Упражнения на тренировку мозга в игровой форме

Содержание:

Как развить в себе креативность?

Делая эти упражнения, вы подготовите свой мозг к активной работе и учебе. Остается еще один важный вопрос. Откуда же берутся идеи, и как человек может научить свой мозг генерировать их, думать творчески?

Очень долго полагалось, что творческое мышление и способности – это нечто, дарованное свыше, а озарения происходят по мановению волшебной палочки. Однако, последние исследования в нейробиологии пришли к выводу, что каждый из нас может стать креативным, просто нужно немного поупражняться и направить работу мозга в нужное русло.

В творческом подходе к жизни и работе нуждаются не только музыканты, художники и поэты. Это работает абсолютно в любой сфере: помогает улаживать конфликты, решать проблемы и более полно наслаждаться жизнью.

Парадоксальная головоломка

Задача 10. Будьте внимательны! Вопреки общепринятому мнению, что удачливый игрок может выиграть ровно столько, сколько проиграют другие, Сэм Ллойд, величайший изобретатель головоломок всех времен и народов, считает, что есть игры с более выгодными условиями для игроков. Вот его рассказ:

Четыре весельчака сели играть, И играли всю ночь до рассвета. Они играли за деньги, а не просто для забавы, У каждого был свой счет. Ну, а когда стали подсчитывать выигрыш, Оказалось, что он у всех одинаков! Вы можете объяснить этот парадокс? Если никто не проиграл, как же они все выиграли?

Правильные ответы

Задача 1. Давайте по порядку:

Если машина в коробке № 1, это означает, что позиции 1 и 2 верны, что противоречит условию задачи.

Если машина в коробке № 3, то получится, что верны 2 и 3 позиции.

Если машина в коробке № 2, то верным остается только 3 утверждение, что соответствует условию задачи и это правильный ответ к головоломке.

Задача 2. Имена хомячков по порядку: Пятнышко, Уголек, Рыжик.

Задача 3. Правильный ответ: фигура номер 3.

Задача 4. Вот где спрятались животные:

Задача 5.

Задача 6. Правильный ответ:

Задача 7. Правильный ответ: Стася, Рада, Дина, Лера

Задача 8. Правильный ответ: включить две любых лампочки, подождать некоторое время и выключить одну. Потом, зайдя в подвал, увидим одну лампочку, которая будет гореть. Коснувшись двух других, определим лампочку, которая горела. Она будет теплой, а та, что не горела — холодной. Следовательно, можно сопоставить все выключатели.

Задача 9. Правильный ответ: нам нужно составить все возможные комбинации. В каждой из них будут участвовать и платье, и туфли. Предположим, платье Кристина выбрала. Тогда к нему она может подобрать одну из трех пар туфель. Таким образом, есть 3 набора «платье-туфли» с этим первым платьем. Поскольку платьев всего 4, то по правилу произведения 4 х 3 = 12. У Кристины 12 вариантов нарядов на вечеринку.

Задача 10. Правильный ответ: все четверо играли на скрипке – это был скрипичный квартет, и после выступления каждый из них получил гонорар. Ведь в головоломке не утверждается, что они играли в азартные игры, хотя именно этот вариант в первую очередь приходит на ум всем тем, кто пытается ее решить.

Попробуйте решить еще 10 задачек с подвохом.

Зачем развивать логику

Развитая логика помогает выделять суть в потоке информации, принимать взвешенные решения и чётко формулировать свои мысли — эти способности пригодятся не только в школе. Во времена высоких технологий умение мыслить логически становится не просто конкурентным преимуществом, а жизненно необходимым навыком. Вот лишь несколько причин, по которым стоит развивать логику:

  • Чтобы постоянно развиваться. Технологии прогрессируют с огромной скоростью и требует того же от человека. Не оказаться за бортом цивилизации сможет только живой и пластичный ум. 
  • Чтобы правильно формулировать вопросы. Это важнейшее умение и для учёбы, и для жизни вообще. Чтобы получать быстрые и точные ответы, вопросы нужно уметь грамотно задавать. 
  • Чтобы отличать правду ото лжи. Информационное пространство переполнено противоречивыми сведениями. Развитая логика поможет сопоставить факты, сравнить источники и не стать жертвой обмана. 
  • Чтобы находить нестандартные решения. И дело даже не в том, что это ключевой навык для работы в самой высокооплачиваемой сфере — IT. Ни в одной профессии, подразумевающей интеллектуальный труд, не обойтись без изобретательности.

Преподаватель информатики Анастасия Александрова подчёркивает важность развития логики для учёбы. 

<<Блок перелинковки>>

Задача №3

Жарим котлеты.

Мы располагаем сковородой, на которую помещается две колеты. Нам необходимо пожарить три котлеты за 3 минуты, при том, что одна сторона котлеты жарится ровно 1 минуту (котлеты необходимо прожарить с обеих сторон).

Вопрос: Как прожарить котлеты?

Ответ

1 минута: кладем первую и вторую котлеты, жарим с одной стороны.

2 минута: переворачиваем первую котлету; вторую (прожаренную с одной стороны) убираем и вместо нее кладем третью котлету (полностью сырую).

3 минута: убираем со сковороды первую полностью прожаренную котлету; переворачиваем третью котлету, жарим до конца и возвращаем вторую прожаренную с одной стороны котлету, её тоже жарим до готовности.

Вуаля. Котлеты поданы.

Как развить правое полушарие мозга?

Развитие левого полушария мозга

Левая сторона отвечает за логику. Языковые способности, решение логических схем, математические действия, вычисления целых чисел и дробей, учет времени — все это работа левой половины мозга.

Поэтому для повышения успеваемости детей в школе или для улучшения общего развития, мы должны развивать левую часть нашего «компьютера».

Так, как развить левое полушарие мозга? Необходимо выполнять следующее:

  • Работайте над развитием логики — изучайте математические алгоритмы, упражняйтесь в логическом мышлении
  • Решайте сложные геометрические задачи. Изучение такой науки, как математика, невозможно без хорошо развитого левой половинки нашего мозга
  • Разгадывайте ребусы и кроссворды — анализируя действия и составляя слова, левое полушарие работает лучше, чем правое
  • Человеку-левше необходимо делать все правой рукой: писать, рисовать, кушать. Необходимо задействовать именно правую сторону тела
  • Принимайте витамины для улучшения работы мозга

Развитие правого полушария мозга

Правая сторона мозга занимается обработкой данных, которые поступают от органов чувств. Она позволяет производить синтез имеющихся данных в голове, поэтому человек может решать головоломки и действовать по своим задуманным планам, а не по составленным шаблонам.

Развивая правую половинку, мы воспитываем в себе целостный взгляд на мир и реальность. Как развить правое полушарие мозга? Выполняйте следующее:

  • Прослушивайте музыку — это должна быть классическая музыка, а не рок или попса
  • Мечтайте, медитируйте в одиночестве. Лучше выполнять медитацию на берегу моря или в лесу, где происходит соединение с природой
  • Рисуйте, пишите стихи, сочиняйте музыку. Любое творчество помогает развитию правой половинки мозга

Для того чтобы правильно развивать мозг ребенка, необходимо обеспечить ему только должный уход.

Психофизиологи много работают над созданием методик гармонизации и развития головного мозга.

Каждое полушарие отвечает за свою руку, поэтому музыканты и пианисты усовершенствуют оба полушарии головного мозга. Ведь они играют на музыкальных инструментах двумя руками, что помогает хорошо развить две половинки головного мозга.

УПРАЖНЕНИЕ: Возьмитесь левой рукой за кончик носа, а правой за мочку левого уха. Затем опустите руки, и сделайте хлопок в ладоши. Поменяйте руки, и повторите упражнение

УПРАЖНЕНИЕ: Возьмите лист бумаги обеими руками и помашите им, задействуя не только кисти, но и локти, и плечи

УПРАЖНЕНИЕ: Левую руку положите на правое плечо, поверните голову в эту сторону, сосредоточив взгляд на каком-либо предмете. Медленно поверните голову в сторону левого плеча, и взгляните через него. Повторите упражнение, переложив правую руку на левое плечо

УПРАЖНЕНИЕ: Напишите на бумаге слова разными цветами. Максимально быстро повторяйте их, и без запинки

Упражнение для развития мозга

В развитии мозга помогают шахматы, шашки, головоломки, кубик Рубика, ребусы и кроссворды.

Японский целитель Кацудзо Ниши создал систему упражнений для оздоровления организма. Это производится через тренировку капилляров.

Гимнастика для сосудов головного мозга Ниши:

  • Самое простое упражнение для улучшения состояния капилляров и циркуляции крови называется «Вибрация». Утром, не поднимаясь с постели, поднимите кверху ноги и руки и потрусите ими 2 минуты. Этот своеобразный массаж капилляров помогает также перераспределить лимфатическую жидкость, что позволяет очистить организм от шлаков
  • Упражнение «Золотая Рыбка». Лежа на ровной поверхности, положите руки под шею, на уровне четвертого шейного позвонка. Подтяните к себе носки ног. Сильно напрягитесь и воспроизводите вибрирующие движения всем телом, ка рыбка

Такие упражнения помогают уменьшить тонус нервной системы, и поднять тонус сосудов. Во всем теле начинается активное кровообращение, сосуды активно работают и укрепляются.

Как развивать мозг и память взрослому человеку, если хочется совсем простого и быстрого решения?

Как развивать мозг и память взрослому человеку? А зачем нам его развивать? Можно подумать, что он у нас недостаточно развит)

Но здесь дело как раз не в недостаточности, а в том, что взрослея, головной мозг человека теряет множество нейронов. Примерно 100 миллиардов клеток дается новорожденному.

Именно из стольких нейронов состоит мозг человека при рождении.

Но после 35-40 лет мозг ежедневно теряет сто тысяч нейронов. Конечно, он очень пластичен, и для своей работы задействует еще действующие соединения.

Но чтобы этих соединений было много, нужно их постоянно наращивать, т.е развивать головной мозг.

А правильное развитие мозга влечет за собой создание разветвленной сети нейронов, улучшение памяти.  А здоровье мозга и развитие памяти приводит к успешности в любом начинании.

Заманчиво? Еще бы!

Развитие и тренировка мозга

Наступил ХХI век, современные люди мыслят примерно так: зачем запоминать лишнюю информацию, если все ответы можно найти в интернете. Но «человек» по-латыни – Homo Sapiens, что означает «человек разумный»

В уме человека от рождения заложено множество высших когнитивных мозговых функций, предназначенных для познания мира: память, внимание, координация, речь и т.д

Современные технологии на самом деле призваны облегчить жизнь современного человека и помочь ему в развитии. Но многие люди почему-то воспринимают прогресс совершенно иначе и полагают, что можно весь повседневный функционал доверить машинам и компьютерам. Из-за этого наш ум «ленится», он забыл, что должен быть постоянно «в онлайн-режиме», то есть включенным. А зачем? Включены постоянно ультрабук, планшет, навигатор и т.д.

Мы каждый день слышим о необходимости тренировать бицепсы и трицепсы, и том, как красиво иметь плоский живот, сильные ногти и волосы. Мозг также крайне необходимо тренировать, как самую главную «мышцу» нашего организма. С человеком, волею судьбы оставшимся инвалидом, общаться можно, яркий пример этому – Ник Вучич, родившийся без рук и ног. А с человеком, оставшимся «без мозга» или родившимся без него, общаться невозможно, это – не общение, а сплошное мучение. Существуют упражнения на тренировку мозга, и в этом плюс современного прогресса.

Как рождаются идеи

Представьте себе, что наш мозг – это огромное количество маленьких ящиков, в каждом из которых хранится какой-то случай из нашей жизни. Иногда ящики открываются и закрываются в независящем от нас порядке, тем самым происходит соединение воспоминаний случайным образом.

Чем в более расслабленном состоянии пребывает человек, тем чащи эти ящички открываются и закрываются, соответственно, тем больше воспоминаний перемешивается.

Когда это случается, у человека рождается больше идей, чем в любое другое время. Для каждого из нас это индивидуально: к кому-то гениальные идеи приходят во время пробежки, к кому-то — во время утреннего душа, во время игр с ребенком или вовсе за рулем автомобиля. Это происходит в моменты прояснения разума.

Когда мозг находится в расслабленном состоянии, у человека рождается больше мыслей. Они могут быть самыми обычными, хорошо вам знакомыми и даже казаться неважными, но порой в их ряды просачивается то, что мы и называем креативом и творчеством. Чем больше у человека идей и мыслей, тем выше вероятность того, что одна из них окажется нестандартной.

Используем цвет

Простой способ активизировать правое полушарие, состоящий в разукрашивании записей. Нужно записать телефон? Возьмите вместо черно паркера красную ручку. Необходимо накидать список дел? Сделайте это не на обычной офисной бумаге, ослепляющей своей белизной, а напишите на цветном листочке. Изучаете рабочий материал? Выделяйте ключевые фразы цветными маркерами!

В результате, от ненавязчивого подключения правого полушария мозга в действие учёбу или обыденный труд в офисе можно сделать намного примечательней. Что самое интересное, когда Вы попробуете через пару-тройку недель вернуться к шаблонным чёрно-белым записям, они вряд ли Вам и Вашим детям уже придутся по душе.

Ну, согласитесь, приятнее смотреть цветное, а не чёрно-белое кино.

Как развивать левое полушарие мозга

Развитие левого полушария решает проблему рассеянного внимания, помогает концентрироваться, запоминать и ясно
выражать свои мысли. Развитие правого полушария добавит вашим решениям креативности, позволит задействовать
интуицию и научит ориентироваться в пространстве.

Какие упражнения помогут добиться результатов? Поскольку основная специфика левого полушария — логическое
мышление, обобщение и анализ, то и упражнения, направленные на его формирование, будут включать в себя
всевозможные логические задачи. Работу правого полушария можно улучшить с помощью более абстрактных и творческих
упражнений — визуализации (представления образов), сочинения историй, рисования или письма левой рукой

Кроме
того, стоит уделить внимание развитию межполушарных связей — именно они позволяют половинкам мозга действовать
слаженно и эффективно

Логические задачи, игры, упражнения, развивающие мозг

Логика очень тесно связана с другими мыслительными процессами

Логическое мышление крайне важно для многих профессий, особенно с ним “дружат” программисты, следователи, учителя, инженеры, менеджеры и другие не менее важные специалисты

Логические задачи эффективно тренируют мозг, так как требуется находить что-то новое, сравнивать, анализировать. Все логические задачи и игры, развивающие мозг, строятся на нескольких принципах:

  • исключение лишнего;
  • поиск общего;
  • выявление закономерностей;
  • решение загадок;
  • изучение пространственных позиций;
  • сравнение.

Приведу примеры некоторых логических упражнений, игр и задач.

Задачи

На поляне росло 3 березы. На каждом дереве по 7 веток, а на каждой ветке еще по 2 ветки. На каждой ветке по 2 яблока. Сколько всего яблок?

Человек будет напрягаться, тужиться, чтобы успеть посчитать все ветки. А подвох-то в том, что на березе яблоки не растут!

Бутылка с пробкой стоит 1 р. 10 коп. Сама бутылка дороже пробки ровно на 1 р. Сколько эти два предмета стоят по отдельности?

Вы, как и я, сразу подумали об 1 р. и 10 коп.? Но нет, этот ответ неправильный. Если бы это было так, то разница между ними составляла 90 коп., что уже противоречит условию. Получается, что бутылка стоит 1 р. 5 коп., а пробка – 5 коп. Тогда условие соблюдено.

Игры

Прекрасно потренировать свою логику в любом возрасте получится с помощью логических игр. Чтобы вы не напрягались и не искали их по просторам интернета, я сделала это за вас. На сайте BrainApps вы найдете 15 игр, развивающих логическое мышление. Приведу 3 примера.

Анаграммы – успешное прохождение игры тренирует несколько навыков: память, логическое мышление, проверку разных теорий, вербальный интеллект. Бонусом прохождения игры станет развитие креативности. Игроку необходимо прочитать исходное слово и в приведенных ниже анаграммах найти правильный вариант, подходящий по всем буквам, за короткое время.

360 градусов – развивает пространственное мышление, без которого сложно видеть глубину, объем объектов и их взаимодействие. Игра совершенствует логические операции мышления, улучшает креативность, способствует ускорению мыслительных процессов. Правила: нужно понять, изменилась ли картинка после поворота. Даются 2 варианта, где игрок выбирает правильный.

Быстрое сложение – нужно выбрать несколько слагаемых, чтобы сумма была равна указанному числу. Игра развивает логику, скорость мышления, креативность и концентрацию внимания.

На нашем блоге есть подробная статья с обзором BrainApps.

Упражнения

Упражнения часто даются целым блоком в картинках. Они предназначены больше для детей в психологической или логопедической практике, но и взрослым также будет полезно их использовать для своего развития. Приведу пример нескольких из них.

Упражнение “Продолжи ряд”. Вам нужно продолжить ряд по какому-нибудь одному признаку. Например: пылесос, кофеварка, стиральная машинка, … Правильным ответом будет микроволновая печь или мультиварка, так как рассматриваются бытовые электрические приборы.

Упражнение “Найди общее”. Дается несколько слов, на первый взгляд, не связанных между собой. Но вам нужно найти то, что их объединяет. Например: мальчик, цыпленок, шампиньон, … Что общего? То, что они растут, то есть живые организмы.

Упражнение “Исключить лишнее”. Даны изображения 5 фигур: красный круг, зеленый треугольник, красный квадрат, синий прямоугольник и синяя трапеция. Что здесь лишнее? А в этом упражнении два правильных ответа: синий прямоугольник или красный круг. Круг, так как нет углов. Треугольник, так как больше нет фигур зеленого цвета.

Упражнения для мозга

Упражнение №6

Одну ладонь выставите вперед, а второй покажите «класс». Чередуйте руки. После освоения упражнения между переменой рук вставьте хлопок в ладоши.

Упражнение №7

Накройте соединенными указательным, средним и безымянным пальцами одной руки мизинец на другой руке. Чередуйте руки.

Упражнение №8 «Рожки да ножки»

Указательным и средним пальцами одной руки показывайте ножки, большой палец, указательный и мизинец другой руки делают рожки. Меняйте руки.

Упражнение №9 «Пазлы»

На одной руке выставите указательный и средний пальцы, на другой – мизинец и безымянный. Соедините их как пазлы. Чередуйте пальцы.

Упражнение №10

На одной руке последовательно соединяйте большой палец со всеми остальными пальцами, начиная с указательного. На другой руке – начиная с мизинца. Ваша задача состоит в том, чтобы делать упражнение одновременно обеими руками.

Механические головоломки

  • Особое место среди головоломок для ума занимают механические головоломки. Самая знаменитая из них – кубик Рубика, уникальная и захватывающая игра, которая кажется невероятно сложной, если не разобраться в принципах сборки.
  • Похожая головоломка «змейка» известна многим с детства, развивает моторику рук и пространственное мышление.
  • В продаже можно найти всевозможные деревянные головоломки, из частей которых собираются сразу несколько вариантов фигур. Металлические игры в основном представляют собой кольца и крючки различной формы, которые необходимо разъединить или соединить.

Механические головоломки интересны тем, что ум и руки работают одновременно. Считается, что во время таких занятий мозг работает гармонично и эффективно.

Стрессы и пассивный образ жизни отрицательно влияют на головной мозг и нервную систему. Привычка выбирать интересные интеллектуальные игры развивает природную любознательность, живой ум, логическое мышление. Игра — прекрасная возможность отдохнуть от повседневных дел с пользой, получить заряд энергии и хорошего настроения.

Упражнения для развития двух полушарий мозга

Следующие упражнения подойдут взрослым, детям и дошкольникам:

  1. Взять левой рукой за нос, в то время как правая касается левого уха. Все время меняйте руки, стараясь не запутаться.
  2. Вам понадобится бумага и две ручки. Старайтесь обеими ручками нарисовать симметричные рисунки. Начните с простого, постепенно переходя к сложному. Если упражнение даётся тяжело, попробуйте тренировать каждую руку по отдельности, с временем получится добиться синхронности.
  3. Возьмите какой-нибудь предмет обеими руками. Затем начинайте махать им из стороны в сторону, включая не только кисти, так же локти, плечи
  4. Ладонь правой руки положите на левое плечо, поверните шею в эту сторону, удерживая взгляд на чем-либо. Не торопясь, поверните шею вправо, посмотрите через него. Проделайте то же действие, переложите левую ладонь на правое плечо и взгляните через него.
  5. Для следующего упражнения используйте стул. Поместите ладони на стул для лучшей опоры. Заведите правую ноги назад, а левую согните. Корпусом подайтесь вперёд. Перераспределите вес на левую ногу. Пятку правой ноги постарайтесь оторвать от пола. Затем, меняйте опору с одной ноги на другую. Повторите несколько раз, прежде чем сменить положение ног.
  6. Напишите на бумаге разные названия цветов, так чтобы обозначение не совпадало с цветом, которым оно написано. Затем, постарайтесь прочитать громко, внятно, и не запинаясь.
  7. Дотянитесь правой рукой до коленки левой ноги, проделайте такое наоборот
  8. Развитию мозга хорошо помогают загадки, задачи на логику, кроссворды, шахматы, ребусы
  9. Соедините ладони, затем поочерёдно перемещайте пальцы, создавая круг из указательного, среднего, безымянного и т.д. Чтобы упростить проделайте упражнение с каждой рукой поочерёдно, когда руки привыкнут, можно тренироваться одновременно.

За что отвечает левое и правое полушарие мозга

Вы прекрасно знаете, что наш мозг состоит из двух полушарий — правого и левого — каждый из которых имеет свои функциональные особенности:

  • Левая сторона отвечает за логическое мышление, анализ, рациональность, речь и языковые способности.
  • Сферы специализации правой стороны головного мозга — творчество, генерирование идей, воображение, нестандартные решения, интуиция, эмоции.

Как правило, у одних людей лучше развито левое полушарие, у других — правое. Выигрывают же те, у кого их работа синхронизирована. Ведь часто встречаются люди с хорошим аналитическим умом, но без единой собственной идеи. А есть креативные личности, переполненные интересными и творческими идеями, ни одна из которых не реализовалась в жизнь

Поэтому так важно развивать гармоничную работу головного мозга, а не зацикливаться на одной из его половинок

В 1981 году американский нейропсихолог, профессор психобиологии Роджер Сперри получил Нобелевскую премию за исследования в области межполушарной специализации мозга. Благодаря его работам ученые пришли к выводам, что когда человек в своем обучении задействует технологии по гармонизации его левой и правой части, то увеличивается продуктивность и результативность самообразования.

Что еще дает синхронизация мозга?

образование новых нейронных связей,
повышенную концентрацию и внимание,
нахождение в сознании «Здесь и Сейчас»,
остановку внутреннего диалога (схоже с медитацией),
повышение интеллектуального уровня,
успехи в учебе, самообразовании,
продвижение по карьерной лестнице, реализация себя,
поддержание молодости и ясности ума многие годы,
профилактика многих заболеваний головного мозга.

Также замечено, что люди с развитой мозговой деятельностью редко болеют и быстро восстанавливаются. А упражнения по синхронизации полушарий положительно сказываются на двигательных способностях человека.

Заманчиво? Тогда начинаем переходить к способам тренировки и изменения работы мозга.

Зачем развивать оба полушария?

Что бы не происходило с нашим организмом и какие бы действия он не выполнял-за всё за это голова, а именно мозг. .Врачи и ученые проводят большую работу по созданию техник совершенствующих слаженное функционирование серого вещества. Определенной части головы подчиняется своя рука. По этой причине, люди, играющие на музыкальных инструментах, добиваются согласованности в работе полушарий. Для того, чтобы развивать одновременно два полушария головного мозга, необходимо во время упражнений задействовать обе руки. Давайте разберёмся за какие функции отвечает конкретное полушарие.

Правое полушарие несёт в себе функции творчества, а левое — функции логического мышления.

Наши чувства, память, интеллект и движения, словом всё то, что отличает нас от нежилого мира, есть результат работы этих отделов головного мозга. Стоит разобраться в принципах их функционирования. А разобравшись добиться их слаженной совместной работы с целью повышения общей продуктивности принятых решений.

Несколько рекомендаций для правильной тренировки мозга

Нельзя сказать, что занятия на тренажерах для мозга – абсолютно тщетная трата времени. Интеллектуальные игры, как минимум, полезнее, чем просмотр необремененных глубоким смыслом роликов на YouTube. Но рассчитывать, что тренажеры сделают вас умнее, внимательнее, сконцентрированнее и продуктивнее в повседневной жизни, не стоит.

Игры для мозга, чаще всего, задействуют только визуальное восприятие. Иногда слуховое. И никогда не вовлекают в процесс игры все органы чувств.

Ведущий специалист в области эволюции головного мозга человека, профессор нейробиологии Дюкского университета Лоренс Кац доказал, что мозг сохраняет свою пластичность и мощь при соблюдении двух условий:

  • ежедневное, активное использование всех органов чувств;
  • снабжение мозга разнообразными, нетривиальными впечатлениями.

Если человек из раза в раз выполняет одно и то же действие, это приводит к снижению умственной активности. Падает концентрация внимания. Слабеет память. Кац предлагает выполнять повседневные дела непривычным способом. Например:

  1. Если на завтрак вы привыкли есть манную кашу, а на обед – борщ, то однажды забудьте это правило. Поменяйте блюда местами. Начните утреннюю трапезу с борща, а манной кашей отобедайте.
  2. Заведите автомобиль вслепую. Наощупь пристегните ремень, найдите в сумке ключ, вставьте его в замок зажигания.
  3. Слушайте музыку и одновременно вдыхайте какой-нибудь своеобразный аромат (эфирного масла, например).
  4. Смотрите видео без звука. Воображайте, о чем могут говорить герои ролика.
  5. Еженедельно меняйте привычное положение предметов на рабочем столе. Или хотя бы иконок на смартфоне.
  6. В качестве обоев на заставку компьютера поставьте перевернутое изображение.
  7. Почитайте вслух своему другу. А потом попросите, чтобы он почитал вам.

Последнее упражнение особенно полезно для мозга. Так считает японский специалист в области нейронных процессов Рюта Кавашима. Во время чтения вслух мозг проявляет наибольшую активность.

Также Кавашима рекомендует решать простейшие арифметические задачки на бумаге. Решение именно простых, а не сложных, примеров активизирует практически все зоны мозга, включая префронтальную кору обоих полушарий, которая отвечает за логику, принятие решений и согласует действия в соответствии с поставленными целями.

Примеры таких арифметических задач вы можете найти здесь.

Самое главное правило здоровья и долголетия мозга – вовлеченность в процесс жизни. Профессор развивающей нейропсихологии Оксфордского университета Дороти Бишоп рекомендует общительные занятия типа изучения иностранного языка, вместо того, чтобы абстрагироваться от мира, играя в интеллектуальные игры.

Быть продуктивными, сконцентрированными и интеллектуально развитыми вам также помогут: спорт и медитация, путешествия, общение с людьми, хобби, игра на музыкальных инструментах и в шахматы.

Друзья, будьте в контакте с реальностью! Мир вокруг способен дать вам намного больше опыта, знаний и навыков, чем любая интеллектуальная онлайн-игра.

Живите полной жизнью и успехов вам!

Упражнения развития межполушарного взаимодействия у младших школьников

Включение нейропсихологических упражнений в общеобразовательный процесс у младших школьников  приводит к  повышению усвоения изучаемого школьного материала

Нейропсихологические упражнения развивают произвольное и непроизвольное внимание, переключаемость и концентрацию, разные виды мышления, улучшают сенсомоторный контроль

Зеркальное рисование.

Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы,  симметричные узоры или  простые картинки. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга. Можно использовать специальные прописи для развития межполушарного взаимодействия, а также для развития межполушарного взаимодействия у детей существует специальная  рабочая тетрадь.

Упражнение “Лезгинка”

Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.

Ухо – нос.

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

Змейка.

Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

Перекрестные движения.

Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в стороны, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой. Выполняя это упражнение на перекрестные координированные движения, мы отлично развиваем межполушарные связи.

Горизонтальная восьмерка.

Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе. Не забываем следить глазами за рукой!

Симметричные рисунки.

Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.).

Мельница.

Выполняйте так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно, с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. При этом касайтесь рукой противоположного колена, «пересекая среднюю линию» тела. Время упражнения 1-2 мин. Дыхание произвольное.

Перекрестное марширование.

Сделайте 6 пар перекрестных движений, «маршируя» на месте и касаясь левой рукой правого бедра и наоборот. Повторите «маршировку», выполняя односторонние подъемы бедра-руки вверх. Затем снова повторите упражнение перекрестно. Упражнение повторите 7 раз. Разновидность этого упражнения – ходьба с высоким подниманием рук и ног.

Пальчиковые упражнения

Поочередно и как можно быстрее необходимо перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Зрительная гимнастика.

Рисуем квадрат, круг глазами, смотрим на предмет близко и далеко, а также незаменим плакат-схема. Выполните плакат-схему зрительно-двигательных траекторий в максимально возможную величину (лист ватмана, потолок, стена и т.д.). На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вверх-вниз, влево-вправо, по часовой стрелке и против нее, по траектории «восьмерки». Каждая траектория имеет свой цвет: № 1,2 — коричневый, № 3 — красный, № 4 — голубой, № 5 — зеленый. Упражнения выполняются только стоя.

Простые игры для любой компании

Многие игры для развития ума совсем не требуют дополнительных материалов, их можно устроить где угодно.

  • Ярким примером такой игры является объяснение слов с помощью жестов («Крокодил»). Поиск подходящего движения – интересная задача для мозга, активирующая память и фантазию. Захватывает и процесс отгадывания, приходится перебирать множество вариантов в поисках верного ответа. Игра нравится взрослым и детям всех возрастов, снимает стресс и улучшает отношения в коллективе, помогает расслабиться и раскрепоститься.
  • Другой вариант подобной викторины предлагает объяснять слово, не употребляя его самого и однокоренных слов («Alias»). Можно написать слова на листочках бумаги, и играть парами, стараясь за минуту угадать как можно больше слов («Шляпа»).

Дыхание животом

Помимо того, что это упражнение насыщает мозг кислородом,
оно также способствует повышению аппетита и улучшает работу пищеварительной
системы.

Положите руку на живот.
Выдохните весь воздух, но только короткими маленькими струйками, словно
пытаетесь удержать пушинку на лету. Теперь сделайте медленный глубокий вдох,
нежно, подобно шару. При этом рука мягко опускается при выдохе и поднимается
при вдохе. Повторите выдох, и при этом прогните спину, чтобы при вдохе воздух
проник как можно глубже в легкие.

Это упражнение довольно
легко дается маленьким детям, это так называемое диафрагмальное дыхание. А вот
взрослым с ним справляться очень тяжело.

Это упражнение нередко
применяют на распевках в хоре и рекомендуют практиковать детям и взрослым с
проблемами с дыханием.  

Как развить менее активное полушарие

Улучшить продуктивности отдельного полушария возможно благодаря простым упражнениям. Для левшей подойдёт выполнять все каждодневные дела правой рукой. Например, застегивать рубашку, держать ложку, расчёсываться, открывать дверь, по возможности учитесь писать. Вначале выполнять повседневные действия другой рукой будет тяжело, и ведущая рука будет брать инициативу на себя. Но со временем, другая рука будет развивать моторику и её навыки улучшатся, а ваши вместе с ней. Включайте в работу отстающую руку и с её работой будет улучшаться продуктивность полушария.

Повысить эффективность работы мозга, и добиться согласованности функционирования обоих его полушарий позволяет НЛП т.е нейролингвистическое программирование. Это совокупность определенных техник получила широкое распространение в последнее время. Её разработкой заняты передовые учёные со всего мира. И в частности одна из техник НЛП называется “Скорая помощь”

Цель ее в том, чтобы снимая психологическое напряжение и усталость мы повышаем работоспособность, улучшая память и внимание

Тенденции развития мышления у детей и взрослых

Быть умственно развитым в современном мире не только модно, но и крайне необходимо, а процесс формирования мыслительной способности начинается еще с рождения ребенка. Под воздействием факторов окружающей среды, происходит естественное развитие данной способности путем решения ежедневных задач. Тем не менее, этот процесс можно и нужно оптимизировать, по аналогии с четко продуманными занятиями в спортзале, таким образом, развитие мыслительного процесса происходит контролируемо и интенсивно. Ребенок с тренированным логическим мышлением моментально осваивается в новой для него обстановке и интенсивно познает окружающий мир, в то время как стимулирование творческого мышления помогает быстро находить решения различных задач и жизненных ситуаций совершенно новым путем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector