Педагогическое общение

Введение

Гуманизация системы образования, характеризующая современный этап ее развития, предъявляет высокие требования к общей и профессиональной подготовке педагогических кадров, к проявлению их творческой индивидуальности.

Индивидуальный стиль деятельности — одна из важных характеристик процесса индивидуализации профессионального труда. Наличие своего стиля у профессионала свидетельствует, с одной стороны, о его приспособлении к объективно заданной структуре профессиональной деятельности, а с другой — о максимально возможном раскрытии своей индивидуальности.

Педагогическая деятельность — сложная и многокомпонентная. Из всего многообразия ее компонентов Н.В. Кузьмина выделяет три: содержательный, методический и социально-психологический. Они образуют внутреннюю структуру педагогического процесса. Единство и взаимосвязь этих трех компонентов позволяют реализовать в полной мере задачи педагогической системы. Главным в единстве является социально-психологический компонент, т.е. педагогическое общение (ПО), которое обеспечивает реализацию двух других.

В психолого-педагогической литературе чаще всего говорят о коммуникативных способностях учителя, необходимых для осуществления плодотворной педагогической деятельности. Опыт показывает, что для успешного взаимодействия с детьми недостаточно только знания учителем основ наук и методики учебно-воспитательной работы. Все его знания и практические умения могут передаваться учащимся только через систему живого и непосредственного общения.

Культура педагогического общения

В основе лежит общая и педагогическая культура личности учителя.

Под общей культурой понимается уровень развития человека, его духовные и нравственные качества, интеллектуальные способности.

Чем выше этот показатель, тем больше учитель может дать своим подопечным. Педагогическая культура , это понимание специфики своей профессиональной деятельности, направленной на воспитание подрастающего поколения.

У каждого педагога свой характер, манера поведения, стиль и т.д. Тем не менее, культура его поведения выражается в соблюдении следующих правил:

  • уважительное отношение к каждому ученику независимо от личного мнения о нем,
  • объективная оценка способностей учеников,
  • учет психологических особенностей учеников,
  • демонстрация доброжелательности и открытости,
  • заинтересованное отношение к любой точке зрения,
  • готовность давать пояснения и повторять информацию, не усвоенную с первого раза,
  • проявление терпимости, понимания, участия,
  • признание права подопечных иметь свою точку зрения, отличную от мнения большинства,
  • исключение любых угроз, высмеиваний, унижений достоинства, упреков (негативная оценка может даваться результатам учебы, а не конкретно личности ученика),
  • отсутствие в поведении учителя признаков ощущения собственного превосходства ввиду занимаемого положения или имеющегося жизненного опыта.

Виды педагогических стилей общения

Умение преподавателя находить общий язык с учащимися демонстрирует его профессиональную компетентность. На выбор стиля общения влияют возраст учеников, их поведение и характер излагаемой информации. При выборе стратегии поведения важную роль играет отношение учителя к подопечным: положительное, отрицательное или пассивное.

В работе с учениками существуют различные стили педагогического общения: демократический, авторитарный и либеральный. Дополнительно выделяют смешанный тип, который строится на основе 3-х базовых стилей.

Демократический

Демократический стиль – это общение с воспитанниками, в основе которого лежат взаимопонимание и обоюдное сотрудничество. Педагог стремится к диалогу с учениками, помогает им правильно формулировать свои мысли. Главная задача – снять эмоциональное напряжение аудитории и расположить к себе подопечных.

Учитель вместе с детьми

Педагог-демократ всегда подбадривает и поддерживает, его критика звучит в форме рекомендаций. Это тот стиль педагогического общения, который в психологии считают самым продуктивным. Ребенок на уроке чувствует себя комфортно, ему проще реализовать свой потенциал.

Недостаток подобного общения в том, что поведение учеников не устойчивое и может меняться. Со временем дети перестают соблюдать дистанцию и провоцируют конфликтные ситуации. Их действия обоснованы тем, что они воспринимают преподавателя наравне с собой и не опасаются его реакции.

Обратите внимание! Зачастую молодые преподаватели выбирают демократичный стиль, это типичная ошибка, которая портит дисциплину. Если сразу же не заявить о своих правах, в будущем дети не смогут перестроиться и будут регулярно игнорировать правила поведения

Авторитарный

Общение в авторитарном стиле характеризуется четко выстроенной иерархией, где педагог занимает руководящую позицию. Учитель самостоятельно решает все воспитательные вопросы, задает правила поведения и четкие цели. В данном случае учитель – это руководитель, который иногда перерастает в диктатора. Авторитарный педагог оценивает детей поверхностно, ориентируясь только на успеваемость, не учитывая их творческий потенциал.

Под авторитарным управлением ученики способны выполнить большое количество заданий, но не по своей воле, а из-за опасения столкнуться с критикой педагога. В таких условиях дети не могут проявить инициативу, раскрыть свои возможности. Из этого формируется главный недостаток авторитарного поведения – чувство давления и ограничения, которые вызывают протест учеников.

Строгий учитель у доски

Либеральный

Выбирая либеральный стиль, преподаватель старается ограничить степень своей ответственности. Зачастую педагог-либерал поверхностно выполняет свои обязанности, избегая необходимости руководить и воспитывать детей. В такой ситуации учитель только доносит информацию, не принимая участия в жизни коллектива.

Нейтралитет – наиболее точное определение либерального стиля. Злоупотребляя таким поведением, педагог теряет уважение и пускает процесс обучения на самотек. Со стороны подопечных формируется неуважительное отношение, снижаются успеваемость и дисциплина.

Смешанный тип

Базовые стили общения педагога с детьми практически не используются в чистом виде, зачастую они совмещаются между собой. Смешанный тип – это единство двух стилей, чаще всего соединяют демократию с либерализмом или авторитарным поведением. Например, «демократ» на уроках взаимодействует с детьми, а во время экзаменов проявляет себя в роли руководителя.

Обратите внимание! Авторитарное и либеральное поведение – противоположные понятия, которые не совмещаются в одной системе поведения. Нельзя одновременно руководить и отстранять себя от ответственности

Стили педагогического общения

Педагогическое общение включает стили, в которых оно проходит. Каждый стиль включает не только интонацию голоса и составление предложений учителем, но и методы, инструменты, даже отношение преподавателя к учащимся. Выделяют такие стили педагогического общения:

  1. Демократический стиль предполагает уважительное и положительное отношение к ребенку. Учитель старается установить с учеником доверительные контакты, не прибегать к наказанию, а использовать положительные оценки. Демократический стиль общения направлен не только на обучение ребенка, но и на формирование в нем определенных положительных качеств. Устанавливаются дружеские отношения, которые способствуют доверительному общению.
  2. Авторитарный стиль продолжает оставаться распространенным. Он предполагает отношение учителя к ученикам, как к вещам. Здесь присутствуют указания, требования, наказания за непослушание. Ученик должен слушаться учителя и выполнять все так, как он говорит. Здесь отсутствует креативность, творчество, полет в обучении. Такая форма обучения ведет к возникновению недружелюбности между сторонами, конфликтности, неуспешности в обучении.
  3. Либеральный стиль обучения предполагает непоследовательность, безынициативность и даже безответственность. Детям все позволено. Их обучение идет то в гору, то вниз.

Смешанный стиль обучения предполагает объединение в себе несколько методик воспитания.

О неактуальности школьного образования и ненужности школьных знаний во взрослой жизни уже говорят многие люди. Выходя во взрослый мир, каждый бывший ученик понимает, что многое из того, чему он учился в школе, ему не нужно. Знания вскоре забываются, а аттестат об окончании со временем становится никому ненужным. Зачем же тогда в школе, которая является обязательной для каждого гражданина, обучают тому, что по жизни не пригодится?

На этот вопрос можно найти множество ответов. Начнем с того, для чего вообще была придумана школа. Поначалу школа предназначалась для элиты – людей из богатых семей, которые должны были чем-то отличаться от бедных. Образование было обязательным в высшем сословии. Оно не только отделяло богатых от бедных, но и позволяло заниматься той работой, на которую не допускались простые люди.

Поскольку школьная система не меняется, то и на сегодняшний день детям дают знания, чтобы сделать их образованными, а не приспособленными к жизни. Вы можете выдавать научные факты и даты, но эти знания не помогут вам в решении ваших жизненных проблем. Таким образом, школа является большой «библиотекой», в которой каждый человек получает научные знания просто для того, чтобы считаться начитанным, образованным, умным. Но большая часть этих знаний становится ненужной в повседневной жизни. Необходимо менять систему школьного образования, чтобы дети тратили свои молодые годы не на получение ненужных им знаний, а на подготовку к взрослой жизни. Но кто этим будет заниматься, если понадобится переквалифицировать абсолютно всех учителей и изменить саму систему школьного образования?

Когда обучение идет на пользу? Когда вы понимаете, зачем вам нужны те знания, которые получаете. Вспомните себя в школьные годы, когда вас насильно заставляли что-то изучать. Вы вынуждены были обладать какими-то знаниями, абсолютно не понимая, зачем они вам нужны. Конечно, есть дети, которые любят физику, другим нравится биология, третьи увлекаются музыкой. Поскольку под каждого ученика школа не может подстраиваться, она обучает всех одним и тем же предметам, выдвигая одинаковые требования, вне зависимости от их интересов и желаний.

Но школьные годы прошли, даже студенческие. Теперь есть возможность как учиться, так и не учиться. Когда обучение идет на пользу в таком случае? Когда вы понимаете, зачем вам нужны получаемые знания. Учиться ради учебы не нужно, ради получения диплома тоже нет необходимости. Но когда вы понимаете, что вам нужны некоторые познания, тогда уже четко определяете, куда вам идти, с каким преподавателем работать и на какие свои вопросы отвечать.

Когда обучение идет на пользу? Когда знания вам нужны. Вы учитесь не ради учебы, не ради диплома, не ради удовлетворения интересов близких людей, а ради того, чтобы изучить тот предмет, который вас интересует. В таком случае обучение пойдет не только на пользу, но и вдохновит вас, даст полноту и радость.

Виды и типы

Педагогическое общение представлено двумя основными видами:

  1. Индивидуальное. Двусторонний диалог, в котором принимает участие учитель и конкретный ученик. Так, во время вызова к доске одного подопечного или во время обсуждения на семинаре доклада конкретного студента происходит индивидуальное общение педагога и ученика.
  2. Фронтальное. Взаимодействие педагога со всей аудиторией одновременно. Происходит во время ведения урока в классе, чтения лекции в институте. В этом случае информация транслируется обезличено.

Преподаватель должен владеть в полной мере обоими видами коммуникации, поскольку учебный процесс практически всегда включает в себя и то, и другое.

Типология педагогического общения очень разнообразна в зависимости от тех его факторов, которые подлежат анализу:

  • по направленности: прямое, косвенное,
  • по содержанию: учебная, спортивная, досуговая деятельность,
  • по цели: стихийное, целенаправленное,
  • по управляемости: неуправляемое, частично управляемое, управляемое,
  • по установившейся взаимосвязи: равноправие, руководство,
  • по характеру коммуникации: сотрудничество, диалог, опека, подавление, конфликт.
  • по охвату аудитории: частное, публичное,
  • по наличию намерений: случайное, преднамеренное,
  • по продолжительности: длительное, кратковременное,
  • по результативности: продуктивное, непродуктивное.

Функции педагогического общения

Профессиональное педагогическое общение выполняет ряд важных функций:

Эмотивная. От педагога зависит атмосфера в классе. Адекватное восприятие личности ученика, понимание и признание его особенностей, возможностей и потребностей — главное условие для создания доверительных и дружелюбных отношений.
Познавательная. Задача педагога — развить внутреннюю мотивацию к обучению, интерес к содержанию

Большое внимание при этом отводится устранению внутренних психологических барьеров у детей. Познавательная функция предполагает воздействие на сознание ребенка, коррекцию его поведения и мировоззрения.
Регулятивная. Выбор форм и методов подкрепления желаемого поведения и торможения нежелательного.
Фасилитативная

Предполагает помощь, содействие в раскрытие потенциала воспитанника, его самореализации и самоактуализации.

Выбор форм и методов подкрепления желаемого поведения и торможения нежелательного.
Фасилитативная. Предполагает помощь, содействие в раскрытие потенциала воспитанника, его самореализации и самоактуализации.

14.2.1. Особенности педагогического общения

Педагогическое
общение

специфическое межличностное взаимодействие
педагога и воспитанника (учащегося),
опосредующее усвоение знаний и становление
личности в учебно-воспитательном
процессе
(Педагогическая…,
1993-1996. Т.2). Часто педагогическое общение
определяется в психологии как
взаимодействие субъектов педагогического
процесса, осуществляемое знаковыми
средствами и направленное на значимые
изменения свойств, состояний, поведения
и личностно-смысловых образований
партнеров. Общение — неотъемлемый элемент
педагогической деятельности; вне его
невозможно достижение целей обучения
и воспитания (Леонтьев А.А., 1996)
(http://www.avpu.ru/proect/sbornik2004/161.htm).

 В
психолого-педагогической литературе
существуют разные трактовки педагогического
общения(рис.
4). Приведем
некоторые из них. Например, А.Н.
Леонтьев
педагогическое общение определяет как
«профессиональное общение преподавателя
с учащимися на уроке и вне его (в процессе
обучения и воспитания), имеющее
определенные педагогические функции
и направленное (если оно полноценное и
оптимальное) на создание благоприятного
психологического климата, а также на
другого рода психологическую оптимизацию
учебной деятельности и отношений между
педагогом и учащимся внутри ученического
коллектива» (Леонтьев
А.Н., 1979. С. 3).
И.А

Зимняя обращает внимание на то, что
педагогическое общение «как форма
учебного сотрудничества есть условие
оптимизации обучения и развития личности
самих учащихся».
          Педагогическое
общение
является основной формой осуществления
педагогического процесса. Его
продуктивность определяется, прежде
всего, целями и ценностями общения,
которые должны быть приняты всеми
субъектами педагогического процесса
в качестве императива
их индивидуального поведения. Можно
выделить соответствующие уровни
педагогического общения (рис.
5).
          Основная
цель педагогического общения состоит
как в передаче общественного и
профессионального опыта (знаний, умений,
навыков) от педагога учащимся, так и в
обмене личностными смыслами, связанными
с изучаемыми объектами и жизнью в целом
(рис.
6 )

В общении
происходит становление (т.е. возникновение
новых свойств и качеств) индивидуальности
как учащихся, так и педагогов(Чалдини
Р., 2001; см. аннотацию)

Можно
выделить соответствующие уровни
педагогического общения (рис.
5).
          Основная
цель педагогического общения состоит
как в передаче общественного и
профессионального опыта (знаний, умений,
навыков) от педагога учащимся, так и в
обмене личностными смыслами, связанными
с изучаемыми объектами и жизнью в целом
(рис.
6 ). В общении
происходит становление (т.е. возникновение
новых свойств и качеств) индивидуальности
как учащихся, так и педагогов(Чалдини
Р., 2001; см. аннотацию).

  • Кроме информационной
    функции, можно выделить и ряд других,
    например:

    • контактную
      — установление контакта как состояния
      обоюдной готовности к приему и передаче
      учебной информации и поддержания
      взаимосвязи в форме постоянной
      взаимоориентированности;

    • побудительную
      — стимуляцию активности учащегося,
      направляющую его на выполнение тех
      или иных учебных действий;

    • амотивную
      — побуждение в ученике нужных эмоциональных
      переживаний («обмен эмоциями»), а
      также изменение с его помощью собственных
      переживаний и состояний и др.

Педагогическое
общение создает условия для реализации
потенциальных сущностных сил субъектов
педагогического процесса.
          Высшая
ценность педагогического общения —
индивидуальность педагога и учащегося.
Собственное достоинство
и честь
педагога, достоинство и честь учащихся
— важнейшая ценность педагогического
общения.
          В
связи с этим ведущим принципом
педагогического общения может быть
принят императив
И.
Канта: всегда
относиться к себе и учащимся как цели
общения, в результате которого происходит
восхождение к индивидуальности. Императив
— безусловное требование. Именно это
восхождение к индивидуальности в
процессе общения и является выражением
чести и достоинства субъектов
общения.
          Педагогическое
общение должно ориентироваться не
только на достоинство человека как
важнейшую ценность общения. Большое
значение для продуктивного общения
имеют такие этические ценности, как
честность, откровенность, бескорыстие,
доверие, милосердие,
благодарность, забота, верность слову.

Структура педагогического общения

Педагогическое общение имеет следующую структуру:

  1. Коммуникативная сторона – осуществление обмена информацией между субъектами общения, являющимися участниками воспитательно-образовательного процесса.
  2. Интерактивная сторона – построение общей стратегии взаимодействия между педагогом и детьми, направленной на обмен информацией и фактами, организация общей деятельности. Выделяют два вида взаимодействия: «кооперация — сотрудничество» и «конкуренция – соперничество».
  3. Перцептивная сторона – представлена восприятием, пониманием, изучением и оценкой партнера по общению.

Педагогическое общение является одним из элементов метода обучения и воспитания, представляя собой способ организации и управления педагогического процесса. В связи с этим педагогическое общение выполняет следующие функции:

  • информационную
  • самопрезентативную
  • интерактивную
  • аффективную
  • социально-перцептивную

Замечание 1

Реализация педагогического общения осуществляется посредством вербальных и невербальных средств.

Ты студент любого из вузов России? Приглашаем на платное интервью! Тема интервью — подготовка к сессии и проблемы, возникающие при этом Узнать подробности

Важное значение, для продуктивности педагогического общения, имеют личные качества педагога:

  • наличие необходимых знаний психологии человека и ребенка;
  • четкая социальная установка;
  • безусловное принятие ребенка (опирается на принцип предвосхищающего уважения);
  • развитость таких качеств как внимательность, наблюдательность, память, мышление, воображение, интуиция;
  • воспитанность эмоциональной сферы, предполагающая умение сочувствовать и сопереживать;
  • личностные черты и индивидуальные психологические особенности, определяющие линию поведения педагога при общении с другими участниками образовательного процесса;
  • самооценка, самопознания и педагогическая рефлексия;
  • развитость коммуникативных умений и навыков (умение выступать перед публикой, владение техникой речи, словарный запас и т.д.);
  • наличие педагогической интуиции.

Особенности педагогического общения

Педагогическое общение — специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе. Часто педагогическое общение определяется в психологии как взаимодействие субъектов педагогического процесса, осуществляемое знаковыми средствами и направленное на значимые изменения свойств, состояний, поведения и личностно-смысловых образований партнеров. Общение — неотъемлемый элемент педагогической деятельности; вне его невозможно достижение целей обучения и воспитания.

В психолого-педагогической литературе существуют разные трактовки педагогического общения. Приведем некоторые из них. Например, А.Н. Леонтьев педагогическое общение определяет как «профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри ученического коллектива». И.А

Зимняя обращает внимание на то, что педагогическое общение «как форма учебного сотрудничества есть условие оптимизации обучения и развития личности самих учащихся»

Педагогическое общение является основной формой осуществления педагогического процесса. Его продуктивность определяется, прежде всего, целями и ценностями общения, которые должны быть приняты всеми субъектами педагогического процесса в качестве императива их индивидуального поведения. Можно выделить соответствующие уровни педагогического общения.

Основная цель педагогического общения состоит как в передаче общественного и профессионального опыта (знаний, умений, навыков) от педагога учащимся, так и в обмене личностными смыслами, связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом. В общении происходит становление (т.е. возникновение новых свойств и качеств) индивидуальности как учащихся, так и педагогов.

Кроме информационной функции, можно выделить и ряд других, например:

  • контактную — установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче учебной информации и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности;
  • побудительную — стимуляцию активности учащегося, направляющую его на выполнение тех или иных учебных действий;
  • амотивную — побуждение в ученике нужных эмоциональных переживаний («обмен эмоциями»), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний и др.

Педагогическое общение создает условия для реализации потенциальных сущностных сил субъектов педагогического процесса.

Высшая ценность педагогического общения — индивидуальность педагога и учащегося. Собственное достоинство и честь педагога, достоинство и честь учащихся — важнейшая ценность педагогического общения.

В связи с этим ведущим принципом педагогического общения может быть принят императив И. Канта: всегда относиться к себе и учащимся как цели общения, в результате которого происходит восхождение к индивидуальности. Императив — безусловное требование. Именно это восхождение к индивидуальности в процессе общения и является выражением чести и достоинства субъектов общения.

Педагогическое общение должно ориентироваться не только на достоинство человека как важнейшую ценность общения. Большое значение для продуктивного общения имеют такие этические ценности, как честность, откровенность, бескорыстие, доверие, милосердие, благодарность, забота, верность слову.

Структура и стили педагогического общения

Структура коммуникации соответствует логике педагогического процесса:

  1. Моделирование предстоящей коммуникации (прогноз). Требуется знание аудитории, вероятных трудностей, динамики работы.
  2. Организация прямой связи (коммуникативная атака). Необходимо знать методы само представления, динамического воздействия, техники быстрого вовлечения класса в работу
  3. Управлять общением. Способность поддерживать инициативу, поддерживать диалог, адаптировать план с учетом фактических условий.

4 Анализ. Он направлен на соотнесение поставленных целей, средств и результатов. Что ты планировал сделать? Как это случилось? Что было достигнуто?

Стили общения:

  1. Авторитарный. Строгое управление, контроль, недоверие. Может использоваться в критических ситуациях, в кемпингах).
  2. Пассивный (либеральный). Учитель не проявляет инициативы и перекладывает ответственность на детей. Может использоваться, когда команда хорошо организована, дети сами умеют руководить мероприятием и в рекреационных ситуациях.
  3. Демократичный. Учитель не только высказывает свое мнение, но и ставит группу в центр; он занимает позицию первого среди равных. Коллективное принятие решений.
  4. Исходя из остроты творческой деятельности. Страсть к общему делу, интерес к общему делу порождает общий поиск.
  5. Связь — расстояние. Расстояние должно существовать в системе учитель-учащийся, но не человек-человек.
  6. Общение — запугивание. Чаще всего используется начинающими учителями.
  7. Общение — флирт. Когда учитель не знает, как установить связь. Снижает требования.

Нет единого стиля общения в чистом виде, и перечисленные вариации не исчерпывают всех стилей общения учителя с учениками. Стиль одного учителя может быть неуместен для другого. Стиль общения показывает индивидуальность учителя.

На разных этапах работы с группой преподаватель должен использовать разные стили общения.

Например, авторитарный стиль общения должен использоваться на ранних стадиях работы с группой, когда она еще не сплочена, или при работе с маленькими детьми, или в опасных ситуациях.

Либеральный стиль эффективен при работе со взрослыми или молодыми людьми или с коллективом на высоком уровне развития. и т.д.

Виды педагогических стилей общения

Как мы уже говорили, в основе стиля общения лежит отношение педагога к детям. Оно обусловливает возможности организаторской деятельности. Все виды общения можно разделить на три основных типа: авторитарный, демократический и либеральный.

Авторитарный стиль общения выбирают те педагоги, которые предпочитают самостоятельно решать все жизненно важные вопросы, связанные с функционированием детского коллектива, задавать четкие цели, исходя из своего опыта, организовывать контроль над своевременным выполнением задач и давать всем результатам свою субъективную оценку. В итоге стиль общения становится властным, в поведении педагога проявляется диктаторство и опека. Ученики ощущают давление и начинают противодействовать ему, в силу чего в таких коллективах всегда существует явный или скрытый протест.

Либеральный (анархический) стиль общения предпочитают те педагоги, которые избегают ответственности. Как правило, они выполняют свои обязанности чисто формально, пытаясь самоустраниться от какого-либо руководства. Сама роль воспитателя для такого педагога нежеланна, он ограничивается только преподавательскими обязанностями. Посредством такого стиля реализуется тактика невмешательства, в основе которой лежит равнодушие, незаинтересованность в учениках и проблемах коллектива. В результате такой позиции учитель, неспособный положительно повлиять на своих воспитанников, теряет авторитет и контроль над ними, и дисциплина стремительно падает.

Третий стиль имеет в своей основе опору на инициативу детского коллектива. Педагоги, избирающие демократический стиль общения, ориентированы на то, чтобы развить в своих учениках активность и самостоятельность, привлечь каждого из них к решению задач. Такая организация общения учеников с педагогом является наиболее благоприятной и продуктивной.

Важность выбора вида общения педагога с учащимися

Выбор стратегии общения зависит от следующих факторов:

  • Характеристика аудитории: возраст подопечных, преобладание мальчиков или девочек в классе;
  • Задачи, которые ставятся перед учителем;
  • Особенности характера педагога: флегматичность или вспыльчивость;
  • Правила общения, сложившиеся в коллективе ранее. В некоторых школьных и дошкольных учебных заведениях существуют свои системы поведения, отступать от которых запрещается.

От выбранного стиля зависят атмосфера в коллективе и расположенность учеников к преподавателю и его предмету. Как показывает практика, авторитарное поведение, ранее наиболее распространенное, сегодня недопустимо использовать в чистом виде.

В основе педагогики прошлых поколений лежал принцип управления учениками, передача знаний была главной задачей. Сейчас важнее то, насколько ребенок умеет использовать эти знания в реальной жизни. Можно сказать, что всё большей популярностью пользуются демократический и смешанный стили коммуникации.

Важная информация! При переходе из младших классов в старшие меняются учителя, поэтому важно обратить внимание на выбор нового классного руководителя. После либерального преподавателя нельзя назначать авторитарного и наоборот. При этом «демократа» разрешается ставить на место руководителя класса, независимо от предшественников

При этом «демократа» разрешается ставить на место руководителя класса, независимо от предшественников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector