Конфуций: жизнь и учение

Распространение конфуцианства

После смерти Конфуция философские учения его последователей начали формировать вокруг себя отдельные школы, по разным источникам, к III веку до н. э. их было от восьми до десяти, но точных сведений о многих из них не сохранилось. Конфуцианство стало основой государственной идеологии в период династии Хань, конфуцианская мораль и нормы нравственного развития вошли в официальную идеологию государства и сохранялись в таком качестве вплоть до начала XX века. Однако приписывать такое распространение учения одному Конфуцию будет неправильным: огромный вклад в формирование и развитие так называемого классического конфуцианства внес его ученик – ДунЧжуншу, прозванный за это «Конфуцием эпохи Хань».

Представители школы Дун Чжун-шу использовали творческий подход к работам Конфуция, объединив работы разных философских школ во всеобъемлющую доктрину, которая и стала впоследствии основой мировоззрения целого государства. Таким образом, конфуцианство стало неотъемлемой частью истории Китая – даже после прихода к власти коммунистического режима, на словах отвергавшего конфуцианство как мешающее прогрессу учение, но на деле оно оставалось главным моральным ориентиром. Культ самого Конфуция сложился значительно позже.

В I веке н. э. был образован так называемый конфуцианский канон. Помимо включения классических текстов в образовательную систему и обработки древних текстов, этот процесс также привел к созданию культа Конфуция. В период правления династии Тан – VII-X века – в китайскую духовную жизнь вмешался буддизм, оказывавший значительное влияние на экономическую и политическую жизнь в государстве. Проник он и в учение великого философа –через деятельность выдающегося политика Хань Юя классическое конфуцианство преобразовалось в то, что сейчас принято называть неоконфуцианством. Имперские амбиции европейских держав, в XIX веке разрывавших Китай культурной экспансией, привели к самому сильному и затяжному кризису в китайской истории. Жестокая колониальная политика привела в конечном счете к синтезу конфуцианской мысли и европейской культуры. Е

диного учения, как в случае с буддизмом, правда, не получилось – в развитии китайской философии наметился раскол. Основными направлениями стали: консервативное конфуцианство (помимо традиционной трактовки учения ориентировавшееся на Японию), либерально-западническое (ориентирующееся на США и отрицавшее традиционный взгляд на конфуцианство), радикально-марксистское (русифицированное, также отрицавшее традиционные ценности), социально-политический идеализм (также – суньятсенизм) и социально-культурологический идеализм (ставший основой современного неоконфуцианства).

ссылки

  1. Происхождение конуцианства, Корейское общество, (н.д.). Взято с chasonkorea.org
  2. Конфуцианство, Джудит Берлинг, (н.д.). Взято с asiasociety.org
  3. Конфуцианство, Ту Вейминг, 16 марта 2018 г. Взято с сайта britannica.com
  4. Культурные верования и практики: роль конфуцианства (н.д.). Взято из stanford.edu
  5. Конфуцианство, Факты Религии, (n.d.). Взято с вероисповедания
  6. Конфуцианские Практики, Факты Религии, (n.d.). Взято с вероисповедания
  7. Символы конфуцианства, факты религии, н.д. Взято с вероисповедания
  8. Конфуцианские Тексты, Факты Религии, (n.d.). Взято с вероисповедания

Истоки и история Конфуцианства

Учение Конфуцианства иногда еще называют «Школой образованных людей», за его идеологию и способ мышления. Сам Конфуций родом из разорившейся семьи аристократов, много учился, и как он сам выражается «познал волю Неба».

В результате Конфуция стали считать Великим Мудрецом. Конечно, как философ он был на высоте. Но он в отличии от многих не рассуждал о «неземных» вещах. Весь упор делался на общественно – политическую жизнь и на ее мораль.

В ту пору создание устойчивого общества больше всего занимало умы обычных людей. Считается, что при жизни Конфуция не очень ценили. Его культ был создан уже после его смерти. Так на месте его смерти был создан алтарь, а впоследствии и храм для служения. Так же были построены и другие храмы во славу конфуцианству как религии по всему Китаю.

В более поздние времена китайские императоры даже возводят его в ранг покровителя Китая. Так Конфуций был обожествлен и возведен в ранг «Наставника Мудрости». Люди часто делают культы из кого-то, кто сам себя не считает Богом, обычно для поддержания порядка в стране и управления людьми, хотя на тот период такой подход был вполне оправданным.

Принципы конфуцианства

В основной своей массе принципы конфуцианства основаны на нравственности и морали. Даже когда Конфуция спрашивали, почему он не интересуется религией, ритуалами и духами, он отвечал, что поскольку ведет нравственную жизнь, все остальное его не интересует и что он прав перед Небом.

Принципы морали Конфуций возлагает на каждого человека. Так по принципам конфуцианства в отношении родителей должно быть почитание, даже если с детьми сами родители плохо обращаются.

А в отношении службы на работе, должно быть в первую очередь чувство долга, а не выгоды.

Тоже в отношениях между людьми должна стоять на первом месте братская любовь и уважение. В отношении правителей к подчиненным должны соблюдаться честные отношения.

Данные принципы конечно в наше «не очень моральное» время звучат конечно странно, но полностью соответствуют таким мудрым учениям как Христианство, ведическая культура и прочим высокоморальным и духовным религиям.

Основатели конфуцианства (551 — 230 гг. до н.э.)

Три человека построили доктринальные рамки конфуцианства в течение 270 лет, начиная примерно с 500 года до нашей эры: Конфуций, Мэн-цзы и Сунь-цзы.

Конфуций (приблизительно 551–479 гг. до н.э.)

Создателем конфуцианских верований был Конфуций. Он родился около 551 г. до н.э., во времена великого расцвета философских учений. Считается, что когда Конфуцию было уже за шестьдесят, он вернулся в свой родной город Цюйфу в провинции Шаньдун. В течение нескольких лет он обучал группу учеников, которые позже распространяли его убеждения и разрабатывали свои собственные философии.

учитель Конфуций

Мэн-цзы (около 371–289 гг. До н.э.)

Мэн-цзы сейчас считается вторым по важности конфуцианским философом. Однако в течение своей жизни он был более влиятельным, чем сам Конфуций, потому что он учил многих дворян и правителей

В своей книге Мэн-Цзы дополняет философию конфуцианства системой идей, утверждающих доброту и совершенство людей. Сам Конфуций подобных идей не выдвигал.

Философ Мэн-цзы

Сунь-цзы (около 313–230 до н.э.)

В отличие от Мэн-цзы, Сунь-цзы учил, что человеческая природа в основном полна недостатков. Сунь-цзы учил, что человеческая природа «своенравна» от рождения, но добродетельные учителя могут развивать нравственность в других посредством интенсивного обучения. Он выступал за строгие законы, регулирующие личное поведение.

Как и Мэн-цзы, несколько десятилетий назад, конфуцианский легалист* Сунь-цзы работал в Академии Цзися Царства Ци. Сочинения Сунь-цзы систематичны, многословны и тщательно аргументированы. Он был нетерпим к другим философиям и философам. В частности, он критиковал учения Мэн-цзы.

философ Сунь-цзы

* легалист — приверженец формального истолкования права и законов

Посещение столицы

За бесспорные достоинства в 25 лет Конфуций был отмечен уже всем культурным сообществом. Приглашение правителя посетить столицу Китая стало одним из самых важных моментов в его жизни. Это путешествие позволило мудрецу осознать себя в полной мере хранителем древней традиции и наставником. Он решил открыть школу, которая основана была на традиционных учениях. Человек учился здесь познавать законы этого мира, людей, а также открывать в себе новые возможности.

Некоторые исследователи предпочитают дату в 70-е годы, или Иисус говорил на арамейском языке, но Евангелия написаны на греческом языке. Помимо четырех канонических Евангелий и некоторых данных, которые можно угадать из посланий апостолов Павла, Петра и Иоанна, мало что полезно или надежно. Ссылки на Иисуса в раввинской литературе завуалированы и враждебны. Знаменитый отрывок в трудах еврейского историка, Иосифа Флавия первого века является подлинным, но есть интерполяции в нынешнем греческом тексте.

Ссылки, сделанные римскими писателями второго века, такими как Тацит, Светоний и Плиний Меньше, свидетельствуют о том, что христианство распространилось по всей Римской империи еще в царство Клавдия. Число апокрифических Евангелий второго и третьего столетий интересно, но не имеет исторического значения. Некоторые исследователи считают, что недавно открытое Томас Коптское Евангелие, работа около 140 г. н.э.

Проблема природы человека в конфуцианстве

Одной из фундаментальных проблем традиционной китайской философии, особенно конфуцианства, была проблема природы человека (жэнь син). Уже создателями учения «школы учёных» были предложены такие решения, которые определили основное направление дальнейших теоретических поисков. За сотни лет внутри традиционной китайской философии шёл процесс постоянного развития в специфической форме постепенного перебора всех допустимых решений тех или иных выдвинутых в древности проблем, а также перебора их всевозможных взаимных комбинаций.

Доминантой в конфуцианстве всё-таки была идея доброты человеческой природы. Именно эта доминанта обусловила отсутствие некоторых теоретически возможных вариантов трактовки человеческой природы (например, как абсолютно злой или потенциально злой — греховной, как утверждает то же христианство).

Учитель и наставник

Примерно в 518 году до н.э. один из важных вельмож дал совет своим сыновьям поучиться древним правилам и церемониям у Конфуция, косвенно подтверждая сложившийся к тому моменту большой авторитет философа. Вместе со своими учениками, число которых, по мнению китайских ученых, было около 3 тысяч, из них 70 ближайших, он читал древние рукописи, толковал источники и объяснял природу старинных обрядов. Также он делился своими размышлениями о лучшем обществе и государстве. При этом он не любил, когда его считали проповедником нового учения. Философ утверждал, что он всего лишь объясняет древнее наследие ради умиротворения народа.

За свое обучение Конфуций брал чисто символическую плату, а впоследствии жил на средства нескольких богатых учеников. Он никогда не обещал им открыть абсолютную истину и представить некое сокровенное знание. Философ учил земной науке, которую беззаветно разделял сам.

Направления

Спустя два года после кончины мудреца появились храмы, чествующие его – сначала в родном Цюйфу, а потом и в других местах страны. Его ученики разделились на несколько направлений в интеллектуальном наследии Кун Фу Цзы. Наиболее прославились среди них Мэн Цзы и Сюнь Цзы, создавшие одноименные сочинения.

Сюнь Цзы (313 г. до н.э. — 238 г. до н.э.) — китайский мыслитель, основоположник ханьского конфуцианства

Наследию Конфуция приходилось конкурировать за право владеть умами граждан с другими течениями, существовавшими в тот период, такими как

  • моизм,
  • легизм,
  • даосизм.

Это было время раннего конфуцианства. В III веке до нашей эры императором Цинем Шихуанди легизм был провозглашён государственной идеологией. А ученикам Конфуция пришлось нелегко: их преследовали, уничтожали сакральные документы. Самым драматическим моментом стало погребение заживо около пятиста конфуцианцев.

Но самая тёмная ночь бывает перед рассветом, и вот, при династии Хань, сменившей Чжоу, начинается поклонение Конфуцию всей нацией. Священные ритуалы с жертвоприношениями в его честь совершают прежде всего императоры, которые в трактате «Чюнь Цю» усмотрели зашифрованное им идеальное политическое устройство и образы ханьских правителей, сумевших организовать его, придя к власти.

Конфуцианская доктрина переосмысливается в свете существующей действительности и провозглашается государственной. В китаистике (синологии) это течение зовут классическим конфуцианством. Конфуцианские канонические правила Лю И унифицируются, процветает обожествление Конфуция, складывается экзаменационный механизм кэ цзюй, сделавший конфуцианские сочинения священными.

Конфуцианский храм, Пекин, Китай

Испытуемый на соответствие какой-либо административной должности должен был продемонстрировать отличное знание канона и овладение шестью искусствами, которые тоже назывались Лю И и в те времена считались неотъемлемой частью образования каждого учёного мужа:

  • ориентация в ритуалах,
  • знание музыкальной грамоты,
  • владение меткой стрельбой из лука,
  • навыки управления колесницей,
  • владение счётом и письмом (в том числе, сочинением стихов).

Сдавать экзамены нужно было поэтапно. Трёхступенчатая система предполагала начало испытаний в провинции и финальное испытание в столице. Выдержавший его занимал желанную должность. Эта экзаменационная система прошла проверку временем длительностью в две тысячи лет и просуществовала вплоть до начала XX столетия.

Во времена правления Тан у учения Конфуция появился ещё один конкурент – буддизм. В результате взаимодействия двух течений образовалось неоконфуцианство. Его связывают с именем Хань Юя, который жил в VIII-IX веках нашей эры.

В XIX веке учение испытало западное влияние, и возникли его новые трактовки, включающие европейские идеи. Когда в Китае в XX столетии к власти пришли коммунисты, они поначалу проявляли уважение к идеям и последователям Кун Фу Цзы. Но в период культурной революции Мао Цзэдуном учение Конфуция было объявлено помехой на пути к прогрессу.

Роль Конфуцианства

Конфуцианство — этико-политическое и религиозно-философское учение о нравственном поведении человека и основанном на морали, социальном порядке, возникшее в Китае.

Как и некоторые другие восточные религии, Конфуцианство часто интерпретируется как образ жизни, который на протяжении двух тысяч лет поддерживал религиозное единство китайского народа и способствовал этнической консолидации.

Большое внимание уделял Конфуций отношениям между правителем и народом. В основе его представлений об этом лежит одна идея: правитель — думающая личность, а его подданные — серая безликая масса, призванная слепо ему повиноваться

Конфуций не верил, что простой народ в состоянии познать его учение. «Ничтожный человек,- говорил он,- не способен познать веление Неба и не боится его, он презирает великих людей и оставляет без внимания речи совершенно мудрых».

В конфуцианской книге «Цзя-юй» отношения между правителем и народом уподобляются отношениям «между всадником и лошадью». «Всадник» — это император, наделенный великой мудростью, а «лошадь» — народ, не способный к самостоятельным поступкам. Император управлял народом не непосредственно, а при помощи «узды» и «вожжей» — чиновников и законов. «Древнее правление,- говорилось в названной книге,- было таково. Сын Неба считал придворных вельмож своими руками, добродетель и закон — уздой, чиновников — вожжами, уголовные наказания — стимулом, народ — лошадьми.

Чтобы хорошо управлять лошадьми, нужно правильно их взнуздать, нужно ровно держать вожжи и прибегать к стимулу, следует соразмерять силы лошадей и наблюдать за согласным бегом последних; при этих условиях правителю можно не издавать ни одного звука, вовсе не хлопать вожжами и не подстрекать стимулом — лошади сами собой побегут».

Этико-политические взгляды Конфуция и его последователей в форме ортодоксального конфуцианства легли в основу духовной жизни старого Китая. И какую бы сторону этой жизни ни рассматривать — взаимоотношения между людьми, воспитание и обучение, быт и нравы, обряды, привычки,- везде заметно влияние конфуцианских идей.

Каждый китаец во всем должен был руководствоваться конфуцианской моралью, и пусть он не мог прочитать сложных изречений в древних конфуцианских книгах — не это считалось главным. Главное было воспитать любого человека в духе нравоучений Конфуция. «Учение Конфуция,- писал академик В. М. Алексеев,- пронизывая на протяжении веков всю общественную жизнь Китая, не могло не всосаться в кровь народа».

В отличие от мифических богов Конфуций был реальным человеком. И если другие религии обещали верующему блага в потусторонней жизни, то конфуцианство заботилось, прежде всего, об устройстве жизни на этом свете. Низы общества верили в провозглашаемые человеколюбие, добродетель, справедливость, проповедуемые Конфуцием, поддерживали конфуцианский словесный протест против жестокости, алчности, лицемерия.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Здесь темы курсовых работ по философии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Религиозно-философское “Возрожденчество” в философии зарубежного востока XX века
  2. Проблема смерти и бессмертия личности
  3. Методологический анархизм как крайнее проявление релятивизма
  4. Гегелевское учение о гражданском обществе, правовом государстве, частной собственности — Философия права Гегеля
  5. Понятия «объективного мира» и «субъективного образа»
  6. Теория ноосферы, ее основные положения
  7. Августин: доказательство того, что нам известно о существовании бога
  8. Философская герменевтика. Герменевтический круг
  9. Философия религии М. Хайдеггера
  10. Философия немецкого Просвещения сквозь призму драматургии и поэзии Шиллера — «Вне закона»

Что такой Конфуцианство-Религия или Фолософия?

Конфуцианство возникло как этико-социально-политическое учение в Период Чуньцю (722 до н. э. по 481 до н. э.) — время глубоких социальных и политических потрясений в Китае. В эпоху династии Хань конфуцианство стало официальной государственной идеологией и сохранило этот статус вплоть до начала XX века, когда учение было заменено на «три народных принципа» Китайской Республики. Уже после провозглашения КНР, в эпоху Мао Цзэдуна, конфуцианство порицалось как учение, стоящее на пути к прогрессу. Лишь в конце 1970-х культ Конфуция начал возрождаться и в настоящее время конфуцианство играет важную роль в духовной жизни Китая.

Центральными проблемами, которые рассматривает конфуцианство, являются вопросы об упорядочении отношений правителей и подданных, моральных качествах, которыми должен обладать правитель и подчинённый и т. д.

Формально конфуцианство никогда не являлось религией, ибо в нём никогда не было института церкви. Но по своей значимости, степени проникновения в душу и воспитания сознания народа, воздействию на формирование стереотипа поведения, оно успешно выполняло роль религии.

Краткая биография Конфуция. Краткая биография

Настоящее имя человека, которого в Европе знают как Конфуция, — Кун Цю, вместе с тем в литературе можно нередко увидеть и такие варианты, как Кун-цзы, Кун Фу-Цзы или просто Цзы, что означает «учитель». Конфуций – великий древний китайский философ, мыслитель, мудрец, основатель философской системы, получившей название «конфуцианство». Его учение стало значимым фактором духовного, политического развития Китая, Восточной Азии, среди всех мыслителей древнего мира ему принадлежит статус одного из величайших. В основе учения Конфуция лежала естественная человеческая потребность в счастье, рассматривались разносторонние вопросы жизненного благополучия и этики.

Родился Конфуций приблизительно в 551 до н. э. в Цюйфу (современная провинция Шаньдун) и являлся потомком аристократического обедневшего рода, сыном пожилого чиновника и его молоденькой наложницы. С детских лет он познал, что такое тяжелая работа и нужда. Трудолюбие, любознательность и осознание необходимости быть человеком культурным сподвигли его идти по пути самообразования и самосовершенствования. Работал в юности смотрителем складов и госземель, однако призвание его было в другом — в том, чтобы учить других. Он начал заниматься этим в 22 года, стал первым частным китайским учителем, а впоследствии снискал славу самого знаменитого педагога в Поднебесной. В открытую им частную школу принимали учеников без оглядки на их материальное состояние и благородство происхождения.

На государственную службу Конфуций впервые попал уже в зрелом, 50-летнем, возрасте; в 496 до н. э. занимал должность первого советника в Лу, однако из-за интриг, невозможности реально влиять на госполитику вышел в отставку, чтобы целых 13 лет странствовать в компании учеников по Китаю. В ходе путешествия он наносил визиты к правителям разных областей, стараясь донести до них этико-политическое учение, превратить их в единомышленников, однако целей своих не достигал.

Возвращение в Лу состоялось в 484 г. до н. э. С этого времени биография Конфуция всецело связана с преподаванием. Предание гласит, что количество его учеников приближалось к трем тысячам, из которых примерно 70 могли называть себя ближайшими, а 12 всегда неотступно следовали за наставником. По именам же известно 26 человек, которые доподлинно являлись его учениками. Параллельно преподаванию Конфуций занимался книгами: собирал их, систематизировал, редактировал, распространял – в частности, Ши-цзин («Книгу песен»), И цзин («Книгу перемен»). Смерть настигла великого китайского мудреца примерно в 479 г. до н. э., как гласит предание, на берегу тихо несущей свои воды реки, под сенью листвы. Похоронили философа на кладбище, на котором впоследствии предполагалось хоронить только его потомков, наиболее близких учеников, последователей.

Новая жизнь учения Конфуция началась после смерти его автора. Последователями была написана книга «Беседы и суждения» («Лунь-юй»), представлявшая собой записанные беседы учителя с единомышленниками, учителями, высказывания Конфуция. Вскоре она приобрела статус канона его учения. Конфуцианство получило всеобщее признание, а после 136 г. до н. э. с подачи императора У-ди приобрело статус официального вероучения. Конфуцию поклонялись как божеству, считали первоучителем человечества, строили в его честь храмы. Культ великого китайского мудреца перестал поддерживаться с началом буржуазной Синьхайской революции (1911 г.), однако авторитет Конфуция по-прежнему велик и не подвергается ревизии.

В словаре Энциклопедии

(Кун-цзы) (ок. 551-479 до н. э.), древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. Основные взгляды Конфуция изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и суждения»).КОНФУЦИЙ (латинизированная форма от кит. Кун Фу-цзы — учитель Кун), Кун-цзы, Кун Цю, Кун Чжун-ни (552/551, Цзоу в царстве Лу (современный город Цюйфу провинции Шаньдун) — 479 до н. э., там же), древнекитайский мыслитель.Жизнь Отец его, который был старше матери на 46 лет, умер, когда Конфуцию было три года, мать — когда ему было шестнадцать лет. В молодости ему пришлось быть управляющим складами и надсмотрщиком над стадами. В возрасте 27 лет он получил должность помощника при совершении жертвоприношений в главной кумирне царства Лу. В 50 лет первые»>впервые оказался на государственной службе, однако пост первого советника в Лу (496 до н. э.) покинул почти сразу же, уйдя в отставку. Следующие 13 лет он посещал властителей позднечжоуского Китая, стремясь склонить их к принятию своего этико-политического учения. Миссия успеха не имела. В конце концов Конфуцию пришлось целиком посвятить себя педагогической деятельности. Конфуций считается первым частным учителем в Китае. Его известность как знатока книг «Ши цзин» и «Шу цзин», ритуала и музыки привлекла к нему множество учеников, составивших собрание его суждений и диалогов — «Лунь юй» (один из основных источников по этико-религиозному учению конфуцианства).Учение Подчеркивая свою приверженность традиции, Конфуций говорил: «Я передаю, но не создаю; я верю в древность и люблю ее» (Лунь юй, 7.1). Золотым веком для Китая Конфуций считал первые годы правления династии Чжоу (1027-256 до н. э.). Одним из любимых героев для него был, наряду с основателями чжоуской династии Вэнь-ваном и У-ваном, их сподвижник (брат У-вана) Чжоу-гун. Однажды он даже заметил: «О как же ослабла (моя добродетель, если) я давно уже больше не вижу во сне Чжоу-гуна» (Лунь юй, 7.5). Напротив, современность представлялась царством хаоса. Нескончаемые междоусобные войны, все усиливающаяся смута привели Конфуция к выводу о необходимости новой моральной философии, которая опиралась бы на представление об изначальном добре, заложенном в каждом человеке. Прототип нормального общественного устройства Конфуций видел в добрых семейных отношениях, когда старшие любят младших и заботятся о них (жэнь, принцип «человечности»), а младшие, в свою очередь, отвечают любовью и преданностью (и, принцип «справедливости»)

Особенно подчеркивалась важность исполнения сыновнего долга (сяо — «сыновняя почтительность»). Мудрый правитель должен управлять с помощью воспитания у подданных чувства благоговения перед «ритуалом» (ли), то есть моральным законом, прибегая к насилию только как к последнему средству

Отношения в государстве во всем должны быть подобными отношениям в хорошей семье: «Правитель должен быть правителем, подданный — подданным, отец — отцом, сын — сыном» (Лунь юй, 12.11). Конфуций поощрял традиционный для Китая культ предков как средство сохранения верности родителям, роду и государству, в состав которого как бы входили все живые и умершие. Долгом всякого «благородного мужа» (цзюньцзы) Конфуций считал бесстрашное и нелицеприятное обличение любых злоупотреблений.Культ Конфуция. Конфуцианство Конфуций не был основателем религии, и на вопрос одного из учеников о загробном мире как-то ответил: «Не научившись (честно) служить людям, можно ли (достойно) служить духам?» (Лунь юй, 11.11). Однако после его смерти в его честь были воздвигнуты храмы и стал складываться религиозный по форме культ Конфуция как первоучителя человечества. Конфуцианство приобрело в Китае статус официального вероучения, благодаря системе экзаменов государственные должности могли занимать только ученые конфуцианцы (хотя конфуцианское учение в традиции понималось скорее как «наука» вообще, а конфуцианцы — «жу», т. е. просто как «ученые», «образованные»).Уже первый император ханьской династии Гао-цзу посетил в 174 могилу Конфуция на его родине в Цюйфу и принес в жертву быка. Через 50 лет был воздвигнут храм в его честь. В 267 императорским указом предписывалось приносить в столице и на родине Конфуция четырежды в год в жертву овцу, свинью и быка. В 555 предписывалось сооружение в каждом городе, где есть представитель власти, храма в честь Конфуция. В начале 20 в. род Конфуция насчитывал 20-30 тыс. членов, он существует и ныне. Старший потомок Конфуция по прямой линии носит наследственный княжеский титул, при императорах он должен был посвящать себя уходу за могилой и храмом. Литература:Малявин В. В. Конфуций. М., 1992.Переломов Л. С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М., 1993.Демененко И. И. Конфуций. М., 1995.Г. А. Ткаченко

25 интересных фактов из жизни Конфуция

1.Генеалогическое древо Конфуция с историей приблизительно в 2500 лет является самым длинным в мире. На сегодняшний день древо охватывает 83 поколения клана Конфуция.

2.Конфуций известен также под именами: «Великий мудрец», «Самый мудрый ушедший учитель», «Первый учитель» и «Навеки образцовый учитель».

3. Цю («Qiū», дословно «Холм») — настоящее имя Конфуция, данное ему при рождении. Вторым именем учителя было Чжун-ни (仲尼Zhòngní), то есть «Второй из глины».

4. Конфуцианство, основанное Конфуцием и развитое его последователями, — одна из самых распространённых и самых древних учений в Китае и во всем мире.

5.Законы, изданные Конфуцием, основывались на его учениях и были настолько успешными, что преступность в царстве Лу сошла на нет.

6. Конфуций считал, что каждый гражданин должен уважать и чтить предков.

7. В 19 лет Конфуций женился на девушке по имени Ки-коан-ши из семьи Ци, жившей в царстве Сун. Через год у них родился сын, которого назвали Ли.

8. В 50 лет (501 год до н.э.) Конфуций занял пост судьи. В его руках сконцентрировался весь закон и порядок царства Лу.

9. Ученики Конфуция на основе высказываний и бесед учителя составили книгу «Сы шу» или «Четверокнижие».

10.«Золотое правило» Конфуция гласит: «Не делай другим того, чего не желаешь себе». Также ему приписывают изречение: «Что не выберешь сам, не навязывай другим».

11. Имя «Конфуций» возникло в конце XVI века в трудах европейских миссионеров, которые таким образом на латинском языке (лат. Confucius) передали сочетание Кун Фу-цзы (кит. упр. 孔夫子, пиньинь: Kǒngfūzǐ), хотя чаще используется имя 孔子 (Kǒngzǐ) с тем же значением «Учитель [из рода/по фамилии] Кун».

12. По мнению Конфуция человек должен превозмочь себя, культивируя личность посредством нравственности и гуманности, и уничтожить в себе варвара и эгоиста.

13. Согласно данным Комитета по генеалогии семьи Конфуция, действующего в Гонконге и Китае, родословные книги с перечислением потомства Конфуция считаются самыми объёмными в мире: они насчитывают 43 тысячи страниц и включают имена более 2 миллиона человек.

14. На должности судьи Конфуции пробыл пять лет, но козни злопыхателей привели к его отставке в 496 году до н.э.

15. Конфуций вернулся к преподаванию и в последующие 12 лет в качестве учителя завоевал всеобщую любовь и уважение.

16. Он верил, что элита страны станет положительным примером для остальной нации. Так, в обществе воцарятся мир и согласие.

17.К важнейшим человеческим качествам он относил честность, доброжелательность, покорность, вежливость и здравомыслие. Народных лидеров Конфуций воодушевлял быть образчиками благонравия.

18. Студентам Конфуций преподавал идеи древнекитайских мудрецов, которые изучил сам, чтобы добиться реформ в правительстве, погрязшем на тот момент в коррупции и самовластии.

19. Мать Конфуция скончалась, когда ему было 23. Спустя год (в 527 до н.э.) Конфуций сменил поприще и занялся педагогикой.

20. Когда Конфуцию было полтора года, умер его отец Шулян Хэ, военный офицер. Мальчик рос в нищете, но смог получить хорошее образование.

21. В возрасте 60 лет Конфуций оставил трудовую деятельность и вернулся на малую родину. Через 12 лет, 21 ноября 479 года до н.э. он скончался.

22. Один из самых выдающихся учеников Конфуция и его духовный наследник – китайский философ Мэнцзы. Самым любимым учеником мыслителя был Янь Хуей. Читайте еще: Мартин Лютер биография.

23. Несколько десятков тысяч потомков «учителя всех китайцев» живут за пределами Китая в Корее (34 тысячи) и Тайване.

24. С раннего детства Конфуцию пришлось усердно трудиться, чтобы прокормить семью. Начав простым рабочим, он выслужился до чиновника, ответственного за выдачу и прием зерна. Позже в его ведение поступил и скот.

25. Конфуций (имя при рождении Кун Цю) родился в 551 году до н.э. в городе Цэоу (ныне город Цюйфу в провинции Шаньдун), принадлежавшем царству Лу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector