История становления психологии управления как науки

Содержание:

Исследование мотивации

Главным двигателем человека к прогрессу и достижениям в бизнесе является правильная мотивация. Изучение механизмов мотивации является основополагающим аспектом психологии управления.

Благодаря правильной мотивации люди способны не только добиваться успехов, но и сплотиться, объединяться в единую команду и стремиться к общей цели. Некоторые сотрудники в силу своей скромности, стеснительности, аскетичности и многих других черт характера не могут эффективно работать в коллективе. Но если руководитель грамотно мотивирует не только команду в целом, но и всех сотрудников в отдельности, то каждый из них способен побороть подобные негативные эмоции и перестать действовать в одиночку, положившись на своих коллег.

В чем отличия психологии управления и психологии труда?

Специфика психологических факторов коллективной деятельности, способы ее психологической организации — всем этим занимается психология управления.

Психология управления и труда имеют много общего. Но тогда как психология труда сосредоточена преимущественно на проблемах профессионального отбора (соответствие конкретного кандидата определенным требованиям к должности), то психология управления сосредоточена на соответствии конкретного кандидата определенной организации тем ценностям, целям, задачам, которые в ней установились.

Помимо этого психология управления обеспечивает психологическую готовность руководителя или менеджера к выполнению определенных управленческих задач. Стоит учитывать, что менеджер выполняет два типа задач:

Не принимает во внимание психологию, людей, их интересы и особенности поведения или игнорирует их — на первом месте стоит выполнение определенных задач любой ценой, а люди воспринимаются просто как средство достижения целей.
Тесная привязка к психологии взаимоотношений в коллективе — уровень удовлетворенности подчиненных, качество их общения, мотивированность и т.д.

Следовательно, всех менеджеров можно условно поделить на тех, кто лучше справляется с техническим руководством и тех, кому лучше дается управление людьми.

Безусловно, эти два параметра тесно взаимосвязаны, поскольку уровень эффективности организации, умение решать поставленные задачи оптимальным путем возрастает, когда в коллективе создан правильный психологический климат. Те знания, которые получает руководитель в ходе изучения курса психологии управления, дают возможность компетентно управлять коллективом, предотвращать возникновение конфликтов, понимать психологическую составляющую управленческих процессов, качественно решать проблему подбора сотрудников, проводить анализ, улучшать психологический климат и давать адекватную оценку своей деятельности.

Исходя из этого, задача психологии управления заключается не только в облегчении труда менеджеров, но и в повышении его эффективности путем применения знаний о психологических особенностях людей, формах проявления человеческой психики, а также о ее изменчивом и функциональном характере. Подводя итог, можно выделить следующие задачи психологии управления:

  • психологический анализ деятельности лиц, занимающих руководящие должности;
  • изучение механизмов мотивации людей;
  • исследование механизмов регуляции деятельности в комфортных и экстремальных условиях на психологическом уровне;
  • изучение психологических особенностей лидерства;
  • исследование процессов коллективного взаимодействия;
  • предоставление психологических рекомендаций относительно использования психологических знаний в ходе управления, в конфликтных ситуациях и переменах в психологическом климате в коллективе.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Суть психологии работы с сотрудниками

Самое лучшее доказательство того, что руководитель предприятия отлично справляется с возложенными на него обязанностями – это наличие у каждого работника позитивного отношения к своей работе и желания являться на службу ежедневно с целью трудиться на благо организации. Достичь этого можно посредством стимулирования рабочего процесса. Это значит, что руководство компании должно научиться формировать мотивы в профессиональной деятельности сотрудников. Это определяется некоторыми факторами:

  • комфортные условия для работы;
  • наличие перспектив в карьере работника;
  • хорошие взаимоотношения в коллективе;
  • приемлемая заработная плата;
  • возможности развития – как профессионального, так и личностного.

Чтобы провести анализ и диагностику потребностей в каждом из перечисленных пунктов, необходимо знать психологию мотивации сотрудников. Кроме этого, для проверки существующего уровня мотивов профессиональной деятельности специалисты предлагают воспользоваться тестовыми методиками и опросниками.

В первую очередь нужно запомнить, что каждый работник имеет свои потребности. Кто-то работает для обеспечения финансового положения своей семьи, кто-то приходит на работу для карьерного роста, а кто-то просто любит размеренный образ жизни и трудовая деятельность является для него обычным делом.

Взаимодействие между всеми перечисленными потребностями людей и мотивами их поведения в рабочем коллективе анализировал знаменитый психолог по имени Абрахам Маслоу. Он смог провести необходимые исследования и создал целую иерархию нужд человека, разделенную на пять основных уровней.

Пирамида Маслоу

Первый и самый основной уровень в пирамиде Маслоу состоит из обычных физических потребностей человека, к которым относятся голод, жажда, нужда в одежде и прочее. На втором уровне располагаются потребности в защите от различных неблагоприятных факторов и уверенность в будущем. Второй уровень пирамиды выражается в основном в том, что человек стремится иметь хорошее здоровье и не испытывать материального недостатка.

Третий уровень пирамиды Маслоу включает в себя нужды социального характера. Любой человек хочет быть признанным и причастным к общности или отдельному социальному слою населения. Он требует создания условий, в которых будет необходим людям, иметь привязанность к чему-либо и ощущать поддержку со стороны окружающих.

На четвертом уровне стоит потребность в уважении. Она проявляется в стремлении человека к похвалам за все, чего он смог добиться в жизни или на работе. На последнем уровне находится потребность самовыражения, и она включает в себя стремление совершенствовать свои знания и самореализовать внутренний потенциал, творческие способности и прочее. Эти потребности появляются, когда все более низшие полностью удовлетворены. Иными словами, человек не испытывает жажды творчества, если ему не хватает на еду или, например, он мерзнет в обуви не по сезону.

Перечисленные потребности человека – основа, от которой зависит вся психология в управлении персоналом. Поэтому возникает вопрос о том, как применить данные механизмы в мотивации персонала организации. Отвечать за это должен специалист, который чаще всего занимает пост менеджера по работе с коллективом. В перечень его обязанностей включается проведение тестирования кадровых ресурсов организации и выполнение анализа их нужд. Далее, после обобщения полученной информации, менеджер обязан разработать концепции, гарантирующие воплощение моделей мотивации для сотрудников в жизнь предприятия.

Изучение процессов регулирования трудовой деятельности в разных ситуациях, в том числе и экстремальных

Профессиональный руководитель должен уметь осуществлять грамотную управленческую деятельность в любых условиях, в том числе и в экстремальных: в условиях ограниченности времени, ресурсов, нехватки кадров. Истинная ценность хорошего руководителя заключается в умении осуществлять управление коллективом и правильного его мотивировать, несмотря на невыгодные ситуации. Правильные, скоординированные действия выведут команду из затруднений, а ошибки загонят только в ещё большие проблемы.

Именно поэтому психология управления уделяет особое внимание изучению деятельности руководителей в разных ситуациях

Кен Бланшар, Марк Миллер. «Секрет. Что знают и делают великие лидеры»

Секреты успеха тех, кому удалось стать великими и войти в историю, пытаются разгадать все. Безусловно, лидер – это отличный управленец, который не просто харизматичен. Он делает то, чего не может большинство, и этим привлекает массы.

Авторы книги рассказывают читателям о 50 секретах, которые помогли великим управленцам не только стать таковыми, но и удерживать лидерство на протяжении длительного времени.

Грамотное управление – настоящее искусство, им можно овладеть, важно не только прочитать, но и внедрить в жизнь те самые 50 секретов. Героиню книги зовут Дебби Бюстер

Она активно спасает собственную карьеру, которая стремительно идет на дно. Дебби случайно попадает в специальную программу наставничества. Цель программы – сделать из человека профессионала, лидера, к которому прислушиваются

Героиню книги зовут Дебби Бюстер. Она активно спасает собственную карьеру, которая стремительно идет на дно. Дебби случайно попадает в специальную программу наставничества. Цель программы – сделать из человека профессионала, лидера, к которому прислушиваются.

Занятия с Дебби проводит ее непосредственный руководитель Джефф Браун. Однажды главная героиня задает ему тот самый животрепещущий вопрос: «В чем секрет настоящего лидера?», и получает ответы, которые навсегда перевернули ее сознание.

Книга полезна не только управленцам. Стать хозяином собственной жизни – это тоже про управление, но собой. Лишь когда человек научится быть лидером для самого себя, он сможет стать таковым для остальных.

Управление и влияние – те области психологического знания, основы которых необходимо изучить всем. Сделать собственную жизнь интересной, воспитывать детей и планомерно подниматься по карьерной лестнице весьма проблематично без освоения управленческих навыков. Возможно, не стоит откладывать процесс обучения в долгий ящик, а начать его с прочтения книг из нашей подборки?

Список использованных источников:
  1. Психология влияния. Как научится убеждать и добиваться успеха / Роберт Чалдини; . – Москва: Эксмо, 2019. – 416с. – (Книги, о которых говорят).
  2. Психология управления / А. А. Трусь. – УП «Издательство «Высшая школа», 2014 г.
  3. Психология управления. Практикум / А. А. Трусь. — УП «Издательство «Высшая школа», 2014 г.
  4. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично / Карнеги Дейл. – Изд-во Лениздат, 2014 г.
  5. Психология управления / Л. Д. Столяренко. – Издательство «Феникс», 2007 г. – 512 с.
  6. Кен Бланшар. Секрет. Что знают и делают великие лидеры.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Магистерская программа «Организационная психология и психология менеджмента»

Основные дисциплины

1. «Современные направления психологии менеджмента и организационной психологии»

2. «Практикум по методам психологического исследования в областипсихологии менеджмента и организационной психологии»

3. «Психологический анализ и оптимизация деятельности»

4. «Психология профессионального стресса»

5. «Психология управления персоналом»

6. «Профессиональная психология личности, обучения и развития персонала»

7. «Психология профессиональной карьеры»

8. «Практикум по профессиональной психодиагностике»

9. «Теория и практика психологического тренинга»

10. «Практикум по психологическим методам интервенции в организации»

11. «Практикум по управленческому консультированию и коучингу»

12. «Психология проектирования организации: теория и практика»

13. «Практикум по психологии инновационного менеджмента»

14. «Психология организационного развития»

15. «Психологические основы маркетинга»

Ведущие преподаватели

Г.С. Никифоров, д.псх.н., проф., руководитель профиля ?Психология менеджмента?, заслуженный деятель науки РФ, основатель нового для России научного направления психологии менеджмента и редактор одного из первых в России учебников по психологии менеджмента

С.А. Маничев, к.псх.н., доц., руководитель профиля ?Организационная психология?, руководитель более 60 консалтинговых и научно-исследовательских проектов в области организационной психологии для различных коммерческих и государственных организаций РФ

Результаты освоения программы

• знания о закономерностях трудовой деятельности человека, включая взаимодействие человек-компьютер

• знания об управлении эффективностью работы, об обеспечении удовлетворенности, здоровья и профессионального долголетия персонала

• понимание принципов и методов профессиональной подготовки, обучения и развития персонала

• понимание закономерностей формирования и развития групп в организации

• знание психологических теорий и основ менеджмента, организационного развития, психологических основ маркетинговых коммуникаций

• навыки профессиональной коммуникации (интервьюирование, консультирование, переговоры и медиация, управление группой)

• навыки диагностики и управления функциональными и эмоциональными состояниями (включая стресс-менеджмент)

• навыки диагностики и оценки индивидуумов, групп и организаций, управленческого консультирования

• навыки проведения исследований в организациях, разработки программ мотивирования, обучения и развития персонала,

• психологического обеспечения изменений, инноваций и развития менеджмента и организации в целом

Базы прохождения практик:

— рекрутинговые агентства («Kelly Services», «Manpower CIS»)

— организации в сфере рекламы, PR, маркетинга («Той-опинион»)

— финансовые учреждения (Северо-Западный Банк Сбербанка России, ОАО «Альфа Банк», ЗАО «ВТБ24»)

— торговые организации (Торговый дом «Лаверна», сеть гипермаркетов «О’КЕЙ», ОАО «Большой Гостиный Двор»)

— производственные предприятия (ОАО «Звезда», ОАО «Газпромнефть»)

— организации в сфере услуг (Метрополитен Санкт-Петербурга, корпорация отелей Рэдиссон САС Роял, сеть ресторанов «Чайная ложка»)

Где работают выпускники

— различные организации в должностях менеджеров по персоналу (рекламе, продажам), маркетологов, психологов-референтов

— центры занятости населения и центры профориентации в качестве психологов-консультантов

— преподавательская деятельность

— в качестве психологов-тренеров и бизнес-консультантов

Как связаны самоконтроль и влияние на окружающих?

Манипулирование требует развитой силы воли и способности контролировать свои эмоции. Направляя другого человека, лидер должен контролировать ситуацию. Иначе объект перехватит инициативу и воздействовать на него не получится.

Когда самоконтроль будет освоен на достаточном уровне, нужно заняться работой над репутацией

Важно вызывать правильное впечатление, доверие, налаживать эмоциональную связь

Поначалу нужно занять позицию наблюдателя: учиться оценивать людей издалека, пытаться угадать, о чем они думают. В диалоге занимать позицию активного слушателя: не навязывать мнение, соглашаться с собеседником. И только когда он раскроется, можно переходить к внушению.

Опытный манипулятор может с первого взгляда оценить, как ему следует вести себя с объектом. Для развития такого уровня навыков понадобятся годы непрерывных тренировок. Чтобы понять, как управлять собой и людьми, выстраивать отношения, влиять на ситуацию извне и изнутри, нужно изучить хотя бы азы психологии человека.

Психологические законы управления

Психологические законы управления проявляются в процессе взаимодействия людей в различного рода группах.

Основные законы:

  • закон неопределенности отклика;
  • закон неадекватности взаимного восприятия;
  • закон неадекватности самооценки;
  • закон искажения информации;
  • закон самосохранения;
  • закон компенсации.

Закон неопределенности отклика. 1) Разные люди в разное время могут по-разному реагировать на одинаковое воздействие. 2) Один и тот же человек в разное время может по-разному реагировать на одно и то же воздействие в зависимости от эмоционального состояния, настроения и т.д.

Нельзя предвидеть в полной мере ответную реакцию человека на определенное воздействие.

Закон неадекватности взаимного восприятия. Человек никогда не может постичь другого человека с той полнотой, которая была бы достигнута для принятия серьезных управленческих решений относительно этого человека. С учетом этого закона рекомендуется использовать следующие принципы подхода к людям:

  • принцип универсальной талантливости. «Нет людей бездарных и неспособных, а есть люди, занятые не своим делом»;
  • принцип развития способностей человека;
  • принцип неисчерпаемости: ни одна оценка данная человеку, не должна считаться окончательной.

Закон неадекватности самооценки. Человеку свойственно себя в чем-то переоценивать, в чем-то недооценивать. Для повышения адекватности самооценки необходимо овладеть различными приемами и методами самоанализа.

Закон искажения информации. Управленческая информация имеет тенденцию к искажению смысла в процессе движения сверху вниз. Устная информация восприниматься и адекватно интерпретироваться с точностью до 50% +- 30%.

Если информация не полная или доступ к ней ограничен, а она является значимой для человека, то люди начинают домысливать, дополнят ее, опираясь на собственные догадки. Чтобы искажение к минимуму, рекомендуют устную информацию всегда дополнять письменной: уменьшать количество передаточных звеньев; своевременно снабжать информацией сотрудников по вопросам, которые касаются их деятельности, поддерживать обратную связь с сотрудниками.

Закон самосохранения. Мотив, определяющий поведение человека — сохранение личного статуса, достоинства, состоятельности.

Закон компенсации. Человек, имеющий недостатки, сложности или проблемы в определенной области жизнедеятельности осознанно или нет, старается компенсировать их усиленной работой в другой области.

А. А. Трусь. «Психология управления» и «Психология управления. Практикум»

«Руководство – это способность побудить другого человека делать то, что нужно, когда нужно и как нужно, как будто он сам этого хочет» . Именно это меткое выражение Дуайта Д. Эйзенхауэра приводится в виде цитаты автором во введении первой книги.

Автор книг Александр Трусь – кандидат психологических наук, бизнес-тренер. За его плечами 20-летний опыт работы с руководителями разных уровней.

Обе книги – настоящие учебники по психологии управления. Они полезны практически всем: руководителям и предпринимателям, организаторам корпоративных мероприятий и коучам, студентам, обучающимся психологическим, управленческим специальностям

Словом, тем, кому важно разобраться в тонкостях психологии управления

В первой книге автор проводит глубокий анализ предпосылок и факторов успешной управленческой деятельности. А. Трусь подробно описывает психологическую грамотность руководителя, рассказывает об особенностях взаимодействия руководителя с подчиненными. По мнению автора, все сотрудники компании – это «люди с разных планет в одной организации» .

Автор описывает портрет профессионального управленца, раскрывает понятие «контрактинга» — своеобразной предпосылки конструктивности взаимодействия.

Книга легко читается и максимально полезна. А. Трусь приводит массу интересных примеров из кино, литературы и искусства, знакомит читателя с наиболее успешными примерами руководителей предприятий разной величины.

Вторая книга «Психология управления. Практикум» побуждает читателя опробовать полученные знания на практике. Автор знакомит с конкретными техниками, которые помогут повысить эффективность управления.

Практикум содержит приложение, в котором читатель найдет анкету и опросник, помогающие оценить собственные компетенции и знания в области психологии управления, а также уровень развития лидерских качеств.

Факторы внешней среды

Что является этими воздействующими силами? Многое: экономика, политика, конкуренты, клиенты и даже погода. Все это неконтролируемые факторы, которые могут повлиять на работу компаний. Это по сравнению с факторами внутренними, которые кажутся вам доступными. Например это персонал, культура компании, процессы и финансы

Контролируемые и неконтролируемые аспекты, влияющие на бизнес, можно разделить на внутренние и внешние соответственно. От постановки целей до повседневных операций организации может быть легко сосредоточиться на том, что, по ее мнению, она может контролировать изнутри. И все же очень важно не упускать из виду неконтролируемые внешние факторы, влияющие на бизнес:

  • потребители;
  • поставщики;
  • партнеры и конкуренты;
  • кредиторы;
  • государственное регулирование;
  • технологические ресурсы;
  • местоположение, климатические условия;
  • менталитет и культура;
  • демография.

Стабильность и прибыльность компании зависят от ее способности быстро выявлять изменения во внешней среде и реагировать на них. Изменения неизбежны, и способность справляться с неожиданными рыночными мутациями может означать разницу между выживанием и вымиранием организации. 

Внедрение эффективного управленческого метода и выявления внешних причин воздействия — способны помочь организации воспользоваться возможностями раньше, чем это сделают соперники, бороться с угрозами до того, как они станут серьезными проблемами, и согласовать стратегические планы с учетом меняющихся требований рынка.

Исследование особенностей лидерства

Существуют некоторые теории на тему того, что лидером невозможно стать, им можно только родиться. Психология управления занимается изучением необходимых личностных качеств, которые в совокупности составляют такое понятие, как «лидер».

На основе полученных данных составляется психологический портрет лидера, на основе которого происходит подготовка и обучение будущих управленцев. Лидером не обязательно родиться, в современном обществе необходимым лидерским качествам можно научиться, освоить их и стать прекрасным управленцем, даже если до этого наблюдалась скрытность, закомплексованность и прочие проблемы личностного характера.

Анкетирование

Этот метод многогранен и позволяет получить почти полную психологическую картину испытуемого путем невербального воздействия. С его помощью можно оценить воображение, склад ума, память и другие психологические особенности. В этом помогают опросники, требующие развернутого описания своих мыслей и впечатлений. Управляющий в данном случае будет вынужден провести  более глубокий психологический анализ, но и даст он более точную информацию о тонкостях характера.

Тестирование применяется с целью вывить основные личностные характеристики, так как тесты всегда подразумевают наличие выбора из точных ответов, при анализе которых анкетируемого можно точно отнести к определенным группам и составить его примерный психологический портрет. Тестирование является довольно поверхностным способом, так как подразумевает лишь отнесение к определенным психологическим категориям, без выявления каких-либо других подробностей. Его лучше всего дополнять открытыми опросниками, позволяющими личности лучше раскрыться. 

Заключение

Системный подход показал, что большей сложностью обладает сам объект управления. Не только управление, но и то, что управляется, имеет свою логику, свои законы и они системны по своей природе. Следовательно, эффективное управление обязательно должно учитывать и их, а для этого — знать и уметь их использовать.

Таким образом, данный подход сформулировал новое понимание организаций как социотехнических систем. В силу общего характера его нельзя рассматривать как набор законченных принципов и процедур. Это — определенный способ мышления по отношению к практическим и теоретическим проблемам управления. Системный подход способствовал укреплению междисциплинарных связей теории управления с другими науками и направлениями исследований. Например, с такими, как общая теория систем Л. фон Берталанфи, «индустриальная динамика» Д. Форрестера, исследования «административных систем» Ч. Барнарда, исследования по теоретическим основам управления (кибернетическое направление) Н. Винера.

Роль системного подхода состоит и в том, что он показал ограниченный характер любого из частных, в том числе — и рассмотренных выше подходов и «школ управления». Одновременно благодаря ему стало ясно, что разработка комплексной теории управления возможна посредством их объединения — интеграции

И такая интеграция была осуществлена в следующем — наиболее важном и распространенном в настоящее время — ситуационном подходе

Литература

  1. Бороздина, Г.В. Основы психологии и педагогики: Учеб. пособие. – Мн. – 2004, 384с.
  2. Ганзен, В.А. Системные описания в психологии: Учеб. пособие. – Спб: Ленинград. – 1984, 176с.
  3. Григорович Л.А, Марцинковская Т.Д., Педагогика и психология. — М., — 2003, 480 с.

6 стр., 2752 слов

Подходы к командообразованию

… его рамках изучается как в действительности принимается решение. Первый подход реализуется в теориях управления. Второй: существует расхождение между тем как должно и как … связующие функции (коммуникация) Принятие решений и коммуникация представляют собой психологические аспекты управления организацией. Это связующие процессы между основными управленческими функциями. Принятие решений – …

18

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector