Консультация «возрастные и психологические особенности 6–7 лет. кризис 7 лет»

Дети с умственной осталостью должны проходить комплексную реабилитацию

На консультации можно узнать, что такое олигофрения, типичный и атипичный аутизм (ранний детский аутизм), деменция и шизофрения (шизофреническое слабоумие), врожденное и приобретенное старческое слабоумие и отвага, как проводится дифференциальная диагностика по Сухаревой (Сухарева Груня Ефимовна, советский психиатр), кто такие Певзнер М (Певзнер Мария Семеновна, врач-психиатр, профессор, доктор педагогических наук, дефектолог, психолог, педагог, автор книги «Дети-олигофрены»), Выготский (Выготский Лев Семенович, Выгодский Лев Симхович, советский психолог, автор научных работ по педологии, когнитивному развитию детей)? А также как проводится психолого педагогическая характеристика, лечение, воспитание, обучение детей с умственной отсталостью,  как происходит развитие, образование, социализация детей, если у них нарушение умственной отсталости? Дошкольники, младшие, средние и старшие школьники, подростки, лица, люди с умственной отсталостью нуждаются в комплексном лечении реабилитации, передается ли умственная отсталость по наследству. Проблема умственная отсталости чрезвычайно актуальна в современном обществе. Психиатрия и специальная психология лиц с умственной отсталостью требует детального рассмотрения в следующих статьях.

Рекомендуемые действия

В целях более скорого прохождения тяжелого периода специалисты рекомендуют придерживаться следующих правил:

  1. Лучше заблаговременно показать ребенку школу, ее атрибуты и рассказать о порядке, который малышу нужно будет соблюдать. Можно погулять около школы, заглянуть в будущий класс, познакомить его с учительницей. Регулярные рассказы о школе позволят ему адаптироваться гораздо быстрее, ведь он уже будет готов к тому, что его ждет.
  2. Старайтесь прислушиваться к мнению малыша и его доводам.
  3. Отмените некоторые запреты. Пусть малыш проявит самостоятельностью
  4. Предоставьте малышу больше свободы действий.
  5. Не указывайте, а убеждайте, приводя аргументы.
  6. Хвалите за любые достижения.
  7. Поощряйте за хорошие поступки, оценки.
  8. Поручите ребенку некоторые обязанности. К примеру, уборку в комнате, мытье посуды.

Как себя вести родителям

В воспитании ребенка паника — худший советчик. Следует собраться и следовать рекомендациям специалистов.

Запрещая, необходимо приводить обоснование. Каждое ограничение должно преподноситься в форме совета или пожелания. Тогда резкого отказа не последует.

Прислушивайтесь к малышу, проводите вместе больше времени. Пусть ребенок Вам доверяет.Всегда выслушивайте его страхи и волнения. Насмехаться над его тревогами нельзя. В будущем это поможет малышу справиться со страхом выступать публично.

Чаще спрашивайте у ребенка совет

Он почувствует важность своего мнения для взрослых. Обсудите покупки, насущные дела, школу, работу

Но одновременно, не нужно слишком нагружать малыша своими трудностями.

Насилие в воспитательных целях способствует усугублению ситуации, может наложить отпечаток на всю жизнь малыша, снизить его самооценку.

В 7 лет ребенок начинает взрослеть, нужно воспринимать его, как взрослую полноценную личность. Малыш должен почаще общаться со сверстниками, стараться выполнять свои обязанности самостоятельно. Желательно, чтобы у малыша было свое место уединения.

Что чувствует ребенок

Кризис – это конфликт между готовностью и возможностью совершить определенные действия

Ребенок понимает, что он более не мамин и папин, как было до этого, что ввиду его новой деятельности он близок ко взрослой жизни, как никогда, и стремится всем доказать свою самостоятельность и важность. Игры, как пережиток «детской жизни», отходят для него на второй план, нередко у него возникает агрессия и к деткам младшего возраста

Самостоятельная жизнь – это цель №1, и именно поэтому конфликты с родителями, которые пытаются указывать «взрослому и самостоятельному», становятся частым явлением.

Этапы становления школьника

Психологи выделяют несколько важных этапов в позиции шести-семилеток:

  1. Малыш в подготовительной группе детского сада мечтает о школе, хочет побыстрее туда попасть, не совсем понимая, что его ждет. Когда он идет в первый класс, положительное отношение к школе остается, при этом учебный процесс его мало интересует. Школьная жизнь нравится первокласснику своим антуражем, она дает возможность почувствовать себя взрослым. При этом то, что нужно слушать учителей, выполнять домашнее задание, проявлять усидчивость и быть прилежным, остается на заднем плане.
  2. Второй этап – это понимание социальной жизни в стенах школы. Учебный аспект по-прежнему не интересует школьника.
  3. Третий этап подразумевает сочетание социальной жизни и учебной активности, но он, как правило, приходится на 8-й год жизни.

Кризис семи лет: диагностика и осложнения

Если родители чувствуют, что им не хватает сил и опыта, чтобы усмирить семилетку, то психологи рекомендуют провести совместные встречи и консультации со специалистами. Врачи-психиатры могут провести исследование стандартными клиническими способами и протестировать физиологическую и психическую готовность ребенка к школе.  Стандартное исследование включает в себя:

  • Опрос родителей. С помощью беседы специалист узнает, как именно проявляется кризисный период у конкретного ребенка и что именно изменилось в его поведении
  • Наблюдение. Во время живой беседы с ребенком психолог сам может заметить проявления кризиса в его поведении. К примеру, малыш может отказаться присесть, стоять в углу или демонстративно отвернуться от специалиста
  • Беседа с ребенком. Этот этап имеет важную роль в диагностике. Специалист расспрашивает малыша о том, как он сам оценивает школу, хочет ли туда ходить и если не, то почему. Исходя из ответов специалист делает выводы о готовности ребенка адаптироваться в социуме.

Любые осложнения, зафиксированные у ребенка, исследуются уже другими специалистами. Нередко родителям рекомендуют обратиться к неврологу и сделать исследования мозга — электроэнцефалографию и МРТ головного мозга. Сегодня специалисты всё чаще диагностируют у детей СДВГ — синдром дефицита внимания. Он зависит от состояния нервной системы ребенка. К счастью, это не заболевание, а особенности развития, которые корректируются с помощью лекарств, упражнений и бесследно исчезают к 12 годам.

Что чувствует сам ребенок?

Для неопытного семилетки кризис порой оказывается тяжелым испытанием. Во-первых, он осознает, что взрослеет. Дети-первоклашки часто начинают высокомерно вести себя с дошкольниками, доказывая им свою “взрослость и состоятельность”. Во-вторых, дети понимают, что привязанность к родителям слабеет. Появляются школьные друзья и учитель, с которым дети порой проводят больше времени по будням, чем с родителями. Еще не видя границ дозволенного, дети стремятся быть самостоятельными и отказываются от любой родительской помощи. Попытка поставить ребенка на место обычно заканчивается скандалами и истериками.

Что делать родителям?

Самое важное на месте родителей — не включать тиранию и не пытаться подавить волю ребенка. Психологи разработали целый свод правил

Это ежедневные рекомендации при кризисе семи лет:

Ребенка нужно отдавать в школу не раньше семи лет. До этого возраста формируются все важные новообразования
Требовать от ребенка нужно только то, что ему по силам. Не следует перегружать его дополнительными секциями и кружками. Перебор быстро усугубит кризис
Не стоит включать чрезмерную опеку

Если он требует самостоятельности, то важно давать ему свободу выбора и пространство “для маневров”. При этом важно соблюдать золотую середину

Вседозволенность лишь ухудшит воспитание.
Проявление агрессии в отношении ребенка не допустимо. Родители обязаны сглаживать острые углы в общении с семилеткой. Но в то же время, стоит придумать для взаимоотношений определенные рамки и правила внутри семьи.

Плохая успеваемость ребенка — это важный показатель для родителей

Важно разобраться в причинах и максимально помочь ребенку преодолеть нежелание учиться. Возможно, причины плохой успеваемости кроются и в более серьезных проблемах, включая проблемы психического развития

Похвала может стать для ребенка важной опорой в преодолении кризиса. Одобрение родителей — это важный момент в формировании самооценки ребенка

Поэтому крайне важно уделять внимание любому даже маленькому достижению “будущего взрослого”

Благоприятный прогноз лечения

Есть ещё и много других психических заболеваний, всего охватить практически невозможно. Единственное, что нужно сказать, что дети с теми или иными психическими расстройствами, как правило, достаточно хорошо лечатся, то есть с ними удается достигнуть порой гораздо больших результатов, чем со взрослыми. Но только при одном условии: если их родственники, прежде всего родители, которые чрезвычайно озабочены здоровьем своего ребёнка, соглашаются с врачами-психиатрами о том, что их любимому чаду необходима помощь детского психиатра.

Детская психиатрия, как правило, использует не только медицинские, то есть чисто психиатрические технологии, с лекарствами или какими-то другими методами лечения. В большей степени в детской психиатрии участвуют психологи.  В оказании помощи участвуют семейные психологи, проводящие групповую психотерапию, педагоги, различного рода воспитатели, дефектологи, логопеды, педиатры. Как правило, это целая полипрофессиональная бригада, которая берется за здоровье ребёнка, и которая сообща решает разные аспекты его проблемы.

Обращение за медицинской помощью в такой ситуации в значительной степени облегчит задачу диагностики, поскольку в детской психиатрии существует много способов, в том числе, очень точные почти 100% способы диагностики тех или иных психических заболеваний.

Очень широко применяют, например, генотипирование, когда мы можем с высокой долей вероятности поставить диагноз того или иного заболевания, ассоциированного с мутацией, с генетикой. Главное, чтобы ребёнок оказался в поле зрения профильных специалистов. Главное, чтобы он вовремя получил медицинскую помощь, которая ему так необходима для того, чтобы дальнейшая его жизнь была здоровой.

Признаки кризиса семи лет

На сегодняшний день специалисты выделяют несколько признаков кризиса семилетнего возраста. В их числе:

  • потеря непосредственности. Между появлением желания и осуществлением действия у ребенка включается предварительное обдумывание, какое же значение это действие будет иметь, к чему приведет. Внутренние переживания могут не совпадать. У ребенка возникают тайны, он скрывает что-то от взрослых, причем продуманно и сознательно используя ложь в собственных целях;
  • кривление. Ребенок себя неестественно ведет. Он может ходить вычурной походкой, строить из себя умного, говорить необычным голосом. Ребенок ищет аргументы, почему не обязан делать того, что взрослые. Он озвучивает все капризным тоном;
  • симптом «горькой конфеты». Мотив соблюдения общепринятых правил становится доминирующим по сравнению с мотивом получения удовольствия. Ребенок не радуется вознаграждению, которое получает при нарушении правил.

Появление таких признаков приводит к трудностям в общении. Основой проблемы считается возникновение внутренней жизни ребенка. Это важный момент, который зависит от его личных переживаний. Внутренняя жизнь переходит во внешнюю не полностью. Ребенок начинает сначала думать, а затем действовать.

Симптом потери непосредственности разграничивает дошкольное детство с младшим школьным возрастом. По мнению Выготского Л. С., между желанием сделать что-либо и самой деятельностью зачастую возникает новый момент: ориентировка на то, что принесет осуществление деятельности.

Ребенок задумывается о самом смысле деятельности. Ему интересно получение удовлетворения, либо наоборот неудовлетворения от того, какое же место он займет в отношениях со взрослыми. Таким образом, возникает особая эмоционально-смысловая ориентация первоосновы поступка. Эльконин Д.Б. считал, что в этом случае появляется ориентир на смысл поступка и ребенок переходит в новый возраст.

Подростковый кризис

Подростковый кризис – некая «страшилка» для взрослых. Они боятся этого периода и прогнозируют проблемы и трудности связанные с взрослением детей. В это время родители чаще обычного чувствуют себя беспомощными. Кроме того, что это личностный кризис ребенка, это еще и противостояние поколений. Родители сравнивают себя со своими детьми и видят, что в их детстве многое было по-другому. Это несоответствие поднимает много чувств у родителей, часто это возмущение и раздражение поведением чада. Эмоциональное противостояние «отцов и детей» выливается в конфликты и скандалы. Некоторые подростки замыкаются в себе, становятся скрытными. Это тоже беспокоит родителей. Что бы ни делал подросток, родители чаще всего недовольны им. Время протекания сложного периода очень разное. Ситуация может быть очень острой и в 9-11 лет, и в 15-17 лет, хотя принято считать подростками детей 12-14 лет.

Случай из практики.

В семье сложные взаимоотношения между родителями, однако, оба они обеспокоены эмоциональным состоянием сына 13 лет. Мальчик два раза менял школу и место жительства, на момент обращения учился сносно, но без желания, домашние задания выполнял под принуждением. Друзей мало, конфликтные отношения с одноклассниками, дома ребенок отгораживался от родителей, разговаривал с ними очень мало. Взрослые видели моральное неблагополучие сына, но не понимали, как ему помочь. Обратившись к психологу, им удалось наладить контакт с ребенком. Мальчик стал более открыт и заинтересован в общении с родителями, в школе почувствовал себя более комфортно и спокойно, изменился общий фон настроения ребенка.

***

Конечно, любая кризисная ситуация, всегда усложняет жизнь. Грамотное поведение родителей в кризисный период развития ребенка, зачастую, помогает предотвратить затяжной характер wxe cпроблем. Взрослые, чувствующие и понимающие внутреннюю жизнь своих детей, помогают им преодолеть сложности, и стимулируют подъем на новую ступень. Родители, испытывающие трудности, в эти периоды могут получить реальную помощь от психолога, если обращаются и готовы к совместной работе.

Последствия кризиса у ребёнка 7 лет.

Важно понимать, что ребёнок не виноват в том, что с ним происходит, и от грамотного отношения родителей к данной проблеме зависит окончательный исход.

Правильная стратегия воспитания и спокойствие родителей могут помочь не только здраво перенести период взросления ребёнка, но и развить в нём:

— положительное отношение к учёбе,

— уважение к учителям,

— умение концентрироваться,

— терпение,

— трудолюбие,

— внимательность,

— желание узнавать новое,

— желание добиваться успеха.

Но есть и негативный исход, как, например:

— снижение самооценки, неуверенность в своих способностях;

— потеря интереса к получению знаний;

— низкая успеваемость;

— конфликты с учителями и одноклассниками.

Симптоматика

Родители сами могут выявить психологические особенности этого периода. Каждая имеет свою логику.

Ребенок перестает слушаться подсознательно, пытается настоять на своем мнении, отказ от выполнения родительских указов помогает развитию. Наказание нежелательно, даже спокойное объяснение редко помогает. Лучше постараться временно отстраниться.

Упрямство тоже является симптомом кризисного периода. Малыш отрицает отказы, становиться требовательным, настойчивым. Таким образом, он самоутверждается. Сама цель становиться не важна, главное — процесс требования.

Следствием первых симптомов является своеволие. Ребенок желает все делать самостоятельно. Лучший выход — постараться направить энергию в желаемое русло: предоставлять ограниченную свободу выбора, давать несложные задания. Например, выбор одежды, еды из нескольких предложенных вариантов.

Начальные признаки могут быть отмечены к шестилетнему возрасту. Ближе к восьми годам симптомы становятся более сглаженными.

Ошибки в воспитании мальчиков

Вроде бы, вы все делаете правильно, растите настоящего мужчину, уделяете много времени сыну. А он плохо учится, дерется в школе, прогуливает уроки, грубит, пререкается. В этом случае ищите причину, в первую очередь, в себе.

Что вы можете делать не так?

  1. Слушаете советы своих родителей, бабушек и дедушек. Раньше детей растили совсем не так, как сейчас. И принципы воспитания прошлых лет могут не подходить современным детям. Если нужна подсказка и помощь, лучше обратиться к психологу или послушать семинары знаменитых специалистов в области детской психологии.
  2. Выбираете ребенку друзей. Безусловно, вы боитесь, что сынок попадет под влияние плохой компании. Но, запрещая общаться с другими детьми, вы делаете только хуже. Запретное, как известно, притягивает, поэтому сын будет назло вам общаться с теми, с кем хочет. Дайте ему возможность выбрать друзей самому. Ведь, возможно, лучший друг окажется не хулиганом, как вам показалось, а преданным и верным товарищем на долгие годы.
  3. Угрожаете физическим наказанием. Применение силы недопустимо, независимо от того, какой проступок совершил мальчуган. Любые вопросы нужно решать мирно, путем конструктивного диалога.
  4. Говорите неправду. Дети тонко чувствуют, когда родители притворяются или лгут. Если хотите честных отношений, никогда не обманывайте сына.
  5. Навязываете свою модель жизни. Ребенок – не ваша собственность, это самостоятельная личность, и он вправе делать свой выбор сам. Некоторые родители пытаются с помощью детей воплотить в жизнь свои несбывшиеся мечты. Они не думают, что могут поломать жизнь собственного сына, ведь он будет заниматься не своим любимым делом, а тем, что ему навязали мама с папой. Никакой трагедии не будет, если в династии адвокатов вдруг появится мальчик, который захочет стать художником. Дайте возможность сыну самостоятельно выбрать тот путь в жизни, который он пройдет с удовольствием, а не под вашим давлением.
  6. Ссоритесь при ребенке. Даже если мальчуган увлеченно читает, смотрит интересный фильм или делает уроки, он замечает, как мама с папой выясняют отношения. Дети копируют поведение родителей, и в будущем будут относиться к противоположному полу так, как относится отец к маме. Уважайте друг друга, делайте приятные сюрпризы, говорите ласковые слова. Пускай ребенок растет в атмосфере любви и согласия, и в будущем он, скорее всего, будет так же счастлив в семейной жизни, как мама с папой.

Воспитывать детей не так просто, но родители могут сделать все возможное, чтобы их сын вырос настоящим мужчиной. Если возникают серьезные трудности, можно обратиться к психологу, который поможет найти выход из любой ситуации. 

Основные признаки кризиса 7 лет.

Все изменения ребёнка можно разделить на 3 основных группы:

1. Первая группа симптомов связана с возникшей тягой ребёнка к самостоятельности:

— появление большого интереса к семейным делам. Это может быть и заинтересованность во взаимоотношениях родителей, в бюджете семьи и т.д.;

— частое вступление во взрослые разговоры, порой со знакомыми родителей;

— внезапное желание взять на себя новые обязанности, проявляя большую важность к своей персоне.

— разбрасывает или вовсе ломает подаренные игрушки;

— на любые просьбы отвечает отказом;

— проявляет упрямство, часто спорит с поводом и без;

— грубит, гневно высказывается.

3. Третья группа отличается подражанием взрослым людям:

— передразнивает мимику, голоса и движения взрослых;

— просит купить модную одежду и дорогие гаджеты;

— кривляется;

— слишком сильно обижается, когда слышит критику или шутки в свой адрес;

— часто может кардинально меняться настроение.

Если вы заметили одно или несколько отклонений в поведении ребёнка, указанных в данном абзаце, вероятно ваше дитё переживает кризис 7 лет

Все проявления имеют очень важное значение как в развитии, так и в дальнейшей жизни ребёнка.

Симптомы

Перемены в ребенке, вступившем на порог кризиса обычно видны невооруженным глазом. Многие мамы и папы говорят — создается ощущение, как будто малыша подменили. Специалисты в то же время предпочитают разделять все кризисные проявления на несколько групп:

  1. Нарушение правил и норм, созданных внутри семьи:
  • ребенок начинает грубо общаться
  • ребенок воспринимает в штыки любое мнение и предложение родителей
  • пытается избавиться от старых игрушек, мотивируя тем, что они ему больше не нужны
  • не реагирует на просьбы и откровенно бунтует против родителей.
  1. Пытается подражать взрослым:
  • ребенок пытается подделать свой голос под взрослый и грубый тембр
  • просит купить ему новые современные гаджеты и отказывается носить “детскую” одежду (с рисунками и украшениями)
  • склонен к постоянным эмоциональным перепадам
  • не любит, когда его критикуют и становится мнительным.
  1. Стремится быть «взрослым» и независимым:
  • проявляет интерес к жизни семьи и быту
  • беседует со взрослыми на равных
  • старается выполнять домашние обязанности.

Заметив хотя бы пару из перечисленных изменений в поведении ребенка, родителям не стоит сразу бить тревогу. Даже проявляясь на первый взгляд в негативном ключе, все эти новообразования имеют огромное значение в жизни ребенка.

Кризис семи лет: патогенез

Причины кризиса семи лет кроются в глобальном изменении не только психического, но и физиологического состояния ребенка. Именно в дошкольном возрасте у детей активно развиваются лобные доли коры больших полушарий мозга. Они отвечают за контроль действий, умение планировать и предвидеть последствия. Работа процессов возбуждения и торможения начинает проявляться непоседливостью, а в каких-то случаях и гиперактивностью. Изменения происходят и на уровне психики ребенка. В этот период ребенок начинает создавать собственную систему ценностей. Он определяет, что плохо или хорошо, правильно или неправильно. Он начинает представлять себя не в своем отдельном мире, а в качестве личности в социуме. Он активно осваивает новые социальные роли среди сверстников, педагогов и родителей. Именно в этих отношениях и начинают впервые проявляться первые симптомы “кризиса” семи лет. О многообразия новых ощущений и впечатлений ребенок нередко пребывает в состоянии шока. Далеко не все дети готовы морально и психологически сразу влиться неизвестную жизнь в рамках школы. Они порой не знают, как вести себя и реагировать на новые вызовы пока чужого для них мира.

В школу ребенок должен пойти сам

Екатерина Бурмистрова

Самостоятельное приготовление домашнего задания – это зона ближайшего развития для подготовишки, для первоклассника. Сам он не научится этому, потому что школа не формирует такого навыка на данный момент. С нашей помощью – организующей, не замещающей, – ребенок в состоянии этот навык освоить.

И то же самое с разными конкретными затруднениями в учебе: что-то не получается, и мы делаем вместо ребенка и не делаем вместе с ребенком, помогая ему освоить. Это часто происходит потому, что родители отличаются гиперопекой, включены в детей с самого рождения. Гиперопека в учебе – это тупиковый путь. Нужно смотреть, как на следующую стадию развития не перекочевать с тем же стилем воспитания.

По возможности, ребенок в школу должен пойти сам. Надо понять, что это – не ваш 1 класс, хотя мы очень переживаем. Работа в зоне ближайшего развития: вы видите, что ребенок опять не положил физкультурную форму, и самое простое – положить форму вместо ребенка. Но это действие за него. С вашей стороны – помочь, направить, подсказать, но не сделать за него.

То же самое с учебными навыками. Кому-то сложно читать, кому-то — писать или отвечать на уроках

Очень важно, чтобы, когда начинается школьная жизнь, была поддержка: «Я верю, что у тебя получится». Не надо спасать ребенка, стараться за него сделать, объяснять, а дать понять, что он может сам, и вы верите в него, несмотря на сложности

Если ему нужна помощь, пусть не боится обратиться к вам.

Ребенку, который начинает соотноситься с системой образования, нужно много поддержки. У него еще не созрела мотивация, самооценка. Она пока на уровне дошкольника, и ему нужно бесконечно много подтверждений, что с ним все хорошо, что он – замечательный ребенок. Поскольку в учебе не всегда все гладко, потребность в поддержке дома возрастает.

Самое главное, чего надо избегать, когда ребенок пошел в школу – это формирование к нему оценочного отношения. С уроками пусть помогает тот, кто более спокойно к этому относится. Обычно пара подбирается так, что один более спокоен, другой менее. Чем больше взрослых нервничает по поводу ребенка, тем неоднозначнее может быть результат

Это как раз точка схождения амбиций – всем важно, чтобы был успех

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector