Государство термин

Формы государства

Говоря о формах государства, выделяют форму правления — организацию высших органов власти и форму государственно-территориального устройства — отношения между центральными и местными органами власти, распределение власти в стране.

По форме правления государство может быть монархией или республикой.

При монархическом правлении во главе государства стоит монарх и его власть обычно передается по наследству. Из курса истории известно, что государств с такой формой было много в разные исторические эпохи. На протяжении веков существовала монархия и в России. И сегодня многие государства можно отнести к монархическим. Правда, во многих из них власть первого лица ограничена конституцией страны или каким-либо представительным органом, чаще всего парламентом. Примером такой ограниченной монархии, где король или королева «царствуют, но не правят», может служить Великобритания.

СИТУАЦИЯ

Даже в средние века в английском государстве действовал принцип «король не может ошибаться», а значит, быть судимым. Однако было очевидно, что ведомство должно нести ответственность — «некоторые лица должны отвечать за действия короля». Королевские приказы стали скреплять подписью министра. Так постепенно исполнительная власть перешла от короля к министрам.

Какой принцип положил начало установлению ограниченной монархии в Великобритании?

Конституционными монархиями являются Дания, Испания, Швеция, Япония и ряд других государств. В некоторых странах (например, в Саудовской Аравии) сохраняется абсолютная (ничем не ограниченная) монархия.

Перейдем к рассмотрению республиканской формы правления.

ФАКТЫ

Конституция, принятая в 1791 году во Франции, объявила суверенитет, ранее принадлежавший королю, принадлежащим исключительно нации. В ней было записано, что во Франции нет власти, стоящей над законом, и король царствует только в силу закона.

Можно ли сказать, что Конституция 1791 года сохранила монархию в стране? Объясните свой ответ.

В республике высшие органы власти избираются на строго установленный срок.Если республиканская форма правления встречалась в эпоху античного мира и средневековья (вспомним древние Афины, Новгородскую республику), то в новое время многие государства стали республиками.В то же время, в некоторых из них ведущей властью выступает избираемый гражданами парламент, перед которым ответственно правительство.Такие республики называются парламентскими.Это, в частности, Италия, Германия.

Там же, где и полномочия всенародно избранного главы государства — президента, устанавливается президентская республика.Президент в ней возглавляет исполнительную власть — правительство, может отклонить любой закон, принятый парламентом (наложение вето).Президентская республика США является, многим родственной ей и Франции.

По формам территориально-государственного устройства выделяют унитарные и федеративные государства.

Унитарным считается такое государство, в котором его административные части (область, края, провинции) не обладают суверенитетом, у них нет собственной конституции, местные власти подчиняются центральным. В некоторых случаях (например, в Нидерландах) чиновники на местах назначаются из центра. Вспомним устройство Российской империи. Вся территория государства делилась на губернии, при этом национально-исторические особенности обычно не учитывались. Главой исполнительной власти был губернатор, назначаемый императором. Сегодня на политической карте мира мы можем увидеть множество унитарных государств с единым для всей страны законом. Среди них Венгрия, Греция, Чехия и ряд других.

В противном случае организуется федеративное государство. Здесь отдельные территории (штаты, республики, земли, являющиеся субъектами федерации) обладают значительной самостоятельностью. Наряду с общими (федеральными) законами и органами государственной власти в субъектах федерации действуют свои законы и свои органы власти. В нашей стране распределение полномочий между центром и субъектами федерации закреплено в Конституции. Сохранение центральной власти объясняется прежде всего тем, что она необходима для поддержания целостности государства и его безопасности (федеральный бюджет и налоги, железнодорожный транспорт, атомная энергетика, внешняя политика, оборона). Центральная власть также берет на себя защиту прав и свобод каждого человека, в какой бы части страны он ни проживал.

Помимо России, в федеральную структуру входят Германия, США, Индия, Мексика, Канада и другие страны.

Способы влияния граждан на государственную власть

С древнейших времен в человеческом обществе управление находится в руках меньшинства. Остальное население, составляющее большинство жителей государства, вынуждено подчиняться своим правителям.

Основным способом влияния на власть для народа являются выборы и референдумы.Так жители государства избирают представителей власти, которые будут выражать их интересы в правительстве.Желая заручиться поддержкой народа, власти обещают ему решить все существующие в обществе проблемы.Но зачастую, получив желаемую власть, правительственные деятели быстро забывают о своих обещаниях.

В результате народ использует другие способы воздействия на власть: митинги, демонстрации, подготовка коллективных жалоб или этапов.Митинги и демонстрации разрешены законом, но при соблюдении определенных условий:

  1. На них не должно звучать призывов к насилию, свержению государственной власти;
  2. Люди, собираемые на митинге, должны быть безоружны;
  3. Демонстрации не должны нарушать общественный порядок, покой граждан;
  4. Перед проведением массового митинга граждане должны предупредить об этом правительство, чтобы не было проблем с общественным транспортом.

Функции государства[]

Изначально любое государство выполняло триединую задачу: -управление и общество; — защита власти класса эксплуататоров и подавление сопротивления эксплуатируемым; — Определить свою территорию и (если есть возможность) ограбить чужую. По мере развития общественных отношений появилась возможность более цивилизованного поведения государства:

Природа государства и его положение в политической системе предполагает ряд специфических функций, отличающих его от других политических институтов.Функции государства — это основные направления его деятельности, связанные с суверенитетом государственной власти.Цели и задачи государства отличаются от функций, отражая основные направления избранной тем или иным правительством или режимом политической стратегии, средства ее реализации.

Функции государства классифицируются:

  • по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние,
  • по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определенный этап развития государства),
  • по значению: на основные и неосновные,
  • по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.

Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние.К внутренним функциям государства относятся:

  • Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.
  • Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.
  • Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.
  • Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.
  • Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоев общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.
  • Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.
  • Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства.
  • Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

Внешние функции государства включают:

  • Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета государства.
  • Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.
  • Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

Также проводится между:

  • деятельностью по выработке политических решений (public policy-making); и
  • деятельностью по выполнению этих решений — государственному управлению (public administration).

Типы государств по форме правления

По форме государственно-политического устройства (правительства) государства делятся на 2 типа:

  • монархии, подразделяющиеся на абсолютные, конституционные и дуалистические;
  • республики, подразделяющиеся на президентские, парламентские и смешанные.

При абсолютной форме монархии власть наследника (монарха) не ограничена никакими законами.

При конституционной монархии власть монарха ограничена парламентом, а вся полнота власти принадлежит правительству во главе с премьер-министром. Наследственная власть монарха сочетается с выборными органами государственного управления и демократическими институтами.

Парламентские республики характеризуются тем, что большинство мест в парламенте занимает коалиция партии или партий во главе с премьер-министром, победившим на выборах.Правительство работает по программе, утвержденной парламентом, и подотчетно парламенту.Парламент играет ведущую роль, предлагает и принимает законы.Премьер-министр также представляет законы на рассмотрение.

Президентская республика предполагает избрание президента и парламента народом. Президентская республика изменяет соотношение законодательной и исполнительной власти. Президент страны берет на себя руководство как государством, так и правительством.

Диктатура — это совокупность безграничной власти в руках одного лица или группы лиц, осуществление государственного управления с помощью силы. Диктатура как особый вид состояния государственной власти возникает как в условиях монархического, так и в условиях республиканского режимов.

Определение государства[]

Ни в науке, ни в международном праве нет единого и общепринятого определения понятия «государство».

Определение государства в международном праве

На 2005 год не существует юридического определения государства, признанного всеми странами мира. Крупнейшая международная организация — ООН — не имеет полномочий определять, является ли что-то государством. «Признание нового государства или правительства — это акт, который могут совершить или отказаться совершить только государства и правительства. Как правило, это означает готовность установить дипломатические отношения. Организация Объединенных Наций не является государством и правительством, и поэтому у нее нет никаких полномочий признавать то или иное государство или правительство. «

Одним из немногих документов, дающих определение понятия «государство» в международном праве, является Конвенция Монтевидео, подписанная в 1933 году несколькими государствами США. Россия и СССР ее не подписывали.

Определение государства в науке

В учебнике «Общая теория права и государства» предлагается следующее определение государства: «Особая организация политической власти общества, обладающая особой принудительной силой, выражающая волю и интересы господствующего класса или всего народа» (Общая теория права и государства: учебник. Под ред. Лазарева в. В., М. 1994, с.23).

Толковый словарь русского языка Ожегова и Шведио дает два значения: «1.Основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, защиту его экономической и социальной структуры» и «2.Страна, находящаяся под контролем политической организации, занимающейся защитой ее экономической и социальной структуры. «.

Приведем еще несколько определений государства:

«Государство — это специализированная и концентрированная власть по поддержанию порядка.Государство — это институт или ряд институтов, главной задачей которых (независимо от всех других задач) является охрана порядка.Государство существует там, где специализированные органы поддержания порядка, такие как полиция и суд, отделены от остальных сфер общественной жизни.Они и есть государство» (Gellner E. 1991. Нация и национализм

«Государство есть особая достаточно устойчивая политическая единица, представляющая собой организацию власти и управления и применяющая верховный закон для управления (требования осуществления действий) с определенной территорией и населением, независимо от согласия последнего; имеющая силы и средства для осуществления своих требований» (Гринн Л.Г. 1997. Формация и цивилизация: социально-политические, этнические и духовные аспекты социологии истории

«Государство – это независимая централизованная социально-политическая организация для регулирования социальных отношений. Оно существует в сложном, стратифицированном обществе, расположенном на определённой территории и состоящем из двух основных страт – правителей и управляемых. Отношения между этими слоями характеризуются политическим господством первых и налоговыми обязательствами вторых. Эти отношения узаконены разделяемой, по крайней мере, частью общества идеологией, в основе которой лежит принцип реципрокности» (Claessen H. J. M.
1996. State // Encyclopedia of Cultural Anthropology. Vol. IV. New York. P.1255).

«Государство есть аппарат насилия в руках господствующего класса» (Ленин В.И. Полное собрание сочинений (третье издание). — М.: Политиздат, Т.khhh, с.Hh).

Признаки государства

Обобщая все, что известно о государстве с древности до наших дней, можно выделить следующие основные признаки:

Единство территории. Государство распространяет свою власть на население, проживающее на определенной территории, и это население само превращается в его подданных или граждан.

Публичная власть.Вы уже знаете, что власть как способность и возможность отдельного человека, группы или органа влиять на людей очень распространенное явление (родительская власть, партийная власть).Но для государства характерна особая власть, которая называется публичной.Ее особенность в том, что она распространяется на все население страны.Для ее осуществления создается специальный аппарат, включающий принудительные органы: вооруженные формирования (армия, спецподразделения), тюрьмы, исправительные учреждения.

Внутренний суверенитет означает, что власть государства выше власти любой организации, существующей в данной стране (церкви, партии), его решения обязательны для всех граждан и не могут быть отменены никем. Внешний суверенитет проявляется в независимости от других государств, недопустимости их вмешательства в дела данного государства.

Законодательная деятельность. Только государство имеет исключительное право на издание общеобязательных правовых актов — законов страны. С помощью правовых норм государство устанавливает определенный общественный порядок.

Вызов налогов.Государственные органы устанавливают специальные сборы: налоги, пошлины — и обеспечивают их бюджетирование.Эти средства, как вы уже знаете, необходимы государству для решения целого ряда задач (выполнение производственных программ, социальная защита населения, развитие систем образования и здравоохранения, поддержание обороноспособности и т.д.), а также на содержание государственного аппарата.

Осуществляя свое социальное предназначение, государство выполняет определенные внутренние и внешние функции. Содержание и набор этих функций в отдельные исторические эпохи были различными. К основным внутренним функциям современных государств относятся: сохранение целостности общества, поддержание и охрана общественного порядка, разработка стратегических целей развития общества, учет и согласование интересов различных социальных групп, регулирование экономических процессов, установление правовых норм и контроль за их исполнением, создание условий для удовлетворения материальных и духовных запросов людей, поддержка и развитие таких социально значимых сфер, как образование, наука, здравоохранение и др.

Внешние функции государства включают в себя развитие взаимовыгодного сотрудничества в различных сферах с другими странами, а также обеспечение обороноспособности страны.

Этимология[]

Слово «государство» в русском языке происходит от древнерусского «государь» (так называли князя-правителя в Древней Руси), которое, в свою очередь, связано со словом «Господь» (дарованное «Объединение»).

Древнерусское «Господь» происходит от «Господь».Таким образом, почти все исследователи сходятся на связи слов «государство» и «Господь» (например, словарь Фасмера, 1996, т.1, с.446, 448).Точная этимология слова «Господь» неизвестна.

Можно предположить, однако, что, поскольку производные «государство», «ларизм» появляются позже, чем устоявшиеся значения «государь», «господин», то в Средние века государство обычно воспринималось как непосредственно связанное с владением «государя».

«Государем» в то время обычно был конкретный человек (князь, правитель), хотя были и заметные исключения (договорная формула «господин Великого Новгорода» в 1136-1478 годах).

Современные государства мира

Международно признанными государствами являются:

  • те, которые являются членами Организации Объединенных Наций;
  • те, которые имеют реальную возможность стать членами ООН, но добровольно отказываются от такой возможности.

В настоящее время в ООН входят 193 государства. 193-м государством стал Южный Судан.

Помимо признанных государств, существуют территории, которые имеют право на самоопределение, но не могут его реализовать из-за оккупации. Речь идет о Палестине (точнее, ее арабской части — Западный берег реки Иордан и сектор Газа) и Западной Сахаре.

Существуют и другие образования с ограниченным признанием независимости от других государств: Тайвань, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, Северный Кипр, Нагорный Карабах, ДНР, ЛНР, Сомалиленд.

Статус некоторых образований нельзя определить однозначно. Так, Европейский Союз и Союзное государство России и Беларуси имеют признаки государства и конфедерации, но не считаются государством или субъектом международного права.

Карликовые государства Государства, чья территория и население малы, называются карликовыми.Примеры карликовых государств: Люксембург, Кипр, Самоа, Барбадос.

Государства мира[]

В настоящее время (январь 2007 года) насчитывается 193 государства, признанных большинством других государств.

Из них в ООН входит 192 государство-член.

Ватикан как суверенная территория Святого Престола имеет политическую систему, схожую с государственной, но государство не в полном понимании этого термина. Он официально признан большинством государств как суверенная территория, но не является членом ООН. Постоянным наблюдателем в ООН является Святой Престол — уникальное суверенное лицо (Persona Sui Generis) в международном праве. Дипломатические отношения государств установлены не с Ватиканом, а со Святым Престолом, и все иностранные дипломатические миссии аккредитованы при Государственном секретариате Святого Престола.

Около десятка государственных образований фактически являются независимыми государствами, но либо не признаны другими государствами, либо признаны недостаточным количеством других государств, и статус их диспозитивен.

С другой стороны, эти две страны признаны многими государствами, но фактически не являются независимыми. Их статус не урегулирован.

Во многих частях мира есть и другие регионы, население которых борется за признание своей независимой государственности.

Наконец, виртуальные государства (микростанция, микроник) — это также провозглашенные отдельные лица или группы людей, которые не имеют этнической, территориальной и исторической легитимности, а зачастую.

Статус и категория некоторых государственных образований не могут быть однозначно определены.

См. полную статью — список штатов.

Законодательная власть

Законодательная власть — это система институтов, которая готовит и утверждает законодательство — свод государственных законов. Таким образом, она ограничивает рамки деятельности исполнительной власти и создает основу, на которой судебная власть принимает свои решения.

В большинстве современных стран законодательная власть осуществляется специальным коллективным органом — парламентом, который имеет право принимать, изменять и отменять законы.

Парламенты состоят из одной или нескольких палат. В большинстве случаев нижняя палата обладает более широкими полномочиями. Верхние палаты выполняют консультативные и надзорные функции.

Форма государственного устройства

Это зависит от того, как распределяется энергия по стране.

Унитарное государство

Слово «унитарный» происходит от латинского UNIS — «один». В такой стране все территории подчиняются единому правительству и парламенту, расположенному в столице. У них единое законодательство, конституция и судебная система. Таково большинство стран мира.

Федеративное государство

Федеративное государство (от латинского FEODUS — Союз) сложнее.Оно делится на субъекты (области, края, республики, штаты), в каждом из которых может быть свое правительство, законодательство и даже Конституция.Всего в мире насчитывается 26 федераций: Россия, США, Индия, ОАЭ, Мексика и другие страны.

Политическая сфера жизни общества

Слово «политика» пришло в современный мир из античности.Древние греки термином «полис» называли города-государства с самоуправлением.А всю деятельность властей, любого человека в жизни полиса они называли политикой.Древние греки и римляне считали, что политике нужно обучаться как искусству.Они были убеждены, чтобы управлять государством — нужны речевые способности (умение красиво говорить), талант к военному делу, мудрость, чтобы добиться справедливого суда.

Сегодня политическая сфера общества является одной из важных областей человеческой жизни, в которой происходит распределение власти и ее использование для управления обществом. Главную роль, основные решения в этой сфере принимают политические лидеры. Люди также могут влиять на политику, но чаще всего это влияние незначительно.

Политическая сфера общества включает в себя:

  1. Государство;
  2. Президент, высшие органы государственной власти;
  3. Политические организации;
  4. Политические партии;
  5. Политические отношения (отношения связанные с борьбой за власть и ее осуществлением);
  6. Политические идеи.

Функции политической сферы общества:

  • Защита государственной власти;
  • Распределение благ (полезных вещей, ценностей, денег) между всеми членами общества;
  • Защита государства от внешних угроз, установление дружественных отношений с другими государствами;
  • Защита народа, проживающего в государстве, его главных ценностей;
  • Согласование интересов многообразных групп людей, совместно проживающих на территории государства;
  • Контроль над исполнением законов, наказание за их нарушение;
  • Объединение людей, проживающих в данном обществе, для достижения государственных целей.

Если сравнить политические сферы жизни общества в прошлом и сегодня, то они существенно отличаются. В прошлом борьба за власть происходила в основном путем физического устранения конкурента, представителя высшей власти. Так, например, были совершены покушения на русских царей: Александра II, Александра III, Николая II.Известны истории покушений и на зарубежных политических лидеров, глав государств.

Это было связано с тем, что в большинстве стран глава государства не избирался, а занимал свой пожизненный пост по праву рождения (короли, императоры, цари). Правителю не нужно было завоевывать доверие и любовь народа, власть уже была в его руках, он использовал ее по своему усмотрению, не ожидая одобрения населения.

Но сегодня не обязательно физически устранять своего политического противника, достаточно завоевать любовь народа и заручиться его поддержкой на выборах.

Политический режим

Это комплекс приемов управления страной, характер взаимоотношений власти и народа.Обычно выделяют три типа режима — тоталитарный, авторитарный и демократический.

Тоталитаризм

При тоталитарном режиме (от лат. Totalis — «полный») государство стремится контролировать все сферы жизни людей. Основной принцип — «запрещено все, что не разрешено». В стране объявлена только одна политическая партия, критиковать ее запрещено законом. Любой контент (вплоть до личной переписки) проверяется государством на «инакомыслие». Частная жизнь людей находится под надзором спецслужб, в обществе поощряется взаимная слежка и конфессии. Оппозиция отсутствует или загнана в глубокое подполье. Неповиновение режиму наказуемо. Власть борется с населением за свою самозащиту.

В первой половине 20-го века существовало довольно много тоталитарных государств — фашистская Италия, нацистская Германия, СССР при Сталине. В настоящее время этот режим сохраняется в КНДР.

Авторитаризм

Это слово происходит от латинского Autoritas — «влияние, власть, мнение». Принцип авторитарного режима — «Разрешено все, кроме политики». При авторитарном режиме власть, как правило, принадлежит единоличному диктатору. Значение парламента не имеет значения, а оппозиция, если и существует, то не обладает реальной силой. Любые угрозы действующей власти немедленно уничтожаются.

Главное отличие авторитарного режима от тоталитаризма — больше свободы.Власть жестко контролирует только политическую сферу.Кроме того, если тоталитарный режим открыто терроризирует население, то авторитарный опирается на религию и традиционные ценности.Как правило, авторитаризм не признает себя таковым и маскируется под демократию.

Примеры авторитарных государств: Куба, Венесуэла, Беларусь.

Демократия

В переводе с греческого «демократия» означает «власть народа». Принцип этого режима гласит: «Все, что не запрещено, то разрешено». При демократии общество может эффективно влиять на власть через выборы и референдумы. Средства массовой информации не подчинены политическому режиму, существует свободная оппозиция и всевозможные общественные организации. Человек в демократическом государстве обладает рядом прав и свобод — избирать и быть избранным, заниматься предпринимательством, исповедовать любую религию, публично выражать свои мысли. Важнейшей чертой демократии является равенство всех граждан перед законом.

Большинство государств официально считаются демократиями, но не всегда это так.Например, в названии самой тоталитарной страны мира, КНДР, есть слово «демократическая».Настоящих демократий в мире немного.Среди них можно назвать государства Скандинавии, Канады, Австралии и Новой Зеландии.

Типы государств по административно-территориальному устройству

В соответствии с административно-территориальным делением, государства делятся на три типа:

  • унитарные;
  • федерации;
  • конфедерации.

Унитарное государство — это тип государственного строительства, при котором отсутствует политическая самостоятельность административно-территориальных объединений.Государственное строительство унитарного государства характеризуется следующими признаками:

  • единая Конституция, действующая на всей территории страны;
  • единая система высших органов государственной власти, законная сила которой распространяется на всю территорию;
  • единая правовая система;
  • подчинённость муниципальных органов власти общегосударственным органам;
  • подчинение всей политической власти одному центру;
  • не допускается альтернативная структура управления внутри государства;
  • на всей территории унитарного государства действуют единые законы, единые налоги и др.

Примеры унитарных государств: Италия, Польша, Беларусь и др.

Федерация — объединение нескольких государственных структур с определенной политической самостоятельностью. Федерации состоят из субъектов (республик, автономных округов, областей и т.д.), каждый из которых имеет определенные полномочия, автономию, собственное уголовное и административное право, налоговую систему и т.д. Различия между субъектами регулируются национальной конституцией.

Примеры федеративных государств: Российская Федерация, ФРГ (Германия), США и т.д.

Конфедерация — это временный военно-политический и экономический союз суверенных независимых государств. Каждое государство в конфедерации имеет все атрибуты суверенного государства, свою власть, свои органы управления. Но в то же время есть наднациональные органы власти (например, Европарламент), своя резервная валюта, свой суд (например, ЕСПЧ — Европейский суд по правам человека) и т.д. В конфедерациях как таковых границ не существует. В случае военной угрозы все армии государств-участников конфедерации объединяются и передаются под централизованное управление. Все субъекты самостоятельно проводят внутреннюю, но не внешнюю политику.

Примеры конфедеративных государств: Швейцария, Европейский Союз, Содружество (исторический пример) и т.д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector