Виды девиантного поведения личности

Профилактика и коррекция отклоняющегося поведения несовершеннолетних

Предотвратить отклоняющееся поведение гораздо продуктивнее, чем потом исправлять, но, к сожалению, в нашем обществе отдельное равнодушие к судьбе подростков все чаще становится повсеместной нормой.

Семья и то, социальное окружение, в котором формируется личность ребенка, оказывают первостепенное значение для профилактики девиантного поведения. Именно в семье с раннего возраста закладываются базовые ценности и поведенческие стереотипы, которые становятся основой мировоззрения и убеждений взрослого человека.

В современных условиях отсутствие общих дел родителей и детей, не привлечение подростков к полезному и активному труду, к познавательному досугу, приводят к тому, что активность молодого растущего организма направляется часто на асоциальное поведение под влиянием группы сверстников.

В школе вовремя оказанная психологическая и педагогическая помощь могут предупредить деформацию юной личности. Совместная работа психолога и педагога с родителями должна быть направлена на подбор индивидуальной программы коррекции.

Психологические тренинги и педагогическое просвещение помогают мамам и папам наладить контакт со своим ребенком, привлечь их внимание к особенностям кризиса подросткового возраста и преодолеть все его последствия благополучно. При диагностике девиантного поведения проводится не только тестирование с применением различных методик, но и опросы родителей и учителей, беседа с самим подростком, наблюдение за ним. При диагностике девиантного поведения проводится не только тестирование с применением различных методик, но и опросы родителей и учителей, беседа с самим подростком, наблюдение за ним

При диагностике девиантного поведения проводится не только тестирование с применением различных методик, но и опросы родителей и учителей, беседа с самим подростком, наблюдение за ним.

Профилактика девиантного поведения в школе должна включать меры общего и специального воздействия. Общая профилактика предусматривает одинаковые для всех учащихся мероприятия по предупреждению асоциального поведения.

Специальная профилактика направлена на выявление детей, нуждающихся в повышенном внимании, изучение неблагоприятных условий и причин, которые приводят к девиантному поведению, и разработку необходимых коррекционных мер.

Создание службы психологической помощи семьям и детям, где могут квалифицированно проконсультировать или направить для дальнейшей психотерапевтической помощи к узким специалистам, способствует формированию в образовательном учреждении особой социальной зоны контроля и влияния на «трудных» подростков.

При этом следует учитывать, что некоторые несовершеннолетние не посещают школу и ориентируются в своем поведении на неформальные (часто – деструктивные и криминальные) группы, воздействовать на которые довольно сложно.

Индивидуальная и групповая психологическая коррекция должна быть направлена, прежде всего, на осознание подростком своих индивидуальных особенностей, своей роли в семье и в окружающем мире.

Только комплексные усилия педагогов, психологов, родителей, социальных работников будут способствовать наибольшей эффективности профилактических и коррекционных мер по устранению девиантного поведения детей и подростков.

Преступление или просто патология

В литературе по  вопросу преступлений много толкований относительно взаимосвязи и обособленности критериев, определяющих понятия преступности и социальной патологии, и даже позиций, определяющих обозначения этих понятий.

Ученые занимающиеся этой проблемой делают следующие выводы:

  1.  Как криминальное, так и социально патологическое поведение характеризуется объективно трактуемой общественной опасностью.
  2. Как преступность, так и социально-патологическое поведение нарушают определенные социальные нормы и обеспечивают их соответствие системе общественного контроля.
  3. Как криминальные, так и социально патологические явления могут происходить с различной интенсивностью в данной области и времени.

В зависимости от серьезности и интенсивности патологии могут быть социальной проблемой или нет, но это не влияет на определение субъекта (индивидуального, группового или институционального) в качестве преступника или девианта (устойчивое, отклоняющееся от общепринятых норм поведение).
Между этими понятиями существует связь между верховенством социальной патологии и преступностью, которые имеют более узкое значение.  Подчеркивается, что каждое преступление является проявлением социальной патологии, в то время как не каждое проявление социальной патологии является преступлением. В результате можно выделить определенный путь несомненно патологических явлений, которые составляют «социальное зло», хотя и не криминального характера. Все это — саморазрушительное поведение, самоубийства, употребление наркотиков, алкоголизм и т. д.

В обычном восприятии девиантное сексуальное поведение сначала воспринимается как сексуальное отклонение, также как при алкоголизме, наркомании, преступности среди взрослых и несовершеннолетних. Первоначально,  отклонение связано с извращенным сексуальным поведением и изощренным удовлетворением потребностей низшего порядка.

Общее понимание девиантного сексуального поведения — это стереотипное восприятие определенных нарушений. Возможно, это потому, что поведение которое считается необычным и является результатом нарушения существующих моделей поведения называется отклонением.

Однако следует предположить, что социальные отклонения, в отличие от стереотипов, носят нормативный характер, а их нарушение связано с соответствующими общественными санкциями: от формы неодобрения до уголовного наказания.

Коррекция девиантного поведения

Коррекция девиантного поведения – это одно из направлений работы психолога. Сначала определяются причины, в результате которых ребенок стал отклоняться от нормы. В зависимости от причины девиаций, психолог выбирает методы работы с несовершеннолетним. Работа направлена на формирование учебной мотивации, системы ценностей и личностных установок и общую коррекцию поведения.

Успех психологических мероприятий зависит от волевых качеств подростка, его внушаемости и заинтересованности в положительных переменах. Благоприятная атмосфера в семье также очень важна для позитивных изменений.

По итогам курса занятий специалист дает краткие рекомендации родителям по организации общения с подростком. Это означает, что на консультации ходит не только подросток, но и его законные представители.

Важно! Для формирования социально одобряемого поведения у подростка крайне важен положительный пример. Признаки проблемы нельзя игнорировать

Даже если в поведении ребенка появились девиации, их можно исправить, если не откладывать визит к специалистам.

Коррекция отклонений

Диагностика

Если есть подозрения, что ребёнок всё чаще проявляет себя как девиантный, его необходимо показать психологу. Тот проводит первичную диагностику с помощью опросников и тестов. Самые распространённые из них:

  • методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей;
  • методика диагностики социально-психологической адаптации (Роджерс и Даймонд);
  • для младших школьников — проективные методики;
  • методика выявления фрустрации (Розенцвейг);
  • методика определения уровня школьной тревожности (Филлипс);
  • Шкала манипулятивного отношения (Банта);
  • тест агрессивности (Басса–Дарки)
  • тест на интернет-аддикцию (Никитина, Егоров)
  • таблицы Шульте;
  • методика Люшера;
  • шкала Векслера;
  • тест на самооценку психических состояний (Айзенк);
  • карта наблюдений Стотта.

Методов диагностики огромное количество. Специалисты подбирают их в соответствии с каждой конкретной ситуацией.

Причины

Биологические

Наследственная, генетически обусловленная склонность к девиантному поведению, проявляющаяся с малого возраста. Таких проблемных детей можно увидеть ещё в детском саду. В школе отклонения усугубляются и провоцируют развитие психически расстройств личности.

Психологические

Иногда человек с рождения обладает бунтарским характером, который заставляет идти против системы. Внешние факторы и раздражители тоже являются причинами девиации. Виноватым может оказаться дезадаптивное развитие психики из-за определённых качеств характера (агрессивности, низкой самооценки, беспомощности). Нередко психологи объясняют девиации психоэмоциональным состоянием, устойчивым на протяжении длительного промежутка времени (например, при депрессии или утрате близкого человека).

Социологические

Социально обусловленные причины девиантного поведения хорошо описаны и объяснены теорией аномии, созданной французским социологом и философом Давидом Дюркгеймом. Согласно его определению, аномия — разложение устоявшихся общественных ценностей и норм по причине несоответствия новым идеалам. Это некий вакуум, который провоцирует людей на отклонения. Всегда сопровождается резким увеличением количества алкоголиков, наркоманов, самоубийц, преступников.

Симптомы девиантного поведения подростков

Особенностью девиантного поведения подростков является отсутствие четко выраженных стадий течения болезни и сопутствующих ей симптомов. Развитие недуга проходит периоды единичных поступков, переходящих к регулярным действиям и организованной деятельности, составляющей образ жизни. Этот процесс может занимать различный временной промежуток, от пары недель до нескольких лет. За основу клинического проявления девиантного поведения берется сложность социальной адаптации. Она выражается в частой смене друзей, регулярными конфликтами со сверстниками в школе и педагогами, а также тягой к плохим компаниям.

Сложности общественной адаптации часто характеризуется уходами из дома, прогулами уроков, отказом от посещения школы, увлеченностью жизни в интернете или компьютерными играми. При этом подросток характеризуется как рассеянный, невнимательный, непостоянный или ветреный (регулярно бросает незаконченные дела и постоянно меняет свои увлечения). Учебная же деятельность не вызывает у него интереса, поэтому успеваемость низка и учеба дается с трудом.

В эмоциональной сфере подросток характеризуется как инфантильный, что выражается в отсутствии ответственности и самоконтроля, не приспособленностью к бытовой жизни и хозяйству. В результате проявляются такие черты как неряшливость, непунктуальность, неумение планировать и действовать по плану. В эмоциональном отношении подросток становится неустойчивым, он подвержен частым переменам настроения, в результате депрессии, навязчивые страхи, истерики, агрессия, упрямство, замкнутость или подчеркнутое равнодушие, жестокость.

В плане физиологии наблюдается нарушение аппетита и сна, снижение иммунитета, иные психосоматические реакции. В результате появляется избыточный вес или признаки анорексии, повышенная склонность к инфекционным заболеваниям и прочие функциональные расстройства – головные боли, давление, повышенная температура тела и другие.

Необычные способности также могут быть расценены как симптомы патологического поведения. Однако зачастую остаются в стороне, так как одаренные подростки редко нуждаются в медицинской помощи. При этом учебные заведения стараются создать для них максимально комфортные условия.

Обращение к медицинской помощи

При отсутствии своевременной адекватной помощи частыми становятся осложненные обстоятельства течения болезни, так как отклонения поведения подростков становятся нормальным образом жизни.

Здесь существует много вариантов неблагоприятных исходов. Самыми тяжелыми являются проституция, организованная преступность и алкоголизм/наркомания/токсикомания. Ведь молодые люди этих групп больше других подвержены насильственной смерти и социально значимым болезням, например, ВИЧ, туберкулез, приводящих к летальному исходу. Одним из особо опасных осложнений является суицид. Самоубийство подростков становится результатом неустойчивости психики, импульсивности, эмоциональной подвижности и отсутствием профессиональной помощи.

Поэтому так важно вовремя обратиться за врачебной, педагогической и психотерапевтической помощью. Первоначально необходимо обращаться к психологам, затем к психиатрам

В АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга), расположенной в центральном округе Москвы, ведут прием высококвалифицированные специалисты, которые дадут профессиональную консультацию и назначат лечение. В вопросе девиантного поведения подростков немаловажным фактором становится бдительность и внимательность родителей в переходном возрасте. Именно они должны привести ребенка в клинику для получения необходимой ему помощи.

Возрастные особенности

Девиация не диагностируется у детей младше 5 лет. Как правило, наиболее ярко она проявляется именно в школе, особенно — в подростковом возрасте.

У младших школьников

К девиациям младшего школьного возраста психологи относят:

  • неспособности к невербальному общению;
  • трудности установления межличностных контактов со сверстниками;
  • речевые нарушения;
  • задержка умственного, физического или психического развития;
  • патологическое враньё;
  • онанизм;
  • клептомания;
  • сосание пальцев и других предметов.

При своевременном выявлении признаков девиации у младших школьников лечение имеющихся заболеваний и коррекция психических расстройств обеспечивает благоприятные прогнозы.

У подростков

Для педагогов и родителей девиантные подростки становятся настоящей катастрофой. Ситуация обостряется наступлением полового созревания и возрастного кризиса. Отклонения могут иметь опасные последствия как для окружающих, так и для самого ребёнка.

К наиболее частым девиациям подросткового возраста психологи относят:

  • бесконтрольная агрессия и даже жестокость;
  • неуправляемость;
  • дромомания — регулярные сбегания и уходы из дома без предупреждений, когда подросток не приходит ночевать;
  • пиромания — склонность к поджогам;
  • слишком импульсивные реакции на происходящее;
  • анорексия, булимия и другие пищевые расстройства;
  • инфантилизм — ненормальные для подростка поступки, действия и капризы маленького ребёнка;
  • гипердинамия — чрезмерная двигательная расторможенность, патологическая неусидчивость;
  • приобщение к употреблению запрещённых веществ.

Часто подростки, склонные к девиации, становятся участниками экстремистских групп и неформальных сообществ. Особенно опасно вовлечение таких несовершеннолетних в преступную деятельность. Последствия могут быть самыми нежелательными: от тюремного заключения до суицида и наркомании.

Как показывает статистика, подростки-девианты при отсутствии необходимой помощи и поддержки со стороны отличаются неадекватными реакциями и после взросления. Поэтому именно в этом возрасте так важны коррекция и профилактика.

Формы и типы девиации

Р. Мертон занимался изучением причин девиантного поведения и установил, что в основе антисоциальных поступков индивида лежат противоречия между актуальными желаниями человека и наличными возможностями для их удовлетворения.

Менделевич В.Д. выделили следующие формы девиаций:

  • Криминальные девиации. В эту группу ученый отнес различные виды преступного или делинквентного поведения. По мнению клинических психологов и психиатров, мотивом совершения преступления является отсутствие у индивида возможности удовлетворить собственные желания законными способами.
  • Девиации, причиной которых стали психические отклонения личности. К этой форме ненормального поведения относятся фобии, навязчивые идеи, психозы. Высокая тревожность искажает восприятие больного, он не способен адекватно оценивать окружающую действительность.
  • Аддикции. В эту группу девиаций ученый отнес различные попытки человека уйти от реальных проблем посредством химических или нехимических зависимостей.

В дальнейшем предложенные В.Д. Менделевичем формы девиаций были сведены в упрощенную классификационную модель:

  • Просоциальные действия человека, направленные на удовлетворение потребности заявить о себе (положительные девиации);
  • Асоциальные действия человека, направленные на удовлетворение потребности заявить о себе (отрицательные девиации).

Традиционным подходом к классификации типов поведения, выходящего за социальные рамки, является его разделение на первичные и вторичные девиации. Первичная социальная девиация не влечет за собой существенные изменения в структуре личности человека. При вторичной же девиации наблюдается регресс в интеллектуальном, личностном и социальном развитии. Существует и другой подход к классификации девиаций по формам исследователи выделили типы девиаций:

  1. Инновационная деятельность. Данный тип девиации может быть как позитивным, так и негативным. Все зависит от мотива деятельности. Если речь идет об ученом, который изобрел новую концепцию или метод лечения тяжелой болезни, говорят о позитивной девиации. Если же речь идет о мошенниках, которые нашли способ бесконтактно перевести деньги с банковского счета жертвы себе на карту, то это негативная инновация.
  2. Положительные виды самовыражения. К этому типу относятся все творческие виды деятельности индивида.
  3. Склонность отказываться от своих целей при возникновении трудностей на пути к ним. Иногда человек в процессе деятельности изменяет цель и свои действия, если понимает, что первоначальную цель он достичь не сможет. Примеры девиаций данного типа можно встретить у политиков или бюрократов.
  4. Внешние деструктивные действия человека. Такие девиации в обществе проявляются в виде сквернословия, оскорблений, инициировании конфликтных ситуаций.
  5. Асоциальное поведение. Такой тип девиации используют деграданты, что выражается у них в алкоголизме, наркомании, болезненной тяге к виртуальной жизни, игромании.
  6. Легитимные (культурные) девиации. Данный разновидность отклоняющегося поведения проявляется в приверженности индивида к неформальному течению, субкультуре.
  7. Деструктивные действия некриминального характера. К этому типу девиации чаще всего относят детское бродяжничество, суицидальные попытки, необдуманные рискованные действия, модель поведения жертвы.
  8. Революция или бунт. Это активный протест против социальных норм и законодательства. Как правило, это групповой тип девиантного поведения. Если обратиться к истории, можно найти множество имен бунтарей, которые поднимали массы на государственные перевороты.

Профилактика

Ранняя возрастная профилактика девиантного поведения поможет достаточно результативно повысить личностный контроль над негативными проявлениями.

Необходимо четко усвоить, что уже у детей существуют признаки, указывающие на зарождение девиации:

  • проявления вспышек гнева, несвойственных возрасту ребенка (частые и плохо контролируемые);
  • применение намеренного поведения с целью досадить взрослому;
  • активные отказы выполнять требования взрослых, нарушение установленных ими правил;
  • частое противостояние взрослым в виде споров;
  • проявление злобы и мстительности;
  • ребенок часто становится зачинщиком драки;
  • преднамеренное разрушение чужой собственности (предметов);
  • нанесение ущерба другим людям с применением опасных предметов (оружия).

Позитивное действие на преодоление распространенности девиантного поведения оказывает ряд профилактических мер, реализующихся на всех уровнях проявления социума (общегосударственном, нормативно-правовом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом):

  1. Формирование благоприятной социальной среды. С помощью социальных факторов проводится воздействие на нежелательное поведение индивида с возможной девиацией – создается негативный фон по поводу любых проявлений отклоняющегося поведения.
  2. Информационные факторы. Специально организованная работа по максимальному информированию о девиациях с целью активизации когнитивных процессов каждого индивида (беседы, лектории, создание видеопродукции, блогов и т.п.).
  3. Обучение социальным навыкам. Проводится с целью улучшения адаптивности к социуму: социальная девиация предотвращается путем тренинговой работы по формированию сопротивляемости к аномальному социальному влиянию на личность, повышению уверенности в себе, формированию навыков самореализации.
  4. Инициация деятельности, противоположной отклоняющемуся поведению. Такими формами активности могут стать:
  • испытание себя «на прочность» (спорт с риском, восхождение в горы),
  • познание нового (путешествия, освоение сложных профессий),
  • доверительное общение (помощь тем, кто «оступился»),
  • творчество.
  1. Активизация личностных ресурсов. Развитие личности, начиная с детского и подросткового возраста: привлечение к занятиям спортом, группам личностного роста, самоактуализации и самовыражения. Индивид обучается быть собой, уметь отстаивать свое мнение и принципы в рамках общепринятых норм морали.

Лишь при адекватном формировании человека как личности в его сознании создается понимание девиантного поведения как неприемлимой и недопустимой формы взаимодействия индивида и социума.

Видео:

Отклонение

 Сексуальная активность, в соответствии с современными стандартами здоровья, оценивается как патологическая, если человек не испытывает сексуальных потребностей и эротических эмоций в соответствии с личностным развитием.

Патология когда человек имеет сексуальную энергию и стремится к эротическому удовольствию, но не может снизить  напряжение и удовлетворить свое потребности в порядке, определяемом нормами жизненной практики.  Он использует других партнеров, методы или детей.

Формы девиантного сексуального поведения:

  • Транссексуализм — стойкое несоответствие человека его истинному полу
  • Нарциссизм — возбуждение от собственного тела
  • Фетишизм — влечение к неодушевленным предметам  и одежде
  • Пигмалионизм — влечение к скульптурам противоположного пола
  • Педофилия — сексуальное влечение к детям
  • Зоофилия —  к животным
  • Садизм и мозахизм — удовлетворение от боли партнера или себя
  • Вуайеризм — влечение к визуальному осматриванию половых органов.

Эти типы девиантного сексуального поведения определяются психофизическим отклонением, потому что здесь мы имеем отклонения от нормы, возникающие из-за дисфункциональности психофизического организма. Ученые пытаются определить сексуальную ориентацию по ДНК.

В социальной патологии предполагается, что сексуальные преступления — акты разврата и изнасилования  — это своего рода отклонение, то есть отклонение от норм, установленных в совокупностисоциальные стандарты.

Стандарты действуют в связи с общепринятыми принципами общественного принятия и оценки, которые вызывают специфическую дисфункциональность данного сообщества.

Учеными на основе эмпирических исследований сформулированы выводы о том, что многие  нарушения, регулирующие сексуальную активность определенного  сообщества связаны с состоянием психофизических отклонений в медицинском смысле. В результате  многие диагнозы в медицинском смысле также являются отклонениями в общественном смысле.

В случае социального сексуального отклонения существует конфликт с нормой, который может состоять в том, что он  совершает или не лишает себя той деятельности, которой он обязан или не запрещает свою деятельность, например кровосмесительные отношения.

Каталог явлений, признанных в российской и зарубежной литературе патологическими, содержит, помимо многих «явлений социального зла», также феномен сексуальных отклонений, который упоминается во всех научных систематиках.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector