Рационально-эмоциональная поведенческая терапия, или что такое рэпт?

Психологическое консультирование на основе рационально-эмоционального метода.

Основная применяемая методика в РЭТ — философская конфронтация. В ходе консультации психолог постоянно демонстрирует клиенту, что психологические последствия травмирующего события зависят от самого события только косвенно, а в гораздо большей степени связаны с его интерпретациями в сознании клиента. Именно с точки зрения таких интерпретаций, событие может выглядеть совершенно по-разному: как катастрофа или как вполне возможное к разрешению. Как правило, катастрофическая версия события возникает вследствие действия именно иррациональных убеждений, коварство которых заключается в том, что они часто (не всегда) работают на бессознательном уровне. В ходе работы психотерапевт постоянно обучает клиента, как самостоятельно обнаруживать иррациональные убеждения и порочные логические цепочки, и такая работа ведется до тех пор, пока клиент не обнаруживает появление соответствующих поведенческих навыков. Как правило, их появление и закрепление означает, что скорее всего, в жизни человек будет придерживаться рациональных оценок и в дальнейшем не позволит иррациональным убеждениям безнаказанно вторгаться в мыслительный оценочный процесс, порождая деструктивные эмоциональные последствия.Другой метод, который успешно используется в рационально — эмоциональной терапии, это групповые занятия и тренинги, цель которых та же, а именно научение клиентов моделям поведение, основанным на рациональном осмыслении событий.

Планирование действий

«В следующий раз, когда они придут, поговорю с детьми. Спрошу, как им можно присылать программу передач, чтобы они знали, когда я свободна. Пришлю им программу просмотра сериалов, где отмечу свободное время, удобное для встречи. Посмотрю, что из этого выйдет и расскажу об этом психологу».
Постоянный анализ своих мыслей и неприятных ощущений в повседневных ситуациях позволяет, со временем, скорректировать собственное нерациональное поведение. Терапия рационально-эмоционального характера очень действенна и может помочь людям за довольно короткое время. Поэтому она так привлекает терапевтов.  

РЭПТилоиды 🙂

Применение или обучение РЭПТ в условиях недостаточной квалификации, отсутствия фундаментальных познаний в психологии и личной непроработанности формируют очень характерный и легко узнаваемый типаж РЭПТилоида — «умного» человека, у которого есть ответы на любые вопросы и есть вопросы на любые ответы.

Гибкость мышления, тренируемая в процессе работы с убеждениями, из полезного навыка превращается у него в эффективный механизм психологической защиты. Поверхностная, выхолощенная, лишенная ценностных установок психическая структура и отсутствие какой какой-либо смысловой направленности превращают его жизнь в пустое гедонистическое существование — в ложном соответствии с принципами РЭПТ.

Размножаются путем вербального инфицирования — распространяют свое деструктивное мировоззрение под видом психологического консультирования. Часто берут за это деньги, но могут лечить и бесплатно — из болезненной потребности подтверждать и закреплять свою систему псевдофункциональных убеждений. 

В первые недели после инфицирования будущий РЭПТилоид испытывает значительное снижение психической напряженности, не теряя при этом человеческого облика. Но затем болезнь быстро прогрессирует, подавляя когнитивные функции и снижая эмоциональную восприимчивость. Невротические установки, через «лечение» которых произошло заражение, постепенно замещаются псевдорациональной убежденностью в полном своем психическом здоровье. Заболевание, таким образом, становится практически неизлечимым и цикл психофизической трансформации в новую форму жизни на этом завершается.

В повседневной жизни РЭПТилоид практически неотличим от обычного человека. Более того, в силу произошедшей в нем трансформации и лишения некоторых свойственных здоровому человеку психических функций, он может выглядеть по-своему привлекательно — как энергичный, позитивный и очень разумный человек. При более близком знакомстве, однако, быстро выявляются характерные для этой формы жизни черты: токсичный скептицизм, навязчивая тенденция умничать и давать советы, демонстративная моральная и ментальная гибкость, подмена и пересиливание эмоций рациональными конструктами, пустующий ценностный уровень, отсутствие глубоких интересов и привязанностей, неспособность к близости. 

Прогноз — неутешительный.  

p. s.

Большая часть проблем в РЭПТ все-таки связана с недостаточной компетентностью специалистов ее применяющих. Остальные возникают из-за узкой специализации данной системы и могут быть отнесены к когнитивной психотерапии в целом. Невозможно создать простой и универсальный терапевтический инструмент. Получаться будет одно из двух — либо простой, либо универсальный. В РЭПТ выбор сделан в пользу простоты, а универсальность принесена в жертву.

Но если к методологии РЭПТ относиться трезво, с четким пониманием ее сильных и слабых сторон, это отличный инструмент, который хорошо ляжет в руку тем, кому в целом нравятся и подходят когнитивные методы психотерапии. Систематически практикуемый здравый смысл — это, безусловно, целительная штука!

Сам я с РЭПТ знаком не особенно глубоко и исхожу, в основном, из того, как описывает эту технологию сам Альберт Эллис. Мне, в общем и целом, очень близок и понятен когнитивный подход, но свои взгляды на работу с убеждениями несколько отличаются. Согласен, что в основе любой психологической проблемы лежат ошибочные убеждения, но позиция Эллиса по этому вопросу мне кажется поверхностной.

РЭПТ — очень земная и прагматичная штука, и в этом ее сила. Но в этом же и ее слабость, поскольку работая с убеждениями можно докопаться до гораздо более интересных результатов, чем банальное решение частных психологических проблем. Микроскоп и гвозди.

КПТ в лечении наркомании и психического здоровья

Исследования успеха когнитивно-поведенческой терапии показали, что когнитивно-поведенческая терапия эффективна для лечения психических расстройств . Когнитивно-поведенческая терапия используется для лечения многих психических заболеваний, в том числе:

  • Депрессия
  • Тревожные расстройства
  • Шизофрения и другие психотические расстройства
  • Булимия и другие расстройства пищевого поведения
  • Расстройства личности
  • Биполярное расстройство
  • Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
  • Обсессивно-компульсивное расстройство
  • Нарушения употребления вещества
  • Связанные с беременностью расстройства
  • Расстройства управления гневом
  • Фобии
  • Бессонница
  • Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)

Когнитивно-поведенческая терапия также может быть использована для лечения зависимости:

  • марихуана
  • Алкоголь
  • Кокаин
  • Амфетамины
  • Опиаты
  • Другие вещества

На индивидуальных консультациях терапевт может использовать когнитивно-поведенческую терапию, чтобы помочь человеку определить автоматические мысли, которые удерживают их в цикле аддиктивного поведения или способствуют расстройству их психического здоровья.

В групповом консультировании люди могут активно практиковать свои навыки межличностного общения и совладать со своими сверстниками. На тренингах по профилактике рецидивов они могут научиться распознавать свои триггеры токсикомании и распознавать признаки раннего предупреждения потенциального рецидива .

Навыки, приобретенные в когнитивно-поведенческой терапии, предлагают практический способ заменить деструктивные мысли позитивными, самоутверждающимися убеждениями. Для людей, находящихся на выздоровлении, или людей с психическими расстройствами, которые утратили чувство контроля над собственной жизнью, когнитивно-поведенческая терапия дает надежду на свободу от цикла разрушительного поведения.

В лечении наркомании и расстройств психического здоровья когнитивно-поведенческая терапия дает пациентам следующие возможности:

  • Предоставление им простых, практических инструментов для изменения негативных убеждений
  • Укрепление их уверенности и чувства самоопределения
  • Помогая им визуализировать будущее в позитивном ключе
  • Помогая им развивать более крепкие, более доверительные отношения
  • Обучение их практическим способам предотвращения рецидивов
  • Помогая им развивать трезвую деятельность, чтобы заменить употребление психоактивных веществ

Хотя когнитивно-поведенческая терапия является важным компонентом программ лечения психического здоровья и расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ , одной лишь терапии может быть недостаточно, чтобы помочь каждому в достижении целей восстановления. Сочетание когнитивной поведенческой терапии с другими методами лечения может дать даже лучшие результаты, чем одна только терапия.

В Наркоздраве мы используем когнитивно-поведенческую терапию, чтобы помочь нашим пациентам вести здоровый и значимый образ жизни. Если вы или кто-то, кого вы любите, боретесь с расстройством, связанным с употреблением психоактивных веществ, мы можем предоставить все условия, необходимые для выздоровления. 

Подробно про С – следствие

Обратите внимание, что мы сначала успеваем принять какое-то решение, а потом уже вести себя, в соответствии с этим решением. В случае с изменой, мы успеваем подумать, что изменять нельзя,а потом расстраиваемся и впадаем в депрессию

Или хлопаем дверью или уходим.

Человек обычно обращается к психологу именно после случившегося события. Если вы хотите разобраться в том, что происходит, придется докопаться до веры и активизирующего события. Но причина обращения – это именно следствие. Такая вот дорога из конца в начало.

Зато, когда будет найдено А и В, можно будет поменять и С. Такова задача терапии.

Чтобы освоить самостоятельно РЭПТ, понаблюдайте за собой и постройте несколько цепочек АВС. Начинайте наблюдение с конца (да-да!). То есть с С.

Например. Вы обнаружили, что вас обуревает страх.

А В С
Мне страшно.

Начинаете прислушиваться к себе. Что именно порождает страх? Начинаем искать активирующее событие, триггер.

А В С
Мне стало страшно, когда я подумала, что могу заболеть коронавирусом. Вот я представила, что мне ставят диагноз – и мне сразу стало страшно. Мне страшно.

Хорошо, мы нашли аспект. Мысль о диагнозе сразу пугает. А какое-то же тут убеждение?

А В С
Мне стало страшно, когда я подумала, что могу заболеть коронавирусом. Вот я представила, что мне ставят диагноз – и мне сразу стало страшно. Если я заболею короновирусом, то точно умру. Мне страшно.

Вот вы выявили убеждение! Как вы думаете,  к какому типу относится убеждение? Проверьте себя по таблице выше.

В нашем примере явно катастрофизирующее убеждение. «Если я заболею корона вирусом, то это будет ужасно!»

Интригует? Дальше будет интереснее.

Запускающее событие

В рамках модели под активирующим событием (на английском языке «активирующее событие») понимается то явление, которое происходит с человеком или которое он сам привел к возникновению вызывает серию проблемных мыслей и поведения.

Это может быть внешняя по отношению к человеку ситуация, такая как несчастный случай, болезнь члена семьи, спор с другим человеком, или что-то внутреннее по отношению к человеку, например, собственные мысли, фантазии, поведение или эмоции человека.

Следует понимать, что в рамках модели идея, что одно и то же событие может восприниматься двумя людьми по-разному, и что степень, в которой это связано с каким-либо типом дисфункционального поведения, сильно варьируется от человека к человеку.

Модуль III. РЭПТ в индивидуальной консультационной практике (2 дня, 16 часов)

  • Учит профессиональной организации терапевтического курса индивидуального консультирования методом А. Эллиса – от первой встречи с клиентом, до завершения терапевтических отношений с ним. Участники познакомятся со структурой предварительной (диагностической) встречи с клиентом, принципами и условиями терапевтического сотрудничества, структурой терапевтических сессий, спецификой трех этапов терапевтического курса, трудностями терапии и способами их преодоления, методом оценки эффективности РЭПТ-консультирования, правилами ведения документации.
  • В партнерском консультировании (peercounselling) участники продолжат отработку навыков анализа проблем методом А. Эллиса. Каждый из них получит супервизорскую «обратную связь» руководителя.
  • Участники продолжат процесс личной терапии.

Выявление ошибочных убеждений

Иррациональные установки поддаются корректировке и изменению. Но в начале их необходимо обнаружить. То, как мысли оказывают влияние на эмоциональную сферу человека, его поведение и физиологию можно увидеть на ниже представленной схеме. Она отражает алгоритм, по которому в зависимости от интерпретаций того или иного события человеком вырабатывается свой уникальный способ реагирования на него.

Схема формирования реакции на активирующее событие

Определив в результате самонаблюдения и самоанализа иррациональные установки можно переходить к их реконструкции. Именно изменение ошибочных верований способно привести к новым формам эмоционального реагирования. В процессе РЭПТ человек обретает такую возможность – управлять своими ошибочными убеждениями.

Психологическая опора РЭПТ

Конечная цель РЭПТ — устранить или изменить C. На первый взгляд, C можно изменить, изменив события (A), а также интерпретации (B). Однако, много раз события не могут быть изменены. Следовательно, в этом типе терапии психолог сосредотачивается на попытке изменить интерпретации, которые делает пациент. В свою очередь, эти интерпретации приводят его к поведению, которое мы стремимся изменить.

Происхождение расстройств

После многих исследований Альберт Эллис обнаружил, что у каждого (или, по крайней мере, у большинства из нас) возникают иррациональные мысли, которые делают реальность крайне негативной. Он нашел более 200 мыслей или убеждений, которые способствовали этому негативному взгляду на мир, убеждениям, которые приводят к тревожности или депрессии. В настоящее время мы объединяем эти иррациональные убеждения в 4 типа:

  1. Требование: «Если бы мой парень любил меня, он бы подарил мне подарок».
  2. Ужасно: «Если завтра я плохо пройду собеседование, это будет конец моей профессиональной карьеры. Я просто умру!
  3. Низкая терпимость к разочарованию: «Я боюсь идти на вечеринку, потому что все меня отвергнут. Это слишком сложно, и я не могу это принять.
  4. Амортизация: «Я испортил свой обед. Я бесполезен. Я все испортил.

Поддержание расстройства

Упомянутые выше шаблоны мышления вызывают негативные эмоциональные или поведенческие последствия, но … что их поддерживает? Согласно РЭПТ, существует три типа понимания или идеи, которые помогают беспорядкам оставаться:

  1. Понимание № 1: нарушение определяется иррациональными интерпретациями, которые происходят из негативных событий. Однако, если человек полагает, что эмоциональное расстройство вызвано событием, а не его интерпретацией, он безуспешно попытается изменить ситуацию. Настоящая проблема заключается в их иррациональных убеждениях.
  2. Понимание № 2: если люди продолжат подтверждать свои жесткие и экстремистские убеждения, эти мысли будут сопротивляться изменениям. Поэтому беспорядок будет продолжаться.
  3. Понимание № 3: мысль, сфокусированная на прошлом, спровоцирует застой событий и иррациональных убеждений человека. Только работая над настоящим и будущим, вы сможете изменить свои убеждения. И с ними ваш дискомфорт.

Модель ABC

Ядром теории РЭПТ является Модель ABC (иногда — «A-B-C», в расширенном варианте — «ABCDE») развития эмоциональных расстройств, которую иногда называют также «моделью терапевтических изменений» и «ABC-теорией личности», поскольку она не только описывает процесс возникновения дисфункциональных эмоций и поведения, но также используется и как руководство по устранению причин этих психических нарушений.

«А» (активаторы, англ. activating events) — это любые текущие события или собственные мысли, чувства, поведение в связи с этими событиями, а, возможно, воспоминания или мысли о прошлом опыте. Но «А» сами по себе — это только активаторы. Все проблемы возникают потому, что в «А» каждый человек привносит что-то своё, а именно свои убеждения, цели, физиологическую предрасположенность, установки, взгляды — «В» (англ. beliefs). И уже «В» приводит именно к тому, а не иному «С» — следствию (англ. consequences). И если рациональные взгляды ведут к продуктивному поведению, то (и отсюда психологические проблемы) иррациональные взгляды — к саморазрушению и иррациональному поведению.

Более подробно, философия долженствования, она же абсолютистская, приводит к образованию множества иррациональных представлений о мире, центральных иррациональных идей, основными производными которых являются:

  • драматизация — «А» оценивается как ужасное более, чем на 100 %. Начинается с «это не должно быть настолько плохо…»;
  • осуждение — те, кто не делает того, что «должны» (в том числе по отношению ко мне самому) — «плохие», «недостойные», «недочеловеки» итп.

Таким образом, «А», «В» и «С» тесно связаны, и ни один из этих элементов не может существовать без других. И чтобы изменить «С», нужно или изменить непосредственно «А» (самый неглубокий уровень психотерапевтических изменений), или осознать, что «В», ведущие к иррациональным «С», иррациональны, проверить это в опыте и принять вместо конкретных иррациональных «В» конкретные рациональные. Или же, в идеале, в случае самого глубокого и эффективного терапевтического изменения, произвести философское реструктурирование иррациональных воззрений.

В частном случае — это замена абсолютистских требований («должен» и «обязан») на рациональные относительные предпочтения в данной конкретной ситуации. В общем — это принятие гибкой установки по отношению к жизненным событиям в целом.

Также проводятся различия между конструктивными и неконструктивными эмоциями: например, гнев неконструктивен, в то время, как недовольство является стимулом к изменению нежелательного положения вещей и, таким образом, является конструктивным.

Черты РЭПТ

Чтобы говорить о рациональной терапии эмоционального поведения, нам нужно взглянуть на это с двух точек зрения. Первый — это терапевтический подход, который будет относиться к его стратегиям и методам. Второе — это отношения, которые развиваются с пациентом, то, как терапевт взаимодействует с ними.

Отношение терапевта будет иметь следующие характеристики:

Активность: важно, чтобы специалист занимал активную позицию и предлагал пациенту альтернативы своим иррациональным убеждениям.

Вербальная активность: важно, чтобы диалог был плавным и активным с обеих сторон, поскольку эта терапия основана на обсуждении.

Обучение специалист должен вести себя как хороший профессор, обучая своего ученика генерировать изменения в себе.

Содействовать изменениям в философии жизни пациента. Важно содействовать изменению мышления пациента в его философии жизни.

Будьте гибкими: каждый пациент — снежинка, со своим собственным уникальным мышлением. Если специалист не обладает гибкостью и не знает, как адаптироваться, он не сможет генерировать изменения у своих пациентов.

Отношения специалист-пациент

Отношения между пациентом и специалистом будут основываться на следующих принципах:

  1. Безусловное принятие: не должно быть никакого суждения, положительного или отрицательного, по отношению к пациенту. Специалист должен показать своим пациентам, что они приняты, как и все остальные. Что они люди, подвержены ошибкам и не бесполезны.
  2. Сочувствие: понимание мыслительного процесса пациента является неотъемлемой частью понимания природы его убеждений. Специалисты должны понимать философию жизни каждого пациента, чтобы помочь ему измениться.
  3. Будьте искренни: специалист должен быть открытым и доступным. Они могут даже говорить о своей личной жизни, когда это кажется уместным, чтобы показать пациенту, что мы все переживаем неудачи и совершаем ошибки. Личный опыт мало помогает в решении, но он помогает нормализовать определенные эмоции.
  4. Наличие чувства юмора: это один из ключевых аспектов РЭПТ, так как это терапия, основанная на беспокойстве и спокойствии. Специалист должен использовать юмор, чтобы выделить аспекты иррациональных убеждений. В этом смысле специалист должен помнить, что чувствительность каждого пациента различна.
  5. Неформальный терапевтический стиль: РЭПТ лучше работает в расслабленной обстановке, которая сильно отличается от обычных формальностей терапии. Пациент должен рассматривать терапию как дружескую и веселую беседу, время, когда он может спокойно рассказать о своих проблемах и убеждениях.

Наследие Эллиса

РЭПТ является интересной и обычно удовлетворительной терапией для пациентов. Это помогает им изменить свою философию жизни и принять более защитный стиль, когда сталкиваются с проблемами, которые вызывают беспокойство или депрессию. Эта терапия сделала Альберта Эллиса одной из самых важных фигур в психологии.

Причины возникновения

Так что же мешает ребенку спокойно спать всю ночь, лежа в постели? Все дело в том, что нарушается процесс плавного перехода из периода глубокого сна к стадии поверхностного. В нормальном состоянии центры коры головного мозга, отвечающие за двигательные функции организма, во время ночного отдыха должны быть отключены. Но если происходит сбой, нервные импульсы активируют движение, и ребенок бессознательно встает с кровати.

Замечено, что малыши мужского пола намного чаще ходят во сне, чем девочки того же возраста. Чем это обусловлено – точно неизвестно, так показывают наблюдения.

Обстоятельства, от которых зависит вероятность развития снохождения у детей, давно изучаются учеными, но точные так и не определены. Среди них выделяют несколько основных:

  1. Наследственность. В ходе многолетних исследований удалось доказать, что если хотя бы один из родителей в детстве был лунатиком, то у ребенка шансы им стать возрастают на треть. Ну а в том случае, когда оба родителя страдали подобным расстройством, вероятность возрастает еще вдвое.
  2. Недосыпание, вызванное нервным перевозбуждением. Это может быть единичный случай, связанный с каким-нибудь событием или систематический недосып. Основанием для него могут служить и положительные эмоции, и негативные факторы воздействия.
  3. Несоблюдение режима сна. При выработанном постоянном отходе ко сну в одно и то же время вероятность проявления лунатизма снижается в несколько раз.
  4. Некоторые заболевания ЦНС, в том числе и эпилепсия.
  5. Случайные обстоятельства. К ним можно отнести приснившийся кошмарный сон или переполненный мочевой пузырь.
  6. Усталость. Чрезмерные физические нагрузки могут вызывать нарушения сна.
  7. Черепно-мозговые травмы или прием некоторых лекарственных препаратов. При травматических повреждениях тканей головы последствия могут быть самыми непредсказуемыми. Отдельные лекарства способны вызвать тяжелые нарушения сна, и, как следствие, снохождение. Обычно производители указывают это в инструкции по применению.

При наличии у ребенка синдрома беспокойных ног снохождение развивается гораздо чаще. Расстройству также могут способствовать семейные ссоры накануне или компьютерные игры.          

Самая главная формула РЭПТ

Формула (или модель) простая:

А – В – С

Где А – Активизирующее событие, аспект

В – убеждение

С – эмоциональная реакция.

Вообще-то, АВС  — это латинские буквы, то есть «А», «Б», «Ц». Но для понимания и удобства давайте представим, что написано по-русски:

А – активация

В – вера

С – следствие.

То есть получается следующее.

Сначала происходит какое-то активизирующее событие. Это активизирующее событие накладывается на какую-то имеющуюся у человека веру. Исходя из этого коктейля события и веры человек рождает какой-то вывод, какое-то следствие, действие.

Пример!

Мама просит ребенка собрать игрушки. Ребенок отказывается. Это – активизирующее событие.

Событие наталкивается на веру мамы в то, что «Хорошие дети должны слушаться маму!».

Как вывод – мама злится! Злость мамы – это следствие.

«Непослушание – «дети должны слушаться» — злость». Такая схема имеет место быть в этом случае.

Точный перевод терминологии и названий

Верным переводом названия терапии (англ. Rational Emotive Behavior Therapy) является именно «рационально-эмоционально-поведенческая» (два дефиса) а не «рационально-эмоциональная поведенческая» (последнее слово — отдельно), так как сам Эллис неоднократно подчёркивал равнозначность когнитивной (рациональной), эмоциональной и поведенческой (бихевиоральной) составляющих. Тем не менее, в переведённых на русский язык книгах А. Эллиса часто встречается второй вариант — вероятно, так сложилось исторически.

Термин «irrational beliefs» верно переводить именно как «иррациональные верования», а не «убеждения», поскольку, во-первых, глагол «to believe» переводится как «верить», а не как «убеждать», а во-вторых, слово убеждение можно понять двояко: как «идея, мысль о чём-либо» и как «процесс уговаривания».

Термин «musturbation» (не путать с «masturbation») как неологизм следует переводить «должнонанизм» — в литературе можно встретить перевод «тирания долженствования» — не следует путать эти термины, так как в книгах Эллиса употребляются разные слова: «demandingness», «musturbatory», «musturbate».

Принципы рационально-эмотивной терапии

Фото автора SHVETS production: Pexels

Часто человек не может справиться с проблемами из-за того, что не верит, что это в его силах. На пути успеха стоят страхи, неуверенность в себе, привычка сдаваться, родительские установки. Представь, что ты встала утром в прекрасном настроении и отправилась на работу.

По дороге сломался автобус, в котором ты ехала, всех пассажиров высадили посреди улицы, до ближайшей остановки – 3 км. Кто-то бодро пошел вперед, успел на следующий автобус и не опоздал на работу. Кто-то вызвал такси. Третьи же начали брюзжать, что у них испорчен весь день, они не смогут вовремя прийти на работу, за это их уволят.

Медленно двигаясь вперед, переговариваясь, возмущаясь, они, действительно, опаздывают и вступают в конфликт с шефом. Настроение испорчено, отношения с руководством тоже.

Неважно, кто виноват в сложившейся ситуации – техника, водитель, транспортная компания. Важно, как по-разному отреагировали на нее люди – кто-то сумел решить проблемы, другие ее раздули до конфликта

Именно этот момент был тонко отмечен психологом из США А. Эллисом. Он же стал одной из краеугольных проблем рационально-эмотивной терапии. Иногда название ее расширяется до рационально-эмотивно-поведенческой терапии и вот почему.

Рационально-Эмоциональная Поведенческая Терапия

С точки зрения А. Эллиса, человек функционирует в трех полях:

Когниции (мысли) – то, какую информацию имеет человек о реальности, в которой существует

Это не объективная информация, а то, как он ее внутренне переработал, воспринял и, что очень важно, оценил. Она содержит отношение к миру, установки

Последние могут иметь различную окраску – долженствование (ты должна), рекомендации (тебе следует, ты можешь).

Например, ты плохо себя чувствуешь. Хорошо бы денек полежать дома. Но в голове у тебя сформирована установка, что ты должна встать и идти на работу вне зависимости от своего состояния. Ты автоматически расставляешь приоритеты в пользу работы. Приходя в офис, падаешь в обморок. Вопрос – правильная ли была установка, что ты должна работать.

Эмоциональная оценка. Она может быть положительной – «это хорошо для меня» или отрицательной – «а вот это для меня плохо». Обычно эмоции обладают временным характером, они могут быстро меняться. Но, с точки зрения РЭТ, одно и то же эмоциональное отношение может возникать в разных ситуациях автоматически, т.е. без осмысления их плохого или хорошего характера. Такое отношение носит характер ярлыка.

Интересно, что Эллис даже сформировал своеобразный «кодекс невротика», который отражает типичные отношения к тем или иным явлениям.  Например, неадекватное поведение можно ожидать от людей, которые привыкли считать окружающих подлыми или ленивыми.

Но есть и еще одна особенность – эмоции могут исполнять и свою непосредственную роль, т.е. быть сиюминутной реакцией на события.

Поведение – собственно действия, которые выливаются из установок, управляющих отношением к ситуации.

Построенная таким образом матрица позволяет выявить ключевые моменты реагирования человека на ту или иную ситуацию, и в дальнейшем заняться их решением.

Виды терапии

Рациональная психотерапия может быть групповой и индивидуальной. Также она включает в себя сразу несколько ответвлений.

Рационально-эмоциональная

Год создания: 1955.

Другие названия: рационально-эмоционально-поведенческая терапия (РЭПТ), рационально-эмотивная психотерапия.

Суть: негативные эмоции и дисфункциональное поведение — результат ошибочной интерпретации пережитого опыта, неверных когнитивных установок. Поэтому лечение должно заключаться в их исправлении.

Показания:

  • низкая самооценка;
  • преувеличение негатива;
  • подавленное состояние;
  • фрустрация;
  • отрешённость;
  • навязчивые идеи.

Действия рационально-эмоционального психотерапевта:

  • объясняет суть заболевания;
  • корректирует личностные установки, переориентирует;
  • убеждает;
  • воспитывает.

Основной аспект — направленность на положительные и созидающие эмоции, искоренение отрицательных и разрушающих.

Рационально-когнитивная

Соединение рационального и когнитивного направлений в психотерапии. Когнитивизм (автор — американский психотерапевт Аарон Тёмкин-Бек) привнёс в рационализм новые методы и техники. Они более структурированы, работа с клиентом отличается последовательностью. Основной аспект — коррекция когнитивных способностей, а не эмоций:

  • внимания;
  • гнозиса;
  • восприятия;
  • речи;
  • праксиса;
  • интеллекта.

В ходе лечения клиент осознаёт ошибочность своих суждений, меняет их на правильные, становится ответственным за собственные поступки и избавляется от проблем. Рационально-когнитивный психотерапевт должен владеть приёмами логики и современной теорией аргументации.

Музыкально-рациональная

Соединение музыкотерапии и рациональной психотерапии. Суть — коррекция неправильных (разрушающих и негативных) эмоций посредством конкретных музыкальных произведений. Согласно исследованиям, в моделировании психонастроя главную функцию выполняют лад и темп, вспомогательными являются мелодия, ритм, гармония, динамика, тембр.

На их основе была составлена сетка классических произведений, эффективно регулирующих психо-эмоциональный настрой клиента:

Сеанс музыкально-рациональной психотерапии строится по следующей схеме:

  • описание клиентом своих ведущих эмоций;
  • психотерапевт в диалоге указывает ему на их разрушающее, отрицательное действие и убеждает в том, что от них необходимо освобождаться;
  • прослушивание музыкального произведения;
  • анализ тех эмоций, которое оно вызвало;
  • вывод о том, какие эмоции лучше, приятнее, полезнее: те, что владели клиентом в начале сеанса или в конце.

Музыкально-рациональная психотерапия отлично справляется с такими диагнозами, как депрессия, гипомания, ипохондрия, истерия, интроверсия, паранойя, психастения и даже шизофрения.

Заключение.

РЭТ на сегодняшний день один из наиболее активно развивающихся методов, который находит все больше и больше своих последователей. Как уже было упомянуто, этот метод может использоваться в самых различных аспектах, самые распространенные из которых — групповая терапия (тренинги) и индивидуальные психологические консультации. Преимущества РЭТ в том, что этот способ психотерапии предполагает куда более скорый результат, чем, например, психоанализ. Однако, в этом и заключается одна из самых серьезных претензий к нему со стороны специалистов других направлений, часто считающих, что клиенту необходимо куда больше времени на перемены, другие вопросы касаются крайне выраженной директивности метода, а также, весьма прохладного отношения его последователей к личной истории клиента. Вполне возможно, что некоторые из этих претензий обоснованы, во всяком случае их несомненно стоит принимать в расчет тем, кто использует РЭТ в консультировании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector