Виды и формы мышления: характеристика, как их можно развить
Содержание:
- Особенности развития логического мышления
- Как развить логику. 5 эффективных упражнений
- Упражнение 5. Логические задачи
- Зачем развивать логику?
- Основные формы мышления
- Упражнения, выполнение которых поможет развить логику
- Словесно логическое мышление
- Почему сегодня так много людей интересуется, как развить логику?
- Что такое мышление
- Некомпьютерные игры и головоломки
- Игры на развитие мышления у дошкольников
- Упражнение 3. Ребусы
- Этапы развития логического мышления у человека
- Как работает мышление?
- Как развить мышление?
- Мышление, речь и логика
- Словесно-логическое мышление
- Ответы на головоломки
Особенности развития логического мышления
Любой человек имеет навык обработки информации. То есть, думают буквально все, считая это естественной функцией мозга. Основные и второстепенные формы логического мышления дают возможность планировать, регулировать поведение. А также делать верные выводы из обстоятельств и организовывать принятие мер. Делаем вывод о необходимости иметь способность логически мыслить, которую можно развить или натренировать.
Данная интеллектуальная характеристика включает целый ряд навыков:
- теоретические основы;
- способность выполнять операции: обобщать, сравнивать, конкретизировать;
- правильное изложение мыслей;
- способность избегать заблуждений;
- выявление ошибок;
- нахождение требуемых аргументов.
Как развить логику. 5 эффективных упражнений
Многие озадачились: «как развить логическое мышление». Зная особенности мыслительной деятельности, можем сказать, логика требует мозговой нагрузки. Смекалки, задачи, интригующие сюжеты – всё это заставляет мозг проявлять активность. Создание вопросов провоцирует цель изучения и тренировки. Давайте разберёмся, как стимулировать логику, на примере 5 эффективных способов
Отгадывание загадок
Мы не берём в счёт что-то вроде «Зимой и летом – одним цветом». Загадки с подвохом кажутся на первый взгляд простыми. Но поиск их ответа требует максимума «мозгового штурма». Развитие логики происходит благодаря эмпирическому (слуховому) анализу, построению причинно-следственных связей. Есть загадки, где ответ уже звучит в условии. Необходимо внимательно прослушать. Есть другие, которые требуют формирования последовательной цепочки. Отгадав загадку, вы решите задачу, стимулирующую рациональность мыслительных процессов.
Логические игры
Монополия, паззлы, тетрис – традиционные игры, улучшающие рациональное аналитическое мышление. Их особенность – эмпирический анализ, требуемый от игрока. Участнику необходимо вслушаться в информацию, наблюдать за ходом действия игры. Исходя из полученных данных, предпринимать дальнейшие свои действия.
В интернете встречаются множество онлайн-игр, дающих развитие логике. Любой желающий может проверить силы и увеличить свой потенциал.
Математические задачи
Математика – царица наук. Она вырабатывает смекалку и навык быстрого принятия решений. Математический склад ума наделяет сообразительностью и быстрой обучаемостью. Никогда не поздно поразмышлять над задачами на дифференциалы, интегралы, теорию вероятности, чтобы совершенствовать логическое мышление.
Логические задачи
Регулярное прорешивание задач – ответ на вопрос: «Как развить мышление». Встречаются такие, которые взрослый может решить не сразу. В то время как ребёнок или подросток моментально находят ответ.
Важен не сам результат, а процесс. Рассуждая, личность учится добывать информацию, совершенствуя свое эмпирическое познание.
Чтение детективов
Нет ничего более увлекательного, чем погружение в запутанную историю. Детективы – те же задачи. Они включают множество вариантов ответов, каждый из которых правильный и неправильный. Используя смекалку, герой может строить огромную цепочку последовательностей, причинно-следственных связей. Помогает ему в работе – читатель. Остросюжетный интригующий триллер – хороший помощник для стимулироваия логического мышления.
Упражнение 5. Логические задачи
Чем больше логических задачек вы решаете, тем крепче становится ваше мышление. Ведь не даром говорят, что математика – это гимнастика для ума. Действительно, при решении некоторых из них, прямо чувствуешь, как мозг шевелится.
Начнем с тех, что попроще:
- Коля и Вася решали задачки. Один мальчик решал у доски, а другой за партой. Где решал задачки Вася, если Коля не решал у доски?
- Три стареньких бабушки живут в одном подъезде, на третьем, пятом и седьмом этажах. Кто на каком этаже живет, если бабушка Нина, живет выше бабушки Вали, а бабушка Галя, ниже бабушки Вали?
- Юра, Игорь, Паша и Артем пришли к финишу в первой четверке на соревнованиях по бегу. Кто какое место занял? Известно, что Юра прибежал не первым и не четвертым, Игорь прибежал следом за победителем, а Паша не был последним.
А следующие три задачи Сашуля принесла с математической олимпиады. Это задачи для третьего класса.
«Садовод посадил 8 саженцев. Из всех, кроме четырех выросли грушевые деревья. На всех грушевых деревьях, кроме двух растут груши. Груши со всех плодоносящих грушевых деревьев, кроме одного невкусные. На скольких грушевых деревьях вкусные груши?»
«Вася, Петя, Ваня носят галстуки только одного цвета: зеленого, желтого и голубого. Вася сказал: «Петя не любит желтый цвет». Петя сказал: «Ваня носит голубой галстук». Ваня сказал: «Вы оба обманываете». Кто какой цвет предпочитает, если Ваня никогда не врет?»
А теперь внимание! Задача повышенной сложности! «На засыпку», как говорится. Я ее не смогла решить
Долго мучилась, а потом подглядела в ответы. Она тоже с олимпиады.
«Путешественнику нужно пересечь пустыню. Переход длится шесть дней. Путешественник и носильщик, который будет его сопровождать, могут взять с собой запас воды и еды для одного человека на четыре дня каждый. Сколько носильщиков потребуется путешественнику для воплощения в жизнь своего замысла? Укажите наименьшее число».
Если на какой-нибудь задачке все-таки засыпетесь, то обращайтесь, помогу)
Зачем развивать логику?
Можно ли развивать логическое мышление? Бесспорно, это не только можно, но и нужно делать каждому человеку. Подобное мышление позволяет выстраивать цепочки поведения, делать грамотные выводы в ситуациях и принимать определенные меры. Часто решение приходится делать в сжатые сроки, а без логических умозаключений это бывает просто невозможно.
Научившись анализировать всю информацию, вам будет проще справляться даже с нестандартными ситуациями. Правильный сбор и обработка позволяет выстраивать правильную манеру поведений в определенных обстоятельства.
Научившись наперед просчитывать все нюансы, исключая неприятные последствия в голове, вы сможете принимать единственно верные решения.
Основные формы мышления
Логические формы мышления и свойства мышления — понятие, суждение, умозаключение.
Способы мышления и типы мышления-абстрактное, конкретно-действенное, конкретно-образное. Различают и понятийное мышление, в котором используется понятие и логическая цепочка действий. Существуют методы мышления: индукция и дедукция. Индукция это- размышления от частных действий к общим понятиям, а дедукция совсем наоборот от общих к частным. Мыслительные операции и мыслительные процессы строятся на основе анализа и синтеза, а также сравнения и обобщения.
Функции мышления
- наглядно-действенное
- наглядно-образное
- словесно-логическое
Ответом на вопрос как развить мышление? могут стать различные упражнения на развитие мышления. Такие способы хорошо используются в математических задачах, когда нужно изобразить или перечислить числовой ряд по возрастанию или убыванию, перечислить числа от 1 до 100, написать последовательность букв, слов и так далее.
Процессы мышления
Процесс мышления это логические цепочки, которые состоят из желания решить проблему, анализа всех ее составляющих, поиска решения и реализации решения.
Виды мышления в психологии таблица фото:
Упражнения, выполнение которых поможет развить логику
Придется выполнять ежедневно хотя бы одно, а лучше – несколько упражнений из этого списка:
-
Разгадывание анаграмм.
Из букв, перемешанных в произвольном порядке, вам необходимо составить нормальное слово.
-
Решение специальных логических задачек.
И в интернете, и в книжных магазинах продается достаточно сборников с такими задачками.
Начать можете с вот этой, простенькой: человек ежедневно сбривает бороду, но продолжает ходить с бородой на лице. Как такое возможно?
-
Подбор слов, которые связывают два словосочетания.
Например, «открывает двери», «птицы выстроились» – ключ.
-
Составление кроссвордов или головоломок.
-
Придумайте 5 способов использования любого предмета
Или же найдите 5 выходов из какой-то ситуации.
Для развития логического мышления предлагаем вам сразу перейти к практике
и разгадать задачку со спичками в следующем видео:
Словесно логическое мышление
Благодаря вербальному мышлению мы оперируем такими понятиями, как честь, совесть, любовь, стоимость. Ведь визуализировать их мы не можем – это вербальные конструкции, возможно, каждый вкладывает в них свой смысл.
Вследствие словесно логического мышления личность может оперировать самыми отвлеченными понятиями, не отрываясь полностью от чувственного опыта. С его помощью мы ищем и находим закономерности, обобщаем ранее полученный опыт — и чувственный, и наглядный.
Словесно логическое мышление не снисходит на нас в одночасье, оно формируется в процессе всей жизни постепенно, в процессе обучения и приобретения личного опыта. Кто-то овладевает им в большей мере, чем другие, их мы называем талантами или гениями, а кто-то в меньшей.
Почему сегодня так много людей интересуется, как развить логику?
<?php if ( ! is_single ( array(883, 15772, 33900, 37506, 38863, 38890, 38931) ) ) { ?><?php } ?>
Естественно я, как и большинство гуманитариев, изучала логику в университете.
Этот предмет, казавшийся многим невероятно скучным и бесполезным, преподавала нам настоящая фанатка своего дела.
Преподавательница сумела достучаться до нас и объяснить, почему ее предмету следует уделить внимание и насколько умение логично мыслить пригодится нам в дальнейшем. Я на всю жизнь запомнила слова своей преподавательницы логики:
Я на всю жизнь запомнила слова своей преподавательницы логики:
К счастью не все готовы отказаться от логического мышления.
Многие люди предпочитают развивать логику, понимая, какой серьезный козырь они будут иметь перед теми, кто вообще разучился мыслить логически.
Что такое мышление
Человеческое мышление – главное достижение миллионов лет эволюции. Мир, каким мы его видим сейчас, – результат мыслительной деятельности самых выдающихся представителей Homo Sapiens.
В широком смысле слова мышление – процесс обработки информации сознанием на основе уже имеющихся у человека знаний и накопленного опыта. В результате этого процесса первоначальная информация подвергается анализу, систематизируется, классифицируется и приобретает новое качество.
Для чего нужно развивать мышление? Чем лучше оно развито у человека, тем эффективнее он взаимодействует с окружающей средой, другими людьми и в целом более успешен в жизни.
Мышление начинает формироваться в раннем детстве и проходит в своем развитии несколько стадий. Ученые выяснили, что развитие мышления отдельного человека повторяет развитие мышления всего человечества.
Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга
Начать развиваться
Сначала мы обучаемся взаимодействовать с конкретными предметами, выделять их основные свойства и характеристики, а затем уже начинаем оперировать абстрактными образами и понятиями в своем сознании.
Интенсивное развитие мышления происходит примерно до 20 лет, затем оно замедляется и может совсем сойти на нет, если не заниматься им сознательно.
Некомпьютерные игры и головоломки
Несмотря на информационный век, многие логические игры остаются для поклонников любимыми в их физическом воплощении. Это связано с тем, что некоторые из них не получили качественных аналогов в облике компьютерных программ, а в другие намного интереснее и приятней играть «вживую», общаясь и переживая. Вот примеры таких игр, в которые можно сыграть с друзьями и получить не только удовольствие, но и пользу.
6
Шахматы
Шахматы – это не только спорт, но и наука, и даже искусство. Многие видные политические деятели и полководцы http://4brain.ru/liderstvo/cases.php страстно любили играть в шахматы, а их биографы отчасти этим фактом объясняли успех, которого они достигли. Действительно, шахматы – это не только самая старая и известная логическая игра, а и упражнения в тактике и стратегии, требующие и развивающие наблюдательность, терпение и комбинационное зрение. Больше об этой гениальной игре читайте в .
Кстати, есть версии и для менее терпеливых поклонников шахмат, буллит и блиц, где партия длится не больше 15 мин. Также известно множество шахматных задач и головоломок, придуманных любителями этой игры. Попытаться решить одну из самых популярных – задачу 8 ферзей – вы можете у нас на сайте.
7
Шашки
Для многих знакомство с шахматами началось именно с игры в шашки. Правила в них более простые, а в разновидность шашек – русские шашки – можно играть на шахматной доске 8х8. Этот вариант был наиболее известен в СССР, но в мире насчитывается большое количество поклонников разных вариаций игры: от международных, где используется игровое поле 10х10, до национальных шашек (английских, американских – pool checkers, чешских, турецких и других). Количество игроков также варьируется от 2 до 4.
Несмотря на то, что играть в шашки не сложно, а партии в них не длинные, для победы нужна внимательность, стратегическое и тактическое мышление. Кстати, правила игры в разные шашки можно легко найти в Интернете, так что смело принимайтесь за освоение новой версии, когда стандартная русская вам надоест.
8
Крестики-нолики
Благодаря своей простоте, граничащей с гениальностью, крестики-нолики и сегодня остаются одной из любимых игр всех скучающих на парах, уроках, конференциях, совещаниях. Это «сетевая» логическая игра на двоих эпохи, когда о компьютерах даже не слышали, остаётся популярной и любимой. Так что, если у вас с другом/подругой выдалась свободная минутка, берите чистый лист, ручку, чертите игровое поле и принимайтесь за сражение. На этой и этой страницах мы, к слову, собрали рекомендации к тому, как выиграть в крестики-нолики.
9
Головоломки и задачи со спичками
Головоломки со спичками уже давно используются в качестве задач для развития логики и творческого мышления. Популярность подобных заданий обусловлена удобством использования и доступностью материала, из которого составляются занимательные геометрические и арифметические фигуры. Разгадывать такие головоломки можно дома, на работе, на улице или в дороге: достаточно найти ровную поверхность для выкладывания нужных схем из спичек. Логические игры на перекладывание спичек бывают простыми и сложными, поэтому они подходят как для детей младших классов (несмотря на то, что «спички детям не игрушка»), так и для взрослых.
У нас на сайте вы можете проверить свои силы онлайн в нескольких видах таких головоломок: с геометрическими фигурами и математическими выражениями.
10
Коллективные логические игры
На протяжении многих лет на ТВ остаются популярными разные интеллектуальные шоу и состязания, самые известные из которых – «Что? Где? Когда?», «Самый умный» и другие. Они позволяют нам узнавать много нового и интересного, обогащать свои знания. Но перенести их в жизнь в первоначальном виде и сыграть с друзьями не всегда удается. Тем не менее, полезным и забавным будет, если, как во взрослой компании, так и с детьми, вы просто предложите разгадывать детские загадки или логические задачки посложнее.
В компании весело и с пользой провести время также помогут настольные игры по типу «Монополии», предназначенной для людей всех возрастов
Она не только хорошо развивает мышление, память, внимание, навык устного счета у детей, усидчивость и терпение, но и учит социальному взаимодействию, переговорам с целью убеждения
Игры на развитие мышления у дошкольников
Пять игр ниже объединяют навыки логического мышления в игру и усиливают развитие логического мышления у младших школьников. Когда вы вводите новую игру, будьте внимательны к тому, насколько ваш ребенок заинтересован в этой деятельности, и сохраняйте игривый тон и манеру поведения. Если ваш ребенок не совсем готов к занятиям на логика для детей 6 7 8 лет, попробуйте еще раз через несколько недель или месяцев.
Башни-близнецы
Для этой игры вам понадобятся строительные блоки, цветные кубики или Lego. Расположите ребенка напротив вас на полу или за столом и поместите между вами высокий ящик или папку, чтобы ваш ребенок не мог видеть, что вы строите на своей стороне.
Начните с двух блоков двух разных цветов, постройте башню и объясните ребенку игру следующим образом: «Я только что построил башню из двух блоков. Я использовал синий и желтый. Можешь ли ты попытаться построить башню, как моя? Я дам тебе подсказки. Зная уровень понимания вашего ребенка, начните давать подсказки, такие как: «синий блок внизу» и «другой блок вверху».
Если ваш ребенок успешно строит «башню-близнец», попробуйте сделать подсказки более сложными, используя слово «НЕ». Пример: «Синий блок НЕ сверху». Понимание этого вида подсказки требует другого уровня мышления и может быть слишком сложным. Если это так, делайте подсказки простыми и понятными, и вместо этого добавьте трудности, используя больше блоков разных цветов и строя более высокие башни.
Прятки с изюминкой
Большинство дошкольников любят прятки. В этой версии ваш ребенок прячет игрушку или чучело где-то в вашем доме, и вы задаете вопросы о том, где оно спрятано. Ваш ребенок кивает или качает головой, чтобы указать ответы. Задайте вопросы, такие как: «Это спрятано в комнате, в которой кто-то спит?» «Это скрыто, где кто-то сидит?» «Это спрятано возле стены?» Это требует того, чтобы ваш ребенок подумал о каждой подсказке и подумал, истинна она или нет, в зависимости от того, где спрятан объект.
Младшие дети не всегда будут давать вам правильные ответы, поэтому следите за задаваемыми вопросами. Когда объект найден, избегайте исправления каких-либо ошибок в подсказках и вместо этого просматривайте их вслух: «О, он был скрыт там, где кто-то сидит, но НЕ БЫЛ скрыт там, где кто-то спит!» Даже если ваш ребенок еще не реагирует должным образом, вы используете словарный запас логического мышления во время веселья!
Линия игрушки
Эта игра требует, чтобы ваш ребенок думал о порядке и атрибутах. Чтобы играть, вам нужно четыре или пять игрушек или маленьких чучел животных и, для дополнительного удовольствия, ваш смартфон. Когда ваш ребенок не смотрит, поместите игрушки или животных в ряд, как будто они выстроены в очередь, чтобы куда-нибудь пойти. Как только игрушки в порядке, сделайте снимок с помощью телефона. Затем отодвиньте игрушки назад со своих позиций.
Теперь спросите у своего ребенка: «Хочешь поиграть в угадайку?» Попросите вашего ребенка расположить игрушки или животных в одну линию в соответствии с вашими указаниями, используя подсказки, которые требуют больше размышлений, чем «первый, следующий, последний …». Например, вы можете сказать: «Я ставлю игрушку на колесиках первой в линию.» «Животное с пятнами является последним в очереди». «Игрушка с длинными ушами за машиной» и т. Д.
Чтобы вознаградить успех, покажите ребенку фотографию, которую вы сделали, и сравните с ее составом. В конце концов, ваш ребенок может с удовольствием поменяться ролями и дать вам указания.
Двусторонняя игра «Форма и цвет»
Эта деревянная головоломка не только усиливает атрибуты формы и цвета. Он требует от игрока использовать навыки секвенирования, причинно-следственной связи и умозаключений и обладает большой универсальностью. Это может быть введено как одно пользовательское занятие, и, когда ваш ребенок готов, в него играют два игрока. Эта игра, также популярная среди детей дошкольного возраста, развлекает все навыки логического мышления в увлекательной игровой форме.
Игра «Красная Шапочка»
Удостоенная наград игра, включающая в себя книжку с картинками и многоуровневые задания, ваш дошкольник будет наслаждаться ею много лет. Цель состоит в том, чтобы проложить путь для Красной Шапочки, чтобы она могла добраться до дома бабушки, и наряду с визуальным восприятием и пространственным мышлением, навыки планирования и решения проблем практикуются и укрепляются. Логические задачи для детей 7 8 лет хорошо описаны во многих книжках для подготовки дошкольников к школе. Ваш ребенок будет использовать многие мыслительные навыки и получит удовольствие от успешного достижения цели!
Упражнение 3. Ребусы
Разгадывание ребусов помогает мыслить нестандартно, творчески. Учит ребенка анализировать.
В ребусах могут присутствовать изображения, буквы, цифры, запятые, дроби, размещенные в самом разном порядке. Давайте попробуем вместе решить несколько простых ребусов.
- На первом мы видим слог «БА» и «бочку». Соединим: БА + Бочка = Бабочка.
- На втором принцип тот же: Баран + КА = Баранка.
- Третий посложнее. Нарисован рак, а рядом «а = у». Значит в слове рак, букву «а» нужно заменить на букву «у», получим «рук». К этому прибавим еще одну «а»: рук + а = рука.
- Четвертый ребус с запятой. Так как первой стоит буква «А», то слово-отгадка на нее начинается. Далее видим «кулак», после картинки запятая, значит от слова «кулак» нужно отнять последнюю букву. Получим «кула». Теперь объединяем все вместе: А + кула = акула.
- Пятый ребус только на первый взгляд сложный. Нужно убрать букву «и» из слова «пила», а слово «кот» прочитать задом наперед. В результате получаем: пла + ток = платок.
- Шестой, полностью буквенный ребус. С первой и последней буквами все понятно, а что с серединкой? Мы видим букву «о», нарисованную в буке «т», так и скажем «в т о». Соединяем: А + ВТО + Р = АВТОР.
Потренировались? Теперь попробуйте решить ребус самостоятельно.
Этапы развития логического мышления у человека
Логическое мышление классифицируется по этапам развития, а также разделяется на типы в зависимости от преобладания того или иного элемента сознания:
- Формирование логики начинается с наглядно-действенного мышления. На ранней стадии у маленьких детей отсутствуют устойчивые логические связи. В этом случае мыслительный процесс опирается на реальную ситуацию – построение слов из кубиков, фигур из конструктора.
- Вторая стадия развития логического мышления – наглядно-образная, развивается в дошкольный период. На этом этапе происходит отрыв конкретных образов от реального предмета. Ребенок оперирует не реальными предметами, а вызываемыми из памяти образами этих предметов. На этом этапе ещё отсутствует анализ, образ предмета не расчленяем на составляющие.
- Следующая ступень развития логики, происходит в младший школьный период. На этой стадии развития все практические действия преобразуются во внутренний процесс мышления. Ребенок школьного возраста с успехом улавливает элементарные связи, сходства и различия объектов. Мышление достигает абстрактного уровня, появляется умение игнорировать конкретные свойства предметов и объединять их в категории, классы.
Как работает мышление?
Каждая мысль, существующая в нашем сознании, представляет собой ассоциативную связь между несколькими образами и понятиями. Отдельные образы, возникающие в наших мыслях, будто бы дёргают за невидимые ниточки, заставляя нас вспоминать об остальных связанных с ними понятиях. В результате возникает своеобразная причинно-следственная связь, провоцирующая бесконечный процесс смены одних понятий и образов другими.
Исследуя, как устроен мыслительный процесс, ученые выяснили, что он состоит из нескольких ключевых составляющих:
- Анализ. Разделение комплексной сущности на простейшие образы.
- Синтез. Объединение простейших составляющих, связанных между собой, в сложные объекты и явления.
- Сравнение. Сопоставление отдельных сущностей, поиск сходств и различий.
- Классификация. Распределение объектов по категориям на основании наличия определенных признаков.
- Абстрагирование. Выделение наиболее важных признаков с игнорированием других характеристик.
- Обобщение. Группировка разрозненных предметов по наличию схожих признаков.
- Конкретизация. Выделение одного объекта с уточнением его отличительных характеристик.
Все эти процессы служат одной цели – помогать нам принимать правильные решения на основании имеющихся данных. В результате познавательной и мыслительной деятельности в нашем сознании образуются сложные связи между различными образами, из которых и формируется общая картина мира. И принятое в каждой конкретной ситуации решение представляет собой результат обработки всей когда-либо полученной нами информации.
Как развить мышление?
Для того, чтобы развить своё мышление, необходимо систематически прорабатывать каждую из перечисленных выше составляющих, совершенствуясь в таких направлениях как:
критическое мышление (умение анализировать ситуацию, разбивая её на отдельные факты, сравнивая и сопоставляя их, определяя их правдоподобность и достоверность);
способность к синтезу (умение объединять большое количество фактов в одну комплексную сущность, объект или процесс);
умение сравнивать события и факты, находя значимые различия и сходства;
способность к классификации (важный навык, необходимый для запоминания новой информации);
абстрагирование (выделение ключевых характеристик и отбрасывание несущественных);
умение обобщать (собирать разрозненные предметы в группы, объединяя их по общим признакам);
умение конкретизировать (концентрировать внимание на конкретном образе).
Развиваясь во всех перечисленных направлениях, можно значительно повысить качество тактического и стратегического мышления, что позволит в будущем лучше планировать свои действия на пути к цели. Для этого существует большое количество разнообразных упражнений. Мы рассмотрим 10 из них, для которых не требуется особых навыков и специальных инструментов – достаточно вашего желания и целеустремленности.
Мышление, речь и логика
Мышление человека речевое, оно формируется в процессе общения и его становление возможно только при совместной деятельности людей. Все люди разные, одним легче думать, если они видят или представляют предметы – это наглядное мышление. Другие оперируют отвлеченными структурами (словами) – именно это и отличает словесно логическое мышление.
Речь – это форма общения людей с помощью языковых конструкций, созданных по исторически сложившимся правилам, высшая психическая функция человека. Речь формулирует мысли с помощью слов и предполагает их понимание и восприятие другим человеком.
Логика в дословном переводе означает – рассуждение, речь, мысль. Логика – это наука, которая учит делать выводы косвенным путем, то есть не из сенсорного опыта, а из полученных ранее знаний.
Словесно-логическое мышление
Сегодня все больше исследований направлено на индивидов, имеющих нарушения во взаимосвязи речи и мышления. Мыслительная деятельность индивидов связана неразрывно с человеческой речью. Так как мысль не может зародиться, протекать и существовать вне речи. Люди мыслят посредством слов, произносимых про себя либо вслух. Другими словами, мыслительные процессы проистекают в речевой форме. Чем основательнее осмысленна и глубже продумана каждая мысль, тем четче и яснее она будет сформулирована в словесных формах. Также, наоборот, при совершенствовании и оттачивании словесных формулировок определенной мысли, будет становиться более отчетливой и понятнее сама мысль.
Мыслительная функция является социально обусловленным, нераздельно связанным с речевыми конструкциями психическим явлением, характеризуемым отыскиванием и произведением открытий существенно нового. Это явление непрямого и обобщенного отображения реальности через ее анализ и синтез. Мыслительное оперирование зарождается на фундаменте практической деятельности посредством чувственного постижения.
Словесно-логическая мыслительная функция является одной из вариаций мышления, которая характеризуется употреблением понятий и использованием логических конструкций. Она функционирует на фундаменте языковых средств и являет собой более позднюю фазу исторического развития и онтогенетического формирования мыслительной деятельности. В структуре словесно-логического мышления вырабатываются и действуют разные виды обобщений.
Словесно-логическая мыслительная деятельность являет собой вид мышления, который реализуется с помощью логического оперирования понятиями. Для этого вида деятельности характерно применение понятий, конструкций логики, которые временами не обладают прямым образным выражением (например, стоимость, гордость, честность). Именно вследствие словесно-логического оперирования субъект умеет находить общие закономерности, предугадывать формирование процессов в социуме и природе, обобщать разную наглядную информацию. Однако даже максимально отвлеченная мыслительная деятельность нередко от визуально-чувственного опыта полностью не отрывается. Всякое абстрактное понятие обладает собственным конкретно-чувственным фундаментом, который не в состоянии отобразить всего совершенства понятия, однако позволяет от действительности не отрываться.
Фундаментом словесно-логического функционирования являются языковые нормы построения, которые объединяют словесные формы в сложные структуры, предоставляющие возможность преобразовывать суждения, в непростые логические системы, изучение которых позволяет субъектам выполнять логические операции вывода.
Основным элементом языковых систем считается слово, предоставляющее возможность подвергать анализу события или явления, выделять существенные признаки в них, классифицировать объекты соответственно определенного класса. Словесные формы, представляя собой средство абстракции и инструмент обобщения, отображают глубочайшие взаимосвязи и взаимодействия, находящиеся за объектами внешнего мира.
Формирование логического мышления происходит постепенно. Посредством воспитательного процесса, а в дальнейшем и обучения совершается овладение способами мыслительного оперирования, приобретается умение производить действия «в уме» и разбирать процесс хода собственных рассуждений.
Ответы на головоломки
Пþ ôòð ÃÂÃÂõÃÂóþûÃÂýøúð ø÷ ÿÃÂÃÂø ÃÂÿøÃÂõú.
ÃÂÃÂþ ôòð úòðôÃÂðÃÂøúð ø÷ ÃÂõüø.
ÃÂþûÃÂÃÂðõü ÃÂÃÂø úòðôÃÂðÃÂð.
àð÷òþÃÂðÃÂøòðõü ÃÂÃÂÃÂõûà(ÃÂûõôøÃÂõ ÷ð ÃÂòõÃÂþü ÿðûþÃÂõú).
ÃÂþòþÃÂðÃÂøòðõü ÃÂÃÂñúÃÂ.
àÿÃÂþ ôòð ÃÂðòýþÃÂÃÂþÃÂþýýøàÃÂÃÂõÃÂóþûÃÂýøúð.
àõÃÂõ ýõôðòýþ þñýðÃÂÃÂöøûð ò øýÃÂõÃÂýõÃÂõ ÃÂÃÂþ òøôõþ. ÃÂð ýõü ÃÂþòÃÂõü ôÃÂÃÂóøõ ÃÂÿÃÂðöýõýøÃÂ. ÃÂàÿþÿÃÂþñþòðûø, ÿþúð ÿþûÃÂÃÂðõÃÂÃÂààÃÂÃÂÃÂôþü. çÃÂþ ö, ñÃÂôõü ÃÂÃÂõýøÃÂþòðÃÂÃÂÃÂÃÂ. ÃÂþÃÂüþÃÂÃÂøÃÂõ, üþöõàø òðü ÿÃÂøóþôøÃÂÃÂÃÂ?
ÃÂõÃÂ÷ðùÃÂõ! ÃÂðýøüðùÃÂõÃÂÃÂ! àð÷òøòðùÃÂõÃÂàòüõÃÂÃÂõ ÃÂþ ÃÂòþøüø ôõÃÂÃÂüø. ÃÂþÿÃÂþñÃÂùÃÂõ ÃÂÃÂø ë÷þûþÃÂÃÂõû ÃÂÿÃÂðöýõýøÃÂ. àõ÷ÃÂûÃÂÃÂðÃÂðüø ÿþÃÂòðÃÂÃÂðùÃÂõÃÂÃÂàò úþüüõýÃÂðÃÂøÃÂÃÂ!
ÃÂûðóþôðÃÂàòðà÷ð òýøüðýøõ!
àöôàò óþÃÂÃÂø ÃÂýþòð! ÃÂôõÃÂàòðü òÃÂõóôð ÃÂðôÃÂ!
ÃÂÃÂþóÃÂðüüøÃÂÃÂðü ñõ÷ ûþóøúø ýøúÃÂôð. ÃÂþÃÂÃÂþüàòÃÂõüàÿÃÂþúðÃÂðÃÂàüþ÷ó: ÿÃÂþòõÃÂÃÂÃÂõ ÃÂòþø ÃÂÿþÃÂþñýþÃÂÃÂø. ÃÂðü ÿþô ÃÂøûàÃÂÃÂø ûþóøÃÂõÃÂúøõ ÷ðôðÃÂø?
ÃÂþûõ÷ýþ ÃÂõÃÂðÃÂàø ûþóøÃÂõÃÂúøõ ÷ðôðÃÂø, ø üðÃÂõüðÃÂøÃÂõÃÂúøõ. âðú òàÃÂð÷òøòðõÃÂõ ûþóøúàø ÃÂÃÂõýøÃÂÃÂõÃÂõ üþ÷ó. àÃÂøûàÿÃÂþÃÂõÃÂÃÂøø ðùÃÂøÃÂýøúàúÃÂðùýõ òðöýþ ÃÂûõôøÃÂà÷ð ÃÂþýÃÂÃÂþü ÃÂòþõù óûðòýþù ëüÃÂÃÂÃÂÃÂû. ÃÂþ÷ó ûÃÂñøà÷ðôðÃÂúø ø óþûþòþûþüúø, ð õÃÂàÿõÃÂõúûÃÂÃÂõýøõ òýøüðýøàø þÃÂôÃÂàþàÃÂÃÂÃÂøýÃÂ. ÃÂþÃÂÃÂþüàÃÂúþÃÂõõ ÿÃÂøÃÂÃÂÃÂÿøü ú ÃÂð÷òûõÃÂõýøÃÂü àÿþûÃÂ÷þù!