Что такое рефлексия в психологии?

Виды рефлексии

В психологии рефлексия делится на классы, каждый из которых имеет определенные отличительные особенности:

  • Личностная рефлексия. Человек познает собственное я. Он старается дать оценку своим возможностям, себе, своему образу жизни и привычкам; думает о том, как к нему относятся окружающие; каков мир в котором он живет, и о людях, находящихся рядом.

  • Коммуникативная рефлексия. Это оценка без прикрас, скорее, с критикой, своего поведения и рефлексов, а также изучение окружения. С помощью такой рефлексии человек понимает, как ему стоит вести себя в обществе.

  • Интеллектуальная рефлексия. Используется нами, когда мы пытаемся найти решение проблемы. Для этого приходится продумывать верные шаги. Мы мысленно возвращаемся в ту ситуацию и анализируем ее. С помощью этих действий находим выход из сложных обстоятельств.

Также рефлексия бывает разной в зависимости от промежутков времени:

  • Событийная, или ситуационная. Человек анализирует проблему, проводит рефлексию результатов деятельности.

  • Ретроспективная, взгляд в прошлое. Человек анализирует ситуацию, которая произошла с ним ранее, и думает о том, верно ли он тогда поступил.

  • Перспективная, взгляд в будущее. На основе анализа собственного поведения человек предполагает, как лучше действовать в дальнейшем.

Отдельно можно выделить еще несколько видов рефлексии:

  • Социальная рефлексия. Когда человек ставит себя на место другого и смотрит на ситуацию как бы со стороны. Он старается понять, чем руководствовался оппонент, совершая определенные поступки. Второе название такой рефлексии «внутреннее предательство».

  • Научая рефлексия. С помощью нее анализируются и изучаются методы познания. Научная рефлексия помогает выстроить различные теории, понять законы, по которым происходят некоторые процессы, изучаются способы достижения необходимого результата, собираются мнения разных людей.

Любая рефлексия развивается по одной и той же схеме, в основе которой – стремление познать закономерность и причины тех или иных событий, явлений, поступков и т. д. Развить в себе такую способность и научиться ей пользоваться может любой желающий.

Как проявляется рефлексия

Кто такой рефлексирующий человек, и когда человек становится таковым? Специалисты считают, что младенцы, новорожденные не имеют способности к рефлексии. Младенцы только принимают окружающий мир таким, какой он есть, однако, уже к трём годам ребёнок становится способным к рефлексии. Это связано с тем, что происходит обучение малыша посредством игр, адаптация в большом мире, знакомство с новыми людьми и процесс воспитания внутри семьи. Ребёнок начинает анализировать как своё поведение, исходя из установленных правил в семье, так и других людей. Приравнивая к той модели, которую он наблюдает, например, у родителей или других родственников. 

Психологи пришли к выводу о том, что в детском, юношеском и молодом возрасте уровень рефлексии достигает своего пика. Объясняют данную позицию тем, что именно до 28–30 лет человек находится в самом быстром жизненном ритме, формируется как личность, получает жизненно важные знания и навыки в больших объёмах.

Умеренная и осознанная рефлексия проявляется во многих моментах нашей жизни, например: 

Построение логических цепочек, выявление взаимосвязи между действиями и их последствиями

Обучение планированию, распределению личного и рабочего времени

Развитие логики, критического мышления, креативности

Способность решать сложные задачи различного характера

Формирование характера личности

Естественно, что рефлексия на каждом возрастном этапе проявляется в различных сферах жизнедеятельности, также, как и различна её глубина и уровень осознанности. Стоит подчеркнуть, что у двух людей одного возраста рефлексивный уровень может быть разным. Это зависит совсем не от возраста, а скорее от опыта, полученных знаний и стремлении познать окружающий мир и себя внутри него.

Рефлексия или самосознание?

Эти два понятия тесно связаны между собой и их часто путают. На самом деле между ними есть существенная разница. Самосознание – это понимание и осознавание субъектом собственных мыслей, чувств, поступков, социального положения, интересов и мотивов поведения. Самосознание приходит через:

  • культуру (духовную, материальную);
  • ощущение собственного тела (каких-либо действий);
  • формулирование обществом норм поведения, правил, этики;
  • взаимодействие и взаимоотношение с окружающими людьми.

С помощью самосознания личность постоянно меняется, улучшая либо ухудшая врожденные и приобретенные качества. Сама жизнь учит человека с помощью самосознания осуществлять самоконтроль и саморегулирование. Благодаря этому человек разумный способен брать на себя ответственность за собственные действия и полученные результаты.

Рефлексия с точки зрения разных позиций

Рефлексия, что это такое

Рефлексия – слово латинского происхождения, переводится оно, как «обращение назад». Чтобы понять, что такое рефлексия в психологии, нужно знать следующие определения: «самоанализ», «обдуманность», «самокопание», «самонаблюдение». Эти слова являются синонимами рефлексивности.

Определение рефлексия в психологии – это сочетание итогов человеческих размышлений о собственной личности и ее оценки посредством механизмов коммуникации. Без общества не бывает рефлексивности. Уровни самонаблюдения многогранны: от обычного, простого самосознания до глубокого самокопания, с размышлением о смысле бытия, нравственности жизни.

Ученые, изучавшие рефлексию

Рефлексивными могут стать любые человеческие проявления сознательной деятельности: мысли, поступки, мотивы, чувства, эмоции. Но они становятся рефлексиями только при условии их обращения на собственное сознание:

  • ощущения, касающиеся личных чувств;
  • размышления о собственных мыслях, поступках;
  • воображение, которое затрагивает то, что некто (сама личность или окружающие) нафантазировали (навоображали).

Только рефлексируя на собственное сознание, человек создает индивидуальное понимание соизмеримости с реальным миром, воспринимая себя и реальность, как одно целое. Такое рефлексивное сопоставление и позволяет субъекту выступать в жизни в качестве определенной личности – одного из составляющего мира, где человек существует.

Роль рефлексии в жизни человека

Если рассмотреть вопрос значения рефлексии в жизни человека детально, можно сделать несколько многоговорящих выводов. Благодаря рефлексивной деятельности человек может:

  • контролировать и анализировать собственное мышление;
  • оценивать свои мысли, смотря на них со стороны, и анализировать их правильность, обоснованность и логичность;
  • очищать свое сознание от ненужных и бесполезных мыслей и размышлений;
  • преобразовывать скрытые возможности в активные и эффективные;
  • более глубоко познавать себя;
  • оценивать свои поведенческие шаблоны и корректировать свои действия;
  • определять более четкую жизненную позицию;
  • избавляться от сомнений, колебаний и нерешительности.

Обладая способностью к рефлексии, человек многократно вырастает в понимании себя и своей личности, овладевает более мощным самоконтролем и идет по пути полезных в жизни перемен. А вот если у человека эта способность плохо развита, он будет хуже знать себя, а также будет продолжать совершать повторяющиеся ошибочные действия.

Очевидно, что человек, всегда действующий однообразно, но при этом ждущий новых результатов, ведет себя как минимум глупо и неэффективно. Поэтому несложно сделать вывод, что рефлексия помогает скорректировать такое поведение, устранить сбои в мыслях и поступках, начать накапливать важный опыт и личностно расти.

Именно по этой причине рефлексия стала методом, активно применяющимся психологами по всему миру. Психологи используют его, чтобы помогать людям обращать свой взор внутрь своего существа и исследовать свою сущность. При условии проведения методичной и профессиональной работы психологи помогают клиентам находить правильные решения сложных ситуаций, разрешать проблемы и искать ответы на все вопросы внутри самих себя.

Давайте укажем на конкретные результаты, которых может достичь человек, обратившийся к рефлексии как к методу психологической и психотерапевтической помощи. Такой человек может понять:

  • свои переживания и ощущения на данном жизненном этапе;
  • свои слабости, скрытые глубоко в подсознании и подверженные влиянию со стороны;
  • способы применения проблем, трудностей и преград на жизненном пути во благо себе и для улучшения жизни.

В большинстве случаев, в процессе использования метода рефлексии человек с помощью специалиста также начинает осознавать несколько частей своей личности:

  • Я – отдельный индивид;
  • Я – личность среди других личностей;
  • Я – идеальное существо;
  • Я – отдельный индивид в восприятии со стороны;
  • Я – личность среди других личностей в восприятии со стороны;
  • Я – идеальное существо в восприятии со стороны.

Для достижения понимания вышеназванных вещей психологи могут применять один из трех методов рефлексивной терапии:

  • Ситуативная рефлексия. Помогает человеку осознать суть сложившейся ситуации, подойти критически к ее оценке и определить все имеющиеся тонкости того, что происходит.
  • Саногенная рефлексия. Помогает человеку управлять своими эмоциональными проявлениями и сознательно блокировать негативные, бессмысленные и тяжелые мысли, размышления и переживания.
  • Ретроспективная рефлексия. Помогает человеку посмотреть на прошлый опыт, провести тщательный анализ своих ошибок и извлечь из них важный и полезный опыт.

По мнению многих практикующих психологов, рефлексия является одним из самых лучших, полезных и эффективных способов для человека достичь внутренней гармонии и начать самосовершенствоваться, собрать в единое целое мозаику своих мыслей и преобразовать их в целостные идеи, способствующие достижению успеха и благосостояния.

Рефлексия, намеренно используемая человеком (не важно: самостоятельно или посредством психолога) становится дорогой к познанию своего внутреннего мира, возможностью посмотреть на себя глазами других людей, а также обрести образ идеального себя – той личности, которой мечтает стать человек. Выше мы заметили, что психологи при работе со своими клиентами применяют один из трех методов рефлексивной терапии, но и сама рефлексия может быть нескольких видов

О них мы тоже немного поговорим, прежде чем расскажем, как развить в себе рефлексию

Выше мы заметили, что психологи при работе со своими клиентами применяют один из трех методов рефлексивной терапии, но и сама рефлексия может быть нескольких видов. О них мы тоже немного поговорим, прежде чем расскажем, как развить в себе рефлексию.

Формы и виды рефлексии

Рефлексия встречается в различных видах формах, которые мы рассмотрим далее. 

Основная классификация

Существует большое количество различных классификаций. Психологи разделяют виды рефлексии в связи с тем, что они различаются своими особенностями и некоторыми признаками. Далее рассмотрим основную классификацию, которую выделяет наибольшее количество специалистов.

Личностная

Личностной рефлексией называют тот вид самопознания, при котором личность оценивает самого себя, свои мысли, поступки и действия, и их последствия

Коммуникативная

Проявляется при взаимодействии и коммуникациях с другими людьми. То есть в процессе общения человек узнаёт новую информацию для последующей обработки и использования, перенимает опыт других людей, их поведенческие модели. Происходит анализ эмоций и действий, которые совершаются другими людьми

Интеллектуальная

Данный вид рефлексии берёт своё начало в те моменты, когда человек занимается решением интеллектуальных задач. Анализ исходной информации и хода решения позволяет человеку найти наиболее простые и эффективные способы решения данной задачи. Рефлексируя человек обрабатывает информацию, принимает её и перерабатывает для дальнейшего использования при решении аналогичных задач

Социальная

Социальная рефлексия является одним из самых интересных видов рефлексии. Такой вид проявляется в тех ситуациях, когда человек познаёт себя и окружающий мир посредством того, что ставит себя мысленно на место того или иного человека. Пытается понять причины, по которым человек поступил так или иначе, его эмоции, то есть пытается войти в образ другого и думать так, как думал другой

Рефлексия и саморефлексия также подразделяется психологами на несколько форм и типов, которые отличаются не только объектом познания, но и по другим критериям. 

По полученной человеком пользе

По пользе для самого человека рефлексию рассматривают как

  1. Правильную и конструктивную. Это та форма самоанализа, которая помогает человеку разобраться в самом себе, проанализировать своё поведение и ощущения, чтобы в дальнейшем создать комфортную обстановку и раскрыть собственный потенциал.
  2. Вредная и необъективная. Носит разрушительный характер для человека вплоть до того, что личность начинает заниматься самокопанием, зацикливается на личных проблемах. Как результат, рано или поздно начинает чувствовать свою беспомощность, становится не уверен в себе, замкнут – подобные признаки уже являются поводом для обращения к психологу. 

По времени

По временным рамкам, периодам выделяют: 

  1. Событийную рефлексию. Когда человек проводит анализ тех ситуаций, которые происходят в настоящее время, пытается найти способы решения или выхода из проблемных ситуаций и так далее. 
  2. Ретроспективная. Ретроспективная или ретроспекционная касается тех ситуаций, которые уже произошли в прошлом. То есть анализируя прошедшие события, человек рассуждает о правильности своих поступков, о том, какой опыт он почерпнул из тех или иных ситуаций.
  3. Перспективная. Относится к тем ситуациям, которые планируются или произойдут в будущем человека. То есть планирование каких-либо событий, определение планов и задач, которые нужно выполнить для того, чтобы добиться желаемого. 

Психологи выделяют разные виды и типы рефлексии человека

Отсутствие рефлексии

К сожалению, бывают случаи, когда у человека отсутствует рефлексия. Это происходит из-за нарушения восприятия, мышления у человека. В этом случае человек может впасть в две крайности.

В первом случае это приводит к тому, что у индивида преобладает рациональное видение и преобладают импульсы и аффект. Все это приводит человека к такому гнетущему состоянию, когда вокруг мерещится только опасность и он начинает защищаться от всех и от всего.

В этом случае, все попытки со стороны родных, друзей, близких и даже психолога помочь этому человеку еще больше усугубляет состояние. Более того, все это подтверждает его чувство небезопасности и того, что все вокруг враждебно к нему настроены.

Во втором случае у человека могут возникнуть чувство пустоты. А это происходит из-за того, что у индивида нет связи между какими-то событиями и внутренними мотивами. В этом случае у человека на все есть один готовый ответ – »не знаю».

Именно поэтому очень важно пройти терапию, для того, чтобы развить рефлексию. Так как именно на ее основе у человека выстраиваются база свойств и возможностей, которые просто необходимы индивиду в жизни

Рефлексия и психотерапия

В настоящее время большое внимание уделяется внедрению рефлексии в психотерапевтическую практику. Василюк (1984) раскрывает свою типологию эмоционального переживания как медитации уровней сознания и выделяет уровень рефлексии

В этом режиме функционирования сознания активны и субъект рефлексии и наблюдатель

Василюк (1984) раскрывает свою типологию эмоционального переживания как медитации уровней сознания и выделяет уровень рефлексии. В этом режиме функционирования сознания активны и субъект рефлексии и наблюдатель.

Рефлексия сочетается с ясной или неясной нормой или ценностью, через которую человек оценивает свою деятельность. Результат рефлексии проявляется в ее противоречии между нормой (ценностью) и реальными основаниями действий (поведения, поступков).

Это позволяет впервые понять, что происходит, и стимулирует размышления о том, есть ли исходная ценность или основания действий

Иными словами, рефлексия предполагает внимание не только к определенному поступку, но и к его внутренним ценностным основаниям

Автор данного подхода рекомендует принцип «психотерапевтической майевтики» для руководства работой с этим уровнем рефлексии.

Майевтика — это «метод диалектических дебатов Сократа, заключающийся в нахождении противоречия в аргументации собеседника и доведении его до истины искусно задаваемыми вопросами» (Василюк, 1984).

Виды рефлексии в психологии

Рефлексия может проявляться в различных сферах деятельности человека. При этом в зависимости от уровня личностного самопознания она будет различаться по характеру своего проявления.

Основываясь на том, на какую область психической деятельности направлено внимание сознания, выделяют 5 форм рефлексии:

  1. Личностная рефлексия – это форма осмысления внутреннего содержания самой личности. В процессе этого осмысления психикой производится эмоционально-оценочная деятельность. Анализ в таком случае будет направлен на значимые компоненты личности: мотивы и потребности, цели и идеалы, способности и возможности.

  2. Логическая рефлексия является наиболее рациональной формой, при которой анализ направляется на познавательные процессы и выявление особенностей мышления, памяти, внимания. Такая форма рефлексии имеет большое значение в учебной деятельности.

  3. Когнитивная рефлексия также наблюдается в области обучения и познания. При этом, в отличие от логической, целью ее анализа выступает содержание и качество знаний наряду с их соответствием требованиям других людей (учителей и преподавателей). Когнитивная рефлексия становится помощником в учебной деятельности. Она помогает расширению кругозора, позволяет адекватно оценить свои профессиональные качества и наметить пути их успешного применения в работе.

  4. Межличностная рефлексия предполагает осмысление и оценивание наших взаимоотношений с другими людьми, анализ своих поступков по отношению к окружающим, определение причин конфликтов.

  5. Социальная рефлексия – в психологии это означает процесс осознания человеком отношения к нему окружающих людей. Проанализировав характер их оценок, индивидуум стремится откорректировать свое поведение соответствующим образом.

Рефлексия предполагает не только анализ пережитого и прошлого опыта, но и прогнозирование развития событий в будущем. С точки зрения временного аспекта оценочной деятельности выделяют 2 вида рефлексии:

  • Ретроспективная рефлексия направлена на осмысление уже произошедших в жизни событий. Это оценка своих действий и поступков, проявленных в них сильных и слабых качеств, побед и поражений. Ретроспективная рефлексия предполагает анализ причин, приведших к хорошим или плохим результатам, определение для себя выводов на будущее. Этот вид рефлексии является важным для человека, поскольку, анализируя свои ошибки, мы учимся избегать их в будущем.

  • Перспективная рефлексия – в психологии она определяется как предположение возможных последствий своих действий и оценка собственных возможностей при развитии событий различными путями. Данный вид рефлексии используется при планировании деятельности или выборе оптимального способа решения задач.

Что означает понятие саморефлексии

Саморефлексия и рефлексия в общем – понятия совершенно разные. Но их путают, однако это убеждение верно лишь отчасти. Это отличие заключается в приставке «само», ведь человек, занимающийся саморефлексией, раскручивает только собственные мысли, образы. Он не пропускает сквозь собственные мысли мир внешних событий.

Саморефлексия даёт возможность познать своё «я», свои чувства и желания, проанализировать их.

Это очень полезно – не искать отклика в других людях, а при помощи нехитрых упражнений искать оценку и одобрение у себя в голове.

Постоянное прислушивание к чужим мнениям может привести к тому, что человек останется без самореализации.

Престиж технических профессий манит людей молодых, неопытных, в то время как руки требуют взяться за кисть, раскрыть творческий потенциал.

Часто это происходит, чтобы угодить родителям, забывая о собственных желаниях, потребностях.

Подавленные таланты делают жизнь вокруг скучной, тягостной, неинтересной.

Есть и другая сторона медали – гипертрофированное, постоянное прислушивание к себе, своим мыслям. Становясь невротиком, навязывая себе ненужные мыслительные процессы, человек забывает о красоте мира внешнего.

В итоге попросту становится невозможным наслаждаться жизнью, ведь все силы, вся энергия уходит на бессмысленный самоанализ. Это – ловушка.

Такие случаи нередки, но и выход прост. Это вдох полной грудью. Это попытка прислушаться к вещам материальным – дыханию, сердцебиению, чувству голода или желанию вдоволь поспать. Можно размять руки, ноги. Почувствовать, что помимо разума существует плоть, нуждающаяся во внимании.

Тем не менее, может развиться ипохондрия. Человек ищет у себя все возможные болезни, хотя, к примеру, имеет прекрасный иммунитет и никогда не страдал хроническими заболеваниями.

Есть даже такой термин, как «ложная беременность». Женщина внушает себе беременность, тем самым вызывая гормональный всплеск, тесты показывают две полоски, живот растёт, а выявить отсутствие беременности становится возможным только в лабораторных условиях, на УЗИ.

Происхождение

Абьюзер мужчина — признаки и определение в психологии

Первые определения рефлексии были получены в античности. Пифагор считал, что эта способность позволяет возвыситься над материальным миром. Термин дополняли Аристотель, Платон и другие.


Изначально философы прочно связывали рефлексию с возможностью размышлять

С увеличением влияния религии появилось теологическое понимание рефлексии. В этом случае самопознание неотрывно связывалось со служением богу.

Постепенно прошло разделение науки и религии. В психологическом плане рефлексия стала признаком разума. С ее помощью человек осознавал себя как личность. Первым это понял Декарт, его мысль развивали остальные ученые.

Понятие «рефлексивная личность» было введено только в начале XX века. Тогда же оно получило разделение на три вида:

  1. Ситуативная – анализ ситуации, которая происходит в данный момент;
  2. Ретроспективная – переосмысление событий, которые уже были;
  3. Проспективная – размышления о том, что предстоит сделать.

Тема продолжает изучаться, появляются новые точки зрения на этот термин.

Как устроена работа команды при креативном лидерстве

Креативное лидерство помогает по-новому видеть и проживать привычные ситуации: развиваясь как креативный лидер, человек часто отказывается от привычных ярлыков. Поэтому креативное лидерство не предполагает «золотого стандарта» выбора, сделанного лидером в той или иной ситуации.

В качестве примера можно привести построение отношений в коллективе. В основе субординации всегда лежат личные границы. И каждому креативному лидеру предстоит принять индивидуальное решение: дружить с коллегами или ограничиться деловыми отношениями.

И в вопросах субординации, и в любых других важных решениях бесполезно ориентироваться на опыт других компаний. Даже если они вам нравятся, вы все равно не сможете воспроизвести у себя все факторы, которые помогали им развиваться

Важно учиться принимать решения, оптимальные для вашей уникальной ситуации

Пример из личного опыта: Когда я начинала развивать SETTERS, была уверена — «правильный» коллектив должен любить компанию так же, как я. Каждый уход я воспринимала, как предательство. Но все изменилось с опытом — в какой-то момент я смогла отпустить представление о правильных настроениях и сосредоточиться на том, что на самом деле влияет на нашу работу: развитии команды, постановке целей, оптимизации процессов и на собственном росте как руководителя.

  • Вдохновляться примером других компаний — это нормально и полезно. А вот пытаться сделать «точно так же» обычно бессмысленно. Креативный лидер умеет адаптировать и переиспользовать опыт, ориентируясь на актуальные задачи и обстоятельства. Сохраняйте гибкость.
  • Компании, которые используют креативное лидерство, стремятся также развивать креативность отдельных сотрудников. Правила Google, например, разрешают команде использовать 20% рабочего времени на любые занятия, которые им больше нравятся.
  • Важный навык креативного лидера — умение говорить с командой открыто. Он учится задавать правильные вопросы и выбирать подходящие механизмы для сбора обратной связи. Интересуйтесь, как люди себя чувствуют и как оценивают ваши лидерские успехи и результаты компании.
  • Один из инструментов внутреннего аудита — team-mapping. Это система координат, для которой нужно придумать пересекающиеся шкалы, на которых вы разместите известные компании. Затем попросите сотрудников определить на карте место для вашего бренда. Обсуждайте, почему он оказался именно там и в какую сторону разным людям хотелось бы его продвигать.
  • Аналогичным образом можно проводить и внешние исследования. Узнайте, какой видят вашу компанию со стороны и оцените, насколько этот образ соответсвует самоощущению команды — тому, что видят сотрудники.
  • Некоторые ребята в SETTERS выделяют «на подумать» отдельные слоты в календаре. Предполагается, что это время человек на самом деле проведет с определенным вопросом, фиксируя возникающие ощущения, ассоциации и идеи. Рефлексируйте: в современном динамичном мире легко отказаться от этого ритуала — но вместе с ним уйдет много ценных инсайтов.

Типология рефлексии

Разработанная Семеновым и Степановым (1992) типология рефлексии дифференцируется на интеллектуальную, личностную, диалогическую, коммуникативную, кооперативную, культурную и экзистенциальную.

Последний тип рефлексии наиболее соотносится с сетевым подходом, поскольку связан с собственным осмыслением человеком своего бытия и сущности, с переосмыслением несоответствия бытия.

Экзистенциальная рефлексия сливается в нестабильных условиях; она раскрывается во взаимодействии с проблемным миром вокруг нас и разрешается в процессе преодоления проблемных ситуаций, что и является экзистенциальной экологией развития личности.

Такое определение рефлексии преодолевает ограниченность рационального понимания ее только как постижения и критичности, что в свою очередь соответствует лишь интеллектуальной и отчасти кооперативной рефлексии как предпосылке познавательной и проектной деятельности.

Другие типы рефлексии — личностная, диалогическая, культурная и экзистенциальная — имеют место не только в формах рационализированного рассуждения, но в основном в интуитивных озарениях, эвристических различениях и иррационально-чувственном проникновении в глубинную тему феноменологии бытия.

Это бытие раскрывается через взаимодействие и диалог человека с миром. Именно на этом взаимодействии, представленном в социально-экологической теории, базируются сетевой метод и реализация рефлексии в сетевой терапии.

Учитывая это, нетворкинг с социальными контактами невозможен, если у специалиста не развиты рациональные и особенно иррациональные формы рефлексии.

Без этого невозможно стать частью опыта постижения объективной реальности или почувствовать внутренний мир другого человека и понять принципы рационального поведения и действий этого человека.

Одним из способов культивирования экзистенциальной рефлексии является живой опыт психологической работы со смыслами и развитие критического (творческого) мышления по отношению к личности.

Что это такое

Рефлексия — занятие, направленное на избавление человека от стереотипных и бездумных реакций. Сегодня слово порядком поистрепалось. В мире с развитой индустрией доступных развлечений, одновременно помешанном на личностном росте, эффективности и непрерывном самообучении, без рефлексии никуда.

Каждая наука трактует интересующий нас предмет по-своему. Скажем, в рамках философского подхода под рефлексией принято понимать рассуждения об изначальном замысле бытия, основаниях человеческой культуры, поисках бога и о прочих высоких материях. В психологии термин связан с анализом чувств, душевных состояний и разных нервных порывов. В педагогике рефлексия — обязательная часть образовательного процесса, тот момент, когда нужно поставить галочку, отмечающую, в какой части пути ты находишься

«Ну-с, ребята, сегодня мы изучили равнобедренный треугольник» — попытка Марьи Ивановны заняться рефлексией, обратить внимание на произошедшее: еще утром о диковинных фигурах ты не имел ни малейшего понятия, а теперь всё про них знаешь!

Действительно, любой опыт может быть обучающим, если мы правильно применяем рефлексию. Скажем, дети поиграли в прятки. Кажется, образованнее они не стали. Но пусти к ним грамотных педагогов и психологов — и внезапно выяснится, что ребята научились ориентироваться на местности; разобрались с инстинктивными реакциями «замри — беги»; нашли кратчайшую траекторию между двумя объектами; выработали эффективную поведенческую стратегию в стрессовой ситуации; поняли, как отсчитать минуту без часов, и т. д.

Рефлексия имеет практический смысл и интересна как взгляд на себя: как опыт меня формирует? развиваюсь я или деградирую? что я ощущаю прямо сейчас? почему при слове «гусь» я заплакал и убежал? Она позволяет понять, как наши странности и убеждения влияют на манеру вести себя и принятие решений. И это вовсе не критическое мышление. Последнее помогает добираться до цели и преодолевать трудности, видеть несоответствия во внешнем мире, а рефлексия представляет собой размышления о внутреннем опыте. Такая способность формируется у нас, по мнению ученых, не раньше 9–10 лет.

Вместо того чтобы импульсивно махнуть рукой: «Нет, мне никогда не забраться на это дерево!» — человек начинает задумываться: «Может, я всё-таки способен? Чего мне недостает? А если попробовать придвинуть скамейку? А вот на забор я легко запрыгиваю…»

Окружающая нас реальность очень динамична и с каждым днём становится еще быстрее. И самолеты, и информация, и мы сами — всё здесь теперь носится с огромной скоростью. Кроме того, появились и другие вселенные, виртуальные.

Психологическая рефлексия

Одним из первых в психологии рассмотрел рефлексивное состояние А. Буземан, трактовавший его, как перенос переживаний с внешнего мира на самого себя.

Психологические исследования рефлексии представляют двояко:

— способ осознания исследователем оснований, а также результатов исследования;

— базовое свойство субъекта, при котором происходит осознание, а также регуляция своей жизнедеятельности.

Рефлексия в психологии это размышление человека, целью которого выступает рассмотрение, а также анализ собственной активности, самого себя, собственных состояний, прошлых событий, поступков.

Глубина состояния связана с заинтересованностью индивида в этом процессе, а также способностью его внимания выделять в меньшей или в большей степени, на что влияет образованность, представления о нравственности, развитость моральных чувств, уровень самоконтроля. Считается, что индивиды различных профессиональных и социальных групп различны в использовании рефлексивной позиции. Данное свойство рассматривается как разговор или своеобразный диалог с самим собой, а также способность индивида к саморазвитию.

Рефлексия — это мысль, имеющая направленность на мысль или на самого себя. Она может рассматриваться как вторичное генетическое явление, возникающее из практики. Это выход практики за пределы границ себя самого, а также обращенность практики на себя. Психология творческого мышления и творчества трактует этот процесс как переосмысление и осмысление субъектом стереотипов опыта.

Изучение взаимосвязи между индивидуальностью индивида, рефлексивным состоянием, творчеством, позволяет говорить о проблемах творческой уникальности личности, а также ее развитии. Э. Гуссерль — классик философской мысли отметил, что рефлексивная позиция является способом видения, которое трансформируется от направленности объекта.

Психологические характеристики данного состояния включают способность изменять содержание сознания, а также изменять структуры сознания.

Примеры рефлексии из жизни

Рефлексия в жизни, как она себя проявляет?

Попытаться подумать

ответить себе на следующие вопросы

  • Была ли польза от этого?
  • Получил ли я новую информацию?
  • Как я могу использовать полученный опыт?
  • Понравился ли мне персонаж (место)?
  • Что я извлек из этого?

Завести специальный блокнот

следует записать в специальный блокнот

  • Вопросы, посвященные жизни и смерти. Философские рассуждения, смысл жизни и предназначение.
  • Основная цель в жизни. Удалось ли добиться ее? Если нет, то по каким причинам.
  • Взаимоотношения с окружающими. Должны быть включены не только доброжелатели, но и те, с кем отношения испорчены. Ответить на вопрос «почему так случилось и как этого можно было избежать».
  • О духовном мире, религии и Боге.
  • О прошлых ошибках и действиях. Ответить на вопрос «что я сделал неправильно и как это можно было исправить».
  • О планах и заветных мечтах. Ответить на вопрос «как я могу добиться этого».
  • О материальных ценностях. Ответить на вопрос «что мне важнее всего в моей жизни».

Важно:Большинство из этих вопросов могут вызвать у человека серьезные затруднения, ведь отвечать необходимо честно. Рефлексия предполагает самоанализ

Человек должен уметь признавать не только свои положительные стороны, но и недостатки. Ответив на все вопросы честно и проанализировав их, человек может узнать о себе много нового.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector