Как отучить ребенка от компьютера

Содержание:

Лечение зависимости от компьютерных игр у детей

Другой очень важный момент – это спокойствие родителя в отношении вопроса компьютеров в принципе. Взвешенное здоровое к ним отношение. Мы живём отнюдь не в условиях непролазного леса.

Наша реальность – компьютеризированный социум. И далее ежедневное общение с высокими технологиями на самых разных, даже базовых уровнях, будет только неуклонно расти. Но при этом зависимости от компьютерных игр у детей можно избежать.

Если в ваших планах нет намерений переезжать в лесную чащу, то разумнее спокойное выстраивание собственного отношения к компьютерным технологиям в принципе. Обучение прежде всего себя основам взаимодействия с ними. И обретение баланса в этом всём, чем необходимо и нужно озадачиться.

А уж дальше своим примером передать ребёнку. Он своё будущее будет строить в условиях развитых информационных технологий однозначно. Согласие с самим собой в этом вопросе приоритетна. По меньшей мере странной видится ситуация, когда мать истерит и кричит на малыша за его жажду смотреть мультики круглосуточно. А сама при этом не выпускает из рук телефон.

Как помочь ребенку избавиться от компьютерной зависимости

Очень часто речь даже не идёт о зависимости как таковой. Ситуацию порождает простое отсутствие выставленных приоритетов и границ. Компьютер, будь то игры, мультики или интернет, должен быть дозирован, причём для всех.

Ребёнок должен видеть, что к устройствам родитель прибегает только в определённое время, которое не является достаточно продолжительным.Только в этом случае обоснован запрет на ограничение пользования ПК ребёнком.

Доводы «ты ещё маленький» не привнесут ни понимания, ни гармонии в ваши отношения. Зато посеют обиду и ощущение несправедливости, ведь дети сейчас рождаются уже со взрослым уровнем самооценки и просто не принимают такие «закидоны» родителей, как дискриминация по возрасту. Так что исключительно личный взрослый пример.

Действуют ли запреты?

Обязательно должен присутствовать родительский авторитет. «Нет» именно в отношении компьютера, это всегда «нет», причём обоснованное ребёнку с конкретным объяснением причин, а не потому, что родителю взбрело и он сила вообще-то, а у тебя нос не дорос.

Лучше, если именно в отношении ПК в доме будут установлены определённые правила, так малышу будет проще осознаватьграницы и не расстраиваться из-за того, что желаемое отнимают не понять по каким причинам.

Таймер – очень удобная штука. Присутствует практически во всех гаджетах  и прекрасно срабатывает и с малышами и с детьми постарше. Договоритесь с ребёнком о том, сколько времени он оптимально может провести за компьютером.

Четко формулируйте условия

При этом он должен понимать, что за гаджетом он только при условии, если по окончании отведённого времени он безоговорочно «сдаёт оружие». Ну, пять минут до конца мультика уж можно досмотреть, не зверствуйте. 

Все истерики малышей на тему гаджетов порождает отсутствие твёрдых границ в общении с ними и твёрдого стержня внутри родителя, выставляющего с любовью эти границы.

Постулат «лишить хорошего лучше, чем привнести плохое» очень важен в отношении особенно малышей. В случае истерики из-за того, что отведённое время закончилось, «а я буду ещё и отдай вообще, это моё», планшет изымается на денёк-другой.

Применяйте санкции

При этом ребёнку обязательно говорится на сколько дней агрегат изъяли, это уважение к личности. Мотив объясняется ребёнку наличием благой цели, мол, чтоб планшет не влиял так плохо на нашего малыша, который вообще-то отличный ребёнок, молодец и умница, а вот когда пересмотрит в планшет, такое вот начинается.

Выдержав обозначенный срок, планшет может быть отдан в пользование на прежних оговорённых условиях. При повторных односторонних нарушениях договорённости и пересечении дозволенных границ, схема действия та же.

Последствия игромании

Болезнь влияет на все аспекты жизни человека. Последствия игромании могут носить разрушительный характер для личности больного, его здоровья и сферы социума. Специалисты выявляют три основных направления, которые наиболее подвержены изменениям вследствие патологической тяги к играм.

Физиологические

  • потеря аппетита и режима сна;
  • головные боли, скачки артериального давления;
  • вегетативная дисфункция;
  • проблемы с ЖКТ;
  • ухудшение памяти, концентрации, внимания.

Социальные

  • безразличие к работе, учёбе;
  • дезориентация в актуальных событиях, новостях;
  • нарушение дружественных и родственных связей;
  • агрессия по отношению близких, пытающихся вылечить игровую зависимость.

Как перестать быть зависимым от телефона? Номофобия — болезнь 21 века

В современном мире большое количество вещей создано для облегчения нашей жизни. Однако их наличие становится для многих проблемой. Одним из таких предметов сегодня стал смартфон. Это не просто средство связи, но и гаджет, который используется для развлечения.

Смартфон позволяет быть в курсе событий, следить за тем, что происходит в мире, общаться с друзьями, быть в курсе того, что у них происходит. Столь плотное взаимодействие с мобильным телефоном приводит к развитию болезни – номофобии.

Понятие «номофобия» было
введено относительно недавно. Психологи обозначают данным термином беспокойное,
а иногда и паническое состояние человека, которое возникает у него в результате
того, что он не может поддерживать связь через мобильный телефон. Согласно
статистическим данным около 53% людей зависимы от своих гаджетов.

Проявления номофобии

  1. Возникновение паники, чувства дискомфорта, раздражительности при отсутствии гаджета рядом.
  2. Внешний вид смартфона становится для вас очень важен. Человек стремится украсить свой телефон, сделать его особенным, приобрести самую новую модель.
  3. Зависимость от информации. Индивид страдает от того, что может пропустить какую-нибудь новость. И чтобы этого не случилось, готов перевернуть все вверх дном.
  4. Возникают звуковые галлюцинации: кажется, что на смартфон поступают звонки.

Причины

Боязнь остаться в одиночестве: телефон создает иллюзию нужности, придает уверенности.
Возможность связаться с людьми в любой момент, где бы они не находились.
Реклама, которая красочно рассказывает о новинках, отмечая их важность в жизни. Это приводит к тому, что человек начинает воспринимать телефон как крайне необходимую для жизни вещь. Особенно этому подвержены дети, которые не умеют должным образом отсеивать ненужную информацию.
Режим работы

Отдельные профессии сегодня лишают человека личной жизни. В этом случае телефон выступает в качестве компенсатора.

Особенно этому подвержены дети, которые не умеют должным образом отсеивать ненужную информацию.
Режим работы. Отдельные профессии сегодня лишают человека личной жизни. В этом случае телефон выступает в качестве компенсатора.

Негативное влияние смартфона — как избавится от зависимости?

Гаджеты оказывают большоевлияние на человека. Постоянное взаимодействие с ними приводит к тому, что
теряются навыки коммуникации, нарушается сон, человек выпадет из реальности, не
замечает, что происходит вокруг, т.к. его взор прикован к экрану.

Чтобы избавиться от телефонной зависимости, нужно

  1. Положить гаджет в малодоступное место, чтобы он не находился постоянно под руками. Это снизит потребность заглянуть в него.
  2. Использовать для выхода в интернет компьютер. Его включение занимает больше времени, а потому вы не будете этим заниматься постоянно, чтобы читать сообщения в соцсетях.
  3. Установить сложный пароль для входа в соцсети через мобильный телефон.
  4. Заходить в интернет в строго определенное время, например по 30 минут утром или днем и на столько же вечером.
  5. Оставлять смартфон дома, когда уходите, стараться избегать мест, где имеется свободный доступ к Wi-fi.
  6. Устанавливать таймер, когда заходите в социальные сети, чтобы контролировать время, проведенное там.
  7. Устанавливать на телефоне беззвучный режим, что позволит не отвлекаться постоянно на приходящие оповещения.
  8. Воспользоваться будильником, а не такой же функцией телефона. Это уменьшит соблазн просмотра новостей в лентах соцсетей.

Выполняя эти нехитрые рекомендации, можно побороть желание не расставаться с мобильным телефоном.

Профилактика зависимости

Всегда лучше предотвращать проблему, нежели устранять, потому с ранних лет ребенка родители обязаны заниматься профилактикой компьютерной зависимости. Что это предполагает:

  1. Знакомство ребенка с компьютером и интернетом, беседы о рисках и особенностях пользования, повышение медиаграмотности. Подробную памятку для ребенка вы можете найти в статье «Безопасность в сети интернет: как уберечь себя и психику детей. Правила пользования».
  2. Избегание запретов на пользование компьютером и интернетом. Лучше заключать с ребенком своеобразный договор на пользование, установить систему поощрений и санкций.
  3. Создание привлекательной, здоровой и интересной реальной среды для ребенка. Прислушивайтесь к его интересам, выявляйте способности, организуйте совместную активную деятельность.
  4. Взаимодействие. Не игнорируйте обращения ребенка, обсуждайте его проблемы, помогайте находить выход из трудных ситуаций. Донесите ценность и значимость решения проблем, а не ухода от них. Демонстрируйте это личным примером. Дарите понимание, любовь и поддержку. Нередко именно за этим дети отправляются на форумы и чаты.
  5. Всестороннее развитие. Организуйте внешкольные занятия ребенка в тех кружках и секциях, которые ему интересны и к которым есть склонности.

Важно помнить, что чем приятнее ребенку реальный мир, чем больше среда соответствует его потребностям и индивидуально-личностным особенностям, тем меньше риск развития компьютерной зависимости. Но нет смысла совсем игнорировать технический прогресс, нужно учиться разумно совмещать реальную жизнь и виртуальную

Памятка родителям: как создать здоровое отношение ребенка к технике?

Дабы в дальнейшем не кусать локти, родителям необходимо еще на заре взаимодействия ребенка и компьютера придерживаться определенных правил. Такая политика гарантировано удовлетворит все стороны, но только при условии грамотного подхода. Итак, что нужно делать родителям, первый раз предложив ребенку компьютер:

  • Дозировать игры. Если ребенок младше 5 лет, компьютерные игры должны длиться не дольше 15 минут. В день может быть не более 4 таких подходов. Разумеется, никто не будет сидеть над ребенком с таймером, но общая логика понятна – короткие циклы. Со старшими детьми можно длительность циклов увеличивать, например, до получаса, но и их количество в день и неделю будет меньше.
  • Обсуждать каждый цикл. Представьте, что ваш ребенок не играет в компьютерную игру, а читает книгу или общается с другом. Вполне логично, что вам захочется узнать его мнение на этот счет. Эту же логику можно применять и после 15 минут игры за компьютером. Расспрашивайте его о том, что он понял, какая суть и цель игры, почему она ему нравится.

Детские нейропсихологии единодушны во мнении: специальные детские компьютерные игры помогут натренировать память, логику, пространственное мышление, но они абсолютно бессильны в вопросе развития речи и социализации. Общение с родителем помогает ребенку прогрессировать и в эмоциональной сфере.

  • Подбирать правильные игры. Если речь идет о детских компьютерах, то там по определению не может быть других игр. Если же ребенок пользуется родительской техникой, то чаще всего все крутится вокруг шаблонных игр, которые скорее помогают убить время, чем несут нечто полезное. В сети на профильных ресурсах можно найти хорошие, правильные игры, разработанные при участии педагогов.
  • Следовать правилу «3-6-9-12». В основе правила лежит следующий принцип: до 3 лет ребенок не должен пользоваться компьютером; до 6 лет ему не нужны приставки, до 9 лет ему совершенно не нужен Интернет; до 12 лет он выходит в глобальную паутину только в присутствии взрослого.

Стадии развития зависимости

Дети не сразу становятся заядлыми игроманами. Процесс формирования зависимости весьма длительный. Сначала ребёнок знакомится с игрой, её правилами, вымышленным миром, примеряет на себя новые роли, смотрит подходит или не подходит это для него.

Стадия заинтересованности

Может длиться очень долго, и многие подростки на ней и остаются, пробуя всё новые и новые приложения. Здесь ещё нет маниакального желания играть, поэтому и опасности как таковой нет. Если ваш ребёнок играет ограниченное время, легко отказывается от гаджета в пользу других занятий, то переживать и ругаться с ним по поводу этого не стоит. Поддерживайте его в других увлечениях, и зависимость от игр вам не будет страшна.

Стадия увлечённости

Первый звоночек для родителей. Мир фантазии интересует подростка всё больше, хочется поиграть чуть подольше, «ещё пять минуточек». Ребёнок пока способен отказаться от игры, но стремление вернуться туда снова возникает всё чаще. Он проводит за игрой по несколько часов в день, успеваемость падает. Хорошо, если приложение наскучит, разочарует игрока на данном этапе. Или родители мягко вмешаются в жизнь ребёнка и направят его энергию в другую сторону.

Важно понимать, что запрет на игру вызовет только больший протест, а желание играть — усилится. Если на этом этапе упустить время, зависимость довольно быстро перерастёт в следующую стадию

Стадия зависимости

Школа, друзья, еда и сон – помеха игре. Постоянные конфликты с семьей, все мысли только о том, как улучшить свои результаты при прохождении следующего испытания. Здесь можно наблюдать полноценный синдром о, когда игра становится недоступной для ребёнка.

Агрессия, апатия, депрессивные и суицидальные мысли. Всё это сигнализирует о начале серьёзных проблем у подростка. Закрывать глаза на зависимость уже не получится.

К сожалению, немногие родители смогут самостоятельно справиться с ситуацией, поэтому для блага всей семьи необходимо обратиться к специалистам, которые помогут вывести ребёнка из игромании и наладить отношения с миром, чтобы не случилось рецидива.

Стадия клинической зависимости

Ребёнок больше не в состоянии себя контролировать и может просидеть за компьютером или гаджетом сутки без сна. Снижается аппетит, наблюдается эмоциональная заторможенность, вместе с тем растёт истеричность, импульсивность. Начинаются психосоматические нарушения – головные боли, расстройства желудка, кишечные колики. У некоторых детей появляются слуховые и визуальные галлюцинации. Если срочно не принять меры и не подключить к спасению ребёнка специалистов, могут начаться необратимые изменения в головном мозге.

Последствия

Компьютерная зависимость может привести к весьма плачевным последствиям:

  • Социальная изоляция, отсутствие у ребенка умения общаться и договариваться.
  • Нервные и личности – психоз, клиническая депрессия, истерия, шизофрения.
  • Сложности с обучением, отсутствие мотивации.
  • Ассоциальное поведение, отсутствие понимания границ дозволенного, в том числе и законом. Как следствие – ребенок может стать преступником.
  • Заболевания: , , геморрой, синдром хронической усталости, истощение всего организма, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, миопия, глаукома, «синдром сухого глаза», , дисплейный синдром.

Последствия компьютерной зависимости у подростков

Любая пагубная зависимость имеет свои последствия, и компьютерная не исключение. Недаром, все чаще психологи сравнивают ее с наркоманией. Последствия компьютерной зависимости у подростков могут проявляться следующим образом.

Подросток перестает контролировать время, которое находится за компьютером, забывает сделать уроки, пропускает занятия в школе, спортивные тренировки. Пристрастие негативно сказывается на успеваемости, начинаются проблемы с учебой. Ребенок замыкается в себе, перестает общаться со сверстниками, родными. Главное общение у него теперь по другую сторону монитора.

Чрезмерное пребывание за компьютером отражается на здоровье – ухудшается зрение, нарушается осанка. У интернет-зависимых подростков часто отсутствует режим сна, они забывают вовремя поесть, довольствуются перекусами. Систематическое недосыпание и недоедание приводит к утомляемости, авитаминозу, нарушению обмена веществ.

Компьютерные игры часто агрессивны, наполнены кровопролитными сражениями, поединками, убийствами. Такое поведение подросток переносит в реальную жизнь. Становится агрессивным по отношению окружающим. Крайний случай, когда в сознании виртуальная игра и реальность смешиваются, и человек перестает видеть грань между ними. Психика подростков неустойчива и уязвима, и именно такие последствия, когда нарушается самоидентификация личности, самые опасные.

Компьютерные игры и другие интернет развлечения не всегда бесплатны. Часто, чтобы быть успешным игроком, необходимы финансовые вложения. Создатели игр всегда предлагают участникам возможность купить новый вид оружия или «эликсир бессмертия» для персонажа. Зачастую, подростку деньги взять негде. Родители обычно дают немного на карманные расходы. А бывает, заметив, на что ребёнок тратит средства, вообще лишают финансирования. Для увлеченного играми подростка желание улучшить своего героя кажется вопросом жизненно важным, что в итоге толкает его даже на воровство. Это приводит к последствиям в виде проблем с правоохранительными органами.

Чем компьютер привлекает детей

Чтобы понять, чем компьютер так привлекает детей, стоит начать с себя

Измученные постоянным добыванием хлеба насущного, мы просто не в состоянии уделять сыну или дочери внимание, а оно бывает нужнее этого самого хлеба. Не дождавшись общения с живыми людьми, ребенок обращается к относительно живому организму, который выгодно отличается от родителей тем, что всегда готов «составить компанию». Некоторые родители стремятся использовать компьютер в качестве няни

Благодаря ему всегда можно уйти в другую комнату, заняться своими делами и при этом знать, что ребенок занят делом, а точнее увлеченно лазает по Интернету. В таком случае, дети будут проводить очень много времени с компьютером. В результате, они имеют высокий риск получить проблемы, связанные с реальным общением в будущем. Не говоря уже о физических последствиях для здоровья – плохое зрение и осанка обеспечены

Некоторые родители стремятся использовать компьютер в качестве няни. Благодаря ему всегда можно уйти в другую комнату, заняться своими делами и при этом знать, что ребенок занят делом, а точнее увлеченно лазает по Интернету. В таком случае, дети будут проводить очень много времени с компьютером. В результате, они имеют высокий риск получить проблемы, связанные с реальным общением в будущем. Не говоря уже о физических последствиях для здоровья – плохое зрение и осанка обеспечены.

Допустимый максимум для ребенка — 30-40 минут за компьютером в день. Самое главное, чтобы это время пошло ребенку на пользу и способствовало его развитию, а не наоборот.

Возможно, кто-то из родителей тешит себя надеждой, что, подружившись с компьютером, в будущем ребенок станет гениальным программистом. Напрасно: далеко не все юные дарования способны добровольно отказаться от развлечений в пользу занятий, пусть даже за компьютером.

Даже наоборот, «компьютер искажает мышление ребенка, учит мыслить не творчески, а технологически», — считает психолог — консультант консультативно-диагностического центра «Ювентус» Татьяна ПИКУШ. Бесспорно, в Интернете много полезной информации, в том числе и для детей

Прекрасно, когда разнопланово-тематические игровые сайты родителями предусмотрительно добавлены в закладки. Если и подбирать игры для ребенка, то они должны носить дидактический смысл, то есть обучающий и развивающий интеллект, мыслительные процессы, память, фантазию и внимание. То есть, скажи «иногда» – головоломкам и ребусам, и скажи «нет» стрелялкам и гонкам. 

Причины зависимости

Компьютерная зависимость значительно помолодела – она встречается среди современных дошкольников. Потворствуют этому родители, сами того не подозревая. Ведь так просто отвлечь ребенка планшетом или развлечь мультиком.

У подростков компьютерная зависимость, как правило, свидетельствует о проблемах с социализацией и самореализацией. Подросток уходит в интернет:

  • из-за проблем во взаимоотношениях со сверстниками;
  • трудностей в семье;
  • сложностей в обучении;
  • при непринятии себя.

Игры позволяют просто отключиться от всего мира, попав в другую реальность, а интернет-общение компенсирует проблемы в реальной коммуникации. Кроме того, и в играх, и в интернете можно самому создать желаемый образ: сильного и смелого или даже жестокого героя, популярного, умного и начитанного, эрудированного и креативного и т. д.

Таким образом, зависимость от виртуальных миров возникает тогда, когда не устраивает реальный мир. Когда в нем не интересно или больно находиться. Однако существует и другая причина – невозможность совладать с желанием получать новую информацию, открывать новые горизонты. Интернет действительно устраняет все границы и создает иллюзию того, что весь мир находится в наших руках; показывает большую площадку возможностей и интересов. Хотя эта причина больше свойственна взрослому населению (о компьютерной зависимости у взрослых читайте здесь).

Болезнь «Игромания»

Патологическую маниакальную тягу человека к азартным играм и развлечениям называют игроманией. В профессиональной среде также для обозначения игромании используется термин «Лудомания», одна из самых опасных для личности человека зависимостей. Опасность заключается в разрушении социальной, финансовой, психологической составляющей лица, подверженного игромании. Сложность лечения от лудомании состоит в том, что в организме при зависимости от азартных игр задействуются не только психофизические факторы, зависимость проявляется на химическом и биологическом уровне. Одна из форм игромании – зависимость от компьютерных игр. Ей подвержены не только дети, но и взрослые. Самостоятельно излечиться от игромании практически невозможно, потребуется помощь специалистов в области психологии и психотерапии. Игромания – официальное психическое заболевание.

Последствия

Многие родители, оправдывая собственные ошибки в воспитании, любят повторять о том, что пусть, дескать, лучше компьютерная зависимость, чем алкогольная или наркотическая. Они правы лишь отчасти, и то лишь потому, что не представляют себе все те последствия, которыми она чревата.

Во-первых, она формируется гораздо быстрее всех остальных видов зависимостей. Во-вторых, только в 20% случаев дети самостоятельно её «перерастают» (сознательно теряют интерес к компьютерам и гаджетам). В-третьих, она крайне опасна для физического здоровья и способна спровоцировать:

  • нарушения зрения;
  • бессонницу;
  • искривление позвоночника, проблемы с опорно-двигательным аппаратом;
  • снижение иммунитета;
  • головные боли;
  • мышечную атрофию;
  • быстрое и повышенное утомление;
  • ожирение;
  • боли в спине;
  • туннельный синдром (болевые ощущения в запястье).

В-четвёртых, компьютерная зависимость в буквальном смысле слова трансформирует психику ребёнка, который:

  • вне своей компьютерной реальности чувствует себя «выжатым и опустошённым»;
  • становится вялым, апатичным, раздражительным, нервозным;
  • плохо спит;
  • либо недоедает, либо переедает;
  • перестаёт реально оценивать окружающую действительность, включая самого себя в ней;
  • социально дезориентируется, теряя межличностные контакты и связи.

Если не предпринимать никаких мер по устранению детской компьютерной зависимости, она станет устойчивым паттерном поведения. Дети вырастают замкнутыми и совершенно социально неадаптированными. Они не могут приспособиться к реалиями современного мира, живя и реализуя себя только в вымышленном, виртуальном. По мере взросления у них возникают проблемы с поступлением в учебные заведения и трудоустройством. Большинство из них становятся совершенно «дикими», сутками не выходят из комнаты, ни с кем не общаются, продолжают жить на шее у родителей, тратят любые деньги на игры или покупку технических новинок (процессора, монитора, телефона).

Лечение компьютерной зависимости у детей и подростков

Правильное лечение компьютерной зависимости у детей и подростков начинается с поиска истинных мотивов, которые заставляют их отдавать приоритет виртуальной реальности.

Чтобы избавить ребенка от компьютерной зависимости, нужно изменить его образ жизни: сформировать новые привычки, избавиться от старых и надлежащим образом провести профилактические мероприятия, чтобы ситуация не повторилась в будущем.

Устраняются причины и вводится модерация на использование компьютера и других гаджетов. Формируется новая культура использования современных устройств.

Занимаясь компьютерной зависимостью подростков, мы работаем с родителями, которые сами выбирают способ трансформации ребенка. Мы не поддерживаем медикаментозное лечение.

НЕ МОЖЕТЕ РАЗОБРАТЬСЯ В НАЛИЧИИ ПРОБЛЕМЫ?

Пройдите короткий тест на компьютерную зависимость ребенка

Мы также знакомим родителей с правильной коррекцией компьютерной зависимости их несовершеннолетних детей

Какие дети попадают в компьютерную зависимость?

Часто компьютерная зависимость формируется у детей из благополучных семей, родители этих детей умные и внимательные, дети с хорошей успеваемостью в школе, эрудированные, интеллектуальные. Родители таких детей заботятся о них, переживают, искренне обеспокоены тем, что происходит с ребенком.

Оба родителя работают, строят карьеру, у них высшее образование. В целом – это обыкновенная семья со средним уровнем дохода, где не наблюдаются какие-то серьезные проблемы или глобальное неблагополучие.

Самое главное – это недостаток времени у родителей на игры, общение, занятия с ребенком. Непонимание, чем еще можно занять ребенка, сложности во время игры с ребенком (родители часто говорят «Я не знаю, как играть», «Мне сложно играть с ребенком», «Мне скучно, я устаю»).

В каких случаях ребенок особенно подвержен компьютерной зависимости?

  • Если ребенок начинает использовать компьютер/планшет/телефон в раннем детстве до 6 лет. К сожалению, сегодня время использования электронных устройств сильно сдвинулось, и дети уже в 2-3 года очень много времени проводят за экраном. Чем раньше начинает ребенок, тем выше риск развития компьютерной зависимости.
  • У эрудированных детей с интеллектом выше среднего. Чтобы разбираться в играх, ребенок должен быть сообразительным и умным.
  • Дети, у которых много свободного времени. Они не заняты после школы в кружках, секциях. И это свободное время никак не структурировано. Очень много свободного времени в выходные, после школы. Но здесь есть и другая крайность: некоторые родители очень сильно перегружают ребенка, и у него вообще нет свободного времени, ему «не продохнуть» — у него и гимнастика, и бассейн, и рисование, и шахматы, еще и учеба с домашними заданиями. Здесь надо найти золотую середину. У ребенка должно быть свободное время, а родители должны отвечать за то, как это время структурировать
  • Когда у ребенка есть неограниченный доступ к компьютеру/планшету/смартфону. Часто ребенок может подходить и брать без спроса родительский телефон, ноутбук. В этом случае его сложно проконтролировать.
  • Пример родителей. Когда мама и папа сами много времени проводят за компьютером, то ребенок будет им подражать.
  • Если у ребенка более старшего возраста не складываются отношения со сверстниками, если у него нет друзей, если его дразнят, если у него есть какие-то комплексы, сложности в общении. Тогда он уйдет в электронный мир, интернет, где можно общаться под ником, проявить себя в виртуальном мире, быть тем, кем захочешь. В итоге вместо того, чтобы решать свои реальные проблемы (налаживать контакты, разрешать конфликты) ребенок уходит в несуществующий виртуальный мир.
  • Дети в обеспеченных семьях, когда родители могут позволить себе покупать дорогое компьютерное оборудование и устройства, телефоны и дорогие игры. Получается, что ребенок постоянно окружен этими девайсами. Иногда для родителей это служит замещением родительского внимания и любви, на которые у них не хватает времени. Происходит подмена настоящей заботы и внимания дорогими подарками.
  • Наиболее подвержены мальчики/юноши – они выступают основными потребителями компьютерных игр.

Как правило, любой вид зависимости у ребенка формируется на фоне отсутствия теплых эмоциональных взаимоотношений в семье. Когда родители не уделяют ребенку времени, необходимого для ежедневного искреннего участия в жизни ребенка, не интересуются состоянием душевного мира, мало спрашивают, что он думает и что чувствует, о чем мечтает и о чем переживает, что действительно его волнует или тревожит. Когда родители не слышат его.

Часто родители говорят «Я забочусь о нем», но это формальная забота: ребенок всегда одет по погоде, одежда чистая и опрятная, у него полноценное хорошее питание, он вовремя ложится спать, у него сделаны уроки

По сути, это тоже забота и определенная доля внимания, но это ФОРМАЛЬНОЕ внимание

Но ребенку необходимо не формальное внимание, а настоящее: участие, забота, умение остановиться и в потоке повседневных дел действительно услышать, что ребенок пытается вам сказать, чем он пытается с вами поделиться. Возможно, нужно отложить некоторые ваши дела и присоединиться к тому, чего хочет ребенок

Конечно, родители хотят побыть наедине и хотят занять чем-то ребенка. Но если часто это делать – появляется привычка. Согласно опросам, многие дети предпочли бы проводить время с родителями, делая что-то интересное, увлекательное, чем сидеть за компьютером или планшетом.

Что делать родителям

Действовать нужно разумно, планомерно и методично. Если что-то пойдет не так, подросток может не дать вам второго шанса. Его доверие – хрупкая субстанция. Противодействие симптомам дает лишь временное облегчение. Проблема может вернуться, когда снова возникнут благоприятные условия. Поэтому выбирайте путь спасения через устранение исходных причин зависимости.

Ответ всего на три вопроса откроет перед вами целый ворох информации о ребенке, которого вы воспитываете. Постарайтесь разобраться в собственных мотивах и поступках, убедитесь, что не подаете дурной пример и не создаете психологический дискомфорт в семье.

  1. Что заставило юношу погрузиться в виртуальный мир?
  2. Что ему известно об альтернативах в реальном мире?
  3. Что делаете вы лично как родители, чтобы поддерживать интерес к реальности?

Если ребенок одинок, найдите утраченный путь к его сердцу.

Если он не уверен в себе, приложите усилия, чтобы нормализовать его самооценку. Для каждой стадии зависимости существует оптимальный путь преодоления проблемы.

Воспитательные беседы

И долгие разговоры по душам. Именно доверительный диалог поможет разобраться, откуда берутся проявления зависимости

Что такое важное и ценное спрятано там, по другую сторону монитора, чего ребенок не может найти рядом с семьей и друзьями?

Ведите разговор в спокойном ровном тоне, искренне интересуйтесь ответами, но не переходите в назидание. Используйте правильные речевые конструкции:

  • Меньше закрытых вопросов, предполагающих однозначный ответ «да» или «нет».
  • «Я» вместо «ты»: «Мне бы хотелось узнать об этой игре» вместо «В какую игру ты играешь?»
  • Задавайте конкретные вопросы: «Зачем нужна эта команда в чате?», «Почему этот герой лучше?», «Какое оружие будет на следующем уровне?»
  • Подключайтесь к интересу ребенка: сыграйте вместе с ним, попробуйте разработать алгоритм программы, посмотрите вместе хорошее мудрое аниме.
  • Не высказывайте оценок и категоричных суждений, даже если заметите явную глупость или ошибку. Лучше отшутитесь.

Как только контакт будет достигнут, вы сможете манипулировать им. Для ребенка важнее сам контакт, а не ситуация в которую он включен. Поэтому постепенно удастся увести диалог от компьютерной тематики и от самого компьютера.

Детский психолог

У подростков есть общая ошибка: они не разделяют профессиональные обязанности психолога, психотерапевта и психиатра. К «мозгоправам», по мнению подростка, ходить стыдно!

Поэтому сначала вдвоем с супругом посетите детского специалиста без ребенка, поведайте «историю болезни», обсудите пути дальнейшего сотрудничества. Профессионал обязательно даст вам подробные инструкции. Только индивидуальный подход поможет привести ребенка к психологу.

Психотерапия и гипноз

Попасть к психотерапевту зависимый подросток может двумя путями: добровольно (через осознание проблемы в кабинете психолога и осознанный выбор) и принудительно (когда у родителей не остается иного выхода).

Психотерапия требует внушительных материальных затрат и заинтересованности пациента, а гипноз действует далеко не на всех. В порядке рекомендации рассмотрите возможность мягко переключить ребенка на «нестыдные» методы терапии:

  • арт–терапия (лечение через творчество, подмена увлечений);
  • игротерапия;
  • зоотерапия (канистерапия, дельфинотерапия требуют смены обстановки, а общение с животными может стать новым увлечением);
  • символдрама с подростками (психоаналитический метод, основанный на переживании образов);
  • редкий, но все же существующий тип психологов – киберпсихологи. Эти люди помогают ребенку сделать компьютер инструментом, а не смыслом жизни. Вариации на эту же тему – школа программирования, кружок робототехники.

Медикаменты и процедуры

Последнее средство. Не прибегайте к нему без необходимости. Любые медицинские препараты может назначать только врач (психиатр или медицинский психолог). К числу препаратов при зависимостях относятся довольно «тяжелые» лекарства: ноотропы, антидепрессанты, седативные средства, иногда гормоны. В качестве дополнительных мер врачи применяют витаминно-минеральные комплексы и физиопроцедуры.

Симптомы компьютерной зависимости у подростков

У ребенка быстро меняется настроение, восприятие окружающего мира, распорядок дня. Компьютерные игры заменяют еду и сон, реальное общение с товарищами. Появляется быстрая утомляемость, раздражительность, замкнутость, скрытность, агрессивность. Ребенок, проводящий много времени за монитором, забывает о своих обязанностях, домашних делах, об учебе, встречах, договоренностях, гигиене и испытывает ощущение эмоционального подъема только во время игры.

Симптомы игромании у детей включают нарастающее времяпрепровождение за монитором; полное сосредоточение на игре, отказ проводить время с друзьями, неспособность контролировать себя, не сдерживание обещания перед родителями об окончании игры, забывчивость, синдром отмены – невозможность сесть за монитор вызывает ярость, агрессию, плач, замкнутость.

Отдельно отмечают физические симптомы у страдающих от пристрастия к компьютеру. Это головная боль, сухость в глазах, боль в спине, уменьшение веса, изменение режима сна.

Что привлекает детей в виртуальной игре? Онлайн игры дают детям ощущение соревновательного эффекта, который формирует азарт. Таким образом, формируется у детей пристрастие к компьютеру, особенно быстро это происходит, если в виртуальной игре ребенок успешен, а в реальной жизни нет. Ролевые игры опасны для внушаемых детей, которые копируют поведение своих героев. Необходимо взрослым присматриваться, в какие именно игры играет отпрыск. Виртуальные современные игры сделаны так качественно, что у личности с низким уровнем критичности стирается грань между ее имитацией и реальностью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector