Теории развития личности эрика эриксона: восемь стадий развития личности
Содержание:
Научная деятельность
В возрасте 25 лет Эрик познакомился с семьей Фрейдов. Дочь психоаналитика помогла ему стать преподавателем в Венском психоаналитическом институте. Он изучал детскую психологию.
Изучая метод Монтессори, он также сосредоточился на развитии ребенка и стадиях сексуальных изменений. В 1933 году он получил степень по психологии.
После переезда в США Эриксон стал первым детским психоаналитиком в Бостоне. Сначала он работал в Массачусетской больнице общего профиля, затем в Гарвардской медицинской школе и Центре судьи Бейкера. Он также был врачом в психологической клинике. После окончания Гарвардской медицинской школы в 1936 году Эрику предложили должность в Йельском институте социальных отношений. Помимо психоанализа, исследователь изучал взаимоотношения между антропологией и психологией, взаимодействуя с авторитетами из обеих областей.
В 1938 году Эриксон завершил обучение в Йельском университете, после чего отправился в Южную Дакоту для наблюдения за племенем сиу, а затем в Калифорнию для изучения традиций юроков. Сравнив особенности развития детей двух общин, психолог обнаружил различия. Они вдохновили ученого на проведение исследования психологических последствий событий, происходящих в подростковом возрасте. После этого Эриксон вместе с семьей переехал в Калифорнию, где присоединился к группе исследователей в Институте социального обеспечения Беркли. Он также практиковал в Сан-Франциско.
Эрик вернулся к племени юрок на новом месте, чтобы завершить свое второе исследование. Известный благодаря своей книге «Детство и общество», вышедшей в 1950 году, он стал знаменитостью. Он писал о мире детства и влиянии общества. В том же году ученый покинул стены Калифорнийского университета.
Эрик Эриксон преподавал в Центре Остина Риггса и работал с молодыми людьми с эмоциональными нарушениями в период с 1951 по 1960 год. В это время он также выступал в Питтсбургском университете в качестве приглашенного профессора. В 1958 году была опубликована книга под названием «Молодой Лютер».
В конце 1960-х годов он вернулся в Гарвард и был профессором до 1970 года. Эриксон опубликовал книгу «Идентичность: Подростковый возраст и кризис» в 1968 году. Исследователь выступил с лекцией Джефферсона в 1973 году и получил высшую награду США от Национального фонда гуманитарных наук.
Ученый внес значительный вклад в психологию. Приняв теорию Фрейда, он не стал концентрироваться на идее отношений между детьми и родителями, а поставил во главу угла интерес к личности. Его теория развития личности разделила психологическое развитие не на 5 стадий, а на 8 этапов жизненного цикла. Помимо фаз, описанных Фрейдом, в схеме появились еще три периода взрослости.
Для определения путаницы идентичности Эриксон предложил следующую периодизацию стадий развития: орально-сенсорная, мускульно-анальная, локомоторно-генитальная, латентная, подростковый возраст, ранняя зрелость (юность), средняя зрелость, поздняя зрелость (старость).
Он придавал большое значение эго, считая, что его идентичность позволяет каждому человеку быть личностью. Ролевые искажения приводят к тому, что субъект может не быть членом общества. Исследователь считал, что окружающая среда сильно влияет на адаптацию ребенка, формирование самосознания и идентичности. Эго отвечает за гармонию с окружающей средой, личностный рост и реализацию, уверенность в себе.
Молодость
Юность — это шестая стадия периодизации возрастной психологии Эриксона. В действительности, в возрасте от 20 до 25 лет начинается настоящая взрослая жизнь. Получается новая профессия, начинается самостоятельная жизнь, возможны ранние браки.
Почти все предыдущие стадии развития задействованы в участии в любовных отношениях. Не доверяя другим, человеку трудно доверять себе, а будучи неуверенным и небезопасным, ему трудно терпеть, когда другие нарушают его границы. Чувствуя себя неполноценным, человеку становится трудно подходить к другим, самому проявлять инициативу. А при отсутствии трудолюбия возникнет инертность в отношениях, душевный разлад может вызвать проблемы с определением места в обществе.
Когда человек успешно строит партнерские отношения, даже если для этого требуются значительные компромиссы и жертвы, способность к близости становится совершенной.
Этот кризис может быть позитивно разрешен через любовь. На этой стадии на возрастную периодизацию Эриксона влияют эротические, романтические и сексуальные элементы. Близость и любовь, которые мы развиваем, можно рассматривать как возможность начать доверять другому человеку, оставаться верным в отношениях, даже если это подразумевает самоотречение и уступки. Этот тип любви проявляется во взаимном уважении, заботе и ответственности за другого человека.
Человек может бояться потерять независимость, поэтому он старается избегать близости. Это грозит самоизоляцией. Социальная изоляция, одиночество и социальный вакуум являются результатом неспособности установить доверительные и стабильные личные отношения.
Биография
Судьба Эриксона своеобразна. Он родился в результате внебрачной связи между его еврейской матерью, Карлой Абрахамсен, и гражданином Дании (об отце Эриксона нет более подробной информации, чем его фамилия). Карла Абрахамсен происходила из известной еврейской семьи, ведущей свою родословную из северных земель Германии. Ее отец, Йозеф, был торговцем сухофруктами в Копенгагене, а братья Эйнар, Николай, Макс и Аксель занимались благотворительностью (включая кухню для бедных иммигрантов из России, в основном евреев). Ее мать, Генриетта, умерла, когда Карле было 15 лет.
Поскольку Карла была официально замужем за Вальдемаром Исидором Саломонсеном (еврейским биржевым маклером), ребенок был записан как Эрик Саломонсен. Через некоторое время она получила образование медсестры, переехала в Карлсруэ и в 1904 году вышла замуж за педиатра Теодора Хомбургера. В 1909 году Эрик Саломонсен стал Эриком Хомбургером, а в 1911 году он был официально усыновлен своим отчимом. Хотя ее муж придерживался консервативного иудаизма (не ортодоксального), Карла настаивала на строгом соблюдении еврейского ритуала в семье, включая кошерную пищу, праздники и еженедельное посещение синагоги по пятницам и субботам. В дополнение к светскому образованию дети получали еврейское образование. Более того, Карла руководила отделением Баденской еврейской благотворительной лиги при местной синагоге.
Проблема кризиса идентичности во многом связана с жизненным опытом Эриксона. В детстве от него скрывали личность его биологического отца. Мальчика дразнили как в его еврейской религиозной школе из-за его внешности (он был высоким голубоглазым блондином), так и в обычной школе из-за его веры. С годами он все больше и больше подозревал, что его отец не был евреем.
Покинув Вену в 1933 году, он эмигрировал в США вместе с канадской танцовщицей и художницей Джоан Моват Серсон. Позже эмигрировали две его сестры: Рут Хирш в Нью-Йорке и Эллен Кац в Хайфе. Приняв новое имя, Эрик Хомбургер сохранил свое старое имя в качестве среднего. Эрик Хомбургер официально изменил свою фамилию с Хомбургер на Эриксон в 1930-х годах.
Теория Эриксона противопоставляет пятистадийную модель Фрейда его собственной восьмистадийной модели. Эриксон переименовал «генитальную стадию» в «подростковый возраст» и добавил три дополнительные стадии к взрослости.
Кроме того, Эриксон придерживается теории эго-психологии, которая подчеркивает, что роль эго больше, чем роль раба ид (как во взглядах Фрейда). Эриксон утверждает, что эго обладает способностью организовывать жизнь, обеспечивать гармонию с физическим и социальным окружением, быть источником уверенности в себе и символом самоидентичности.
Из-за подозрений в симпатиях к коммунистам в 1950 году его обвинили в «охоте на ведьм» (маккартизме). После требования, чтобы профессора Беркли подписали клятву верности, Эриксон покинул университет и провел десять лет, работая в клинике в Массачусетсе, а затем десять лет в Гарварде.
Награжденный Пулитцеровской премией за нехудожественную литературу за книгу «Истина Ганди» в 1970 году, Эриксон является автором нескольких книг.
Преданность профессии
После того как Милтону Эриксону исполнилось 50 лет, он начал ощущать последствия полиомиелита, от которого он, по-видимому, уже оправился. Он снова начал испытывать боль и слабость в мышцах. В молодости некоторые мышцы еще не полностью восстановились. В результате другие испытывали повышенную нагрузку. Через некоторое время Эриксона снова парализовало. Но и на этот раз он не поддался болезни. Благодаря применению техники, которую он использовал в молодости, он смог частично восстановиться. Все двадцать лет до своей смерти он находился в инвалидном кресле и испытывал боль. Несмотря на это, его дух не был сломлен, и он продолжал изучать и практиковать психиатрию и вести семинары.
Он умер 25 марта 1980 года. Интересно, что у Милтона Эриксона было восемь детей — четыре сына и четыре дочери. Но потомство — это не все, что он оставил на этой земле. Главное его сокровище — это его труды по психологии, психотерапии, коммуникации, педагогике, гипнотерапии. Благодаря его усилиям появилось нейролингвистическое программирование. Эриксон был веселым и жизнерадостным человеком. Благодаря этому он преодолевал свои трудности и помогал другим людям делать то же самое. Для многих слова Милтона Эриксона «Мой голос может превратиться в тот звук, который вы хотите услышать» стали реальностью, а не фантазией.
Направление в психологии
Наиболее известная работа Эриксона — «Детство и общество» (1950). Важная часть этой книги основана на психоанализе. Поскольку психоанализ фокусируется на психических расстройствах, различные конфликты используются в качестве примеров на протяжении всей книги. Работа посвящена детству и историческим процессам.
В теории Эриксона основное внимание уделяется развитию эго (самости). Однако он заявил, что его теории являются продолжением психосексуальных идей Фрейда, и что они будут полезны для дальнейшего психосоциального развития и биологических исследований.
Психолог ввел понятие «эго-психология», чтобы раскрыть роль эго в жизни. Наука утверждала, что только Эго отвечает за качество жизни, за физическую и духовную гармонию, за здоровую социализацию.
Как утверждал Эриксон, эго определяет идентичность человека и его самооценку. Внутреннее «я» человека является источником всех побед и поражений, радости и печали.
Для психолога было чрезвычайно важно изучить Эго и его адаптивные способности в возникновении различных эмоций: апатии, страха, агрессии. В связи с развитием различных расстройств и кризисов психологического характера ученый искал и подбирал психологические методы, которые могли бы эффективно помочь пациенту. Например, консультации с психологом, терапия, медикаменты, гипноз.
Психиатры, терапия, медикаментозное лечение, гипноз и т.д.
В связи с развитием различных расстройств и кризисов психологического характера ученый искал и подбирал психологические методы, которые могли бы эффективно помочь пациенту. Например, консультации с психологом, терапия, медикаментозное лечение и гипноз.
Рекомендуем: Идентификация — это
Эриксон описал основные 8 возрастных этапов формирования личности, и это стало значительным вкладом в изучение человеческой психики. Это учение знакомо любому профессиональному психологу.
Ученый попытался продемонстрировать влияние, которое культура оказывает на этапы формирования личности, и это послужило точкой отсчета для многих исследователей, изучающих модели поведения личности, создавая оригинальные методы исследования вопросов психологии, которыми люди задаются сегодня.
Ученый придумал собственную концепцию психологического развития личности и разделил ее на восемь стадий, аналогично схеме Фрейда. Эриксон добавил к процессу формирования только три стадии.
Эриксон писал, что все проявления должны быть признаны во взаимосвязи биологии, поведения, восприятия и общества.
Теоретическая направленность учения Эриксона включает в себя:
- Анализ перемен, сопровождающих человека в течение всей жизни, начиная с самого детства.
- Акцент на здоровом психическом состоянии людей, а не на патологическом.
- Изучение Эго, определяющего самоидентичность и индивидуальность человека.
- Связь клинических выводов с культурными и историческими явлениями.
- Толкование стадий развития и формирования психики человека.
- Создание методов помощи другим ученым и психологам.
Этап 1: доверие против недоверия
Вам будет интересно: Упорядоченное движение заряженных частиц: понятие и характеристики.
Мы живем в мире, который одновременно безопасен и непредсказуем, но также опасен и хаотичен. Эпигенетическая теория Эриксона предполагает, что первая стадия психосоциального развития сосредоточена вокруг поиска ответов на эти важные вопросы.
Новорожденный рождается совершенно беспомощным и зависит от тех, кто за ним ухаживает.
Эриксон считал, что в эти два критических года жизни важно, чтобы ребенок усвоил, что его родителям (воспитателям) можно доверять в удовлетворении всех потребностей. Когда о ребенке хорошо заботятся и удовлетворяют его потребности в развитии, он начинает доверять миру.
Что происходит, когда потребности малыша не удовлетворяются постоянно. Вследствие этого он или она может стать недоверчивым по отношению к окружающему миру. Дети могут чувствовать себя неспокойно в неизвестности, а те, кто отвечает за их заботу и любовь, могут не заслуживать доверия.
Доверие и недоверие — обе стадии отношений. Важно помнить об этом:
После завершения этого этапа в ребенке появится добродетель надежды. Даже при возникновении проблем человек, обладающий этим качеством, сможет рассчитывать на поддержку и заботу близких. Страх охватит тех, кто не может обрести эту добродетель. Во время кризиса эти люди могут чувствовать безнадежность, тревогу и неуверенность.
Создание этапов
Выдать секрет или навредить себе?
Эпигенетическая теория Эриксона раскрывает эволюцию его научной работы по оценке личности при кратком рассмотрении его работ. Чтобы успешно преодолеть кризис, вам необходим здоровый баланс между двумя противоположными диспозициями.
Пример здорового подхода на первой стадии формирования — доверие против недоверия) можно охарактеризовать как переживание и рост через кризис «Доверия» (люди, жизнь и будущее развитие), и прохождение и развитие соответствующей способности к «Недоверию», где это необходимо, чтобы не быть безнадежно нереалистичным или легковерным.
Опыт и рост на второй стадии (автономия vs. «Автономия» — это, по сути, быть самим собой, а не бессмысленным последователем, но с достаточной способностью к «Стыду и Сомнению», чтобы обрести независимый разум, этику, внимательность и ответственность.
По мнению Эриксона, эти успешные сбалансированные результаты называются «основными достоинствами» или «основными преимуществами». Его теория, которая часто встречается в психоаналитических таблицах и других письменных работах, объясняющих его работу, предполагает, что на каждом этапе индивиды приобретают определенную силу.
Второе поддерживающее сильное слово, наряду с основной добродетелью каждой стадии, передает здоровый результат и позволяет передать смысл в простых резюме и диаграммах. В качестве примеров пяти основных добродетелей и шести вспомогательных сильных слов можно рассмотреть «надежду и стремление» (с первой стадии — доверие против недоверия) и «силу воли и самоконтроль» (со второй стадии — автономия против стыда и сомнения).
Достижение чего-то ясного и постоянного подразумевалось под словом «достижение» в контексте успешных результатов. Психологическое развитие человека не является постоянным и необратимым: любой прошлый кризис может фактически вернуться, хотя и в другом обличье, с успехом или неудачей в результате. Возможно, это помогает объяснить, как успешные люди могут пасть духом и как безнадежные неудачники могут в конечном итоге достичь великих целей. Никто не должен успокаиваться, и у каждого есть надежда.
Личная жизнь
Эрик Эриксон женился в 1930 году. Его невестой стала танцовщица и художница из Канады Джоан Моуэтт Серсон. Пара познакомилась на балу. Жена подарила мужчине двух сыновей и дочь. Будучи женатым, психолог принял христианство.
Он женат на Джоан Эриксон.
Когда в 1933 году стало ясно, что приход к власти Адольфа Гитлера влечет за собой нацистскую угрозу, Эрик вместе с женой и детьми уехал в Копенгаген. Получить датское гражданство было невозможно, поэтому семья переехала в США, где этот вопрос стоял не так остро и где было легче строить личную жизнь.
Именно в конце 1930-х годов психолог получил фамилию Эриксон, а фамилия его отчима стала его вторым именем.
Появление термина
В эпигенетической теории Эрика Эриксона говорится о «психосоциальном кризисе» (или психосоциальных кризисах, которые имеют множественное число). Этот термин является продолжением использования Зигмундом Фрейдом слова «кризис», которое обозначает внутренний эмоциональный конфликт. Мы можем описать этот тип разлада как внутреннюю борьбу или вызов, с которым человек должен смириться и справиться, чтобы расти и развиваться.
«Психосоциальный» термин Эриксона происходит от двух исходных слов, а именно «психологический» (или корень «психо», относящийся к разуму, мозгу, личности) и «социальный» (внешние отношения и среда). Иногда можно встретить концепцию, расширенную до биопсихосоциальной, в которой «био» относится к жизни как биологической.
Впереди всех
После окончания медицинской школы Милтон продолжил свой путь к своей мечте. Там он добился невероятных успехов и даже получил степень по психологии. В психотерапии и сегодня используются принципы Милтона Эриксона. Изучая словесные ассоциации, он заметил, что пациенты связывали предложенные врачом слова с объектами, понятиями или событиями, которые представляли для них проблемы. Затем Эриксон предположил, что все может быть наоборот. Пациент почувствует влияние, если ему будет отправлено замаскированное сообщение в виде истории, в которой собраны концепции, решающие его проблему. Также произойдет подсознательное влияние. В результате он пришел к выводу, что гипноз также не может быть каким-либо. По мнению профессора, он должен быть мягким, спокойным и поэтичным, но в то же время образным. Милтон Эриксон использовал гипнотические техники для одновременного воздействия на сознание и подсознание.
Психология религии Эриксона
Область психоанализа всегда была сосредоточена на изучении неклинических интерпретаций культурных явлений, таких как искусство, религия и исторические движения. Эрик Эриксон внес такой большой вклад в изучение религии, что его работа получила широкое признание, а также вдохновила большое количество вторичной литературы.
Ключевым аспектом эриксоновской психологии религии является признание того, что религиозная традиция взаимодействует с чувством доверия или недоверия ребенка. Теория личности Эриксона представлена в его восьми стадиях жизни, каждая из которых имеет свой вызов, который необходимо преодолеть, и каждая — соответствующую добродетель, как упоминалось выше, вместе образуя таксономию религиозной и этической жизни. Согласно Эриксону, человеческие взаимодействия и социальные взаимодействия характеризуются ритуализацией, «скоординированным взаимодействием между по меньшей мере двумя индивидами, повторяющимся в значимое время и в повторяющихся контекстах». Этот тип ритуализации характеризуется тщательным вниманием к тому, что можно назвать церемониальными формами и деталями, мощным символизмом, активным участием участников и непреодолимым чувством абсолютной необходимости. Каждая стадия жизненного цикла имеет свою собственную ритуализацию и связанный с ней ритуализм: нуминозное против мирского, идолопоклонническое, рациональное против легалистического, драматическое против персонификации, формальное против формализма, идеологическое против тоталитизма, аффилиативное против элитизма, поколенческое против авторитарного, интегральное против догматизма.
Его наиболее известными трудами по психологии религии являются «Молодой Лютер: исследование психоанализа и истории о Мартине Лютере» и «Правда Ганди о Мохандасе К. Ганди». Ганди. За эту работу он получил Пулитцеровскую премию и Национальную книжную премию. Обе книги показывают, как развитие ребенка и влияние родителей, социальный и культурный контекст и даже политические кризисы вплетаются в личность человека. Методы этих исследований показывают, что каждая влиятельная фигура достигла мастерства в исторический момент, который Эриксон назвал бы исторической развязкой. Такие люди, как Лютер или Ганди, были теми, кого Эриксон называл Homo Religiosus, людьми, для которых последний вызов жизненного цикла — целостность перед лицом отчаяния — является постоянным кризисом, и они становятся одаренными новаторами, чье собственное психологическое лечение становится идеологическим прорывом для своего времени.
Милтон Эриксон и его гипноз
Американский психиатр Милтон Эриксон специализировался на медицинском гипнозе. Его подход к измененным состояниям сознания лег в основу целого направления, известного как эриксоновский гипноз. Нейролингвистическое программирование было основано на его психотерапевтической модели. Милтон Эриксон, доктор медицины, является основателем и 1-м президентом Американского общества клинического гипноза и адъюнкт-профессором Государственного университета Уэйна. Американская психиатрическая ассоциация, Американская психологическая ассоциация и Американская психопатологическая ассоциация были связаны с ним. Его имя связано с основанием Фонда обучения и исследований Американского общества клинического гипноза.
Биографический очерк
Милтон Эриксон родился без правильного цветовосприятия, неспособным различать звуки по высоте тона и воспроизводить музыкальную мелодию. В детстве он страдал нарушениями чтения и дислексией, а в семнадцать лет Милтон перенес полиомиелит и смог вести полноценную жизнь благодаря разработанной им самим программе реабилитации. Однако в возрасте пятидесяти лет метод перестал работать, и в последние годы жизни Милтон был прикован к инвалидному креслу, испытывал постоянные сильные боли и был частично парализован.
В 1936 году Милтон Эриксон написал статью, в которой изложил результаты своего эксперимента с тестом словесных ассоциаций, суть которого заключается в том, что человек бессознательно дает ассоциативную связь стимульному слову со словами, описывающими его проблему. Например, на стимульное слово «живот» испытуемая дала следующие слова: большой, беспокоиться, младенец, страх, операция, болезнь, забыл. И это была информация о ее нежелательной беременности, которую она не помнила. Используя некоторую обратную логику, Эриксон понял, что терапевт может обратить весь процесс вспять и послать клиенту замаскированное сообщение в форме рассказа. Именно тогда у него возникла идея создать особый язык гипноза, в котором внушение проводится мягко, без насилия, в обход сознания пациента. Компонентами этого гипнотического языка являются поэзия и образность, разнообразие информации, представляемой Сознанию и Бессознательному, забота и уважение к желаниям пациента.
В честь Милтона Эриксона состояние транса было названо «эриксоновским гипнозом».
Эриксоновский гипноз открывает широчайшие возможности в психотерапевтической медицине. Обычные психологические приемы многократно повышают свою эффективность, если они выполняются в состоянии транса. Это становится возможным потому, что в таком состоянии отсутствует контролирующая роль сознания, тормозящая или даже блокирующая процесс. На основе этого явления можно работать с психосоматическими расстройствами, в основе которых лежит тяжелое невротическое расстройство и с которым пациент просто не может справиться в обычном состоянии сознания. Состояние транса позволяет избирательно работать со здоровыми слоями психики, не затрагивая поврежденные, тем самым постепенно «выращивая» необходимые ресурсы здоровья. Использование гипноза в качестве терапевтического усилителя помогает терапевту работать в разы эффективнее.
Милтон Эриксон написал несколько книг, самая известная из которых — «Мой голос останется с вами», которая, по сути, является сборником психотерапевтических историй. Широко известны и некоторые другие книги — «Стратегия психотерапии» и «Человек из февраля. Гипнотерапия и развитие самосознания личности», написанные совместно с Э. Росси, а также «Гипнотические реальности: Индукция клинического гипноза и формы косвенной индукции».