Психология

Методология общей психологии

Методы общей психологии — это приемы, позволяющие получить конкретные данные. Впоследствии полученные материалы используются для дальнейшего изучения и составления рекомендаций, которые необходимо применить на практике.

Приемы общей психологии разнообразны.Выделяют основные методы и средства: наблюдение и эксперимент.Дополнительные: тестирование, опрос, беседа, биографический метод.Мы будем анализировать друг друга:

  1. Наблюдение — непосредственная регистрация поведения объекта, за которым ведется наблюдение. Этот прием является самым древним в истории психологии в целом. Основные виды наблюдения: полевое — это наблюдение без создания какой либо специальной среды, то есть в привычной обстановке; лабораторное — наблюдение в искусственно созданных условиях.
  2. Эксперимент подразумевает специальное вмешательство в жизнедеятельность объекта для получения дополнительного материала исследования. Основные виды эксперимента: естественный эксперимент — эксперимент проводится в естественных условиях среды без вмешательства экспериментатора; лабораторный эксперимент — проводится в специально созданных условий для определения конкретных данных.
  3. Тестирование. При помощи тестирования изучают определенные качества человека. Требуется когда методы опроса и беседы не дают полной картины свойств личности. Основные виды тестирования: тесты достижений используются при необходимости оценить уровень овладения теми или иными навыками или знаниями; вербальные тесты предназначены для того, чтобы понять, умеет ли человек описывать происходящее вокруг словами; тесты интеллекта используют, чтобы определить уровень интеллекта человека; тесты личности помогают наиболее точно изучить свойства личности; тесты на профессиональную ориентацию проводятся для того, чтобы понять, имеет ли человек определенные качества, которые предрасполагают его к той или иной профессии.
  4. Опрос — один из самых распространенных методов в психологии. Применим не только к одному человеку, но и к группе людей. Основу составляет непосредственное взаимодействие испытуемого и исследователя. Основные виды опросов: письменный — дает более поверхностные знания в изучаемой области; устный — позволяет более подробно исследовать психологические особенности человека.
  5. Беседа — это метод, который используют в том случае, когда наблюдение не дает достаточно ясных и четких данных, необходимых для исследования.
  6. Биографический метод. Данный метод используется при необходимости диагностики жизненного пути человека для последующей его коррекции.

Говоря более простым языком, методы изучения психики — это способы изучения окружающей действительности.

А зачем она

Курс «Введение в общую психологию» обязательно изучают студенты всех специальностей, прямо или косвенно связанных с психологической наукой. Ведь именно этот фундаментальный раздел дает информацию, без которой будет происходить углубленное изучение той или иной отрасли психологии, если речь идет о будущих специалистах в конкретной отрасли науки.

Рекомендуем: Что изучает медицинская психология?

И это принесет двойную пользу: во-первых, специалисты избавят себя от лишних переживаний, а во-вторых, они глубже вникнут в проблему того, кто к ним обратился.Психология вообще чрезвычайно важна для тех, кто выбрал профессии, предполагающие тесное общение с людьми, особенно с «трудными», требующими особого подхода группами (например, совсем маленькие дети или, наоборот, пожилые, люди с особенностями развития).

«Ну, хорошо», — скажет кто-то из читателей.- Специалистам, понятно, нужно все это знать.А обычным людям зачем? «В обычных людей глубоко вникать, может быть, и нет необходимости, но в целом общая психология, хотя бы две-три книги по ней, будет полезна каждому, независимо от его профессии и образования.Да, специалист и неспециалист усвоят информацию в такой литературе на разных уровнях, но и другой сможет почерпнуть что-то ценное для себя.

Отрасли психологии

На самом деле существует множество различных оснований для классификации отраслей психологии.Поскольку психология — наука, тесно переплетающаяся с другими отраслями знаний, то количество возможных отраслей постоянно растет.Основой для любой классификации по отраслям являются методы исследования, предмет и объект.Итак, рассмотрим несколько таких типов отраслей знаний психологической науки:

  1. Предмет исследования. Этот классифицирующий признак позволяет разделить науку на множество подгрупп (пединститутов). Например, можно выделить психологию развития (в нее включаются детская, судебная, когнитивная и иные виды), психология эмоций, личности, дифференциальная психология и др.;
  2. Подвиды отраслей. На этом также необходимо остановиться, так как они конкретизируют изучаемые отрасли науки. Например, психология посттравматического стресса. Это важный элемент, так как он раскрывает психологическое состояние личности после пережитого стресса;
  3. На основании связи с другими сферами науки. К таким отраслям могут относиться: психофизиология, нейропсихология, социальная психология и другие.

Однако самым обширным разделом в этой отрасли является фундаментальная и прикладная психология.Рассмотрим эти основные отрасли и то, что они изучают.

Фундаментальная психология

Фундаментальная психология — это наука, изучающая основные закономерности человеческой психики, личности, а также основные психические явления.Она подразделяется на:

  1. Общая психология (более верно считать это наиболее обширной отраслью из представленных в фундаментальной психологии. Общая психология изучает основные и общие свойства и закономерности личности с учетом различных факторов);
  2. Психология личности (как складывается характер, типология личности, психотип и др.);
  3. Чувства и эмоции личности (как связано проявление тех или иных эмоций от личности человека, как на это влияют внешние и внутренние факторы, почему мы ощущаем те или иные эмоции);
  4. Дифференциальная психология;
  5. Психофизиология (как связано тело и душа человека, по-другому психосоматика человека);
  6. Нейропсихология (взаимосвязь мозга и психики);
  7. Социальная психология (причины возникновения социальных и политических движений, особенности социальных взаимодействий);
  8. Психология развития и аномального развития;
  9. Сравнительная психология и зоопсихология.

Прикладная психология

Прикладная психология — это наука, которая концентрирует свое внимание на психологических проблемах, расстройствах, травмах конкретного человека, учитывая его особенности. Она включает следующие подвиды и подотрасли: педагогическую.

Педагогическая

Психология семьи

Психология труда

Медицинская

Психология спорта

Политическая

Юридическая

Экономическая

Психология искусства

Как уже упоминалось, прикладная психология также концентрируется на травмах и болезнях человеческой психики, а точнее, на том, какие конкретно отклонения имеет конкретный человек. Грубо говоря, это основа для проведения психологической практики.

Дополнения и вспомогательные материалы:

Психологические игры и упражнения

Игры и упражнения, созданные специально для изучения особенностей психики человека. Существуют различные виды таких игр и упражнений: для детей и для взрослых, массовые и одиночные, для мужчин и для женщин, произвольные и целенаправленные и т.д. Использование психологических игр и упражнений помогает человеку самому понять других, сформировать одни качества и избавиться от других и т.д. Сюда входят упражнения на развитие различных качеств, преодоление стресса, повышение самооценки, сюжетные, развивающие, оздоровительные игры и многие другие игры и упражнения.

Книги, учебники, журналы

К этой категории дополнительных материалов относятся любые печатные издания, посвященные теме психологии человека. Они содержат огромное количество полезной теоретической и практической информации, на изучение которой могут быть потрачены многие месяцы и годы. Авторами книг, учебников и статей в журналах могут быть как профессионалы в области психологии, так и исследователи-любители.

Важно иметь возможность выбрать из многообразия существующих изданий самые качественные, т.е. информативные, читабельные и пользующиеся успехом у читателей.

Психологические эксперименты

Психологическими экспериментами называют опыты, проводимые на социальных условиях с целью получения новых психологических знаний. Эксперименты могут проводить как научные специалисты, так и обычные люди, желающие получить те или иные знания по психологии.

При проведении экспериментов важно, чтобы они имели конкретную цель и были безопасны для окружающих.Самыми известными, но, к сожалению, не самыми гуманными считаются психологические эксперименты:

Психологические эффекты

Психологические эффекты — это устойчивые и легко определяемые закономерности, отражающие межличностные отношения людей в группе и раскрывающие специфику процессов, характеризующих параметры взаимодействия и общения людей.Психологические эффекты неоднократно доказывали свою эффективность.Их часто можно наблюдать в реальной жизни и специально воссоздавать для целей эксперимента.Наиболее известными психологическими эффектами являются:

Психологические тесты

Психологические тесты — это другой вид специальных упражнений

Видеоматериалы по психологии

В перечень видеоматериалов могут входить документальные фильмы по психологии, художественные фильмы с психологическим уклоном, вебинары, записи лекций, тренингов, семинаров, различные видеоролики и т.д. Видеоматериалы хороши тем, что многие аспекты психологии человека показаны наглядно, т.е. человек получает визуальное подтверждение полученной информации, примеры использования знаний на практике, может увидеть реакцию людей и т.д. Видеоматериалы по психологии в свободном доступе находятся в Интернете, и любой желающий может обратиться к ним.

Психология: начало изучения

Прежде чем самостоятельно приступить к учебе, необходимо определить и осознать, для достижения какой цели она вам нужна. Каковы ваши собственные мотивы и для какой цели будут применяться полученные знания?

Самостоятельное определение причин, побуждающих к изучению внутреннего мира человека, является довольно сложным этапом.Ведь прежде чем работать с посторонними, нужно научиться видеть свой собственный внутренний мир.Подумайте, а для чего вам это нужно:

  • Улучшить личные отношения с другими людьми?
  • Достичь гармонии в своей семье?
  • Понять детскую психологию?
  • Для личностного и профессионального роста с целью построения карьеры?
  • Для оказания психологической помощи нуждающимся?

Причины могут быть самыми разнообразными и их может быть много. Поэтому не стоит забывать об этической стороне вопроса. Изучение психологии предполагает тесное воздействие с людьми и, соответственно, влияние на них. Это может показаться довольно неэтичным. Однако уникальное свойство психологии влиять на сознание человека заключается в том, что она способна изменить сознание и того, кто занимается ее изучением. То есть в случае, если человек с общепринятых моральных норм начал заниматься психологией, то с большой долей вероятности знания приобрели черты его мировоззрения в лучшую сторону.

Психологические задачи

Как и любая наука, в психологии есть предмет изучения, цели и задачи. Задачи психологии как науки обширны: процессы, происходящие в психике человека, свойства его личности и особенности различных видов человеческой деятельности. Все задачи психологии тесно взаимосвязаны между собой, их нельзя решать в отрыве друг от друга. Как можно оторвать чувство личности, способность плакать и радоваться от его физиологических особенностей? Человеческий организм имеет очень тонкую структуру, как в физиологическом, так и в психическом проявлении. Нервная система, опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистая система, эмоциональные переживания, воображение, впечатлительность, совесть. Стоит ли перечислять? Человека нужно рассматривать в совокупности всех внешних и внутренних факторов, влияющих на развитие сущности человеческой личности.

Ощущения

Ощущения — это психические процессы, являющиеся мысленным отражением определенных состояний и свойств внешнего мира, возникающие в результате непосредственного воздействия на органы чувств, субъективного восприятия человеком внешних и внутренних раздражителей при участии нервной системы.В психологии под ощущениями обычно понимают процесс отражения различных свойств предметов окружающего мира.

Чувства обладают следующими свойствами:

  • Модальность – качественный показатель ощущений (для зрения – цвет, насыщенность, для слуха – громкость, тембр и т.д.);
  • Интенсивность – количественный показатель ощущений;
  • Длительность – временной показатель ощущений;
  • Локализация – пространственный показатель.

Существует несколько видов ощущений.Первое из них принадлежит Аристотелю.Им было выделено пять основных чувств: осязание, слух, зрение, вкус и запах.Но в XIX веке, в связи с увеличением видов ощущений, возникла необходимость в более серьезной классификации.На сегодняшний день существуют следующие классификации:

  • Классификация Вундта — в зависимости от механических, химических и физических свойств раздражителей;
  • Классификация Шеррингтона – основана на расположении рецепторов: экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные ощущения;
  • Классификация Хэда – основывается на происхождении: протопатическая и эпикритическая чувствительность.

Подробнее об ощущениях читайте в статье «Ощущение и восприятие».

Задачи общей психологии как науки

Общая психология изучает деятельность человека и исследует законы, которым эта деятельность подчиняется.Психология изучает человека в состоянии психики и свойств, которые имеют разную степень сложности.

Общая психология связывает, сравнивает и систематизирует накопленный материал. Также одной из важных задач психологии является изучение взаимосвязи между природными и социальными свойствами человека.

Цель психологической науки — наиболее полное раскрытие изучаемых явлений.Психологические законы дают общее представление:

  • как мир вокруг человека отображается в его головном мозгу и как отдельный индивид его познает;
  • каким образом развивается деятельность человека в психологическом аспекте;
  • каковы особенности формирования свойств личности.

Общая психология решает множество задач, каждая из которых многогранна и направлена на объект изучения.

Факторы мотивирующие работать

Внутренние — удовлетворенность самим процессом работы и значимостью полученного результата, внешние — вознаграждение, материальные стимулы, признание в коллективе сотрудников и в целом в профессиональной среде.Человек реально оценивает свои возможности, корректирует жизненные ценности и уровень притязаний.

Психокогнитивные процессы в этот период развиваются неравномерно. Интеллектуальное развитие человека, достигшего ранней зрелости, идет рука об руку с формированием или трансформацией его личности. Хотя развитие психофизических функций прекращается к 25 годам, интеллектуальное развитие продолжается в течение многих лет.

Взрослый мужчина может контролировать свое интеллектуальное развитие и достигать значительных результатов, связанных с работой или творчеством.Успех.

Человек зависит от уровня своих способностей, уровня образования и правильно выбранной деятельности. Этот факт говорит о том, что развитие познавательной сферы человека происходит индивидуально.

На самосознание, самооценку и «самоуважение» влияет самоопределение человека как сексуального партнера, супруга, родителя, профессионала и гражданина.

В соответствии с осознанием собственных физических характеристик, осознанием психологического возраста, профессиональной направленности, основных личностных и социальных установок, целостная «Я-концепция» включает в себя новообразования, отражающие личностную зрелость.

В этот период наблюдается нормативный кризис в возрасте 30-33 лет. Это связано с несоответствием жизненных планов человека реальным возможностям. В этом возрасте происходит пересмотр жизненных ценностей, отбрасываются неактуальные ценности.

Период ранней взрослости характеризуется развитием профессиональной деятельности, самосовершенствованием, созданием семьи, воспитанием детей, особенностями организации свободного времени (досуга), позволяющими реализовать неиспользованный человеческий потенциал.

Таким образом, каждая сфера человеческой деятельности характеризуется специфическим характером действий и общения: труд — общественно полезная деятельность, семья — концентрация и разнообразие межличностных отношений, досуг — реализация личностного потенциала.

Ведущим фактором развития в этот период является профессиональная деятельность, а основными задачами ранней взрослости — самоопределение и создание семьи.

Способы психологического воздействия на людей

Общество — это люди, которые находятся в постоянном общении. Они влияют друг на друга, сознательно или бессознательно. Методы воздействия на окружающих имеют несколько вариантов:

  1. Заражение. Это передача эмоционального состояния между людьми. Паника, плачь одного человека портит настроение всем присутствующим. «Заразиться» можно как отрицательными, так и положительными эмоциями.
  2. Внушение. Побуждение к конкретному действию внушается посредством вербальной или невербальной речи. Каждая личность характеризуется различной степенью внушаемости. Неуверенные в себе люди, равно детям до 13 лет, более склонны к внушению, чем независимые люди.
  3. Убеждение. Действие со стороны человека вызывается путем логического размышления. Чем выше интеллект, тем менее склонность к убеждению.
  4. Подражание. Люди часто копируют манеры окружающих (сознательно, бессознательно). Частые примеры для подражания — успешные, состоятельные личности.

Манипуляция — еще один способ воздействия. Манипулятор получает желаемое, оппонент остается с иллюзией самостоятельного решения.

Психология человека — занимательная наука. Понять ее основы под силу каждому. Но не каждый способен практически применить теоретические знания. Психолог поможет разобраться в тонкостях этой сложной дисциплины.

«Психология» от образовательного проекта «ПостНаука»

Пройти курс

Продолжительность: 20 уроков продолжительностью 15-20 минут, есть несколько лекций по 1,5 часа.

Форма обучения: Видеоуроки на канале YouTube.

Программа: Курс рассчитан как для начинающих специалистов, так и для опытных психологов, а также для тех, кто просто интересуется этой наукой.Здесь расскажут о мышлении, эмпатии, психическом здоровье.

Узнаете больше о:

  • эмпатически обусловленном дистрессе;
  • психической норме и патологии;
  • суицидальных и антисуицидальных факторах;
  • критериях психического здоровья;
  • моделях креативности;
  • зависимостях, стереотипах, страхе перемен.
  • большое количество материала;
  • вся информация бесплатна, любой урок можно посмотреть в удобное время.

Лекции читают различные специалисты в области психологии.

Индивидуальная психология, 1912

Одним из направлений глубинной психологии, возникшим в результате психоаналитического движения в начале 20 века и перерабатывающим концепции классического психоанализа, является индивидуальная психология. Это направление получило известность благодаря работам австрийского психолога Альфреда Адлера.

Индивидуальная психология основана на постулате о том, что личность является неделимой, целостной частью общества. Человек обладает сознанием и определяет свою позицию в жизни собственным выбором, находя смысл и стремясь к самореализации. Отсюда вытекает теологическая концепция, означающая, что любое поведение человека обусловлено целями, возникающими в результате восприятия мира, понимания и принятия решений. Сознательное и бессознательное, исходя из позиции индивидуальной психологии, не подтверждаются, но имеют однонаправленность. Движущими силами являются чувство неполноценности, его компенсация, стиль жизни, чувство принадлежности к обществу, социальные мотивы, желание превзойти. Ключевое отличие индивидуальной психологии от психоанализа Z.

Фрейда и аналитической психологии является важность учета прошедшего опыта, настоящей ситуации и вектора движения.

Что такое психология человека?

Психология (от древнегреческого «знание души») — это наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы (которые иногда называют «душой») с целью объяснения поведения человека, а также особенностей поведения отдельных людей, групп и коллективов.

Объектом психологии является человек. Отсюда можно сделать вывод, что любой психолог (или интересующийся психологией) является исследователем самого себя, поэтому в психологических теориях существует тесная взаимосвязь объективного и субъективного.

Предмет психологии в разные исторические эпохи всегда понимался по-разному и с позиций разных направлений психологической науки:

  • Душа. Такой позиции до начала XVIII века придерживались все исследователи.
  • Явления сознания. Направление: английская эмпирическая ассоцианистская психология. Главные представители: Дэвид Гартли, Джон Стюарт Милль, Александр Бэн, Герберт Спенсер.
  • Непосредственный опыт субъекта. Направление: структурализм. Главные представители: Вильгельм Вундт.
  • Приспособляемость. Направление: функционализм. Главные представители: Уильям Джеймс.
  • Происхождение психических деятельностей. Направление: психофизиология. Главные представители: Иван Михайлович Сеченов.
  • Поведение. Направление: бихевиоризм. Главные представители: Джон Уотсон.
  • Бессознательное. Направление: психоанализ. Главные представители: Зигмунд Фрейд.
  • Процессы переработки информации и их результаты. Направление: гештальтпсихология. Главные представители: Макс Вертгеймер.
  • Личный опыт человека. Направление: гуманистическая психология. Главные представители: Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Виктор Франкл, Ролло Мэй.

Основные разделы психологии:

  • Общая психология
  • Акмеология
  • Дифференциальная психология
  • Гендерная психология
  • Когнитивная психология
  • Виртуальная психология
  • Военная психология
  • Прикладная психология
  • Инженерная психология
  • Клиническая (медицинская психология)
  • Нейропсихология
  • Патопсихология
  • Психосоматика и психология телесности
  • Онкопсихология
  • Психотерапия
  • Педагогическая психология
  • Психология искусства
  • Психология родительства
  • Психология труда
  • Психология спорта
  • Психология управления
  • Экономическая психология
  • Этнопсихология
  • Юридическая психология
  • Криминальная психология
  • Судебная психология

Как нетрудно заметить, разделов психологии много, и разные направления изучают разные аспекты личности человека и его деятельности.Какой раздел понравится лично вам, вы можете определить, прочитав каждый из них самостоятельно.В нашем курсе мы рассматриваем психологию человека в целом, не выделяя какие-то направления, виды или разделы, но давая возможность использовать новые навыки в любой сфере жизнедеятельности.

Психические свойства и состояния

Психические свойства — это устойчивые психические явления, влияющие на поступки человека и придающие ему социально-психологическую характеристику. В структуру психических свойств входят способности, характер, темперамент и направленность.

Ориентация — это конгломерат потребностей, целей и мотивов человека, определяющих характер его деятельности. Она выражает весь смысл действий человека и его мировоззрение.

Темперамент задает особенности деятельности и поведения человека. Он может проявляться в повышенной чувствительности, эмоциональности, стрессоустойчивости, способности адаптироваться к внешним условиям или отсутствии таковых и т.д.

Характером называют совокупность регулярно проявляющихся в личности черт и качеств. Всегда есть индивидуальные особенности, но есть и характерные для всех людей — собранность, инициативность, дисциплинированность, активность, решительность, стойкость, выдержка, смелость, воля и т.д.

Способности — это психические свойства личности, отражающие ее особенности, которые позволяют человеку успешно заниматься определенными видами деятельности.Способности различают специальные (для какой-то конкретной деятельности) и общие (для большинства видов деятельности).

Психические состояния — это система психологических особенностей, обеспечивающих субъективное восприятие человеком окружающего мира. Психические состояния влияют на то, как протекают психические процессы, и, регулярно повторяясь, могут стать частью личности человека — ее свойством.

Психические состояния находятся в связи друг с другом. Но их все же можно классифицировать. Чаще всего они выделяются:

  • Состояния личности;
  • Состояния сознания;
  • Состояния интеллекта.

Типы психических состояний делятся по следующим критериям:

  • По источнику формирования – обусловленные ситуацией или личностно;
  • По степени выраженности – поверхностные и глубокие;
  • По эмоциональной окраске – положительные, нейтральные и отрицательные;
  • По длительности – кратковременные, средней продолжительности, продолжительные;
  • По степени осознанности – сознательные и неосознанные;
  • По уровню проявления – физиологические, психофизиологические, психологические.

Большинству людей присущи следующие психические состояния:

  • Оптимальная работоспособность;
  • Напряжённость;
  • Заинтересованность;
  • Вдохновение;
  • Утомление;
  • Монотония;
  • Стресс;
  • Релаксация;
  • Сон;
  • Бодрствование.

К другим распространенным психическим состояниям можно отнести любовь, гнев, страх, удивление, восхищение, депрессию, расширение и другие.

Подробнее о ментальных свойствах и состояниях читайте в статье «Свойства ментальных состояний».

Гуманистическая психология

Бихевиоризм и психоанализ сохраняли господствующее положение до второй половины 20 века, пока не появилась новая школа мысли, известная как гуманистическая психология. А родилась она благодаря американскому психологу Карло Роджерсу, который твердо верил в силу свободы воли и самоопределения. Гуманисты во главе с Роджерсом утверждали, что:

  • на поведение человека, в первую очередь, влияет его восприятие окружающего мира;
  • свобода воли и осознанный выбор существуют;
  • потребность в реализации своего потенциала (самоактуализация) естественна для каждого человека;
  • любой опыт уникален, поэтому психологи должны осуществлять индивидуальный подход к каждому клиенту.

Важный вклад в развитие гуманистической психологии внес американский психолог Абрахам Маслу.Он считал, что психоаналитическая теория Фрейда и теория поведения Скиннера были слишком состыкованы на патологических аспектах поведения.Поэтому Маслу был увлечен изучением того, что приносит людям счастье: Мотивирует, удовлетворяет потребности и ведет к самореализации.

Результатом его исследований стала теория под названием «Иерархия потребностей», которая предполагала, что поведение человека определяется пятью категориями потребностей. Как только основные потребности удовлетворены, появляется мотивация для достижения более высоких уровней.

Монополия поведенческой психологии сохранялась до тех пор, пока в конце 1950-х годов не произошла когнитивная революция.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector