Школьный психолог: из чего состоит его работа

Содержание:

Что может и что должен психолог

Многие ошибаются, думая, что должностные обязанности школьного педагога-психолога сводятся лишь к проведению тестов и их диагностике. Это далеко не так. Вот вам список того, что входит в служебные функции специалиста.

Диагностика

Начнём, собственно, с этой самой распространённой профессиональной обязанности. Психологи изучают уровень развития, состояние памяти, способности к мышлению, коммуникативные навыки, эмоциональную составляющую и «рисуют» портрет каждого отдельного ученика. Делают они это в группах либо подходят к каждому индивидуально.

В результате психологической диагностики составляется так называемая «группа риска». В неё войдут ученики, которым не помешала бы коррекция их поведения, чтобы они «не наломали дров» в дальнейшем.

Коррекционная деятельность

Это вытекающая из диагностики служебная обязанность школьного специалиста, иначе зачем собирать материал, чтобы просто положить его на полку в кабинете директора школы и ждать, «когда взорвёт»? Нет, правильный психолог выдаст рекомендации учителям, на что обратить внимание и как вести себя с проблемным учеником. Он поговорит с родителями и предложит для ребёнка занятия, которые позволят скорректировать его поведение и разрешат имеющиеся наболевшие проблемы в эмоционально-волевой сфере

Он поговорит с родителями и предложит для ребёнка занятия, которые позволят скорректировать его поведение и разрешат имеющиеся наболевшие проблемы в эмоционально-волевой сфере.

Консультирование

Это тот должностной функционал, который присутствует и в диагностике, и в коррекции. Знакомить родителей и педагогов с результатами исследований, давать прогнозы, предупреждать о потенциальных трудностях, с которыми можно столкнуться, – всё это входит в ежедневные должностные обязанности школьного психолога.

Просвещение в области психологии

Да, есть и такая профессиональная функция, которой, увы, занимаются не все штатные педагоги, но лучшие из них эту сферу не пропускают мимо.

Не только помогать, когда «ну вот, началось», а вовремя рассказать родителям и учителям о том, что можно и что нужно сделать для комфортного психологического развития ребёнка на отдельных этапах его взросления, чтобы сократить количество обращений с просьбами помочь, когда ничего не получается, – вот задача настоящего доки своего дела.

Заключения

Правильная школа обязательно посоветуется со своим штатным психологом, когда требуется подобрать для учащегося подходящую ему программу, если он не справляется с учебной нагрузкой. Обратятся педагоги к специалисту и в случае, если особо преуспевающий намерен перешагнуть через класс, и, например, из первого попасть сразу за школьную парту в третий.

А вообще, быть готовым помочь, находясь рядом каждый день, каждую минуту – вот что может и должен настоящий школьный педагог-психолог.

Поможет избавиться от комплексов и страхов

Если дети имеют комплексы характера или страхи, избавиться от них также поможет школьный психолог. Для этого следует пойти к нему на прием и подробно рассказать о проблеме ребенка. Коррекции поддаются страхи не патологической формы: страх темноты, одиночества, публичного выступления, животных, воды и другие. Специалист работает с комплексами личности: повышенная агрессивность, низкая самооценка, отказ от общения с детьми, застенчивость, замкнутость, стыдливость и другие проблемы. Психолог в своей работе будет использовать индивидуальные занятия, корректирующие детские процессы, убеждения и установки в детской психике.

Психологическое просвещение

Для того чтобы социализация и развитие личности протекали гармонично, необходимо создать для этого все необходимые условия. В частности, позаботиться о формировании положительных установок к психологической помощи ребенку у родителей, педагогов и самих детей. В большинстве случаев родители, не имеющие знаний в области детской психологии, при возникновении конфликтных ситуаций не знают, как себя вести. Иногда происходит так, что взрослые усугубляют ситуацию своей реакцией или неправильным поведением. В обязанности педагога-психолога в школе входит проведение занятий по психологическому просвещению учителей и родителей с постоянной периодичностью. При возникновении конфликтных ситуаций психолог должен начать индивидуальную работу с учащимся и его родителями.

Какими личностными качествами должен обладать педагог-психолог?

Знание психологии можно сравнить с мощным оружием, которое дает определенные преимущества человеку, владеющими ими. Но сила и умение оказывать психологическое воздействие на людей требует высокой духовной организации и чувства ответственности

Это – первое и самое важное качество, которое должно быть присуще педагогу-психологу

Основное орудие труда для каждого педагога-психолога – слово. Чтобы донести до слушателя или воспитанника нужную информацию и сделать ее личным убеждением, необходим огромный лексический запас и знания из области литературы, искусства, истории, чтобы приводить свои доводы на известных примерах, ярко и образно

Педагог-психолог – всесторонне развитая и образованная личность; это – второе важное условие для успешной работы

Специфика работы педагога-психолога заключается в том, что его услуги необходимы людям любого возраста, независимо от пола, социального статуса и т.д. В связи с этим специалист должен:

  • владеть знаниями особенностей возрастной психологии;

  • обладать соответствующим объемом знаний в области медицины, права и некоторых других профессий;
  • быть доброжелательным и терпеливым;
  • иметь гуманитарный/аналитический склад ума;
  • уметь сопереживать и вызывать доверие;
  • обладать даром убеждения.

Постоянная работа с людьми, тем более с теми, кто испытывает определенные сложности в адаптации к социуму, требует стрессоустойчивости

Но еще более важно – любить людей и свою профессию: без внутренней потребности помогать людям разумнее будет поискать другое призвание в жизни

Важные качества

Помимо профессиональных знаний и умений в сфере психологии, специалист должен обладать рядом личностных качеств. Одними из основополагающих черт, присущих педагогу-психологу, является высокая духовная организация и чувство ответственности.

Немаловажное значение в работе такого сотрудника играет то, как человек «владеет словом». Ведь ему необходимо донести до слушателя либо воспитанника необходимую информацию, сделав это с помощью огромного лексического запаса и литературных, исторических и других примеров; добиться, чтобы она стала личным убеждением слушателя

Из этого следует, что к личным качествам относится:

  • Богатый лексический запас;
  • Знание литературы, истории, искусства;
  • Умение приводить аргументы, используя примеры известных личностей и литературных персонажей.

Также в связи с тем, что специфика данной профессии состоит в предоставлении услуг людям любого возраста, социального статуса, половой и гендерной принадлежности, специалист должен обладать такими качествами:

  • Гуманитарный и аналитический склад ума;
  • Воспитанность и тактичность;
  • Гуманность и деликатность;
  • Уравновешенность и спокойствие;
  • Учтивость и вежливость;
  • Общительность и умение располагать к себе человека;
  • Человеколюбие;
  • Наблюдательность и проницательность;
  • Обладать даром убеждения.

Компетентный школьный психолог

Работа школьного психолога с детьми предполагает точное понимание всех законов психики. В школе ребенок не только учится, но и взаимодействует с другими детьми. Именно в школе развиваются навыки социализации в коллективе.

К сожалению, многие школьные психологи рассматривают ребенка дискретно, как «отдельно взятую единицу», без взаимодействия его с коллективом. Но в любом коллективе есть свои внутренние силы и напряжения. Любой коллектив — это как маленькая галактика со своим солнцем, луной, своей системной планет.

Без знания этих законов взаимодействия детского коллектива и всех причинно-следственных связей взаимоотношений между людьми деятельность школьного психолога становится формальной и не приносит результатов ни ребенку, ни родителям. Более того, сам школьный психолог ощущает бесполезность своей работы.

Ошибки школьного психолога. Психологи бывают разные — компетентные и не очень

Иногда родители сталкиваются с ситуациями, когда школьный психолог не только унижает детей, но и врет.

Что делать, если школьный психолог врет?

Прежде всего разобраться досконально в ситуации. Вполне возможно, что это не намеренно. Просто психолог пытается привести всех к одному ему понятному общему знаменателю. В таком случае он неправильно понимает психику ребенка. В этих условиях без знаний тренинга «Системно-векторная психология» трудно разобраться.

Но если вам намеренно дали ложную информацию или оскорбили вашего ребенка, то реакция обязательно должна быть. Опять же, вы как родитель должны встать на сторону ребенка. А для этого нужно разбираться в вопросе.

Психологическая диагностика

На данном этапе психолог проводит диагностику психологического состояния учащихся. Выявляет особенности эмоционального состояния, уровень развития, а в некоторых случаях и степень социальной запущенности или наличие психических отклонений. Диагностическое исследование проводится в разных вариациях. Это может быть тестирование, мероприятие, групповое занятие и т. д. Педагог-психолог обрабатывает полученную в ходе диагностики информацию и выделяет группу риска. В такую группу могут попасть дети, которые не имеют друзей среди сверстников, учащиеся, создающие конфликтные ситуации, дети со слабой эмоциональной устойчивостью. Любое отклонение от нормы может стать поводом для начала индивидуальной работы с ребенком и его родителями.

Можно ли педагогу-психологу работать психологом?

Работа педагога-психолога зачастую оказывается неблагодарной так как человек всегда находится в тени продвижений воспитанника и все похвалы достаются в основном «пациенту».

Однако, для психолога основной наградой является качественный результат и благодарность от человека, что обращался в свое время за помощью.

Педагогика – это своеобразное искусство воспитания человека, а психология, в свое время, является наукой познания души.

На стыке двух наук, рождается профессия педагога-психолог – специалиста, работающего в учреждениях образовательного характера и отвечающего за психологическое развитие и социальную адаптацию ребенка.

Но может ли педагог-психолог работать психологом? Ответ утвердителен. У специалиста, имеющего педагогическое и психологическое образование есть все возможности для трудоустройства не только в детские образовательные учреждения, но и для работы вне стен школы.

Правда, работать психологом педагог-психолог может лишь по ряду направлений. Например, при адаптации подростков в реабилитационных центрах. А вот для консультации взрослых у него знаний нет.

Поэтому, чтобы иметь больше возможностей для общей специализации необходимо будет пройти курсы повышения квалификации и переподготовки.

Процесс переобучения занимает до полугода, зато после педагог-психолог сможет работать психологом, имея соответствующую квалификацию и подготовку.

Может ли психолог работать педагогом-психологом?

Кажется, что работает в одну сторону, работает и в другую. Но в данном случае это не так. Согласно современным стандартам, педагогика – это не просто слово, а целая наука.

В общем смысле, в профессии педагога конечно, может быть задействован любой человек, обладающий необходимыми знаниями, но когда речь заходит о психологии, то картина совершенно иная.

Поэтому на вопрос, может ли психолог работать педагогом-психологом ответ не будет однозначным.

Наличие диплома психолога еще не открывает двери в школы и детские сады. Педагогическое звание нужно заслужить, но только лишь потом опытом работы, а сначала – образованием

Поэтому первое, на что стоит обратить внимание – это обучение обеим специальностям

Психолог может работать педагогом-психологом, лишь если у него есть и то, и другое образование. Для этого идеально еще во время учебы в высшем учебном заведении получать соответствующую специализацию. Тогда проблем с трудоустройством не будет.

Если же педагогического профиля у специалиста нет, то работать в этой статусе он не сможет.

Преимущества профессии педагог-психолог

Реальное и самое большое преимущество профессии педагог-психолог – чувство морального удовлетворения от своей работы. На высокую зарплату на этом профессиональном поприще можно рассчитывать только в том случае, если специалист оказывает услуги частным образом. По состоянию на начало 2017 года среднемесячная зарплата педагога-психолога в России составляла порядка 33 тысяч рублей.

Несомненным преимуществом этой профессии также является то, что педагог-психолог – это специалист-универсал, который может провести и психодиагностику, и психологическую консультацию, и психологическое просвещение, и психокоррекционные мероприятия и т.д. Другими словами, если специалист решит уйти из системы образования, то он с легкостью сможет реализовать себя в других смежных специальностях.

Дополнительным бонусом к профессии можно считать использование полученных знаний для общения с близкими и друзьями, налаживания своей личной жизни.

Документация педагога-психолога образовательного учреждения

Подробности
Опубликовано: 18.10.2012 11:52
Просмотров: 52406

В основе документации положены следующие принципы (Семаго М.М.)

  1. Документация должна основываться на имеющихся основных нормативных документах Министерства образования РФ: Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования (приказ № 636 от 22.10.99), типовое Положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (приказ № 2210 от 24.08.98), О порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения (письмо № 27/901-6 от 27.03.2000), материалах Всероссийского совещания «Служба практической психологии с системе образования России» (6-7.06.2002, г. Москва).
  2. Документация должна охватывать все виды работ педагога-психолога и строиться в соответствии с основными направлениями его деятельности.
  3. Документация должна обладать определенной унификацией для деятельности педагогов-психологов всех типов образовательных учреждений.

Вся документация педагога-психолога делится на общую (формы учета деятельности и отчетная документация общего характера) и специальную (документация для «служебного пользования»).

Общая документация служит задаче непосредственной регистрации и отражения содержания деятельности педагога-психолога. Рабочая документация может являться открытой для контроля различными представителями контролирующих инстанций.

К ней относятся:

  1. План  работы (на учебный год).
  2. График работы.
  3. Журнал регистрации видов работ.
  4. Отчет о работе (за учебный год).
  5. Программы факультативов, коррекционных/развивающих занятий.
  6. Отчеты по результатам диагностических обследований.

План работы, график работы, годовой отчет оформляются в двух экземплярах и хранятся у руководителя образовательного учреждения и самого специалиста.

Кроме документации общего характера, педагог-психолог ведет документацию «для служебного пользования» (протоколы, заключения по индивидуальному и групповому обследованию, психологические карты развития ребенка, данные бесед, наблюдений и т.п.). Эта документация является закрытой и может быть представлена для контроля только по запросу профильных специалистов (психологов) системы образования. Данная документация хранится с соблюдением требований, исключающих доступ к ней посторонних лиц (в сейфе, закрытом шкафу). На основании «документов служебного пользования» педагог-психолог может давать рекомендации учителю, родителям или лицам, их заменяющим; делать выписки во внешние организации по запросу родителей.

К этой документации относятся:

  1. журнал консультаций;
  2. журнал учета индивидуальных и групповых форм работы;
  3. протоколы и заключения по результатам проведенной диагностики (групповой и индивидуальной);
  4. наблюдения за детьми во время коррекционных / развивающих занятий;
  5. карты развития ребенка (помощи…).

Заполнение основных видов документации

Перспективный план работы (на учебный год).

Планирование всего объема работы педагогом-психологом определяется целями и задачами службы практической психологии в системе образования Российской Федерации, в соответствии с профилем конкретного учреждения, запросами администрации данного образовательного учреждения.

Годовой план работы утверждается подписью и печатью руководителя образовательного учреждения.

План работы включает цели, задачи и направления профессиональной деятельности. Он может дополнительно составляться на периоды, принятые как отчетные в данном учреждении (неделя, месяц, квартал, учебная четверть).

Структура плана должна быть представлена с распределением основных мероприятий по видам деятельности: психологическая диагностика, психологическая профилактика, психологическое просвещение, коррекционно-развивающая деятельность, консультирование, экспертная деятельность, организационно-методическая работа.

При наличии двух и более специалистов в образовательном учреждении рекомендуется добавить графу «Ответственный».

Во вложениях находятся формы основных документов, а также презентации занятий «Школы начинающего психолога».

Вложения:
Документация психолога 160 Кб
Журнал 271 Кб
Комплексное обеспечение психодиагностической практики 33 Кб
Оформление коррекционно-развивающих программ 59 Кб
Перечень нормативно-правовых документов 34 Кб
Презентации.rar 614 Кб
Примерная схема психологического заключения при поступлении на ПМПК 40 Кб
Психологическое представление на ПМПК 35 Кб
Рекомендации по самопрезентации 53 Кб
Темы для бесед с детьми 45 Кб

Квалифицирован ли психолог достаточно, чтобы помогать всем участникам образовательного процесса в полной мере?

Вероятнее всего нет, не зря же у психологов есть специализации: детский, семейный, клинический психолог, нейропсихолог и т.д. Поэтому часто школьный психолог играет роль «менеджера», который организует ту помощь, которая необходима ребенку.

Тем не менее, школьный психолог незаменим и компетентен в следующих вопросах:

  • Любой школьный психолог обязан проводить тестирование детей в течение года. Например, в случае с первоклассниками это тестирование внимания, памяти, восприятия, мышления, речевых и математических способностей. Тестирование самооценки, уровня тревожности, интеллектуальных возможностей, уровня мышления, профориентационные тесты также входят в обязательный перечень работ. Все эти данные вы имеет право получить и можете обсудить с психологом.
  • Если возникает конфликт с учителем, учеником или родителями ученика, психолог может оказаться незаменимым посредником в его разрешении. Хотя психолог является независимой единицей в школе, одновременно он является и частью педагогического коллектива, и владеет информацией о детях. Значит, он может объяснить поведение учителя с какой-то новой для вас точки зрения, дать совет о том, как лучше найти с учителем общий язык, и точно также помочь наладить отношения с другими учениками в классе.
  • Кроме диагностики, многие психологи проводят развивающие и/или коррекционные и/или тренинговые занятия с учащимися. Эти занятия часто бывают ничуть не хуже тех, которые предлагает ближайший психологический центр, и являются бесплатными. Минусы следующие: группы часто бывают слишком большими, и места в них расхватываются очень быстро.

Основные принципы работы школьного психолога

В первую очередь, школьный психолог — это специалист, который обязательно должен иметь высшее психологическое образование, и для него в первую очередь действуют правила Этического кодекса психолога.

Согласно кодексу, любая информация об учениках должна храниться в сейфе у школьного психолога, доступ к которому есть только у него, и он не имеет права разглашать сведения третьим лицам. Исключение составляет информация о противоправных действиях: если психологу становится известно о совершенном преступлении или подготовке к преступлению, он обязан сообщить об этом в правоохранительные органы.

Кроме того, психолог обязан сообщать клиенту (в случае школьного психолога — школьнику) о результатах любого исследования, которое проводилось.

Еще один важный принцип, которым должен руководствоваться школьный психолог — принцип непредвзятости. Задача специалиста — выслушивать разные, порой противоречивые, мнения и разбираться в них. Основной плюс этого принципа заключается в том, что психолог не заинтересован в разрешении конфликта в чью-то пользу — он смотрит на ситуацию со стороны и нейтрально относится к конфиденциальной информации. Психологи проходят специально подготовку, в результате которой способны создавать атмосферу доверия и находить контакт с любым клиентом, даже самым сложным.

Темы консультации психолога для подростков

Подросток может обратиться к психологу с любым вопросом. Но чаще всего это темы

  • Отношений: дружеских, романтических, отношений в семье
  • Стресса
  • Самоопределения, гендерной идентификации
  • Эмоций, чувств, настроения
  • Профориентации и выбора жизненного пути
  • Восприятия собственной внешности

Даже если какие-то из этих тем кажутся родителям несерьезными — для подростка они очень важны. Проработав их с психологом, он может избежать проблем в этих областях во взрослой жизни.

Пример психологической консультации подростка

Лене 16 лет, она заканчивает школу и готовится поступать в университет. Сначала подготовка к поступлению шла нормально, но в последнее время Лена стала чувствовать, что сил ни на что не хватает. Она начала пропускать занятия на подготовительных курсах, стала замкнутой, отдалилась и от родителей, и от друзей. Родители заметили перемену в ее состоянии и сначала не придали ей значения: все школьники переживают перед экзаменами. Но со временем стало очевидно, что Лене нужна консультация психолога.

Родители предложили сходить сначала всего на одну консультацию, чтобы психолог объяснил Лене ее эмоциональное состояние. На это она согласилась. От длительной психотерапии отказалась, потому что «ни за что не найдет на это времени».

Первая консультация началась со знакомства. Психолог спрашивала у Лены, как она живет, чем занимается, как проходит ее обычный день, какие у нее отношения с семьей и друзьями. Также психолог рассказала немного о себе и пообещала, что не будет пересказывать родителям слова Лены без ее согласия. 

Когда Лена описала свою проблему, психолог начала задавать уточняющие вопросы: 

— Как ты чувствуешь себя прямо сейчас?

— Какое настроение у тебя обычно бывает? От чего оно портится, а от чего — улучшается?

— Что происходит, если ты не можешь справиться с какой-то задачей? Просишь ли ты помощи? Как ты переживаешь неудачи?

— Тревожит ли тебя что-то в твоем будущем?

— Есть ли у тебя мечта?

Некоторые вопросы, казалось, не относились  к теме обсуждения:

— Бывает ли, что у тебя в теле возникают непонятные боли и другие дискомфортные ощущения?

— Как ты спишь? Во сколько ложишься и встаешь? Не просыпаешься ли среди ночи?

— Не пропадает ли у тебя аппетит? Или, может, наоборот — бывают моменты, когда ты ешь и не можешь наесться?

Вопросы о физическом состоянии чаще всего возникают, если психолог подозревает у клиента депрессию или тревожное расстройство.

На первой же консультации не удалось окончательно прояснить, что происходит с Леной, но она согласилась прийти еще раз. После разговора с психологом ей полегчало. Появилось ощущение, что с ее состоянием можно разобраться и справиться. 

О чем можно говорить с психологом

Если коротко – обо всем. Говорить можно все, и задавать любые вопросы тоже. Правда, не факт, что ваш запрос удовлетворят. В частности, ни один профессионал не скажет «делай так» на вопрос клиента «что делать?». Что делать – всегда ваш выбор и ваше решение. 

Есть несколько условных правил по поводу, как разговаривать с психологом:

  • максимально откровенно отвечать на вопросы;
  • не отвечать на вопросы, если есть сопротивление;
  • говорить все, что приходит в голову в ходе терапии;
  • сообщать психологу о том, что кажется неприятным;
  • выражать свои эмоции – радоваться, злиться, обижаться;
  • не стесняться просить о помощи или заявлять «я хочу…».

Как показывает практика, многих клиентов волнует не то, какие вопросы можно задать психологу или как с ним общаться, а то, насколько естественным можно быть в терапии. Сотрудничать с психологом – не значит быть «хорошим». Выражать агрессию, если есть необходимость – можно и нужно. Ни с психологом, ни с вами ничего плохого не случится, а вот подавление чувств – это чревато. 

Тот день, когда вы сообщите психологу «Меня бесят ваши слова» – не «роковой» для консультанта. Это сигнал, который, как минимум, подчеркивает, что терапевтический контакт, основанный на близости, случился. А еще говорит о том, что клиент созрел для того, чтобы позволить себе быть собой. 

Думайте не о том, как общаться с психологом, а как использовать себя и психолога. Для этого достаточно желания получить результат. Есть желание – будет результат

Не важно, что и как вы говорите. Важнее намерение что-то сделать с тем, о чем хотите сказать

Этика – не пустой звук

Самые главные этические принципы в работе любого психолога – «не навреди» и «не разгласи». Поэтому родители вполне могут рассчитывать на то, что их ребенку как максимум помогут, а как минимум не навредят, а также не будут рассказывать то, что не стоит рассказывать. И вот тут как раз и возникает вопрос о том, какую информацию психолог может передать дальше (учителям, администрации), а какую – нет. То, что часть информации будет передана, сомневаться не приходится.

Причин тому несколько. Когда вокруг ребенка складывается определенная ситуация, работает идея трехсторонней связи «ребенок-родитель-педагог». Часто администрация становится еще одной стороной. Но чтобы эта система работала и адекватная поддержка пришла со всех сторон, бывает нужно передать часть информации, например, от психолога учителю (результаты наблюдения или диагностики), от родителя учителю (о сложной жизненной ситуации, об особенностях подхода к воспитанию), от учителя к родителю, если у них есть сложности коммуникации.

Например, ученик стал замкнутым, хуже учится

Учителя не понимают, ученики реагируют по-разному, и неосторожное слово только ухудшает ситуацию. Психолог может поговорить с ребенком

И выяснится, что тот недавно пережил нападение одноклассников, о котором постыдился сообщить. Далее будет правильным сообщить родителям о такой ситуации, и проработать вместе с ними тему, что делать дальше. Сообщить нужно также классному руководителю класса и омбудсмену школы.

На всех этих этапах информация становится необходимым инструментом. И даже если родители потребуют не говорить ни учителям, ни омбудсмену, это будет невыполнимое требование. Можно, конечно, не называть имя пострадавшего, но опытные педагоги, как правило, способны сложить 2+2. И тут психолог подобен канатоходцу – ему нужно ухитриться сохранить доверие ребенка, контакт с родителями, но и действовать во благо остальных детей, чтобы пресечь школьный буллинг.

Иногда учителям полезно бывает сообщить информацию об особенностях ребенка, чтобы сохранить его мотивацию и предупредить неправильные выводы. К примеру, подростка с шизоидными чертами (замкнутого, трудно говорящего публично, не присоединяющегося к общим мероприятиям) часто принимают за лентяя. Вовремя и корректно поданная информация может помочь выстроить адекватный образ и подход – например, обходиться без вызовов к доске и без настояний участвовать в школьном КВН.

Но настоящий профессиональный психолог никогда не позволит себе «дружеский треп» с учителями или администрацией на тему личности ребенка или его семейной ситуации. Как правило, если какая-то информация была дана, специалист сможет полностью аргументировать, зачем это было сделано. Хотя тут, конечно, очень и очень тонкий канат, порой над пропастью.

Рекомендации для поступающих учиться на факультет психологии

Профессионализм не заканчивается на подготовке к экзаменам, и тем более после получения долгожданного заветного диплома. Мы расскажем о качествах и навыках психолога, важных при работе с пациентами. А также дадим список знаний, отличающих дилетанта от настоящего мастера.

Личностные качества специалиста

Качества психолога:

  1. Ответственность. Советы психолога могут оказать большое влияние на жизнь человека. И поэтому, нужно вырабатывать индивидуальный подход, давая конкретизированные наставления определенному клиенту. При этом, полностью осознавая, что за ошибки в консультировании будет отвечать психолог — ведь если быт клиента ухудшится, то виноват — именно специалист.

    Не всегда к этому можно подвести юридически, поэтому ответственность — как внутренне чувство — должно быть развито, как и нравственность.

  2. Эмоциональный интеллект. Сюда относится развитая эмпатия — умение чувствовать переживания собеседника. Плюс, умение слушать и понимать между строк — пациенты далеко не всегда прямо объясняют моменты своей биографии или проблемы, комплексы. Также важна тактичность и бережное отношение к чувствам человека, способность понять, почему его задевают те или иные проблемы.
  3. Пластичность психики и мировоззрения. Слушая собеседника, иногда проскакивает вопрос в голове: «Почему его вообще беспокоят такие пустяки?». В работе психолога подобные рассуждения недопустимы. Напротив, нужно иметь полностью входить в положение пациента, понимать его глубинные мотивы поведения, центральные потребности и интересы.
  4. Умение успокоить. Порой, в процессе рассказа, человек может сорваться на плач или наоборот — начать вести себя агрессивно. Задача психолога — ввести собеседника в стабильное, спокойное состояние разума. Сюда же можно добавить конфликтоусточивость — качество, полезное не только для психолога, но и для любого взрослого человека.

    Вместо настаивания на собственной точке зрения и подливания масла в огонь, специалист должен уметь ослабить напряженность и свести возникновение конфликта к минимуму.

  5. Коммуникабельность. И умение налаживать контакт. Позволяет найти общий язык, в некоторых случаях — подстроиться под собеседника. Вести диалог на понятном ему языке.
  6. Наблюдательность. Способность видеть, замечать изменение настроения в ходе консультации, закрытость, изменение в голосе или интонациях — и правильно их интерпретировать для себя.

Знания

В народе сформировалось мнение, что психолог — это просто некий собеседник, который не прочь поболтать об отношениях или другой проблеме клиента. При этом он будет давать советы а-ля из книжек по саморазвитию.

Тогда как профессионал — твердо подкован именно в научных и медицинских знаниях. Каких именно, описываем дальше:

Курс общей психологии. Преподается по направлению специальности, в педагогических вузах.

Нормальная физиология человека. И весьма важная под отрасль — физиология нервной деятельности. Вся информация посвящена мозгу, закономерностям взаимодействия инстинктов и сознания. Крайне важный, почти основной базис знаний для психолога.

Биохимия. Связана с веществами, которые функционируют в организме. Если вы наслышаны про серотонин, дофамин, адреналин — то догадываетесь о чем речь. Польза от понимания веществ и гормонов заключается в успешном назначении медикаментозного лечения.

Патофизиология. Изучает серьезные нарушения в работе внутренних органов и головного мозга, помогает в обнаружении и последующем лечении патологических изменений в организме.

Фармакология. Знакомая многим отрасль, занимающаяся классификацией лекарственных препаратов. В работе психолога имеет место быть назначение антидепрессантов и прочих седативных препаратов

Поэтому крайне важно знать перечень современных таблеток, помогающих при заболеваниях и расстройствах. Педагогика

Особенно ценный предмет для детских или школьных психологов

Педагогика. Особенно ценный предмет для детских или школьных психологов

Позволяет проявить закономерности поведения, психического развития ребенка.

Для получения этих знаний рекомендуется специальная психологическая научная литература, учебники.

В них, пусть и сложным языком, но изложены важные данные, найти которые в научпопе и книгах по популярной психологии невозможно.

Обязанности школьного психолога

Педагог-психолог в школе — это специалист, который проводит психологическую работу с учащимися школы как на личностном уровне, так и на уровне коллектива. Другими словами, этот педагог может выявить индивидуальные проблемы ученика и помочь преодолеть конфликт со сверстниками или преподавателями. Кроме того, педагог-психолог общается с родителями и может проводить работу с педагогами, помогая им находить решения сложных педагогических задач или справляться с профессиональным выгоранием. Впрочем, главный фокус внимания этого специалиста всегда направлен на детей. В обязанности школьного психолога входят психодиагностика, психокоррекция, психоконсультирование, психопросвещение и психопрофилактика. 

Психодиагностика позволяет выявить нарушения или особенности, требующие коррекции. Проводится она планово, а также при приеме в школу новых детей. Особенно важна психодиагностика при приеме детей в первый класс: на этом этапе педагог-психолог может обнаружить не только проблемы психологического характера (агрессивность, тревожность, отсутствие мотивации), но и требующие коррекции проблемы с обучаемостью, дислексию, дисграфию, дискалькулию и пр. На специалиста возложена огромная ответственность, так как чем раньше ребенок с подобными проблемами начнет работу с дефектологом, тем более вероятно, что эти трудности удастся легко преодолеть. Психодиагностика может проводиться как индивидуально, так и в группе с помощью игр, тренингов, тестирований, творческих заданий.

Психокоррекция — это последовательная деятельность, во время которой психолог помогает учащимся работать над проблемами, выявленными в процессе психодиагностики, и развивать навыки, которые нужны для успешного продолжения учебы.

Психоконсультирование — это индивидуальная или групповая работа, помогающая улучшать и стабилизировать эмоциональное состояние детей и взрослых. Его особенность в том, что оно может оказаться очень полезным для всех школьников, в том числе для тех, у кого не было выявлено каких-либо ярких психологических проблем или особенностей развития. Групповое психологическое консультирование может проходить регулярно во время классных часов и других организованных мероприятий. В частном порядке школьный психолог может консультировать всех учеников и педагогов школы. 

Психопросвещение и психопрофилактика предполагают регулярную плановую работу с детьми, направленную на предотвращение вредного влияния различных тенденций, связанных с взрослением. К примеру, педагог-психолог может проводить с детьми беседы о вреде курения, алкоголя и наркотических веществ. Как правило, именно специалист данного профиля обладает наибольшей компетенцией, чтобы выявлять признаки суицидального поведения у подростков, разговаривать с детьми об особенностях полового взросления и зарождения сексуальности, поднимать любые острые и щепетильные темы, замалчивание которых может обходиться слишком дорого.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector