Асоциальный образ жизни: что это и как с бороться с этим явлением
Содержание:
Как избавиться от асоциальности – практика
Развить собственную коммуникабельность и социальность можно, начать стоит прямо сейчас. Нужно ежедневно выполнять упражнения, а свои чувства, эмоции или даже опасения записывать в дневник. Это нужно для регулярности, повышения мотивации и отслеживания собственного успеха.
Поработать над своей самооценкой. Часто асоциальные люди не уверены в себе, поэтому избегают общения.
Упражнение «Поделись улыбкою своей». Асоциальные люди редко улыбаются, шутят, ведут себя расслабленно. Не стоит бояться делать этого. Если улыбаться людям и вызывать у них ответную улыбку, то и отношения с ними будут складываться лучше.
Упражнение «Комплимент». Настроить человека на положительный поможет комплимент
Важно, чтобы комплимент подчеркивал достижения человека. Это помогает создать хорошее настроение как сказавшему добрые слова, так и получившему.
Методика «Проявление интереса»
В обществе принято интересоваться другими, искренне сопереживать им. Начать разговор может простой вопрос: «Как ты сегодня добрался до работы?» или «Как себя чувствует твой кот? Ему уже лучше?». Желательно, чтобы интерес к делам другого человека был искренним.
Отказаться от негативного мышления. Например, не стоит отчаиваться и винить себя за то, что не получилось найти много друзей. Лучше думать о том, что все еще впереди, и ситуацию можно исправить.
Упражнение «Дайте три». С негативными установками можно побороться необычным способом, к каждой негативной установке придумывать три положительных. Например, «Меня никто не любит, я совершенно никудышный человек». В противовес ей подойдут: «У меня есть хорошие черты и качества», «Скоро у меня будет много друзей» и «Я произвожу хорошее впечатление».
Не всегда с асоциальностью получается работать самостоятельно. Если в жизни человека были серьезные травмирующие события (домашнее насилие, проживание в неблагополучной семье, потеря близкого человека), то за помощью стоит обратиться к психологу.
Делайте репосты статьи, она непременно станет для кого-то полезной и поможет справиться с асоциальностью, полюбить людей и жизнь.
Статья помогла2Не помогла
Значения слова асоциальный. Что такое асоциальный?
АСОЦИАЛЬНЫЙ. 1. Не относящийся к обществу или социальным проблемам. Это значение используется для описания ситуаций, событий, поведе ния или людей, независимых от социальных ценностей и обычаев…
Оксфордский словарь по психологии. — 2002
Асоциальный — (а + лат. socialis — общественный) — 1. не относящийся к обществу, социальным проблемам, не имеющий к ним отношения; 2. отсутствие чувствительности к общественным нормам, традициям, обычаям.
Жмуров В.А. Большой толковый словарь терминов по психиатрии
АСОЦИАЛЬНЫЙ (от греч. а – отриц. частица и лат. socialis – общественный) человек, внутренне безразличный и внешне пассивный по отношению к обществу.
Асоциальный (а лат. socialis — общественный) — 1. не относящийся к обществу, социальным проблемам, не имеющий к ним отношения; 2. отсутствие чувствительности к общественным нормам, традициям, обычаям или отсутствие способности их принимать…
АСОЦИАЛЬНЫЙ (от греч. а – отриц. частица и лат. socialis – общественный) человек, внутренне безразличный и внешне пассивный по отношению к обществу. Философский энциклопедический словарь. 2010.
Асоциальное поведение (гр. – против социального) – это такое поведение, которое не соответствует существующим в обществе социальным и правовым нормам, идет вразрез с обычаями и традициями той социальной или национальной группы…
Безрукова В.С. Основы духовной культуры. — 2000
АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – разновидность отклоняющегося (девиантного) поведения, наносящего вред обществу. В отличие от антисоциального поведения (воровство, хулиганство и т.д.) А. п. не направлено против существующих общественных отношений.
Терминологический ювенологический словарь
Асоциальность — это поведение и поступки, не соответствующие нормам и правилам поведения людей в обществе, общественной морали.С 1938 года Управление социального обеспечения Германии призвало полицию арестовывать «асоциальных» личностей. Вместо помощи, нуждающиеся и бездомные собирались и уничтожались властями.
https://youtube.com/watch?v=WX-fPf-ATNI
Расстройство личности с преобладанием социопатических или асоциальных проявлений
Расстройство личности с преобладанием социопатических или асоциальных проявлений (МКБ 301.7) — расстройство личности, характеризующееся пренебрежением к социальным обязательствам, отсутствием сочувствия к окружающим и тупым или жестоким безразличием.
Краткий словарик по психиатрии. — 2002
РАССТРОЙСТВО ЛИЧНОСТИ С ПРЕОБЛАДАНИЕМ СОЦИОПАТИЧЕСКИХ ИЛИ АСОЦИАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ (МКБ 301.7) — расстройство личности, характеризующееся пренебрежением к социальным обязательствам, отсутствием сочувствия к окружающим и тупым или жестоким безразличием.
Словарь психиатрических терминов
Расстройство личности с преобладанием социопатических или асоциальных проявлений — расстройство личности, характеризующееся пренебрежением к социальным обязательствам, отсутствием сочувствия к окружающим и тупым или жестоким безразличием.
Карманов А. Психологический словарь
Асоциа́льный; кр. ф. -лен, -льна.
Орфографический словарь. — 2004
Что это такое
Антисоциальное поведение это в психологии вид человеческой активности, рассматривающийся сразу несколькими направлениями. Тут задействована детская психология (для раннего выявления и профилактики), патопсихология (коррекция психотических состояний), судебная и юридическая психология (определяющие формы возможного наказания для совершивших преступления), психология личности (помогает нормализовать деструктивные проявления у здоровых людей) и пр.
Чтобы определить именно антисоциальное поведение и не спутать его с плохим характером и излишней вспыльчивостью, выделены некоторые признаки такого поведения человека. Как в подростковом, так и взрослом возрасте будут характерны частые уходы из дома, без объяснения причин и особого повода с точки зрения остальных участников общения, при этом вариант не вернуться на ночь практически всегда сопутствует.
Отличительной чертой, когда уже стоит задуматься о будущем является жестокость. У детей это может быть издевательство над животными, у подростков избиение сверстников, у взрослых любое физическое насилие над теми, кто слабее. Важным моментом является то, что антисоциальное поведение действует безосновательно, но мишенью выбирает более слабых. Герои, уничтожающие врагов в несколько раз сильнее, жестоко расправляющиеся с ними не имеют сюда отношения, антисоциальная личность будет конфликтовать, унижать и издеваться только над более слабыми. Если среди людей самым слабым является он, то мишенью для садизма будут становиться животные или агрессия будет проявляться не так явно, под маской случайности.
Также это может быть и сознательное разрушение чужой собственности. В состоянии аффекта человеку всё равно, что ломать и он разбивает как свой телефон, так и чужую сумку выкидывает с моста, антисоциальные черты направлены только на разрушение чужого имущества. Как вариант разрушения материального мира частыми проявлениями являются поджоги, кражи. Враньё без оснований, стремление любой ценой получить сексуальную связь – это всё также признаки и если не получается на простых вариантах (уговорить, обмануть), то появляется опять же принуждение и насилие.
Антисоциальное поведение подростков является моментом переломным, где ещё работает профилактика и можно остановить негативные разрушительные тенденции. Признаками является низкая успеваемость по учёбе, потом это перерастает в частую смену рабочих мест. Увольнения без видимых причин. Действия, носящие уголовный характер ради забавы – таким людям характерны лозунги о свободе и возможности собственного проявления каким угодно способом, только в этом перечне нет достижений, творческой реализации и попыток изобрести что-то свое, а есть нарушения закона и причинение вреда другим.
Это инфантильная структура личности, не принимающая ответственность за собственные поступки, пытающаяся всё свалить на других. Своё поведение они могут оправдывать тем, что их кто-то довёл, при этом сами могут специально оставить оголённые провода, острые предметы в комнате с детьми, никак не заботясь и в случае несчастья опять же взывать к тому, что они сами виноваты. Из-за недоразвитой личностной структуры таким людям тяжело удержать стабильность (смены места жительства и работы, разводы). Характерным является то, что после прекращения отношений они не заботятся о детях, а переживать (точнее демонстрируют переживания) только в ситуации личной выгоды.
Управление
Лечение
Обучение социальным навыкам
Обучение социальным навыкам (SST) — это эффективная методика, направленная на тех, кто «испытывает трудности в отношениях с другими», что является обычным симптомом застенчивости, супружеских и семейных конфликтов или нарушений развития; а также многих психических и неврологических расстройств, включая расстройства адаптации, тревожные расстройства, синдром дефицита внимания / гиперактивности, социальную фобию, алкогольную зависимость, депрессию, биполярное расстройство, шизофрению, избегающее расстройство личности, параноидальное расстройство личности, обсессивно-компульсивное расстройство и шизотипическое расстройство личности.
К счастью, для людей, которые проявляют трудности в отношениях с другими, можно научиться социальным навыкам , поскольку они не просто присущи индивидуальности или склонности человека. Таким образом, есть надежда для всех, кто хочет улучшить свои социальные навыки, в том числе с психосоциальными или неврологическими расстройствами
Тем не менее, важно отметить, что асоциальность по-прежнему не может рассматриваться ни как недостаток характера, ни как по своей сути отрицательная черта.
SST включает в себя улучшение зрительного контакта, продолжительности речи, частоты запросов и использования жестов, а также уменьшение автоматического соответствия запросам других. Было показано, что SST улучшает уровень уверенности (положительной и отрицательной) как у мужчин, так и у женщин.
Кроме того, SST может сосредоточиться на получении навыков (например, точное восприятие проблемных ситуаций), навыках обработки (например, рассмотрении нескольких альтернативных ответов) и навыках отправки (предоставлении соответствующих вербальных и невербальных ответов).
Метакогнитивная межличностная терапия
Метакогнитивная межличностная терапия — это метод лечения и улучшения социальных навыков людей с расстройствами личности, которые связаны с асоциальностью. С помощью метакогнитивной межличностной терапии клиницисты стремятся улучшить метапознание своих пациентов, что означает способность распознавать и читать собственные психические состояния. Терапия отличается от SST тем, что пациента учат определять свои собственные мысли и чувства как средство распознавания схожих эмоций у других. Было показано, что метакогнитивная межличностная терапия улучшает навыки межличностного общения и принятия решений, поощряя осознание подавленных внутренних состояний, что позволяет пациентам лучше общаться с другими людьми в социальной среде.
Терапия часто используется для лечения пациентов с двумя или более сопутствующими расстройствами личности, обычно включающими обсессивно-компульсивное и избегающее поведение.
Чтобы справиться с асоциальным поведением, многие люди, особенно с избегающим расстройством личности, развивают внутренний мир фантазий и воображения, чтобы развлечь себя, когда они чувствуют себя отвергнутыми сверстниками. Асоциальные люди могут часто представлять себя в ситуациях, когда их принимают другие или когда они преуспели в какой-либо деятельности. Кроме того, у них могут быть фантазии, связанные с воспоминаниями о раннем детстве и близких членах семьи.
Признаки асоциального поведения
К общим признакам, характерным для девиантного типа личности, относятся:
- проблемы во взаимодействии с людьми;
- конфликты или отсутствие контактов с окружением;
- частая смена увлечений и круга друзей;
- отсутствие интереса к работе, учёбе;
- рассеянность, проблемы с концентрацией внимания;
- низкий уровень ответственности;
- нарушения сна: бессонница, дневная сонливость;
- повышенный или пониженный аппетит;
- частые перемены в настроении;
- равнодушие и жестокость к окружающим;
- заниженная либо завышенная самооценка.
Частая смена настроения один из признаков социопатии
Также к симптомам асоциальности может относиться низкая или очень высокая степень интеллекта пациента. Девиантный человек может обладать незаурядными способностями либо напротив, не успевать по всем дисциплинам.
Существует 4 основных формы проявления асоциального поведения:
- аддиктивная;
- аморальная;
- противоправная;
- преступная.
Для каждой из них характерен свой набор признаков и симптомов.
Аддиктивный тип
Аддиктивная форма асоциальности – тип поведения, характеризуемый бегством от жизненных проблем. Он характеризуется направленностью человека «в себя», избеганием окружающего мира при помощи различных зависимостей.
Аддиктивное поведение может выражаться:
- алкоголизмом;
- наркоманией;
- анорексией;
- булимией;
- нимфоманией;
- трудоголизмом;
- религиозным фанатизмом;
- компьютерной и игровой зависимостью.
Алкоголизм как один из способов убежать от проблем относится к аддиктивному типу
Попытки сведения счётов с жизнью также могут быть проявление аддиктивности.
Чаще всего аддиктивное асоциальное поведение встречается у подростков и лиц младше 25 лет. Женщины подвержены ему в 2-3 раза сильней, нежели мужчины.
Аморальный тип
Аморальная форма асоциальности – тип поведения, неприемлемый для общества с нравственной точки зрения. Он нарушает этические правила поведения в обществе, и не несёт прямой угрозы общественному порядку.
Характерные элементы аморального асоциального типа личности:
- промискуитетные связи;
- проституция;
- бродяжничество;
- попрошайничество;
- нежелание учиться и работать;
- агрессивное поведение;
- наркомания, алкоголизм;
- богохульство с целью разжигания ненависти;
- оскорбление других людей, в т. ч. близких.
Разгульный образ жизни относится к аморальному типу асоциального поведения
Важно!
Прежде к аморальному подвиду асоциальности относились гомосексуальные связи. Это ошибочное суждение: ориентация определяется генетически и не зависит от типа личности.
Противоправный тип
Противоправное поведение включает в себя систематическое совершение асоциальных поступков, нарушающих правовые нормы современного общества.
К противоправным асоциальным деяниям относятся:
- хулиганство;
- драки и побои;
- поджоги и вандализм;
- оскорбления личности;
- угоны без цели хищения;
- мелкие кражи и грабежи.
Совершение подобных действий не наказывается уголовно из-за отсутствия серьёзной общественной опасности. Лица, замеченные за противоправным асоциальным поведением, попадают в поле зрения правоохранительных органов и нередко встают на учёт.
Драка относится к асоциальному поведению
Преступный тип
Преступный, или делинквентный тип асоциального поведения – постоянное либо однократное совершение действий, наказуемых уголовной ответственностью.
К преступному поведению относят:
- кражи со взломом;
- грабежи и бандитизм;
- разбойные нападения;
- мошенничество;
- вымогательства;
- организация беспорядков;
- изнасилование, в т. ч. неудавшееся;
- убийство, соучастие в убийстве.
Асоциальные люди, совершающие подобные действия, наказываются по всей строгости закона и могут принудительно лечиться в психиатрических учреждениях.
Изнасилование может повлечь за собой принудительной лечение в психиатрических лечебницах
Антисоциальные личности
Главное, что нужно запомнить об этих людях — они склонны выходить за пределы, нарушать правила. Любые правила. Эта способность здорово помогает им зарабатывать, создавать что-то новое, продвигать продукт или услугу, смело идти туда, куда другие побоялись или постеснялись бы. 1. В соблюдении договорённостей. 2. В соблюдении правил дорожного движения. Антисоциальных водителей видно за километр. Они водят или опасно, или так, что всем вокруг мешают: ведут машину в стиле «поворотники для трусов», несутся по городу с бешеной скоростью, подрезают, паркуются там, где считают нужным.
3. В нарушении супружеской верности. 4. В преданности друзьям и партнёрам. 5. В соблюдении этических норм. Антисоциальную личность не смущает, что она кого-то обманывают, что её действия могут быть вредными или опасными для других. Например, такой человек запросто может разрекламировать себя как эксперта в какой-либо области, не имея при этом необходимого образования. 6. В нарушении законов. Как вы, наверное, уже догадались, антисоциальные личности нередко становятся преступниками.
7. В нарушении психологических границ других людей. Такие люди могут читать чужую переписку, ставить человека в неловкое положение, заходить без стука, срывать планы, вынуждать других делать то, что они не хотят. Вдобавок к склонности нарушать правила природа, как правило, щедро одаривает антисоциалов интеллектом. С такими способностями они могут быть и успешными бизнесменами, и аферистами, и прекрасными пиарщиками, и альфонсами, и журналистами, и ворами, и полицейскими. Словом, талант этот может быть использован в разных сферах, необязательно разрушительных. Ведь чтобы ловить преступников, нужно уметь мыслить, как преступник…
Как становятся социопатами?
Социопатическая личность развивается под влиянием негативных социокультурных условий. Насилие в семье, недостаток любви, внимания и воспитания, детские психологические травмы – всё это триггеры, способствующие развитию социопатического расстройства. Психология социопата формируется под влиянием окружающей среды, усугубляя природные недостатки.
Как ведёт себя социопат?
► Социопат – гений маскировки. 80% времени он ведёт себя ровно также, как и большинство окружающих. От других людей его отличает только патологическая лживость, эгоизм, способность совершать неординарные поступки. Чаще всего понимание того, что с этим человеком что-то не так, приходит только при тесном и длительном общении.
Может ли социопат любить?
► Любовь – это слишком глубокое чувство, которое подразумевает под собой формирование привязанности. Однако не стоит забывать о том, что физиологически социопаты такие же люди, а значит и у них вырабатываются нейромедиаторы – серотонин, дофамин и т. д. Соответственно, на вопрос, может ли социопат влюбиться, стоит ответить положительно. Однако его чувства – это больше стремление к удовлетворению сексуальных потребностей и желание добиться благосклонности выбранного им партнёра.
Есть ли у социопата чувства?
► Главное чувство социопата – это любовь к себе. Поэтому его легко задеть неуважением и критикой. Социопат может испытывать привязанность к тем, кто приносит ему выгоду. Так, если нормальные люди скорбят из-за смерти близких, социопат болезненно переживает потерю того комфорта, который ему обеспечивал умерший человек.
Опасен ли социопат?
► Уровень опасности социопата зависит от многих факторов: его воспитания, наличия контроля со стороны общества, наличия у него сопутствующих психических расстройств. В большинстве своём социопаты несут угрозу своему ближайшему окружению, так как откровенно нарушать закон им мешает опасность наказания.
Причины социопатии
Ряд других исследований также показал, что социопатами чаще всего становятся люди с определёнными генетическими отклонениями, которые не получили правильного воспитания или стали жертвами насилия. Из этого следует, что даже при наличии определённых генетических отклонений или недоразвитости префронтальной коры решающую роль играет окружение и воспитание.
Как избавиться от социопатии?
Существуют определённые методики психотерапии, которые помогают социопатам влиться в общество и понять мотивацию нормальных людей. Однако полноценного лечения диссоциального расстройства личности не существует. Более того – большинство социопатов не считает себя нездоровыми, а потому не пытаются лечиться.
Рекомендованная литература
Чтобы глубже изучить эту интересную тему, стоит почитать такие книги о социопатии:
- М. Томас, «Исповедь социопата. Жить, не глядя в глаза»;
- С. Петри «Токсичные люди: Самооборона без оружия»;
- Дж. Дуглас, М. Олшейкер «Погружение во мрак»;
- М. Стаут «Социопат по соседству»;
- М. Томас «Исповедь социопата»;
- Д. Маккензи, «Psychopath Free»;
- Р. Хаэр «Лишённые совести»;
- К. Тильман, «Социопаты».
Причины асоциального поведения с примерами
Асоциальная личность не становится таковой просто так, этому предшествует ряд разных причин.
Социальные причины. | Медицинские причины. | Педагогические причины. |
Родители или партнер проявляли асоциальность, пытались самоутвердиться или добиться своего за счет человека. | Отклонения в психосоматической сфере (болезни, вызванные негативным эмоциональным состоянием). | Родители и другие родственники предъявляли ребенку завышенные требования, которые не соответствовали его возрасту. |
Человек находился в ситуации социального или материального неравенства. | Инфантильное поведение. | Малыш рос в атмосфере чрезмерной любви, ни в чем не знал отказа. |
Причиной асоциального поведения стали субкультуры, религиозные секты, другие общественные организации. | Развитие в детском возрасте синдрома гиперактивности и дефицита внимания. | У ребенка не было положительного примера для подражания и поддержки. |
Проживание в неблагополучной семье. | Нарушение внутриутробного развития ребенка, наличие инфекций. | Ребенка часто наказывали, делали это несправедливо и незаслуженно, применяли физическую силу. |
Тяжелый опыт физического, сексуального или эмоционального насилия. | Диагностированное шизотипическое расстройство личности, шизофрения. | Родители игнорировали потребности ребенка. |
Буллинг (издевательства, злые насмешки, травля). | Травмы или случай инфицирования головного мозга. | О малыше заботились недостаточно или, наоборот, чрезмерно опекали. |
Нарушение общения с ровесниками, одноклассниками. | В семье не сформировалось атмосферы любви, доверия, тепла. | |
Наличие зависимостей с дальнейшим формированием девиантного (отклоняющегося) поведения. | У ребенка не было эстетического воспитания, взрослые не прививали чувство прекрасного. |
Пандемия — как причина асоциальности, смотрите в видео ниже.
Профилактика асоциального поведения
К лечению поведенческих отклонений прибегают только тогда, когда их провоцируют физические или психические заболевания. В других случаях ведущим способом коррекции антисоциального поведения становится профилактика, которая должна осуществляться с ранних лет. В основе профилактических мероприятий лежат правильное воспитание, достойный пример со стороны взрослых, полноценная забота о ребенке, не лишающая его возможности проявлять свою индивидуальность.
Психологи разработали рекомендации, направленные на предупреждение девиантного поведения у детей, способствующие формированию адекватного отношения к себе и окружающим. Наиболее эффективными в этом отношении считаются:
Уместная похвала
Применять поощрения следует только тогда, когда для этого есть основания. Беспричинные похвалы способствуют развитию эгоизма и самовлюбленности. В будущем это влечет за собой адаптационные сложности, проблемы с соблюдением дисциплины в образовательных учреждениях.
Доверительное общение
У младшего члена семьи должна быть полная уверенность в том, что родители не осудят его, всегда окажут помощь. Боязнь наказания провоцирует замкнутость, лживость, изворотливость. Чтобы сохранять детское доверие, нужно решать возникшие проблемы в спокойной обстановке, без какого-либо давления.
Исправление
Выявив у ребенка нежелательные черты характера, заметив негативные поступки, взрослым не нужно бездействовать
Важно проанализировать произошедшее, избегая повышения голоса, объяснить, почему такое поведение является неприемлемым, к чему способно привести.
Личный пример
Желая вырастить достойного гражданина общества, родители должны поддерживать в доме доброжелательную атмосферу, проявлять взаимное уважение и заботу. Это формирует у ребенка нормальную самооценку, обеспечивает в будущем правильную модель поведения, восприятия окружающих людей, построение гармоничных семейных отношений.
Совместное времяпрепровождение
Дети особо дорожат временем, проведенным со своими родными
Такие запоминающиеся события, как семейные праздники, совместный отдых на природе, занятия спортом с мамой или отцом помогают ребенку расти уравновешенным, доброжелательным, общительным.
Самые стабильные результаты обеспечиваются профилактикой, которая состоит из совместных усилий семьи и детских образовательных учреждений. Чтобы предупредить поведенческие нарушения или исправить уже имеющиеся девиации, педагогические работники реализуют программы, пропагандирующие здоровый образ жизни, направленные на воспитание духовных ценностей, правильный выбор будущей профессии. Такая работа часто приносит положительные плоды: помогает многим детям достойно реализовать себя в будущем и встать на путь преодоления имеющихся отклонений.