Государство термин

Формы государства

Говоря о формах государства, различают форму правления — организацию высших органов власти и форму государственно-территориального устройства — отношения между центральными и местными органами власти, распределение власти по территории страны.

По форме правления государство может быть монархией или республикой.

При монархическом правлении во главе государства стоит монарх и его власть, как правило, передаётся по наследству. Из курса истории вы знаете, что государств с такой формой было множество в разные исторические эпохи. На протяжении столетий существовала монархия и в России. Да и сегодня немало государств можно отнести к монархическим. Правда, во многих из них власть первого лица ограничена конституцией страны или каким-либо представительным органом, чаще всего парламентом. Примером такой ограниченной монархии, где король или королева «царствует, но не правит», может служить Великобритания.

СИТУАЦИЯ

Ещё в Средние века в английском государстве сложился принцип «король не может ошибаться», а следовательно, быть судим. Однако было очевидно, что управление должно быть ответственным — «какие-то лица должны отвечать за действия короля». Королевские приказы стали скрепляться подписью министра. Так постепенно исполнительные полномочия перешли от короля к министрам.

Какой принцип положил начало утверждению ограниченной монархии в Великобритании?

Конституционными монархиями являются Дания, Испания, Швеция, Япония и ряд других государств. В некоторых странах (например, в Саудовской Аравии) сохранились и абсолютные (ничем не ограниченные) монархии.

Перейдём к рассмотрению республиканской формы правления.

ФАКТЫ

Конституция, принятая в 1791 г. во Франции, объявила суверенитет, ранее принадлежащий королю, принадлежащим исключительно нации. В ней было записано, что во Франции нет власти, стоящей над законом, и король царствует только в силу закона.

Можно ли утверждать, что Конституция 1791 г. сохранила в стране монархию? Поясни свой ответ.

В республике высшие органы власти избираются на строго установленный срок. Если в эпохи Древнего мира и Средневековья республиканская форма правления встречалась сравнительно редко (вспомним Древние Афины, Новгородскую республику), то в Новое время многие государства стали республиками. При этом в некоторых из них ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент, перед которым и несёт ответственность правительство. Такие республики называются парламентскими. К ним, в частности, относятся Италия, Германия.

Там же, где велики полномочия всенародно избираемого главы государства — президента, устанавливается президентская республика. Президент в ней руководит исполнительной властью — правительством, может отклонить любой закон, принятый парламентом (наложить вето). Президентской республикой являются США, многие относят к ней и Францию.

По формам территориально-государственного устройства различают унитарные и федеративные государства.

Унитарным считается такое государство, в котором его административные части (губернии, края, провинции) не обладают суверенитетом, у них нет своей конституции, местные органы власти подчиняются центральным. В ряде случаев (например, в Нидерландах) должностные лица на местах назначаются из центра. Вспомним устройство Российской империи. Вся территория государства делилась на губернии, при этом национально-исторические особенности, как правило, не учитывались. Главой исполнительной власти был губернатор, назначаемый императором. Сегодня на политической карте мира мы можем увидеть много унитарных государств с единым для всей страны законодательством. Среди них — Венгрия, Греция, Чехия и ряд других.

Иначе устроено федеративное государство. Здесь отдельные территории (штаты, республики, земли, являющиеся субъектами Федерации) обладают значительной самостоятельностью. Наряду с общими (федеральными) законами и органами государственной власти в субъектах Федерации действуют и собственные законы, и собственные органы управления. В нашей стране распределение полномочий между Центром и субъектами Федерации закреплено в Конституции. К ведению центральных органов отнесено в первую очередь то, что необходимо для поддержания целостности государства и его безопасности (федеральный бюджет и налоги, железнодорожный транспорт, атомная энергетика, внешняя политика, оборона). Центральная власть также берёт на себя защиту прав и свобод каждого человека, в какой бы части страны он ни проживал.

Помимо России, федеративное устройство имеют Германия, США, Индия, Мексика, Канада и другие страны.

Способы влияния граждан на государственную власть

С давних времен в человеческом обществе государственная власть находится в руках меньшинства. Остальное население, составляющее большую часть жителей государства, вынуждено подчиняться своим правителям.

Главным способом влияния на власть для народа являются выборы и референдумы. Так жители государства избирают представителей власти, которые будут выражать их интересы в правительстве. Желая обрести поддержку народа, представители власти обещают ему решение всех проблем, существующих в обществе. Но часто, заполучив желанную власть, государственные деятели быстро забывают о своих обещаниях.

В результате, народ использует другие пути влияния на власть: митинги, демонстрации, составление коллективных жалоб или прошений. Митинги и демонстрации разрешены законом, но при соблюдении некоторых условий:

  1. На них не должно звучать призывов к насилию, свержению государственной власти;
  2. Люди, собираемые на митинге, должны быть безоружны;
  3. Демонстрации не должны нарушать общественный порядок, покой граждан;
  4. Перед проведением массового митинга граждане должны предупредить об этом правительство, чтобы не было проблем с общественным транспортом.

Функции государства[]

Изначально любое государство выполняло триединую задачу:
-управлять хозяйством и обществом;
-защищать власть класса эксплуататоров и подавлять сопротивление эксплуатируемых;
-оборонять собственную территорию и (если имеется возможность) грабить чужую.
По мере развития общественных отношений появилась возможность более цивилизованного поведения государства:

Природа государства и его положение в политической системе предполагают наличие ряда специфических функций, отличающих его от других политических институтов. Функциями государства называются основные направления его деятельности, связанные с суверенитетом государственной власти. От функций отличаются цели и задачи государства, отражающие основные направления избираемой тем или иным правительством или режимом политической стратегии, средства ее реализации.

Функции государства классифицируются:

  • по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние,
  • по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определенный этап развития государства),
  • по значению: на основные и неосновные,
  • по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.

Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние. К внутренним функциям государства относятся:

  • Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.
  • Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.
  • Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.
  • Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.
  • Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоев общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.
  • Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.
  • Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства.
  • Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

К внешним функциям государства относятся:

  • Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета государства.
  • Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.
  • Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

Также проводится разделение между:

  • деятельностью по выработке политических решений (public policy-making); и
  • деятельностью по выполнению этих решений — государственному управлению (public administration).

Типы государств по форме правления

По форме государственно-политического устройства (правления) государства подразделяются на 2 типа:

  • монархии, подразделяющиеся на абсолютные, конституционные и дуалистические;
  • республики, подразделяющиеся на президентские, парламентские и смешанные.

При абсолютной форме монархии власть наследника (монарха) не ограничивается никакими законами.

При конституционной монархии власть монарха ограничивается парламентом, и вся полнота власти принадлежит правительству во главе с премьер-министром. Наследственная власть монарха сочетается с выборными органами управления государства и демократическими институтами.

Парламентские республики характеризуются тем, что большинство мест в парламенте возглавляются коалицией партии или партий во главе с премьер-министром, выигравшим выборы. Правительство работает по разработанной им программе, утверждённой парламентом, и подотчётно парламенту. Парламент играет ведущую роль, предлагает и принимает законы. Премьер-министр также представляет на рассмотрение парламента законы.

Президентская республика предполагает избрание президента и парламента народом. В президентской республике меняется соотношение юридической и исполнительной власти. Президент страны берёт на себя руководство как государством, так и правительством.

Диктатура – совокупность бесконечной власти в руках одного человека или группы лиц, осуществление государственного управления путём применения силы. Диктатура как особый вид формы государственной власти случается как в условиях монархического, так и в условиях республиканского режимов.

Определение государства[]

Ни в науке, ни в международном праве не существует единого и общепризнанного определения понятия «государства».

Определение государства в международном праве

На 2005 год не существует юридического определения государства, признанного всеми странами мира. Крупнейшая международная организация — ООН — не имеет полномочий определять, является ли что-либо государством. «Признание нового государства или правительства — это акт, который могут совершить или отказаться совершить только государства и правительства. Как правило, оно означает готовность установить дипломатические отношения. Организация Объединённых Наций — это не государство и не правительство, и поэтому она не обладает никакими полномочиями признавать то или иное государство или правительство.»

Один из немногих документов, дающих определение «государства» в международном праве, — Конвенция Монтевидео, подписанная в 1933 несколькими американскими государствами. Россия или СССР её не подписывала.

Определение государства в науке

В учебнике «Общая теория права и государства» предлагается следующее определение государства: «особая организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом принуждения, выражающая волю и интересы господствующего класса или всего народа» (Общая теория права и государства: Учебник. Под ред. Лазарева В. В., М.1994, с.23).

Толковый словарь русского языка Ожегова и Шведовой даёт два значения: «1. Основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры» и «2. Страна, находящаяся под управлением политической организации, осуществляющей охрану её экономической и социальной структуры.»

Приведём еще несколько определений государства:

«Государство – это специализированная и концентрированная сила поддержания порядка. Государство – это институт или ряд институтов, основная задача которых (независимо от всех прочих задач) – охрана порядка. Государство существует там, где специализированные органы поддержания порядка, как, например, полиция и суд, отделились от остальных сфер общественной жизни. Они и есть государство» (Геллнер Э.
1991. Нации и национализм / Пер. с англ. – М.: Прогресс. С.28).

«Государство есть особая достаточно устойчивая политическая единица, представляющая отделённую от населения организацию власти и администрирования и претендующая на верховное право управлять (требовать выполнения действий) определёнными территорией и населением вне зависимости от согласия последнего; имеющая силы и средства для осуществления своих претензий» (Гринин Л.Г. 1997. Формации и цивилизации: социально-политические, этнические и духовные аспекты социологии истории // Философия и общество. № 5. С. 20).

«Государство – это независимая централизованная социально-политическая организация для регулирования социальных отношений. Оно существует в сложном, стратифицированном обществе, расположенном на определённой территории и состоящем из двух основных страт – правителей и управляемых. Отношения между этими слоями характеризуются политическим господством первых и налоговыми обязательствами вторых. Эти отношения узаконены разделяемой, по крайней мере, частью общества идеологией, в основе которой лежит принцип реципрокности» (Claessen H. J. M.
1996. State // Encyclopedia of Cultural Anthropology. Vol. IV. New York. P.1255).

«Государство — аппарат насилия в руках господствующего класса» (В.И. Ленин Полное собрание сочинений (третье издание). — М.: Политиздат, т.ХХ, стр.ХХ)

Признаки государства

Обобщая всё, что известно о государстве с древности до наших дней, можно выделить следующие его основные признаки:

Единство территории. Государство распространяет свою власть на население, живущее в пределах определённой территории, а само это население с появлением государства превращается в его подданных или граждан.

Публичная власть. Вы уже знаете, что власть как способность и возможность отдельного человека, группы или органа влиять на людей весьма распространённое явление (родительская власть, партийная власть). Но государству свойственна особая власть, которую называют публичной. Её особенность в том, что она распространяется на всё население страны. Для её осуществления создаётся специальный аппарат, включая и органы принуждения: вооружённые формирования (армия, специальные подразделения), тюрьмы, исправительные учреждения.

Суверенитет. Внутренний суверенитет означает, что власть государства выше власти любой организации, существующей в данной стране (церкви, партии), её решения обязательны для всех граждан и не могут быть отменены кем-либо. Внешний суверенитет проявляется в независимости от других государств, недопустимости их вмешательства в дела данного государства.

Законодательная деятельность. Только государство обладает исключительным правом издавать общеобязательные юридические акты — законы страны. С помощью правовых норм государство закрепляет определённый общественный порядок.

Взимание налогов. Государственные органы устанавливают специальные сборы: налоги, пошлины — и обеспечивают их поступление в бюджет. Эти средства, как вы уже знаете, необходимы государству для решения разнообразных задач (осуществление производственных программ, социальная защита населения, развитие систем образования и здравоохранения, поддержание обороноспособности и др.), а также на содержание государственного аппарата.

Осуществляя своё социальное назначение, государство выполняет определённые внутренние и внешние функции. Содержание и набор этих функций были различными в отдельные исторические эпохи. К основным внутренним функциям современных государств относят: сохранение целостности общества, поддержание и охрану общественного порядка, выработку стратегических целей развития общества, учёт и согласование интересов различных социальных групп, регулирование экономических процессов, установление правовых норм и контроль за их выполнением, создание условий для удовлетворения материальных и духовных запросов людей, поддержку и развитие таких социально значимых сфер, как образование, наука, здравоохранение и др.

Внешние функции государства включают развитие взаимовыгодного сотрудничества в различных сферах с другими странами, а также обеспечение обороноспособности страны.

Этимология[]

Слово «государство» в русском языке происходит от древнерусского «государь» (так называли князя-правителя в древней Руси), которое, в свою очередь, связано со словом «господарь» (давшее «господарьство»).

Древнерусское «господарь» происходит от «господь». Таким образом, практически все исследователи сходятся на связи слов «государство» и «господь» (например, словарь Фасмера, 1996, т. 1, с.446, 448). Точная же этимология слова «господь» неизвестна.

Можно предположить, однако, что, поскольку производные «государство», «господарьство» появляются позже, чем уже имевшие устоявшиеся значения «государь», «господарь», то в Средние века «государство» обычно воспринималось как непосредственно связанное со владениями «государя».

«Государем» в то время обычно являлся конкретный человек (князь, правитель), хотя существовали и заметные исключения (договорная формула «Господин Великий Новгород» в 1136—1478 годах).

Современные государства мира

Международно признанные государства — это:

  • те, которые являются членами Организации Объединенных Наций;
  • те, которые имеют реальную возможность стать членами ООН, но добровольно отказываются от такой возможности.

В ООН в настоящее время входят 193 государства. 193-м государством стал Южный Судан.

Кроме признанных государств есть территории, у которых есть право на самоопределение, при этом они не могут его осуществить из-за оккупации. Речь идет о Палестине (точнее, ее арабской части — Западном береге реки Иордан и секторе Газа) и Западной Сахаре.

Есть и другие образования с ограниченным признанием независимости со стороны других государств: Тайвань, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, Северный Кипр, Нагорный Карабах, ДНР, ЛНР, Сомалиленд.

Статус некоторых образований невозможно однозначно идентифицировать. Так, Евросоюз и Союзное государство России и Белоруссии имеют признаки государства и конфедерации, однако не рассматриваются как государство или субъект международного права.

Карликовые государства
Государства, у которых небольшая территория и численность населения, называют карликовыми. Примеры карликовых государств: Люксембург, Кипр, Самоа, Барбадос.

Государства мира[]

В настоящее время (январь 2007 года) существует 193 государства, признанных большинством других государств.

Из них в ООН входит 192 государство-член.

Ватикан как суверенная территория Святого Престола имеет политическую систему, подобную государству, но государством в полном понимании данного термина не является. Он официально признан большинством государств как суверенная территория, но не является членом ООН. Постоянным наблюдателем в ООН является Святой Престол — уникальная суверенная персона (persona sui generis) в международном праве. Дипломатические отношения государств устанавливаются не с Ватиканом, а со Святым Престолом, и все иностранные дипломатические миссии аккредитованы при Государственном секретариате Святого Престола.

Около десятка государственных образований являются самостоятельными государствами фактически, но либо не признаны другими государствами, либо признаны недостаточным количеством других государств, и статус их спорен.

С другой стороны, две страны признаны многими государствами, но фактически не являются независимыми. Их статус не урегулирован.

Во многих частях света существуют и иные регионы, население которых борется за признание их самостоятельной государственности.

Наконец, отдельными личностями или группами людей провозглашены также виртуальные государства (микрогосударства, микронации), которые не имеют этнической, территориальной и исторической легитимности, а часто — и территории.

Статус и категория некоторых государственных образований не могут быть однозначно идентифицированы.

См. полную статью — Список государств.

Законодательная власть

Законодательная власть – это система учреждений, которая готовит и утверждает законодательство – совокупность законов государства. Таким образом, она ограничивает рамки работы исполнительной власти и создаёт основу, на которой судебная власть принимает свои решения.

В большинстве современных стран законодательная власть осуществляется специальным коллективным органом – парламентом, который имеет право принимать, изменять и отменять законы.

Парламенты состоят из одной или более палат. В большинстве случаев нижняя палата имеет более широкие полномочия. Верхние палаты осуществляют консультативные и надзорные функции.

Форма государственного устройства

От неё зависит, как распределена власть по территории страны. 

Унитарное государство

Слово «унитарное» происходит от латинского unis — «один». В такой стране все территории подчинены единому правительству и парламенту, находящемуся в столице. На них действует одно законодательство, конституция и судебная система. Таково большинство стран мира. 

Федеративное государство

Федеративное государство (от латинского feodus — «союз») устроено сложнее. Оно разделено на субъекты (области, края, республики, штаты), в каждом из которых может быть своё правительство, законодательство и даже конституция. Всего в мире 26 федераций: Россия, США, Индия, ОАЭ, Мексика и другие страны. 

Политическая сфера жизни общества

Слово «политика» пришло в современный мир из античности. Древние греки термином «полис» называли города-государства с самоуправлением. А всю деятельность власти, любое ее участие в жизни полиса они называли политикой. Древние греки и римляне считали, что политике нужно обучаться как искусству. Они были убеждены, чтобы управлять государством — нужны ораторские способности (умение красиво говорить), талант к военному делу, мудрость для свершения справедливого суда.

Сегодня политическая сфера общества — это одна из важных сфер человеческой жизни, в которой происходит распределение власти и ее использование для управления обществом. Главную роль, основные решения в этой сфере принимают политические лидеры. Народ тоже может оказывать влияние на политику, но оно чаще всего незначительное.

В политическую сферу жизни общества входят:

  1. Государство;
  2. Президент, высшие органы государственной власти;
  3. Политические организации;
  4. Политические партии;
  5. Политические отношения (отношения связанные с борьбой за власть и ее осуществлением);
  6. Политические идеи.

Функции политической сферы общества:

  • Защита государственной власти;
  • Распределение благ (полезных вещей, ценностей, денег) между всеми членами общества;
  • Защита государства от внешних угроз, установление дружественных отношений с другими государствами;
  • Защита народа, проживающего в государстве, его главных ценностей;
  • Согласование интересов многообразных групп людей, совместно проживающих на территории государства;
  • Контроль над исполнением законов, наказание за их нарушение;
  • Объединение людей, проживающих в данном обществе, для достижения государственных целей.

Если сравнивать политическую сферу жизни общества в прошлом и сегодня, то они значительно отличаются. В прошлом борьба за власть в основном происходила путем физического устранения конкурента, представителя высших органов власти.Так, например, были совершены покушения на российских царей: Александра II, Александра III, Николая II. Истории известны покушения и на зарубежных политических лидеров, глав государств.

Это было связано с тем, что в большинстве стран глава государства не избирался, а занимал свой пожизненный пост по праву рождения (короли, императоры, цари). Правителю не обязательно было завоевывать доверие и любовь народа, власть уже находилась в его руках, он использовал ее по собственному усмотрению, не ожидая одобрения населения.

Но сегодня не обязательно физически устранять своего политического противника, достаточно завоевать любовь народа и обрести его поддержку на выборах.

Политический режим

Это комплекс приёмов управления страной, характер взаимоотношений власти и народа. Обычно выделяют три типа режима — тоталитарный, авторитарный и демократический.

Тоталитаризм

При тоталитарном режиме (от латинского totalis — «полный») государство стремится контролировать все сферы жизни людей. Основной принцип — «запрещено всё, что не разрешено». В стране объявлена легальной только одна политическая партия, критиковать её запрещено законом. Любой контент (вплоть до личной переписки) проверяется государством на «инакомыслие». Частная жизнь людей находится под наблюдением спецслужб, в обществе поощряются взаимная слежка и доносы. Оппозиция отсутствует или загнана в глубокое подполье. Неповиновение режиму карается. Власть запугивает население, чтобы обезопасить себя. 

В первой половине XX века было немало тоталитарных государств — фашистская Италия, нацистская Германия, СССР при Сталине. В наше время такой режим сохраняется в КНДР.     

Авторитаризм

Это слово происходит от латинского autoritas — «влияние, власть, мнение». Принцип авторитарного режима — «разрешено всё, кроме политики». При авторитарном режиме власть, как правило, принадлежит единоличному диктатору. Значение парламента несущественно, а оппозиция, если и существует, то не имеет реальной силы. Любые угрозы действующей власти немедленно уничтожаются.

Главное отличие авторитарного режима от тоталитаризма — больше свободы. Власть жёстко контролирует только политическую сферу. Кроме того, если тоталитарный режим открыто терроризирует население, то авторитарный опирается на религию и традиционные ценности. Как правило, авторитаризм не признаёт себя таковым и маскируется под демократию.  

Примеры авторитарных государств: Куба, Венесуэла, Беларусь.

Демократия

В переводе с греческого «демократия» означает «власть народа». Принцип этого режима — «разрешено всё, что не запрещено». При демократии общество может эффективно влиять на органы власти с помощью выборов и референдумов. СМИ не подчинены политическому режиму, свободно существует оппозиция и всевозможные общественные организации. Человек в демократическом государстве обладает рядом прав и свобод — избирать и быть избранным, вести предпринимательскую деятельность, исповедовать любую религию, публично выражать свои мысли. Важнейшая особенность демократии — равенство всех граждан перед законом.     

Большинство государств официально считаются демократиями, но далеко не всегда это так. Например, в названии самой тоталитарной страны мира, КНДР, есть слово «демократическая». Настоящих демократий в мире немного. В их числе можно назвать государства Скандинавии, Канаду, Австралию и Новую Зеландию.

Типы государств по административно-территориальному устройству

По административно-территориальному делению государства делятся на 3 типа:

  • унитарные;
  • федерации;
  • конфедерации.

Унитарное государство – вид государственного строительства, не имеющего политической самостоятельности для административно-территориальных объединений. Для государственного строительства унитарного государства характерны следующие характеристики:

  • единая Конституция, действующая на всей территории страны;
  • единая система высших органов государственной власти, законная сила которой распространяется на всю территорию;
  • единая правовая система;
  • подчинённость муниципальных органов власти общегосударственным органам;
  • подчинение всей политической власти одному центру;
  • не допускается альтернативная структура управления внутри государства;
  • на всей территории унитарного государства действуют единые законы, единые налоги и др.

Примеры унитарных государств: Италия, Польша, Беларусь и др.

Федерация – объединение нескольких государственных структур, имеющих определённую политическую независимость. Федерации состоят из субъектов (республик, автономных округов, областей и т.п.), каждый из которых обладает определёнными полномочиями, автономиями, собственным уголовным и административным правом, налоговой системой и т.п. Различия между субъектами регулируются общегосударственной Конституцией.

Примеры федеративных государств: Российская Федерация, ФРГ (Германия), США и др.

Конфедерация – это временный военно-политический и экономический союз суверенных самостоятельных государств. Каждое государство в конфедерации обладает всеми атрибутами суверенного государства, свою власть, свои органы управления. Но при этом существуют наднациональные органы власти (например, европарламент), своя резервная валюта, свой суд (например, ЕСПЧ – европейский суд по правам человека) и др. В конфедерациях отсутствуют границы как таковые. В случае военной угрозы все армии входящих в конфедерацию государств объединяются и переходят под централизованное управление. Все субъекты самостоятельно осуществляют внутреннюю, но не внешнюю политику.

Примеры конфедеративных государств: Швейцария, Европейский Союз, Речь Посполитая (исторический пример) и др.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector