Лев выготский

Уровни

В теории возрастного развития Выготский выделял два важных уровня. Рассмотрим их:

  1. Зона актуального развития. Это уровень доступной подготовленности ребенка, те задачи, которые он способен выполнить без помощи со стороны взрослых.
  2. Зона ближайшего развития. Она включает в себя задачи, которые ребенок не может решить сам, только при помощи взрослого. Однако, благодаря взаимодействию с другими людьми, ребенок приобретает необходимый опыт и впоследствии становится способным выполнять такие же действия самостоятельно.

По мнению Выготского, обучение должно всегда идти впереди развития. Оно должно опираться на уже пройденные возрастные этапы и ориентироваться на функции, которые еще не до конца сформировались, потенциальные возможности ребенка.

Важнейший фактор развития ребенка — это сотрудничество со взрослым. При этом обучение происходит не только в школе, но и в повседневной жизни, и в семье.

Жизненный путь Льва Семёновича Выготского

Настоящим его именем было Лев Симхович Выгодский. Одну букву в своей фамилии он впоследствии поменял, чтобы его не путали с двоюродным братом – известным советским литератором Давидом Исааковичем Выгодским.

Родители Л. С. Выготского были довольно обеспеченными евреями, жившими в городе Орша (Могилёвская губерния). Всего у них было восемь детей; кроме того, в качестве девятого был принят упомянутый выше Давид Исаакович, у которого рано умер отец.

Начальное образование Выготский получал дома, у частного педагога. После этого он поступил сразу в шестой класс государственной гимназии, а старшие классы заканчивал уже в частной еврейской школе. С частными учителями изучил несколько языков, в том числе и английский. Самостоятельно он изучил даже эсперанто – «модный» в те годы искусственный язык.

После школы Выготский поступил в Московский университет. Вначале учился на медицинском факультете, но затем перевёлся на юридический. Вскоре, будучи студентом, он начинает публиковать свои первые научные работы, а также писать статьи для журналов. Это были, в частности, еврейский журнал «Новый путь», созданный М. Горьким журнал «Летопись», а также «Новый мир». В своих статьях Выготский рассуждал, в частности, об антисемитизме в Российской империи. Примечательно, что в своих статьях он выражал резкое неприятие идей социализма и коммунизма.

В 1917 году Выготский оставил Московский университет и перебрался в располагавшийся в Москве муниципальный Университет имени Шанявского, где и окончил своё обучение. После революции работал на различных должностях в разных городах, в том числе в Киеве, Гомеле, Самаре. Он был учителем, заведующим в культурных учреждениях, издавал литературный журнал «Вереск» и сборник стихов Ильи Эренбурга.

С 1922 года работал преподавателем в Гомельском педагогическом техникуме, а также занимался организацией психологических лабораторий в Гомеле и Москве. В 1923 – 1924 годах Выготский представил результаты своих работ на Всероссийском психологическом съезде. Там же он встретил Александра Лурию – известного психолога, с которым начал тесное сотрудничество. Впоследствии вокруг двух этих психологов собрался своеобразный интеллектуальный кружок – «Круг Выготского – Лурии».

Всё последнее десятилетие своей жизни Выготский прожил в Москве. Тогда же он предпринял свой единственный выезд за границу: посетил Лондон, где проходила Международная конференция по просвещению глухонемых детей.

Идеи Выготского в современном мире

Судьба наследия Выготского была весьма своеобразной. В СССР психолог был возведён в ярко выраженный культ; подчёркивалось, что Выготский был тем человеком, кто впервые подошёл к психологии с подлинно марксистских позиций. Однако настоящее содержание работ Выготского зачастую не учитывалось или искажалось. Советский культ Выготского в психологии заменял научную деятельность как таковую.

И в этом плане неожиданным кажется то, что с 1970-х годов большой интерес к Выготскому начали проявлять американские психологи. Вскоре Выготский в западном мире стал считаться одним из корифеев современной психологии. На трудах Выготского основано современное психологическое образование в США; кроме того, учение Выготского легло в основу зародившегося в США социального конструктивизма.

Однако Выготский удостоился своеобразного культа и там. Появилось множество психологов, которые именовали себя его последователями, при этом на самом деле оказывалось, что они случайно или намеренно искажали его идеи, фальсифицировали его сочинения.

В связи с этим всеобщим культом советского психолога в мировой науке зародилось некое противоположное движение, ставящее задачу «развенчания» его учения. Вначале такие работы появились в постсоветской России, а позже они стали появляться и за рубежом.

Среди таких работ существуют и некие компромиссные точки зрения. Их авторы утверждают, что Выготский не был «гением марксизма в психологии», как его описывала советская идеология; а был он высокообразованным человеком, интеллектуалом и человеком своего времени, который усваивал современные для его эпохи идеи, которые были даже «модными». Эти идеи Выготский развивал и применял в новых, неожиданных областях, однако ничего принципиально нового он не предложил.

Возвеличивание Выготского в советской идеологии при этом было далеко не уникальным. Той же участи подверглись многие советские учёные, писатели и мыслители. Среди них был и И. П. Павлов, под «знаменем» которого советские чиновники «развенчивали» «буржуазные» научные концепции. Собственно говоря, такой же канонизации в СССР подвергся и сам Владимир Ленин. Начиная с воцарения Сталина, советское правительство круто свернуло с «ленинского» пути и в большинстве случаев этому пути противоречило; однако культ «вождя мирового пролетариата» сохранялся и усугублялся: его изображали на тысячах плакатов, ему ставили сотни памятников по всей стране и за её пределами, его имя упоминалось в советском гимне, в конституции и т. д.

Учитывая сложившуюся ситуацию с культом Выготского, в последние годы был запущен масштабный некоммерческий научно-издательский проект «PsyAnima Полное собрание сочинений Выготского». Благодаря этому проекту множество сочинений выдающегося психолога стало доступно широкой публике, при этом в своём изначальном виде – без цензурных правок, искажений, фальсификаций. Активизировалась и исследовательская работа: ставшее доступным подлинное наследие Выготского начало изучаться современными специалистами.

Научные труды

Еще будучи студентом, Выготский начал публиковаться в журналах со статьями о литературе и еврейской культуре. Его много печатали в журналах «Новая жизнь», «Новый путь» и в горьковской «Летописи»

Психолог уделял большое внимание проблеме антисемитизма в русской литературе

После революции Выготский оставил юридическую карьеру. Он сотрудничал с гомельскими газетами и журналами, писал театральные рецензии. Лев Семенович преподавал в школах и техникумах логику, литературу, читал лекции по психологии. Опыт работы в учебных заведениях стал для ученого серьезным толчком. Который сподвиг его к решения развить психологические теории в педагогике.

Давний интерес к культуре подтолкнул к созданию одной из самых значительных работ. Речь идет о книге Выготского «Психология искусства». Она писалась в качестве диссертации и впервые была опубликована только в 1965 году.

Другая основополагающая работа называлась «Педагогическая психология». Автор анализировал собственный опыт преподавания и развивал на его основе свои научные теории. В более поздних трудах «Мышление и речь» и «Учения об эмоциях» эти идеи находят свое продолжение.

Среди наследия Л. С. Выготского — книги, монографии, научные статьи. Он успел опубликовать множество сочинений, которые начали попадать под запрет советской власти его при его жизни. После смерти ученого его труды изъяли из библиотек и объявили вне закона.

Теории Выготского обрели новую жизнь только в конце пятидесятых годов. А после публикаций книг за рубежом к ученому пришла мировая известность. До сих пор его научные концепции вызывают восхищение и споры среди коллег.

Общие положения теории личности Л.С. Выготского

Личность не является чисто психологическим понятием, а
изучается всеми социальными науками — философией, социологией, этикой,
педагогикой и др. Литература, музыка и изобразительное искусство способствуют
пониманию природы личности. Личность играет значительную роль в решении
политических, экономических, научных, культурных, технических проблем, в целом,
в повышении уровня человеческого существования.

Категория личности занимает одно из центральных мест в
современных научных исследованиях и общественном сознании. Благодаря категории
личности появляются возможности для целостного подхода, систематического
анализа и синтеза психологических функций, процессов, состояний и характеристик
человека.

В психологической науке нет общепринятого определения
природы личности. Эпоху активного научного изучения проблем личности можно
условно разделить на два этапа. Первый охватывает период с конца 19-го по
середину 20-го века и примерно совпадает со временем появления классической
психологии. В то время были сформулированы основные положения о личности и
установлены основные направления изучения психологических особенностей
личности. Второй этап исследования личности начался во второй половине ХХ века.

Ценность и уникальность личности не исключала, а
предполагала наличие ее особой структуры. Л.С. Выготский отмечал:
«Структурой обычно называют те целостные образования, которые не сводятся
в сумме к отдельным частям и составляют их совокупность, но сами определяют
судьбу и значение каждой из их составляющих». Структура личности:

  • Как целостность — это объективная
    реальность, которая воплощает в себе внутренние процессы личности. Более того,
    структура отражает логику этих процессов и подчинена им;
  • возникает как воплощение функции, как
    орган этой функции. Конечно, появление структуры, в свою очередь, приводит к
    изменению самих функций и тесно связано с процессом их формирования: Структура
    является как результатом формирования, ее состоянием, так и фактором
    дальнейшего развития личности;
  • означает целостность, которая включает в себя
    все психологические (сознательные и бессознательные) и непсихологические
    компоненты личности. Но это не простая их сумма, а новое особое качество, форма
    существования человеческой психики. Это особая аранжировка, новый синтез;
  • противоречит фактору стабильности. С одной
    стороны, он стабилен и постоянен (содержит те же самые компоненты, что делает
    поведение предсказуемым). Но в то же время, структура личности жидкая,
    переменная, никогда не бывает полной.

Культурно-историческая теория доказывает, что личностная
структура человека меняется в процессе онтогенеза

Важной и нерешенной конечной
проблемой является определение компонентов индивидуального содержания структуры
личности. Для иллюстрации проблемы процитируем размышления Л.С

Выготского о
поиске осмысленных единиц анализа психики в целом. Он проводит поразительную
аналогию с химическим анализом вещества. Если перед ученым стоит задача
определить основные механизмы и свойства, скажем, такого вещества, как вода, он
может выбрать два пути анализа.

Во-первых, можно разложить молекулу воды (H2O) на
атомы водорода и атомы кислорода и потерять ее целостность, так как возникающие
в этом случае отдельные элементы не обладают свойствами, присущими воде (это
так называемый «элементный» анализ).

Во-вторых, если попытаться совместить анализ с
сохранением свойств, признаков и функций целостности, то не следует разбивать
молекулу на элементы, а вывести отдельные молекулы как «строительные
блоки» (Л.С. Выготский писал — «единицы») анализа, которые уже
можно изучать и в то же время сохранять в сильно упрощенном, но в то же время
резко противоречивом, «общем» виде все свойства вещества в целом.

Основная специфика личности как объекта
психологического анализа заключается даже не в его сложности, а в том, что это
объект, способный к собственному свободному действию (атрибут
«деятельности»). То есть личность, будучи объектом изучения (или
воздействия), тоже существует как субъект, что делает проблему понимания ее
психологии очень сложной, но только сложной, а не безнадежной.

Акцентирование семантических единиц психологического
анализа является руководящим принципом генетической психологии. Анализ
показывает, что единица в личности не может быть выделена.

Биография Выготского

Лев Выгодский (в 1923 г. изменил фамилию) родился 5 (17) ноября 1896 г. в белорусском городке Орша. Он рос и воспитывался в многодетной еврейской семье. Его отец, Симха Лейбович, был зажиточным торговцем, а мать, Ципа Моисеевна, работала преподавательницей.

Детство и юность

У своих родителей Лев был одним из 8 детей. Все детство его прошло в Гомеле, где его отцу доверили управлять филиалом крупного банка. Одновременно с этим, глава семейства занимался лесоторговлей.

Вместе с братьями и сестрами Лев получал образование у частного педагога Соломона Ашпиза, который практиковал методы Сократа и прославился как революционер и социал-демократ. Деятельность Ашпиза, наряду с общением с родственниками, оказали заметное влияние на становление личности ребенка.

В подростковом возрасте Выготский благополучно сдал экзамены за 5 классов, что позволило ему поступить в шестой класс гимназии. Стоит заметить, что последние 2 класса он оканчивал в еврейской гимназии.

В данный период биографии Лев продолжал осваивать древнегреческий, древнееврейский, латинский и английский языки. Кроме этого, он сам учил эсперанто. В 1913 г. юноша поступил на медицинское отделение Московского университета, но почти сразу решил перевестись на юрфак.

Параллельно с учебой Выготский издавал очерки на разные литературные темы. Любопытно, что до 1917 г. он часто затрагивал вопросы еврейской истории и культуры.

Льву так и не удалось получить юридическое образование по причине очередного перевода, вследствие чего он окончил обучение на историко-философском отделении Университета им. Шанявского. После этого он какое-то время занимался преподавательской деятельностью. Тогда же у него обнаружили туберкулез.

ВЫГОТСКИЙ ЛЕВ СЕМЕНОВИЧ

Лев Семенович (1896–1934) – психолог, профессор (1928). Окончил Московский университет (1917) и одновременно Народный университет А.Л.Шанявского. С 1924 г. работал в научных и учебных учреждениях Москвы (Институт психологии, АКВ им. Н.К.Крупской, пед. факультет 2го МГУ и др.). Научную деятельность начал с изучения психологии искусства – исследовал психологические законы восприятия литературных произведений («Психология искусства», 1925, опубл. 1965). Дал критический анализ мировой психологии 192030х гг., сыгравший важную роль в развитии отечественной психологической науки («Исторический смысл психологического кризиса», 1927, опубл. в Собр. соч., т.1, М., 1982). Создал общепсихологическую концепцию, известную как «культурноисторическая теория психики», в которой раскрыл общественноисторическую природу сознания, высших психических функций («История развития высших психических функций», Собр. соч., т.3, М., 1983)

Эта теория имела важное значение для психологии обучения. Согласно ей, структура социального взаимодействия «взрослый – ребенок», представленная в развернутом виде в так называемой зоне ближайшего развития ребенка, в дальнейшем усваивается им и формирует структуру психических функций. Этим обусловлено соотношение обучения и развития: обучение «ведет за собой» развитие, а не наоборот

Сформулировал проблему возраста в психологии, предложил вариант периодизации развития ребенка на основе чередования «стабильных» и «критических» возрастов с учетом характерных для каждого этапа психических новообразований. Изучал стадии развития детского мышления; в полемике с Ж.Пиаже доказал, что речь социальна и по происхождению, и по функции («Мышление и речь», Собр. соч., т.2, М., 1982). Создал новое направление в дефектологии, показав возможность компенсации дефекта за счет развития высших психических функций. Разработал новое учение о локализации психических функций в коре головного мозга. Создал большую научную школу, среди его учеников А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия. Д.Б.Эльконин и др

Этим обусловлено соотношение обучения и развития: обучение «ведет за собой» развитие, а не наоборот. Сформулировал проблему возраста в психологии, предложил вариант периодизации развития ребенка на основе чередования «стабильных» и «критических» возрастов с учетом характерных для каждого этапа психических новообразований. Изучал стадии развития детского мышления; в полемике с Ж.Пиаже доказал, что речь социальна и по происхождению, и по функции («Мышление и речь», Собр. соч., т.2, М., 1982). Создал новое направление в дефектологии, показав возможность компенсации дефекта за счет развития высших психических функций. Разработал новое учение о локализации психических функций в коре головного мозга. Создал большую научную школу, среди его учеников А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия. Д.Б.Эльконин и др.

Соч.:Собрание сочинений, т. 1–6. – М.,198284; Педагогическая психология, – М.,1991.

Лит.:Научное творчество Л.С.Выготского и современная психология. – М., 1981; Пузырей А.А. Культурноисторическая теория Л.С.Выготского и современная психология. – М., 1986; Леонтьев А.А. Л.С.Выготский. – М., 1990; Степанов С.С. Век психологии: имена и судьбы. – М., 2002. – С. 259–271.

Оцените определение:

Принципы воспитания детей по Выготскому

Ученый считал, что воспитание состоит не в приспособлении ребенка к окружающей среде, а в формировании личности, выходящей за рамки этой среды, как бы смотрящего вперед. При этом ребенка не надо воспитывать извне, он должен самовоспитываться. 

Это возможно при правильной организации процесса воспитания. Только личная деятельность ребенка может стать основой воспитания. 

Воспитатель должен быть лишь наблюдателем, корректно направлять и регулировать самостоятельную деятельность ребенка в нужные моменты.

Так воспитание становится активным процессом с трех сторон: 

· ребенок активен (он выполняет самостоятельное действие); 

· воспитатель активен (он наблюдает и помогает);

· среда между ребенком и воспитателем активна. 

Воспитание тесно связано с обучением. Оба процесса являются коллективной деятельностью. На принципах коллективного процесса воспитания и обучения основывается структура новой трудовой школы, которую создал Выготский с учениками. 

Культурно-историческая теория. Суть

Основная психологическая теория Выготского начала складываться с его ранних публикаций в журналах и приобрела законченную форму в 30-х годах. Ученый настаивал на том, чтобы рассматривать социальную среду, в которой находится ребенок, как главный фактор в развитии личности.

Лев Семенович считал, что причина кризиса современной ему психологии состояла в том, что исследователи рассматривали только примитивную сторону человеческого сознания, при этом игнорируя высшие функции. Он различал два уровня поведения:

  • натуральный, непроизвольный, сформировавшийся путем эволюции биологических процессов;
  • культурный, основанный на историческом развитии человеческого общества, управляемый.

Выготский считал, что сознание имеет социокультурную, знаковую природу. Знаки формируются обществом в историческом контексте и влияют на перестройку психической деятельности ребенка. Ученый утверждал, что речь – важнейший фактор психологического развития. Она объединяет физический, культурный, коммуникативный и смысловой уровни сознания.

Высшие психологические функции при помощи знаков (в основном, речи) перенимаются извне и только потом становятся частью внутреннего мира человека. Выготский вывел понятие социальной ситуации развития. Оно может быть ступенчатым, эволюционным или кризисным.

Единая трудовая школа

Это был прообраз демократической школы, базирующейся на творческой, динамичной педагогике сотрудничества. Она опережала свое время, была несовершенна, допускала ошибки, но при этом успешно функционировала. 

Идеи Выготского воплощали в жизнь педагоги Блонский, Венцель, Шацкий и другие. 

На базе школы проверялась педологическая теория: 

· работали кабинеты психологической и педологической диагностики;

· осуществлялся постоянный медицинский и психологический контроль; 

· создавались классы по принципу педологического возраста ребенка. 

Такая школа существовала до 1936 г., пока на нее не начались нападки советской власти. Школу перепрофилировали в обычную. 

Саму идею педологии извратили, и она пришла в забвение. Вторую жизнь педология и идея трудовой школы получила в 90-х гг. с развалом СССР. Единая трудовая школа в современном понимании — это демократическая школа, очень уместная в сегодняшнем образовании. 

Распространение и популярность идей Выготского

После смерти Льва Семеновича его труды забылись и не получили распространения. Однако с 1960 г. педагогика и психология вновь открыли для себя Выготского, выявив в ней множество положительных аспектов.

Его идея зоны ближайшего развития помогла оценивать потенциал обучаемости и оказалась плодотворной. Перспектива ее оптимистична. Очень полезной для коррекции развития и обучения особых детей стала концепция дефектологии.

Многие школы взяли на вооружение определения возрастных норм по Выготскому. С появлением новых наук (валеологии, коррекционной педагогики, новым прочтением ранее извращенной педологии) идеи ученого стали очень актуальными и вписывались в концепцию современного образования, новой демократической школы.

Многие идеи Выготского сегодня популяризируются у нас и за рубежом.

Майкл Коул и Джером Брунер включили их в свои теории развития.

Ром Харре и Джон Шоттер считали Выготского основоположником социальной психологии и продолжили его исследования.

В 90-х гг. Валсинер и Барбара Рогофф углубили психологию развития на основе выготских идей.

Учениками Выготского были крупные отечественные психологи, в том числе Эльконин, который тоже занимался проблемами развития детей. Совместно с педагогами на базе идей Выготского, он создал эффективную развивающую программу Эльконина-Давыдова-Репкина.

По ней обучают по особой системе математике, и языку, она одобрена государством и сейчас широко применяется в школах.

Кроме того, осталось еще много талантливых гипотез и нереализованных идей Выготского, которые ждут своего часа.

Дочь Выготского об отце

Дочь ученого рассказывает, что отдельного, именно ей посвященного времени было не так много. Зато отец брал ее с собой на работу, в институт, и там девочка могла свободно разглядывать любые экспонаты и препараты, а папины коллеги всегда поясняли ей, что, для чего и зачем нужно. Так, к примеру, она видела уникальный экспонат – мозг Ленина, хранившийся в банке.

Отец не читал ей детских стихов – он просто не любил их, считал это безвкусным примитивом. Зато у Выготского была отличная память, и он мог рассказать наизусть множество классических произведений. В результате девочка отлично развивалась в искусстве и литературе, вовсе не чувствуя своего возрастного несоответствия.

Заслуги Выготского в педологии

В начале XX века появилась педагогическая психология, которая основывалась на том, что обучение и воспитание зависят от психики конкретного ребенка.

Новая наука не решала многих проблем педагогики. Альтернативой стала педология — комплексная наука о полном возрастном развитии ребенка. Центром изучения в ней является ребенок с точки зрения биологии, психологии, социологии, антропологии, педиатрии, педагогики. Горячей проблемой педологии была социализация ребенка.

Считалось, что развитие ребенка идет от индивидуального психического мира к внешнему миру (социализации). Выготский первый выдвинул постулат о том, что социальное и индивидуальное развитие ребенка не противостоят друг другу. Это просто две разные формы одной и той же психической функции.

Он считал, что социальная среда является источником развития личности. Ребенок впитывает (делает внутренними) те виды деятельности, которые пришли к нему извне (были внешними). Эти виды деятельности изначально закреплены в общественных формах культуры. Ребенок перенимает их, видя, как другие люди выполняют эти действия.

Т.е. внешняя социальная и предметная деятельность переходит во внутренние структуры психики (интериоризация), и через общую социально-символическую деятельность (в т.ч. через речь)  взрослых и детей формируется основа психики ребенка.

Выготский сформулировал основной закон культурного развития:

В развитии ребенка любая функция появляется два раза — сначала в социальном аспекте, а потом в психологическом (т.е. сначала она внешняя, а потом становится внутренней).

Выготский считал, что этот закон определяет развитие внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли.

Работа с детьми

Возможно, именно искренняя доброта, способность глубоко чувствовать других людей и относиться со снисходительностью к их недостаткам привела Выготского в дефектологию. Он всегда утверждал, что ограниченные в чем-то одном способности – это не приговор для ребенка. Гибкая детская психика активно ищет возможности для успешной социализации. Немота, глухота, слепота – это всего лишь физические ограничения. И детское сознание инстинктивно пытается их преодолеть. Главная обязанность врачей и педагогов – помочь ребенку, подтолкнуть его и поддержать, а также предоставить альтернативные возможности для общения и получения информации.

Особое внимание Выготский уделял проблемам умственно отсталых и слепоглухонемых детей как наиболее проблемно социализируемых, и добился большого успеха в организации их обучения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector