Эмоции и чувства: чем они отличаются и какими бывают
Содержание:
Что такое эмоции
Что же такое эмоция? Слово «эмоция» достаточно древнее, происходит от латинского глагола «emovere» — выдвигать, волновать. Который, в свою очередь состоит из «ex» – наружу и «movere» – двигать. Перевод слова с латыни, конечно, не так явно описывает сущность самих эмоций. Однако, позднее многие языки заимствовали именно это слово для обозначения эмоции, практически не видоизменяя его. Например, во французском языке эмоции называют «émotion». Первоначальным значением слова в 16 веке было «движение (социальное), волнение, возбуждение». Во второй половине 16 века уже использовалось для обозначения чувств и душевных переживаний человека.
В настоящее время термин употребляется во многих сферах с некоторыми различиями. В медицине как «реакция в виде субъективно окрашенного переживания индивида, которая отражает степень влияния раздражителя/действия на него самого». Педагогика трактует эмоцию в качестве активного состояния структур мозга. В психологии же – это психическое отражение в форме личного переживания смысла ситуаций, происходящего.
Почему мы испытываем эмоции
Переживание своих эмоций человеком происходит всегда в виде физиологической реакции организма, психики. Процесс переживания какой-либо эмоции активизирует некоторые отделы мозга, организм посредством работы эндокринной системы вырабатывает конкретные гормоны. Особо сильные способны повышать или понижать давление, влияют на сердцебиение. Таким образом, данный процесс запускается на биологическом уровне.
Научные исследования доказали, что за человеческую эмоциональность отвечает правое полушарие мозга. То есть наш мозг получает информацию, обрабатывает и отправляет определенную реакцию на неё в соответствии с анализом положительной или негативной характеристики. Реакции могут выражаться различными способами, чаще всего – их совокупностью. Например, человек реагирует на какое-либо событие и использует мимику, жесты (например, начинает бурно жестикулировать, сильно размахивать руками или наоборот, скрещивает и прижимает к себе), изменяется громкость, темп, характер речи, в целом изменяется привычное поведение (отличное от состояния, когда человек находится в спокойствии).
Эмоции также проявляются и в невербальном поведении человека
Зачем нам нужны эмоции
Как мы уже разобрались, они влияют на наше поведение, определяют наши дальнейшие действия и нужны для:
Информирования сознания
То есть именно эмоции сообщают сознанию о том, что произошло какое-либо важное событие и на него нужно отреагировать, принять меры, совершить определенные действия.
Подбор соответствующей реакции. Мозг отправляет сигнал в человеческий организм для того, чтобы тот подобрал подходящую событию реакцию
Таким образом, предостерегают человека.
Коммуникация. С помощью эмоций человек в состоянии коммуницировать с другими людьми, адаптироваться и социализироваться в обществе. Например, дети младшего возраста считывают эмоциональную окраску родителей, тем самым получая необходимую информацию. В подтверждение этого пункта можно привести один эксперимент, который проводился с детьми и их родителями в 1985 году. Маленьких детей помещали на стеклянную поверхность. На одной стороне этого стола рисунок лежал сверху, накрытый стеклом, на другой – рисунок лежал на полу под столом. Эксперимент доказал, что малыши отказывались ползти в сторону одного из рисунком, когда лица их родителей выражали тревогу и страх. Когда же на лицах родителей читалось удовольствие, радость – дети соглашались двигаться в сторону рисунка.
Эмоции определяют особенности взаимодействия с другими людьми
#7: Вызвать чужую эмоцию невозможно
Следствие пункта #5. Если эмоции являются нашим собственным порождением, а объект является лишь спусковым крючком, поводом для их возникновения, то нет никакой возможности напрямую вызвать эмоцию в другом человеке.
Например, невозможно человека оскорбить — человек всегда оскорбляется сам. Мы можем намеренно создать условия, в которых другой человек в силу своих индивидуальных особенностей вероятно почувствует себя оскорбленным или обиженным. Но напрямую вызвать чувство оскорбленность или обиды невозможно.
Распространенное в человеческих отношениях манипулирование оказывается возможным только потому, что люди живущие в одном обществе имеют похожие больные места, на которые можно надавить и вызвать предсказуемую эмоциональную реакцию. Но всегда найдется человек, который в той же самой ситуации испытает совершенно иные эмоции.
Существуют ли базовые эмоции?
Спустя сто лет идею Дарвина и Дюшена стали развивать американские психологи Пол Экман, Кэррол Изард и Сильван Томкинс. Они так же, как и их предшественники, считали, что эмоции — врождённые механизмы, которые возникают в строго определённых условиях и умеют по-своему выражаются физиологически, экспрессивно и поведенчески. Учёные не смогли договориться, сколько существует базовых эмоций: кто-то говорит, что их пять, кто-то — семь, а кто-то утверждает, что и все двенадцать. Что касается всех состояний, не вошедших в пантеон, то они, по мнению исследователей, являются результатом смешения одних базовых эмоций с другими, как цветов в палитре.
Пол Экман продолжил дело Дюшена и Дарвина, анализируя выражения лиц человека в разных культурах. За свою жизнь он создал базу из 10 тысяч выражений лица, приобрёл прозвище «живого детектора лжи» и доказал, что самыми универсальными для разных культур являются мимические выражения шести эмоций: гнева, страха, отвращения, счастья, грусти и интереса. Концепция Экмана получила самое широкое признание в массовой культуре: в 2009 году Fox Network выпустила сериал «Обмани меня» о человеке, который лучше всех умеет определять эмоции по выражению лица, а в 2015 году компания Pixar сняла мультфильм «Головоломка» о том, что в голове у каждого человека живут пять эмоций, которые управляют всеми его поступками.
Как развивать эмоциональный интеллект?
Важно понимать, что работа над эмоциональным интеллектом ждет и родителей подростков. В пубертате происходит гормональная перестройка, в результате которой дети становятся очень сложными для коммуникации: кажется, подростки совсем не слышат взрослых, а о передаче опыта речь почти не идет
Здесь потребуется развитый эмоциональный интеллект самих родителей.
Главное, не забывайте: намерения подростка всегда позитивны, какими бы негативными действиями они не проявлялись. Мудрость родителей в этот момент должна заключаться в том, чтобы не реагировать на резкие и, порой, неадекватные действия, а попытаться понять намерения, а также пересмотреть требования, предъявляемые к подростку.
Родительская помощь будет заключаться в выполнении вместе с ребенком заданий для развития эмоционального интеллекта. Вот несколько практик, которые я рекомендую. Предложите выполнить их своему подростку. Кстати, возрастных ограничений у этих практик нет: для многих взрослых они окажутся не менее полезными.
Экономика образования
Эмоциональный интеллект: как научиться понимать свои и чужие эмоции
Про понимание себя
Упражнение «Квадрат настроений»
Считывание настроения, в котором находится собеседник, позволяет оценить перспективы общения и быстро подобрать подход. Ниже представлена схема, которая наглядно покажет, почему иногда так сложно наладить коммуникацию и договориться о чем-то.
Фото: из книги «Коммуникация» Виктории Шиманской
Это квадрат эмоций или настроений. Настроение можно определить по двум критериям. Удовольствие — это эмоциональная составляющая. Энергия — физическая. Попробуйте сейчас оценить уровень своей энергии и уровень эмоций. В каком вы секторе?
Кстати, человек может действовать эффективно в любом из четырех состояний, примеры подходящих занятий для каждого находятся внутри цветных квадратов.
Постепенно можно научиться распознавать, в каком секторе настроения находится собеседник, и тогда общаться станет проще.
Про общение со сверстниками
Упражнение «Не обижайся!»
Когда кто-то говорит обидные слова или пытается задеть, важно помнить, что все прозвища, «обзывалки» к реальности никакого отношения не имеют. От того, что тебя назвали слоном, уши или хобот не вырастут
Это всего лишь «кривое зеркало», мимо которого всегда можно пройти, проигнорировав странное изображение. Игнорирование — еще один способ не обижаться и не «подпитывать» своей реакцией обидчика. Чтобы было проще, нужно задать себе вопрос: «Разве мне так важно мнение человека, который это говорит?» После этого полностью отстранитесь.
Фото: из книги «Коммуникация» Виктории Шиманской
Перейти в режим игнора помогает ассоциативная цепочка. Посмотрите вокруг себя. Что вы видите? Например, видите стол, стул, шкаф. Эмоций ноль. И продолжаете — обидчик. Стол–стул–шкаф-обидчик — никаких эмоций. А еще можно представить себе обидчика в какой-нибудь смешной или глупой ситуации, чтобы злиться на него просто не получалось. На самом деле придется еще постараться не засмеяться.
Про общение с родителями
Слова часто вызывают негативную реакцию только из-за своей окраски, хотя их смысл нейтральный или даже позитивный. Самая яркая реакция обычно бывает на слово «должен»: «ты должен учиться», «должен убраться в комнате», «должен гулять с собакой», «должен слушать, что тебе говорят».
Сказать по правде, никто никому ничего не должен. Ты — никому, но и тебе — никто и ничего. Осознание этого помогает по-новому взглянуть на многие вещи. Вот как можно расшифровать несколько привычных реплик родителей.
1. «Ты должен учиться» = «я беспокоюсь за твое будущее».
2. «Ты должен убраться в комнате» = «тебе будет комфортнее».
3. «Ты должен гулять с собакой» = «твой пес тоже живой, и он по тебе скучает».
Звучит куда более оптимистично! А теперь к каждому «должен» в левой колонке можно написать справа, почему этого стоит хотеть. Например, «Ты должен учиться» может значить «Я хочу хорошо учиться, чтобы в будущем иметь хорошую работу и достойный уровень жизни».
Социальная экономика
Дорогая, я испортил детей: чему могут научить нас сериалы для подростков
Я уверена, что осознанное развитие эмоционального интеллекта у подростков и взрослых улучшает качество жизни, отношения в семье, кроме того, развитые soft skills — хороший фундамент для успешной жизни ребенка, какую бы сферу деятельности он не выбрал.
Гнев
Психологические исследования выявили три причины гнева:
— когда наши желания, цели или ожидания не оправдываются/не исполняются,
— когда мы чувствуем угрозу и/или
— когда мы используем гнев для маскировки других эмоций.
Вам знакомо это чувство, как будто ваша кровь закипает? Так вы чувствуете химическую реакцию: ваш организм высвобождает адреналин в ответ на стресс.
Одна из первых вещей, которая происходит, когда вы чувствуете гнев, — это ваша ответная реакция: борьба или бегство. Если вы неконфликтный человек или вы в такой ситуации (как на работе, например), когда вам неудобно показать свой гнев, ваш инстинкт подскажет вам, что лучше уйти подальше от источника вашей проблемы.
В противном случае ваше тело выбирает реагировать борьбой, которая и проявляется в форме вашего гнева. Вы повышаете голос, выдвигаете обвинения, защищаетесь и демонстрируетеагрессивный язык тела. Агрессия вредна и иррациональная, но мы все равно это делаем, потому что когда мы злимся, наше восприятие риска и опасности снижается.
- Гнев заставляет нас больше сосредотачиваться на цели.Мы злимся, когда что-то идет не так, как мы хотели, и это чувство усиливает наше желание получить то, что мы изо всех сил пытаемся получить, будь то продвижение по карьере, которое мы считаем, что давно заслуживаем, или сатисфакция в споре. Именно поэтому гнев считается критической точкой преодоления жизненных невзгод. Когда вы расстроены, потому что все идет не так, когда вы чувствуете, что весь мир против вас,гнев — это топливо, которое заставляет вас доказывать, что все неправы.Вот почему мы чувствуем себя такими сильно замотивированными, когда хотим доказать своим «недоброжелателям», что они ошибаются.
- Когда мы злимся, мы становимся оптимистами.Это звучит противоречиво, согласна, но гнев заставляет насдумать гораздо позитивнеео нашем будущем. Это потому, что когда мы злимся, мы чувствуем, что контролируемситуацию . Исследователи приводили людей в испуганное и злое состояния, а затем задавали им вопросы о достижении поставленных целей. Разозлившиеся участники приняли вызов, потому что они сосредоточились на том, как достичь желаемого, в то время как испуганные участники были скованывозможностью провала.
- Гнев повышает творческий потенциал.В следующий раз, когда вы рассердитесь, вложите свою энергию в работу над трудной задачей. Исследования доказывают, чтокогда вы злитесь, вы испытываете повышенный уровень энергии, и ваш мыслительный процесс становится более гибким, позволяя вам придумывать все больше и больше оригинальных идей, чем вы можете придумать в своем обычном нейтральном состоянии.
Радость
Фото Brock Wegner on Unsplash
Начать стоит, пожалуй, с одной из самых светлых эмоций – радости. Ничто не может сравниться с первой улыбкой новорожденного, радостным, счастливым смехом ребенка. Считается, что эмоция эта носит врожденный характер и в то же время развивается по мере взросления человека.
Унылые, требовательные родители, необходимость выживать в тяжелых условиях убивает стремление радоваться жизни. Зато поддержка ребенка, постоянный смех в семье, развитие чувства юмора способствует более позитивному взгляду на мир. Причинами радости может быть все что угодно – яркое, вышедшее, наконец, из-за туч солнце, встреча с друзьями, вкусный чай или новые открытия.
Радость переживается как приятное состояние, наполненность счастьем, удовлетворение. Оно дает возможность чувствовать себя увереннее, активнее. Снижает тревожность, импульсивность. Слишком сильное переживание радости может стать причиной бессонницы.
Скрыть радостное состояние практически невозможно. Человек светится от счастья, искры проникают через поры, зажигают окружающих. Основные внешние признаки этой эмоции:
- В глазах светится искорка счастья;
- На губах – улыбка, а если человек пытается ее скрыть, уголки рта немного приподняты;
- От улыбки приподнимаются щеки, глаза чуть сужаются;
- Вокруг глаз разбегаются маленькие морщинки; иногда их называют «гусиными лапками»;
- Лоб – ровный, без морщинок;
- Движения более активные, чем всегда;
- Осанка – прямая.
Грусть как предупреждающий знак
Грусть – это не только чувство, а также потеря существенная энергии. Естественно, что мы не доходим до такого состояния, как во время депрессии, когда даже встать с кровати или выйти из дома – проблема.
С грустью всё иначе: мы ощущаем внутреннюю необходимость отступить на какое-то время, что-то обдумать, что-то понять. Как правило, это состояние сопровождается некоторой апатией и усталостью. Это логично: организм включил новый для нас режим.
Такая физическая реакция вызвана сигналами, которые поступают из мозга. Он как будто говорит нам: «Отключись от всего, что происходит вокруг, сфокусируйся на своём внутреннем «Я».
Ничего не остаётся, как подчиниться: нам следует хорошенько проанализировать то, что беспокоит и тревожит. Если же мы будем отвлекаться на внешние раздражители или притворяться весёлыми – так и не докопаемся до причин происходящего.
#10: Эмоция не есть поведение
Возникновение эмоции напрямую связано с ситуацией, в которой мы находимся. Контролировать эмоции мы не можем — они появляются без нашего спроса и ведома. И все они абсолютно нормальны и естественны. Однако, с точки зрения жизни в обществе, проявлять все эмоции без разбора было бы не разумно. И это то, что нас отличает от животных — наше поведение не связано напрямую с эмоциями.
Возникающие эмоции что-то говорят о нас, как о людях, но еще больше о нас говорят наши поступки, наше поведение. Экстремально сильная эмоция (аффект) всегда подчинит себе поведение, но своем обычном диапазоне интенсивности эмоции носят лишь совещательных характер. Мышление, рассудок, здравый смысл — более высокий уровень сознания, который может принять решение пойти наперекор имеющимся эмоциям.
Поэтому неправильным будет сваливать ответственность за свое поведение на неконтролируемые иррациональные эмоции. Зрелое сознание вполне может держать под контролем их проявление. Поэтому именно наше поведение — то, что нас по-настоящему характеризует. Не эмоции, не мысли и намерения, а то, что мы в конечном счете делаем или не делаем.
Список 300 эмоций человека
Затем я оставляю список с 270 эмоциями человека. Они разделены на три части: положительные эмоции, отрицательные эмоции и переменные эмоции. Как следует из названия, последний может варьироваться в зависимости от ситуации, в которой они происходят.
Положительные эмоции
- любовь
- радость
- щедрость
- радость
- любовь
- приподнятое настроение
- сострадание
- надежда
- свобода
- достижение
- справедливость
- приятность
- принятие
- сопровождение
- доброта
- преклонение
- оценка
- доброта
- доброта
- рельеф
- гордость
- сопереживание
- целостность
- цепляется
- утверждение
- достаточность
- гармония
- честность
- скромность
- концентрация
- умеренность
- толерантность
- мотивация
- счастье
- устойчивость
- крепость
- Autonomia
- репутация
- оптимизм
- удовлетворение
- безопасность
- симпатия
- ласка
- уважение
- понимание
- энтузиазм
- солидарность
- уважение
- страсть
- мир
- удовольствие
- обязательство
- горячность
- конкуренция
- полнота
- всемогущество
- очарование
- эйфория
- экстаз
- надежда
- интерес
- доверие
- уход
- поддержка
- счастливый
- достоинство
- проворный
- радость
- жизнеспособность
- самодовольство
Негативные эмоции
- нужно
- печаль
- меланхолия
- оставление
- скука
- злоупотребление
- отсутствие
- демотивации
- испуганный
- горечь
- дистресс
- агрессия
- бремя
- тревожность
- брезгливость
- шатание
- мужество
- неприятность
- месть
- позор
- вакуум
- Я впустую
- враждебность
- уничижение
- страх
- упрямство
- террор
- измена
- Болит
- обращение
- принижение
- подлость
- страх
- стычка
- Fasticio
- фобия
- отказ
- хрупкость
- разочарование
- неистовство
- одиночество
- злопамятность
- ярость
- Я не доверяю
- Пануко
- невозмутимость
- паралич
- страшиться
- беспокойство
- доминирование
- застенчивость
- Проверить
- пессимизм
- неуместность
- штраф
- леность
- горе
- Я ненавижу
- Я злюсь
- лживость
- стресс
- оплакивать
- судебное преследование
- гнев
- зависть
- оскорбленный
- испуг
- опечалило
- ступор
- рвение
- недоверие
- импотенция
- конфуз
- неспособность
- несовместимость
- непонимание
- несчастье
- возмущение
- неустойчивость
- несчастье
- низкое качество
- несправедливость
- разрушение
- нелюбви
- неудовлетворенность
- ненадежность
- недостаточность
- непереносимость
- гнев
- раздражение
- ревность
- придираться
- цензура
- гнев
- упрямство
- зависимость
- депрессия
- поражение
- дефекация
- оставление
- дефекация
- беспокойство
- недомыслие
- дефекация
- безутешно
- несчастность
- resquemor
- разочарование
- отчаяние
- вялость
- разочаровывать
- оголенность
- окаменение
- дезориентация
- Я презираю
- голод
- дискредитировать
- недостоинство
- девальвация
- боль
- непривлекательность
- Очень плохо
- леность
- дисфория
- озлобление
- раскаяние
- неправильно
- obnubilación
- недуг
- разочарование
Переменные эмоции
- ностальгия
- ностальгия
- похоть
- блок
- привлечение
- сигнал тревоги
- удивление
- мужество
- изменение
- гордость
- уязвимость
- оценка
- искушение
- терпение
- сюрприз
- амбивалентность
- нежность
- Я хочу
- робость
- спокойствие
- раскаяние
- паранойя
- конфуз
- неистовство
- путаница
- безмятежность
- представление
- покорность
- покой
- бунт
- отказ
- членство
- обязательство
- счастье
- отречение
- чувство обиды
- резерв
- преследование
- обязательство
- хвастовство
- пробуждение
- доминирование
- отчужденность
- несоответствие
- недоверчивость
- отставка
- равнодушие
- бесстрашие
- интрига
- вторжение
- импульсивный
- спокойный
- утешительный
- неугомонность
- переписка
- любопытство
- близость
- горе
- сомнение
- презирать
- веселость
- экзальтация
- Codescendencia
- невозмутимость
- апатия
- вдохновение
- серьезность
- транс
- упрямство
- трут
Описание и значение эмоций
Радость. Помогает сближаться и взаимодействовать с другими людьми, формирует психологическую привязанность. Обостряет чувство причастности и единства с миром. Ответ на удовольствие, оправдание надежд и желаний. Поддерживает положительный настрой и вдохновляет.
Печаль. Реакция на утрату и образовавшуюся внутреннюю пустоту. Выполняет защитную функцию, стимулируя выход негатива и внутреннего напряжения, что, в свою очередь, не позволяет впасть в длительную депрессию.
Страх. Возникает в ситуациях опасности. Личность перестает адекватно оценивать действительность, поэтому не может сконцентрироваться на самой возможности избежать угрозы. Он заставляет человека увеличивать дистанцию между ним и небезопасными факторами. Чем больше расстояние – тем меньше проявления страха. Это мощный стимул и помощник, так как дает возможность одержать верх над опасностью.
Отвращение (омерзение). Реакция отторжения. Может проявляться в отношении предметов, запахов, вкусов, других людей и себя
Подсознательно личность будет стремиться держать дистанцию, что является положительной стороной, так как предупреждает ситуации, которые могут иметь негативные последствия.
Удивление. Помогает лучше ориентироваться в окружающей среде, повышает внимание, налаживает отношения и взаимопонимание. Открывает возможности увидеть что-то новое в привычных вещах или окружении
Но если человек встревожен – превращается в испуг.
Злость. Выполняет важные функции: сигнализирует о появлении врага или угрозы, стимулирует к борьбе за потребности. Дает энергию и подготавливает тело к защите: фокусирует внимание, уменьшает тревогу и эмпатию, чтобы облегчить нападение в случае необходимости.
Гнев (ярость). Подталкивает к переменам в неудовлетворительной ситуации. Конструктивен, только если направлен на изменения, в противном случае выступает как разрушитель. Это эмоция «чистого вида». Является сигнальной системой к изменению взаимодействия с определенными личностями. Подталкивает на разрушение старого и строительство чего-то нового.
Презрение. Отрицательная оценка событий или людей. Те, кто испытывает презрение, ощущают свое превосходство. Но если оно направлено на себя, то может спровоцировать затяжную депрессию и суицид. Самое разрушительное эмоциональное состояние для отношений и самого человека. Особо жестокие убийства провоцируются именно ним. Положительными сторонами выступают: стремление личности стать лучше, как способ оценки недостойного поступка.
Стыд (унижение). Заставляет человека чувствовать себя неудачником, беспомощным и несостоятельным. С другой стороны, развивает самоконтроль, побуждает к приобретению новых навыков и развитию.
Горе (страдание). Негативное состояние, связанное с утратой чего-то (кого-то) очень ценного или полной неспособностью удовлетворения крайне важных потребностей. Часто выливается в депрессию.
Из базовых эмоций наиболее важными являются те, которые обеспечивают выживание и стимулируют развитие.
Стимулирующие развитие
- Интерес. Одна из самых побуждающих. Очень легко сопоставима с двумя рассмотренными ранее. В одном случае стимулирует узнать, как сделать, чтобы не получить негативных последствий, вызывающих страх. А в другом, человек ищет способ получения удовольствия и блаженства. Она подталкивает человека к действию, рассмотрению и поиску новых способов получения желаемого результата. Помогает достичь не только внутреннее удовлетворение, но и получить материальное вознаграждение.
- Стыд. Очень сложное внутреннее переживание, доступное далеко не каждому. Основано на чутком восприятии впечатлений, доставленных другому человеку своими поступками. Если индивид понимает, что его действие доставило боль и страдание (возможно, просто разочарование), то начинаете испытывать чувство стыда. В дальнейшем личность старается не повторять подобных ошибок. Такой анализ и полученные выводы приводят к внутреннему совершенствованию и развитию.
Эмоциональное состояние зависит не только от психологической составляющей, но и от химических реакций, происходящих в организме под воздействием внешних факторов. Например, критические ситуации приводят к следующим реакциям: выбросу адреналина, учащению дыхания, повышению артериального давления, то есть происходит мобилизации всех внутренних сил. Радость способствует выбросу гормонов счастья, появляется чувство легкости и приподнятости, эйфории. Печаль стимулирует выработку гормонов стресса и так далее
Физическая боль или тяжелая болезнь может вызывать ужас, гнев, страдание или стыд.
Поэтому крайне важно понимать, что стабильная психика – не только хорошее настроение, но и физиологическое здоровье.
— Психотипы людей
— Что такое пирамида потребностей Маслоу
— Что такое психологическая защита
18 февраля 2020
Функции
- Сигнальная – помогает понять желания в определенный момент.
- Мотивационно-регулирующая – подталкивает к составлению плана на долгосрочную перспективу.
- Коммуникативная – связана с общением, позволяет понять настроение и реакцию собеседника.
- Защитная – предупреждает об опасности.
Любое переживание отражается на организме:
- обостряются органы чувств;
- повышается уровень адреналина;
- усиливается кровообращение;
- изменяется размер зрачка;
- учащается дыхание;
- напрягаются мышцы.
Так мозг подготавливает тело к быстрому реагированию на ситуацию, например, в случае опасности. Переживания всегда субъективны. Они зависят от характера личности и многих других факторов. На одну и ту же ситуацию каждый человек реагирует по-своему и оценивает со своей позиции. Соответственно и эмоциональные отклики будут разными.
Шкала отклика
Эта методика представляет собой опросник из 25 утверждений, определяющий степень развитости эмпатии у личности.
Проходящему тест необходимо оценить свое согласие: всегда, часто, редко, никогда.
№ | Суждение | Ответ | |||
В | Ч | Р | Н | ||
1 | Я грущу, когда вижу, что кто-то ощущает себя одиноко в обществе компании. | ||||
2 | Когда окружающие не умеют сдерживать себя и открыто показывают свои эмоции — это неприятно. | ||||
3 | Когда человек волнуется рядом со мной, я чувствую то же самое. | ||||
4 | Я полагаю, что слезы от счастья — это глупость. | ||||
5 | Неприятности своих друзей я переживаю тоже. | ||||
6 | Порой песни о любви пробуждают во мне чувствительность. | ||||
7 | Я бы очень беспокоилась, если бы мне необходимо было передать кому-либо неприятные новости. | ||||
8 | На мое состояние сильно влияет окружение. | ||||
9 | Я бы хотела иметь работу, сопряженную с общением. | ||||
10 | Мне нравится видеть, как люди получают подарки. | ||||
11 | Когда я вижу/слышу, что человек плачет, то огорчаюсь сама. | ||||
12 | Слушая определенную музыку, я испытываю счастье. | ||||
13 | Когда я читаю художественное произведение, переживаю так сильно, словно все это происходит в реальности. | ||||
14 | Я злюсь, когда вижу, что с человеком ужасно обращаются. | ||||
15 | Я могу сохранять спокойствие, даже когда все вокруг паникуют. | ||||
16 | Меня нервирует, когда люди льют слезы. | ||||
17 | Когда я принимаю решение, чье-либо мнение, как правило, не имеет значения. | ||||
18 | Я тоже выхожу из себя, когда люди вокруг чем-то обеспокоены. | ||||
19 | Я тревожусь, если вижу людей, переживающих по пустякам. | ||||
20 | Я беспокоюсь, если вижу, как страдают животные. | ||||
21 | Глупо беспокоиться о том, что происходит в книге или кино. | ||||
22 | Я грущу, когда вижу немощных людей. | ||||
23 | Я очень эмоционирую при просмотре фильма. | ||||
24 | Я могу быть безучастной к любому беспокойству, происходящему вокруг. | ||||
25 | Дети рыдают без серьезного повода. |
Итоги
№ | Количество баллов за ответ | |||
В – согласен (всегда) | Ч – часто | Р – редко | Н – никогда | |
1 | 4 | 3 | 2 | 1 |
2 | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 | 4 | 3 | 2 | 1 |
4 | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
6 | 4 | 3 | 2 | 1 |
7 | 4 | 3 | 2 | 1 |
8 | 4 | 3 | 2 | 1 |
9 | 4 | 3 | 2 | 1 |
10 | 4 | 3 | 2 | 1 |
11 | 4 | 3 | 2 | 1 |
12 | 4 | 3 | 2 | 1 |
13 | 4 | 3 | 2 | 1 |
14 | 4 | 3 | 2 | 1 |
15 | 1 | 2 | 3 | 4 |
16 | 1 | 2 | 3 | 4 |
17 | 1 | 2 | 3 | 4 |
18 | 4 | 3 | 2 | 1 |
19 | 4 | 3 | 2 | 1 |
20 | 4 | 3 | 2 | 1 |
21 | 1 | 2 | 3 | 4 |
22 | 4 | 3 | 2 | 1 |
23 | 4 | 3 | 2 | 1 |
24 | 1 | 2 | 3 | 4 |
25 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Сумма |
Теперь подсчитайте результаты:
- 11 баллов — крайне сниженный уровень эмпатии;
- 12-36 — низкий;
- 37-62 — нормальный;
- 63-81 — высокий;
- 82-90 — повышенный.
Интерес
В основе развития человека, его интеллекта лежит исследовательская активность, возбуждение, охарактеризовать которые можно одним словом – интерес
Феномен этот врожденный – ведь ребенок начинает реагировать и обращать внимание на слуховые и зрительные стимулы вскоре после рождения
Сначала реакция носит бессознательный характер, связана с безусловным рефлексом. В дальнейшем она становится сознательной, превращается в мотивацию, благодаря чему человек хочет учиться, узнавать новое, исследовать мир.
Интерес особенно ярко проявляется, когда в окружающем мире, а также с самим человеком происходят перемены, появляется что-то новое, необычное. Угасает интерес, когда вокруг все привычное и скучное. Возможно, выполняя ежедневно одни и те же задачи на работе, ты начала чувствовать тоску, грусть.
Но вот появилась новая, нестандартная задача с неизвестными условиями, и ты сразу проснулась, почувствовала желание ей заняться, найти решение, а после прогуляться в центре города. Новизна послужила стимулом возвращения к активной жизни.
Внешние формы проявления интереса:
- Приоткрытый рот;
- Чуть расширенные, а иногда суженные глаза; в первом случае интерес связан с удивлением, во второй – с активным мыслительным процессом;
- Сведенные брови;
- Тело чуть подается вперед;
- Взгляд направлен на объект интереса;
- При глубоком интересе, связанном с возбуждением, может дрожать голос.