12 советов по благополучному прохождению кризиса подросткового возраста
Содержание:
Подростковый кризис: признаки
Кризис подросткового возраста не все родители распознают по первым проявлениям. Часто взрослым кажется, что ребенок не хочет слушаться или грубит специально, проявляет упрямство им “назло” или под влиянием “неправильных” друзей.
Задуматься о том, что чадо вступило в подростковый период заставляют повторяющиеся ситуации, в которых ребенок отказывается общаться, бурно проявляет эмоции или настаивает на своем.
Подростки становятся конфликтными, отвергают любые предложения со стороны взрослых, настаивают на своей точке зрения.
Те, кто еще вчера с удовольствием занимался спортом, музыкой или посещали кружки рукоделия, перестают получать удовольствие от занятий. Нередко мальчики и девочки бросают занятия, которым уделили несколько лет. Подростки быстро увлекаются другими видами деятельности и так же быстро теряют к ним интерес. На увещевания родителей не бросать секции или кружки дети реагируют очень бурно и расценивают это, как попытку ущемить их свободу.
Непостоянство поведения проявляется эмоциональными перепадами. Они проявляются в общении с учителями, родителями. В немалой степени эмоциональное состояние подростка зависит и от отношений со сверстниками. Дома, в школе и компании друзей один и тот же подросток ведет себя и реагирует на одинаковые фразы по-разному.
Так, со взрослыми может проявляться упрямство, негативизм, агрессия. Подобное поведение — признак того, что подросток пытается обрести самостоятельность:
- Освобождается от потребности в одобрении и оценке со стороны родителей. Это необходимо, чтобы научиться идти по выбранному пути (не имеется в виду асоциальное поведение), не оглядываясь на мнение матери и отца.
- Прекращает оценивать себя, мир вокруг сквозь призму родительских критериев. Появляется собственное мнение, которое базируется на своем опыте.
- Учится обеспечивать себя материально, стремится к свободе выбора работы, места для проживания, интересов и круга общения.
- Получает опыт жизни без чувства вины и беспокойства за отделение от родителей.
Сверстники становятся самыми важными людьми для подростка. Он пытается подражать тем, которых считает более успешным в какой-либо сфере.
Дома и в школе новый стиль поведения не всегда принимается с пониманием. Но ребенку непросто выработать четкую тактику. Это заставляет подростка изолироваться от всех или только от конкретной группы людей.
Прекращение контактов нередко проходит очень непросто. Для кого то спасением становится чтение книг, компьютерные игры, поиск ответов на вопросы в собственном сознании. Другие же подростки полностью отстраняются от одноклассников, начинают больше общаться с одногодками во дворе.
Страдает учеба. Причина тому — перевод значимости со знаний на социальное взаимодействие. Подросток может посещать занятия не для того, чтобы получить знания, а желая встретиться с важными для него людьми. Таким же принципом руководствуются дети подросткового возраста и при выборе дополнительных занятий.
Кризис 7 лет
В семь тело человека начинает меняться. Подросший малыш это замечает и порой не может поверить, что когда-то был абсолютно беспомощен.
Ранее любимые игрушки выбрасываются, появляется интерес ко всему новому. Рождается ревность к уединённым разговорам родителей и подозрение, что самая важная информация от маленьких скрывается.
Семилетний ребёнок теряет непосредственность.
Зато замечает свои чувства, учится самоконтролю и старается правильно выражать мысли. Со стороны, это выглядит как кривляние. С другой, не стоит иронизировать над ребёнком, стремящегося копировать взрослых.
В повседневность семилетки входит учебная деятельность, где важную роль играет педагог. Это новый значимый взрослый в жизни ребёнка. Отношения между младшим школьником и преподавателем должны строиться на взаимном уважении.
В семь лет дети по-прежнему много времени уделяют игре. Но игры приобретают иной смысл, в них развивается сотрудничество, а чуть позже появляются социальные мотивы.
<<Форма демодоступа>>
Советы родителям
Семилетний ребёнок ещё только учится подчинять свои желания правилам, и это самое время, чтобы развивать в нём дисциплину и трудолюбие.
Позвольте ему делать что-то самостоятельно, давайте важные поручения. Например, семилетке вполне можно доверить пожарить яичницу или погладить рубашку, разумеется, объяснив технику безопасности. Можно отправлять ребёнка в магазин: сначала с определённой суммой и за одним товаром, а когда освоит азы математики — со списком покупок.
Постепенно ребёнок научится выстраивать план действий и размышлять над ними. У него сформируется иерархия мотивов и появится самооценка.
Что касается учёбы, процесс должен строится так, чтобы у ребёнка был внутренний мотив к освоению предмета. Сформировать познавательную мотивацию проще всего в игре. Чем оригинальнее подача материала, тем выше интерес.
Подавите в себе голос родителя-перфекциониста. Первоклассник должен делать уроки сам, даже если получается неидеально. Это поможет ему перейти на новую ведущую деятельность, а вам сбережёт нервы в будущем.
Что делать взрослым
Общие рекомендации
Выготский считал, что во время кризиса 17 лет родители могут работать лишь в двух направлениях:
- помочь подростку побороть страхи;
- проявлять терпимость к юношескому максимализму, не вступая в конфликт и не обвиняя в категоричности и эгоизме.
Современные психологи расширили рекомендации известного советского психолога и дали более подробные советы родителям 17-летних юношей и девушек для преодоления возрастного кризиса:
- Не оставлять без внимания подростковые страхи. Разговаривать по душам и развеивать их.
- Адекватно реагировать на проявления юношеского максимализма: быть терпеливыми к слишком критическим суждениям, стараться сгладить их.
- Самим не допускать промахов и ошибок (глупо запрещать 17-летнему сыну пить пиво в компаниях, если дома родители регулярно собирают своих друзей за отнюдь не трезвым застольем).
- Принять факт взросления, не держать детей возле себя, отпустить в самостоятельную жизнь.
- Уважать их собственное мнение, приветствовать самостоятельность.
- Помочь в профориентации.
- Создать комфортную обстановку дома.
- При любой возможности проводить больше времени вместе: путешествовать, гулять, ходить в гости, участвовать в мероприятиях.
Чтобы облегчить протекание кризиса, родителям крайне важно по максимуму отыграть свою роль в выборе дальнейшей судьбы для подростка. Во-первых, нужно создать все условия для качественной подготовки к экзаменам
Если нужно — нанять репетиторов, чтобы подросток чувствовал себя уверенным. Во-вторых, помочь с профориентаций, дать советы, заранее объездить учебные заведения, в которые планируется поступление.
Отдельные советы…
…для родителей юношей:
формировать уверенность в себе;
уделять достаточное внимание физическому развитию;
бороться с вялостью и инертностью — для юноши эти черты в будущем обернутся проблемами с трудоустройством и финансовой состоятельностью;
следить за тем, чтобы сын не приобщился к вредным привычкам и не стал зависимым от игр (компьютерных и азартных);
учить обращаться с деньгами;
не сюсюкаться и не слишком нежничать (особенно касается мам, которые продолжают относиться к сыновьям как к маленьким детям);
отцы должны проводить с сыновьями больше времени, воспитывая в них твёрдость характера.
…для родителей девушек:
- обучать ведению домашнего хозяйства, готовить к роли матери и жены;
- закрепить основы ухода за собой, правила соблюдения гигиены;
- мать должна установить с дочерью доверительные отношения, чтобы та могла рассказать ей о своих проблемах;
- отцу нужно проявлять максимум уважения и нежности к дочери, воспитывая в ней женственность, быть в меру строгим;
- формировать чувство собственного достоинства, чтобы девушка не была легкомысленной и не стала игрушкой в чужих руках;
- предоставлять определённый уровень свободы, но при этом контролировать поведение и круг общения.
Мама 17-летней девушки должна обратить особое внимание на её половое воспитание. Не нужно думать, что этим занимаются учителя в школах
Это — прямая обязанность родителей. Ранняя половая жизнь, беременность или аборт в таком возрасте будут иметь самые негативные последствия и для психики, и для физического здоровья.
Что делать родителям, если ребёнок проявляет трудное поведение
В нашей культуре нет чёткого понимания перехода от ребёнка к подростку (то есть от ребёнка к почти взрослому), поэтому родители часто не могут вовремя зафиксировать эти изменения и поменять стиль общения. К тому же, не стоит забывать про гормональную перестройку. Лиля Брайнис рассказывает, какие конкретные действия может предпринять родитель, чтобы помочь подростку справиться с трудным поведением.
Лиля Брайнис,
социальный психолог и директор благотворительного фонда «Шалаш»
1. Позаботьтесь о себе. Найдите людей, которые смогут вас поддержать, не будут осуждать и говорить, что вы сами в этом виноваты и больше ничего сделать с ребёнком нельзя. Это могут быть специалисты, которые смогут выслушать ваши страхи и тревоги и направить на верный путь. Если нет возможности найти специалиста, то это могут быть родственники или друзья, те, с кем можно разделить ответственность или получить поддержку. Например, бабушки и дедушки, которые могут присмотреть за ребёнком, пока вы отдыхаете. Или друзья, которые могут приехать и побыть с вами, пока вы приходите в себя или опять же присмотреть за ребёнком.
2. Если есть возможность, пойдите к семейному терапевту или психологическому медиатору. Важен именно семейный подход. Это показывает подростку, что вы понимаете проблему и готовы вместе с ребёнком разбираться в ней и вместе меняться
Очень важно проговаривать с подростком свои переживания и рассказывать, что вы любите его, беспокоитесь о нём и хотите помочь ему преодолеть трудности. Часто родители паникуют и пытаются найти кого-то, кто сможет «спасти» их ребёнка — военное училище, спорт, детские психологи
Но такой подход больше травмирует и усложняет отношения родителя и ребёнка. Подросток слышит, что у него проблемы и ему нужно пойти с ними разобраться, поэтому такая помощь воспринимается как своеобразный отказ от него.
3. Найдите именно те правила, которые все будут соблюдать. Это самый сложный этап, потому что именно на нём родителям придётся меняться самим. Это обязательная часть для развития самостоятельности ребёнка. В практике фонда мы часто видим, что родители представляют самостоятельность в рамках своих нужд: «чтобы сам ходил за продуктами» или «сама разгружала посудомоечную машину». Но так не бывает. Самостоятельность в разгрузке посудомоечной машины также подразумевает ещё и возможность не соглашаться, желание вести приватную переписку, самому выбирать друзей
Поэтому с подростками важно уметь договариваться на ваших условиях, но с учётом их желаний и требований, и самое главное — самим их соблюдать
Что важно делать родителям?
Постоянно находиться в контакте с ребенком. Он перестал мыться, ходит грязный, появились прыщи на лице – вы все равно его любите — любите не за что-то, а вопреки всему.
Верить в своего ребенка и поддерживать, всегда принимать его сторону, даже если весь мир против него.
Обязательно делиться (в повествовательной форме) своим жизненным опытом на примерах из своего собственного детства.
Не стоит требовать сверхзадач в учебе. Я знаю очень много успешных, здоровых и уверенных в себе троечников, которые открыли свое дело, своевременно определились в жизни. И встречаю невротичных отличников, которые отсиживаются в тени и боятся сделать шаг влево-вправо, не двигаются вперед, работают, не решаясь позволить себе самореализоваться. Поэтому, оценки в школе, это лишь оценки. Никогда не верьте, что ваш ребенок дурак, каким хотят его выставить через оценивание знаний. Оценочная система в школе не совершенна. Я не призываю — не учиться, я ставлю акцент на то, чтоб подрастающей личности было позволено проявление своих способностей. Если школьник не дружит с математикой, ну и пусть будет по ней не отлично, значит, проявит свои таланты в гуманитарных науках.
Не следует свою тревожность за будущее ребенка перекладывать на него самого. Это ваша тревога, не его. Это может проявляться в том, что родитель начинает шантаж: «Вот, не будешь учиться, не поступишь в институт, станешь бродягой и т.д.» Безусловно, учеба необходима. Но жизнь демонстрирует нам массу примеров, когда мы ценим не первое образование, полученное сразу после школы, а второе – которое мы осознанно получаем после 25-30 лет. Ребенок должен понимать, что у него есть все возможности получить образование тогда, когда у него появится желание
Главное, на чем стоит заострять свое внимание — чтобы он рос здоровым и счастливым
Постоянно, но ненавязчиво, интересоваться жизнью подростка, поддерживать его интересы, принимать участие в запланированных им мероприятиях (помочь создать ему определенный имидж, позволить выражать себя через одежду, прическу).
Для подростка привлекательны совместные семейные вылазки (мама с дочкой устраивает шопинг, папа с сыном идет на футбол, все семьей где-то участвуют и т.д.).
Договариваться, искать и предлагать альтернативные варианты, а не запрещать. Запреты не работают, ребенок все равно будет это делать, просто говорить вам об этом уже не будет.
Подростковый период проходит. И вместе с ним уходят его кризисные проявления. Поэтому смело позволяйте своим детям раздвигать границы дозволенного, когда у них возникает в этом возрастная потребность.
Слова учат, а примеры влекут и заставляют подражать. Помните об этом!
Основные признаки
Справедливости ради стоит сказать, что упрямство, своеволие, негативизм характерно для подростка не всегда. Очень многое зависит от социальной ситуации, сопровождающей пубертат. Следовательно, при описании признаков не учитывать социальную ситуацию развития ребенка нельзя. Поэтому в качестве признаков я опишу типичные ситуации и реакции подростков на них. Единственным отличительным признаком, встречающимся у каждого ребенка подросткового возраста, является ощущение себя «взрослым».
Категоричное непринятие родителями или педагогами индивидуальных особенностей характера
К примеру, попытки «раскрепостить» задумчивого, погруженного в свои мысли, подростка приведет к еще большей его отстраненности, сокрытие от взрослых истинных планов и намерений.
И, напротив, любителей «тусовок» бессмысленно пытаться усадить за «нормальные занятия». Лучше разрешить встречаться с друзьями на вашей территории. Так вы сможете не только быть уверены, что повзрослевший малыш общается с «приличными» детьми, но и будете в курсе их дел и планов.
Как же разобраться с тем повзрослевшим человеком, который может быть самобытным и вовсе не быть похожим по характеру на родителей? При диагностике индивидуальных особенностей подростка можно использовать опросник Леонгарда-Шмишека на акцентуации характера.
Результат этого теста достаточно подробно ответит на вопрос об особенностях вашего ребенка. Кстати, большинство психологов при составлении характеристики или психологического заключения используют именно его.
Другим способом диагностики индивидуальных особенностей ребенка является анализ его сновидений. Для этого необязательно, чтобы ребенок каждое утро рассказывал вам свои сны. Достаточно того, что вы будете знать о каких-то отдельных символах, о том, был ли сон страшным или смешным. Для того, чтобы вы умели правильно интерпретировать сны, могу предложить вам пройти мой онлайн тренинг. Материалы тренинга составлены на основе моего тридцатилетнего опыта работы психотерапевтом. За это время я убедилась в том, что работа со сновидениями дает потрясающий, просто невероятный результат. Предлагаю и вам убедиться в этом.
Игнорирование, чрезмерная увлеченность «собственными делами»
При всей «колючести» подростки не терпят игнорирования. Не добившись «хорошего» внимания (одобрения, поощрения), подросток будет добиваться «плохого» внимания (скандалов, криков и наказаний). Здесь, как в любви и на войне, все средства хороши (громкое хлопанье дверями, грубость, «яркий» внешний облик). Иногда в ход может пойти даже «тяжелая артиллерия»: угрозы совершить суицид, побеги из дома, шантаж и обвинения в несуществующих «грехах» членов семьи.
Тотальный контроль
О том, что вы «перегибаете», сообщат следующие фразы, раздраженно произнесенные подростком: «Я уже не маленький», «Сколько можно меня учить», «Хватит меня контролировать» и им подобные.
Тотальный контроль и гиперопека вызывают сильнейшее раздражение и протестные реакции. Протестуя, ребенок может ломать вещи, рвать постельное белье, свою одежду, плакать навзрыд и даже иногда брыкаться и кусаться.
Советы для родителей подростков
Изучить теорию, чтобы узнать, как должен протекать переходный возраст. Подростковый кризис психология как наука изучает давно. Поэтому сейчас много литературы на эту тему. Из нее вы узнаете мнение лучших мировых психологов, получите советы и рекомендации по общению и воспитанию.
Принять изменения, которые происходят с вашим ребенком и в его поведении, за норму. Да, он бунтует и не слушается. Да, ничего не хочет. И его, как будто, ничего не интересует. Но это только так кажется. За видимым равнодушием скрывается ранимая и обидчивая натура.
Поддерживать самостоятельность и независимость. Не допускать гиперопеку. В отношениях с подростком уже не подходят приемы, которые вы использовали совсем недавно. Это время изменений не только ребенка, но и перестройки системы всей семьи.
Сепарация необходима для становления личности юноши или девушки. Отделение от семьи, родителей, выход из-под их влияния бывает слишком резкий. Но при правильной реакции взрослых это быстро проходит и отношения восстанавливаются.
Уметь слушать, не пытаясь наставлять и не задавать вопросов. Часто подросткам надо просто выговориться, чтобы их послушали, но не давали советов
Очень важно научиться этому. Тогда вы всегда будете знать, что происходит в жизни вашего подросшего малыша.
Быть внимательным к поведению и настроению ребенка. Не упустить начало нарушений
Не бояться пойти к психологу и попросить помощи. Быть на стороне ребенка, быть его другом, поддерживать его интересы.
Будьте уверены, что кризис переходного возраста это не вечно. Длится он несколько лет, но обязательно заканчивается. От взрослых во многом зависит, каким из кризиса выйдет их повзрослевший сын или дочь.
Не упустить начало нарушений. Не бояться пойти к психологу и попросить помощи. Быть на стороне ребенка, быть его другом, поддерживать его интересы.
Будьте уверены, что кризис переходного возраста это не вечно. Длится он несколько лет, но обязательно заканчивается. От взрослых во многом зависит, каким из кризиса выйдет их повзрослевший сын или дочь.
Говоря про подростковый кризис, рекомендации родителям хочется дать и такие:
Часто проблема подросткового кризиса происходит из-за отношений с родителями. Многие взрослые не готовы так быстро перестроиться, как это происходит с ребенком в 12-15 лет. Это особенно касается матерей, которые не работают, а занимаются воспитанием. Они чувствуют, что малыш вырастает, уходит из-под контроля, а сама мама вроде как уже и не нужна.
Поэтому еще один важный совет тем, кто живет с подростком: больше уделять внимание себе, своему здоровью, любимому делу. Фокус внимания сместить с ребенка на свою жизнь, тогда будет меньше придирок к нему. Надо помнить, что подростковый возраст связан с возникновением потребности быть независимым
Надо помнить, что подростковый возраст связан с возникновением потребности быть независимым.
Тот, кто считает, что кризис подросткового возраста можно описать формулой, подходящей для всех, ошибается. Такой формулы нет. Как во всем мире нет двух людей с одинаковыми отпечатками пальцев. Каждый человек, вне зависимости от возраста, уникален. Также и протекание кризиса всегда идет своим собственным путем.
Факторы, влияющие на протекание кризиса подросткового возраста:
- особенности физического и умственного развития;
- умение общаться в группе себе равных;
- отношение с родителями.
Кризис подросткового возраста кратко – это период стремительного роста и развития ребенка. Это переход от детства к взрослости, сопровождающийся отделением от семьи и получением новых функций, знаний и способностей. К концу этого периода мы уже увидим почти сформировавшегося взрослого человека.
Но надо помнить, каким бы взрослым не ощущал себя наш бывший малыш, в душе он еще ребенок. Нежный, ранимый, обидчивый. Он нуждается в понимании, поддержке и любви. И ежедневных объятиях. Во многом именно от родителей будет зависеть, каким станет ребенок. Наберитесь терпения, а в награду получите прекрасные отношения со своими детьми в дальнейшем.
Как воспитывать такого подростка
- изменить стиль воспитания, который принят в семье. Инфантилизм – совсем нездоровый тип протекания подросткового возраста. В будущем он грозит неумением устроиться в жизни, создать крепкую семью.
- нельзя слишком жестко контролировать, требовать безусловного подчинения, применять моральную и физическую силу
- проявлять доверие к действиям подростка, позволять делать все, что соответствует моральным нормам и семейным правилам. Контролировать не прямо, а косвенно, знакомиться с друзьями, интересоваться делами.
- нельзя решать все проблемы за подростка, нужно чтобы он научился решать жизненные проблемы и трудности. Можно помогать в решении сложностей, поддерживать, давать советы. Быть опорой, при которой подросток сможет сам принимать сложные решения.
- не ограничивать подростка от работы. У него должна быть своя зона ответственности, круг домашних обязанностей, которые он выполняет.
В целом, нужно стараться не передавить, не сломить волю, чтобы подросток вырос самостоятельным и ответственным человеком.
Первый и второй план
— Когда начинается переходный подростковый возраст?
— Это зависит от гормонального созревания. У кого-то в 10 лет уже начинаются все проявления,а кто-то мягко заходит в переходный возраст в 14−15 лет.
Начало этого периода легко определить. Человек,еще вчера бывший маленьким ребенком,вдруг начинает презентовать себя как взрослого и требовать к себе соответствующего отношения.
Основной ценностью становятся отношения со сверстниками,а все остальное — школа,родители — отходят на второй план. Подросток начинает доказывать свою правоту и защищать свою точку зрения.
Марина Протопопова.
из личного архива.
Причем чем активнее этот кризисный период,чем сильнее эта подростковая «буря», тем быстрее он проходит и тем эффективнее для качественного развития личности. Многие переживают подростковый кризис относительно спокойно,но велика вероятность,что в следующем кризисе как раз будет ураган.
У меня были такие случаи,когда в 13−14 лет ребенок спокоен,а потом,уже в 20,будучи уже взрослым,начинает выдавать подростковые протесты.
— Как вести себя родителям?
Родителям важно понимать,что ребенок,даже думая,что он взрослый,все же пока остается ребенком. В то же время надо уважать право подростка на личную территорию,ребенку важно побыть в своем мирке,«в домике»
Подростки.
unsplash.com
В это время важны доброжелательные отношения с родителями. Многие родители говорят: «Как с ним разговаривать,если он как ежик». Аккуратно надо разговаривать,по чуть-чуть приглаживая все иголки. Да,подростки бунтуют и протестуют,но родительская поддержка очень важна и нужна.
Если в школе и дома все плохо,ребенок обязательно найдет где хорошо,компанию,где его примут,и не факт,что это будет хорошая компания. Отсюда мы получаем криминальные проступки.
Быть родителем подростка — сложная задача,это отдельное умение. Уважая права ребенка,нужно и напоминать об обязанностях. Это равнозначные вещи,надо,чтобы ребенок это понимал.
Стоит спокойно относиться и к внешним изменениям. Часто подростки красят волосы и меняют стиль в одежде,многие родители смотрят на это с ужасом. Иногда мамы и папы сами подталкивают ребенка на такие шаги еще до подросткового возраста.
Драка подростков. Кузбасс.
кадр из видео.
— Это хорошо или плохо?
— Это палка о двух концах. С одной стороны,мы потакаем ребенку в его стремлении выделиться,с другой — мы ведь должны культивировать внутреннюю красоту. Внешние проявления важны скорее для девочек-принцесс. Мальчишка,конечно,должен быть стильным и аккуратным,но это не самоцель. Часто как раз вся красота остается на уровне внешнего проявления,за которым ничего не стоит.
Раньше и социокультурный фон был иным,были фильмы и книги,которые транслировали,какими должны быть юноши и девушки,сейчас этого в разы меньше. Хорошо,если в семье заботятся о том,что посмотреть-почитать вместе с подростком,но чаще бывает иначе: что ребенок сам в гаджетах нашел,по тем принципам и живет.
Сегодня сильна культура детского блогерства,где нет никакой глубины,все пустое. Задача родителей — фильтровать что дитя смотрит и что снимает. Желание набрать лайков нередко ведет к девиантному поведению.
Социальные сети.
unsplash.com
Родителям нужно «работать» с ребенком,ценностно его ориентировать еще до наступления подросткового возраста.
Если вовремя выстроить классные дружественные отношения в семье,то бунтарство переходного возраста можно сгладить. Ребенок должен знать,что семья — это опора и защита,что его любят и принимают.
Сохранять отношения
Во всех ситуациях поддержка взрослого необходима в той мере, в которой в ней нуждается подросток. Ему так проще входить в новый этап взросления, а родитель сохраняет связь с ребенком и определенное влияние на его решения.
Не потерять контакт очень важно. Подростковый возраст — это этап в жизни семьи, когда ребенок превращается во взрослого
Уже непродуктивны прежние иерархические взаимоотношения: родитель главный, а ребенок подчиняется его требованиям. Надо перестраиваться, учиться общаться на равных, с обоюдным уважением к позиции каждого.
В этом много нового не только для ребенка, но и для взрослого. То, как будет проходить перестройка отношений, чем она завершится, сильно повлияет на будущее подростка.
Бизнес и финансы
БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством
Источники
- Surme K., Akman H., Cime Akbaydogan L., Akin M. Evaluation of Parents’ Knowledge and Attitudes Towards Pediatric Dental Practice during the COVID-19 Pandemic. // Oral Health Prev Dent — 2021 — Vol19 — N1 — p.271-277; PMID:33881290
- Horacek U., Auer I., Thaiss H. . // Bundesgesundheitsblatt Gesundheitsforschung Gesundheitsschutz — 2021 — Vol64 — N4 — p.463-471; PMID:33871673
- Vardi N., Zalsman G., Madjar N., Weizman A., Shoval G. COVID-19 pandemic: Impacts on mothers’ and infants’ mental health during pregnancy and shortly thereafter. // Clin Child Psychol Psychiatry — 2021 — Vol — NNULL — p.13591045211009297; PMID:33855857
- Ghosh AK., Mecklenburg M., Ibrahim S., Daniel P. Health Care Needs in the Aftermath of Hurricane Maria in Puerto Rico: A Perspective from Federal Medical Shelter Manatí. // Prehosp Disaster Med — 2021 — Vol36 — N3 — p.260-264; PMID:33853696
- Tang Q., Liu Y., Fu Y., Di Z., Xu K., Tang B., Wu H., Di M. A comprehensive evaluation of early potential risk factors for disease aggravation in patients with COVID-19. // Sci Rep — 2021 — Vol11 — N1 — p.8062; PMID:33850192
- Desine S., Eskin L., Bonham VL., Koehly LM. Social support networks of adults with sickle cell disease. // J Genet Couns — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33847032
- Shi J., Gao X., Xue S., Li F., Nie Q., Lv Y., Wang J., Xu T., Du G., Li G. Spatio-temporal evolution and influencing mechanism of the COVID-19 epidemic in Shandong province, China. // Sci Rep — 2021 — Vol11 — N1 — p.7811; PMID:33837241
- Patel S., Dadnam C., Hewitson R., Thakur I., Morgan J. Fifteen-minute consultation: Recognition of sickle cell crises in the paediatric emergency department. // Arch Dis Child Educ Pract Ed — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33832961
- Wang NL., Li SM., Wei SF. . // Zhonghua Yan Ke Za Zhi — 2021 — Vol57 — N4 — p.241-244; PMID:33832046
- Lupton D., Lewis S. Learning about COVID-19: a qualitative interview study of Australians’ use of information sources. // BMC Public Health — 2021 — Vol21 — N1 — p.662; PMID:33823843