Определение, задачи и принципы психологии как самостоятельной науки

Области психологии

В зависимости от того, людей из какой области изучают, выделяют различные виды психологии:

  1. общая психология – именно она занимается сбором информации для понимания о том, как в целом работает психика человека;
  2. социальная – изучает взаимодействие людей в больших и малых группах;
  3. психология личности – рассматривает человека как индивидуальность, оценивают его отдельные качества, и смотрят, как конкретная особа взаимодействует с социумом;
  4. экспериментальная – собирает информацию на основе эмпирического метода получения данных;
  5. генетическая – изучает влияние наследственных качеств;
  6. дифференциальная – сравнивает психику людей с разным развитием, культурными принадлежностями и взглядами на жизнь, возрастом и полом;
  7. специальная – рассматривает людей, у которых есть дефекты в развитии психики;
  8. возрастная психология – изучает человека на всех этапах жизни, выделяет основные характеристики и потребности того или иного возраста;
  9. эволюционная – объясняет поведение современного человека на основе привычек и модели поведения первобытных людей, которые проявляются у нас и по сей день;
  10. педагогическая – предоставляет информацию, как воспитывать и учить детей;
  11. семейная – занимается отношениями между парой, супругами, родителями и детьми, родственниками;
  12. медицинская – изучает нарушение психики, а также взаимодействие между врачом и пациентом, учит правильно доносить информацию о болезни;
  13. психофизиология – объясняет психику как результат работы нервной системы и влияния гормонов;
  14. судебная – помогает установить вменяемость подозреваемых и подсудимых;
  15. инженерная, авиационная, спортивная, военная и т.д. – в зависимости от области работы, есть своя специфика психики человека, о которой заботятся узконаправленный вид науки.

Становление психологии, как самостоятельной науки

Психология как самостоятельная наука возникла в Германии, благодаря немецкому ученому Христиану фон Вольфу. В Европе она стала известной после выхода его книг, “Эмпирическая психология” (1732) и  “Рациональная психология” (1734). Также одним из “отцов” психологии является немецкий врач Вильгельм Вундт. Благодаря его психологической лаборатории, которая стала первой в мире, эта сфера деятельности получила звание научной и теперь уже полноправно могла развиваться как самостоятельная отрасль. Вундт считал, что психология схожа с физикой и химией, и таким образом пытался разобрать человеческое сознание на разные составные части, как это делается при разборе на молекулы сложных химических веществ.

Характеристика термина, направления психологии человека

Цель психологии человека — изучение психики личности, особенности ее выражения, функционирования, аспекты развития. Сам термин происходит с греческого языка, и означает «наука о человеческой душе». В течение длительного времени своего развития она впитала много важных знаний. В качестве самостоятельной дисциплины психология стала восприниматься в XIX веке. Она поспособствовала пониманию людьми природы психических аспектов. Психология человека включает ряд областей, основанных на изучении личностных, мыслительных, поведенческих, неосознанных, моральных вопросов. Такое деление способствует детальному изучению, понятию природы психики.

Термин «личность» обычно используется вне психологической терминологии в другом смысле; например, как юридическое лицо, лицо, достигшее исключительных результатов, исторические лица, лица социального статуса.

Термин «личность» используется в психологии с начала ХХ века. Личность (лат. «persona») обозначала маску актеров античной драмы, выступавших на сцене. Она была связана с внешним, публичным проявлением психики, но внутренняя сущность человека была затемнена. Позже начала использоваться концепция роли, являющейся частью изучения социальной психологии.

С психологической точки зрения, личность — это каждый человек, член общества, занимающий определенную позицию и роль в социуме:

  • позиция — это особое положение индивида в социальной группе (подчинение, доминирование, например, в профессиональной, личной жизни);
  • роль — это сочетание ожидаемого поведения индивида в обществе, задаваемое нормами, конвенциями (роль студента, медсестры).

Личность формируется на протяжении всей жизни.

Сферы психологии человека:

  1. Познавательная (когнитивная). Цель — рассмотрение формы познавательной деятельности, ее содержания. Поведение человека определяется разумом, уровнем интеллекта. Эта сфера изучает приобретение, сохранение, применение на практике различных знаний.
  2. Ассоциативная. Это направление изучает психику на основании ассоциативных способов. Эта сфера основана на предположении, что первостепенную роль играют чувства, под воздействием которых создается сознание. Ассоциация сложных терминов с простыми облегчает их понимание. Фиксирование ассоциаций обеспечивает их повторение.
  3. Гештальтная. Психология людей этой сферы основана на объяснении психических процессов за счет определенных интегральных образований — «гештальтов». Через мышление, восприятие органы чувств воспринимают окружающие объекты как целостные формы.
  4. Гуманистическая. Ее основа — изучение личности, способности человека. Люди живут пережитым опытом, выполняют определенные роли на основании конкретных ситуаций. Первостепенная задача человеческой жизни — самосовершенствование. Он тянется к высшим достижениям только после удовлетворения более низких потребностей.
  5. Глубинная. Цель этой сферы — изучение неосознанных процессов, считающихся движущими факторами индивидуального поведения. Речь идет о психоанализе, основанном З. Фрейдом. Он создан на утверждении, что человеческая личность основана на инстинктивных, эмоциональных процессах. Психоанализ помогает ученым определить причины психических явлений.

Методы психологии

Все применяемые в психологии методы делятся на две большие группы:

  1. Эмпирические. Данная группа включает сбор и интерпретацию имеющихся фактов, статистический анализ больших объемов данных и поиск закономерностей.
  2. Экспериментальные. Эти методы основываются на искусственном моделировании различных ситуаций в исследовательских целях. В данную группу входят, например, социальные эксперименты.

С целью сбора данных, пригодных для исследования и анализа, применяются такие методы как:

  • наблюдение – изучение эмоций и реакций человека;
  • самонаблюдение – осмысленное изучение собственного восприятия, эмоций, реакций, желаний и прочих психических процессов;
  • собеседование – беседа с человеком, позволяющая получить от него информацию, недоступную для наблюдения;
  • эксперимент – целенаправленное моделирование ситуации, позволяющей получить необходимую информацию о психике испытуемого;
  • опрос – выявление индивидуальных психологических особенностей испытуемого при помощи заранее сформулированных вопросов;
  • тестирование – оценка психологических качеств при помощи заранее подготовленных тестов, для которых уже разработан механизм интерпретации реакций и ответов испытуемого;
  • биографическое исследование – анализ жизненного пути человека, позволяющий определить особенности его психики, построить относительно точный прогноз на дальнейшую жизнь и дать рекомендации по её улучшению.

В прикладной психологии перечисленные методы обычно комбинируются, чтобы провести максимально точный и всесторонний анализ психики испытуемого. Например, практически каждый человек хотя бы однажды устраивался на работу и проходил при этом собеседование и тестирование. А психотерапевты комбинируют такие методы как собеседование, наблюдение и биографическое исследование, а также предлагают клиенту провести самонаблюдение в определенных ситуациях.

Внимание

Внимание – это избирательное восприятие того или иного объекта. Выражается в том, как относится человек к объекту

За вниманием часто могут стоять такие психологические характеристики личности, как потребность, интерес, направленность, установки и другие. Внимание также обуславливает то, как человек ориентируется в окружающем мире и то, как этот мир отражается в его психике. В центре сознания всегда оказывается объект внимания, а остальное воспринимается более слабо. Но направленность внимания имеет свойство меняться.

Объектами внимания служит, как правило, то, что имеет для человека на данный момент наибольшую значимость. Удержание внимания в течение продолжительного времени на объекте называют сосредоточенностью.

Функции внимания:

Обнаружение
Избирательное внимание
Распределённое внимание

Внимание может быть произвольным и непроизвольным. По формам оно различается на:

  • Внешнее – направлено на окружающий мир;
  • Внутреннее – направлено на внутренний мир человека;
  • Моторное

Свойства внимания: направленность, распределённость, объём, интенсивность, сосредоточенность, переключаемость, устойчивость.

Все они тесно связаны с деятельностью человека. И в зависимости от её назначения могут становиться более или менее интенсивными.

Подробнее о внимании читайте в нашем уроке «Внимание и память» из курса по развитию памяти

Эффект прожектора. (Spotlight effect)

Большинство людей, когда идут по улице, обычно заняты размышлениями. О семье, работе, кредите, о детях, интересной книге, планах на будущее

И когда мыслительный процесс занят мыслями, то люди не всегда обращают внимание на окружающих

На самом деле, прохожим откровенно плевать, насколько выглаженная ваша рубашка, правильно ли вы одели галстук, когда вы собираетесь в университет или на работу
. Подавляющее их большинство даже не заметят недостаток в вашей внешности, ведь будут заняты собственными мыслями, которые для них значительно интереснее. В центре внимания, под условным прожектором, вы находитесь реже, чем об этом думаете. Именно поэтому перестаньте беспокоиться о таких «пустых» атрибутах человеческой жизни, ведь окружающие заняты больше собственными проблемами, чем вашим новым смартфоном, который вы пытаетесь «засветить» перед другими.

Что такое психология?

Психология — это наука о закономерностях психической жизнедеятельности отдельных людей, групп людей, а также все способы исследования внутренних психических процессов, которые потом можно будет применить в практической работе. Внутри науки изучается мир субъективных (душевных, ментальных) явлений и состояний, которые осознаются или не осознаются личностью. Как «учение о душе» зародилась еще во времена Античности, но самостоятельной и официальной психологической наукой стала в 1879 году.

Главный объект изучения психологии — это человек, вернее, его психика, – его внутренний мир, который обнаруживается в эмоциональных состояниях, установках, целях, суждениях, мотивации, темпераменте, мышлении, ощущениях, навыках поведения, адаптации и деятельности. Психика является свойством материи головного мозга, но именно живого, работающего мозга.

Психику и психологию человека невозможно познать без знания о его биологическом и социальном устройстве. Поэтому изучение психологической наукой предполагает знакомство с биологией, физиологией высшей нервной деятельности, философии, педагогики, истории общества.

Истории появления науки.

В переводе с древнегреческого «психология» означает «слово о душе». Таким названием она обязана греческой мифологии, где богиня Психея считалась символом души. У истоков психологической науки стояли Аристотель, Платон, Ибн Сина, но первые упоминания об отдельной психологической дисциплине появились только в XVIII веке в работах немецкого ученого-энциклопедиста Христиана Вольфа. До XXI века психологическая наука претерпела несколько трансформаций, которые происходили в зависимости от смены главного объекта изучения.

Хотите принимать лучшие решения, найти идеальную карьеру, реализовать потенциал по максимуму и получить инструкцию индивидуального развития

? Узнайте, каким человеком вам суждено было стать при рождении с помощью системыДизайн Человека . Только 2 дня для читателей wikigrowth.ru участие бесплатно.Получить сейчас

Всего выделяют четыре этапа:

  1. объект изучения – душа. Получила такую формулировку во времена расцвета греко-римской цивилизации благодаря ассоциации с анимизмом (от латинского «анима» – дух, душа). Душа-анима, по разумению предков, считалась главным признаком, отличающим живое от неживого. Наличием неопределенного бесконечного вещества «души» люди пытались объяснить связь с космосом, жизнь после смерти, типы темпераментов и все непонятные ощущения в своем теле.
  2. объект изучения – сознание. Возникла в XVII веке одновременно с открытием рефлекторной природы поведения, описанной Декартом. Сознанием в то время называли некий «компас жизни», который формировал человеческую способность чувствовать, думать, наблюдать за своим поведением и описывать результаты своих наблюдений. В этот же период предпринимались первые попытки ввести понятие бессознательного.
  3. объект изучения – поведение. Зародилась в XX вместе с необходимостью ставить эксперименты и наблюдать за тем, что возможно непосредственно увидеть: поведение, реакции, поступки.
  4. объект изучения – психика. Предметом изучения стали все «околопсихические» объекты – объективные закономерности, проявления, механизмы.

Современная психология – многоотраслевая система научно-прикладных дисциплин, которая включает от 50 до 100 относительно самостоятельных направлений.

Пройти тест на темперамент

Краткая история становления психологии как науки

Психология формировалась в течение долгого промежутка времени. Фактически ее возникновения связано с появлением человека и его социализацией. Поэтому в самые древние времена люди занимались изучением психических процессов личности.

Временной промежуток Особенности
1 этап (более двух тысяч лет назад) В данный этап психология рассматривалась как учение о человеческой душе Так как этому периоду не характерно наличие большого количества отраслей человеческого знания. То многие явления не имели разумного объяснения. Поэтому изучение человеческой души стало способом объяснение непонятных явлений
2 этап (17-20 век) Психология стала рассматриваться как наука о сознании человека В данный период ученые и исследователи предположили, что чувства и эмоции – это элементы сознания. В данный период основным источником знаний стал метод наблюдения за поведением, характером и эмоциями
3 этап (20 век) Психология – это наука о поведении человека (как самостоятельно, так и в условиях взаимодействия) В этот период знания о психологии стали глубже. Под наблюдения попали различные особенности поведенческих реакций. Они стали связываться с самой личностью и ее особенностями. Поэтому произошла связь между отдельной личностью и тем, как она взаимодействует с другими
4 этап (настоящее время) Психология – это комплексная наука, которая изучает факты, закономерности и явления человеческой психики Особенностью данного временного периода является комплексное понимание различных элементов психики и их взаимосвязей

Краткая таблица периодов развития науки

Для первого из указанных периодов характерны такие известные имена, как Аристотель, Платон, Демокрит. Именно они стали первыми людьми, которые пытались найти ответ на вопрос «что такое душа человека?». Произведение Аристотеля «О душе» считается первым психологическим трудом в нашем мире.

Второй период, в свою очередь, подтверждает взаимосвязь психологии с философией. Различные философские установки переходит в сферу знаний психологии. Известные личности того периода – Декарт, Локк, Спиноза.

На стыке второго и третьего периода происходит так называемый кризис психологии как науки. Это с вязано с тем, что людям, изучающим психику человека, не хватало практики и практических знаний. Поэтому по большей части изучение психических явлений личности вошло в состояние стагнации.

В 20 веке началась трансформация взглядов. Появилось больше практики и изучение практических кейсов. Потому настал новый этап формирования науки.

Сегодня же психология является одной из наиболее популярных отраслей. Мало того, что психологические вузы являются очень популярными среди люди. Но также люди пытаются самостоятельно познать эту сферу знаний.

У психологии как науки долгая история формирования

Методы психологии

Для достижения целей науки в психологии применяются различные методы изучения сознания и особенностей поведения человека. В первую очередь к таковым относится эксперимент. Он представляет собой моделирование той или иной ситуации, провоцирующей определенное поведение человека. При этом ученые фиксируют полученные данные и выявляют динамику и зависимость результатов от различных факторов.

Очень часто в психологии используется метод наблюдения. С помощью него могут быть объяснены различные явления и процессы, происходящие в человеческой психике.

В последнее время широко используются методы анкетирования и тестирования. При этом людям предлагается ответить на определенные вопросы за ограниченное количество времени. На основе анализа полученных данных делаются выводы о результатах исследования и составляются определенные программы по психологии.

Для выявления проблем и их источников у конкретного человека применяют биографический метод. Он основывается на сопоставлении и анализе различных событий жизни индивида, ключевых моментах его развития, выявлении кризисных этапов и определяющих ступеней развития.

Эффект свидетеля. Психологический феномен группы

На самом деле, этот эффект (Bystander effect, bystander apathy) показан в образе доброго самаритянина. Ученые называют его  –  «диффузия ответственности». Например, обычный прохожий оказался в затруднительном положении, которое требует помощи. Как показывает исследование, у него будут выше шансы получить помощь, если свидетелем стал один человек, и соответственно ниже вероятность, если было несколько свидетелей.

В ходе исследования, ученые имитировали событие, в котором старшеклассники затрагивали и собирались избить моложе себя «очкарика и ботана» в школьном гардеробе, перед другими школьниками. 86% из тех, кто наблюдал за этим один, вмешались и вступились за жертву. Однако, если за этой же ситуацией наблюдали двое подростков, то шансы на помощь и покровительство падали до уровня 64%.
Когда исследователи увеличили количество наблюдателей до четырех, то шансы падали до 30%.

Однако этот эффект можно немного смягчить
. Если вам не повезло попасть в критическую ситуацию, и вы нуждаетесь в помощи, то просите о помощи не общественность, а обращайтесь более персонально и конкретно. Вместо «Помогите!» Лучше обращаться «Женщина в черном платье, вызовите скорую!»

Значение психологии в жизни человека

В общем-то, каждый человек выбирает для себя сам, нужны ему знания об основах психологии или нет. Кто-то путем проб и ошибок самостоятельно приходит к пониманию того, как ему жить, общаться, чувствовать, а кто-то сокращает путь к мудрости при помощи книг по психологии, консультаций у психологов.

Знать, как устроена человеческая психика, полезно, чтобы:

  • понять себя,
  • понять других,
  • управлять собой и отношениями.

Ты знаешь, что у людей есть установки, которые мешают им достигать цели? Хотела бы научиться контролировать эмоции, чтобы они не разрушали тебя и других? Легко определяешь характер человека и в зависимости от этого находишь к нему подход?

Мы не призываем тебя бросаться осваивать новую науку. Основы психологии ты постигаешь всю жизнь, прислушиваясь к родителям, наблюдая за другими людьми, читая художественную литературу: одна «Война и мир» переплюнет сотни трудов ученых психологов.

Да и без ошибок, конечно, никуда! Они воспитывают не хуже книг. Каждый из нас строил воздушные замки и разочаровывался, сжигал мосты и жалел об утраченных возможностях, отношениях. Но этот путь можно пройти как-то мягче и конструктивнее.

Классификация методов психологии по различным критериям

В классификации по уровню научного познания выделяют:

  • теоретические методы – проектирование, моделирование. Они позволяют определять проблемы, выдвигать гипотезы, анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать и моделировать;
  • эмпирические методы – наблюдение, эксперимент, опрос, беседа, рейтинг, тестирование, анализ результатов деятельности.

Классификация по цели и продолжительности исследования включает в себя методы изучения актуального состояния и динамических изменений во времени (лонгитюдный метод).

Классификация по действию с объектом исследования предусматривает:

  • изучение исследуемого объекта (теоретические и эмпирические методы);
  • обработку данных (качественные и количественные показатели);
  • представление полученных данных в виде таблиц, схем, диаграмм, графиков.

Знаменитые психологи и их теории

На сегодняшний день наука активно развивается. Поэтому сейчас существует множество теорий. Давайте рассмотрим наиболее популярные из них.

Психолог Сущность теории
Зигмунд Фрейд Разработал теорию сознательного и бессознательного. По его мнению, за каждой психической патологией стоит взаимосвязь сознательных и бессознательных элементов психики человека.
Абрахам Маслоу Разработал знаменитую теорию потребностей человека
Лев Семенович Выготский Он разработал теории влияния коллектива на личность человека, процессы социализации и социального развития, особенности психологического развития личности
Жан Пиаже Создал теорию когнитивного развития личности. Сейчас его труды легли в основу множества методик когнитивной психологии
Эрик Эриксон Наработал четкую и потребную теорию стадий психосоциального развития личности

Таблица теорий знаменитейших психологов и философов

Критика

Американский психолог Стивен Пинкер отмечает, что психологи зачастую игнорируют эмоций и не принимают во внимание способность разума обращаться с различными категориями последних по-разному. Так, по мнению Пинкера, теории памяти и мышления не отличают соображения о людях от соображений о камнях или зданиях; теории эмоций не видят разницы между страхом и гневом, ревностью и любовью; теории социальных отношений не проводят различий между семьей, друзьями, врагами и незнакомцами. Пинкер указывает, что такие темы, как любовь, ненависть, еда, секс, статус, власть, зависть, дружба, религия и др., практически не затрагиваются в учебниках психологии.

Пинкер указывает, что такие темы, как любовь, ненависть, еда, секс, статус, власть, зависть, дружба, религия и др., практически не затрагиваются в учебниках психологии.

Одним из самых ярких и авторитетных критиков психологии был русский физиолог, нобелевский лауреат Иван Павлов[источник не указан 124 дня]. Изучая работу нервной системы, Иван Павлов всегда стремился изучать её строгими методами естествознания, как он сам неоднократно выражался, именно «строго объективно». Академик критиковал психологию как науку из-за отсутствия методов, чётких категорий и понятий[источник не указан 124 дня]. Например, в одной из своих лекций И. П. Павлов так писал о препятствиях, связанных с психологической наукой:

Структурализм

Структуралисты считали, что самый лучший способ понять, как функционирует разум – это разбить его на основные элементы и исследовать каждый из них. Титченер пришел к выводу, что существует три группы ментальных компонентов, которые формируют сознательный опыт:

  1. Ощущения.
  2. Образы.
  3. Привязанности (чувства, эмоции).

В качестве единственного метода исследования этих элементов он использовал интроспекцию (самоанализ), полагая, что те процессы, которые нельзя исследовать с помощью этой техники, не относятся к сфере психологии. В итоге чрезмерная зависимость структуралистов от сомнительной и строгой методологии завела их в бесплодный тупик. По сути, структурализм умер вместе с Титченером, а на смену ему пришел альтернативный подход, известный как функционализм.

Психология и юриспруденция, право

Стоит ли говорить о тесном сотрудничестве следователей и психологов? По-моему, очевидно, что невозможно «расколоть» человека или предугадать действия преступника, если не знать его психологический портрет, не владеть методами воздействия и не уметь противостоять манипуляциям.

Психологов приглашают дополнить проверку полиграфом или изучить физиогномику человека. Многие проблемы, например, девиации, асоциальный образ жизни, дезадаптация, заставляют вместе работать сотрудников органов и психологов. Предотвращать, реабилитировать, корректировать, информировать – задача юридической психологии.

Функционализм

В отличие от структуралистов, которые стремились обнаружить компоненты сознания и понять, как они организованы, функционалистов больше интересовало, как работает разум, какие психические процессы в нем протекают и какую роль сознание играет в поведении человека.

Одним из главных представителей функционализма был выдающийся психолог и философ Уильям Джеймс. Он продвигал идею о том, что разум и самосознание служат некой практической цели. Т.е. функционалисты рассматривали мышление и поведение с точки зрения того, как они помогают человеку адаптироваться к окружающей среде, успешно функционировать в мире и добиваться успеха. Такой подход к психологии сформировался под влиянием теории эволюции Чарльза Дарвина.

Поскольку функционалисту Джеймсу было непросто примирить объективную природу психологии с ее ориентацией на сознание, которое не поддается непосредственному наблюдению, со временем он отошел от научно-экспериментального подхода и углубился в философские рассуждения. Его сочинения были написаны доступным, нетривиальным, местами юмористическим и даже разговорным языком, за что их и раскритиковал Вундт. «Это литература. Это красиво, но это не психология», – так он отозвался о книге Джеймса «Принципы психологии» .

В конце концов функционализм потерял свое господство, а на смену ему пришли другие психологические теории.

Первые шаги в изучении психологии — 27 книг

Советы для желающих самостоятельно изучать психологию с форума психологов и от Ирины Камаевой (кандидат психологических наук).

1. Ждан «История психологии: от античности до наших дней».

Во всех ВУЗах изучение психологии начинается с истории психологии. Это поможет разобраться в том что такое психология, чем она занималась и занимается, что есть ее предмет и какие методы исследования она использует.

2. Рогов «Общая психология».

Далее всегда следует изучение общей психологии. Это необходимо для того что бы понять базовые психические процессы, основные принципы и закономерности функционирования психики.

3. К. Уилбер «Никаких границ».

Если хотите получить общий, системный взгляд на психологию, можно также ознакомиться с работами этого американского философа.

4. Хьелл и Зиглер «Теории личности».

Полезно изучить различные теории личности. Непременно стоит почитать таких классиков какВыготский, Леонтьев, Лурия, Узнадзе .

4. Дружинин «Экспериментальная психология».

Далее уже можно интересоваться более узкими отраслями — возрастной, детской, социальной психологией и т.д. Важный момент — экспериментальная психология, изучение даст возможность понять, каким образом можно получать достоверную информацию о тех или иных процессах и явлениях. Так что однозначно начинать нужно с учебников, а с монографиями уже дальше и самому будет определиться не сложно.

5. Фрейд

: «Будущее одной иллюзии», «Психопатология обыденной жизни», «Остроумие и его отношение к бессознательному», «Достоевский и отцеубийство», «Неудовлетворённость культурой». «Я и ОНО», «Толкование сновидений».

6. Метапсихология Фрейда:

«По ту сторону принципа наслаждения», «Моисей и монотеизм», «Проблемы метапсихологии».

Начав с Фрейда ли, с Юнга, Райха, Олпорта, Бандуры

илиКелли , Вы абсолютно не поймете, что собой представляет научная психология, равно как и не приблизитесь к ее изучению. Это всего лишь один из аспектов развития психологии и, начав изучение с него, вы будете как в притче про слепых и слона. К тому же, психоанализ, как и ряд других направлений (в большинстве своем им же и порожденных) не вписывается в парадигму современной психологии, поскольку методология изучения в нем не основана на экспериментальном подходе.

7. К. Хорни «Самоанализ».

Для знакомства с психоанализом и самостоятельного применения его идей подойдет эта книга.

8. Камаева советует ознакомиться с Мелани Кляйн, Маргарет Малер, эго-психологией, селф-психологией, с теорией объектных отношений

. «Фрейд — это как Ленин. Он всё написал, а дальше на него уже наложили современность».

Психология личности

Личность — это человек, который обладает определенными психологическими свойствами , что отличают его от других. Основываясь на этом, он сам выстраивает и контролирует свою жизнь, действия, мышление. В психологии личность делится на четыре уровня:

  • Низший. Это те свойства, которые заложены в нас с самого рождения, то есть возрастные, инстинктивные.
  • Второй от низшего. Здесь уже наблюдаются проявления индивидом памяти, мышления, сознания, осознанных действий, ощущений.
  • Третий. Это собственный опыт каждого индивида (индивидуальный). В нем, как правило, содержатся полученные навыки, знания.
  • Высший. На этом уровне формируется самооценка, мировоззрение, убеждения и взгляды на жизни.

Знания этих четырех уровней личности могут помочь объективно смотреть на людей и понимать, на каком уровне развития находится данный индивид. Развитие человека как личности и индивида происходит одновременно. Многих ученых всегда интересовала данная тема и, как правило, все это рассматривалось с абсолютно разных углов. Личность может развиваться как самостоятельно, так и целенаправленно. Соответственно — результаты будут существенно разниться между собой. В основу психологии личности легли две основные теории.
Рис. 5. Зигмунд Фрейд на обложке журнала Life. Макс Хальберштадт. 1922 год

Зигмунд Фрейд — Психологическая теория

Фрейд рассматривал личностное развитие на психосексуальном уровне и ввел такое понятие, как структура личности, которая состоит из трех компонентов:

  • Первое — “оно” или Ид, эта ступень повествует о том, что каждый человек наделен инстинктами при рождении.
  • Второе — эго или “Я”, на это уровне рассказывается о контакте психики с окружающей нас реальностью.
  • Третье — супер эго или “сверх Я”, на этом этапе формируется полное самостоятельное развитие личности.

Карл Густав Юнг — Аналитическая теория

Юнг разделил людей на два типа: интровертов и экстравертов. Он описывает в своих трудах, что личность требует единства и гармонии, что она стремится к развитию, к будущему и самореализации. Есть еще множество теорий развития личности в психологии, но, пожалуй, это две основные, которые положили начало другим и стали фундаментом для исследований. Путь развития и становления психологии был трудным. Но ведь и сама наука имеет дело со сложными, но интересными созданиями — с людьми. И психология является главной моделью, которая служит для их понимания, помощи и поддержки.Ниже посмотрите интересное видео, в котором также рассмотрена тема психологии как науки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector