Девиантное поведение детей и подростков

Диагностика девиантного поведения

Психология девиаций у ребенка, подростка (признаки отклонений):

  • школьная дезадаптация;
  • низкий уровень социализации;
  • асоциальность;
  • психофизическая отсталость;
  • неадекватная самооценка;
  • тяга к подражанию.

Неадекватная самооценка как признак девиаций.

Характеристика девиантного поведения у детей дошкольного возраста:

  • агрессия (укусы, щипки, толчки);
  • капризы;
  • манипуляции;
  • вред себе.

Дети с девиациями выходят из неблагополучных семей. Но речь идет не только об алкоголиках, наркоманах или неполных семьях (последнее вообще не является определяющим фактором). В группу риска также попадают семьи, где родители постоянно пропадают на работе или увлечены своей жизнью, а также семьи, где ребенком занимается няня, гиперопекающие семьи. Благоприятным стилем воспитания считается только один – демократический. В остальных случаях присутствует риск развития негативных девиаций.

Общие методы диагностики

Чтобы выявить девиантное поведение у несовершеннолетних, а также определить уровень, динамику отклонений психолог использует следующие методы:

  • беседа, наблюдение в процессе беседы (выявление негативных факторов, возможностей для самореализации, изучение особенностей клиента, его образа жизни);
  • опрос окружения (выявление образа клиента в глазах других людей);
  • опросы, тесты, другие методики изучения личности (выявление темперамента, акцентуаций, тревожности, прочего);
  • узкоспециализированные методики на выявление девиаций, склонности к ним;
  • проективные тесты на выявление подсознательных тревог, фобий, психотравм.

Беседа для выявления девиаций.

Тесты и опросники

В процессе диагностики девиантного поведения у подростков и взрослых используются несколько групп тестов: общеличностные, проективные, на выявление отношений в семье, на выявление отдельных личностных показателей и девиаций.

Личностные тесты:

  • методика Айзенка (подходит детям, взрослым);
  • Патохарактерологический диагностический опросник (для подростков 14-18 лет);
  • Миннесотский многофакторный опросник личности (для лиц от 16 лет);
  • тест Леонгарда–Шмишека (выявление подростковых акцентуаций).

В работе с детьми младшего возраста можно использовать арт-терапию, проективные методики.

Проективные методики:

  • тест Сонди (для детей от 10 лет, взрослых);
  • тест Розенцвейга (разработана модификация для детей от 4 до 13 лет, модификация для детей от 15 лет и взрослых, подросткам 12–15 лет подойдут обе модификации).

Тесты на выявление отношений в семье:

  • тест Варга (опросник для родителей на выявление отношения к ребенку);
  • тест Шафера (опросник для детей, подростков на выявление их отношения к родителям).

Для изучения тревожности у взрослых подойдет тест «Шкала Спилбергера», для выявления детской тревожности – тест Филлипса, другие методики на выявление школьной дезадаптации.

Для выявления мотивов, целей, скрытых желаний можно использовать тест Роршаха, метод незаконченного письма или незаконченных предложений. Эти техники подходят всем возрастам.

Опросник «Девиантное поведение» (авторы – М.Ю. Колосницына, Е.А. Кадацкая) помогает выявить, к каким именно девиациям имеется склонность. Кроме самих девиаций выявляются деструктивные черты характера, которые препятствуют развитию личности. С этими чертами нужно работать. Еще одна методика, позволяющая определить склонность к девиациям, установить их тип – «Методика диагностики склонности к девиантному поведению» (автор – Р.В. Овчарова).

Лечение, коррекция

Коррекцией девиантного поведения у человека должны заниматься квалифицированные специалисты, способные не просто исправить имеющиеся проблемы, но и сделать так, чтобы впредь такие ситуации не повторялись. Не стоит внушать подростку, что он «трудный». Большинство патологий исходят из психологических убеждений. Вся коррекционная деятельность должна исходить из особенностей данной личности

Важно применять индивидуальные подходы, не следуя шаблонным методам. Только в таком случае можно завоевать доверие девианта и начать плодотворно корректировать отклоняющееся поведение

В такой работе желательно делать упор на положительные черты личности и качества характера

Очень важно замечать и укоренять такие характеристики, как:

  1. Бережливость.
  2. Аккуратность.
  3. Доброжелательность.
  4. Снисхождение.
  5. Порядочность.

Эмоционально неустойчивые люди очень тяжелы в общении

Важно внушить им, что с ними это не так. С ними легко и просто разговаривать, дружить и даже доверять совсем маленькие секреты

Когда имеет место психическое заболевание, важно убедить человека обратиться к соответствующим специалистам. Это же правило качается лечения наркомании и алкоголизма

Как избавиться от девиации?

Важно избегать конфликтных ситуаций. Избавление от девиантных явлений неразрывно связано с коллективной работой психологов, педагогов, родителей подростка

Только целенаправленные беседы, положительные эмоции, доброта, постоянное общение. Такие составляющие могут стать неизменной причиной успеха в борьбе с отклонениями поведения детей и взрослых людей. Не стоит провоцировать человека на агрессию, а все ситуации, так или иначе связанные с ее проявлениями, сводить на нет. Часто требуется помощь психологов и психиатров. Важно не впадать в панику, думая, что такие обращения способны повлиять на судьбу ребенка, делая его предметом насмешек.

Обращения к специалистам этого класса практически всегда анонимны. Распространение конфиденциальной информации врачом карается по закону, даже если она касается самого факта обращения к доктору соответствующей специализации.

https://www.youtube.com/watch?v=o-WY3Qs5-XM

Диагностика

Диагностика девиантного поведения подростков выполняется психиатром и медицинским психологом. Процесс постановки диагноза основывается на ряде клинических и психологических методов:

Наблюдение, беседа. Врач-психиатр опрашивает пациента: выясняет условия проживания, особенности семейных взаимоотношений, привычки, хобби. Оценивает общее состояние, особенности эмоциональной сферы, поведенческие ответы.
Опрос родителей, родственников. Психиатр выслушивает жалобы людей, близко контактирующих с пациентом

Мнение других людей важно, так как критика к собственному состоянию у девиантных подростков часто снижена. Психологическое тестирование. Клинический психолог предлагает подростку ответить на вопросы тестов, личностных опросников

Часто используется Минесотский многофакторный опросник личности (MMPI), патохарактерологический диагностический опросник (ПДО), опросник Айзенка, шкала тревожности. Результат позволяет определить доминирующие особенности личности, характерологические черты.
Проективные методики. Используются клиническим психологом для выявления вытесненных эмоций – агрессии, страха, тревоги. Представлены рисуночными тестами, тестом Сонди, тестом Розенцвейга.

Клинический психолог предлагает подростку ответить на вопросы тестов, личностных опросников. Часто используется Минесотский многофакторный опросник личности (MMPI), патохарактерологический диагностический опросник (ПДО), опросник Айзенка, шкала тревожности. Результат позволяет определить доминирующие особенности личности, характерологические черты.
Проективные методики. Используются клиническим психологом для выявления вытесненных эмоций – агрессии, страха, тревоги. Представлены рисуночными тестами, тестом Сонди, тестом Розенцвейга.

Данные специальных диагностических методов дополняются документацией других специалистов, взаимодействующих с подростком. При постановке диагноза психиатр учитывает характеристики школьных учителей, участкового уполномоченного полиции, выписки из амбулаторной карты педиатра, детского невролога  и врачей других специальностей.

Теоретический базис

В обществе девиация считается процессом, детерминированным социальными факторами. Пока будет существовать общество и его правила, будет существовать и девиация. И так будет происходить не потому, что кто-то хочет протестовать, а потому, что каждый человек имеет потребность в свободной самореализации, особенно если у него есть цель, которой можно достичь только благодаря девиантному поведению.

На сегодня существует три основных теории девиации:

  1. Отклонения появляются из-за наличия у человека определенных физических черт. Физический тип.
  2. Девиация появляется вследствие конфликта, что происходит в человеческом сознании.
  3. Из-за неуспешной социализации меняется внутриличностная структура.

Подростки

Несмотря на все упомянутые причины возникновения девиации, ее часто можно наблюдать у детей-подростков, которые воспитываются во вполне благополучных семьях. Стоит отметить, что семья — не единственный фактор, влияющий на социализацию индивида. Ребенок вполне может примкнуть к плохой компании или присоединиться к какой-то субкультуре. В такой ситуации сталкиваются новые нормы и навязанные родителями ценности. Детям кажется, что все, что говорят родители, неправильно, из-за этого возникают конфликты. У подростков девиация, к примеру, может проявляться в виде вандализма или разрисовывания стен.

Самоубийства

В результате многочисленных эмпирических исследований москвичей, проведенных А.Г. Амбрумовой, С.В. Бородиным, А.С. Михлиным, Л.И. Постоваловой, В.А. Тихоненко и др., и петербуржцев, осуществленных Я.И. Гилинским, А.Е. Мальченковой, В.К. Мягер, Н.Н. Проскурниной, Л.Г. Смолинским, Е.С. Ушаковой и др., были выявлены зависимости суицидальных проявлений от социально-демографических и психологических свойств индивидов, от социально-экономической и политической ситуации в стране, мотивы самоубийств, особенности их пространственно-временного распределения (Амбрумова А.Г., Бородин С.В., Михлин А.С. Предупреждение самоубийств. — М.: Академия МВД СССР, 1980; Гилинский Я., Проскурнина Н., Смолинский Л. Социальные и медико-психологические проблемы суицидального поведения молодежи. В: Отклоняющееся поведение молодежи. Указ. соч.; Гилинский Я.И., Смолинский Л.Г. Социодинамика самоубийств // Социологические исследования. 1988. №5. С. 57–64; Ушакова Е.С. Суицидальный риск. Социологический анализ. — Lambert, 2011).

Определенным обобщением социологических исследований самоубийств в России явились работы с участием автора этих строк (Гилинский Я., Юнацкевич П. Социологические и психолого-педагогические основы суицидологии. Учебное пособие. — СПб, 1999; Гилинский Я.И. Самоубийство как социальный феномен // Социологический журнал. 2011. №2. С. 39–48).

Значительный интерес представляют теоретические и эмпирические исследования А.А. Гизатулиной (См., например: Гизатулина А.А., Тараданов А.А. Логика самоубийства. — Челябинск: ЧГУ, 2017, Я. Гилинский и А. Немцов участвовали в работе международной конференции «Suicide in Eastern Europe, the CIS, and the Baltic Countries» (Таллинн, 2010).

Междисциплинарный подход в суицидологии внес существенный вклад в становление отечественной девиантологии.

Примеры девиантного поведения и правильная реакция родителей

Один из частых примеров, с которым родители обращаются к психологу, это когда ребенок ведет себя агрессивно без видимых на то причин или устраивает скандалы.

Наиболее эффективной ответной реакцией со стороны взрослых, предотвращающей повторение подобных проявлений, будет ее полное отсутствие. Т.е. даже если ребенок падает на пол, захлебывается в истерике и кричит на всю улицу, родитель должен начать с ним разговаривать только после полного успокоения. Таким образом, тренируется самоконтроль и закрепляется поведение, при котором малыш понимает, что будет выслушан только при нормальном поведении.

Прогулы школы и систематическое невыполнение заданий не должны вызывать со стороны родителей избыточную реакцию, но игнорироваться также не могут. Такая форма может быть способом привлечения к себе внимания именно со стороны семьи или же возникнуть вследствие возникших психологических трудностей в школьном коллективе

Тут важно спокойно обсудить с ребенком причины такого поведения, не устраивая допроса и не намекая на наказание. Главное — дать ребенку понять, что вы заодно, то есть даже записку классному руководителю готовы написать, если банальный отдых исправит ситуацию

В случае правонарушений и/или наличия фактов употребления наркотических веществ необходимы кардинальные меры по пресечению данного вида поведения вплоть до смены места жительства, если других возможностей изменить круг общения ребенка не представляется. Необходимо также тщательное исследование причин такого поведения и их устранение, поскольку без удаления «корня» проблемы ее повторение очень вероятно.

Первые попытки объяснить суть явления

Изначально понятие девиации рассматривалось как врожденное свойство человека. В XIX веке итальянский психиатр, криминалист Чарльз Ломброзо определил, что причинами поведенческих отклонений являются анатомические признаки. Он исследовал физические характеристики и внешние данные преступников и определил, что для индивидов криминального типа характерна выдвинутая вперед челюсть и низкий болевой порог. Хотя он признавал, что это может быть обусловлено социальными условиями и низким уровнем интеллектуального развития.

Его теорию продолжил в 40-х годах прошлого века У. Шелдон. Его версия гласила, что субъекты с определенной конституцией тела склоны совершать поступки, отклоняющиеся от нормы. Он выделил три типа телосложения:

  1. Эндоморфный. Округлое лицо, избыток лишнего веса.
  2. Мезоморфный. Мускулистый и спортивный.
  3. Эктоморфный. Очень худой.

Шелдон уверял, что к девиантному поведению более склонны мезоморфы, поскольку они обладают достаточной силой и энергией. Правда, эти предположения далеки от истины. Истории известно много случаем, когда зверские преступления совершались людьми с ангельской внешностью.

Как работает иммунная система?

Заболеем ли мы гриппом или простудой, зависит от двух типов иммунитета: приобретенного и врожденного.

Приобретенный иммунитет, как следует из названия, приобретается со временем, а его полная эффективность достигается после 18-20 лет. Чтобы такая защита развивалась, нужны прошлые инфекции, против которых организм выстраивает защитные барьеры. Неудивительно, что бактериальные и вирусные инфекции чаще всего поражают маленьких детей, иммунная система которых только начинает развиваться.
Врожденный иммунитет — это набор барьеров, которые человек приобретает в жизни плода. К ним относятся: кожа и слизистые оболочки, фагоциты, лимфоциты и антитела.

Кислая реакция кожи затрудняет проникновения патогенных микроорганизмов вглубь организма через неблагоприятную среду. Также вредные вещества выводятся из организма с мочой, потом и слезами. Они также выступают барьером для микроорганизмов, пытающихся попасть в наш организм.

Фагоциты, или питающие клетки, функционируют в лимфатических узлах и активизируются только тогда, когда в организме развивается инфекция. Они выделяют вещество, которое связывает и нейтрализует пришельцев. Благодаря фагоцитам вырабатываются и пирогены, отвечающие за повышение температуры тела. Это, в свою очередь, в большинстве случаев убивает вирусы и бактерии.

Гиперэозинофильный синдром

Если количество эозинофилов в крови более 1500/мкл и если в тканях организма имеются эозинофильные инфузии, речь идет о гиперэозинофилах. Гиперэозинофильный синдром возникает, когда есть повреждение или дисфункция, связанная с гиперэозинофилией.

Причины такого состояния различны и включают, например, семейные факторы или раковые заболевания кроветворной системы. Повреждение обычно включает в себя сердце, кожу, легкие, кровь, нервную систему. Если это состояние не лечить, оно может быть опасным для жизни.

Гипереозинофильный синдром может обнаружиться у любого человека, однако чаще диагностируется у мужчин в возрасте 20-50 лет. Симптомы варьируются в зависимости от того, какой орган был поврежден, могут включать сыпь и зуд кожи, а если поражены легкие, симптомами могут быть одышка и кашель.

Профилактика

Ранняя возрастная профилактика девиантного поведения поможет достаточно результативно повысить личностный контроль над негативными проявлениями.

Необходимо четко усвоить, что уже у детей существуют признаки, указывающие на зарождение девиации:

  • проявления вспышек гнева, несвойственных возрасту ребенка (частые и плохо контролируемые);
  • применение намеренного поведения с целью досадить взрослому;
  • активные отказы выполнять требования взрослых, нарушение установленных ими правил;
  • частое противостояние взрослым в виде споров;
  • проявление злобы и мстительности;
  • ребенок часто становится зачинщиком драки;
  • преднамеренное разрушение чужой собственности (предметов);
  • нанесение ущерба другим людям с применением опасных предметов (оружия).

Позитивное действие на преодоление распространенности девиантного поведения оказывает ряд профилактических мер, реализующихся на всех уровнях проявления социума (общегосударственном, нормативно-правовом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом):

  1. Формирование благоприятной социальной среды. С помощью социальных факторов проводится воздействие на нежелательное поведение индивида с возможной девиацией – создается негативный фон по поводу любых проявлений отклоняющегося поведения.
  2. Информационные факторы. Специально организованная работа по максимальному информированию о девиациях с целью активизации когнитивных процессов каждого индивида (беседы, лектории, создание видеопродукции, блогов и т.п.).
  3. Обучение социальным навыкам. Проводится с целью улучшения адаптивности к социуму: социальная девиация предотвращается путем тренинговой работы по формированию сопротивляемости к аномальному социальному влиянию на личность, повышению уверенности в себе, формированию навыков самореализации.
  4. Инициация деятельности, противоположной отклоняющемуся поведению. Такими формами активности могут стать:
  • испытание себя «на прочность» (спорт с риском, восхождение в горы),
  • познание нового (путешествия, освоение сложных профессий),
  • доверительное общение (помощь тем, кто «оступился»),
  • творчество.
  1. Активизация личностных ресурсов. Развитие личности, начиная с детского и подросткового возраста: привлечение к занятиям спортом, группам личностного роста, самоактуализации и самовыражения. Индивид обучается быть собой, уметь отстаивать свое мнение и принципы в рамках общепринятых норм морали.

Лишь при адекватном формировании человека как личности в его сознании создается понимание девиантного поведения как неприемлимой и недопустимой формы взаимодействия индивида и социума.

Видео:

Причины делинквентного поведения

Для того, чтобы сформировалась деликнвентная личность, необходимо два основных фактора: наследственная предрасположенность и биологическая основа, и среда, в которой формируется будущая личность.

Наследственная предрасположенность – это какой-нибудь дедушка психопат в родословной, или папа, склонный нарушать общественные нормы и правила. Но здесь важен не только поведенческий компонент, что видел ребёнок, а именно наследуемые черты. Сын мог и не знать бедового папашу, а унаследовать самые яркие его черты.

Например, это возбудимый тип нервной системы. Это приводит к тому, что ребёнок не способен удержать импульс. Если он злится, он кричит или дерётся. И уже с раннего возраста это становится заметно – воспитатели и учителя с трудом справляются с поведением такого ребёнка.

А так же это агрессивность, низкий уровень эмпатии – черты, которые могут передаться по наследству. И влиять на них очень трудно, так как они имеют биологическую основу. Низкий уровень эмпатии – это особая структура мозга. У социопата или делинквента даже мозг устроен по-другому.


Фото автора RODNAE Productions: Pexels

Так же, отягощающим фактором может быть низкий болевой порог. Человек с такой чувствительностью не способен терпеть боль. Поэтому, в состоянии алкогольного или наркотического похмелья он способен на преступление.

И всё же, с биологией можно совладать, если ребёнок растёт в благоприятной среде. Если это благополучная семья со здоровыми отношениями в психологическом плане. Это обязательно семья, где не нарушаются границы, где нет эмоционального и других видов насилия, где всегда есть уважение к личности и ребёнка и взрослого. Тогда, благодаря ежедневному труду родителей (или опекунов) из генетически предрасположенного делинквента может вырасти нормально социализированная личность.

Список вредных советов по воспитанию делинквента:

  • Мало участвовать в воспитании ребёнка, не интересоваться его внутренним миром и переживаниями. Пусть его мысли и чувства останутся без внимания, сам справится.
  • Для лучшего эффекта стоит обесценить чувства, мысли и переживания ребёнка. Пусть чувствует себя плохим, пусть привыкает к ощущению «я плохой, я не такой, как все».


Фото Adrian RA on Unsplash

  • Научи ребёнка безразличию. Сегодня ты игнорируешь его потребности, а завтра он научится делать тоже самое по отношению к окружающим людям.
  • Будь агрессивна по отношению к ребёнку. Пусть он знает, что уважать можно только силу, а сдерживать себя можно только из страха. Других отношений между людьми нет.
  • Не приучай ребёнка к «хорошему». Ему не обязательно знать о морали и нравственности, зачем ему эти тонкости? В мире с таким багажом не выживешь.
  • Не играй с ребёнком, не проводите вместе время. Пусть привыкает расти, как в поле трава. Самостоятельнее будет. А если у подростка появились новые вещи, так это хорошо, сам придумал где раздобыть. Пусть у него будет своя жизнь, а у тебя – своя.
  • Расшатывай границу между «хочу» и «нельзя». Зачем ребёнку учитывать других людей? Главное то, чего он хочет, потакай каждому капризу. Так он научится игнорировать общественные нормы.
  • Если у ребёнка проблемы в школе, не вставай на его сторону. Будь ещё большей угрозой, чем учителя, пусть учится сам справляться со своими «косяками». А ещё лучше, и с учителями поругайся, пусть боятся беспокоить. А ребёнок увидит – как решаются проблемы во взрослом мире.


Фото Velizar Ivanov on Unsplash

  • Наказывай ребёнка за проявление слабости. Не надо растить нытика, пусть учится быть сильным. Ну и что, что девочка. А мальчику так вдвойне полезно. Сила – это агрессия.
  • В те моменты, когда ребёнок хочет проявить инициативу, руби на корню, покажи, что он не справится. Там, где он может что-то сделать сам – помоги ему, а лучше, сделай за него. А там, где ему нужна помощь, обвини в беспомощности, застыди посильнее, оставь одного, пусть учится взрослеть, в конце концов.

Так можно вырастить прекрасного яркого делинквента. А благополучное общество состоит из людей, которые делают его таким.

Причины девиации

Причин зарождения девиации психологи выделяют довольно много:

  • генетическая предрасположенность к отклоняющему поведению;
  • подростковый возраст (индивид формируется, часто через девиантное поведение он познает границы дозволенного в обществе);
  • низкий уровень интеллектуального развития личности;
  • определенные черты характера (склонность к бунтарству, агрессии, противостоянию);
  • неблагополучная финансовая ситуация в семье или регионе проживания;
  • явно выраженное социальное неравенство;
  • нестабильная политическая ситуация в стране;
  • воспитание ребенка в неблагополучных условиях;
  • серьезные ошибки в воспитании;
  • нежелание родителей работать над морально-нравственным воспитанием ребенка;
  • копирование ребенком неправильных образцов поведения;
  • невозможность личности успешно социализироваться;
  • высокий уровень стресса;
  • нарушения работы головного мозга или центральной нервной системы;
  • психосоматические проблемы, расстройства;
  • сложности в выборе единственно верной модели поведения (родители говорят одно, друзья другое, по телевизору сообщают третье);
  • невозможность реализовать свои интересы и потребности;
  • уверенность в собственной безнаказанности, проявление вседозволенности;
  • привычка перекладывать ответственность за свою жизнь на других людей;
  • желание прославиться, но невозможность добиться признания в сфере искусства, науки, спорта и т.д.;
  • желание получить одобрение в компании;
  • стремление выглядеть крутым и взрослым в глазах окружающих;
  • деструктивное желание изменить мир.

Приглашаем посмотреть видео лекции на тему влияния интернета на девиантное поведение.

Самоубийства и преступления в молодежной среде

Намерение совершить самоубийство или попытка запугать других таким образом – ярко выраженное девиантное поведение. В зоне риска – молодые люди 16-19 лет: в это время в жизни обычно происходит разочарование из-за неудачной первой любви, невозможно найти работу или продолжить учебу. 

Социальный статус, конфликты с обществом и напряженность также являются сильными стимулами для самоубийства. Для людей с суицидальными наклонностями организованы службы психологической поддержки и телефоны доверия. Большое значение имеет профилактическая работа: нужно воспитывать ребенка оптимистом, демонстрировать ему, что жизнь прекрасна, а черные полосы вносят в нее только разнообразие и терпкий вкус.

Нападение – форма антиобщественного поведения, направленная против граждан, общества и образа жизни. Мотивы у подростков разные: начиная от простого скандала и заканчивая неоправданной агрессией. Чтобы обезопасить подрастающее поколение от влияния криминального мира, необходимо проводить в школах уроки по актуальным вопросам. Родители, со своей стороны, обязаны объяснить, что нарушение закона – это преступление, что причинение вреда другим людям является недопустимым и наказывается.

Девиантное поведение детей

Проблемы в воспитании, непослушание и агрессивные аспекты поведения заставляют родителей задуматься о психическом состоянии ребенка уже в раннем возрасте.

Причины девиантного поведения у детей довольно разнообразные:

  • Биологические – включают в себя внутриутробные поражения (токсическое воздействие, асфиксия и пр.), наследственные заболевания, провоцирующие задержки физического и психического развития, повреждения нервной системы. Сюда же относятся нарушения соматического и психического характера, полученные ребенком в первые годы жизни (черепно-мозговые травмы, частые стрессы и пр.).
  • Социальные – отражают различные уровни неблагополучия окружающих людей. Сюда относится алкоголизм родственников (например, молодая семья живет в одной квартире с пьющим дедом), излишняя конфликтность, насилие в семье. Все это провоцирует ребенка корректировать свое поведение в соответствии с асоциальными нормами. Также повлиять на девиантное поведение может неполная семья, поскольку у ребенка наблюдается дефицит ролевых и поведенческих реакций, которые должны быть заимствованы у соответствующего члена семьи.
  • Педагогические – сюда относится злоупотребление запретами, отсутствие объяснений наказаний, что в свою очередь вызывает протестную реакцию со стороны ребенка. Также девиантное поведение развивается вследствие стандартизированного подхода к обращению с детьми в дошкольных и школьных учреждениях, где не учитываются индивидуальные особенности.
  • Психологические – особенности воспитания в семье, неблагоприятно повлиявшие на эмоционально-волевую сферу ребенка, например,  воспитание по типу «кумир семьи», гипер- или гипоопека, насилие в семье, алкоголизм родителей. Также к психологическим причинам относится нарушение привязанности ко взрослым.

Если существуют медицинские показания, то терапию необходимо проводить на максимально ранних сроках. В случае социальных и педагогических причин имеет смысл задуматься над сменой стратегии поведения взрослых.

Точно также и психологические причины требуют немедленной коррекции. Если отклоняющееся поведение игнорируется в детском возрасте, то потом оно закрепляется и становится более устойчивым, перетекая в подростковый.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector