Что такое рефлексия в психологии?

Виды рефлексии

Процесс рефлексии делится на различные классы, каждый из которых имеет определенные характеристики:

  • Личная рефлексия.Человек познает себя.Он пытается оценить свои возможности, собственный образ жизни и привычки;думает о том, как к нему относятся другие;о том, каков мир, в котором он живет, и о людях рядом.

  • Коммуникативная рефлексия. Это оценка без приукрашивания, скорее, с критикой, своего поведения и рефлексов, а также изучение окружающей среды. С помощью этой рефлексии человек понимает, как ему следует вести себя в обществе.

  • Интеллектуальное размышление. Используется, когда мы пытаемся найти решение проблемы. Для этого необходимо продумать правильные шаги. Мы мысленно возвращаемся к ситуации и анализируем ее. С помощью этих действий мы находим выход из сложных обстоятельств.

Отражение также отличается в зависимости от временных интервалов:

  • Событийный, или ситуационный. Человек анализирует проблему, проводит рефлексию исполнения.

  • Ретроспективный, взгляд в прошлое. Человек анализирует ситуацию, которая произошла с ним ранее, и думает о том, правильно ли он поступил тогда.

  • Перспектива, взгляд в будущее.На основе анализа собственного поведения человек предполагает, как ему действовать в будущем.

Кроме того, вы можете выбрать один из следующих типов отражения:

  • Размышление о социальных вопросах происходит, когда человек берет на себя роль другого человека, наблюдая за тем, как этот другой человек подошел к ситуации. Затем он пытается понять, чем они руководствовались, принимая те или иные решения. Этот тип рефлексии известен как «внутреннее предательство».

  • Говорящая рефлексия.С ее помощью анализируются и изучаются знания.Научная рефлексия помогает построить различные теории, понять, по каким законам происходят те или иные процессы, существуют способы достижения желаемого результата, собираются мнения разных людей.

Все размышления следуют одному и тому же процессу. Их подпитывает желание понять закономерности, причины и основные характеристики событий, явлений, действий и т.д. Развить такую способность и научиться пользоваться может каждый.

Как проявляется рефлексия

Специалисты считают, что новорожденные, младенцы не способны к рефлексии. Правда это или нет, но важно понять, когда человек становится рефлексирующим. Мир младенца вращается вокруг того, чем он является в настоящее время; однако ребенок начинает размышлять о своем окружении, когда ему исполняется три года. В результате ребенок учится в играх, адаптируется к большому миру, знакомится с новыми людьми и взаимодействует с членами семьи. На основе правил, установленных в семье и в других ситуациях, ребенок начинает анализировать как собственное поведение, так и поведение других людей. Равняясь на образец, который он наблюдает, например, за родителями или другими родственниками.

Психологи пришли к выводу, что в детском, юношеском и молодом возрасте уровень рефлексии достигает своего пика. Они объясняют это положение тем, что именно до 28-30 лет человек находится в самом быстром жизненном ритме, он формируется как личность, получает жизненно важные знания и навыки в больших объемах.

Умеренное и осознанное размышление проявляется во многих моментах нашей жизни, например:

Строить логические цепочки, определяя взаимосвязи между действиями и их последствиями.

Планирование обучения, распределение личного и рабочего времени.

Развитие логики, критического мышления, креативности

Способность решать сложные проблемы различного характера.

Формирование характера личности

Естественно, рефлексия на каждом возрастном этапе проявляется в различных сферах жизнедеятельности, а также ее глубина и уровень сознания. Стоит подчеркнуть, что у двух людей одного возраста уровень рефлексии может быть разным. Он зависит вовсе не от возраста, а скорее от опыта, полученных знаний и желания познавать окружающий мир внутри себя.

Рефлексия или самосознание?

Эти два понятия тесно связаны друг с другом, и их часто путают.На самом деле между ними есть существенная разница.Самосознание — это понимание и осознание субъектом собственных мыслей, чувств, поступков, социального статуса, интересов и мотивов поведения.Самосознание приходит через:

  • культуру (духовную, материальную);
  • ощущение собственного тела (каких-либо действий);
  • формулирование обществом норм поведения, правил, этики;
  • взаимодействие и взаимоотношение с окружающими людьми.

С помощью самосознания человек постоянно меняется, улучшая или ухудшая врожденные и приобретенные качества.Сама жизнь учит человека с самосознанием осуществлять самоконтроль и саморегуляцию.Благодаря этому разумный человек способен брать на себя ответственность за собственные действия и полученные результаты.

Размышление с точки зрения различных позиций.

Рефлексия, что это такое

Рефлексия — слово латинского происхождения, оно переводится как «обращение назад». Чтобы понять, что такое рефлексия в психологии, нужно знать следующие определения: «самоанализ», «независимость», «уверенность в себе», «самонаблюдение».Эти слова являются синонимами рефлексивности.

Определение рефлексии в психологии — это сочетание результатов размышлений человека о собственной личности и ее оценки через механизмы общения.Без общества нет рефлексии.Уровни самонаблюдения многогранны: от обычного, простого самосознания до глубокой уверенности в себе, с размышлениями о смысле бытия, нравственности жизни.

Ученые, изучавшие рефлексию

Рефлекторными могут стать любые человеческие проявления сознательной деятельности: мысли, поступки, мотивы, чувства, эмоции. Но рефлексами они становятся только при условии собственного сознания:

  • ощущения, касающиеся личных чувств;
  • размышления о собственных мыслях, поступках;
  • воображение, которое затрагивает то, что некто (сама личность или окружающие) нафантазировали (навоображали).

Только рефлексируя над собственным сознанием, человек создает индивидуальное понимание соизмеримости с реальным миром, воспринимая себя и реальность, как единое целое. Такое рефлексивное сопоставление и позволяет субъекту действовать в жизни как конкретный человек — одна из составляющих мира, в котором существует человек.

Роль рефлексии в жизни человека

Если подробно рассмотреть вопрос о важности рефлексии в жизни человека, то можно сделать несколько многоговорящих выводов.Благодаря рефлексивной деятельности, человек может:

  • контролировать и анализировать собственное мышление;
  • оценивать свои мысли, смотря на них со стороны, и анализировать их правильность, обоснованность и логичность;
  • очищать свое сознание от ненужных и бесполезных мыслей и размышлений;
  • преобразовывать скрытые возможности в активные и эффективные;
  • более глубоко познавать себя;
  • оценивать свои поведенческие шаблоны и корректировать свои действия;
  • определять более четкую жизненную позицию;
  • избавляться от сомнений, колебаний и нерешительности.

Обладая способностью к рефлексии, человек многократно возрастает в понимании себя и своей личности, овладевает более мощным самоконтролем и идет по пути полезных изменений в жизни. Но если у человека эта способность развита слабо, он будет хуже познавать себя, а также будет продолжать совершать повторяющиеся ошибочные действия.

Очевидно, что человек, постоянно действующий однообразно, но при этом ожидающий новых результатов, ведет себя как минимум глупо и неэффективно. Поэтому легко сделать вывод, что рефлексия помогает скорректировать такое поведение, устранить сбои в мыслях и действиях, начать накапливать важный опыт и личностно расти.

Именно по этой причине рефлексия стала методом, активно применяемым психологами во всем мире. Психологи используют ее, чтобы помочь людям обратить взор внутрь себя и исследовать свою сущность. При проведении методической и профессиональной работы психологи помогают клиентам находить правильные выходы из сложных ситуаций, решать проблемы и искать ответы на все вопросы внутри себя.

При решении психологических и психотерапевтических трудностей человек, использующий рефлексию как метод помощи, может понять следующее:

  • свои переживания и ощущения на данном жизненном этапе;
  • свои слабости, скрытые глубоко в подсознании и подверженные влиянию со стороны;
  • способы применения проблем, трудностей и преград на жизненном пути во благо себе и для улучшения жизни.

Когда человек использует метод отражения с помощью специалиста, он часто начинает осознавать и некоторые другие аспекты своей природы:

  • Я – отдельный индивид;
  • Я – личность среди других личностей;
  • Я – идеальное существо;
  • Я – отдельный индивид в восприятии со стороны;
  • Я – личность среди других личностей в восприятии со стороны;
  • Я – идеальное существо в восприятии со стороны.

Один из трех методов рефлексивной терапии может помочь психологам разобраться с вышеупомянутыми понятиями:

  • Ситуативная рефлексия. Помогает человеку осознать суть сложившейся ситуации, подойти критически к ее оценке и определить все имеющиеся тонкости того, что происходит.
  • Саногенная рефлексия. Помогает человеку управлять своими эмоциональными проявлениями и сознательно блокировать негативные, бессмысленные и тяжелые мысли, размышления и переживания.
  • Ретроспективная рефлексия. Помогает человеку посмотреть на прошлый опыт, провести тщательный анализ своих ошибок и извлечь из них важный и полезный опыт.

Психологи-практики утверждают, что рефлексия — один из лучших, полезных и эффективных способов достичь внутренней гармонии и улучшить себя, собрать свои мысли в новую мозаику и преобразовать их в целостные идеи, способствующие успеху и благополучию.

Под ней понимается рефлексия, используемая индивидом намеренно (неважно: самостоятельно или через психолога), становится дорогой к познанию своего внутреннего мира, умению смотреть на себя глазами других людей, а также к обретению образа идеала себя — человека, которым хочет стать человек.Выше мы заметили, что психологи при работе со своими клиентами используют один из трех методов рефлексивной терапии, но и сама рефлексия может быть нескольких видов.

Давайте также кратко обсудим их, прежде чем узнать, как развивать рефлексию.

Как мы отмечали выше, психологи часто применяют один или несколько из трех видов рефлексивной терапии при работе со своими клиентами, но и сама рефлексия может быть нескольких видов. Мы рассмотрим несколько из них, прежде чем объяснить, как развивать рефлексию.

Формы и виды рефлексии

В следующем разделе мы увидим, что отражение происходит в самых разных формах.

Основная классификация

Существует большое количество различных классификаций.Психологи разделяют типы рефлексии в связи с тем, что они отличаются по своим особенностям и некоторым признакам.Далее рассмотрим основную классификацию, которую выделяет наибольшее количество специалистов.

Личностная

Личностной рефлексией называют вид самопознания, при котором личность оценивает себя, свои мысли, поступки и действия, их последствия.

Коммуникативная

Проявляется при взаимодействии и общении с другими людьми.То есть в процессе общения люди узнают новую информацию для последующей обработки и использования, перенимают опыт других людей, их поведенческие модели.Происходит анализ эмоций и действий, которые совершают другие люди.

Интеллектуальная

Этот вид рефлексии берет свое начало в те моменты, когда человек занимается решением интеллектуальных задач. Анализ исходной информации и ход решения позволяет человеку найти наиболее простые и эффективные способы решения данной задачи. Рефлексирующий человек обрабатывает информацию, принимает ее и перерабатывает для дальнейшего использования при решении аналогичных задач.

Социальная

Социальная рефлексия — один из самых интересных видов рефлексии. Этот вид проявляется в тех ситуациях, когда человек познает себя и окружающий мир через то, что мысленно ставит себя на место того или иного человека. Пытаясь понять причины, по которым человек поступил тем или иным образом, его эмоции, то есть пытаясь войти в образ другого и думать так, как думал другой.

Рефлексия и саморефлексия также разделяется психологами на несколько форм и видов, которые различаются не только по объекту познания, но и по другим критериям.

По полученной человеком пользе

Для пользы самого человека размышления рассматриваются как:

  1. Правильную и конструктивную. Это та форма самоанализа, которая помогает человеку разобраться в самом себе, проанализировать своё поведение и ощущения, чтобы в дальнейшем создать комфортную обстановку и раскрыть собственный потенциал.
  2. Вредная и необъективная. Носит разрушительный характер для человека вплоть до того, что личность начинает заниматься самокопанием, зацикливается на личных проблемах. Как результат, рано или поздно начинает чувствовать свою беспомощность, становится не уверен в себе, замкнут – подобные признаки уже являются поводом для обращения к психологу. 

По времени

В соответствии с временными рамками различают периоды:

  1. Событийную рефлексию. Когда человек проводит анализ тех ситуаций, которые происходят в настоящее время, пытается найти способы решения или выхода из проблемных ситуаций и так далее. 
  2. Ретроспективная. Ретроспективная или ретроспекционная касается тех ситуаций, которые уже произошли в прошлом. То есть анализируя прошедшие события, человек рассуждает о правильности своих поступков, о том, какой опыт он почерпнул из тех или иных ситуаций.
  3. Перспективная. Относится к тем ситуациям, которые планируются или произойдут в будущем человека. То есть планирование каких-либо событий, определение планов и задач, которые нужно выполнить для того, чтобы добиться желаемого. 

Психологи выделяют различные типы и виды человеческой рефлексии.

Отсутствие рефлексии

К сожалению, бывают случаи, когда у человека нет рефлексии. Это связано с нарушением восприятия, мышления человека. В этом случае человек может впасть в две крайности.

В первом случае это приводит к тому, что у человека преобладает рациональное видение и преобладают импульсы и аффекты. Все это приводит человека к такому угнетенному состоянию, когда вокруг ходит только опасность и он начинает защищаться от всех и от всего.

В этом случае все попытки родственников, друзей, любимых и даже психолога помочь такому человеку усугубляют состояние. Более того, все это подтверждает его чувство неудачи и то, что все вокруг настроено враждебно по отношению к нему.

Во втором случае у человека может возникнуть ощущение пустоты. И это связано с тем, что у него нет связи между какими-либо событиями и внутренними мотивами. В этом случае у человека на все есть один готовый ответ — «я не знаю».

Именно поэтому очень важно пройти терапию, чтобы развить рефлексию. Поскольку на ее основе человек строит базу свойств и возможностей, которые просто необходимы личности в жизни.

Рефлексия и психотерапия

В настоящее время большое внимание уделяется внедрению рефлексии в психотерапевтическую практику.Василюк (1984) раскрывает свою типологию эмоционального опыта как медитации уровней сознания и выделяет уровень рефлексии.

В этом режиме сознания активны субъект и наблюдатель.

Василюк (1984) представляет свою типологию эмоционального опыта как медитацию уровней сознания и указывает на роль рефлексии.

Результат рефлексии проявляется в противоречии между нормой (ценностью) и ее реальной основой (поведением, действием).

Таким образом, впервые достигается понимание и побуждение к размышлению о том, является ли первоначальное значение или принцип действия действительным.

Поэтому рефлексия подразумевает внимание не только к определенному действию, но и к его внутренним смыслам.

Для работы на этом уровне рефлексии автор рекомендует метод, называемый «психотерапевтической майевтикой».

По сути, махаевка — это метод Сократа для определения противоречий в аргументах и приведения их к истине с помощью искусных вопросов (Василюк, 1984).

Виды рефлексии в психологии

Рефлексия может проявляться в различных сферах человеческой деятельности. При этом, в зависимости от уровня самопознания личности, она будет отличаться по характеру своего проявления.

Исходя из того, на какую область психической деятельности направлено внимание сознания, выделяют 5 форм отражения:

  1. Личностная рефлексия — это форма понимания внутреннего содержания самой личности.В процессе этой рефлексии психика производит эмоционально-оценочную деятельность.Анализ в данном случае будет направлен на значимые компоненты личности: мотивы и потребности, цели и идеалы, способности и возможности.

  2. Логическая рефлексия — наиболее рациональная форма, при которой анализ направляется на познавательные процессы и выявление особенностей мышления, памяти, внимания. Эта форма рефлексии имеет большое значение в учебной деятельности.

  3. Когнитивная рефлексия наблюдается и в области обучения и познания.При этом, в отличие от логической, целью ее анализа является содержание и качество знаний наряду с их соответствием требованиям других людей (учителей и преподавателей).Когнитивная рефлексия становится помощником в учебной деятельности.Она способствует расширению кругозора, позволяет адекватно оценить свои профессиональные качества и наметить их успешное использование в работе.

  4. Межличностная рефлексия включает в себя понимание и оценку наших отношений с другими людьми, анализ своих действий по отношению к другим, определение причин конфликтов.

  5. Социальная рефлексия — в психологии это означает процесс осознания человеком отношения к нему окружающих людей. Проанализировав их оценки, человек стремится соответствующим образом скорректировать свое поведение.

Рефлексия предполагает не только анализ пережитого и прошлого опыта, но и прогнозирование развития событий в будущем.С точки зрения временного аспекта оценочной деятельности выделяют 2 типа рефлексии:

  • Ретроспективная рефлексия направлена на осмысление уже произошедших в жизни событий.Это оценка своих действий и поступков, проявленных в них сильных и слабых качеств, побед и поражений.Ретроспективная рефлексия предполагает анализ причин, приведших к хорошим или плохим результатам, определение выводов на будущее.Этот вид рефлексии важен для человека, так как, анализируя свои ошибки, мы учимся избегать их в будущем.

  • Перспективная рефлексия — в психологии определяется как предположение о возможных последствиях своих действий и оценка собственных возможностей при развитии событий в различных направлениях.Этот вид рефлексии используется при планировании деятельности или выборе оптимального метода решения проблем.

Что означает понятие саморефлексии

Саморефлексия и рефлексия в целом — понятия совершенно разные.Но их путают, однако это убеждение верно лишь отчасти.Это различие заключается в приставке «само», ведь человек, занимающийся саморефлексией, вращает только свои собственные мысли, образы.Он не пропускает через свои мысли мир внешних событий.

Самоанализ дает возможность познать свое «Я», свои чувства и желания, проанализировать их.

Это очень полезно — не искать отклика в других людях, а с помощью нетрудных упражнений искать оценку и одобрение в своей голове.

Постоянное прислушивание к чужому мнению может привести к тому, что человек останется без самореализации.

Престиж технических профессий манит молодых, неопытных, а руки требуют взяться за кисть, раскрыть творческий потенциал.

Часто это происходит в угоду родителям, забывая о собственных желаниях, потребностях.

Депрессивные таланты делают жизнь вокруг скучной, болезненной, неинтересной.

Есть и другая сторона медали — гипертрофированное, постоянное прислушивание к себе, своим мыслям. Становясь невротиком, навязывая себе ненужные мыслительные процессы, человек забывает о красоте мира внешнего.

Следовательно, становится невозможно наслаждаться жизнью, потому что вся наша энергия, все наши силы уходят на бессмысленный самоанализ.

Такие случаи не редкость, но выход прост.Это вдыхание полной грудью.Это попытка прислушаться к вещам материальным — дыханию, биению сердца, чувству голода или желания спать.Можно разбить руки, ноги.Почувствуйте, что помимо разума есть плоть, нуждающаяся во внимании.

Однако у человека может развиться ипохондрия. Он ищет у себя все возможные болезни, несмотря на то, что, например, имеет отличный иммунитет и никогда не страдает хроническими заболеваниями.

Существует даже термин «ложная беременность».Женщина индуцирует свою беременность, вызывая тем самым гормональный эффект, тесты показывают две полоски, живот растет, а обнаружить отсутствие беременности можно только в лабораторных условиях, с помощью УЗИ.

Происхождение

Признаки и определения человека-абузера.

Пифагор считал, что размышление позволяет нам выйти за пределы материального мира. Этот термин использовался помимо Аристотеля, Платона и других.

Изначально философы прочно ассоциировали рефлексию со способностью размышлять.

С ростом влияния религии появилось теологическое понимание рефлексии, в котором самопознание пренебрегалось служением Богу.

Постепенно прошло разделение науки и религии. В психологическом плане рефлексия стала признаком разума. С ее помощью человек осознавал себя как личность. Первым понял Декарт, его мысль развили остальные ученые.

Понятие «рефлексивная личность» было введено только в начале XX в. Тогда же оно получило разделение на три типа:

  1. Ситуативная – анализ ситуации, которая происходит в данный момент;
  2. Ретроспективная – переосмысление событий, которые уже были;
  3. Проспективная – размышления о том, что предстоит сделать.

Эта тема продолжает изучаться, появляются новые взгляды на этот термин.

Как устроена работа команды при креативном лидерстве

Творческое лидерство помогает по-новому увидеть и прожить привычные ситуации: развиваясь как творческий лидер, человек часто отказывается от привычных ярлыков. Поэтому творческое лидерство не подразумевает «золотого стандарта» выбора, сделанного лидером в конкретной ситуации.

Как пример, можно строить отношения в коллективе.В основе субординации всегда лежат личные границы.И каждому творческому лидеру предстоит принять индивидуальное решение: дружить с коллегами или ограничиться деловыми отношениями.

Даже если они вам нравятся, вы все равно не сможете воспроизвести все факторы, которые помогли им развиться.

Важно научиться принимать решения, оптимальные для вашей уникальной ситуации.

Пример из личного опыта: когда я начинал развивать Setters, я был уверен — «правильная» команда должна любить компанию так же, как и я. Я воспринимал каждый уход как предательство. Но все изменилось с опытом — в какой-то момент я смог отпустить идею о правильных настроениях и сосредоточиться на том, что действительно влияет на нашу работу: на развитии команды, постановке целей, оптимизации процессов и на собственном росте как руководителя.

  • Вдохновляться примером других компаний — это нормально и полезно. А вот пытаться сделать «точно так же» обычно бессмысленно. Креативный лидер умеет адаптировать и переиспользовать опыт, ориентируясь на актуальные задачи и обстоятельства. Сохраняйте гибкость.
  • Компании, которые используют креативное лидерство, стремятся также развивать креативность отдельных сотрудников. Правила Google, например, разрешают команде использовать 20% рабочего времени на любые занятия, которые им больше нравятся.
  • Важный навык креативного лидера — умение говорить с командой открыто. Он учится задавать правильные вопросы и выбирать подходящие механизмы для сбора обратной связи. Интересуйтесь, как люди себя чувствуют и как оценивают ваши лидерские успехи и результаты компании.
  • Один из инструментов внутреннего аудита — team-mapping. Это система координат, для которой нужно придумать пересекающиеся шкалы, на которых вы разместите известные компании. Затем попросите сотрудников определить на карте место для вашего бренда. Обсуждайте, почему он оказался именно там и в какую сторону разным людям хотелось бы его продвигать.
  • Аналогичным образом можно проводить и внешние исследования. Узнайте, какой видят вашу компанию со стороны и оцените, насколько этот образ соответсвует самоощущению команды — тому, что видят сотрудники.
  • Некоторые ребята в SETTERS выделяют «на подумать» отдельные слоты в календаре. Предполагается, что это время человек на самом деле проведет с определенным вопросом, фиксируя возникающие ощущения, ассоциации и идеи. Рефлексируйте: в современном динамичном мире легко отказаться от этого ритуала — но вместе с ним уйдет много ценных инсайтов.

Типология рефлексии

Типология рефлексии, разработанная Семеновым и Степановым (1992), дифференцируется на интеллектуальную, личностную, диалогическую, коммуникативную, кооперативную, культурную и экзистенциальную.

Последний тип рефлексии наиболее связан с сетевым подходом, поскольку он связан с собственным пониманием человеком своего бытия и сущности, с переосмыслением противоречивости бытия.

Экзистенциальная рефлексия сливается в нестабильных условиях; она раскрывается во взаимодействии с окружающим нас проблемным миром и разрешается в процессе преодоления проблемных ситуаций, что является экзистенциальной экологической средой.

Такое определение рефлексии преодолевает ограниченное рациональное понимание ее только как осмысления и критичности, что в свою очередь соответствует только интеллектуальной и отчасти кооперативной рефлексии как предпосылки познавательной и проектной деятельности.

Другие виды рефлексии — личностная, диалогическая, культурная и экзистенциальная — происходят не только в формах рационализированного рассуждения, но главным образом в интуитивных прозрениях, эвристических различениях и иррациональном чувственном проникновении в глубинную тему феноменологии бытия.

Это бытие раскрывается через взаимодействие и диалог человека с миром.Именно на этом взаимодействии, представленном в социально-экологической теории, основан сетевой метод и реализация рефлексии в сетевой терапии.

Учитывая это, немассирование социальных контактов невозможно, если у специалиста отсутствуют рациональные и особенно иррациональные формы отражения.

Без этого невозможно стать частью опыта постижения объективной реальности или почувствовать внутренний мир другого человека и понять принципы рационального поведения и поступков этого человека.

Проживание психоаналитической работы со смыслами и развитие творческого критического мышления в направлении развития личности — вот некоторые из способов культивирования экзистенциальной рефлексии.

Что это такое

Рефлексия — это занятие, направленное на избавление человека от стереотипных и необдуманных реакций.Сегодня это слово готовило слово.В мире с развитой индустрией доступных развлечений, одновременно нацеленном на личностный рост, эффективность и постоянное самообучение, без рефлексии никуда.

Каждая наука трактует интересующую нас тему по-своему.Например, в рамках философского подхода под рефлексией принято понимать рассуждения об изначальном замысле бытия, основах человеческой культуры, поисках Бога и о других высоких материях.В психологии этот термин связан с анализом чувств, психических состояний и различных нервных импульсов.В педагогике рефлексия — обязательная часть учебного процесса, момент, когда нужно поставить галочку, в какой части пути ты находишься.

«Конечно, ребята, сегодня мы изучали равнобедренный треугольник», — попытка Марьи Ивановны заняться рефлексией, обратить внимание на то, что произошло: утром вы ничего не знали о научных фигурах, а теперь знаете.

Действительно, любой опыт может стать тренингом личности, если правильно применить рефлексию.Допустим, дети играют в прятки.Кажется, что они так и не сформировались.Но пустите к ним грамотных педагогов и психологов — и вдруг окажется, что ребята научились ориентироваться на местности;сразу поняли «Замри — беги»;нашли кратчайшую траекторию между двумя объектами;выработали эффективную стратегию поведения в стрессовой ситуации;поняли, как считать минуты без часов и т.д.

Рефлексия имеет практическое значение и интересна как взгляд на самого себя: как опыт сформировал меня? Я развиваюсь или деградирую? Что я чувствую в данный момент? Я бежала и плакала, когда увидела слово «гусь». Почему? Это позволяет понять, как наши странности и убеждения влияют на манеру вести себя и принимать решения. И это совсем не критическое мышление. Последнее помогает идти к цели и преодолевать трудности, видеть несоответствия во внешнем мире, а рефлексия — это размышления над внутренним опытом. Эта способность формируется у нас, по мнению ученых, не ранее 9-10 лет.

Однако вместо того, чтобы импульсивно понюхать руку: «Нет, я никогда не лазил на это дерево!»- человек начинает размышлять: «Может быть, я еще способен? Что я упустил? А если я попробую сдвинуть скамейку? А на заборе я легко перепрыгну.. «.

Реальность вокруг нас очень динамична и с каждым днем становится еще быстрее.И самолеты, и информация, и мы сами — все здесь теперь носится с огромной скоростью.Кроме того, появились другие вселенные, виртуальные.

Психологическая рефлексия

Одним из первых в психологии рассматривал рефлекторное состояние А. Будземан, который трактовал его, как перенос переживаний из внешнего мира на самого себя.

Психологических исследований рефлексии два:

— средство информированности исследователя, а также результаты исследования;

— Основное свойство субъекта, в котором происходит осознание, а также регулирование его жизнедеятельности.

Рефлексия в психологии — это мышление человека, целью которого является рассмотрение, а также анализ собственной деятельности, самого себя, своих состояний, прошлых событий, поступков.

Глубина состояния связана с заинтересованностью личности в этом процессе, а также со способностью распределять свое внимание на меньшее или большее, на что направлено формирование, представления о морали, развитие нравственных чувств, уровень самоконтроля.Считается, что индивиды различных профессиональных и социальных групп отличаются в использовании рефлексивной позиции.Это свойство рассматривается как разговор или своеобразный диалог с самим собой, а также как способность личности к саморазвитию.

Размышление — это мысль, имеющая направленность на мысль или на себя.Его можно рассматривать как вторичное генетическое явление, возникающее в результате практики.Это выход за границы себя, а также страх перед практикой себя.Психология творческого мышления и творчества рассматривает этот процесс как переосмысление и понимание предмета стереотипов опыта.

Изучение взаимосвязи между индивидуальностью личности, рефлексивным состоянием, творчеством, позволяет говорить о проблемах уникальности творческой личности, а также ее развития.Э. Гуссерль — классик философской мысли отмечал, что рефлексивная позиция — это метод видения, который трансформируется из направления на объект.

К психологическим характеристикам этого состояния относится способность изменять содержание сознания, а также изменять структуры сознания.

Примеры рефлексии из жизни

Отражение в жизни, как она себя проявляет?

Попытаться подумать

Ответьте сами себе на следующие вопросы.

  • Была ли польза от этого?
  • Получил ли я новую информацию?
  • Как я могу использовать полученный опыт?
  • Понравился ли мне персонаж (место)?
  • Что я извлек из этого?

Завести специальный блокнот

Она должна быть записана в специальную тетрадь.

  • Вопросы, посвященные жизни и смерти. Философские рассуждения, смысл жизни и предназначение.
  • Основная цель в жизни. Удалось ли добиться ее? Если нет, то по каким причинам.
  • Взаимоотношения с окружающими. Должны быть включены не только доброжелатели, но и те, с кем отношения испорчены. Ответить на вопрос «почему так случилось и как этого можно было избежать».
  • О духовном мире, религии и Боге.
  • О прошлых ошибках и действиях. Ответить на вопрос «что я сделал неправильно и как это можно было исправить».
  • О планах и заветных мечтах. Ответить на вопрос «как я могу добиться этого».
  • О материальных ценностях. Ответить на вопрос «что мне важнее всего в моей жизни».

Важно: Большинство из этих вопросов могут вызвать серьезные трудности у человека, потому что они должны быть честными.Рефлексия предполагает самоанализ.

Человек должен уметь распознавать не только свои положительные стороны, но и недостатки. Ответив честно на все вопросы и проанализировав их, человек может многое узнать о себе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector