История развития психологии как науки

Функционализм

В отличие от структуралистов, которые стремились обнаружить компоненты сознания и понять, как они организованы, функционалистов больше интересовало, как работает разум, какие психические процессы в нем протекают и какую роль сознание играет в поведении человека.

Одним из главных представителей функционализма был выдающийся психолог и философ Уильям Джеймс. Он продвигал идею о том, что разум и самосознание служат некой практической цели. Т.е. функционалисты рассматривали мышление и поведение с точки зрения того, как они помогают человеку адаптироваться к окружающей среде, успешно функционировать в мире и добиваться успеха. Такой подход к психологии сформировался под влиянием теории эволюции Чарльза Дарвина.

Поскольку функционалисту Джеймсу было непросто примирить объективную природу психологии с ее ориентацией на сознание, которое не поддается непосредственному наблюдению, со временем он отошел от научно-экспериментального подхода и углубился в философские рассуждения. Его сочинения были написаны доступным, нетривиальным, местами юмористическим и даже разговорным языком, за что их и раскритиковал Вундт. «Это литература. Это красиво, но это не психология», – так он отозвался о книге Джеймса «Принципы психологии» .

В конце концов функционализм потерял свое господство, а на смену ему пришли другие психологические теории.

Характеристика термина, направления психологии человека

Цель психологии человека — изучение психики личности, особенности ее выражения, функционирования, аспекты развития. Сам термин происходит с греческого языка, и означает «наука о человеческой душе». В течение длительного времени своего развития она впитала много важных знаний. В качестве самостоятельной дисциплины психология стала восприниматься в XIX веке. Она поспособствовала пониманию людьми природы психических аспектов. Психология человека включает ряд областей, основанных на изучении личностных, мыслительных, поведенческих, неосознанных, моральных вопросов. Такое деление способствует детальному изучению, понятию природы психики.

Термин «личность» обычно используется вне психологической терминологии в другом смысле; например, как юридическое лицо, лицо, достигшее исключительных результатов, исторические лица, лица социального статуса.

Термин «личность» используется в психологии с начала ХХ века. Личность (лат. «persona») обозначала маску актеров античной драмы, выступавших на сцене. Она была связана с внешним, публичным проявлением психики, но внутренняя сущность человека была затемнена. Позже начала использоваться концепция роли, являющейся частью изучения социальной психологии.

С психологической точки зрения, личность — это каждый человек, член общества, занимающий определенную позицию и роль в социуме:

  • позиция — это особое положение индивида в социальной группе (подчинение, доминирование, например, в профессиональной, личной жизни);
  • роль — это сочетание ожидаемого поведения индивида в обществе, задаваемое нормами, конвенциями (роль студента, медсестры).

Личность формируется на протяжении всей жизни.

Сферы психологии человека:

  1. Познавательная (когнитивная). Цель — рассмотрение формы познавательной деятельности, ее содержания. Поведение человека определяется разумом, уровнем интеллекта. Эта сфера изучает приобретение, сохранение, применение на практике различных знаний.
  2. Ассоциативная. Это направление изучает психику на основании ассоциативных способов. Эта сфера основана на предположении, что первостепенную роль играют чувства, под воздействием которых создается сознание. Ассоциация сложных терминов с простыми облегчает их понимание. Фиксирование ассоциаций обеспечивает их повторение.
  3. Гештальтная. Психология людей этой сферы основана на объяснении психических процессов за счет определенных интегральных образований — «гештальтов». Через мышление, восприятие органы чувств воспринимают окружающие объекты как целостные формы.
  4. Гуманистическая. Ее основа — изучение личности, способности человека. Люди живут пережитым опытом, выполняют определенные роли на основании конкретных ситуаций. Первостепенная задача человеческой жизни — самосовершенствование. Он тянется к высшим достижениям только после удовлетворения более низких потребностей.
  5. Глубинная. Цель этой сферы — изучение неосознанных процессов, считающихся движущими факторами индивидуального поведения. Речь идет о психоанализе, основанном З. Фрейдом. Он создан на утверждении, что человеческая личность основана на инстинктивных, эмоциональных процессах. Психоанализ помогает ученым определить причины психических явлений.

1.1. Учение о душе (5 в. до н. э. – начало 17 в. н. э.)

         Учение о душе имеет свою основу в рамках древнегреческой
философии и медицины. Наука в Древней Греции зародилась в связи с двумя
обстоятельствами:

1. наука является особой областью человеческой деятельности. Образовалась
она в независимости от религии и существовала отдельно от нее;

2. упорядоченность космоса (всего сущего) считалась основанной  не на
власти сверхсущества, а на законе. Греки чрезвычайно почитали закон, и  даже
верховные боги были подчинены ему.

         Новые представления о душе не являлись религиозными, не было
основаны на традициях. Эти представления были полностью светскими, открытыми
для всех и доступными для рациональной критики. Цель построения учения о душе
состояла в выявлении свойств и закономерностей ее существования, т.е. учение о
душе имело отчетливый номотетический характер.

         Другим событием, которое оказало влияние на развитие учения о
душе, был переход от стихийного и иррационального анимизма, согласно которому
все события совершаются под влиянием душ природных объектов, к гилозоизму –
философскому учению, в основе которого лежит представление о неотделимости
жизни от материи, о жизни как всеобщем свойстве материи. Это учение ввело
исходное положение о целостности наблюдаемого мира. Хотя эта точка зрения,
разделяемая, в частности, Декартом, ведет к панпсихизму (представление об
одушевленности объектов и живой, и неживой природы), гилозоизм включает душу в
сферу действия естественных законов, делает доступным ее изучение. Таковы были
начальные условия формирования учения о душе и его исходные положения. Развитие
именно этих положений надолго определило историю становления психологического
знания .

         Важнейшие направления развития представлений о душе связаны с
учениями Платона (427 – 347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.).
Платон разделил материальное смертное тело и нематериальную бессмертную душу.
Индивидуальные души представляют собой несовершенные образы единой
универсальной мировой души. Каждая из душ обладает частью универсального
духовного опыта, который она припоминает, и в этом заключается суть
индивидуального познания. Это учение заложило основы философской теории
познания и определило ориентацию психологического знания на решение собственно
философских, этических, педагогических и религиозных проблем.

         Принципиально иное представление о душе было дано Аристотелем
в его психологическом трактате «О душе». По Аристотелю, душа есть не что иное,
как форма живого органического тела. Душа обеспечивает предназначение. Она
является основой всех жизненных проявлений и  неотделима от тела. Такое положение
полностью противоречит учению Платона о вселении душ при рождении и истечении
их при смерти. Зато оба философа согласны, что душа определяет цель активности
живого тела. Понятие цели, конечной причины введено Аристотелем для объяснения
детерминированности поведения живых организмов. Такое объяснение было
телеологично, приводило к парадоксу влияния будущего на прошлое, но позволяло
ввести в круг  объяснимых феноменов активность живых организмов. Аристотель дал
одну из наиболее ранних формулировок объяснительных принципов психологии –
развития, детерминизма, целостности, активности .

         Ученик Платона, последователь Аристотеля Теофраст (372 – 287
гг. до н.э.) в трактате «Характеры» дал описание 30 различных характеров,
развивая аристотелевское представление об этом свойстве человека. Его работа
положила начало отдельной линии в популярной психологии, которую продолжили в
эпоху Возрождения  Монтень, в эпоху Просвещения – Лабрюйер, Ларошфуко, затем
фон Книге, а в наше время – Карнеги.

         Успехи, достигнутые античными философами и медиками в развитии
учения о душепослужили фундаментом всех дальнейших разработок психологического
знания, которые на этом этапе в основном сводились к расширению круга
рассматриваемых феноменов. В 3 – 4 вв. н.э. в работах Плотина (205 – 270),
Аврелия Августина (354 – 430) и раннехристианских философов и теологов в
качестве предмета исследования выделяется внутренний мир человека, возможности
самопознания, впервые появляются описания феноменов сознания, например его
направленность на предмет, выделенная Фомой Аквинским (1226 – 1274).

         С 5 по 14 в. в работах Боэция (480 – 524), Фомы Аквинского,
Дунса Скота (1256 – 1308) складывается представление о личности

Важно
заметить, что мощное влияние христианской теологии, основы которой включали
философию неоплатонизма, придавало этим работам этико-теологический характер,
приближая его к линии, заложенной учением Платона

Как трактуется учение

Психология как самостоятельная наука  трактуется  по-разному, но  принято считать, что  это учение в первую очередь о психике, а так же о её выражении, возникновении и развитии.
Даже само греческое слово «психология» происходит от греческих «psyche» (душа) и «logos» (какое-либо учение или же наука).  Исходя из такого определения считается, что существует отдельный от окружающей среды внутренний мир человека, своеобразная субстанция, которая будет не похожа ни на что другое, но при этом может быть изучена с помощью науки. Действительно, мы друг на друга не похожи и любой из нас имеет свои помыслы, идеи, чувства и эмоции.

Научная и житейская психология

У каждого человека есть запас житейских психологических знаний, основой которых является жизненный опыт. Мы можем понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, помочь ему. Слова «психолог», «психология» вышли за рамки научных трактатов и получили развитие в повседневной жизни: психологами называют знатоков человеческих душ, страстей и характеров; под термином «психология» понимают как научное, так и ненаучное (житейское) знание. В обыденном сознании эти понятия часто смешиваются.

Однако в действительности существуют принципиальные различия между научной и житейской психологией. Можно выделить следующие коренные различия между ними:

  • По степени обобщения знаний и формам их представления. Житейские психологические знания конкретны: они связаны с определенными людьми, определенными ситуациями и частными задачами. Понятиям житейской психологии, как правило, свойственны расплывчатость и многозначность. Научная психология, как любая наука, стремится к обобщениям. Для этого четко определяются и используются научные понятия, которые отражают наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и отношения.
  • По способу получения знаний и степени их субъективности. Житейские знания о психологии человека приобретаются с помощью непосредственного наблюдения за другими людьми и самонаблюдения, путем практических проб и ошибок. Они носят интуитивный характер, скорее иррациональны и крайне субъективны. Знания житейской психологии зачастую противоречивы, фрагментарны и плохо систематизированы. Методы получения знаний в научной психологии рациональны, осознанны и целенаправленны. Богатство используемых научной психологией методов дает обширный, разнообразный материал, который в обобщенном и систематизированном виде предстает в логически непротиворечивых концепциях и теориях.
  • По способам передачи знаний. Возможности передачи знаний в житейской психологии от одного человека к другому весьма ограничены. Существуют трудности в словесном оформлении индивидуального психологического опыта, всей сложной гаммы эмоциональных переживаний, в то же время имеется определенное недоверие к достоверности и истинности подобного рода информации. Накопление и передача научных знаний происходит в понятиях и законах, научных концепциях и теориях. Они закреплены в специальной литературе и легко передаются от поколения к поколению.

Перечисленные различия показывают преимущества научного психологического знания. Вместе с тем мы не можем отрицать необходимость житейского опыта, играющего важную роль в развитии психологии как науки. Научная психология, во-первых, опирается на житейский психологический опыт; во-вторых, извлекает из него свои задачи; в-третьих, на последнем этапе им проверяется.

Предмет и методы изучения

Психология — самостоятельная наука, которая изучает закономерности, механизмы, факты психической жизни. Если говорить об истории, она может рассказать о том, как теории, основные направления постепенно открывались человеческому уму.

Задачи психологии:

  1. Изучение личности, ее индивидуального развития относительно самой науки.
  2. Исследование различных законов психики.
  3. Изучение социальных, биологических свойств личности.

Методы, которые используются исследователями истории психологии, отличаются от техник, применяемых общей психологией. Основные методики:

  1. Анализ научных ссылок. Исследователи определяют какие исторические документы, теории, фигурировали в определенный временной промежуток, как они влияли на развитие общества.
  2. Изучение архивных материалов. Нахождение древних источников информации, их расшифровка, снабжение примечаниями, сносками.
  3. Интервьюирование — изучение биографии знаменитого ученого. Для этого ему задают ряд предварительно составленных вопросов, позволяющих получить информацию о человеке, не спугнув его.
  4. Категориальный анализ. Учет определенных условий в обществе, способствующих развитий тех или иных концепций, школ.
  5. Систематизация научных высказываний, их расшифровка зависимо от сделанного открытия, окружающего положения в определенный момент времени.
  6. Теоретическая реконструкция. Описание научных систем прошлого, их анализ.
  7. Автобиографический, биографический метод изучения. Метод, предназначенный для воссоздания атмосферы, в которой жили определенные ученые.
  8. Историко-функциональный метод. Выполняется анализ идей, высказываемых учеными в разные временные периоды.
  9. Историко-генетическое изучение. Исследование развития науки в определенные временные эпохи, факторы, воздействующие на появление новых открытий.
  • психиатрия, медицина;
  • художественная литература;
  • военная практика;
  • искусство в различных его проявлениях;
  • практики воспитания, обучения;.
  • документы, написанные психологами в прошлом;
  • исторические материалы;
  • этнография, антропология.

Методы, с помощью которых выполняются историко-психологические исследования, бывают трех типов — планирование, интерпретация, доказательство.

Предмет психология как наука – понятие и определение

Определение

Психология — это наука, изучающая психику как отдельных индивидов, так и групп людей.

«Психе» в переводе с древнегреческого языка — это душа. «Логос» — учение.

Термин введен философом Аристотелем в IV в. до н.э. Он считается основоположником этой науки.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Определение

Психика — это высокоорганизованная материя, активно отражающая реальность.

Представление о предмете психологии менялось с течением времени.

С античности до XVII в. это была душа. Древнегреческие философы говорили о единстве телесного и духовного начала в человеке. Они считали, что душа контролирует эмоционально-волевую сферу.

В XVIII-XIX в. в центре внимания психологов было сознание — способность человека соотносить себя с окружающим миром.

В XX в. разные направления психологии рассматривали в качестве ее предмета:

  • поведение человека (бихевиоризм);
  • процессы переработки информации (когнитивизм);
  • опыт (структурализм);
  • приспособляемость (функционализм);
  • проблемы бытия человека (экзистенциализм).

Объект психологии — различные носители психических процессов и явлений:

  • взаимоотношения людей;
  • деятельность;
  • поведение.

Выделяют 3 основных направления психологии:

  • фундаментальная (теоретическая);
  • прикладная;
  • практическая.

Тесная взаимосвязь у психологии со следующими науками:

  • философия;
  • антропология;
  • социология;
  • медицина;
  • история;
  • экономика.

Особенно много пересечений у нее с:

  1. Психотерапией — системой лечебного воздействия на психику человека с целью избавления его от различных проблем.
  2. Психиатрией — наукой и отраслью медицины, изучающая психические расстройства и занимающаяся их лечением.

Определение психологии как науки

Психологические науки дают человеку возможности познания окружающих людей, самого себя

Понимание окружающих, в свою очередь, обеспечивает признание в социуме, важное для качества жизни

Что изучает психология? Современная дисциплина нацелена на рассмотрение ряда теорий, и практических приемов, объединение самых эффективных методик. Она делится на научную и прикладную:

  1. Научная психология. Изучение личностных характеристик, поведения в обществе, развития человека.
  2. Прикладная психология. Решает текущие проблемы, насущные вопросы путем применения ряда специализированных принципов.

После осознания понятия, что это психология, становится ясно, что субъект исследования современных специалистов — человеческая личность, его мышление, создание характерных черт. Человек, не имеющий основных знаний по психологии, обладает меньшим количеством преимуществ по сравнению с индивидом, разбирающимся в этой области. В частности, он более склонен к паническим, стрессовым состояниям, являющимся ответом на отрицательные явления. Человек, ознакомленный с азами психологии, стойкий к отрицательному воздействию непредсказуемых деталей на его восприятие реальности.

Что изучает психология?

Основным объектом изучения данной науки являются психические процессы человека – чувства, эмоции, цели, мотивация, воображение, мышление, принятие решений, темперамент и прочие особенности поведения и восприятия. Психология пытается ответить на вопрос, что движет человеком в различных ситуациях, почему он принимает определенные решения, какие процессы происходят в его «внутреннем мире».

В задачи современной психологии входит изучение и решение проблем в разных сферах человеческой жизни – как личной, так и профессиональной. Внутри этой науки существует большое количество отдельных прикладных направлений, изучающих отдельные аспекты деятельности человека. В качестве простых примеров можно назвать такие направления как:

  • возрастная психология;
  • социальная психология;
  • семейная психология;
  • психология спорта;
  • психология религии.

Задачи каждого направления очевидны из названия. Так возрастная психология изучает особенности поведения человека на разных жизненных этапах. Объектом изучения социальной психологии является взаимодействие людей в обществе и особенности их поведения, продиктованные этим взаимодействием. Семейная психология занимается укреплением семьи и решением внутрисемейных противоречий. Существуют направления, изучающие поведение людей в спорте, в религии, на промышленном производстве, в учебе и прочих сферах.

Бихевиоризм

В начале 20 века подход ученых к психологии резко изменился

Они отказались от акцента на сознательном и бессознательном, направив внимание на изучение поведения. Так появлялся бихевиоризм

Цель его сторонников заключалась в исследовании только полностью объективных и наблюдаемых процессов: никакого самоанализа и обсуждения ментальных концепций.

Одним из самых ярых сторонников бихевиоризма был американский психолог Джон Уотсон, который, придерживаясь чисто научного подхода, стремился изучать поведение, не делая никаких предположений, выходящих за рамки опыта, доступного органам чувств.

Уотсон придерживался мнения, что контекст и окружающая среда, в которых находится человек, полностью определяют его поведение. Эту идею впоследствии развил психолог Беррес Фредерик Скиннер. Он ввел в оборот понятие оперантного обусловливания и продемонстрировал на крысах, как наказание и подкрепление влияют на поведение.

Краткая история становления психологии как науки

Психология формировалась в течение долгого промежутка времени. Фактически ее возникновения связано с появлением человека и его социализацией. Поэтому в самые древние времена люди занимались изучением психических процессов личности.

Временной промежуток Особенности
1 этап (более двух тысяч лет назад) В данный этап психология рассматривалась как учение о человеческой душе Так как этому периоду не характерно наличие большого количества отраслей человеческого знания. То многие явления не имели разумного объяснения. Поэтому изучение человеческой души стало способом объяснение непонятных явлений
2 этап (17-20 век) Психология стала рассматриваться как наука о сознании человека В данный период ученые и исследователи предположили, что чувства и эмоции – это элементы сознания. В данный период основным источником знаний стал метод наблюдения за поведением, характером и эмоциями
3 этап (20 век) Психология – это наука о поведении человека (как самостоятельно, так и в условиях взаимодействия) В этот период знания о психологии стали глубже. Под наблюдения попали различные особенности поведенческих реакций. Они стали связываться с самой личностью и ее особенностями. Поэтому произошла связь между отдельной личностью и тем, как она взаимодействует с другими
4 этап (настоящее время) Психология – это комплексная наука, которая изучает факты, закономерности и явления человеческой психики Особенностью данного временного периода является комплексное понимание различных элементов психики и их взаимосвязей

Краткая таблица периодов развития науки

Для первого из указанных периодов характерны такие известные имена, как Аристотель, Платон, Демокрит. Именно они стали первыми людьми, которые пытались найти ответ на вопрос «что такое душа человека?». Произведение Аристотеля «О душе» считается первым психологическим трудом в нашем мире.

Второй период, в свою очередь, подтверждает взаимосвязь психологии с философией. Различные философские установки переходит в сферу знаний психологии. Известные личности того периода – Декарт, Локк, Спиноза.

На стыке второго и третьего периода происходит так называемый кризис психологии как науки. Это с вязано с тем, что людям, изучающим психику человека, не хватало практики и практических знаний. Поэтому по большей части изучение психических явлений личности вошло в состояние стагнации.

В 20 веке началась трансформация взглядов. Появилось больше практики и изучение практических кейсов. Потому настал новый этап формирования науки.

Сегодня же психология является одной из наиболее популярных отраслей. Мало того, что психологические вузы являются очень популярными среди люди. Но также люди пытаются самостоятельно познать эту сферу знаний.

У психологии как науки долгая история формирования

Чем занимается?

Обычно учёные разделяют науку психологию на:

1) Процессы психики:

  • познавательные, например память, речь, осязание и обоняние, мыслительные процессы;
  • эмоционально-волевые, например эмоция и воля.

2) Явления психики:

  • ощущение человека в данный момент времени (злость, радость, одушевление, апатия и т.д);
  • чертами, который обладает человек (его навыки, характер, личностные качества, особенности).

Этим определением пользуется, например известный советский и российский психолог Р.Немов и другие. Р.Немов написал нормативные учебники российской науки по данному направлению.

Другой знаменитый психолог (а так же психиатр и психоаналитик) считал, что психология это наука о «бессознательном) и о том, как оно влияет на человека. Он ввёл такие термины как Эго и Суперэго, контрастировал Сознательное и Бессознательное, а также положения, принятые в обществе.

Две другие знаменитые школы дают другое определение слову:

1. Бихевиористы – как дисциплину о поступках и нравах человека, что оказало большое влияние на развитие учения и развило такое направление как экстремальная психология.

2. Другая школа, так называемая гештальтпсихология, изучает психологию как науку об одном целостном процессе.

Беря во внимание существование такого большого количества школ, мы не можем дать точного понимания, что является предметом психологии. Задачи, которая ставит психология как  наука:

Задачи, которая ставит психология как  наука:

1. Исследование, освоение, познание психических процессов.
2. Оценка выражения этих психических процессов.
3. Введение изученных процессов и знаний в обычную жизнь и деятельность людей, и помощь им тем, кому она нужна.

Принципы, которым следует психология как наука:

1. Детерминизм. Этот принцип гласит о том, что психика подвергается воздействием извне, со стороны окружающего мира, главным образом от социума. Сознание как таковое появляется только в обществе и не может существовать без него.

2. Принцип единства сознания и деятельности. Главным фактором возникновения сознания у человека – труд. Деятельность определяется сознанием, с помощью сознания человек имеет возможность создавать план своей деятельности, ищет способы реализации и берёт в учёт конечный результат.

3. Принцип преобразование психики с помощью деятельности. Частичный детерминизм, предполагает, что человек появляется на свет с физиологически обусловленными способностями. Но чтобы реализовать их, человек должен прибегнуть к определенной деятельности, иначе они останутся несформированными.

4. Индивидуальный подход. Каждый человек отличается своими заложенными изначально умениями, по своим личностным качествам (характер, навыки и т.д). Подход должен осуществляться с учётом всех этих особенностей каждого человека.

5. Психика должна изучаться с учётом истории развития человечества, истории развития человека в разный период времени.

Первые упоминания о психологии в эпоху античности

Первые упоминания о психологии идут еще из Древней Греции, они прослеживаются в такой науке, как философия. Тогда психология еще не являлась самостоятельной наукой и носила лишь смежный характер с философией и медициной. Важными аспектами в психологии того времени были учения Платона и Аристотеля:

  • В концепции учения Аристотеля душа — нематериальна и бессмертна, она делает существование человека осмысленным, является основой всего живого и неотделима от тела.
  • Учения Платона противоречили этим положениям, ведь он считал, что душа дается нам при рождении и отделяется от нас после смерти.

Но в итоге — главная мысль заключается в том, что они провели связь между телом, которое смертно, и душой, которая вечна.
Рис. 1. Бюст Аристотеля, римская копия оригинала Лисиппа

Воображение

Воображение – это способность сознания человека создавать идеи, представления и образы и управлять ими. Она играет главную роль в таких психических процессах, как планирование, моделирование, игра, память и творчество. Это основа наглядно-образного мышления человека, которое позволяет решать определённые задачи и разбираться в ситуации без практического вмешательства. Разновидностью воображения является фантазия.

Существует и классификация воображения:

  • По степени направленности – активное и пассивное воображение;
  • По результатам – репродуктивное и творческое воображение;
  • По виду образов – абстрактное и конкретное;
  • По степени волевых усилий – непреднамеренное и, преднамеренное;
  • По приёмам – типизация, схематизация, гиперболизация, агглютинация.

Механизмы воображения:

  • Типизация;
  • Акцентирование;
  • Схематизация;
  • Агглютинация;
  • Гиперболизация.

Воображение непосредственно связано с творчеством. И в нахождение творческих решений способствуют чуткость к возникающим проблемам, лёгкость комбинирования каких-либо вещей и наблюдательность. Характеристиками воображения можно считать точность, оригинальность, гибкость и беглость мышления.

Подробнее о воображении в психологии читайте в статье «Психические процессы: виды и краткая характеристика». Кроме того, проблемам развития воображения посвящен урок «Развитие творческого воображения» из нашего курса по творческому мышлению.

Отрасли психологии

В действительности существует много различных оснований классификации отраслей психологии. Так как психология это наука, которая тесно переплетается с иными отраслями знаний, то и постоянно растет количество возможных отраслей. Основу для любой классификации по отраслям составляют методы исследования, предмет и объект. Поэтому давайте рассмотрим некоторые такие виды отраслей знаний психологической науки:

  1. Предмет исследования. Этот классифицирующий признак позволяет разделить науку на множество подгрупп (пединститутов). Например, можно выделить психологию развития (в нее включаются детская, судебная, когнитивная и иные виды), психология эмоций, личности, дифференциальная психология и др.;
  2. Подвиды отраслей. На этом также необходимо остановиться, так как они конкретизируют изучаемые отрасли науки. Например, психология посттравматического стресса. Это важный элемент, так как он раскрывает психологическое состояние личности после пережитого стресса;
  3. На основании связи с другими сферами науки. К таким отраслям могут относиться: психофизиология, нейропсихология, социальная психология и другие.

Однако наиболее обширное деление на отрасли – фундаментальная и прикладная психология. Давайте рассмотрим эти основные отрасли и то, что они изучают.

Фундаментальная психология

Фундаментальная психология это наука, которая изучает основные закономерности человеческой психики, личности, а также базисные психические явления. Она подразделяется на:

  1. Общая психология (более верно считать это наиболее обширной отраслью из представленных в фундаментальной психологии. Общая психология изучает основные и общие свойства и закономерности личности с учетом различных факторов);
  2. Психология личности (как складывается характер, типология личности, психотип и др.);
  3. Чувства и эмоции личности (как связано проявление тех или иных эмоций от личности человека, как на это влияют внешние и внутренние факторы, почему мы ощущаем те или иные эмоции);
  4. Дифференциальная психология;
  5. Психофизиология (как связано тело и душа человека, по-другому психосоматика человека);
  6. Нейропсихология (взаимосвязь мозга и психики);
  7. Социальная психология (причины возникновения социальных и политических движений, особенности социальных взаимодействий);
  8. Психология развития и аномального развития;
  9. Сравнительная психология и зоопсихология.

Прикладная психология

Прикладная психология это наука, которая концентрирует свое внимание на психологических проблемах, расстройствах, травмах конкретного человека с учетом его особенностей. К ней относятся следующие подвиды и подотрасли:. Педагогическая

Педагогическая

Психология семьи

Психология труда

Медицинская

Психология спорта

Политическая

Юридическая

Экономическая

Психология искусства

Как уже было сказано, прикладная психология также концентрируется на травмах и болезнях человеческой психики. А точнее на том, какие конкретно отклонения есть у конкретной личности. Грубо говоря, она является основой для ведения психологической практики.

Отрасли психологии

Как в современной, так и в отечественной психологии существует множество отраслей. Они являются уже по сути самостоятельными науками и развиваются по собственным направлениям. Но в целом вся психология имеет две основы:

  • Прикладная психология или практическая
  • Общая психология или фундаментальная

Общая

Общая психология, то есть фундаментальная, является основой всей науки. Она изучает все психологические процессы, начиная от модели поведения индивида и заканчивая чертами его характера. Включает в себя убеждения человека, его восприятие, мышление, эмоции, речь и т.д.

Практическая

Практическая психология направлена на изучение конкретного человека. Она помогает изменить психическое состояние и поведение индивида.Психология человека – наука достаточно тонкая и сложная. Но наравне с этим, она, бесспорно, интересная. Психология личности человека охватывает огромный спектр знаний и разделов, которые изучить за один раз будет сложно. Основная ее цель — научиться понимать других людей, их внутренний мир.

Рис. 4. Отрасли психологии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector