Делинквентное поведение

Содержание:

Внешние и внутренние факторы

При более обширном анализе условий, вызывающих формирование делинквентного поведения, принято выделять две их группы: внутренние и внешние.

Внешние условия:

  • проблемы в семье, являющиеся основными причинами формирования асоциального типа поведения у человека в раннем возрасте,
  • неразвитость системы общественного воспитания личности: отсутствие индивидуального подхода, отсутствие заинтересованности в каждом конкретном человеке со стороны государства,
  • усредненность системы образования, не рассчитанной на учет особенностей эмоционального, психологического, интеллектуального развития детей.

Внутренние условия:

Физиологические особенности индивида (нарушения умственного развития, дефекты слуха, дефекты зрения, телесные особенности и т.д.). Часто люди с особенностями развития или с выраженными дефектами внешности испытывают большие сложности при социализации в обществе. Неуверенность в себе, беспомощность, зависимость от других и частое столкновение с непониманием со стороны общества могут породить у человека агрессию, стремление к асоциальному поведению

Общество должно уделять людям с особенностями развития особое внимание и не допускать их изоляции.

Психологические проблемы (нервно-психические заболевания, психопатии, неврастении и т.д.). Данные особенности психики делают людей возбудимыми, склонными к совершению противоправных поступков

Подобные люди должны стоять на учете в медицинских учреждениях и находиться под наблюдением, поскольку в период обострения своих заболеваний они склонны к совершению серьезных преступлений.

Особенности подросткового возраста. Подростки в большей степени подвержены делинквентному поведению из-за особенностей психики в данном возрасте. Они часто проявляют повышенную агрессивность, нежелание следовать нормам общества, нежелание уступать просьбам родителей и педагогов. Подростки часто проявляют потребность в риске, в престиже, в одобрении, стремление произвести впечатление и бросить вызов обществу. Подобные желания часто приводят к совершению противоправных действий, носящих демонстративный характер.Асоциальное поведение может самостоятельно пройти с течением времени в результате естественных возрастных изменений, а может привести к формированию асоциального типа взрослой личности.

2 Причины формирования

Причины формирования делинквентного поведения у людей разного возраста могут иметь объективный и субъективный характер.

К первым относятся не зависящие от личности обстоятельства: резкие социальные перемены, когда все общество переживает кризисные скачки в различных сферах жизни. В такие исторические периоды происходит обезличивание социокультурного пространства, в результате чего исчезают или деформируются старые представления о морали и нормах сосуществования, а новые еще не сформированы и могут противоречить предыдущим. Обостряется конфронтация «отцов и детей», меняются представления о допустимости тех или иных способов достижения личного экономического благополучия, увеличивается стремление к получению все более изощренных удовольствий.

Причины отклоняющегося поведения субъективного характера кроются в особенностях строения индивидуального сознания, когда личность не имеет нравственных средств для противостояния внешним асоциальным воздействиям — о совести, чести, о том, что такое хороший или плохой поступок. Велика доля делинквентов среди выпускников детских домов и интернатов, когда они попадают в общество, о реалиях существования в котором имеют только теоретические знания. Часто они становятся членами криминальных группировок, стремясь разрешить свои проблемы жизнеустройства неправомерными методами, отомстить виновным в их положении.

К таким мерам прибегают и люди с психическими проблемами и отклонениями в умственном развитии, поскольку они внушаемы, легко поддаются угрозам или уговорам совершить преступление. Такой человек не осознает противоправного характера совершаемых им поступков, стремится к обещанным вознаграждениям. Делинквентность детей и подростков может быть результатом дисгармонии семейных отношений, когда в асоциальных семьях отсутствует или искажается информация о морали и нравственности.

Характер преступности несовершеннолетних определяется психологическими и педагогическими ошибками в их воспитании дома, в детском саду, школе. Они негативно сказываются на формировании личностной самооценки, социального самочувствия, самопроявления. Даже благополучные семьи могут иметь низкий уровень знаний о том, как противостоять негативному влиянию среды на ребенка. Чрезмерная свобода, бесконтрольность со стороны взрослых, возрастная неустойчивость психики, желание проявить себя и утвердиться в среде сверстников, неумение просчитывать результаты своих действий, стремление к «взрослой жизни» и получению острых ощущений толкают детей на необдуманные поступки. В подростковой среде нередко встречаются игромания, занятие проституцией, употребление алкоголя, участие в распространении наркотиков и порнографии.

Причины девиаций у взрослых — это желание достичь своих материальных или эмоциональных интересов противозаконным способом. Поводами к нарушению закона могут быть как низкий уровень морали (организация притона), так и трагические обстоятельства. Например, нищета может толкнуть законопослушного гражданина на воровство, грабеж, если он не находит других способов найти средства на лечение ребенка.

Алкоголизм и наркомания представляют собой общественно опасные явления, поскольку ведут к психической и физической деградации личности, сопровождающейся агрессивностью, озлобленностью, растормаживанием низменных инстинктов. Состояние опьянения может толкнуть человека к немотивированным уголовно наказуемым действиям против сограждан.

Среди других причин делинквентного поведения взрослых социологи называют низкий уровень правовой культуры населения, несовершенство законодательной и правоохранительной систем.

Особенности делинквентного поведения у подростков

Психологами установлено, что делинквентное поведение подростков имеет свои отличительные особенности и признаки. Это:

  1. Предпосылками к возникновению аномалий служит усвоение ребенком искаженной системы ценностей. Признаком возникновения делинквентности служит отрицание ребенком авторитета родителей и учителей. Желание противопоставить себя обществу наиболее ярко выражено у младших подростков. Эта потребность при отсутствии разъяснительных бесед и психологической помощи быстро перерастает в аддикции.
  2. Широкий диапазон действий, которые могут рассматриваться как асоциальные и угрожать жизни и здоровью людей. В разных странах под определение деликтов попадают разные правонарушения, что объясняется различиями в нормативно-правовых документах. Несовершенство законодательной базы приводит к тому, что не все антисоциальные действия влекут за собой тот или иной вид ответственности.
  3. Противоправные действия подростков сегодня считаются одним из самых опасных видов делинквентного поведения. Подростковая жестокость оборачивается для жертв насилия инвалидностью, а иногда и смертью.
  4. Подростковая делинквентность осуждается в любом обществе. Усилия специалистов помогающих профессий направлены на разработку эффективных мер профилактики делинквентного и девиантного поведения среди несовершеннолетних.
  5. Определяющим фактором в развитии делинквентности становятся условия жизни индивида. Если в семье ребенок не получает любви и ласки, придя в компанию сверстников, он будет транслировать негативные эмоции: обиду, агрессию, злость, зависть. Если в семье не выработано единых требований к ребенку, у него нет обязанностей по дому, он не научится с уважением и заботой относиться к окружающим. Делинквентность в данном случае будет предсказуемой реакцией на порочный круг.
  6. Для подростков свойственен групповой характер совершения противоправных действий. Когда подростки сообща совершают преступление, у них возрастает чувство безнаказанности.
  7. Результаты психологических исследований свидетельствуют о том, что у делинквентных подростков отсутствуют такие значимые социальные качества, как чувство долга, ответственность, самоконтроль, умение проявлять симпатию, совестливость. Они обладают заниженной самооценкой, многие из них не принимают собственные индивидуально-типологические особенности. Они демонстрируют потребительское отношение к окружающим.
  8. Как показывает статистика, подростки с холерическим типом темперамента в большей степени предрасположены к совершению деликтов.

В период младшего школьного возраста делинквенты совершают побеги из дома, прогуливают уроки в школе, воруют деньги у одноклассников или учителя. Становясь старше, делинквенты пробуют торговать психотропными веществами, вымогают деньги, становятся инициаторами и соучастниками мелких преступлений на улице.

Делинквентное поведение примеры

Примеры делинквентного поведения лучше всего описывать, в соответствии с его видами.

Виды делинквентного поведения: административные нарушения, дисциплинарный проступок, преступление.

Административные преступления проявляются в мелком хулиганстве – нецензурной лексике в местах скопления людей, оскорбительное отношение к окружающим, также сюда входит нарушение дорожного движения и другие действия, которые служат нарушению общественного порядка и спокойности людей.

Примером делинквентного поведения есть употребление алкоголя в общественных местах, транспорте и действия совершенные в опьяненном состоянии, которые оскорбляют честь граждан и уничтожает общественную нравственность. Проституция, распространение порнографии, эксгибиционизм, как злодеяние тянет за собой административное наказание и ответственность относительно закона об административных правонарушениях.

Дисциплинарный поступок есть видом делинквентного поведения, и выражается в противоправном неисполнении или же ненадлежащим исполнением рабочим своих трудовых обязанностей, прогулом без значительных причин, употреблением спиртных напитков, наркотических веществ в рабочее время, приход на работу под воздействием алкоголя, нарушение правил охраны, и влечет за собой ответственность, относительно трудового законодательства.

Преступление, как наиболее опасный вид делинквентного преступления, выражается в поступках, несущих опасность обществу. Запрещены под угрозой наказания Уголовным кодексом. К таким деяниям относятся: убийства, воровства, похищения, угоны автомобилей, терроризм, вандализм, изнасилования, мошенничество, торговля наркотиками и психотропными веществами. Данные преступления, хотя здесь перечислены не все, наиболее строго наказуемы в согласии с Уголовным кодексом. В зависимости от тяжести совершенного поступка применяются разные меры наказания в размере от общественных работ и незначительных штрафов, вплоть до лишения свободы. И касаются они особей, достигнувших шестнадцатилетнего возраста, иногда четырнадцатилетнего. Если личность, совершившая злодеяние, не достигла необходимого для уголовного наказания возраста, ее привлекают к ответственности воспитательного характера (строгий выговор, направление в специализированное учебно-воспитательное учреждение, общественные работы).

Делинквентное и криминальное поведение самые опасные, поскольку делинквентный подросток, совершающий криминальные поступки, очень опасный. Он очень негативно и недоверчиво настроен по отношению к обществу и его не останавливает закон, пока он не будет этим законом наказан.

Деликты могут быть гражданско-правовыми: нанесение морального ущерба, вреда имуществу человека или организации, дискредитация репутации юридического лица или отдельной личности. Такие действия наказуемы гражданским законодательством.

Разные виды делинквентного поведения подвергаются социальному осуждению и также формализуются государством в правовых нормах, посредством описания характеризующих и определяющих в качестве нарушений признаков, за которыми в законодательстве вводятся разные виды ответственности.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Подростковая делинквентность

Особо пристальный интерес в научных исследованиях уделяется подростковой делинквентности. Рост числа деликтов, совершаемых молодыми людьми в несовершеннолетнем возрасте, увеличение удельного веса тяжких насильственных преступлений в их составе представляют собой угрозу обществу. Изучению подлежат причины, вызывающие деликты, условия, способствующие их распространению в молодежной среде, особенности личности делинквента (правонарушителя), специфика его социализации, делинквентные субкультуры, вопросы профилактики и предупреждения правонарушений и ряд других проблем.

Найдено научных статей по теме — 15

Причины и условия, детерминирующие делинквентность и преступность несовершеннолетних

Рубачева Елена Леонидовна, Мартиросян Марина Владимировна

В работе рассмотрены условия, детерминирующие делинквентность и преступность несовершеннолетних, приведены статистические данные преступности несовершеннолетних по Ставропольскому краю.

Детская делинквентность и виктимность в семейной и внесемейной сфере в современной России

Харламов Валентин Станиславович, Кочин Андрей Анатольевич

В статье на основе анализа уголовной статистики представлена характеристика преступности среди несовершеннолетних в стране. Рассмотрены особенности виктимизации детей в семье и вне сферы семьи.

Групповая делинквентность как источник социальных рисков в современной России

Фатеев Иван Вячеславович

Статья посвящена анализу групповой делинквентности, которая стала источником социальных рисков в современной России. Изучаются причины приобщения людей к делинквентным группам.

Девиантность и делинквентность как факторы налоговых правонарушений и преступлений

Пастушкова Любовь Николаевна, Ремизов Дмитрий Геннадьевич

В статье приводится анализ факторов формирования и распространения девиантного и, в частности, делинквентного поведения, характерного для налоговой сферы в современной России.

Отчуждение как предпосылка делинквентного поведения подростков

Попова Ольга Анатольевна

Теоретический анализ и эмпирическое исследование показывают наличие у подростков устойчивой связи делинквентного поведения с отчуждением.

Социологический аспект делинквентного поведения несовершеннолетних

Таланов Сергей Львович

В статье изучаются проблемы и перспективы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с правоохранительными органами Ярославской области по обеспечению правопорядка и социальной профилактике правонаруше

(де-)конструирование делинквентного поведения через призму социологических теорий

Нурутдинов И. И.

В статье анализируются особенности (де-)конструирования делинквентного поведения и образа девианта/делинквента через призму социологических теорий.

Де-)конструирование делинквентного поведения через призму социологических теорий

Нурутдинов Ильнур Ильдусович

В статье анализируются особенности (де-)конструирования делинквентного поведения и образа девианта/делинквента через призму социологических теорий.

Факторы формирования делинквентного поведения несовершеннолетних

Чуносов М.А.

В статье рассмотрены факторы, влияющие на формирование делинквентного поведения несовершеннолетних, конкретизированы социологические, культурологические, социально-организационные, социально-экономические.

Детерминанты делинквентного поведения сотрудников патрульно-постовой службы полиции

Десятова Ольга Васильевна, Майоров Владимир Иванович

В статье выделяются причины нарушения законности и дисциплины сотрудниками патрульно-постовой службы полиции.

Примеры делинквентного поведения

Признаками поступков, противоречащих принятым нормам, является то, что люди совершают их нарочито, напоказ, желая привлечь внимание как можно большей части общественности. При этом нарушители хорошо отдают себе отчет в своих действиях

Примерами таких действий могут быть:

  • творчество, дестабилизирующее общественное спокойствие («желтая» журналистика, создание фейковых новостей, неприемлемые изображения, «мемы», порносайтов и другого запрещенного контента);
  • киберпреступления — «хакерство»;
  • аддикция;
  • дисциплинарные и административные правонарушения;
  • жестокое обращение с животными;
  • побеги из дома, попрошайничество;
  • проституция;
  • вандализм;
  • аутоагрессия — агрессия, направленная на самого себя, неприятие своего тела, суицид;
  • участие в подготовке и исполнении терактов.

С развитием Интернета и социальных сетей наблюдается вовлечение молодежи во многие виды деятельности, направленные на дестабилизацию общественного спокойствия, поэтому диагностика и профилактика асоциального поведения должны начинаться до вступления детей в подростковый возраст.

Проблема антисоциальных проявлений

Делинквентное (от англ. delinquency — преступление, правонарушение) поведение является частным случаем более широкого понятия девиантного (отклоняющегося) поведения, которое уже давно было известно в психологии и подвергалось всестороннему изучению. Многообразие причин возникновения этого явления и последствий, к которым оно приводило, послужило причиной выделить его в отдельную область изучения. Для лучшего понимания механизмов потребовалась помощь специалистов по социологии, педагогике, криминологии и другим смежным наукам.

Основной признак делинквентности

В процессе развития общества сформировался комплекс религиозных, моральных, этических и поведенческих норм, регулирующий комфортное сосуществование людей в социуме. Часть из них получила статус обязательного исполнения в виде законов, за соблюдением которых следит государство. А другая существует как свод неписаных правил, нарушение которых вызывает общественное порицание. Девиацией в этом смысле является любое отклонение от нормы, независимо от того, подпадает оно под определение преступления или нет.

Субъектом девиантного поведения становится человек или общество в целом. Акция в храме Христа Спасителя, организованная Pussy Riot, яркий тому пример. Политическое выступление «Богородице, дево, Путина прогони» в форме пляски у святого престола оскорбляло чувства верующих, нарушало регламент работы и выглядело кощунством, но при этом под статью о хулиганстве попадало с очень большой натяжкой, о чём видные представители коллегии адвокатов и указали в открытом письме, опубликованном в СМИ.

Однако в обществе, получившем в свою сторону формальный плевок, сложилось мнение о необходимости наказания за столь вызывающее поведение. Антиправительственная составляющая акции была выхолощена, а сама она превращена в хулиганскую выходку, направленную на создание дешёвого пиара.

Зависимость от внешних условий

В психологии это понятие рассматривается по-разному, и некоторые учёные относят к нему и проступки, напрямую не связанные с преступлением. Но они всегда нарушают именно писаные установки, будь то УК, административный кодекс, устав школы или правила техники безопасности. А из-за того, что законы подвержены изменениям, одно и то же действие может быть деликтом, а может и не быть. Закон 1960 года о спекуляции и валютных махинациях определял эти деяния как проявления делинквентного поведения, а после 1991 г., в условиях новых экономических отношений, они стали нормой.

Существует непосредственная зависимость и от культуры, доминирующей в каждом конкретном государстве. Такая распространённая половая девиация, как гомосексуализм, в истории и в современном мире воспринимается далеко не однозначно. В античной Греции эти отношения считались чуть ли не обязательной нормой для гражданина Афин, гомея Спарты или при дворе македонских царей. А сегодня в ряде мусульманских стран за это могут приговорить к смертной казни, в других — к тюремному сроку, притом что в Европе и США реакция колеблется между нейтральной позицией и нормой.

Примеры делинквентного поведения особенно распространены в государствах, где происходят революции или осуществляются глобальные реформы. Старые нормы жизни уже отменили, а применение новых ещё не укоренилось в сознании населения, что автоматически делается ведущим фактором роста криминальных отношений между людьми. В качестве иллюстрации достаточно вспомнить разгул бандитизма в России девяностых, чтобы оценить размах возможных отклонений.

Виды деликтов

Основным отличием асоциального проявления считается вред, наносимый себе, другому человеку, группе лиц или обществу в целом. Отрицание общественных ценностей и последствия этого проявляются с разной степенью агрессивности. Можно выделить 4 вида делинквентного поведения:

  1. Аддиктивное, для которого характерен уход от реальности в мир искажённых понятий и пагубных пристрастий (алкоголизм, наркомания, сектантство, игровая, сексуальная, компьютерная зависимости). Разрушению при этом подвергаются психическое и физическое здоровье, социальные связи с обществом.
  2. Нарушения дисциплины, что выражается в несоблюдении распорядка, опозданиях и прогулах, в появлении на работе или в учебном заведении в нетрезвом виде, в отказе от исполнения своих обязанностей.
  3. Административные проступки. Нецензурная брань в общественных местах, демонстративное распитие спиртных напитков, нарушение ПДД и др.
  4. Преступления, когда нарушается закон (кража, убийство, изнасилование, грабёж и т. д. ) и за что предусмотрено уголовное наказание.

Почему подростки становятся делинквентами


Безнаказанность — одна из причин такого поведения

Причин, которые могут привести к подобному типу поведения, существует множество. Согласно статистике, чаще всего к такому образу жизни склонны лица из неблагополучных семей. Встречаются ситуации, когда подростки и молодые люди, живущие в достатке и имеющие все возможности для благополучного сценария жизни, начинают вести себя противоправным образом. Нередко причины наблюдаются в совокупности.

Делинквенты могут становиться таковыми по внутренним причинам. Это связано с их моральными установками и типом темперамента. Например, холерики склонны к подобным импульсивным поступкам. К противоправному поведению в обществе также приводят:

  • пагубные пристрастия;
  • повышенная или, наоборот, пониженная тревожность;
  • различные психические отклонения, передающиеся генетически и многое другое.

К внешним причинам, которые могут побуждать подростка к совершению подобных поступков, относят:

  • нехватку денежных средств;
  • серьезные конфликты на почве неприятия в определенной среде;
  • неблагополучное социальное окружение;
  • перемены в обществе, например, кризисы и революции.

Недостаточная правовая грамотность также может быть фактором. Если о серьезных уголовных деяниях подростки знают и понимают, что их могут посадить в тюрьму, то о наказаниях по другим категориям правонарушений могут даже не догадываться.


Климат в семье и подход родителей к воспитанию влияет на многое

Часто причины кроются внутри семьи. К негативным факторам, формирующим склонность к подобному типу поведения, относят:

  • различные зависимости одного из членов семьи либо всех;
  • вседозволенность и равнодушие по отношению к ребенку;
  • чрезмерная опека контроль;
  • конфликтная обстановка внутри семьи, в том числе с применением физического насилия;
  • развод родителей;
  • отсутствие каких-либо воспитательных мер и общения.

Все эти факторы по отдельности либо в совокупности могут приводить к появлению у ребенка ощущения ненужности. Возрастающая внутренняя обида выливается в агрессию. Именно ее ребенок направляет вовне.

Если на фоне такой картины внутри семьи подросток попадает в плохую компанию, риск стать делинквентом у него многократно возрастает.

Как родителям предотвратить проблему у детей

Делинквентами не рождаются. Ими становятся при определенных условиях. Нельзя списывать на генетику или другие биологические факторы: насилие, воровство, убийства или нарушение правил дорожного движения. Человек переступает через закон, четко осознавая свое действие. Даже подросток понимает, что разбить стекло в школе, бросив камень – плохо. Но почему-то бросает.

Демонстративное поведение (а делинквентное таким и является) направлено на привлечение внимания. Если другие способы не работают, тогда человек ищет то, чтоб уж наверняка.

  • Хвалите за хорошее;
  • Поощряйте попытки помочь вам или другим людям;
  • Делитесь с ребенком трудностями и переживаниями, вовлекайте в жизнь. Таким образом, малыш будет чувствовать значимость;
  • Объясняйте и, главное, показывайте примером, что такое «хорошо» и «плохо»;
  • Стройте совместные планы о большем, лучшем чем сейчас;
  • Говорите как сильно ребенок нужен вам и что любите его;
  • Обнимайтесь почаще;
  • Создайте атмосферу надежного тыла, что бы не случилось с ним и что бы он не натворил;
  • Установите систему поощрений и наказаний. Если правило нарушено ребенком, необходимо применить наказание. Так формируется понимание причинно-следственных связей и ответственности за свои действия;
  • Предложите вариации хобби, которые займут ребенка и у него не останется времени на «глупости».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector