситуации, практически совершать действия и мотивировать себя.
  2. Средовые. Включают то окружение, в которой человек живет: дом, люди, работа, хобби, экономика и пр.

Адаптация – эффективный механизм

Термин «адаптация» пришел в кадровый менеджмент из биологии, где он буквально означал «приспособление». Под адаптацией понимают взаимное «прилаживание» среды и организма друг к другу.

Применительно к профессиональной деятельности мы можем определить трудовую адаптацию как влияние организации на поведение появившегося в ней сотрудника с целью включения в ее функционирование с максимально эффективным взаимодействием. Она включает и обратный процесс: сотрудник также приспосабливает к себе какие-то моменты в деятельности организации.

Процесс адаптации персонала в схемах.

Приспособления к экстремальным условиям обитания

Растения и животные, обитающие в пустынях и полярных областях Земли, также приобретают ряд специфических адаптаций. У кактусов листья преобразовались в колючки (уменьшение испарения и защита от выедания животными), а стебель превратился в фотосинтезирующий орган и резервуар воды. Пустынные растения имеют длинную корневую систему, позволяющие добывать воду с большой глубины. Пустынные ящерицы могут обходиться без воды, поедая насекомых и получая воду путем гидролиза их жиров. У северных животных кроме густого меха имеется также большой запас подкожных жиров, уменьшающий охлаждение тела.

Адаптация: разбор понятия

Адаптация — это все виды приспособления индивида к новым условиям сферы жизни, трудовой деятельности и коллектива. Конечно же, адаптация является подсознательным способом личности выживать. Родившийся младенец уже умеет инстинктивно адаптироваться к переменам окружающей среды. Этот процесс не может быть контролируем разумом, и действует на бессознательном уровне организма.

Если опустить все определения такого понятия, как адаптация и свести их до минимума, то можно получить одно слово приспособление. В латинском языке именно так переводят данный термин.

Тест Айзенка широко используется в качестве определения такого понятия, как адаптация за границей. Он определяет термин как удовлетворение потребностей человека и окружающей среды, т.е. нахождения равновесия между ними.

Психологическая адаптация является методом ознакомления новых сотрудников с условиями работы и ассимиляции в коллективе.

Что влияет на адаптацию ребёнка?

Итак, период адаптации малышей в детском саду всегда протекает по-разному. Но что же влияет на его успешность? К числу важнейших факторов специалисты относят возрастные характеристики, детское здоровье, степень социализации, уровень познавательного развития и пр.

Возраст ребёнка

Нередко родительницы, стремясь пораньше выйти на рабочее место, отдают малыша в детский сад в два года, а то и раньше. Однако чаще всего подобный шаг не приносит особой пользы, поскольку ребёнок раннего возраста ещё не способен взаимодействовать с ровесниками.

Конечно, каждый ребёнок – яркая индивидуальность, однако, по мнению многих психологов, можно выделить оптимальный возрастной промежуток, который более всего подходит для привыкания к детскому саду – и это 3 года.

Всё дело в так называемом кризисном периоде трёх лет. Как только малыш пройдёт данный этап, у него повышается уровень самостоятельности, снижается психологическая зависимость от матери, следовательно, ему гораздо проще с ней расстаться на несколько часов.

Почему не следует спешить с отправкой ребёнка в дошкольное учреждение? В возрасте 1 — 3 лет происходит формирование детско-родительских отношений и привязанности к матери. Именно поэтому продолжительная разлука с последней вызывает у малыша нервный срыв и нарушает базовое доверие к миру.

Кроме того, нельзя не отметить и большую самостоятельность трёхлеток: они, как правило, обладают горшечным этикетом, умеют пить из чашки, отдельные ребятишки уже пытаются одеваться собственными силами. Подобные навыки существенно облегчают привыкание к саду.

Состояние здоровья

Дети с серьёзными хроническими заболеваниями (астма, диабет и пр.) достаточно часто испытывают сложности с привыканием в силу особенностей организма и повышенной психологической связи с родителями.

То же самое относится и к детям, которые часто и подолгу болеют. Таким малышам требуются особые условия, сниженные нагрузки и наблюдение медицинского персонала. Вот почему специалисты рекомендуют отдавать их в садик позже, тем более что из-за болезненности режим посещения ДОУ нарушится.

Основные проблемы адаптации болеющих детей в ясельной группе:

  • ещё большее понижение иммунитета;
  • рост восприимчивости к инфекциям;
  • повышение эмоциональной лабильности (периоды плаксивости, истощённости);
  • возникновение несвойственной агрессивности, повышенной активности или, напротив, медлительности.

Перед поступлением в дошкольное учреждение дети обязаны пройти медосмотр. Не нужно этого пугаться, наоборот, у родителей появится возможность ещё раз посоветоваться с врачами по поводу того, как пережить адаптацию с минимальными потерями.

Степень психологического развития

Ещё один момент, который может воспрепятствовать успешному привыканию к ДОУ – отклонение от усреднённых показателей познавательного развития. Причём привести к дезадаптации может как задержанное психическое развитие, так и одарённость.

В случае задержки умственного становления применяют особые коррекционные программы, помогающие восполнить пробелы в знаниях и повысить познавательную активность малышей. При благоприятных условиях такие дети к школьному возрасту догоняют ровесников.

Одарённый ребёнок, как это ни удивительно, также попадает в группу риска, поскольку его познавательные способности выше, чем у сверстников, к тому же он может испытывать сложности с социализацией и коммуникацией с одногруппниками.

Уровень социализации

Адаптация ребёнка к детскому саду предполагает рост контактов с ровесниками и с незнакомыми взрослыми. При этом существует определённая закономерность – скорее привыкают к новому обществу те малыши, чей социальный круг не ограничивался родителями и бабушками.

Те же ребятишки, кто редко взаимодействовал с другими детьми, наоборот, сложно адаптируются к изменившимся условиям. Слабые коммуникативные навыки, неумение разрешать конфликтные ситуации вызывает рост тревоги и приводит к нежеланию посещать садик.

Безусловно, данный фактор во многом зависит от педагогов. Если воспитатель хорошо ладит с ребёнком, адаптация заметно ускорится. Вот почему, если имеется такая возможность, следует записываться в группу к той воспитательнице, отзывы о которой чаще всего позитивные.

Уровни социальной адаптации

Для адаптации человека характерным является процесс его социализации, усвоение социальных поведенческих норм, «врастание» в социальный мир. Другими словами, социальная адаптация – важнейший механизм, обеспечивающий эффективную социализацию.

Так, если под «социализацией» следует понимать постепенный процесс, в ходе которого при определенных социальных условиях формируется личность, то социальная адаптация – это относительно короткий временной промежуток, когда происходит активное освоение личностью новой социальной среды.

Рассмотрение социальной адаптации должно быть трехуровневым:

  1. общество (макросреда). Индивид и социальные слои приспосабливаются к особенностям развития общества (экономическим, социальным, политическим, культурным, духовным);
  2. социальная группа (микросреда). Человек приспосабливается или, наоборот, его интересы не совпадают с интересами социальной группы (семьи, коллектива на работе или учебе и др.);
  3. индивид (адаптация внутри личности). Стремление человека к гармонии, достижения баланса внутренней позиции.

Адаптация человека в данном социуме происходит, когда он вступает в систему взаимоотношений (с другими людьми, социальных, деловых, профессиональных). Социальная адаптация состоит из разных видов процессов адаптации, которые образуют систему, а именно: производственная, профессиональная, бытовая, досуговая, политическая, экономическая, приспособление к формам общественного сознания.

Классификация, виды и типы

Какие виды адаптации существуют? Если рассматривать адаптацию на природном уровне, можно выделить три основных категории:

  • биологическая (процесс приспособления в рамках эволюции),
  • физическая (процесс приспособления конкретного организма к изменениям внешней среды через регулирование работы органов),
  • психологическая (процесс изменения глубины психологической вовлеченности в те или иные социальные процессы).

Психологическая адаптация распространяется на сферы:

  1. социальную,
  2. социально-психологическую,
  3. профессиональную,
  4. экологическую.

Типы адаптации по сенсорному признаку:

  1. Позитивная. Повышение чувствительности анализаторов в качестве ответа на слабый сигнал раздражителя.
  2. Негативная. Снижение чувствительности анализаторов и притупление ощущений в качестве ответа на интенсивное и длительное действие раздражителя.

Функции социально-психологической адаптации личности

Одним из основных вариантов рассматриваемых процессов является социально-психологическая адаптация. Это система, при которой происходит развитие новых ценностей, приспособление к работе по новым правилам и нормам. Вариант касается как семейных, так и более широких (как пример: школа, лицей, институт, трудовой коллектив) кругов.

В таком случае личность постоянно окружена людьми, каждый из которых обладает индивидуальными, возможно чуждыми ей, качествами. Именно поэтому процесс такой адаптации может растягиваться во времени, идти не всегда «по ровной».

Примечание

Адаптация такого варианта считается успешной, если у личности получается согласовывать свои действия с общественно признанными постулатами, сосуществование в коллективе не угнетает собственную нервную систему, а дарит ощущение насыщенной, богатой жизни. В этом просматривается польза, как человеку, так и профессиональному социуму.

Этот вид адаптации важен для защиты человека от отрицательного влияния внутреннего психического напряжения. С ее помощью компенсируются беспокойство, стрессы, дискомфортные состояния, поводом для которых являются негативные отношения с окружающими людьми либо обществом в целом. Природа наделила человека умением самостоятельно создать защитные механизмы своей психики. Они послужат препятствием травмирования собственной нервной системы, погасят негатив от неблагополучных межличностных отношений

Особенно это важно для детского возраста

Наряду с психологической защитой, к механизмам социально-психологической адаптации можно отнести:

  • выработку социального равновесия между личностью и социальной средой;
  • проявление и развитие собственных творческих способностей;
  • проявление общественной активности;
  • способность регулировать интенсивность и качество взаимоотношений с членами социума;
  • занятие комфортного положения с позиции эмоции;
  • способность самостоятельно корректировать свое поведение в зависимости от обстоятельств;
  • полная самореализация;
  • отсутствие сбоев в психическом здоровье.

В этом виде адаптации различают варианты:

  • прогрессивный;
  • регрессивный.

В первом случае при достижении полной адаптации появляется общность интересов, совпадают цели индивидуума и общества. Во втором — адаптация носит формальный характер. В этом случае общность интересов отсутствует, личность визуально принимает новые условия своего существования, однако в душе по-прежнему чувствует дискомфорт. Это мешает ее самореализации и препятствует проявлению природных способностей.

Примечание

Особенно негативные последствия имеют травмирующие психику события. В таком случае, особенно в детском возрасте, адаптивный потенциал резко снижается, успех социально-психологической адаптации сводится к минимуму.

Кроме того, этот вид адаптации делят на добровольную и принудительную. Второй вариант редко имеет положительную динамику. Личность теряет свои природные адаптационные возможности из-за ментальных и эмоциональных нарушений.

Виды адаптации

В адаптации выделяют:

  • Биологическую адаптацию. Это путь эволюции. Организм человека меняется в соответствии с той средой, где он проживает. Если организм не может приспособиться, тогда он заболевает.
  • Социальную адаптацию. Это привыкание человека к общественному распорядку, чтобы быть способным достигать личных целей. Адаптированность может выражаться в различных формах – от полного приспособления до нежелания работать или с кем-то коммуницировать. При этом человек обычно адаптируется пассивно. Однако активная (осознанная, намеренная) форма адаптации считается более приемлемой и эффективной.
  • Этническую адаптацию. Адаптация человека к тому обществу, в котором он проживает.
  • Психологическую адаптацию. Это приспособление человека в характере, поведении, мировоззрении, ценностях, что будет вызывать гармоничные и спокойные ощущения в окружающем мире.

Неприемлемыми формами адаптации являются:

  1. Девиантное поведение – антисоциальное, направленное против социума, против его правил и законов.
  2. Патологическое поведение – это невротические и психические расстройства.

Виды социальной адаптации

Социальная адаптация бывает нескольких видов, для классификации которых используются определенные признаки. К их числу относится:

Управленческая (организационная) . Если не будет управления, человек не получит благоприятные условия, не будет создано предпосылок, чтобы его социальная роль развивалась, оказывать на него воздействие, обеспечивать деятельность, которая отвечает интересам личности и общества.

Экономическая . Для данного процесса характерна высокая сложность. В ходе него индивиды и субъекты усваивают новые социально-экономические нормы и принципы экономических отношений

Здесь особую важность имеет «социальный блок», в составе которого процесс адаптации к социальной действительности размеров пособий по безработице, уровню зарплаты, пенсий, существующие в реальности. Важно, чтобы они отвечали как физиологическим потребностям человека, так социально-культурным

Полноценная социальная адаптация человека невозможна, если он живет в бедности, его едва сводит концы с концами.

Педагогическая . Адаптация индивида к образованию, обучению, воспитанию, в результате чего формируется система его ориентиров на ценности. Для педагогов сегодня особенно актуальна проблема дезадаптации индивидов детского и подросткового возраста.

Психологическая . С точки зрения психологии, процесс адаптации подразумевает приспособление органов чувств к стимулам, которые на них воздействуют, чтобы рецепторы были лучше защищены от лишней нагрузки. Психологическая адаптация – это непрерывный процесс, в котором пребывает индивид, потому что происходят постоянные изменения социально-экономических условий жизни, политические и моральные ориентации, экология и другие факторы.

Профессиональная . В ходе профессиональной адаптации индивид приспосабливается к новой деятельности, новому окружению, условиям труда, особенностям профессии. Успешность определяется склонностью человека к конкретной профессиональной деятельности, совпадением личностной и общественной мотиваций трудовой деятельности и др.

Механизмы и способы

Приспособительное поведение человека бывает двух видов:

  1. Адаптивное (когда человек сам подстраивается под внешнюю среду, чтобы найти точку комфорта).
  2. Адаптирующее (когда человек меняет внешние условия, создавая комфортную для себя среду).

По механизму осуществления адаптация может быть:

  • добровольной (адаптация по личному желанию),
  • принудительной (адаптация в случае невозможности избежать неприятных и травмирующих изменений внешних раздражителей/стимулов/условий).

Принудительная адаптация всегда наносит ущерб интеллектуальным маркерам индивида.

Механизмы адаптации по принципу скорости:

  1. Спринтер , повышена устойчивость к преодолению кратковременных экстремальных условий высокой интенсивности, но при этом понижена способность к преодолению длительных нагрузок.
  2. Стайер , понижена устойчивость к преодолению кратковременных и экстремальных нагрузок, но устойчивость к длительным нагрузкам низкой интенсивности повышена.

Человеку свойственна активная адаптация, при которой внутренняя среда при ухудшении внешних условий остается стабильной.

Но это утверждение справедливо, скорее, для физиологической адаптации, но не для психологической.

Психологическое приспособление в большинстве случаев непредсказуемо и сугубо индивидуально.

Стили (механизмы) преодоления стрессовых ситуаций в случае социальной адаптации могут быть самыми различными: положительная реинтерпретация ситуации и последующий прогресс, планирование, поиск поддержки, наступательное преодоление, принятие, замкнутость, отрицание, сдерживание и проч.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector