Психологическое консультирование: этапы, виды, техники

Виды консалтинга

Классификация консалтинга не унифицирована, поэтому можно столкнуться с разными методами систематизации. Но самые популярные варианты — разделение консалтинга по предмету, по методу или по направлению.

По предмету

Общий, или управленческий консалтинг. Цель состоит в выявлении факторов, которые мешают развитию компании, и поиске решений для устранения этих факторов. В данном случае исследуют всё, что не относится к производственному или финансовому консалтингу. Такой тип консультирования нужен при наличии проблемы, которую компания не может найти самостоятельно, или для определения возможных проблем в будущем. Также к общему консалтингу обращаются, если потенциал компании реализован не полностью.

Производственный. Применяют для улучшения производства. Исследуют всё, что касается изготовления или реализации продукции — технические возможности, логистику, кадровую ситуацию.

Финансовый. Задача консультанта — отследить денежные потоки, определить способы экономии, спрогнозировать варианты инвестиций. Исследуют всё, что касается внешнего и внутреннего оборота денег.

По методу

Экспертный. Специалиста с опытом в нужной сфере привлекают для поиска проблемы и разработки ее решения. Он анализирует ситуацию, расписывает план действий. На этом его работа завершается.

Процессный. Консультант проводит анализ проблемы и совместно с представителями компании ищет решение. В этом случае специалист не просто разрабатывает порядок действий, но и помогает его реализовать. Чаще всего процессный консалтинг предполагает долгосрочное сопровождение.

Обучающий. Консультант ищет решение, помогает с его внедрением, а также занимается обучением персонала. Цель состоит в повышении квалификации сотрудников или обучении их необходимым методам работы.

По направлению

При этом способе классификации выделяют основные направления, или предметные области, которые чаще всего встречаются в практике частных консультантов и консалтинговых компаний. Наиболее известный вариант — классификация FEACO (Европейская Федерация Ассоциаций Консультантов по Организации Производства).

FEACO объединяет ассоциации консультантов по экономике и управлению 21 европейской страны по принципу «одна страна — одна ассоциация» и представляет более 3 600 консалтинговых компаний.

Всего по принятой классификации насчитывают 84 вида предметных областей консалтинга, для удобства систематизированных по следующим разделам:

  • Общие направления. Сюда относят определение эффективности системы управления, оценку бизнеса, вопросы слияния и приобретения, развитие компании, совершенствование организационной структуры, стратегическое планирование.
  • Администрирование. В этой категории исследуют всё, что связано с администрированием офиса, управлением отделами, планированием рабочего пространства, регулированием рисков, обеспечением безопасности.
  • Финансовое управление. Включает исследование систем учёта, финансовых оборотов, вопросов увеличения прибыли и доходов, налогообложения, себестоимости.
  • Управление кадрами. Это культура корпорации, обучение менеджменту, поиск и отбор кадров, вопросы мотивации и поощрения.
  • Маркетинг. К данной категории причисляют сферу рекламы и сбыта, дизайна, исследований рынка, ценообразования, розничных продаж, отношений с общественностью и маркетинга в разных его проявлениях.
  • Производство. Это автоматизация, промышленный инжиниринг, управление производством, закупки, использование оборудования, контроль качества, упаковка и прочие производственные вопросы.
  • Информационные технологии. В этот раздел входят сферы, которые касаются автоматизированных систем управления, административных и информационно-поисковых систем, проектирования, разработки и установки систем.
  • Специализированные услуги. Сюда входят такие виды консалтинга, как юридический, экологический, информационный, инженерный, телекоммуникационный и прочие варианты, которые требуют узконаправленной специализации эксперта.

Порядок и стоимость

Этапы психологического консультирования в большинстве случаев укладываются в следующую схему:

  • знакомство, налаживание контакта, начало прояснения ситуации;
  • беседа или активное слушание, формирование гипотез о корне проблемы;
  • воздействие на пациента с целью разрешения проблемы;
  • завершение консультации, выводы.

В центре психологического консультирования «Стандарт Эксперт» прием ведут профессиональные психологи с большим опытом работы в данной сфере. Стоимость одной консультации составляет 4 тысячи рублей при индивидуальной работе или 5 тысяч рублей при работе с семьей до трех человек.

Мы также проводим судебно-психологические консультации для суда с предоставлением официального заключения. Стоимость данной услуги несколько выше обычной консультации из-за необходимости соблюдения строгих норм проведения экспертизы.

Общий обзор методов и приемов

На взгляд человека непосвященного, консультативная беседа мало отличается от обычного разговора двух людей о жизни, семье, работе. Однако содержательная ткань беседы в рамках психологического консультирования соткана из определенных приемов и техник.

Начинается психологическое консультирование с диагностической беседы, в ходе которой практический психолог диагностирует не только затруднения обратившегося, но и его индивидуальные особенности (психическое состояние, свойства личности, психические процессы)

Консультирование можно начинать с рассказа клиента на любую тему, обращая внимание на содержание рассказа, манеру изложения, расставленные акценты, настроение. Если у консультируемого нет конкретно сформулированных затруднений, а обнаруживается неудовлетворенность настроением, необходимо в беседе затронуть темы семьи, работы, друзей, любовную сферу

По поведению и отношению к этим вопросам можно установить сферу затруднений. Помочь клиенту начать рассказ о себе можно репликами: «Слушаю вас внимательно», «Расскажите, что вас привело к нам….»

Иногда наблюдается сопротивление консультированию. Тогда клиенту объясняют, что такое психологическое консультирование, на что он может рассчитывать, обращаясь за помощью. А в случае его скептических вопросов типа: «А вы уверены, что сможете помочь?» — лучше не вступать в прения, не гарантировать 100%-ный результат, а ограничиться предложением: «Давайте попробуем».

По мнению В. В. Столина , спонтанно высказанные жалобы клиента делятся на:

— субъективные (на кого жалуется),

— объективные (на что жалуется).

Субъективных жалоб пять. Это жалобы на ребенка (поведение, развитие, здоровье), на семью (все в целом плохо), на супруга, на самого себя (характер, способности), на третьих лиц.

Виды объективных жалоб: на психосоматическое здоровье (страхи, фобии), на ролевое поведение, на психологическую ситуацию (трудности в общении), на объективные обстоятельства (трудности с жильем, работой).

В процессе диагностической беседы можно использовать методику Розенцвейга, цветовой тест Люшера. Введение в беседу любого тестового материала увеличивает доверие к психологу, стимулирует предметность собеседования.

Итак, проблема определена, необходимо перебрать варианты решения проблемной ситуации. В ходе перебора гипотез происходит их оценка, сравнение альтернативных решений. Обсуждая их с клиентом, психолог должен помнить, что приемлемое для него лично решение не обязательно является таковым для клиента.

3ачастую объективные, на первый взгляд, проблемы являются прямым следствием особенностей характера клиента, поэтому одним из этапов индивидуального консультирования будет коррекционный этап. Его цель — создание нового взгляда на себя, окружающий мир, гармонизация личности.

3аканчивается консультация подведением итогов, оценкой эффективности работы психолога. Чтобы сделать это, конкретных стандартных форм не существует. Наверное, психологу целесообразно кратко повторить, к какому именно решению пришел клиент с помощью психолога. Иногда стоит сказать несколько поддерживающих, ободряющих фраз: «Я уверен, что вы с этим справитесь» — и т. д.

Работая с каждым клиентом, практический психолог создает программу, в которой он расписывает этапы консультирования, цели и задачи каждого этапа, стратегию и тактику, методику работы, необходимые материалы, требования, предъявляемые к участникам программы. Психолог определяет частоту необходимых встреч (ежедневно, 1-2 раза в неделю). На завершающей психологической консультации, прощаясь с клиентом, если есть такая возможность, можно подарить ему видеокассету с записью консультирования. После завершения работы с клиентом желательно осуществлять контроль и наблюдение за клиентом в течение 1-2 месяцев.

Частыми мотивами обращения за психологической консультацией являются: трудности в общении, стресс при потере и поиске работы, фобии, депрессивные, кризисные состояния, семейные проблемы, конфликты на производстве.

При работе с этими проблемами используют самые разнообразные направления и методики, но такие направления в психокоррекционной и психотерапевтической практике, как психоанализ, трансактный анализ, логотерапия, гештальттерапия, НЛП являются приоритетными.

Психология семьи и семейное консультирование

Курс нацелен на формирование представлений у слушателей о структуре семейной системы, закономерностях развития семьи и направлениях психологической помощи семье в ситуациях нормативных и ненормативных кризисов.

Подробно изучаются:

  • психологические закономерности развития семьи
  • характеристика основных подходов семейного консультирования
  • основные принципы и правила семейного консультирования
  • методы и приемы работы в семейном консультировании
  • психологическая диагностика семейной системы как основа для консультативной работы
  • ненормативные кризисы семьи и семейное консультирование в кризисы
  • коммуникационная модель консультирования семьи
  • работа с семьей в рамках семейного консультирования

Определение

Консультация – что такое? Это советы, которые предоставляет специалист гражданам. Например, для их получения можно обратиться к психологу, юристу или дизайнеру. Такие услуги могут быть как платными, так и бесплатными. Их предоставляют как в частном порядке, так и организациям. Консультация позволяет решить многие вопросы.

Советы предоставляются и в образовательной области, к примеру, для разъяснения материала. Консультации проводит учитель для того, чтобы учащиеся лучше усвоили материал, а также подготовились к экзаменам.

Изначально слово «консультация» относилось к научной сфере. Например, оно использовалось для обозначения мероприятия, которое предполагает обсуждение какого-либо вопроса. На сегодняшний день намного шире понятие «консультация». Что такое она сейчас? Это может быть организация по оказанию профессиональных услуг. Например, психологическая помощь, когда людям даются советы для восстановления душевного состояния.

Условия результативности консультаций у психолога

Специфика психологического консультирования состоит в том, что оно становится действенным, если сочетаются ряд факторов:

Специалисты рассматривают проблему всесторонне, не делают акцент на решении сиюминутных задач, которое чаще всего имеет временный эффект. Психолог должен ориентироваться на разрешение глубоких внутренних конфликтов.
Квалификация консультантов позволяет создать атмосферу доверия и установить отношения, которые позволяют получить всю требуемую информацию о проблемах и внутреннем мире клиента, использовать методы воздействия, которые требуются для достижения нужного результата.
Обратившийся за помощью человек ведет себя благоразумно и дисциплинированно: посещает все встречи, выполняет самостоятельную работу в нужном объеме, выдает достоверную информацию о своих состояниях.
Методики воздействия и структура консультации построены в расчете на индивидуальные особенности личности клиента.
Психолог не в состоянии выполнить работу за клиента

Поэтому мотивировочная часть остается наиболее важной для всей консультационной работы.

Какова длительность психологической помощи?

Длительность психологической помощи может быть различной: от разовой консультации до 10-15 встреч. В данном случае речь идет о психологическом консультировании. В случае, если существующие психологические проблемы требуют более длительной работы, психолог может порекомендовать вам пройти курс психотерапии (продолжительность краткосрочной психотерапии 15-30 сеансов, продолжительность длительной психотерапии — от 30 до нескольких сотен сеансов). Впрочем, среди профессионалов в области психологической и психотерапевтической помощи существуют расхождения в представлениях по этому поводу. Кто-то, регулярно встречаясь с клиентом на протяжении нескольких лет, считает, что занимается психологическим консультированием, кто-то, единственную встречу называет психотерапией.

Когнитивная психотерапия: как ваше мышление влияет на вашу жизнь

Когнитивная психотерапия базируется на идее того, что все психологические проблемы возникают у человека в следствие неверного мышления.
Одним из основателей данного направления является Джордж Армитаж Миллер.

Данное направление будет полезно, если Вы хотите исследовать свои убеждения, их истоки, проявления, их влияния на вашу жизнь и
взаимоотношения с другими людьми. В данном случае не идет речи о том, что есть «правильное» и «неправильное» мышление, а акцент делается
на том, как мышление данного человека определяет его восприятие и оказывает влияние на его поведение и жизнь.

Виды консультирования

Чаще всего, оказавшись на приеме, человек не представляет действительных причин своих трудностей. Психолог-консультант помогает ему прояснить ситуацию, осознать положение во всех взаимосвязях.

В зависимости от характера трудностей и особенностей клиента, консультирование возможно в разных формах:

  1. Производственное. Направлено на мотивацию персонала, повышение эффективности управления, устранение конфликтов и улучшение взаимодействий в трудовом коллективе.
  2. Профессиональное. Относится к вопросам профориентации. Оценки предрасположенности субъекта к тому или другому роду деятельности, наличие у него необходимых качеств.
  3. Семейное. Сюда входят вопросы отношений в добрачный период, работа с парами во время совместной жизни, помощь в ситуации развода. К специалисту могут обратиться родители по проблемам с детьми, супруги, не нашедшие взаимопонимания с родственниками жены или мужа.
  4. Личностное. Индивидуальные интимные вопросы – сложности во взаимодействии с окружающими, межличностные конфликты, повышенная тревожность, потеря смысла жизни.

По другим признакам можно дополнительно выделить следующие типы консультирования:

  • заочное (дистанционное) и контактное (очное);
  • групповое и индивидуальное;
  • психолого-педагогическое и деловое;
  • проблемное и кризисное.

Техники психологического консультирования

Техники психологического консультирования неразрывно связаны с его этапами. Рассмотрим этапы консультирования в психологии и применяемые во время каждого из них техники.

Первый из этапов психологического консультирования — встреча клиента и психолога. Во время первого сеанса используются следующие техники:

  1. Приветствие. Во время приветствия консультант пользуется стандартными фразами, означающими его расположение и открытость: «Рад вас видеть», «Приятно познакомиться» и т. д.
  2. Проведение клиента на место. Консультант ведет посетителя, указывая ему путь и приглашая в кабинет впереди себя.
  3. Установление положительного настроя. В психологическом консультировании для этого используются как активные, так и пассивные методы. К пассивным методам относится приятный внешний вид консультанта, кабинета, доброжелательное выражение лица, соблюдение этикета и зоны общения. Активные методы означают непосредственное подбадривание или иное позитивное воздействие на клиента при помощи слов или действий.
  4. Освобождение от психологических барьеров. Для клиента вполне естественным является ощущать волнение перед первым посещением психолога, и сквозь это волнение не всегда могут пройти истинные мысли и чувства клиента. Чтобы снять психологические барьеры, может понадобиться не один сеанс. Однако облегчить этот процесс можно при помощи свободной беседы, располагающей музыки и других приемов.

Второй этап посвящен сбору информации о клиенте и его проблеме. Он включает в себя следующие методы психологического консультирования:

  1. Диагностика личности клиента складывается из совокупности наблюдения, беседы и интервью. Наблюдение происходит в пассивном режиме на протяжении всего сеанса общения. Консультант отмечает особенности поведения, жестикуляции, разговора клиента. Беседа течет в свободном режиме и позволяет настроить клиента на «говорение», на свободное высказывание своих мыслей. Интервью отличается от беседы тем, что консультант практически не занимает в нем активной позиции, а только лишь задает вопросы. Кроме того, в отличие от свободно текущей беседы, вопросы в интервью составлены целенаправленно и должны подводить разговор к определенной мысли.
  2. Прояснение сути проблемы производится при помощи двух техник — диалога и активного слушания. Во время диалога консультант активно подводит клиента к раскрытию его глубинных переживаний. Если же клиент уже морально готов и сам рассказывает о том, что его беспокоит — применяется техника активного слушания. В ее ходе психолог, не перебивая, слушает клиента, показывая ему, что он включен в разговор, кивая, перефразируя и задавая уточняющие вопросы.

Третий этап — составление стратегии преодоления трудностей клиента. Его можно условно разделить на три ступени, каждая из которых подразумевает применение особых техник:

  • Определение возможных выходов из проблемной ситуации. С этой целью используются такие техники, как совет, информирование, убеждение и разъяснение. Следует отметить, что «совет» следует понимать условно — клиент не должен принимать данную психологом рекомендацию на веру. Она должна подробно обсуждаться в ходе совместной дискуссии, в результате чего клиент должен выдвинуть свой вариант решения ситуации.
  • Координирование плана действий. На этом этапе клиенту предстоит совместно с психологом разработать план реализации того варианта, который был подобран на предыдущем этапе. Для этого используются техники поиска множественных решений, конкретизация ожиданий, стимулирующие вопросы и установление последовательности решений.

Таким образом, в ходе разрешения психологических трудностей клиента используются различные техники. Не существует универсальной схемы, которая поможет справиться с проблемой любому клиенту — мастерство консультанта заключается во владении широким спектром психологических инструментов и виртуозном подборе необходимой техники в каждой конкретной ситуации.

Консультационная работа

Как только все вопросы и условия будут определены и приняты, начинается непосредственно консультационная работа. Используемые методы и техники зависят от проблемы, ее остроты, актуальности:

  • В процессе может использоваться арт-терапия, драматерапия, нарративная практика. Эти способы актуальны для выяснения глубинных проблем и их безболезненного разрешения.
  • Применяется беседа, обсуждение позиций разных сторон в конфликтах.
  • В работе с проблемным поведением, агрессией отрабатываются новые способы реагирования на сложные ситуации.
  • При страхах, неуверенности в себе, тревожности актуально разобраться с прошлым клиента – какие отношения складывались с родителями, были ли сложности с адаптацией.
  • При проблемах во взаимоотношениях в семье, со сверстниками, коллегами могут применяться групповые тренинги, семейные консультации.
  • Вопросы смысла жизни эффективно обсуждать с позиций экзистенциальной терапии.

Сбор необходимой информации

На втором этапе психолог приступает к сбору информации, которая поможет ему понять ребенка и его проблемы. Психолог должен сосредоточиться на том, что больше всего беспокоит ребенка (подростка) в данный момент.

Психолог собирает информацию о проблеме ребенка с помощью различных методов, наиболее эффективным из которых является художественный метод, включающий обязательные дополнительные вопросы на основе рисунков или творческих композиций, выполненных ребенком из различных материалов. Художественные методики также помогают психологу оценить эффективность К и изучить динамику поведения ребенка, его взаимоотношения с родителями, сверстниками и социальным окружением.

Информация о проблеме подростка собирается в ходе интервью. Во время интервью психолог использует вопросы и высказывания, основанные на возрасте и интеллектуальном потенциале подростка. Аффирмации подростка объясняют или выявляют некоторые проблемы и вопросы, а вопросы раскрывают его внутриличностный опыт. На этапе сбора информации о проблеме психолог формулирует рабочую гипотезу, которая существенно определяет суть задаваемых психологом вопросов. Традиционно в процессе психологического консультирования выделяются четыре группы вопросов: линейные, циркулярные, стратегические и рефлексивные.

Основным параметром для различения вопросов является континуум локуса изменения за вопросом. На одном полюсе этого континуума находится преимущественно предварительная (диагностическая) цель, а на другом — вмешательство, обеспечивающее достижение перемен в подростке или семье. Вторая основная ось дифференциации вопросов связана с изменением предположений о содержании психических явлений. Тогда один полюс будет преимущественно линейными (причинно-следственными) целями, а другой — круговыми (системными) целями. психологическая консультация деструктивного поведения.

Большинство интервью в индивидуальной психологической С. подростков с расстройствами поведения обычно начинаются с линейных вопросов, которые ориентируют психолога на ситуацию подростка и помогают выяснить конкретную причину проблемы. Например, «Как вы можете объяснить возникновение проблемы?», «Почему эта проблема возникла сейчас?».

Циркулярные вопросы основаны на круговой природе психических явлений. Они сформулированы для оценки цепочки взаимодействия до, во время и после проблемного поведения подростка. Мотивом круглых вопросов является исследование-просветление. Предполагается, что одно явление каким-то образом связано с другим: «Какая проблема беспокоит вас сейчас?», «Кто еще беспокоится об этом?».

Целью стратегических вопросов является коррекция поведения подростка. Задавая стратегические вопросы, психолог пытается заставить подростка измениться. Психолог занимает директивную позицию, но косвенно спрашивает, например: «Что ты решил делать?», «Какое решение ты принял, когда твои родители удерживали у тебя деньги, сотовый телефон и компьютер?».

Отражательные вопросы направлены на изучение системы убеждений, которая лежит в основе проблемы и способствует личностному росту подростка. Например, «Когда вы начали думать таким образом?», «Кто еще знает, кто реагирует на проблемы подобным образом?». В рефлексивной группе также есть вопросы, которые помогают отделить проблему от личности подростка. Эти вопросы ориентируют подростка на то, что он может преодолеть трудности, которые он испытывает в данный момент, и дать ему решимость преодолеть их. Например, «Как развиваются между вами проблемы? «и так далее.

Например, психолог может задавать ориентированные на будущее, рефлексивные вопросы, так называемые гипотетические вопросы: «Как вы думаете, могут ли ваши родители беспокоиться о вашем возможном употреблении алкоголя или наркотиков? Они боятся даже упоминать о своих страхах, потому что полагают, что это может вас оскорбить?»

Язык психолога имеет большое значение при проведении психологической К. с детьми и подростками. Следует помнить, что не все фразы и выражения взрослого языка могут быть понятны ребенку, поэтому необходимо учитывать возраст, пол, социальные условия, этническое происхождение, культурный и интеллектуальный уровень ребенка.

В процессе К

детей и подростков очень важно правильно задать вопрос. Умение задавать вопросы является необходимым профессиональным навыком психолога

Выделяются следующие недостатки и ограничения телефонного психологического консультирования

  • Помехи и шум, возникающие в результате некачественного общения, которые мешают и отвлекают от продуктивной терапевтической беседы;
  • неспособность консультанта использовать невербальные каналы восприятия и передачи информации для установления раппорта
  • возможность прервать разговор в любой момент является ограничением для консультанта
  • невозможность использования консультантом техники молчания, поскольку она может повысить уровень тревожности клиента;
  • Молчание клиента также считается негативным явлением, поскольку консультант не знает о состоянии клиента в это время из-за отсутствия невербального канала передачи информации.

Проблема эффективности телефонного консультирования представляет собой спектр задач, направленных на выяснение причин и условий, а также оценку эффективности работы телефонного консультанта.

Выделяют следующие условия для успешного процесса телефонного консультирования:

  • Консультант должен чувствовать внутренний интерес, тепло и принятие звонящего;
  • консультант должен дать собеседнику почувствовать свое заинтересованное и принимающее отношение, через которое он начинает принимать себя, переживать ощущение собственной ценности;
  • консультант должен обладать высоким уровнем профессионализма в области телефонного консультирования, что предполагает наличие у него/нее необходимых знаний, навыков и личностных качеств для данного вида консультирования
  • Приемлемая внешняя среда консультирования, которая включает следующее.
  • Хорошее качество связи;
  • комфортные условия для работы консультанта.

Оценка эффективности интервью ограничивается обстановкой самого интервью.

Выделяют следующие ограничения психологического интервью по телефону.

  • Невозможность поставить полный диагноз;
  • Трудность отслеживания изменений в состоянии клиента в течение достаточно длительного периода времени от начального уровня, т.е. эмоционального состояния клиента в начале консультационной сессии, до конечного уровня, когда консультационная сессия уже завершена, что включает в себя следующее.
  • Эмоциональное состояние клиента;
  • Степень осознания клиентом своей проблемы;
  • Возможность планирования и оценки действий, которые потенциально могут привести к выходу из ситуации, проблемы или личного кризиса;
  • степень приспособленности в целом.

Оценка эффективности деятельности консультанта телефона доверия может быть проведена следующими способами.

  • Благодаря использованию объективных инструментов мониторинга, включая:
  • Прямое прослушивание на параллельной прямой;
  • Прослушивание и анализ записей (метод экспертной оценки);
  • надзор,
  • супервизия, целью которой является улучшение личных навыков консультанта и качества работы
  • качество услуг, чтобы бенефициар получал наилучшую помощь.

Надзор может осуществляться следующими способами:

  • Дисциплинированная самооценка;
  • Наблюдение за работой консультанта со стороны опытного супервайзера;
  • Наблюдение и оценка работы руководителем группы в случае
  • Наблюдение со стороны руководителя группы при использовании групповой формы супервизии.

Знакомство и установление доверия

Фото автора Alex Green: Pexels

Первый этап психологического консультирования направлен на установление контакта между психологом и человеком, нуждающимся в поддержке или помощи. Контакт этот должен быть доверительным, таким, чтобы позволил снять у клиента страхи, напряжение, открыться психологу.

Любая консультационная работа начинается с запроса. Ты звонишь или пишешь консультанту, представляешься, записываешься на прием, возможно, вкратце озвучиваешь проблему. То, как тебя приняли на этом этапе, какое создалось впечатление, уже может настроить тебя на дальнейшее сотрудничество или, наоборот, заставит искать помощи в другом месте.

Кстати, не ты одна переживаешь перед встречей с психологом. В ожидании тебя он также много времени проводит, размышляя, какой будет консультация, сможет ли он тебе помочь.

Непосредственное знакомство происходит во время первой встречи. Ты видишь глаза человека, его улыбку, поведение. Чувствуешь, что сейчас он занят только тобой, отключил звонки, мессенджеры, компьютер. Его взгляд, тело направлено на тебя. Возможно, он повторяет за тобой некоторые фразы, уточняет моменты, иногда шутит или пытается сделать так, чтобы ты расслабилась.

И ты действительно чувствуешь, что тебя слушают и стараются понять. Это – основное чувство, которое, как ключик, открывает дверь доверию.

В настоящее время много консультаций проводится онлайн. Из-за этого коммуникация может быть более бедной – исчезнет часть жестов, движений. Однако благодаря принципам активного, эмпатийного слушания, поведению психолога ты все равно будешь чувствовать, что ему можно доверять.

Похожие термины:

person-centred counseling) – подход к консультированию, позволяющий клиенту ощутить собственную значимость. Клиент-центрированное консультирование основано на работе Карла Роджерса, который в 1950-х гг. предл

медицинская услуга по предоставлению информации потенциальным родителям о вероятности зачатия ребенка с физическими или психическими недостатками. На генетическое консультирование направляют

person-centred counselling) — подход к консультированию, впервые внедренный Карлом Роджерсом в 1930—1940-х гг. Расценивает пациента с точки зрения центра терапевтических отношений. По мнению Роджерса, психоанал

councelling), руководство в форме общения, а не к.-л. конкретной терапии

Консультанты могут предлагать возможные решения и предостерегать от потенциальных опасностей, но чаще помогают тем, кто к ним обр

Консультирование занимает важное место в социальной работе
Так, автор одного из практических руководств по практике социальной работы, изданного Британской ассоциацией социальных работников в

Вид социальной помощи, в которой особое внимание уделяется психологическим аспектам трудной жизненной ситуации клиента, и воздействие осуществляется не только на личность клиента, но и на его со

целенаправленное психологич. воздействие на семью и ее членов с целью восстановления, оптимизации ее функционирования и совершенствования отношений между ее членами, создания благоприятных вну

технология оказания социальной помощи путем целенаправленного информационного воздействия на человека или малую группу по поводу их социализации, восстановления и оптимизации социальных функц

разновидность профессиональной деятельности по совершенствованию управления, центральным звеном к-рой является экспертная помощь руководителям в решении проблем управления организационными с

Electronic consultation Син
англ.: e-Consultation, eConsultation, Online consultation Форма обеспечения участия граждан в процессах государственного управления, при которой орган власти взаимодействует с гражданами с помощью ИКТ

(ИПК) – вид инновационного консультирования, разработанного в 1980-е В.С

Дудченко. В его основе инновационно-проектный метод – технология подготовки и реализации проектов по созданию процессно-ори

(КМ) — социально ориентированное управленческое консультирование муниципального развития, которое стремится найти и реализовать управленческое решение, удовлетворяющее целому ряду социальных у

Секта (лат. secta — школа, учение, от лат. sequor — следую) — термин, который используется для обозначения религиозной группы, отклонившейся от основного религиозного направления и возглавляемой новым

анализ эффективности организационно-функционального строения организации; оценка кадрового состава организации, выявление кадрового резерва; прогноз потребности в персонале; анализ эффективно

помощь специалистам по управлению персоналом и руководителям организаций со стороны внешних специализированных фирм по проблемам управления персоналом. Консультирование может осуществляться

Завершение

Идеальный итог психологического консультирования – полностью счастливый, свободный от проблем и готовый к новой жизни клиент. Чтобы хотя бы приблизиться к такому идеалу, в рамках консультационного процесса нужно формулировать промежуточные результаты.

Такой подход позволяет вовремя внести корректировки в процесс консультирования, выявить актуальные проблемы, уточнить многие вопросы, изменить тактику работы.

Этапы психологической консультации – шаги, совершая которые, человек в сотрудничестве с психологом решает внутренние проблемы, приходит к ощущению благополучия, успешности.

Основы психотерапии

Курс формирует общее представление о психотерапии и учит использованию основных подходов и понятий психотерапии в профессиональной деятельности практического психолога.

Подробно рассматриваются:

  • основные направления современной психотерапии
  • директивные и не директивные методы психотерапии
  • поведенческая психотерапия (бихевиоризм)
  • психоаналитическая психотерапия
  • экзистенциально-гуманистическая психотерапия
  • телесно-ориентированная психотерапия
  • групповая и семейная психотерапия
  • трансактный анализ
  • нейролингвистическое программирование
  • когнитивная психотерапия
  • патогенетическая психотерапия
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector