Сущность личностно-ориентированного подхода

Жизнь и творческая карьера И.С. Якиманской

С 1990 года Ирина Сергеевна возглавляет отдел проектирования
личностно-ориентированного образования Института педагогических инноваций
Российской академии образования, куда часто приезжают люди со всей страны,
разделяющие идеи личностно-ориентированного образования и желающие им
заниматься. За последнее десятилетие сформировалась уникальная команда
энтузиастов-единомышленников, объединившая сотрудников школ из разных городов.
Эти школы являются базой для разработки и апробации новых технологий
образования, ориентированного на ученика. В редакции И.С. Якиманской
опубликовано более двадцати сборников научных статей, написанных их коллегами,
а также директорами и заместителями директоров школ различных типов и
учителями.

Помимо научной работы, Ирина Сергеевна вела и продолжает
вести активную преподавательскую деятельность, сначала в качестве преподавателя
психологии в школе № 259 г. Москвы, а затем во многих педагогических вузах. На
протяжении многих лет она способствовала увеличению числа психологов в России,
а также как руководитель дипломных и докторских работ (под ее руководством было
защищено 20 магистерских и две докторские диссертации).

И.С. Якиманская несколько лет была членом редакционной
коллегии журнала «Вопросы психологии», а в настоящее время является
членом редакционной коллегии журнала «Завуч». Она регулярно входит в
состав различных профессиональных советов: Московского педагогического
университета, Психологического института РАН, Института коррекционной
педагогики и Института педагогических инноваций.

И.С. Якиманская является автором более 200 научных работ.
Среди них «Развитие технического мышления учащихся» (1964; совместно
с Т.В.Кудрявцевым), «Развивающее обучение» (1979), «Развитие
пространственного мышления учащихся» (1980), «Знания и мышление
ученика» (1985), «Личностно ориентированное обучение в современной
школе» (19, 2000), «Как развивать учащихся при обучении
математике» (1996), «Технология личностно ориентированного
обучения» (2000), получившие широкое признание. Многие работы переведены
на польский, румынский, венгерский, болгарский, немецкий и английский языки.

Научная деятельность И.С. Якиманской отмечена медалями
«За доблестный труд» (1970), «Ветеран труда» (1986), имени
К.Д. Ушинского (1995), «В ознаменование 850-летия города Москвы»
(1998).

Личностно-ориентированная педагогика — это такая педагогика,
в которой личность ребенка, его индивидуальность, самооценка находятся на
первом плане, субъективный опыт каждого человека сначала раскрывается, а затем
согласуется с содержанием педагогики

Если традиционная философия образования
описывала социально-педагогические модели развития личности в терминах
навязанных извне образцов, мер познания (когнитивной активности), то
личностно-ориентированное образование исходит из признания уникальности
субъективного опыта самого ученика как важного источника индивидуальной
жизнедеятельности, проявляющегося, прежде всего, в познании. Таким образом,
признается, что воспитание — это не просто усвоение ребенком заданных
педагогических воздействий, а «встреча» заданного и субъективного
опыта, своего рода «выращивание» последнего, его обогащение,
усиление, преобразование, что и является «вектором» индивидуального
развития

Признание студента главным действующим лицом всего образовательного
процесса является, на наш взгляд, личностно-ориентированной педагогикой.

При проектировании образовательного процесса мы исходим из
двух одинаково важных источников: Обучение и преподавание. Последняя является
не только производной от первой, но и самостоятельным, личностно значимым, а
значит, очень эффективным источником развития личности.

Традиционно образовательный процесс описывался как учебный
процесс, основными компонентами которого являются обучение и воспитание. Все
усилия были направлены на организацию последнего, так как считалось, что
ребенок развивается только под влиянием специально организованных
педагогических воздействий.

Обучение, которое позволяет полностью усвоить знания,
формирует учебную деятельность и тем самым непосредственно влияет на
интеллектуальное развитие, является развивающим обучением.

Личностно-ориентированный подход к образованию

Образование, сложившееся в нашей школе, имеет тенденцию быть
авторитарным, то есть в нем доминирует авторитет педагога, а ученик остается в
положении подчиненности и зависимости. Иногда такое обучение называют
директивным, потому что решения принимает и процессом руководит учитель, а от
ученика требуется только подчиняться. Так вырастает ребенок: пассивный
исполнитель, которому все равно, что он делает и как он это делает.
Инструктивная педагогика основана на принципе «требовать — воспринимать —
действовать».

Для воспитания свободной личности, способной самостоятельно
принимать решения и отвечать за их последствия, необходим иной подход.
Необходимо воспитывать умение думать, прежде чем действовать, всегда поступать
правильно, без внешнего принуждения, уважать выбор и решение человека,
считаться с его позицией, взглядами, оценками и принятыми решениями. Этим
требованиям отвечает гуманистическое, личностно-ориентированное образование.
Она создает новые механизмы нравственной саморегуляции учащихся и постепенно
заменяет устоявшиеся стереотипы принудительной педагогики.

Современные научные разработки теории и практики
личностно-ориентированной педагогики основаны на принципе личностного
(личностно-ориентированного) подхода к ученику как к самосознающему,
ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту педагогического
взаимодействия. Их концептуальные идеи были развиты в 60-е годы XX века
представителями зарубежной гуманистической психологии К. Роджерсом, А. Маслоу,
В. Франклом и другими, которые утверждали, что полноценное образование возможно
только тогда, когда школа служит лабораторией для раскрытия уникального
«Я» каждого ребенка.

В отечественной педагогике идея личностного подхода
разрабатывалась с 80-х годов XX века К.А. Абульхановой, И.С. Коном, А.В.
Петровским и другими в связи с трактовками образования как субъект-субъектного
процесса. В начале XXI века Е.В. Бондаревская, В.П. Давыдов, В.В. Сериков и
другие сформировали концептуальные положения теории личностно-ориентированного
образования в условиях образовательных учреждений разного уровня. Несмотря на
некоторые различия в подходах к интерпретации содержания ученых, представляется
возможным выявить в них общие методологические позиции. К наиболее важным из
них относятся следующие положения.

Каждая концепция фокусируется на человеке как уникальном социально-биологическом существе с уникальной системой индивидуально-психологических характеристик, моральных и этических ценностей и ориентиров. Это можно объяснить тем, что в современном российском обществе меняются представления о личности, которая, помимо социальных качеств, наделена различными субъективными качествами, характеризующими ее автономность, независимость, способность к выбору, рефлексии, саморегуляции и так далее.

Исследователи педагогических проблем личностно-ориентированного образования видят одно из главных условий его реализации в изменении структуры образования — переносе его из сферы субъект-объектных отношений в сферу субъект-субъектных отношений. Следовательно, образование рассматривается не как «педагогическое воздействие» на личность ученика, а как своего рода «педагогическое взаимодействие» с ней.

В содержании образования авторы предлагают перейти от
формирования личности с предписанными обществом качествами к созданию условий
для ее самореализации и последующего раскрытия (реализации) собственного
личностного потенциала (психологических способностей, духовно-нравственных
ценностных ориентаций и т.д.).

Ведущим типом личностно-ориентированного образования считается самообразование. Он считается наиболее эффективным в формирующейся новой образовательной среде. В этом случае образование реализует потребности общества в специалистах, способных самостоятельно приобретать необходимые знания и адаптироваться к изменяющимся экономическим, социальным и общественным условиям государства.

Обобщение представленных методологических позиций позволяет
представить личностно-ориентированное образование как деятельность по
формированию образовательной системы (образовательной среды), позволяющей в
полной мере реализовать личностный потенциал студента для достижения ценностных
(жизненных) ориентаций в интересах его образовательной подготовки и
профессиональной деятельности. Такой подход придает образованию определенную специфику
— он предполагает субъект-субъектные отношения педагогов и учащихся, а также
признает приоритет личностных ценностей последних в образовательной
деятельности педагога.

Основные принципы

Принцип самоактуализации

У всех людей природой и социумом заложены определенные способности и возможности. К ним относятся умственные, творческие (художественные, музыкальные, литературные, театральные) способности, физическая предрасположенность к определенным видам спорта, способности в области коммуникаций между людьми, и другие — врожденные или полученные в результате социализации

Очень важно вызвать у ребенка стремление выявить свои сильные стороны и всесторонне их развивать

Принцип индивидуальности

В каждом человеке присутствует свое собственное неповторимое «Я», называемое индивидуальностью. Без нее наше общество стало бы похоже на армию роботов или клонов. Индивидуальные отличия между людьми, непохожесть их взглядов, мировоззрений, склонностей являются движущей силой прогресса, фактором развития общества. Именно поэтому необходимо при применении педагогических теорий учитывать особенности личности каждого учащегося, а также способствовать формированию, развитию и укреплению их индивидуальности.

Принцип субъектности

Субъектность — это свойство человека, проявляющееся в его активной жизненной позиции и в обладании свободой выбора при осуществлении всех его действий.

Задача педагога — помочь ученику выработать и развить в себе субъектность, способствовать проявлению ее в социуме при взаимодействии с другими субъектами и в целом отражать ее в своей деятельности.

Принцип выбора

Каждого учащегося необходимо постоянно ставить в условия, при которых он сможет проявить свою субъектность в части свободы выбора. Здесь речь идет о выборе таких важных условий учебной деятельности и воспитательного процесса, жизни коллектива в целом, как их формы, цели, содержание и способы организации.

Принцип творчества и успеха

Раскрытие творческих способностей учащихся посредством личной или коллективной деятельности способствует яркому выражению ими своей индивидуальности и ее развитию. Через творческую деятельность ученик выявляет свои сильные стороны, обнаруживает способности и таланты. Благодаря успешным результатам такой деятельности, ребенок с заниженной самооценкой имеет все шансы ее повысить и поверить в свои силы. Позитивные отзывы о его творческой деятельности со стороны окружающих формируют положительную самооценку, уверенность в себе, что в свою очередь является мощным стимулом для активизации процесса самоутверждения и самоактуализации. 

Принцип доверия и поддержки

Сущность этого принципа в полном отказе от устаревших методов авторитарности и насильственности в воспитательном и учебном процессах. Старая идеология признавала непререкаемое главенство преподавателя перед учениками — им не позволялось иметь собственное мнение и чем-то выделяться среди остальных. Роль учеников сводилась к послушному повторению действий учителя и запоминанию выданной им информации. Формирование личности учащегося происходило методом насильственного внушения определенных правил поведения с применением наказания за их нарушение.

Основой же идеологии личностно-ориентированного подхода является принцип доверительного уважения между учеником и учителем. Педагог не навязывает свои взгляды ученикам, а стимулирует их к самостоятельному познанию, оказывая им всяческую поддержку в этом. Тем самым он способствует их самосовершенствованию и самореализации.

Личностно-ориентированный подход и его особенности

Что такое личностно-ориентированный подход? Это метод, помогающий усовершенствовать систему образования.

Определение 1

Личностно-ориентированный подход – это концентрация внимания педагога на отдельном ребенке. Целью является не только сосредоточенность на развитии его интеллекта, но и сам ребенок, как целостная личность. Охватывается развитие его гражданских чувств, духовная сторону, эстетические и творческие задатки, различные способности.

В контексте такого педагогического подхода, образование рассматривается как базис для подготовки ребенка к жизни в гражданском обществе. Это относится к философии новейшего образования. При правильном обращении с детьми в условиях личностно-ориентированного подхода, развиваются такие стороны индивида:

  • Способность к самостоятельному выбору
  • Умение рефлексировать и здраво оценивать собственные победы и поражения
  • Поиск своего предназначения
  • Склонность к творчеству
  • Ответственность

Весь процесс сосредоточен вокруг ученика – он является главным действующим лицом. При этом, происходит ориентация на воспитание и образование всех детей, находящихся в классе. В процессе учитываются их индивидуальные особенности и потребности. Задача педагога состоит в том, чтобы отыскать нужную способность каждого ребенка, и развивать их максимально по мере его возможностей.

Личностно-ориентированный подход к обучению базируется на неповторимой уникальности каждого индивида. Универсальность личности становится основой всей воспитательной работы, в ходе которой происходит становление творческого потенциала ребенка. Упор преподавателя направлен на раскрытие независимости, самодостаточности, полноценности и самоконтроля.

Работа над воспитанием начинается с оценки успехов

Важно, что не стоит сравнивать личность с кем-либо

Следует сосредоточить внимание на личных победах ребенка. Если он сделал что-то лучше, чем вчера, превзошел самого себя, то это стоит отметить на словах

Акцент при этом делают на стараниях и здравом стремлении стать лучше.

Ключевыми становятся успехи в творчестве, в самостоятельности и инициативности. Как правило, похвала даже за минимальные заслуги, пробуждает веру в собственные силы и возможности. Похвальное слово, употребленное в правильный момент, может сделать сильную личность даже из самого слабого ребенка, ведь это один из показателей одобрения его начинаний в обществе.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Определение 2

Личностно-ориентированное воспитание – это основа гуманистической педагогики. Такая воспитательная система ставит ребенка в центр всего, что происходит. В процессе учитываются его индивидуальные особенности. Доминирует уважение, доброта, ласка, отношение к ребенку на равных.

Существует ряд особенностей системы, направленной на развитие личности ребенка:

  • Запрещается ориентировка на среднего ребенка
  • Человеческие особенности учитываются в ходе воспитательного процесса
  • Используются личные программы развития и прогнозирование

Личностный подход зациклен на специальной подготовке преподавателя. Она базируется на понятии о том, что в детский сад приходят дети уже являющиеся самостоятельными личностями. Задача воспитателя заключается в предоставлении уважения, внимания и защиты. Интерес педагога должен быть направлен индивидуально на каждого ребенка – это реализуется с помощью различных педагогических приемов.

Составляющие личностно-ориентированного подхода в педагогике

В отличие от традиционного метода обучения, где преподаватель — спикер, а ученики — слушатели, то есть, подчиненные, подход основан на модели сотрудничества. В этой методике нет главных, а есть проблема, которую решают и рассматривают все вместе, независимо от статуса и звания.

Подход включает в себя три составляющих: понимание, принятие, признание. 

Понимание

Понимание является начальным этапом в личностном подходе. Его можно сравнить со знакомством, то есть этот шаг нацелен на познание внутреннего мира ребенка. Включает в себя командную работу между учеником и учителем.

Понимая окружение его, учитель может определить, что для ребенка важно, что нет, чего он боится, чем он гордится и так далее. Дети часто боятся, истерят, плачут, отказываются от учебы, разговоров, не хотят что-то понимать

Это нормальное поведение для ребенка, потому что он большую часть времени находится в стрессе от нового коллектива, от требований, от массы информации, которую он получает ежедневно.

Задача педагога выявить все негативные факторы и внушить ребенку веру в собственные силы. Как только у него это получится, этот подход переходит на следующую ступень, где ребенок начинает чувствовать себя комфортно и уверенно. 

Методика обучения подходит всем категориям учащихся. Это могут быть дошкольники, школьники, студенты, или даже взрослые люди, которые проходят обучающие курсы, тренинги личностного роста, или просто попадают в новый коллектив, где также испытывают стресс, как первоклассник в школе.

Принятие 

На этом этапе очень важно сотрудничество школы и дома. То есть, личностный подход должен быть со стороны учителей и родителей

Если в школе учителя будут внушать ребенку, какой он умный и у него всё получится, а дома родители будут его гнобить и говорить, что он «неумеха» — из этого ничего не выйдет.

Признание

Это самый важный этап в работе. Он наступает тогда, когда ребенок начинает себя понимать, принимать, и любить таким, какой он есть. На этом этапе нет страха, негатива и нежелания что-то делать (в данном случае учиться). 

В личностном подходе такого нет, ребенок чувствует себя полноценным и уверенным членом общества. Он признает все свои достоинства и недостатки, он их принимает, и спокойно к ним относятся. Если ученику что-то непонятно или он чего-то не знает, он не боится спросить, потому что на 100% уверен в том, что его не будут высмеивать или ругать, а наоборот — помогут. 

Этот этап ведет к самореализации и самосовершенствованию, причем это касается как дошкольников, так и взрослых людей, учащихся в высших учебных заведениях. Основное правило признания — не критиковать и не осуждать.

Характеристика подхода

Все педагогические методики можно поделить не две группы:

  1. К первой относятся те, которые опираются на ведущую роль педагогики, среды обучения и других внешних факторов.
  2. А ко второй — те, которые главной фигурой считают самого ребенка, то есть являются личностно ориентированными.

Методы и принципы, используемые в личностно-ориентированном подходе, находятся в противостоянии с общепринятыми обезличенными, авторитарными методами обучения. В противовес последним, они исходят из уникальности, неповторимости личности каждого ребенка, который открыт для усвоения нового опыта, способен на основе личных мотивов и побуждений сделать осознанный выбор в разных ситуациях, стремится к полной самореализации.

Принцип воспитания и образования, ориентированный на индивидуальность ученика, использует те средства и методы, которые будут подходить каждому конкретному ребенку с учетом его уникальных особенностей, склонностей, интересов, присущих только ему черт. Он нацелен на создание особой атмосферы сотрудничества между педагогом и обучающимся, взаимопонимания между ними, на перспективу полного раскрытия творческих способностей ребенка, на выявление и развитие его прочих личностных возможностей. 

Перечень задач, стоящих перед педагогом, при использовании такого подхода:

предоставлять учащимся больше самостоятельности в учебной деятельности при постановке целей, в выборе способов решения поставленных задач и их реализации;
сотрудничать с учащимися на равных, предоставляя им проявлять инициативу, а себе оставить роль консультирующего помощника;
опираться на уже приобретенные навыки и знания учеников;
формировать стратегию обучения, наиболее подходящую каждому конкретному ученику;
принимать во внимание нравственные качества учащихся, их морально-этические ценности;
учитывать характеристику социального и культурного развития каждого ученика, их различие между собой;
принимать во внимание эмоциональный настрой ребенка;
дать каждому ребенку возможность быть естественным, проявлять свою непохожесть на других.

Технология проведения урока для студента педагогического ВУЗа

Основной целью уроков в рамках личностного подхода должно быть создание положительных условий для ученической деятельности. Педагог, отталкиваясь от индивидуальных особенностей учеников своего класса должен подготовить к уроку актуальные и действенные методы и приемы, которые позволят выявить у учащихся индивидуальные качества. Студент ВУЗа, то есть будущий педагог, за время учебы должен научиться понимать и чувствовать детей с первых минут знакомства. 

Это поможет создать максимально ясную картину, описывающую личность ребенка и раскрывающую его знания, умения и навыки. Это даст возможность подготовить конспект урока таким образом, чтобы укрепить сильные стороны и подтянуть слабые, устранить комплексы, внушить веру в себя.

При подготовке к практическому уроку с детьми студент должен настроиться на положительную атмосферу, забыть схоластические методы обучения, где присутствовали только доска, указка, ругань. При подходе, ориентированном на личность ребенка, должен царить позитив, товарищество, доверительная атмосфера, в которой ученики уважают учителя, доверяют ему, не боятся его, и стремятся по максимуму проявить свои способности.

Технология проведения урока основана на постоянном взаимодействии учителя и ученика. В классической модели обучения учитель на уроке даёт информацию, проводит 3-5 практических заданий, направленных на понятие и закрепления материала и дает работу на дом, или же дети дома отдыхают.

В отличие от традиционного обучения при личностных уроках деятельность учителя заключается в организации учебного процесса, при котором больше активничают учащиеся. Их нужно подвести к тому, чтобы они сами выявили проблему, и нашли пути ее решения, а педагог в этот момент лишь курирует процесс, намекает и подсказывает.

В классическом обучении на уроке главный не ученик, а учитель. Он объясняет, требует, диктует, заставляет, контролирует, а ребенок — выполняет. При этом у него развивается комплекс неполноценности, страх, ненависть к учебе и т.д. Да, раньше так учились, и это считалось нормальным, но наука развивается, педагоги изобретают новые методики, практикуют их и выявляют максимально эффективные способы обучения.

В подведение итога отметим, что в центре личностного подхода в образовании состоит личность человека (вне зависимости от его качеств, возраста, знаний, умений и навыков). Основная цель — стремление этой личности к реализации своего потенциала, раскрытие всех возможностей, самоактуализации и принятию себя как личности.

Ключевыми терминами в данной системе является «свобода личности», «развитие» и «творчество». Данный подход не допускает негатива, критики, осуждения. Он выстроен на том, чтобы учитель дал возможность ученику поверить в себя, внушил ему его всемогущество, из-за чего у учащихся просыпается огромный потенциал и желание к обучению, творчеству, принятию себя и окружающей среды.

Следующее видео о личностно-ориентированном подходе в образовательном процессе:

Примеры в процессе обучения ребенка

Хорошим примером применения личностно-ориентированного подхода в обучении может служить его сравнение с классическим подходом. Последний ориентируется на среднестатистического учащегося и нацелен на простое воспроизведение полученной информации, на повторение действий преподавателя («повторяй за мной», «делай, как я»). Для всех учеников подбирается одинаковый объем изучаемого материала, построенного по принципу «от простого к сложному». При выстраивании обратной связи учитель обращается сразу ко всей группе учащихся. Урок проводится по стандартной схеме:

  • повторили пройденный материал;
  • прослушали лекцию на новую тему;
  • закрепили материал на практике (учитель показал, как это применяется);
  • выполнили самостоятельную работу по образцу, предложенному учителем.

При этом педагог сам выбирает одну общую для всех тему и характер работы (индивидуальный или групповой). Оценку работе учащегося, его ответу на уроке дает единолично преподаватель, используя принятую в баллах оценочную шкалу. Задание для самостоятельной работы дома (его количество, степень сложности и форма выполнения) определяется учителем и является одинаковым для всех.

При личностно-ориентированном подходе обучение в первую очередь нацелено на индивидуальное развитие личности каждого конкретного ученика, призвано сформировать его критическое мышление и жизненные ценности. Объем получаемых знаний, их уровень сложности подбирается с учетом индивидуальных возможностей учащегося и его пожеланий.

Каждый ученик в меру своих способностей, склонностей активно вовлекается в учебный процесс и сам выбирает индивидуальный или групповой характер работы. Изучаемые на уроке темы могут отличаться для разных категорий учеников в зависимости от их познавательных особенностей. Учащемуся предоставляется возможность самому критически оценить свой ответ или результат работы на уроке. Последующая оценка со стороны преподавателя показывает не только количество набранных баллов, но и качество выполненной работы или данного ответа. Каждый ученик сам выбирает степень сложности домашнего задания, его количество и форму выполнения.

Понятие и главные принципы, этапы и направления внедрения в педагогическую систему России

Такое обучение — метод образования, в основе которого стоит ученик с его личными качествами, характером, ценностями. Вся учебно-воспитательная работа направлена на раскрытие потенциала ребенка и вселении в него уверенности в собственные силы. Это формирует доброту, командные качества, уверенность, способности к самообразованию, пробуждают интерес к окружающему миру, без страха и злобы.

Данный подход является комплексным, и выполняет ряд функций:

  1. Социализация — процесс, обеспечивающий ученику социальный опыт, который в будущем поможет ориентироваться по жизни, контактировать с людьми, вливаться в коллектив, находить выходы из любых ситуаций. Обучение и воспитание устроено так, что дети адаптируются к социуму, сохраняя при этом собственную личность и характер.
  2. Культурообразующая функция подразумевает воспитание у ребенка чувство прекрасного посредством образования. Духовное развитие является непременной частью учебного процесса.
  3. Гуманитарная функция направлена на признание своего «Я», развитие личных качеств, поднятия самооценки, возможность реализации потенциала.

Внедрение такого подхода в системе образования в России происходит посредством смены школьных программ и изменения в Федеральной Государственной Образовательной Системе. В учебниках добавилось больше заданий, направленных на воспитание личных качеств. В младших классах по базовым предметам практически нет заданий на самостоятельное обучение. Большинство из них – работа в парах, работа в группах, коллективная работа.

Подход требует, чтобы педагог придерживался норм и правил поведения и следовал правилам, предусмотренным этой методикой:

запрещено критиковать, упрекать, насмехаться или повышать голос на учащихся;
важным аспектом является любовь, доверие, уважение и положительное отношение к ребенку, восприятие его как личности;
нельзя заставлять ребенка учиться, процесс нужно построить таким образом, чтобы пробудить желание, стимулировать ребенка к учебе (его не нужно заставлять, он сам должен хотеть обучаться и стремиться к новым знаниям);
важно опираться на личные потребности и интересы каждого ученика, это поможет развить в каждом из них личность. 

Данный подход только начал внедряться в систему обучения, но уже завоевал популярность, благодаря своей эффективности.

Применение на практике

Существует несколько видов личностно-ориентированного подхода, которые применяются на практике. Все они взаимосвязаны друг с другом через понятия дифференциации и индивидуализации. 

Дифференцированный подход

Дифференциация — это распределение учеников на разные категории групп по определенному принципу с целью оптимизации учебного процесса и создания наилучших условий для саморазвития каждого конкретного ребенка.

В качестве примера можно привести разделение учащихся первого класса на три категории: 

  1. Те, кто совсем не умеет читать.
  2. Дети, знающие все буквы и умеющие складывать из них слоги и простые слова.
  3. Хорошо читающие дети.

Дифференцированный подход к обучению означает построение учебного процесса, при котором учитываются его возрастные характеристики, интеллектуальный уровень развития ребенка (имеющиеся способности и знания), степень его обучаемости (как быстро он способен усвоить материал).

Индивидуальный подход

Индивидуализация — это процесс выявления и учета психических, физиологических и иных особенностей личности.

На основе проведенного анализа выстраивается концепция по применению наиболее подходящих форм и методов воспитания и обучения. Для этого учитель или воспитатель должны обладать знаниями в области психологии. Необходимо учитывать степень дисциплинированности, активности ученика, его уверенности в себе, особенности восприятия информации (какая память лучше развита — зрительная или слуховая), темперамента (выполняет задание быстро, но с помарками или же медленно и скрупулезно) и другие характеристики.

Индивидуальный подход к обучению означает разделение детей на группы по таким признакам, как наличие определенных способностей, скорость и качество усвоения материала, успеваемость, склонность к тому или иному предмету и виду деятельности.

С каждой группой проводится отдельная работа. К примеру, те дети, которые быстро справились с работой, получают дополнительное задание. Есть дети активные и пассивные. Активный, уверенный в себе ребенок всегда тянет руку, даже если не знает правильного ответа, он не боится ошибиться. Пассивный ребенок испытывает чувство неуверенности в своих знаниях и страх ошибиться — даже зная правильный ответ, он вряд ли станет проявлять инициативу. Все это педагог должен учитывать при индивидуальной работе с каждым ребенком, обязательно похвалить робкого ученика за правильный ответ.

Субъектно-личностный подход

Субъектно-личностный подход предполагает работу с каждым учащимся, как с самостоятельным субъектом, имеющим свою волю, проявляющим активность и независимость в своей деятельности и проявлении желаний. Проявление субъектности тесно завязано на личности ребенка, на его уникальности и непохожести ни на кого другого. Для наилучшего развития характеристик субъектности создаются предпосылки для проявления учеником своей избирательности и осознанности в выборе, а также для ее закрепления, что положительно сказывается на его познавательных способностях.

Разноуровневый подход

Разноуровневый подход подразумевает дифференциацию по разному уровню сложности. Так, на уроках математики детям, имеющим гуманитарный склад ума, дают более простые задания. А дети с явно выраженными математическими способностями решают задачи повышенной сложности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector