Родительское собрание «психологическая готовность к школе детей подготовительной группы доу»

Подходы к пониманию

Существуют различные подходы в понимании психологической готовности к школе.

1. Педагогический

Сформированность умений и навыков, необходимых для обучения в школе

Подход опирается на идею о том, что дети 5-6 лет имеют достаточно высокие интеллектуальные, физически и психические возможности для того, чтобы освоить часть программы первого класса(математика, грамота), что позволяет перенести её в подготовительную группу дошкольного учреждения. Это позволяет улучшить их подготовку к школьному обучению.

2. Психологический

Наличие необходимых для обучения новообразований, соответствующих предъявляемым требованиям современной школы

К ним относятся: определенный уровень развития познавательных интересов, готовность к принятию новой социальной позиции, самооценка, наличие опосредованной школьной мотивации (желание учиться), а также достаточное развитие интеллектуальной сферы, уровня общения и произвольного поведения. Особенно важным в данном подходе отмечается развитие мотивационной сферы. В результате соединения познавательной потребности ребёнка и его желания занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений, в которых общение со взрослым протекает на новом уровне, возникает особенное личностное новообразование — «внутренняя позиция школьника». Она представляет собой новое отношение ребёнка к себе, социуму и окружающему миру и позволяет ему более успешно включиться в учебный процесс. Это выражается в реализации произвольного поведения ученика, сознательном формировании и достижении целей.

Наличие необходимых предпосылок учебной деятельности

К ним относятся: умение ребёнка сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; умение ребёнка ориентироваться на систему правил в работе; умение слушать и выполнять инструкции взрослого; умение работать по образцу; сформированность «учебно-значимых качеств» (мотивы учения, образное мышление, обучаемость и т. д.)

Структура

Психологическая готовность к школе включает в себя: личностную, умственную и волевую готовность.

Личностная готовность

Её составляющие:

  • Мотивационная готовность — сформированность социальных мотивов (потребность в социальном признании, стремление к приобретению социально значимого статуса), а также сформированность и доминирование учебных и познавательных мотивов;
  • Сформированность самооценки и Я-концепции — осознание ребёнком cвоих физических возможностей, умений, переживаний, а также способность оценить свои достижения и личностные качества;
  • Коммуникативная готовность — готовность ребёнка к произвольному и продуктивному общению с учителем и сверстниками, в контексте учебной деятельности, наличие коммуникативной инициативы;
  • Эмоциональная зрелость — освоение ребёнком социальных норм выражения своих чувств, отсутствие импульсивных реакций, сформированность высших чувств — эстетических(чувство прекрасного), интеллектуальных(радость познания), нравственных.

Умственная готовность

Её составляющие:

  • Познавательная готовность — переход к понятийному интеллекту, овладение основными мыслительными операциями (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование), способность действовать во внутреннем плане, понимание причинности явлений, наличие определенного набора знаний, представлений и умений.
  • Речевая готовность — сформированность лексической, фонематической, грамматической, синтаксической, семантической сторон речи; развитие номинативной, обобщающей, планирующей и регулирующей функции речи; становление и развитие различных форм речи(монологическая — диалогическая; внешняя — внутренняя).
  • Развитость восприятия, памяти, внимания и воображения — осознанность восприятия, использование системы сенсорных эталонов и соответствующих перцептивных действий; большая опосредованность памяти и внимания; развитие сенсо-моторной координации и мелкой мотортики.

Волевая готовность

Её составляющие:

  • Готовность в сфере воли — возможность целеполагания и сохранения целей, способность к осуществлению волевого усилия, соподчинение мотивов.
  • Развитие произвольности — способность ребёнка строить свое поведение и деятельность в соответствии с установленными правилами, осуществление действий по предлагаемым образцам, их контроль и коррекция.

Психологическая готовность

Рассмотрим виды психологической готовности к школе, которая охватывает несколько аспектов.

Умственная готовность включает:

достаточный багаж знаний об окружающем мире;
умение оперировать имеющимися знаниями для решения различных задач;
любознательность, потребность в получении новых знаний;
уровень мыслительной деятельности, который обеспечит усвоение новых знаний;
наличие словесно-логического и образного мышления;
развитую речь, достаточный словарный запас;
сформированные сенсорные навыки;
устойчивое внимание;
крепкую память.

Интеллектуальная подготовка к поступлению в школу является необходимым условием для успешного овладения учебной программой.

Социальная готовность базируется на таких компонентах:

  • коммуникативность;
  • стремление общаться со сверстниками, устанавливать с ними дружеские отношения;
  • умение уступать в споре и делиться, быть толерантным;
  • умение выслушивать собеседника;
  • готовность соблюдать очередь;
  • готовность идти за лидером или самому проявлять лидерские качества;
  • понимание социальной иерархии, готовность подчиняться требованиям старших.

Основы взаимоотношения ребенка с окружающим миром закладываются в семье и развиваются в процессе посещения дошкольного учреждения. «Домашние» дети труднее приспосабливаются к условиям школьного коллектива.

Личностная готовность к поступлению в школу связана со степенью формирования внутреннего настроя ребенка на то, что меняется его роль в обществе, меняется отношение взрослых и их система запросов к нему. Первоклассник должен сознательно принимать позицию школьника и иметь устойчивую внутреннюю мотивацию к обучению

Важно, чтобы его положительная мотивация не базировалась на внешних аспектах (приобретение новой одежды, портфеля, обладание канцелярскими принадлежностями и т.д.), а на том, что посещая школу, он станет умнее, сможет развивать свои способности и навыки

К тому же ребенок должен быть готов, что в семье его будут считать более взрослым и самостоятельным. Поэтому увеличится количество требований и семейных обязанностей. В этом плане особенно сложная ситуация складывается в семьях, где еще есть дети дошкольного возраста.

Эмоционально-волевая готовность подразумевает наличие таких аспектов:

  • радостное ожидание поступления в школу;
  • принятие целей образовательной деятельности и положительное отношение к ним;
  • способность подчинять свои мотивы коллективным;
  • умение сознательно управлять своим поведением в соответствии с нравственными установками;
  • стремление преодолевать трудности;
  • стремление достигать высоких результатов в своей деятельности;
  • сознательное определение некоторых положительных и отрицательных качеств своего характера и готовность меняться;
  • присутствие сдержанности, усидчивости, самостоятельности, настойчивости, дисциплинированности и организованности.

Высокий уровень эмоционально-волевой готовности к школе является ключом к успешному обучению. Ведь в таком случае, даже имея проблемы на начальном этапе школьной адаптации, ребенок сможет их преодолеть и не будет испытывать трудности в дальнейшем.

Психологический подход к пониманию готовности ребенка

Психологическая готовность ребенка к школе несколько отличается от педагогической – тут нет необходимости сформированности определенных качеств и умений, а лишь наличие предпосылок к их развитию. Получить необходимые новообразования психика может только в процессе выполнения новой деятельности, являющейся основной на данном этапе личностного развития, то есть потребность формирования психологических свойств отсутствует, а существует необходимость оценки ситуации возможности ребенка развить заложенные умения.

Учебная деятельность – определяющая в школьном процессе, поэтому на предшествующем этапе важно формирование интереса и мотивации к усвоению знаний. Наличие живого интереса и любопытства – главные моменты, помогающие достигать высоких результатов

Личная мотивированность ребенка в образовании является той внутренней опорой, которая поможет преодолевать возникающие трудности.

Мотивация эта должна быть очень устойчивой и стать частью внутренней картины мира ребенка, иначе после того, как естественный интерес к новой среде пропадет, возникнут первые трудности, исчезнет и старание, и выполнение требований школы.

Мотивы могут быть социальными и отражать желание нравиться окружающим, достигать нового, стремиться к выбранной профессии. Также это познавательные процессы – удовлетворение естественного для данного возраста любопытства к пониманию, как устроен мир. Социальные аспекты, основанные на потребности одобрения родителей, могут в скором времени дать сбой. А вот если эта направленность основывается на стремлении занять определенное положение (например, быть услышанным в споре с взрослыми), войти в другую социальную группу (общаться по интересам, уровню развития или отделиться от младших детей), тогда мотивация становится устойчивой.

Следующая психологическая составляющая готовности ребенка к школе – это умение ориентироваться в социальных нормах и корректировать свое поведение относительно реакции окружающих. Тут задействуются механизмы социальной иерархии, подчинения, структуризации – многие поведенческие аспекты, не поддающиеся коррекции в семье легко могут быть скорректированы коллективом. Происходит умение выделять главное, отстаивать свою позицию в принципиальных вопросах и подстраиваться по мнению окружающих в нормах, неподвластных изменению.

Поощрение самостоятельности на подготовительном этапе поможет школьнику лучше справляться с требованиями системы. Те дети, за кого все решения принимали родители, а при малейших затруднениях решали задачу вместо ребенка, рискуют оказаться абсолютно беспомощными впервые же дни обучения. Помимо внимательного выполнения инструкций есть большое количество заданий и ситуаций, где ребенку предстоит разбираться самостоятельно и развитие этого навыка заранее позволит окончательно им овладеть.

Эмоционально-волевые аспекты относятся к поведенческим проявлениям психологической готовности. Умение концентрироваться на речи учителя, находиться в определенном классе, сидеть на своем месте, выдерживать временное расписание занятий и перерывов непосредственно связано с уровнем сформированности способности самоконтроля.

Развитие мышления предполагает выполнение аналитико-синтетической деятельности, элементарных речевых и математических заданий. Базовые категории памяти и внимания, активности познавательных и мнестических процессов также относятся в психологической готовности, но их уровень развития можно установить, применив специальные диагностические методики или обратившись за диагностикой к психологу или дефектологу.

Структура психологической готовности ребенка к школе

Психологическая готовность не является монолитным образованием и имеет собственную структуру, состоящую из трех больших категорий, каждая из которых включает свои блоки.

Личностная готовность ребенка к обучению является определяющей в течение всего адаптационного и учебного процесса. Именно сюда входят такие параметры, как мотивация обучения, причем основанная на социальных изменениях собственной роли и функции, вступлении во взрослую жизнь и потребность занять в ней не последнее место.

Важным моментом личностного формирования является установление адекватного самовосприятия и самоосознания. Сюда входит и самооценка, формирующаяся на данном этапе уже из собственных суждений, а не только отношения или высказывания взрослых. Возможность ребенком оценивать свои физические и интеллектуальные навыки, возможности и недоступные действия помогают ориентироваться в требованиях школы. Адекватное восприятие и понимание слабых сторон помогает не только брать соответствующую нагрузку, но и распределять время на выполнение. Неподготовленность в данном контексте проявляется затянувшимся выполнением домашних заданий или резким снижением мотивации достижения при обманных неудачах.

Развитие коммуникации проявляется в конструктивном выстраивании отношений со сверстниками и старшими, понимание и разграничение допустимых форм обращения и вопросов. Сюда же относится проявление инициативы в установлении контактов, проявлении активного взаимодействия на уроке в контексте заданной темы.

Эмоциональная готовность к обучению в школе, как часть личностной подразумевает контроль в выражении эмоций, умение регулировать аффективные реакции. Также тут важным моментом является развитие более высших и сложных переживаний, таких как радость от познания нового или огорчение от отсутствия достижений.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе представляет собой следующую большую группу в структуре общей готовности. Она включает достаточный уровень развития базовых процессов внимания, мышления, интеллектуально-мнестической сферы. Тут необходим осознанный контроль над данными процессами и понимание ребенка, какие именно функции задействуются при определенных действиях. Речевое развитие относится к этой же категории и подразумевает не столько знание алфавита, сколько знакомство с фонетической и грамматической стороной построения предложений, возможности различения диалоговой и монологовой манеры общения и прочее.

Волевая готовность к школе характеризуется способностью устанавливать ближайшие и долгосрочные цели и следовать их выполнению, путем сосредоточения усилий, жертвованием другими мотивами. Важными качествами является контроль и произвольность собственного поведения и умение ребенка подчинять свои поступки требованиям системы, выполняя заданные образцы или же способность к самостоятельной коррекции ошибочных поступков после замечания.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Педагогический подход к пониманию готовности ребенка к школе

Педагогическая готовность ребенка к школе подразумевает первоочередное развитие базовых навыков для обучения. Точкой отсчета является физическая готовность ребенка к посещению занятий, то есть отсутствие серьезных отклонений по сфере здоровья и общего физического самочувствия, препятствующих общему выполнению правил. Дети с особенностями физического развития имеют возможность обучения в специализированных школах и центрах или могут выбрать индивидуальное обучение, что является более оптимальным, поскольку выдержать общую нагрузку они не смогут.

Неподготовленность на физическом уровне может выражаться и в задержке психического развития, отсутствии сформированности необходимых функций, таких как удержание внимания, усидчивости и прочих, связанных с нервными расстройствами.

Интеллектуальное развитие имеет несколько направлений, включающих общий уровень интеллекта (определяет класс или школу, где может обучаться ребенок), а также когнитивную составляющую. Последняя подразумевает наличие базовых знаний, необходимых для первоклассника.

Думая, что в школе ребенка научат читать, писать и считать, родители совершают очень серьезную ошибку, поскольку программа обучения идет с большой скоростью и данные категории только закрепляются и автоматизируются в большинстве учебных заведений. Те, кто изначально не знает алфавита и цифр, испытывают высокие умственные и эмоциональные перегрузки, поскольку сталкиваются не только с потребностью социализации, но с овладением большого пласта ранее неизвестной информации.

Неподготовленность на когнитивном уровне часто связана с педагогической запущенностью или неправильным психологическим подходом дошкольных педагогов. В неблагополучных семьях дети могут отставать не в силу снижения интеллектуально-мнестической сферы, а за счет банального отсутствия занятий, как дома, так и в воспитательной группе. Негативная установка на обучение и как следствие игнорирование или даже бойкотирование необходимости усваивания знаний может сложиться вследствие психотравмы, нанесенной непрофессиональным воспитателем или неадекватными требованиями родителей.

Но количество знаний не всегда поможет ребенку проявить педагогическую готовность, в ситуации, когда не развиты необходимые навыки усвоения информации. Это умение выдерживать длительное сосредоточение, выполнять инструкции, слушать внимательно и с интересом – при формировании данных навыков у ребенка, педагог начальных классов может легко скорректировать пробелы в знаниях.

Основные компоненты готовности ребенка к школе

Мотивационный компонент предполагает отношение к учебной деятельности как к общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний

Предпосылка возникновения этих мотивов — общее желание детей поступить в школу и развитие любознательности.

Интеллектуальный компонент предполагает достижение достаточно высокого уровня развития познавательных процессов (дифференцированное восприятие, произвольное внимание, осмысленное запоминание, наглядно-образное мышление, первые шаги к овладению логическим мышлением).

Волевой компонент — умение ребёнка действовать в соответствии с образцом и осуществлять контроль путем сопоставления с ним как с эталоном (образец может быть дан в форме действий другого человека или в форме правила).

Коммуникативный компонент – наличие произвольно-контекстного общения со взрослыми и кооперативно-соревновательного со сверстниками.

Речевой компонент предполагает овладение грамматикой и лексикой языка, определенная степень осознанности речи, становление форм (внешняя — внутренняя, диалогическая — монологическая) и функций (общения, обобщения, планирования, оценивания и т.д.) речи.

Физиологический компонент – это навыки самообслуживания, состояние общей моторики, уровень физической подготовленности, состояние здоровья, правильное телосложение, осанка.. Понятие «готовность к школе» включает в себя все итоговые интегративные качества выпускника

И роль психолога важна в развитии практически всех компонентов готовности к школе

Понятие «готовность к школе» включает в себя все итоговые интегративные качества выпускника. И роль психолога важна в развитии практически всех компонентов готовности к школе.

Простроить работу можно путем организации психологического сопровождения, т.е. такой системы работы, которая обеспечивает формирование у ребенка качеств, обеспечивающих плавное вхождение ребенка в учебно-воспитательный процесс.

Смысл психологического сопровождения заключается в содействии гармоничному психическому и физическому развитию ребенка, в сохранении его индивидуальности, в обеспечении «безболезненной» адаптации к изменяющейся социальной ситуации и воспитании готовности к активному взаимодействию с окружающим миром.

Готовность ребенка к школе – это сложный комплекс определенных психофизических состояний, умений, навыков и здоровья. От того, как подготовлен ребенок к школе, во многом зависит, насколько успешно будет проходить его обучение в образовательном учреждении.

Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.

Диагностика дошкольников имеет большое значение. Педагог должен не только, квалифицировано обследовать детей, но и наметить пути коррекции.

Организация предшкольной подготовки – задача всех взрослых, окружающих ребёнка

Важно, чтобы в этот период родители и педагоги дошкольного образовательного учреждения объединили свои усилия, направленные на воспитание будущего первоклассника. Не менее важно, чтобы в своей педагогической деятельности взрослые опирались на советы и рекомендации психолога

Уважение к науке психологии, понимание значимости её законов и стремление жить, руководствуясь ими, — важная составляющая успешной адаптации человека к любым новым жизненным условиям. Вот почему занятия психолога с детьми – обязательный элемент в системе подготовки ребёнка к школе.

Формирование психологической готовности к школе

К концу дошкольного возраста происходит интенсивное развитие тех психологических качеств и свойств, которые обеспечивают формирование психологической готовности к школе.

Ведущей деятельностью дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, в которой формируются и закрепляются важные психологические качества и свойства. В рамках игровой деятельности меняется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру и формируется координация своей точки зрения с другими возможными (децентрация), что способствует развитию мышления. В результате принятия игровой роли и ее осуществления ребёнок учится выделять правила и следовать им, что в свою очередь обеспечивает переход к сознательному и произвольному управлению своим поведением.

Также большое значение имеют также продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование и др.), в которых развиваются высшие формы регуляции деятельности — планирование, коррекция, контроль.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector