Эльконин даниил борисович, советский психолог

Как проходит обучение по системе Эльконина–Давыдова

Особенность системы Эльконина–Давыдова заключается в том, что знания не даются детям в готовом виде. Обучение организовано так, чтобы школьники смогли самостоятельно поставить задачу, предположить способы её решения, а затем критически оценить то, что получилось. Основные формы деятельности на уроках — дискуссия и эксперимент. 

Работа на уроках идёт в парах или небольших группах. Учитель ставит перед классом проблему и предлагает каждой группе найти решение. При этом он корректирует работу учеников наводящими вопросами. 

По системе Эльконина–Давыдова неправильных ответов не существует. Любое предположение — «рабочая версия». 

В системе Эльконина–Давыдова нет привычной системы оценок. В конце занятия ученикам предлагается оценить свои успехи. Ребята самостоятельно выбирают критерии оценивания для каждого типа заданий. Чаще всего, ученики рисуют шкалу напротив каждого задания и отмечают на ней, насколько точно сформулирован ответ или насколько аккуратно оформлена работа.

‍Шкала оценок по системе Эльконина–Давыдова ‍

Затем преподаватель тоже оценивает работу по выбранной шкале. Считается, что такой метод ученику позволяет понять, насколько хорошо он выполнил задание, а учителю — получить представление о самооценке ребёнка.

<<Перелинковка2>>

Ещё одна особенность программы — «ловушки», когда учитель намеренно ошибается, а ученики должны это заметить и поправить его. Это позволяет формировать у школьников критическое мышление, приучить их к мысли, что любое знание нуждается в проверке.  

На уроках часто применяются дидактические, ролевые и другие игры. Обучение через игру помогает детям раскрыть творческие способности и использовать для решения проблем не только знания, но и фантазию.

По программе Эльконина–Давыдова домашние задания сведены к минимуму. Система предполагает, что знания ученики получают в ходе дискуссий в классе, а не за учебниками дома. 

Примечания

  1. Эльконин Д. Б. Мышление младшего школьника. — М.: Педагогика, 1951. — (Очерки психологии детей).
  2. Эльконин Д. Б. Психологические вопросы игры и обучения в дошкольном возрасте. — М.: Педагогика, 1957.
  3. Эльконин Д. Б. Устная и письменная речь школьников. — (рукопись), М., 1940.
  4. Эльконин Д. Б. Проблема обучения и развития в трудах Л. С. Выготского // Вопросы психологии. — 1966. — № 6.
  5. 560. Педагогика, М. (1989). Дата обращения: 25 мая 2015.
  6. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — 1959.
  7. . Педагогика, М. (1989). — «Между обучением и развитием стоит деятельность субъекта, деятельность самого ребенка». Дата обращения: 25 мая 2015.
  8. стр.380 Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — Педагогика, М., 1989.
  9. . Педагогика, М. (1989). Дата обращения: 25 мая 2015.
  10. Эльконин Д. Б. Психология развития человека. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 460 с.
  11. . Педагогика, М. (1989). — «Движущие силы развития заключены в том противоречии, которое содержится в процессе усвоения ребенком общественно-мотивационной и предметно-операционной сторон действия.». Дата обращения: 25 мая 2015.
  12. Эльконин Д. Б. Основные вопросы теории детской игры // Психология и педагогика игры дошкольника. — М., 1966.
  13. Марцинковская Т. Д. История детской психологии: учебник для студ. пед. вузов.. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 272 с.

Цель и задачи системы Эльконина–Давыдова

Цель системы Эльконина–Давыдова — научить детей самостоятельно ставить задачи, определять методы их решения и анализировать результат. 

Для достижения этой цели ставится ряд задач:

Учитель должен сплотить класс, а ученики должны коллективно формулировать цели и искать способы их достижения

Предполагается, что преподаватель не даёт готовых знаний, а лишь отвечает на вопросы, появившиеся у школьников в процессе обсуждения проблемы.  
Педагоги должны уделять внимание формированию и развитию у ребят самооценки и самоконтроля. Для этого используется система оценивания без фиксированных оценок. 
Педагогические методики должны меняться в соответствии с этапами психологического развития учащихся

Иными словами, программа должна «взрослеть» вместе со школьниками.
Между учителем и учениками должны складываться партнёрские отношения. Взрослый и ребёнок — равноправные участники учебного процесса. 

<<Форма демодоступа>>

А автор кто?

Судя по названию, ее авторами являются некто Эльконин и некто Давыдов. А кто же они такие?

Даниил Борисович Эльконин был известным советским психологом. Именно он является автором оригинального направления в  детской психологии. Родился Даниил Борисович в 1904 году, а скончался в 1984.

Эльконин изучал проблемы, касающиеся детской игры, какое-то время работал учителем начальных классов, преподавал в педагогическом институте и на психологическом факультете МГУ, писал учебники русского языка для детишек Крайнего Севера и защитил диссертацию по теме развития речи младших школьников. Конечно, это не все его заслуги.

Интересно, что за не совсем стандартные взгляды Эльконина собирались репрессировать. Заседание, на котором должны были рассмотреть его «поведение» было назначено на 5 марта 1953 года. Но в этот день умер Сталин, и заседание сначала отложили, а потом и вовсе отменили.

Василий Васильевич Давыдов – это тоже знаменитый советский психолог и педагог. Родился в 1930 году, скончался в 1998.

Он являлся академиком и вице-президентом Российской Академии образования, доктором психологических наук, профессором и учеником Д.Б. Эльконина, с которым не только работал, но и дружил до самых последних дней. Многие работы Давыдова были также посвящены развивающему обучению, и даже одна из экспериментальных московских школ № 91 применяла на практике его теоретические разработки.

Василий Васильевич неоднократно очень резко высказывался по поводу традиционной системы обучения школьников. Это, а также издание в 1981 году книги «Философско-психологические проблемы развития образования» привело к тому, что Давыдова исключили из партии, сняли с должности директора института педагогической психологии и запретили работать в школе № 91. Однако уже 1986 году он был награжден премией Ушинского за достижения в педагогике, восстановлен в партии и должности.

В настоящее время данная система обучения применяется в российских школах. В чем же ее необычность?

Биография Даниил Борисович Эльконин

Карьера: ПсихологДата рождения: –Место рождения: Россия. Российская Федерация
Советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии.
Даниил Борисович Эльконин (1904—1984) — советских времен психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии.
Родился в Полтавской губернии, учился в полтавской гимназии и в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена. Работал в этом институте с 1929, где темой его работы (в сотрудничестве с Л.С. Выготским) были проблемы детской игры. После разгрома педологии c 1937 работал учителем начальных классов в одной из ленинградских школ, преподавал в педагогическом институте, создавал школьные учебники по русскому языку для народностей Крайнего Севера. В 1940 защитил кандидатскую диссертацию, посвящённую равитию речи школьников.
После заверщения Великой отечественной войны (которую он провёл на фронте, был награждён орденами и медалями) он преподавал психологию в Военно-педагогическои институте Советской Армии. В 1953 Эльконин демобилизовался из армии в звании подполковника и совсем перешёл в Институт психологии АПН РСФСР, где и раньше работал по совместительству. В институте он заведовал несколькими лабораториями, в 1962 защитил докторскую диссертацию, а в 1968 был избран членом-корреспондентом АПН СССР. Многие годы он преподавал на факультете психологии МГУ, образованном в 1966.
Работы Д.Б. Элькониным доктрина стали одним из краеугольных камней теории деятельности.
Свои исследования по детской психологии он проводил совместно с учениками Л. С. Выготского: А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурией, А. В. Запорожцем, Л. И. Божович, П. Я. Гальпериным
Основные публикации
Учение об условных рефлексах. М.; Л., 1931.
Букварь: Учебник русского языка для мансийской начальной школы. Л., 1938.
Устная и письменная речь школьников (рукопись), 1940.
Развитие конструктивной деятельности дошкольников (рукопись), 1946.
Психологические вопросы дошкольной игры // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1948.
Мышление младшего школьника/ Очерки психологии детей. М., 1951.
Психологические вопросы огневой подготовки. М., 1951.
Психическое формирование ребенка от рождения до поступления в школу // Психология. М., 1956.
Творческие ролевые игры детей дошкольного возраста. М., 1957.
Развитие речи в дошкольном возрасте. М., 1958.
Детская психология. М., 1960.
Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников/Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М., 1962.
Психология детей дошкольного возраста/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 1964.
Психология личности и деятельности дошкольника/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 1965.
Возрастные особенности младших подростков/Под ред. Д. Б. Эльконина. М., 1967.
Психология обучения младшего школьника. М., 1974.
Как обучать детей уяснять текст. М., 1976.
Психология игры. М., 1978.

4.4. Понятие сензитивности. Критические и кризисные периоды

Сензитивностъ
– это характерологическая особенность
человека, проявляющаяся в повышенной
чувствительности к происходящим с ним
событиям; обычно сопровождается
повышенной тревожностью, боязнью новых
ситуаций, людей, всякого рода испытаний
и т. д.

Особенностям
сензитивного периода (см

2.8) уделяли
внимание многие ученые. Так, Ц. Стоккард
считал, что во время эмбрионального
развития животных и человека есть
периоды усиленного роста и повышенной
чувствительности отдельных органов и
систем к внешним воздействиям

И если
по каким-либо причинам происходит
торможение развития, то это ведет к его
замедлению в будущем. Согласно этой
точке зрения, если в детстве в сензитивный
период какая-то функция не развивается,
то ее коррекция в дальнейшем невозможна

Стоккард
считал, что во время эмбрионального
развития животных и человека есть
периоды усиленного роста и повышенной
чувствительности отдельных органов и
систем к внешним воздействиям. И если
по каким-либо причинам происходит
торможение развития, то это ведет к его
замедлению в будущем. Согласно этой
точке зрения, если в детстве в сензитивный
период какая-то функция не развивается,
то ее коррекция в дальнейшем невозможна.

М.М.
Кольцова, Д.Б. Эльконин, Б.Г. Ананьев
придерживаются противоположной точки
зрения. По их мнению, наверстать упущенное
в сензитивный период можно в более
позднем возрасте, хотя при этом придется
столкнуться с некоторыми трудностями.
Б.Г. Ананьев в лабораторных условиях
установил благоприятные периоды для
развития внимания, мышления, различных
видов памяти и двигательных функций у
детей и взрослых. Они имеют волнообразный
характер, т. е. периоды активного
развития сменяются небольшим спадом.

Л.С.
Выготский ввел в психологию понятие
«критический период». Под ним он понимал
глобальные перестройки на уровне
индивида и личности, происходящие в
определенное время. Критический период
бывает спокойным по развитию (лизис) и
переломным (кризис). Л.С. Выготский
отмечал, что данные периоды выступают
как «поворотные пункты в детском
развитии, принимающие иногда форму
кризиса… развитие иногда приобретает
бурный, стремительный, иногда
катастрофический характер» и считал,
что «развитие здесь в отличие от
устойчивых периодов совершает скорее
разрушительную, чем созидательную
работу» (Выготский Л.С., 1991). Но он отмечал
и позитивные тенденции развития, которые
составляют главный и основной смысл
всякого критического периода. В конце
каждого переходного периода формируются
новые свойства и качества, которых не
было в предыдущем периоде, – их
называют новообразованиями.

На
протяжении всей жизни человека отмечается
не один критический период. Выготский
выделил несколько таких периодов: период
новорожденности, одного года, трех лет,
шести-семи лет, подростковый период.
Некоторые исследователи выделяют
критические периоды взрослости.

В
физиологии критические периоды получили
название возрастных кризисов. Возрастные
кризисы!
 –
это реакции организма человека на
перестройку физиологических процессов
в различные возрастные периоды. Это
быстрые сдвиги, каждый из которых кладет
начало новой фазе жизненного цикла.
Переходы из одного возрастного периода
в другой связаны с изменением физических
данных и психологических характеристик
ребенка, с целостной перестройкой его
организма и поведения. Поведение детей
во время такого перехода обычно меняется
не в лучшую сторону, многие становятся
замкнутыми, раздражительными, что
вызывает беспокойство взрослых. Таким
образом, возрастной кризис свидетельствует
о том, что в организме и психологии
ребенка происходят существенные
перемены, что на пути физического и
психологического развития возникли
трудности, с которыми ребенок сам не
может справиться. А преодоление кризиса
является подтверждением тому, что
ребенок уже находится на более высоком
уровне и перешел в следующий психологический
возраст.

Периодизация возрастного развития

Раннее детство

  • Кризис новорожденности; младенчество (мотивационно-потребностная сфера),
  • Кризис 1 года жизни; ранний возраст (операционно-техническая сфера).

Детство

  • Кризис трех лет; дошкольный возраст,
  • Кризис семи лет; младший школьный возраст,

Отрочество

  • Кризис 11-12 лет; подростковый возраст,
  • Кризис 15 лет; ранняя юность.

Системы отношений ребенка:

  • Мир людей, отношений между людьми. Здесь задействована мотивационно-потребностная сфера.
  • Мир вещей. Деятельность, благодаря которой усваиваются общественно выработанные действия с различными предметами (интеллектуально-познавательная сфера.

Более подробно данные системы представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. «Системы отношений ребенка и закономерности его психического развития»

Рисунок 2. «Возрастная периодизация психического развития по Д. Б. Эльконину»

Любой период развития ребенка имеет свои определенные особенности и границы. В каждом психологическом возрасте необходимо применять особые приемы и методы обучения и воспитания, строить общение с ребенком, учитывая его возрастные особенности.

Важно также учитывать ведущую деятельность ребенка на разных этапах развития. Например, в раннем возрасте – это предметно-манипулятивная деятельность; в дошкольном – игровая, в младшем школьном – учебная, в подростковом – общение и так далее. Возрастные периоды сопровождаются развитием межличностного общения, направленного в основном на личностное и интеллектуальное развитие, характеризующееся формированием знаний, умений и навыков, реализацией операционно-технических возможностей ребенка

Возрастные периоды сопровождаются развитием межличностного общения, направленного в основном на личностное и интеллектуальное развитие, характеризующееся формированием знаний, умений и навыков, реализацией операционно-технических возможностей ребенка.

Авторы методики

Даниил Борисович Эльконин (1904–1984 гг.) — советский психолог и педагог, автор работ о психологических аспектах детских игр и их роли в обучении. Главным трудом его жизни стала система развивающего обучения. 

Василий Васильевич Давыдов (1930–1998 гг.) — профессор, академик и вице-президент Российской академии образования. Ученик и сподвижник Эльконина, который развил и начал применять идеи Даниила Борисовича. 


Д.Б. Эльконин (слева) и В.В. Давыдов (справа)‍

Теоретические работы Эльконина и экспериментальные исследования Давыдова привели к созданию программы для начальных классов, в которой учёба сочетается с развитием личности. 

Система Эльконина–Давыдова применяется в России с 1991 года. В 1996 году она вошла в список рекомендаций ФГОС, а после исключения из этого списка программы Занкова стала единственной развивающей программой для начальных классов, одобренной Министерством образования и науки. 

<<Перелинковка>>

Чем отличается от традиционной системы

Система обучения Эльконина-Давыдова давно стала официальной для российских школ. Но она значительно отличается от классического варианта целями, способами и результатами.

Классическая система Система Эльконина-Давыдова
Способствует появлению эмпирического мышления Развивает теоретическое мышление
Познание идет от частного к общему, от четко обозначенных понятий к системе, от явления в целом к его сути. Изучение идет от общих объяснений к частному примеру, От абстрактных объектов к конкретным, от системы к единичным понятиям
Дети получают готовые знания, понятия, которые надо выучить Дети находятся в условиях, где сами доходят до понимания того или иного закона, действия, явления
Метод познания: репродуктивный Метод познания: исследовательский
Ребенок – объект учебного процесса Ребенок – субъект
Форма обучения: индивидуальная Учебный диалог
Главный результат: знания Умение их получить
Форма работы: чаще всего индивидуальная Дети работают большими и маленькими группами

Можно еще долго продолжать эту таблицу, но основные различия развивающего обучения Эльконина-Давыдова именно в этих принципах.

Младенчество

Социальная ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого содержит в себе противоречие: ребенок максимально нуждается во взрослом и, в то же время, не имеет специфических средств воздействия на него. Это противоречие решается на протяжении всего периода младенчества. Разрешение указанного противоречия приводит к разрушению социальной ситуации развития, которая его породила.

Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приводит к возникновению нового типа деятельности — непосредственного эмоционального общения ребенка и матери. Как показали исследования Д.Б. Эльконина и М.И. Лисиной, специфическая особенность этого типа деятельности состоит в том, что предмет этой деятельности — другой человек. Но если предмет деятельности — другой человек, то эта деятельность — и есть общение

Важно не то, что делают люди друг с другом, подчеркивал Д.Б. Эльконин, а то, что предметом деятельности становится другой человек

Общение этого типа в младенческом возрасте очень ярко выражено. Со стороны взрослого ребенок становится предметом деятельности. Со стороны ребенка можно наблюдать возникновение первых форм воздействия на взрослого. Так, очень скоро голосовые реакции ребенка приобретают характер эмоционально активного призыва, хныканье превращается в поведенческий акт, направленный на взрослого человека. Это еще не речь в собственном смысле слова, пока это лишь только эмоционально-выразительные реакции.

Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья.

Специфическая реакция улыбки на лицо матери есть показатель тою, что социальная ситуация психического развития ребенка уже сложилась. Это социальная ситуация связанности ребенка со взрослым. Л.С. Выготский назвал ее социальной ситуацией» «МЫ». По словам Л.С. Выготского, ребенок похож на взрослого паралитика, который говорит: «Мы поели», «Мы погуляли». Здесь можно говорить о неразрывном единстве ребенка и взрослого. Ребенок ничего не может без взрослого человека. Жизнь и деятельность ребенка как бы вплетены в жизнь и деятельность ухаживающего за ним взрослого. В общем, это ситуация комфорта, и центральный элемент этого комфорта — взрослый человек. Как заметил Д.Б. Эльконин, пустышка и покачивание — эрзацы, заменители взрослого, говорящие ребенку: «Все спокойно!», «Все в порядке!», «Я — здесь».

На первый взгляд кажется, что развитие действий — спонтанный процесс. Действительно, казалось бы, ребенка первого года жизни почти ничему научить нельзя, но человек оказался хитрее. Д.Б. Эльконин говорил, что человек очень давно придумал программированное обучение для детей первого года жизни. Это — игрушки, в которых запрограммированы те действия, которые с их помощью должен осуществить ребенок. Манипулирование ребенка с игрушками — это скрытая совместная деятельность. Здесь взрослый присутствует не непосредственно, а опосредованно, будучи как бы запрограммированным в игрушке.

Хватание, направление к предмету стимулирует возникновение сидения. Когда ребенок садится, перед ним открываются другие предметы. Появляются предметы, к которым притронуться нельзя. Снова проявляется закон опережающего знакомства ребенка с миром, опережающей ориентировки. Ребенок тянется к предмету, он привлекателен, но получить его можно только с помощью взрослого.

Эльконин Даниил Борисович

Даниил Борисович Эльконин — известный российский психолог, специализировавшийся на изучении детской психологии.

Эльконин гордился тем, что был учеником Льва Семеновича. Даниил Борисович был не только очень талантливым ученым, но и хорошим исследователем. Он достаточно быстро и качественно решал различные психологические проблемы, которые играли важную роль в педагогической практике. Эльконин сформулировал и обобщил важные выводы об этапах развития детей и любимых ими играх. Он также создал эффективные методы, которые могут помочь ребенку научиться читать. Даниил Борисович был очень добрым, отзывчивым, позитивным, веселым человеком и талантливым ученым.

Этот замечательный психолог родился в Полтавской губернии. Там он учился в средней школе. Затем он поступил в Педагогический институт в Ленинграде. Через некоторое время он стал учителем средней школы в Ленинграде. Он даже создал собственные учебники, которые предназначались для людей на Крайнем Севере для изучения русского языка. Долгое время Эльконин преподавал в Московском университете.

Следует отметить, что Эльконин проводил исследования в области детской психологии, сотрудничая с такими учеными, как А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, П.Я.А.Саркисян. Гальперин.

Советский психолог также поддерживал эффективные связи с детскими и школьными психологами в других странах. Эльконин написал несколько монографий и множество научных статей. Его работы были посвящены проблемам теории детства. Он изучал этапы, через которые проходит каждый человек в детстве. Психолог интересовался психическим развитием людей разного возраста. Он также изучал психологию игры, процесс обучения и многое другое.

Плюсы

Многие плюсы вытекают как раз из минусов:

Школьники, обучающиеся по системе Эльконина Давыдова, имеют очень глубокие знания. Они, например, точно знают, почему получится 42, если 6 умножить на 7. В то время, как большинство детей, обучающихся по традиционным программам, считают, что будет именно 42 потому, что так написано в таблице умножения. Ребята не получают оценок, значит и не стремятся к ним

Они стремятся к получению знаний, они учатся их добывать, обрабатывать информацию, отсеивать ненужное и вычленять важное. Они стремятся подняться на уровень выше, а потом еще и еще

У них высокая мотивация к учебе
Соответственно и учиться им интересно.
Огромное внимание уделяется логическому мышлению и теоретическим знаниям. Дети умеют нестандартно мыслить, докапываться до сути проблемы или задачи, анализировать
Их мышление существенно отличается от мышления детей, «идущих» по «традиционке». При оценке работы ученика оценивается не общий и целый результат, а каждое его отдельное усилие. Допустим не смог решить пример правильно, но написал чисто и аккуратно? Значит, крестик поднимется немного выше по оценочной линейке. И это подстегивает ученика обращать внимание на все аспекты выполнения задания.

Правда, только при одном условии, которое актуально для любой программы школьного обучения. Учитель должен точно понимать, что и зачем он делает. В общем, опять все упирается в учителя. А так как рассмотреть всех учителей работающих по этой развивающей системе возможным не представляется, то предлагаю рассмотреть повнимательней те методы и приемы обучения, которые они применяют (ну или должны применять) в своей работе.

[править] Карьера

В 1927 закончил педологическое отделение педагогфака ЛГПИ.

Затем трудился педологом-педагогом детской профамбулатории Октябрьской ж/д.

С 1929 трудился в ЛГПИ, где занимался вопросами детской игры.

С 1937 трудился педагогом начальных классов в школе, преподавал в пединституте, составлял учебники по русскому для северных народов.

В 1940 защитил кандидатскую диссертацию по развитию речи школьников.

Во время ВОВ служил в РККА, дослужился до звания капитана.

Затем — преподаватель в МОВПИ СА, где разработал основные принципы построения курса советской военной психологии.

В 1953 подполковником уволен в запас.

В сентябре 1953 стал штатным сотрудником Института психологии АПН РСФСР, где проработал до последних дней, заведовал несколькими лабораториями.

Также преподавал на факультете психологии МГУ.

В 1962 — д.п.н.

В 1965 — профессор и ч.-к. АПН РСФСР.

В 1968 — ч.-к. АПН СССР.

Его научные идеи и учёная деятельность следующим образом описывается в Википедии:

Его брат — видный художник, сын, Борис — также видный психолог.

Презентация на тему: » ДАНИИЛ БОРИСОВИЧ ЭЛЬКОНИН 1904 – 1984 Г Работу выполнила студентка СГПК 121 группы: Канева Валентины.» — Транскрипт:

1

ДАНИИЛ БОРИСОВИЧ ЭЛЬКОНИН 1904 – 1984 Г Работу выполнила студентка СГПК 121 группы: Канева Валентины

3

Юность и учеба

4

— С 1931 г. Д.Б. Эльконин с Л.С. Выготским разрабатывает проблемы детской игры.Выготским — В 1932 г. он работает заместителем директора Ленинградского научно-практического института. — После выхода в 1936 г. постановления «О педологических извращения в системе Наркомпроса» он был снят со всех постов. — После разгрома педологии c 1937 работал учителем начальных классов в одной из ленинградских школ, преподавал в педагогическом институте, создавал школьные учебники по русскому языку для народностей Крайнего Севера.педологии — В 1940 защитил кандидатскую диссертацию, посвящённую развитию речи школьников. В годы войны участвовал в обороне и освобождении Ленинграда. Пережил тяжелый удар: на Кавказе погибли его жена и дочери. По окончании войны (которую он провёл на фронте, был награждён орденами и медалями) Д. Б. Эльконин, хотя и очень хотел этого, не был демобилизован. Он получил назначение на преподавательскую работу в Московский областной военно- педагогический институт Советской Армии, где не только преподавал психологию, но и разработал основные принципы построения курса советской военной психологии. Однако в 1952 г. началась волна репрессий под видом борьбы с космополитизмом. Работа

5

Разработка игровой деятельности Главные работы Эльконина были посвящены проблемам игровой деятельности и периодизации. Он выделил структуру игровой деятельности, в число основных элементов которой входят: — сюжет (во что играют); — содержание (как играют); — роль; — воображаемая ситуация; — правила; — игровые действия и операции; — игровые отношения.

6

Большое значение имела разработанная Элькониным периодизация, в которой он выделил две стороны в деятельности — познавательную и мотивационную. Эти стороны существуют в каждой ведущей деятельности, но развиваются неравномерно, чередуясь по темпу развития в каждом возрастном периоде. Изучение критических периодов позволило Д.Б. Эльконину выделить сходные по своему значению и причинам возникновения кризисы 3 и лет, в течение которых отстающая мотивационная сторона получает доминирующее значение. Эти кризисы он считал наиболее аффективными и значимыми в психическом развитии. В то же время похожи и кризисы первого года, семи и лет, так как в эти периоды отстающая операционная сторона начинает’ догонять мотивационную. Эти кризисы не имеют ярко выраженной аффективной окраски и отделяют один период психического развития от другого, в то время как мотивационные отделяют одну «эпоху» от другой. Периодизация

7

Периодизация по Эльконину Д.Б

8

Учение об условных рефлексах. М.; Л., Букварь: Учебник русского языка для мансийской начальной школы. Л., Устная и письменная речь школьников (рукопись), Развитие конструктивной деятельности дошкольников (рукопись), Психологические вопросы дошкольной игры // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., Мышление младшего школьника/ Очерки психологии детей. М., Психологические вопросы огневой подготовки. М., Психическое развитие ребенка от рождения до поступления в школу // Психология. М., Творческие ролевые игры детей дошкольного возраста. М., Развитие речи в дошкольном возрасте. М., Детская психология. М., Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников/Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М., Психология детей дошкольного возраста/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., Психология личности и деятельности дошкольника/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., Возрастные особенности младших подростков/Под ред. Д. Б. Эльконина. М., Психология обучения младшего школьника. М., Как учить детей читать. М., Психология игры. М., Психология игры Основные публикации

10

Д. Б. Эльконин сочетал в себе талант ученого, умеющего глубоко анализировать фундаментальные научные проблемы, и способности исследователя, эффективно решающего прикладные психологические вопросы, имеющие серьезное значение для педагогической практики. Ему принадлежат замечательные теории периодизации детского развития и детской игры, а также методики обучения детей чтению. И еще одно необходимо сказать о Данииле Борисовиче он обладал незаурядной и щедрой душой жизнелюбивого и жизнестойкого человека, сумевшего до последних дней сохранить большой ум и доброту. Он имел поистине благородный характер ученого и гражданина.

11

Интернет источники : Список использованной литературы

12

Спасибо за внимание!

Детство и юность

Даниил Эльконин появился на свет 16 февраля 1904 года в Полтавской губернии. Он воспитывался в малообеспеченной семье, из-за чего подростком был вынужден оставить учебу в гимназии и заняться поиском работы. Юноша успел попробовать себя в качестве воспитателя в колонии для малолетних, а также в делопроизводстве военно-политических курсов.

Даниил Эльконин в молодости

В 1924 году Даниилу выпала возможность стать студентом Ленинградского института социального воспитания, который позже был объединен с ЛГПИ имени Александра Герцена. После выпуска парень заинтересовался физиологией, что привело его в лабораторию Алексея Ухтомского.

Результатом учебы у наставника стала публикация брошюры «Учение об условных рефлексах». В этот период Эльконин работал педагогом-педологом, затем преподавал в родном институте. Там он сблизился с Львом Выготским, с которым занимался исследованием детской психологии. В частности, они изучали проблемы психологии игры. В своих книгах Даниилу Борисовичу удалось описать структуру и элементы игровой деятельности.

Особенности обучения

Особенности развивающего обучения Эльконина и Давыдова строятся на следующих принципах.

  • Как сказал Л.С. Выготский, развитие ребенка идет через его слияние с культурой и опирается на достижения, вызванные естественным созреванием.
  • Обучение само по себе должно развивать детей и опираться на зону ближайшего развития.
  • Обучение должно опережать развитие, а ученик выступает как субъект обучения.

Чем же так удивительна технология развивающего обучения Эльконина-Давыдова? Ученики сначала усваивают общие методы решения заданий одной направленности. В дальнейшем этим же способом они будут решать отдельные задачи, конкретные примеры. Учебная программа выстроена так, что в каждом последующем задании конкретизируется и улучшается выученный ранее навык.

Нахождение этого общего способа и называется учебной деятельностью в программе обучения Эльконина-Давыдова. На уроках дети занимаются поиском и попытками применения средств решения поставленных задач. Они ищут, спрашивают, рассуждают. Высказывания детей не ошибочные, а считаются размышлением. Поэтому оценок, как в обычных школах, тут быть не может. Но учитель обязательно отмечает успехи и делится этим и с детьми, и с родителями.

Минусы

  1. Очень высокий и сложный уровень преподаваемых предметов. Например, в первом классе дети уже изучают принципы строения языка и разбирают вопросы о происхождении чисел… Конечно, знание таких глубоких основ поможет лучше усваивать правила, но вот нужно ли это детям в таком возрасте? Вопрос спорный.
  2. Полное несоответствие программы Эльконина Давыдова классическим системам обучения. Так что если вы уж отдали ребенка в такой развивающий класс, то постарайтесь сделать так, чтобы он и учился по данной системе вплоть до окончания школы. Ну или хотя бы класса до седьмого. Иначе ребенку будет ну очень сложно перестроиться.
  3. Детишки очень много работают в группах по 5 – 7 человек. Проводят различные исследования, обсуждают с учителем к каким выводам они пришли, а потом делают общий вывод. Нет, это не плохо. Но такой подход к обучению применяется практически во всех программах на сегодняшний день.

Было бы несправедливо о минусах сказать, а о плюсах не упомянуть. Итак, поговорим о хорошем.

Суть и цель теории

Психологические основы теории развивающего обучения Эльконина и Давыдова основываются на материалах Выготского о зоне ближайшего развития. Ученые предполагают, что детям доступны дедуктивные способы обучения, теоретический уровень сознания, а также логика науки и истории культуры.

Эти идеи определяют основную цель и задачи системы обучения Эльконина-Давыдова.

Главная цель — формировать способности к саморазвитию, самопознанию и рефлексии через специально организуемый процесс обучения.

Задачи:

  1. Создание теоретического вида мышления.
  2. Формирование активных способов интеллектуальной деятельности.
  3. Восприятие логики познания.

Технология развивающего обучения Эльконина-Давыдова берет за основу теоретию, которую должен получить ребенок. Это и есть содержание данного вида обучения. Методом выступает организация учебной деятельности детей в группе. А продуктом системы развития Эльконина-Давыдова являются психологические новообразования, соответствующие возрасту.

Библиография

  • 1930 — «Учение об условных рефлексах»
  • 1938 — «Букварь: Учебник русского языка для мансийской начальной школы»
  • 1940 — «Устная и письменная речь школьников»
  • 1946 — «Развитие конструктивной деятельности дошкольников»
  • 1948 — «Психологические вопросы дошкольной игры»
  • 1951 — «Мышление младшего школьника»
  • 1951 — «Психологические вопросы огневой подготовки»
  • 1956 — «Психическое развитие ребёнка от рождения до поступления в школу»
  • 1957 — «Творческие ролевые игры детей дошкольного возраста»
  • 1958 — «Развитие речи в дошкольном возрасте»
  • 1960 — «Детская психология»
  • 1962 — «Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников»
  • 1964 — «Психология детей дошкольного возраста»
  • 1965 — «Психология личности и деятельности дошкольника»
  • 1967 — «Возрастные особенности младших подростков»
  • 1974 — «Психология обучения младшего школьника»
  • 1976 — «Как учить детей читать»
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector